466 О. Алексей Борисов не получил школьного образования, но любил поучать прихожан своих в храме готовыми проповедями. Он сам крестил и своего сы­на Ивана и скончался 16 октября 1811 г. Жена его Акилина Гавриловна была неграмотная, но умная и набожная женщина. В детстве и юности Иван Борисов отличался живостью характера, резвостью, уменьем скрывать свои шалости, но бле­стящими дарованиями – обширною памятью и быстротой соображения и, окончив семинарский курс с отличным успехом в 1819 г., поступил в Киевскую академию, а старший брат его Матфей поступил в С.-петербургскую академию, где в 1817 г. окончил курс со степенью магистра. Вера и Разум 1884 г., 1 янв. книжка. 467 Еще в бытность ректором киевской академии он издал «собрание слов, бесед и речей» (ист. киев ак. III, 279), а потом проповеди его печатались в разных изданиях, наприм. в Православном Обозрении. – Все экземпляры 2-го тома его проповедей, только что отпечатанных в бытность его ректором киевской ака­демии, были истреблены пожаром. Тр. киев. ак. 1886 г., окт. кн., стр. 326. 473 Еп. Досифею было отведено в Козах на содержание 16 виноградных садов, Моисею, вместо садов, отпускалось ежегодно по 300 ведер готового вина. 477 Ист. моск. академии I, стр. 363–364. О литературных трудах его в Ист. слов. о писат. II, 80–81. В рукописном сборнике архиеп. Гавриила Розанова под 65 хранится дело «о умертвии Моисея», именно донесение Феодосийской консистории об обстоятельствах его смерти, указ Консистории от 29 октября о погребении его и донесение таврического протоиерея Голоскевича о погребении Моисея 16 ноября. Зап. Од. Общ. VII, 31. 481 На содержание причта кафедрального собора положено было: протоиерею 350 р., ключарю 272 р., трем священникам по 234 р. каждому, протодиакону 234 р., двум диаконам по 160 р. каждому, двум иподиаконам также по 160 р. каждому, псаломщи­кам, сторожам и просфорне 757 р. Впоследствии содержание соборного причта увеличено: отпускается 5850 р. 484 Во время службы моей в московской семинарии, преосв. Алексий был ректором этой семинарии, и мне же суждено было отдать последний долг достойному и глубокочтимому мною бывшему ректору – совершить погребение его в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Подробные сведения об отпразднованных юбилеях ты, конечно, прочтешь в «Собеседнике». Недурно сошел и наш праздник 8 ноября (спасибо тебе за привет, оглашенный мною вместе с другими важными телеграммами на акте). Кончина преосв[ященного] Никанора 96 немало огорчила его друзей и почитателей, но в то же время была, конечно, на радость его врагам (из них же первый – наш преосв[ященный] Алексий, отнесшийся в высшей степени неуважительно к почившему не только в последние минуты его жизни и не пожелавший поехать к нему домой по получении известия, что владыка Никанор «уже при смерти», но и после его кончины: так-то пылают злобою души наших владык!.. ) Не совсем неожиданною была кончина архиеп[ископа] Никанора: он все время был слаб, в октябре был с ним припадок, и доктора прямо советовали ему прекратить его кипучую деятельность, но он не внимал их советам, а продолжал работать и работать до самого последнего дня своей жизни. Кроме значительного и ценного имущества, оставил он денег на 50.000 р. и имение в Крыму на 40.000 р.; % со всего этого он завещал частью своему сыну (больному прогрессивным параличом мозга), частью же своей сестре-старушке, а по смерти их весь капитал – в пользу основанных им в Каз[анской] епархии приютов для крещеных инородцев. Святое дело! Пока довольно. В заключение и исполняю просьбу Раисы Никандровны: свидетельствую от нее нижайший поклон и благодарность за привет тебе и многолюбезнейшей твоей супруге. С нетерпением ждем ее литературных трудов и заранее благодарим за них. Я лично не могу не высказать своего глубокого сожаления по поводу того, что не нашел ее поздравления меня ни в телеграмме, ни в письме. Это, конечно, справедливое наказание моему невежеству: я за все время не послал поздравления ей; но тут я наполовину не виновен: дважды просил тебя осведомить нас о дне ее Ангела, а ты доселе не написал. Напиши же, ради Бога! А теперь передай ей мой низкий поклон. Твой неизменный друг и богомолец протоиерей Н. Виноградов . 16 от 18 сентября 1911 г. Казань. Л. 28–29 об. Дорогой друг Алексей Афанасьевич! С 6-го декабря прошлого года от тебя не получал я ни строчки и совсем потерял тебя. По слухам, ты оставлял Палестинское Общество и возвращался в Киев на профессорскую кафедру. Теперь будто бы ты снова стал секретарем Совета Палест[инского] Общества 97 . По правде говоря, не знаю, где тебя искать и куда писать. Пишу на авось в Петербург и оттуда буду ждать твоего ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Он не только священнослужитель, но и редкостный служитель пред вверенным ему народом, отдающий ему все свое время и все свои силы. Это человек хоть и требовательный, но мягкий и осторожный в своих суждениях о людях, умеющий подойти ко всякой взволнованной, скорбной душе. Будучи занят внутренним строительством общин, он все же находит применение и своим внешним силам, участвуя в общем хозяйственном труде. Всю же отчетность по колхозу принял на себя муж Марии Николаевны – Вячеслав Платонович Шафалович, человек тоже весьма религиозный и церковный, всего себя отдающий делу о. Понтия и его последовательниц – сестер Корецких. Была прекрасная погода, когда я вторично посетил колхоз трех сестер. Сопровождал меня о. митрофорный протоиерей Лев Савицкий. Только-только мы выбрались из ЗИМа, как к нам поспешила старшая из сестер Корецких – Мария Николаевна. Пошли по направлению к ее дому. Дорога вела чрез длинную тенистую аллею, обсаженную двумя рядами столетних буков. Кое-где стояли скамьи. Казалось, что я вступил в одно из дворянских гнезд, столь лирически описанное И.С. Тургеневым. Хотелось посидеть на каждой из скамеек, хотелось остаться одному, чтобы предаться размышлениям о прошлом, таившем столько красоты. Ведь так жили не только гоголевские помещики, так жили и А.С. Пушкин, и А.А. Фет, и Н. А. Некрасов , и И.С. Тургенев, так жили И.А. Гончаров и М.Е. Салтыков-Щедрин. А уж их-то нельзя обвинить в жестокости. Нет, так жили и живут все интеллигенты прошлого и нынешнего века: люди искусств и науки, общественные деятели… Так называемые кулаки никогда так не жили, потому что стремились утилизировать каждый уголок своей земли, отнюдь не заботясь о красоте. Поэтому не следует удивляться тому, что уголок МеречьМихново, уголок трех сестер Корецких, так красив и уютен. Да, красив и уютен и весьма значителен по тому укладу жизни, каковой заложен был батюшкой о. Понтием и поныне поддерживается его преданными последователями. Поистине отрадно, что такой уголок находится вблизи Вильнюса, и если захочется хотя бы на час, на два отрешиться от городской суеты, всегда можно обрести внутренний покой, преодолев тридцать километров, отделяющих Меречь-Михново от столицы Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

После покойника в музее остался запечатанный им пакет. Я вложил его в другой пакет и при официальной бумаге передал Потемкину 1529 для предъявления Судебному приставу. Но что в этом пакете, завещание ли, или банковые билеты, пока неизвестно. Когда приедет Судебный Пристав, пакет будет распечатан в моём присутствии. Покойный всё хлопотал собрать малую толику на случай болезни и беспомощной старости. По всей вероятности, в этом пакете денежные документы, которые, увы, достанутся теперь таким лицам, о которых покойный и не думал. Кроме тяжёлого нравственного состояния у меня теперь по музею новая забота – отыскать себе помощника, и конечно такого, который мог бы потом занять моё место. Вопрос чрезвычайно трудный! Желаю Вашему Преосвященству быть здоровым“. На это грустное послание отвечал я от 22-го числа: „Неожиданная кончина И.Д. Бердникова весьма неприятно поразила и меня. Вечная ему память! Утешительно, между тем, то, что он оставил по себе память честного и самоотверженного деятеля. С сердечным умилением читал я в Моск. Церк. Ведомостях описание его погребения. О его кончине и погребении писал мне и преосвященный Алексий. Прискорбно слышать, что ваши взаимные отношения с покойным были в последнее время не совсем мирные. На Вас лежит долг примириться с ним через молитвенное о нём воспоминание. Ваше продолжительное молчание немало удивляло меня, но я объяснял это вашим намерением вознаградить меня личной беседой; однако ж и этого не последовало. Почему бы Вам, в самом деле, не приехать ко мне на рожде- —120— 1880 г. ственские праздники? Теперь я уже совсем устроился, и вам было бы у меня покойно и удобно, и Вы отдохнули бы у меня от своих напряженных трудов, которые я советовал бы умерить, для сохранения своего здоровья. Явилась наконец давно обещанная критика на мою книгу о преосвящ. Леониде. Читали ли Вы её и как она Вам показалась? Что до меня, то я ожидал, после столь долгих приготовлений, более громоносной статьи и более грубой брани. Между тем, поскольку автором, помимо главного и существенного содержания книги, обращено внимание лишь на мелочи, там и сям в ней разбросанные, то и статья вышла, по моему мнению, слишком мелочной и недостойной такого журнала, каково Православное Обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ив. Д. Бердников 3116 по-прежнему служит – и в певч. училище и в Музее. Собирается ехать на июль в Киев к Преосв. Михаилу, но не знаю, при своей неподвижности соберётся ли. Библиотеку Григоровича 3117 мы купили всю – и рукописи и печатные книги. Недавно к нам поступила и библио- —731— 1878 г. тека Чижова 3118 и кабинетная г-на Погодина, подаренная вдовой его“. 30-го ч. получено было мной письмо из Москвы от Протоиерея С.И. Зернова, который писал мне от 28-го числа: „Думаю, что Ваше Преосвященство теперь пребываете не в Харькове, а в загородном архиерейском доме и пользуетесь свежим воздухом. Да обновятся Ваши силы на продолжение многотрудного святительского служения благу Церкви! И мы тоже, глядя на других москвичей, выбрались из Москвы в деревню ближайшую к нам. Деревушку эту зовут Фили. Там на арендуемой у крестьянина земле имеем мы хорошую избу, разделённую на два жилья. Шагах в 30 от неё находится роща, а за ней большой Кунцевский лес и парк. Растительности вдоволь, воздуха чистого и свежего – также. На террасе, перед лицом рощи, пьём чай, обедаем. Я обыкновенно, отслужив в воскресенье раннюю обедню, уезжаю на Фили и остаюсь там до вечера вторника, ежели не случится каких-нибудь особенных потреб по приходу, а с среды до воскресенья живу в Москве. По должности члена Консистории я не имею права гулять два дня в неделю, но мои благосклонные товарищи изъявили готовность бывать и за меня, и за себя по понедельникам и вторникам, а я держу череду за себя и за них по средам и четвергам. Пятница у нас есть день общего собрания. В половине июля к нам прибыл новый Секретарь – Вам, я думаю, и по Семинарии небезызвестный. Это – Алексей Егорович Беляев 3119 моложе нас курсом, кандидат нашей академии, из Владимирской Семинарии, родной брат Преосвященного Вятского Аполлоса 3120 . Человек, кажется, хороший. Вероятно и Секретарь будет хороший. Дела Консисторские, без сомнения, должен знать хорошо – служил лет 12 Секретарём Курской духовной Консистории. —732— 1878 г. Наш маститый Архипастырь живёт теперь в Черкизове и, конечно, может отдыхать там покойно, имея таких благонадёжных и преданных помощников, как Преосвященные – Амвросий и Алексий. Распоряжениями их и действованиями все довольны. Отношения между ними и Консисторией наилучшие – всё обещает Московской епархии благоденственное и мирное житие. В настоящее время у нас, как и везде, и в Харькове, конечно, заботу дня составляет добровольный флот. Только в Николоявленском приходе сей предмет не возбуждает пока движения, по запустению прихода; наши прихожане, в большинстве дворяне и помещики, все разъехались по своим имениям, а другие живут на дачах. Итак, надобно дожидаться, когда возвратятся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1705 Потом чехи про наши 3–4 фунта, которые мы брали на семью, говорили, что мы берем мясо как на 10 человек. 1706 Передавая все это, как личное впечатление, я, по малой моей тогда осведомленности, на верности его не настаиваю. 1709 Во втором издании я эту статью выпустила, как более риторическую, чем научную, и заменила ее отцовской статьей «О признаках истинной Церкви». 1714 Это подтверждается для меня и упоминаемой плащаницей посреди храма, – одно время в Каз. Соборе выставлена была для сбора пожертвований плащаница, предназначенная к посылке в Иерусалим. 1716 Вл. С. С-в, как пришлось мне слышать от непосредственного слышателя, отрекался потом от папизма; но вина лежит на нем, что он не сделал этого печатно. 1727 А.Ф. Лавров-Платонов, проф. МДА, впоследствии Алексий, Архиеп. Литовский; письма его к о. Лебедеву см. далее (стр. 396–440). 1731 Анонимная книжка: «Приёмы, знания и беспристрастие в критическом деле редактора „Домашней Беседы“ В.П. Аскоченского. Разбор критики на сочинение Архим. Феодора о православии» – вышла в самом начале 1862 г. в Петрограде. Принадлежит же она перу протоиерея (тогда диакона) А.Л. Лебедева. 1732 Не лишено интереса, что своё негодование на «Домашнюю Беседу» корректный Дм. Ф. Голубинский подчёркивает начертанием её названия с малых букв, как здесь, так и далее. Первоначально в некоторых местах стояли написанные по привычке прописные Д и Б, но затем они исправлены более толстым нажимом в д и б, – что, при изобилии прописных букв в письмах Дм. Ф-ча, выступает особенно выразительно. 1735 Вот родословие семьи Голубинских: 1737 Johann Heinrich Jung, называемый Stilling, родился в 1740 г., умер в 1817 г. По профессии он был врачом, потом профессором политической экономии; известность же его основывается на многочисленных литературных трудах пиэтистического направления. Его «Sämtlichen Schriften» в 14 томах вышли в 1835–1839 годах; а в 12 томах – в 1841–1842 и 1843–44 годах; упомянутое в письме сочинение есть: «Der graue Mann, eine Volkschrift», Nürnberg, 1795–1816.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обозр.“, авг., кн. 1. стр. 604–614 и в Правосл. Собес., сентябрь. 2245 За получением необходимых для этого справок из документов синодального делопроизводства о первых двух съездах В.К. Саблер рекомендовал обращаться к командированному с этой целью на съезд старшему секретарю канцелярии Святейшего Синода, Н. В. Гурьеву , принимавшему участие во всех последующих заседаниях съезда. 2247 Речь В. М. Скворцова сполна напечатана в Моск. Ведом., 241. – в Миссион. Обозр., авг., кн. I, стр. 623–633 и в Церк. Вед., стр. 2248 При последующих занятиях, впрочем, невольно приходилось иногда отступать от логической схемы, намеченной в этой программе, что и неизбежно при живом устном обмене фактических сведений, взглядов и мнений, особенно – в столь многолюдном и разнообразном по своему составу собрании. 2249 Сверх перечисленных первоначально была намечена ещё комиссия по объяснению действующего законодательства о расколе и сектантстве и по вчинанию и ведению дел судебных, причём предполагалось выдвинуть особенно имеющий первостепенную важность вопроса о судебной экспертизе. Работы этой комиссии обещали быть особенно интересными, но – по недостатку ли времени, или по другим каким-либо причинам – занятия этой комиссии совсем не состоялись, и разработка намеченных для неё вопросов заменилась кратким сообщением проф. Ивановского о задачах и основных требованиях судебной экспертизы. Руководителям и участникам съезда предоставлялась, впрочем, возможность на практике показать образчик правильной разработки данных судебного следствия в интересах составления экспертизы – при рассмотрении тираспольского дела. О результатах этого рассмотрения мы будем иметь случай сообщить впоследствии. 2250 Некоторые из этих собраний почтили своим присутствием преосвященные, бывшие в Казани во время съезда: преосв. Гурий, еп. самарский и ставропольский, Владимир оренбургский и Алексий вятский, а также архиеп. рязанский и тарайский Мелетий, принимавший, как известно, и некоторое деятельное участие в занятиях съезда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молчанов овдовел. Принял монашество. Он был на должной высоте как законоучитель. Он встал на должную высоту и как монах. Он всё раздавал бедным, всем помогал, кому мог. Учил на свои средства молодёжь. Сам ходил в поношенной рясе, в заплатках. Такому человеку, да ещё больному, – он ещё в Казани часто жаловался на болезнь горла, – «карьера» не нужна. Молчанова назначили экзархом. Назначение было неожиданное, потому что архиеп. Алексий считался «опальным». И этой неожиданности было достаточно, чтобы поставить назначение его в связь с именем проходимца Григория Распутина! Неужели кому-нибудь кажется вероятным, что почти умирающий старик, всю жизнь отдавший на служение людям, во имя «карьеры» мог запятнать себя таким позором? Как говорят, сам Распутин утверждает, будто бы назначение Алексия на кафедру экзарха – его «дело». Я слишком хорошо знаю экзарха и слишком хорошо представляю Распутина, чтобы считаться даже с его собственными словами! Молчанов – большой человек, а Распутин, ко всем своим достоинствам, – большой Хлестаков, который очень любит похвалиться не только тем, что было, но и тем, чего не было. А общество готово верить всему, что связывают с именем «сибирского выходца». Но в данном случае внутренняя несообразность так очевидна, что большой грех возьмёт на свою душу тот, кто поверит клевете и осудит умирающего. Памяти друга 12 Скончался старообрядческий епископ Михаил. Внезапно постигла его тяжёлая душевная болезнь. Сестра не усмотрела за ним в вагоне. Он исчез на подмосковной станции. Через несколько дней его нашли на мостовой, без памяти, избитым, измученным, с переломленным ребром. Оказывается, накануне епископ Михаил в состоянии психического расстройства вошёл ночью в квартиру ломовых извозчиков, погасил лампу и хотел лечь на нары – извозчики приняло его за вора, избили и выбросили на улицу... Когда я читал это сообщение, было такое чувство, точно тебя бьют обухом по самому больному месту... Епископ Михаил – маленький, хрупкий, болезненный, воплощённая доброта, деликатность, чуткость – больной, измученный, забрёл в «подвальный этаж»... И его бьют, уродуют, ломают, потому что «приняли» за «вора»...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Хрущева... которыя с необычайной силой, неотразимой логикой и глубокой заботой о жизни и процветании человечества изложены на 15 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Сам Бог мира да освятит во всей полноте всех людей, сеющих семена добра и правды ( 1Фес. 5, 23 )». И так каждый раз, когда возникает какое-либо международное событие или осложнение, Московский Патриарх выступает в защиту своего коммунистического правительства. Он очень обезпокоен соглашением Европейских государств для самозащиты от нашествия большевиков, вооружением западной Германии. Он одобряет советскую интервенцию в Чехию для подавления тех проблесков свободы, которые обнаружились в этой стране. Он безпокоится о судьбе греческих коммунистов, притесняемых греческим правительством. Он озабочен вопросом о скорейшем выводе американских войск из Вьетнама, чтобы дать возможность большевикам поработить эту страну и распространить свою власть на всю Азию. Единственно, о чем молчит Московский Патриарх: о рабском положении русского народа под пятой безбожной власти, о неумолкающей антирелигиозной пропаганде в Советском Союзе, о воспрещении там распространять Св. Евангелие и святыя иконы. Московский Патриарх уже много лет прославляется советской властью, как «выдающийся борец за мир». На самом деле эта борьба за мир Московской Патриархии есть позорное и постыдное соучастие ея в преступлениях советской власти, направленных против свободных пока еще народов мира. В 1967 году, а также в июле месяце настоящего года в Троице-Сергиевской Лавре в течение четырех дней, яко бы по приглашению Московского Патриарха, происходила конференция представителей всех религий в СССР «за сотрудничество и мир между народами». На эту конференцию приехали из заграницы в том числе и из Америки 122 религиозных деятеля из 38 стран. Открывая конференцию, Патриарх Алексий сказал: «Жажда мира и братства свойственна людям от природы и наш религиозный долг, наше человеческое сознание побуждает нас возгревать эти врожденныя чувства и стремиться бороться со всем тем, что стоит на пути их осуществления в повседневной жизни народов, со всем тем, что в наши дни служит источником международного напряжения, что создает очень сложную обстановку в мире».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

I-XX; Н. И. Ильминский: Очерк его жизни и деятельности. СПб., 1898; Рождествин А. С. Н. И. Ильминский и его система инородческого образования в Казанском крае. Каз., 1900; Спасский Н. А. Просветитель инородцев Казанского края Н. И. Ильминский. Самара, 1900; Алексий (Молчанов), еп. Слово в день поминовения Н. И. Ильминского, 27 дек. 1901 г.//ПС. 1902. Ч. 1. С. 135-138; Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев: (К 10-летию со дня смерти Н. И. Ильминского 27 дек. 1901 г.). Каз., 1902; Смоленский С. В. В защиту просвещения восточно-рус. инородцев по системе Н. И. Ильминского. СПб., 1905; Харлампович К. В. Н. И. Ильминский и Алтайская миссия//ПС. 1905. Ч. 1. С. 286-300, 480-490, 687-705; Ч. 2. С. 243-275; он же. П. П. Масловский и его переписка с Н. И. Ильминским: (Мат-лы для истории рус. миссии)//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1907. Т. 23. Вып. 2. С. 67-109; Вып. 3. С. 163-224; Вып. 4. С. 274-295; Никанор (Каменский), архиеп. Н. И. Ильминский и его основные пед. взгляды// Он же. Казанский сб. ст. Каз., 1909. С. 710-736; Миссионерский съезд в г. Казани 13-26 июня 1910 г. Каз., 1910; Серафим (Кузнецов), иером. Первый в России по внешней миссии Казанский миссионерский съезд 13-26 июня 1910 г. Н. Новг., 1911-1912. 3 т.; Н. И. Ильминский: Сб. ст. по поводу 25-летия со дня кончины его. Каз., 1916; Ханбиков Я. И. Рус. педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и пед. мысли татар. народа: (Из истории русско-татар. пед. связей). Каз., 1968. С. 87-97; Сове Б. И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX-XX вв.//БТ. 1970. Сб. 5. С. 38-40; Прусс Н. М. Влияние видных рус. педагогов Казанского края на развитие просвещения и пед. мысли нерус. народов (кон. XIX - нач. XX вв.): Канд. дис. Каз., 1979; Чекменева Т. Г. Казанская «инородческая» учительская семинария и ее роль в просвещении нерус. народов Поволжья: Канд. дис. Каз., 1985; Глухов М. С. Судьба гвардейцев Сеюмбеки: Неформальный подход к еще неписаным страницам истории. Каз., 1993; Грачёв С.

http://pravenc.ru/text/389465.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010