В марте 2002 г. К. посетил Ирак, где встретился с иерархами Древних Восточных Церквей на территории Ирака. На переговорах с министром по делам религий и вакуфов, министром высшего образования и научных исследований и министром здравоохранения Ирака К. обсудил вопросы, жизненно важные для христиан этой страны. Межрелигиозные отношения Диалог РПЦ с иными религиями развивался в 90-х гг. XX в. по 3 основным направлениям. Осуществлялись контакты с представителями традиц. религий на территории России и стран СНГ (ислам, иудаизм и буддизм) в целях противостояния межнациональным конфликтам, выработки совместной позиции по социальным и нравственным вопросам, созданию климата взаимопонимания и добрососедства. Продолжался диалог по богословской проблематике между представителями Русской Церкви и ислам. духовными лидерами Ирана. Шла работа в рамках Европейского совета религ. лидеров. На всех 3 направлениях ключевой фигурой был К. В 1-й пол. 90-х гг. ХХ в. важно было найти такую схему взаимодействия с лидерами традиц. религий, которая исключила бы возможность перерастания межэтнических конфликтов в межрелигиозные. В этот период усилиями патриарха Алексия и К. был налажен эффективный механизм взаимодействия с лидерами традиц. религий, позволявший оперативно реагировать на происходившие события. В период эскалации военных действий в Чечне (1994-1996) патриарх Алексий и верховный муфтий Чечни Хусейн Алсабеков выступили с совместным заявлением о том, что этот конфликт не носит религ. характер и не является войной за веру. Это заявление помогло снизить напряженность противостояния, и т. о. было спасено немало человеческих жизней. В этот период проводились регулярные встречи между муфтием Х. Алсабековым и руководством РПЦ. Переговоры свели на нет все попытки превратить чеченскую войну в джихад против России. 19 мая 1998 г. К., шейх Равиль Гайнутдин, шейх Нафигулла Аширов, раввин Зиновий Коган, армянский архиеп. Тиран Кюрегян, католич. архиеп. Тадеуш Кондрусевич и глава буддистов России пандидо хамба-лама Дамба Аюшеев сделали совместное заявление, осудившее акты вандализма по отношению к святыням разных конфессий: «Разрушительная работа националистически настроенных и прочих политических экстремистов, дьяволопоклонников и псевдорелигиозных авантюристов, уголовных преступников, эксплуатирующих в своих целях национальный и даже религиозных фактор, должна быть остановлена».

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

В XVIII веке, при просвещённых заботах Казанских архипастырей Тихона и Сильвестра, была учреждена (1731 г.) при Свияжском монастыре «Комиссия» для крещения Казанских и Нижегородских мусульман и других инородцев. Эта Комиссия и представляла собой первую попытку организовать сложное миссионерское дело на началах общественного обсуждения его. Для утверждения новокрещен в истинах христианской веры, иеромонах Алексий Раифский, начальник «Комиссии», признал необходимым распространение образования среди инородцев и в этих видах ходатайствовал пред Св. Синодом о разрешении избрать из детей инородцев 20 способных мальчиков, которых он намерен был подготовить к священнической службе среди инородцев. Факт замечательный для того времени потому, что и после, во 2-ой половине XIX ст., при Н. И. Ильминском , эта простая и ясная мысль о большом удобстве для инородцев иметь священников из своего же племени не всеми сознавалась, а некоторыми и до сих пор оспаривается 35 . Такая мера являлась вполне естественной для того времени, потому что из русских священников не было, да и не могло быть кандидатов, хотя сколько-нибудь подготовленных к нелёгкому служению в инородческих приходах. Ведь для этого было необходимо хорошо владеть инородческим языком, знать верования инородцев, иметь перевод свящ. и богослужебных книг и быть знакомым с общим основанием миссионерской методологии, а научиться этому было негде. Но грустно то, что разумный проект о. Алексия Раифского, тотчас по составлении его, встретил противодействие и притом со стороны духовной власти и породил раздор между составителем проекта и Казанским архиеп. Иларионом, окончившийся обвинением о. Алексия в неправильном расходовании миссионерских сумм. Оправданный по существу обвинения, но скомпрометированный в глазах начальства и общества, о. Алексий отказался от заведывания миссионерской Комиссией, а на его место был назначен прот. А. Козьмин, «недостаточно опытный в порученном ему деле». Может быть, в этом случае имела значение также замена представителя монашеств. духовенства представителем духовенства приходского. Но во всяком случае печально, что уже самое начало организации серьёзного церковно-государственного дела сопровождалось несогласием и раздором. Несогласия продолжались и при приемнике о. Алексия Раифского и на этот раз осложнились ещё вмешательством гражданской власти в дела миссионерства, так как в канцелярии Комиссии не было порядка, и многие инородцы крестились по нескольку раз ради мат. выгод. Вследствие этих и др. упущений и пререканий, восходивших до высших правительственных учреждений, в 1840 г., последовал Высочайший Указ от 11-го сентября о преобразовании Комиссии в Новокрешенскую Контору, которой в руководство была преподана особая инструкция.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. ?) Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович. Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. ?) В б-ку Сийского мон-ря Н. С. передал 58 книг, из них - 34 рукописные ( Кукушкина. 1977. С. 114-116, 117). Состав келейной б-ки свидетельствует о его знакомстве с современными ему переводными богословско-нравоучительными и лит. произведениями; в б-ке хранились рукописные сборники, содержащие словари, тексты учебного характера («Книга цифирь - счетная мудрость»), житийные памятники. Среди книг, переписанных во время настоятельства Н. С. и по его указанию, встречаются рукописи светского содержания, отражающие уровень естественно-географических знаний того времени: «Чертеж Московского государства», «Лист планидный», «Алфавит - истолкование греческому языку». В списке книг Н. С. значатся повести: «Стефанит и Ихнилат», «Семь мудрецов», произведения античных авторов, в т. ч. басни Эзопа. Эти лит. памятники не могли быть рекомендованы для чтения монахам и переписывались «келейным иждивением» владельца (Там же. С. 117). Исследователи отмечают сходство палеографических и кодикологических характеристик рукописей, переписанных по повелению Н. С., и кодексов, созданных книгописной школой архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова). Именно в этой школе были заложены основы стиля севернорус. книжной культуры. Рукописи выполнялись одними и теми же писцами: Т. С. Кузнецовым, дьяком Данилой Лебедевым, иером. Корнилием и др. Наблюдается значительное сходство в оформлении: формат в основном «в полдесть» или в четверть; аккуратное расположение текста на листе; поля 3-4 см; киноварь в заголовках и инициалах; тиснение на переплете; для титульных листов в качестве украшений использовались гравированные в Сийском мон-ре заставки. К рукописям Н. С. архиеп. Афанасий относился с большим доверием и брал из его б-ки оригиналы для копирования (Там же. С. 117-119). Н. С. был одним из создателей знаменитого Сийского Евангелия (БАН.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

В тот же день, т. е. 1-го числа, писал я в Кострому преосвященному Игнатию: „Примите моё братское усердное приветствие с наступлением нового лета Благости Господней. Да благословит Господь в грядущем лете новым успехом все благие намерения и предприятия ваши на пользу духовной паствы вашей. Привыкши получать от Вашего Преосвященства частые известия и скорые отзывы на мои письма, между тем, не —116— 1880 г. получая довольно долго от вас писем, я прихожу в недоумение и не знаю, чем объяснить ваше молчание. Здоровы ли и благополучны ли Вы? – Если можно, не замедлите известить меня о себе. Что до меня, то я, по милости Господней, пока жив, хотя и начинаю уже чувствовать некоторое ослабление в зрении. Впрочем, этого и нужно было ожидать, судя по неумеренности в чтении особенно письменных хартий и бумаг как официальных, так и неофициальных. Вследствие сего, в настоящую пору, я по необходимости должен, по настойчивому требованию врача, умерить свою ревность. Должен посему ограничить сими краткими строками и настоящее послание моё“. 10-го ч. получено мной было два письма. Из Москвы писали мне Директор Публичного и Румянцевского музеев Вас. Андр. Дашков 1525 и Преосвящ. Алексий, еп. Можайский. Вот что писал мне от 8-го ч. 42) г. Дашков: „На днях вышел в свет Отчёт Московского Публичного и Румянцевского Музеев за истекшее трёхлетие с 1876 по 1878 год. Препровождая при сём к Вашему Преосвященству один экземпляр означенного издания, имею честь покорнейше просить Вас принять оный для собственной Вашей библиотеки. К сему считаю долгом присовокупить, что служащий приложением к настоящему Отчёту „Каталог христианских и русских древностей“, хранящихся во вверенных мне Музеях, я буду иметь честь препроводить к Вам немедленно по выходе его в свет. Испрашивая Вашего Архипастырского благословения, с глубочайшим почтением и совершенной преданностью имею честь быть“... Преосвященный Алексий писал 10-го числа: „Примите моё искреннейшее поздравление с наступившим новым годом. Да хранит Вас Господь Бог Своею милостью и в сие наступившее и во вся лета жития Вашего, которые да будут яко лета Мафусаилова!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 июля 1937 г. вышел приказ наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», к к-рым были отнесены в т. ч. «церковники». Утверждалась разнарядка на репрессии. Свердловская обл. имела разнарядку на расстрел 4 тыс. чел. и на заключение в ИТЛ 6 тыс. чел. (для сравнения: в Ленинградской обл. должны были расстрелять 4 тыс. чел. и заключить в лагеря 10 тыс. чел.). В соответствии с этим приказом в Прикамье было расстреляно 8 тыс. чел., в т. ч. священно- и церковнослужители, монашествующие, верующие миряне. В Берёзовском и др. районах Прикамья в авг.-окт. 1937 г. был арестован 21 клирик. Их обвинили в принадлежности к «контрреволюционной повстанческой организации церковников на Урале, деятельность которой направлялась так называемым Объединенным церковно-политическим центром, поддерживавшим преступные связи с иностранными разведками, а также «Уральским повстанческим штабом»». По решению тройки от 17 окт. 1937 г. 4 чел. были расстреляны, 17 чел. приговорены к 10 годам лишения свободы. Это была часть всесоюзного дела «Объединенного церковно-политического центра», во главе к-рого якобы стояли патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) и еп. Алексий (Симанский) (см. Алексий I (Симанский) ). Уполномоченными «Центра...» в Свердловске являлись: у григориан - «митрополит» Петр (Холмогорцев), у «сергиевских» приходов - Свердловские архиепископы Макарий (Звёздов), Петр (Савельев), у обновленцев - «митрополиты» Сергий (Корнеев), Михаил Трубин. В соответствии с отчетом начальника управления НКВД Д. М. Дмитриева по этому делу в Свердловской обл. было арестовано 1700 чел. Особенно много задержанных кроме Перми и Свердловска было в Коми-Пермяцком окр. и в Красноуфимском р-не. В Коми-Пермяцком окр. в авг.-сент. 1937 г. были арестованы все священнослужители канонической Церкви и обновленцы (григориан не было) - находившиеся на свободе, в ссылке или в лагере. По версии следствия, отбывавший в Кудымкаре ссылку Свердловский архиеп. Макарий (Звёздов) создал «контрреволюционную повстанческую организацию церковников, которая насчитывала в своих рядах свыше 200 участников и располагающая значительным количеством огнестрельного оружия» (ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 16248. Л. 107). Перед Коми-Пермяцким окротделом НКВД стояла сложная задача - найти 200 «церковников» в малонаселенном округе, в выявлении «контрреволюционеров» окротделу помогала следственная бригада из обл. управления НКВД.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Прошло десятилетие Октябрьского переворота (1917–1927 гг.), рухнули все надежды: амнистия вышла куцая, с классовым подходом. Да будут творцы ее прокляты. Дежурства становились всё труднее. То же время от двенадцати часов ночи до восьми часов утра. Холод. Снег. Метель. Ветер. Всякая одежда оказывалась недостаточной. Надоело мне всё это. А тут еще случился арест на пять суток «отрицательной» роты, после чего дежурства в другом месте оказались еще труднее: никакой кузницы. Десятого декабря 1927 года я явился к главному бухгалтеру ЭКЧ Павлу Яковлевичу Шулегину — он благоволил к духовным лицам. Теперь он отбыл три года Сибирской ссылки (1933 г.) и где он сейчас, не знаю. Было свободно место делопроизводителя-счетовода в лесничестве. Управление им помещалось в Варваринской часовне — в трех верстах от Кремля. Это было наиболее завидное учреждение в Соловках. Заведующим был Василий Антониевич Кириллин, ученый лесовод-десятилетник. В мое время в лесничестве работали князь Чегодаев И. Н., Шелепов В. И., Гудим-Левкович, Ганьковский, Ризабейли Н. Н., Бурмин, С. П. Минеев, прот. Гриневич. В числе других участковыми лесниками были: архиеп. Иларион (Троицкий) , умерший после двойного Соловецкого срока (3 + 3 гг.) в Петрограде от тифа, отравлен — досконально известно; еп. Антоний Панкеев — три года Сибири; еп. Василий (Зеленцов); прот. Трифильев (дважды в Соловках и три года Туркестана); Иуда Гловацкий-Романенко тип крайне отрицательный. Большую дружбу с нами вел и еп. Алексий (Палицын) — из рыбного и зверопромышленного комитета. В лесничестве, по приказу Шулегина, нужно было провести американскую систему счетоводства, и я за это дело взялся. До меня счетоводство в лесничестве вел Лысцов самым упрощенным способом, но не по двойной бухгалтерии. Шулегин назначил меня, о чём дано было знать отделу труда, который и выдал мне рабочее сведение. Кириллин меня не принял, ибо представил своего кандидата из финансовой части и мне выдан был письменный отказ. Дело приняло резкий оборот. После бурного объяснения с Кириллиным — очень авторитетным человеком, Шулегин настоял на своем.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

В ноябре 1964 г. состоялась важная поездка главы Русской Церкви в Грецию, Швейцарию и Великобританию. Он вел переговоры с Восточными Патриархами, президентом Кипра архиеп. Макариосом, который выразил благодарность СССР за поддержку его страны в борьбе за независимость. Премьер-министр Греции Папандреу в беседе с владыкой Алексием заявил о желании улучшить советско-греческие отношения. Во время посещения Патриархом Женевы генеральный секретарь ВСЦ В.Виссерт-Хурт предложил поддержать его кандидатуру при переизбрании на предстоящей в январе 1965 г. сессии ЦК ВСЦ, ссылаясь на «нападки англичан и американцев» за его «хорошее отношение к Русской Церкви» (в итоге Виссер-Хурт был переизбран на новый срок). Наконец, в Лондоне Алексий вел переговоры с главой Англиканской Церкви архиепископом М.Рамзеем. Председатель Совета по делам РПЦ В.Куроедов высоко оценил эту поездку 962 . Сменившее Н.Хрущева новое советское руководство сразу же постаралось продемонстрировать свою заинтересованность и одобрение международной деятельности Московской Патриархии. 15 января 1965 г. Председатель Президиума Верховного Совета А.Микоян торжественно принял в Кремле представителей Пражского движения, вручивших ему «Обращение ко всем правительствам, парламентам и видным деятелем мира» II Всемирного общехристианского конгресса в защиту мира. Характерно, что В.Куроедов 21 июня 1966 г. в своем докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам РПЦ впервые отметил позитивную сторону существования религиозных организаций: «Активная деятельность церквей Советского Союза и социалистических стран на международной арене позволяет нам успешно противодействовать империалистическим силам... Церкви СССР играют решающую роль в деятельности Пражского Христианского движения в защиту мира, объединяющего христиан 60 стран, оказывают большое влияние на деятельность Всемирного Совета церквей, где представлены все христианские церкви (кроме католической) 80-ти стран и в ряде других международных организаций...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Монография богослова нач. XX в. Алексия (Кузнецова) посвящена юродству и стопничеству — двум наиболее «экстравагантным» видам христианской святости. Исследование носит не исторический или культурологический характер: архиеп. Алексий задается скорее богословскими вопросами, рассматривает духовную сущность подвигов юродства и столпничества. Автор описывает побуждения вызвавшие на свет его труд: «„юродство» и „столпничество» взору современнаго человека въ лучшемъ виде представляются не более, какъ странныя, непонятныя, далее затемъ, какъ безцельныя, неразумныя, даже особенно „юродство», вводить другихъ въ соблазнъ, следовательно, прямо разрушительныя въ сфере нравственной, о чемъ въ свое время писали г. Розановъ, г. гг. Стоюнинъ и Энгельгардъ; историки же Гизо и Гиббонъ, о столпникахъ, излили на нихъ изъ-подъ пера весь свой желчъ, называя образъ ихъ жизни недостойнымъ и объясняя его то то фанатизмомъ. Итакъ, „юродство» и „столпничество», какъ сами по себе – по своей необычайности и редкости, такъ и по темъ упрекамъ и какимъ они подвергаются со стороны противниковъ своихъ, невольно должны обращать всякаго, кто принимаетъ въ делахъ церкви Христовой и для кого дорого и всякое, а темъ более необычайное, въ ней происходящее. Вотъ обстоятельства, разсматривать эти два, однородныхъ по своей оригинальности, подвига. Всякому изследователю, вращающемуся въ подобной области, необходимо выяснить и цели и разсмотреть подобныя, якобы ненормальныя, въ къ природе человека и духу веры, разсмотреть ихъ съ внутренней и высшей стороны, потому что для людей, мало знакомыхъ съ высшею духовною „юродство» и „столпничество» являются, конечно, смешными, отвратительными и лишь съ той узкой точки съ какой непонятными и безцельными могутъ для нихъ казаться все высшаго аскетизма.» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/yurodstvo-...

мне понадобилось бы при отсутствии подобных обстоятельств; 2) вследствие обстоятельств, выяснение которых содержится ниже, мне пришлось 16 дней употребить на подготовку по 4 предметам II курса, не сдержав ни одного экзамена по какому-либо из этих предметов: а) когда я в двадцатых числах Апреля 1905 года приехал в Казанскую Духовную Академию экзаменоваться одновременно со студентами II курса сей Академии, в силу таковой моей просьбы и разрешения Святейшего Синода, – на этом курсе Академии к тому времени экзамены уже кончились; в виду чего Преосвященный Ректор Академии Епископ Алексий посоветовал мне приехать в Академию к Сентябрю месяцу того же года и экзаменоваться, придерживаясь покурсного распределения предметов, принятого в Казанской Духовной Академии. По приезде в последнюю к означенному сроку и после экзамена по Патристике я стал подготовляться к экзаменам по предметам II курса Казанской Духовной Академии: Обличению Русского раскола и Священному Писанию Нового Завета в надежде в один день сдержать два экзамена. Но вместо этого непроизводительно потерял дней 8 труда и времени. Постановление Совета Казанской Духовной Академии о необходимости экзаменоваться мне только по предметам II курса, которые я слушал в Московской Духовной Академии, по неизвестным мне причинам не было объявлено мне, его я узнал в академической канцелярии случайно накануне экзамена по Священному Писанию Нового Завета (по расписанию для вновь поступавших в Академию), т. е. после того, как уже готов был к экзамену по этому предмету и по Обличению Русского раскола; б) в Казанской Духовной Академии Психология читается на I и II курсах последовательно. Пройдя в 3 дня первую половину курса по этому предмету, я должен был экзамен по нему отложить за отсутствием тогда в Академии второй половины курса, оба экземпляра которой были на руках у студентов, не приехавших еще к тому времени в Академию. То же произошло со мною и при подготовке по Священному Писанию Ветхого Завета, по каковому не оказалось в то время в Академии письменного продолжения печатной части курса по этому предмету; и 3) к 1 Октября (1905 г.) начался съезд сту-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Die Sitte, an dem Klobuk Einschnitte oder Flügel zu haben, fing an zur Zeit des hl. Methodios, Patriarchen von Konstantinopel († 857), welcher diese Einschnitte einführte, um die Schrammen in dem Gesichte zu decken, welche er von dem ikonoklastischen Kaiser Theophilos erhalten hatte, zu welchem Zwecke er die durch die Einschnitte entstandenen Enden unter dem Kinn zusammenband und hierdurch die Wunden seines Kinns bedeckte. Zum Andenken an die Leiden des heiligen Methodios begann man am Klobuk die Flügel zu tragen. (Nach Konstantios, Erzbischof von Syrien, bis 1828 ikumen. Patriarch; Umanjetz, Reise nach dem Sinai, 1850, II, S. 75, citirt vom Propst K. Nikolski, s. 721). 110 Камилавку постригаемый в монашество мог иметь и прежде, но клобук надевается только при пострижении в малую схиму. В Типиконе (гл. 40) клобук именуется «платом камилавки, еже имать покрывало», духовное же его значение выражается в названии его шлемом надежды спасения (Ев.6:17). Как воин, покрывая себя шлемом, спасается от стрел врагов, так и инок должен укрывать себя от соблазнов, заграждая очи, уши и другие чувства от мирской суеты. С этою целью в прежнее время он носился спереди, а не сзади. Обычай иметь на клобуке «воскрилия» или разрезы начался со времени Св. Мефодия, Патриарха Цареградскаго († 857), который сделал сии разрезы для покрытия увечий на лице, полученных им при иконоборческом Императоре Феофиле, для чего он связывал разрезанные концы клобука у подбородка и закрывал разбитую челюсть. В память страданий Св. Мефодия и стали носить клобуки с разрезами или воскрилиями. (Свидет. Констанция, Архиеп. Сирийскаго бывшего до 1828, Всел. Патриархом, см. Поездку на Синай, Уманца 1850, ч. II, стр. 75. – Приведено у Прот. К. Никольскаго , Пособие к изучению устава богослужения Правосл. Церкви, стр. 721.) 111 Die «Werwitza», (Schnur, auch «Tschotki»=Zählschnur, oder Koronka=Krönchen; Rosarium, Rosenkranz), wird in der Volkssprache «Lestowka» genannt, weil sie einer Leiter (Lestnitza) ähnlich ist. Die Knoten derselban heissen «Babotschki», und die Zahl derselben ist 103. Diese Zahl ist angepasst der Lesung der Kathismen. Für des Lesens Unkundige ist nach Vorschrift des Basilios des Grossen eingeführt, 300 Gebete zu sagen: «Herr Jesus Christos, Sohn Gottes, erbarme dich über mich Sünder!» oder 100 Gebete für jede «Ehre» (so heisst jeder der drei Theile des Kathisma, welcher mit der Doxologie: Ehre sei dem Vater u. s. w., und dreimalige «Alleluja» schliesst; auf welche Schlussformel die übrigen 3 Zahlen über die 100 hinaus fallen. Die vier (zu zwei zusammengenähten) dreieckigen Enden des Rosenkranzes bedeuten die vier Evangelisten, welche uns schriftlich die ganze christliche Lehre überliefert haben. Ueber die Einrichtung des altslavischen Rosenkranzes siehe: «Andachtsbuch» S. CVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010