В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу. " Вас Москва любит,- заявил представитель ГПУ,- вас Москва ждет " . Архиепископ Иларион остался непреклонен. Он уразумел замысел ГПУ и мужественно отверг сладость свободы, предлагаемой за измену Агент удивился его мужеству и сказал: " Приятно с умным человеком поговорить.- И тут же добавил:- А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало? " Неудивительно, что после этого архиепископу Илариону было добавлено еще три года. И добавлено " за разглашение государственных тайн " , то есть разглашение разговора его с агентом в Ярославской тюрьме. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Крестный путь его продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Они не теряли надежды на то, что им удастся склонить на свою сторону такого авторитетного иерарха, каким был архиепископ Иларион, и закрепить его переходом свои позиции. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архиепископ Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний в присутствии светских лиц настойчиво упрашивал архиепископа Илариона " набраться мужества " и возглавить все более терявший значение григорианский " высший церковный совет " . Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело высшего церковного совета несправедливое и пропавшее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий, и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: " Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

" Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю " ,- говорил он в свое время епископу Гервасию. Такой позиции в отношении григорианцев он держался до конца своей жизни. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиереев на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Архиепископ Иларион был в числе епископов, выработавших в 1926 году церковную декларацию, определяющую положение Православной Церкви в новых исторических условиях. Она сыграла огромную роль в борьбе с возникшими тогда разделениями. В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. " Никакого раскола!- возгласил архиепископ Иларион.- Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию! " 28 июня 1928 года владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделившимся и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным. Такое отделение он считал " церковным преступлением " , по условиям текущего момента весьма тяжким. " Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, что бы превосходило меру снисхождения и терпения " ,- заявляет он. А в письме от 12 августа 1928 года развивает свою мысль: " Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат " . При этом он делает заключение, что митрополиту Иосифу ничего не докажешь, " хоть лбом об стенку бейся " , что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах. Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам. " Говорить с ним не приведи Бог,- писал владыка в письме от 28 июня 1928 года.- Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Как поведал ссыльный священник о. Павел Чехранов, Пасха прошла для трех из заключенных – его, епископа Нектария Трезвинского 452 и владыки Илариона, согласившихся с его планом провести ее иена нарах, а вопреки всяким запретам, вне барака, вне всякого сквернословия, – в недостроенной «пекарне с отверстиями для окон и дверей...». «...Мы прошмыгнули к ней поодиночке... – Начинайте, – проговорил владыка Нектарий. – Утреню? – спросил владыка Иларион. – Нет, все по порядку, с полунощницы, – ответил владыка Нектарий. – Благословен Бог наш... – тихо произнес владыка Иларион. – Волною морскою... – запели мы... И странно, странно отозвались в наших сердцах эти с захватывающим мотивом слова: – Гонителя, мучителя под землею скрыта... И вся трагедия преследующего фараона в этой особенной обстановке чувствовалась сердцами как никогда остро... Пропели полунощницу... – Да воскреснет Бог и расточатся врази его... – не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели «Христос Воскресе...». «Плакать или смеяться от радости?», – думал я. И так хотелось нажать голосом чудные ирмосы! Но осторожность руководила нами. Закончили утреню. —127— «Христос Воскресе!» – сказал владыка Иларион и мы все трое облобызались. Владыка сделал отпуст и ушел в барак. Епископ Нектарий пожелал часы с обедней совершить. И мы совершили вдвоем...». В мае, с открытием навигации, владыку доставили на Соловки, где к этому времени по благословению архиепископа Евгения (Зернова 453 ) было уже составлено послание в адрес митрополита Сергия, к которому присоединился и владыка Иларион 454 . Но они не получили на него ответа, а в 1927 году составили еще письмо по поводу декларации митрополита Сергия, которую признали канонической только отчасти – а именно, в отношении лояльности к советской власти, но не нравственного единства с нею 455 . В 1928 году сам владыка Иларион якобы напишет: «Что реку о всем. А то, что всем отделяющимся, я до крайней степени не сочувствую, считаю их дело совершенно неосновательным, вздорным и крайне вредным 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Истинное чудо! Спас Господь! — Спас Господь! — сказал и владыка Иларион, вытаскивая из карбаса окончательно обессилевшего Сухова. Пасха в том году была поздняя, в мае, когда нежаркое северное солнце уже подолгу висело на сером, бледном небе. Весна наступила, и я, состоявший тогда по своей каторжной должности в распоряжении военкома Особого Соловецкого полка Сухова, однажды, когда тихо и сладостно распускались почки на худосочных соловецких березках, шел с ним мимо того Распятия, в которое Сухов когда-то выпустил два заряда. Капли весенних дождей и таявшего снега скоплялись в ранах-углублениях от картечи и стекали с них темными струйками. Грудь Распятого словно кровоточила. Вдруг, неожиданно для меня, Сухов сдернул буденновку, остановился и торопливо, размашисто перекрестился. — Ты смотри… чтоб никому ни слова… А то в карцере сгною! День-то какой сегодня, знаешь? Суббота… Страстная… Бухта благополучия, вид со стороны Соловецкого Кремля. Из фотоальбома, подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С. М. Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б). Фото: opps.ru На соловецкой «фабрике смерти» и в самом деле порой происходили удивительные вещи. Недаром эпиграфом к книге Бориса Ширяева о Соловках стали слова напутствия, которые художник Борис Нестеров сказал автору перед его отправкой в СЛОН: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко»… Сотни священников, тысячи осужденных за веру, прошедших через СЛОН — все эти люди, на фоне полуразрушенных монастырских стен, формировали особый, неповторимый «дух Соловков». Одним из миссионеров Соловков стал святитель Иларион (Троицкий). Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа, выросших в годы большевицкого безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии. «Бесам какое торжество!» Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком лагере среди заключенного духовенства (второй справа). Фото: pravnov.ru Святитель Иларион провел на Соловках в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка. Уже в первые революционные годы этот выдающийся владыка был «бельмом на глазу» у большевиков, так как авторитет его в церковной иерархии возрастал прямо пропорционально гонениям.

http://pravmir.ru/svyatitel-ilarion-troi...

В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: " Отсюда живыми мы не выйдем " . Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной. Крестный путь архиепископа Илариона представляет для нас очень большой интерес, ибо в нем проявилось все величие духа мученика за Христа, и поэтому позволим себе более подробно остановиться на этом моменте его жизни. Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник был у него и на Соловках. Архиепископа Илариона можно было оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Он всегда был весел, и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро старался прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа. " На Филимоновой рыболовной тоне,- рассказывал очевидец,- в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря,мы с архиепископом Иларионом и еще двумя епископами и несколькими священниками (все заключенные) были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: " Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот - богословцы рыбари показа " . Так смирялся его дух с новым положением. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

154 «Мы подошли к его руке, он благословил нас и тут же, как бы стирая всякую грань между архиепископом и мирянами, прихватил эа плечи и повлек к столу. Приветливый хозяин, принимающий приставших с дороги гостей. И был так непринужден, так славно шутил, что забывалось о его учености и исключительности, выдвинувших его на одно из первых мест среди тогдашних православных иерархов». Волков О.В. Погружение во тьму. M.: Мол. гвардия, 1989. С. 76. 155 «Он никогда не стеснялся в выражении своих мнений и чувств, ничего не боясь». Польский M., прот. Соловецкий лагерь. 156 «На Филимоновой рыболовной тоне, в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря, мы с архиепископом Иларионом, еще двумя епископами и несколькими священниками, все заключенные, были сетевязальщиками и рыбаками. Об этой нашей работе архиепископ Иларион любил говорить переложением слов стихиры на Троицын день: “Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа”. Так смирялся его дух с новым положением». Польский M., прот. Новые мученики Российские. 157 «Мои благодетели: архиепископы Иларион и Петр (оба умершие)». Феодосий (Алмазов), архим. Укаэ. соч. С.77. 158 «Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте, получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность». Ширяев Б.Н. Указ. соч. С. 367. 159 «Устраивая других – и духовенство, и мирян – на более легкие работы, владыка Иларион не только не искал должности для себя, но не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком». Там же. С. 368. 160 «Иларион выступил против Луначарского и до такой степени разбил все его доводы, что аудитория освистала наркомпроса». Клингер А. Указ. соч. С. 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростовский и Новочеркасский; † 14.12.1966. Иерофей (Афонин) в 1923 г. хирот. во еп. Шадринского, вик. Екатеринбургской епархии; с авг. 1924 г. еп. Никольский, вик. Вологодской епархии; в мае 1928 г. смертельно ранен при аресте. Иерофей (Померанцев) 26.12.1919 хирот. во еп. Юрьевского, вик. Владимирской епархии; с 1923 г. еп. Иваново-Вознесенский, вик. Владимирской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе. Иерофей (Соболев) 29.07.1991 хирот. во еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Иларий (Ильин) 5.03.1944 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; с мая 1944 г. еп. Ульяновский и Мелекесский; с 28.12.1945 еп. Чебоксарский и Чувашский; с 22.02.1950 в сане архиепископа; † 14.04.1951. Иларион (Бельский) 1.10.1924 хирот. во еп. Каргопольского; 1926–1927 еп. Поречский, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. в Соловецком лагере; с 1931 г. на Беломорканале; с 1935 г. в ссылке; арестован в 1937 г. Иларион (Кочергин) 13.11.1949 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 22.07.1950 еп. Мукачевский и Ужгородский; с 5.09.1956 еп. Хмельницкий и Каменецкий; с 14.08.1961 на покое; † 24.11 1965. Иларион (Прохоров) 30.09.1945 хирот. во еп. Сумского и Ахтырского; с 27.12.1951 еп. Кировоградский и Николаевский; с 17.11.1953 еп. Уфимский и Стерлитамакский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 9.12.1959 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 29.05.1963 архиеп. Омский и Тюменский; с 9.10.1963 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 7.10.1967 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.12.1969 архиеп. Пензенский и Саранский; с 25.06.1970 на покое; † 27.01.1973. Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Еще через несколько дней: «...Теперь можно положительно сказать, что изъятие ценностей было ненужным предприятием. Судя по отчетам, ценностей получено не более, как на двадцать миллионов золотых рублей. Теперь сосчитайте, чего стоит само изъятие, перевозка, переливка (с угаром и... утечкой). Ведь в иных местах ящики стоили столько же, сколько самые ценности. Прибавьте еще расходы на содержание в тюрьмах тысячей арестованных [по]этому делу. Расходы на следствие и суды...». В связи с интенсивной перепиской и, видимо, личным общением с другими в декабре ГПУ решило провести обыск и арест Илариона, но вскоре его отпустили. 13 июня 1923 года вновь произвели обыск, но ничего не нашли, т.к. переписку Иларион стал уничтожать. По возвращении в Москву 8–21 июня 438 1923 года, быстро поняв новую позицию Святейшего Патриарха Тихона (после его освобождения 25 июня 1923 года – С.Г.), епископ Иларион сразу стал, по словам Краснова-Левитина, ее активным проводником. За два дня он переговорил с сотнями священников, мирян, монахов и монахинь. Он договорился с приходами о чине их присоединения к Патриарху. Разработал чин покаяния, принял тут же десятки обновленцев, пришедших к Патриарху с покаянием. Благодаря неукротимой энергии этого человека церковная организация в Москве была восстановлена в два дня. И что самое главное – епископ Иларион взял на себя тяжкое бремя переговоров с Е.А.Тучковым. После трехчасовых яростных споров было выработано соглашение, по которому Патриарх издает еще одно воззвание к верующим, в котором мотивы покаяния в политических грехах 439 прозвучат яснее, более категоричным будет осуждение зарубежной церковной эмиграции 440 , а Е. А.Тучков издаст разъяснение к инструкции от 1 июня, и кроме того не будет настаивать на принципе «регистрации», —123— снизит налоговое бремя с храмов и духовенства (Очерки. Т. 2, с. с. 220–222). «...Будучи умеренным консерватором, архим. Иларион проводил взгляд, что общественное развитие является сочетанием двух тенденций – прогресса (накапливание материальных ценностей, отрицательных с христианской точки зрения) и преображения (нравственного)» – мысли, по замечанию Краснова, очень близкие провозглашенным А.Блоком, которые эти тенденции называл соответственно цивилизацией и культурой...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем не менее дружба и взаимоуважение обоих иерархов вполне уживались в них с самостоятельностью богословской мысли. Что касается научной ценности богословских рассуждений митрополита Антония, то архиепископ Иларион высказывался о ней критически. По воспоминаниям С. Волкова, «знаменитый в те годы ученый архиепископ Антоний (Храповицкий) отозвался о работе Флоренского достаточно резко, сказав: „Или я уже ничего больше не смыслю в философии, или это просто хлыстовский бред!» На это инспектор МДА заметил, что он „готов согласиться только с первой половиной его суждения, поскольку, занятый делами церковного управления и общественности, Антоний порядком поотстал от философии и недооценивает ее новейших направлений " » 206 . Не менее добрые отношения сложились у инспектора академии с ректором МДА епископом Феодором (Поздеевским) : «Рад я чрезвычайно, – писал он в первые месяцы своего инспекторства, – и радости не скрываю своей – тому, что преосвященный Феодор относится ко мне очень хорошо. Не ругает, даже когда следует. Отношения наши чрезвычайно просты: таких отношений между ректором и инспектором в Моск. академии давно не было, я не помню» 207 . В 1915 году архимандрит Иларион встает на защиту ученого монашества в ответ на появление «Записки думского духовенства», о чем будет подробней сказано ниже. Без сомнения, такого рода действия инспектора МДА приветствовались ректором академии епископом Феодором, известным апологетом монашества. Тем не менее в защите монашества архимандрит Иларион сохраняет умеренную позицию, и когда на Всероссийском съезде ученого монашества, проходившем под фактическим председательством епископа Феодора, был поднят вопрос о создании «монашеской» академии, архимандрит Иларион вместе с иеромонахом Варфоломеем (Ремовым) воспротивился этой идее, объясняя свою позицию тем, что «ученое монашество в настоящее время, в общем, не близко к богословской науке, а часто, к сожалению, относится к ней без должного уважения» 208 . Также дружен был архимандрит Иларион и с епископом Евдокимом (Мещерским), ректором МДА в годы студенчества в ней Владимира Троицкого. Поддерживал он эти отношения и позже. Например, в июне 1912 года, проведя в Туле два с половиной дня, Владимир Алексеевич «мало кого видел, так как сидел почти все время» у преосвященного Евдокима, в те годы – епископа Каширского, викария Тульского архиерея 209 . Но это не помешало архиепископу Илариону (Троицкому) в 1923 году вести борьбу с обновленческим расколом, активным деятелем которого в то время стал архиепископ Евдоким (Мещерский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По окончании срока архиепископа Илариона (Троицкого) приговорили к ссылке в Казахстан. Причем добираться до места ссылки он должен был в этапном порядке через пересылочные тюрьмы. На этапе его обокрали. В довершение всего где-то на пересылках владыка заразился сыпным тифом и в Ленинград прибыл в совершенном изнеможении. В больнице его обрили, но исповедник Христов уже предощущал свою скорую свободу в Церкви Небесной и в беспамятстве говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…» . Архиепископа Илариона пытались отравить еще в Ярославле, после переговоров с Тучковым, но яд не подействовал. Генерал И.М. Зайцев со слов бывшего чекиста М.И. Юповича писал, что архиепископа Илариона пытались отравить еще в Ярославле, после переговоров с Тучковым, но яд не подействовал. Архимандрит Феодосий (Алмазов) был уверен, что причиной смерти владыки Илариона также был яд: «Очевидно, таковой ему был влит уколом, когда он болел тифом в Петрограде и организм был ослаблен. Несомненно, архиепископ Иларион в Петрограде умер от отравления» . 15/28 декабря 1929 года, когда врач подошел к архиепископу Илариону с радостной вестью о том, что кризис миновал и теперь возможно выздоровление, больной ответил: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» – и с этими словами скончался . 10 мая 1999 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архиепископ Иларион (Троицкий) был прославлен в лике священномучеников в сонме новомучеников и исповедников Российских. Рейтинг: 10 Голосов: 799 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   В. К.  Воспоминания/Публ., вступ. ст. и прим. Н.А. Кривошеевой//Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II: 1 (34). С. 122.   Фомин Н.К.  Районирование в Тульской губернии (1924 г.)//  .   Иларион (Троицкий) , архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского.  Архиепископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий, 6 октября 1887 – 17 марта 1934)/[Сост.] Отд. агиологии Брянского епархиального управления//Брянский монастырский вестник. 2008. 3. С. 7.

http://pravoslavie.ru/67049.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010