отношении с иным, хоть и дружественным на тот момент Китаю, гос-вом. Получение Православной Церковью в КНР юридического статуса связывалось с переходом ее под контроль кит. властей. Подобная позиция кит. правительства была доведена до руководства СССР, а также через Совет по делам РПЦ при Правительстве СССР до Московской Патриархии. 13 апр. 1954 г. патриарх Алексий I обратился к председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову с просьбой разрешить приезд в Москву экзарха и главы духовной миссии архиеп. Виктора для личных переговоров по вопросам деятельности правосл. Церкви в новых условиях гос. жизни в Китае. Такое согласие было дано, однако принципиальное решение об изменениях в организации правосл. общин в Китае было принято советским руководством еще до приезда архиеп. Виктора. 22 апр. Карпов в согласовании с МИД СССР подал в ЦК КПСС докладную записку, в которой был сделан вывод, что «в настоящее время в связи с установлением народно-демократического строя в Китае и ничтожным влиянием православия среди китайцев дальнейшее существование миссии, а также существование экзархата в настоящем его виде политически ничем не оправдано». Совет по делам РПЦ предлагал ликвидировать духовную миссию и Экзархат и решить вопрос о церковном имуществе в Китае (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. 1954-1970. М., 2010. Т. 2. С. 62-63). 12-27 июня 1954 г., во время пребывания в Москве архиеп. Виктора, обсуждались организационные вопросы, связанные с ликвидацией миссии и судьбой ее имущества. 30 июля Свящ. Синод принял решение: «Ввиду новых государственных и общественных условий жизни в КНР, считать дальнейшее существование Российской Духовной Миссии в Китае не соответствующим этим условиям и упразднить ее, оставив все православные храмы в Китае в ведении Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии». Архиеп. Виктору было предложено через посольство СССР в КНР ознакомиться с мнением кит. правительства о дальнейших формах управления Китайской Православной Церковью. 10 авг. в Совет по делам РПЦ был направлен план Московской Патриархии по реорганизации Восточноазиатского Экзархата. Было предложено 2 варианта: 1) сохранение в Китае Экзархата и существующих епархий РПЦ, 2) преобразование Экзархата в одну епархию во главе с епископом из СССР. Также Московская Патриархия предлагала передать кит. инстанциям лишь часть церковного имущества. 11 авг. Совет по делам РПЦ, рассмотрев предложения Патриархии, рекомендовал ликвидировать Восточноазиатский Экзархат, оставив в Китае одну епархию с центром в Харбине. Также Патриархии было рекомендовано «архиереев из СССР в Китай не посылать и прекратить денежное субсидирование в отношение православного духовенства и церквей в Китае со стороны Московской Патриархии» (Там же. С. 63-64). Т. о., Московская Патриархия была поставлена перед необходимостью предоставить Китайской Церкви самостоятельность в самые короткие сроки.

http://pravenc.ru/text/1841143.html

архиеп. Алексий (Дехтерев) Скачать epub pdf Об авторе Алексий (Дехтерев Александр Петрович; 1889–1959) – архиепископ Виленский и Литовский. Родился в Вильно. Выпускник Морского училища дальнего плавания (Либава). Служил на флоте. В 1920-е гг. работал преподавателем. Принял постриг (1935), иеромонах (1938). Служил в Прикарпатье и в Александрии. С 1945 г. в юрисдикции Московского Патриархата. Архимандрит (1946). Принял советское гражданство. Арестован местной полицией, находился в заключении в Александрии (1948–1949), депортирован в СССР. Епископ Пряшевский (1950). Временный управляющий Виленский и Литовский епархией (1955). Епископ Виленский и Литовский (1956), архиепископ (1957). Светский, затем духовный писатель и журналист. § I Я давно уже слышал о трех сестрах Корецких, которые создали обширный, образцовый колхоз на территории Литвы. Но впервые познакомился я с этим колхозом только летом 1956 года. Что же это за колхоз и кто такие сестры, его основавшие? Прежде это было имение Корецких, ничем не отличавшееся от соседних имений. Жили так же, как жили все помещики начала нынешнего века, – не так широко и праздно, как это водилось прежде, а бережливо, с приложением труда и с проявлением многих забот. В этой семье были три дочери: Мария Николаевна (старшая), Анастасия Николаевна и Варвара Николаевна. Мария Николаевна вышла замуж за Вячеслава Платоновича Шафалович, который впоследствии принял на себя все делопроизводство «колхоза». В доме не только проявлялись заботы и труд, но и веселье: бывали гости, и сами сестры любили выезжать в город Вильнюс, где посещали знакомых, бывали в театре и на концертах. Казалось, ничто не предвещало суровой перемены в их жизни. Но случилось так, что весь уклад их быта резко изменился. А произошло вот что. В Вильно был назначен приходским священником о. Понтий Рупышев . Будучи в Вильнюсе, о. Понтий впервые посетил Меречь-Михново 27 февраля 1921 года и произвел на всех обитателей имения неотразимое впечатление. Вот как сестры Корецкие отзываются о батюшке: «…С приездом Батюшки в Меречь-Михново потекла жизнь на вид более тихая и благочестивая, но исполненная борьбы и тяжелых подвигов и трудов для Батюшки, незримых для посторонних лиц. Батюшка жил для Господа и ближних, а личной жизни не имел. Сколько трудов понес он, чтобы воспитать в духовной жизни нас, искалеченных светской жизнью, с больными душами, и которые часто причиняли ему, несмотря на всю любовь к Батюшке, много огорчений и хлопот».

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Архиеп. Пимен в своем выступлении необходимость реформы аргументировал следующими соображениями: “Как известно, в настоящее время в нашей стране последовательно осуществляются широкие демократические преобразования, в результате чего все возрастает роль самих трудящихся в общественной жизни страны. В этих условиях нельзя признать нормальным, что в приходских общинах до сих пор продолжает иметь место положение, при котором отцы настоятели сосредоточили в своих руках всю полноту власти”. Со своими соображениями выступил на Соборе и архиеп. Минский Варлаам, явный пособник безбожников. Он легко мог подписать любой документ, если известно, что он на руку советской власти. Патриарх Алексий в оправдание реформы искусственно притянул слова Священного Писания: “Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах”. Патриарх Алексий был достаточно богословски образован, чтобы совершить здесь ошибку. Это – подлог, поскольку дальше в Писании говорится, чтобы людей, которые пеклись бы о столах, избирали, во-первых, из среды учеников Апостолов – диаконов, а, во-вторых, – из людей, изведанных и исполненных Святого Духа и мудрости, с возложением апостольских рук. За богословско-церковное обоснование реформы архиеп. Пимен принял следующее: 1. Книгу Правил... 2. Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое на Поместном Соборе 1945 года. 3. Журнальное Постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 года 4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР “О религиозных объединениях” от 8 апреля 1929 года. На самом деле, ни одна из приведенных ссылок, кроме четвертой, не дает ни малейших оснований для такой реформы. Храмами с тех пор полностью завладели креатуры местных органов власти, часто не только мало церковные люди, но и вовсе неверующие. Патриарх Пимен После кончины в 1970 году патриарха Алексия патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Крутицкий Пимен, тот самый Пимен, который так “искусно” приплел каноны к антицерковной реформе приходской жизни в 1961 году. Жесткий селекционный отбор иерархии советской властью уже давно не позволял выходить на такие высокие посты людям, преданным Церкви и готовым идти ради нее на жертвы. Все предстоятели церковные советского времени отличаются друг от друга разве что размером куколя, как кто-то трагически пошутил. Та же пышность, внешний блеск и... та же покорность безбожным властям. Семидесятые и первая половина восьмидесятых годов, как известно, были временем жестокой расправы с “инакомыслящими”. В эту категорию входили сотни верующих, которые попытались разорвать преступный узел связи Церкви с государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преподавателя не было, «учение опять прекратилось и, к несчастью, надолго» ( Агнцев. 1889. С. 15). 26 сент. 1733 г. по указу имп. Анны Иоанновны «за некие его известные продерзости» Л. был переведен в Вятскую епархию, а архиеп. Алексий (Титов) - в г. Переяславль Рязанский с титулом архиепископа Рязанского и Муромского. Эти перемещения привели к вражде архиереев. В дек. 1733 г. Л. приехал в Хлынов. Сторонник реформ архиеп. Феофана (Прокоповича), владыка был встречен местным духовенством недружелюбно. В управлении епархией Л. проявлял деспотизм в отношении духовенства, находя при этом опору у своих земляков в Синоде. Недруги называли его «поляком», «иконоборцем» и даже «еретиком» ( Гомаюнов. 2005. С. 7). Но историк Вятской епархии XIX в. считал, что Л. «имел превосходные дарования душевные и телесные, ученостию славный муж, нравом прост, совестен, благочестив, нелицеприятен, только чрезмерно горяч и вспыльчив, но ненадолго» ( Платон (Любарский). 1868). Одним из первых начинаний Л. стало устройство духовной школы. Первую попытку создать «епаршую» славяно-рус. школу предпринял еще еп. Алексий (Титов). Но Л. решил создать полноценную славяно-греко-лат. школу, опираясь на опыт малороссийской системы образования. В февр. 1734 г. Л. сделал все необходимые распоряжения для открытия школы ( Гомаюнов. 2005. С. 6-9). Он сам, зная доходы духовенства, назначал сумму т. н. семинарского сбора; в то же время активно производил набор детей для записи в школу, что вызывало негативное отношение к архиерею. «Вси единодушно на мое зло настроены и развращены,- жаловался он в 1734 г. в Синод,- вси не слушают; иные бегают, другие укрываются и неисповедимые пакости мне творят. Хотел я и учения славяно-латинския в епархии Вятской заводить и учителей из Киева двух человек мирских вызвал, но за таким гонением и противностям ждать добраго невозможно» ( Знаменский. 2001. С. 162). В стремлении создать полноценную славяно-греко-лат. школу Л. пытался восполнить нехватку учительских кадров в Хлынове. В 1735 г.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

От него мы знаем, что со стороны хоронившего сделано было очень многое для уменьшения выражения того почёта, каким виленцы желали окружить тело своего архипастыря. Мы и ждали, что произойдёт так, как случилось. Как прочно было наше настроение в отношении к своему ректору Сергию, наглядным подтверждением этому служит такой случай. Товарищ Сергия по академическому курсу C. К. Смирнов в первый же год своего ректорства предложил избрать в почётные члены академии преосвященного Сергия и преосвященного Амвросия харьковского. Дело происходило в 1878 году, через восемнадцать лет по выходе Сергия из академии. Закрытой баллотировкой преосв. Амвросий был избран единогласно, a преосв. Сергий был забаллотирован, и это был единственный в нашей академии случай забаллотирования архиерея, и притом человека, прослужившего в академии целых шестнадцать лет. Правда, что через шесть лет после этого происшествия (1884 г.) тот же ректор C. К. Смирнов возобновил попытку избранья архиеп. Сергия в почётные члены академии, и она удалась: но удалась только потому, что в 1884 году новый устав академический, выработанный в комитете, отданном под председательство архиеп. Сергия, уничтожил закрытую баллотировку, a при открытой подаче голосов мы не имели мужества подавать голоса против человека, которым преосв. Алексий виленский давно уже пугал академию, предрекая, что он будет митрополитом московским. Говорить против него при твёрдой уверенности, что буквально каждое слово непременно будет ему передано одним из присутствовавших в заседании, – гражданского мужества у нас на это не хватило. Правда, что ни единого звука устами мы не издали на вопрос председателя: «согласны ли»? то наши безмолвные кивки головами во всяким случае не свидетельствовали о нашей гражданской доблести 6 . Своих чувств к ректору мы не скрывали; он платил нам тем же, с прибавкой таких озлоблений, какие могут находиться в руках только у начальника, а никак не у подчинённых. Но и на этом пути руки у него были значительно связаны. Его предшественники по ректорству Алексий (Ржаницын) и Евгений (Сахаров-Платонов) не могли внушить митрополиту надлежащего доверия к инспектору Сергию; оба они очень не любили Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Алексий (Молчанов) В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии) . Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию . Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему " настоящим раем " . В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Преподавательская деятельность Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска , затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии . Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника .

http://drevo-info.ru/articles/13671186.h...

10 июля 1935 г. было составлено обвинительное заключение, в котором значилось " ...ОРЛОВ Алексей Степанович, 1862г.р., ОБВИНЯЕТСЯ в том, что: 22 июля 1935 г. дело было передано на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР. 25 октября 1935 года архиеп. Алексий был осужден по ст.58-10, 58-11 УК РСФСР за " участие в контрреволюционной группе " и приговорен к 5 годам ссылки, в Казахстан . 23 декабря 1936 года он прибыл в г. Мирзоян (современный Тараз ). Здесь архиепископ Алексей помогал организовывать «староцерковническую» (принадлежащую к Патриаршей Церкви) общину, составлял списки ее членов, писал заявление в райисполком и давал советы по регистрации общины. Несмотря на запреты властей, по просьбам верующих совершал требы. 15 мая 1937 года был арестован Мирзоянским РО НКВД по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», и заключен в тюрьму г. Мирзоян. Проходил по одному делу с расстрелянными в г. Чимкенте митрополитами Кириллом (Смирновым) , Иосифом (Петровых) и другими священнослужителями и мирянами. В обвинительном заключении по данному делу, вынесенном 23 августа 1937 г., владыка Алексий обвинялся в том, " что на территории Южно-Казахстанской области Каз. ССР, отбывающими административную ссылку бывшими видными церковниками Смирновым К.И., Петровых И. и Кобрановым Е. был организован контрреволюционный центр, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов, кулаков и офицеров. В основу центр ставил своей задачей организацию всех к/р сил церковников в строго законспирированное подполье для активного повстанческого выступления против советской власти в момент ожидающейся интервенции против СССР, установления Патриаршества и главы Церкви над государственной властью. С этой целью среди руководящего состава главой Русской Церкви было решено считать Смирнова Константина и о чем были поставлены в известность некоторые к/р формирования к/р организации. В разных населенных пунктах СССР, вплоть до рабочих центров, на фабриках были организованы рабочие общины, тайные монастыри, где под руководством епископов, попов и монахов проводились вербовки новых членов в к/р организацию, проводились пострижения...

http://drevo-info.ru/articles/13910.html

Так он в число произведений архиеп. Алексия Лаврова вносит анонимное издание Елагина: Предполагаемая реформа церковного суда. Два выпуска. Спб., 1873 (это жесточайшая критика того проекта о преобразовании суда, какой выработан был преосв. Макарием Булгаковым) . При своей жизни архиеп. Алексий всегда открещивался от этой своей работы (Вып. 10, стр. 2). Что касается псевдонимов, то г. Языков отмечает их даже у писателей второстепенных и притом в самых незначительных их работах. Так он указывает, что проф. Потапов (10, стр. 65) в одной статье, помещённой в журн. Русь подписался именем: «Вефильский». Мы должны воздать хвалу г. Языкову при этом за то, что разъяснение этого псевдонима он можно сказать выкопал из земли. Ибо указание на этот псевдоним находится в обширном некрологе Потапова, помещённом в «Прибавл. к твор. Св. Отцов» (За 1890 г.) и забито в одно из числа многих подстрочных примечаний. Г. Языков думает, что Потапов подписался только однажды этим псевдонимом; но смею его уверить, что не однажды, а дважды. Виноват в этом, впрочем, не наш автор, а некрологист, проф. И. К-ский, допустивший эту, впрочем, ничтожную ошибку. Г. Языков поверил профессору К-скому, но – предупреждаю его, – «биографии и некрологи» сего последнего нужно читать verso stylo. Co старанием, достойным лучшего дела, я отыскивал какие-либо дефекты в двух последних выпусках г. Языкова, т. е. обмолвки, ошибки и пропуски в перечне богословских сочинений: но моя «охота» осталась без результата. Правда я нашёл, что при обозрении трудов архиеп. Никанора Бровковича он пропустил сборник его посмертных сочинений, изданных свящ. Петровским, под заглавием: «Архиепископ Никанор. Биографические материалы». Т. I, Одесса, 1900; но этот пропуск нельзя ставить в вину г. Языкову, ибо только взяв эту книгу в руки и почитав ее, можно определить, что это собрание статей Никанора, а не есть книга о Никаноре, как всякий заключит из её заглавия (что случилось и с г. Языковым). —221— Девизом своего издания он избрал слова Лермонтова: «что люди? Что их жизнь и труд? Они прошли; они пройдут! Надежда есть: ждёт правый суд»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мира и 100 антиминсов (без Св. мощей). Все это мною уже отправлено на восток. Слава Богу, я получил от Вашего Высокопреосвященства еще Св. Миро, поэтому я теперь в состоянии отправлять новые посылки. Я был бы очень благодарен Вашему Высокопреосвященству, если бы Вы прислали мне антиминсы, ибо там великая нужда (антиминсов нет нигде). Нет Св. Мира и антиминсов даже в Белоруссии. Правда, в Почаевской Лавре совершили чин освящения Св. Мира, но Преосвященный Архиеп. Алексий снабжает только приходы на Украине. Нательных крестиков послано мною несколько тысяч; они были изготовлены отчасти в Германии, отчасти в Бельгии. Но наш запас идет к концу. А между тем просят присылать еще несколько тысяч. Удалось нам отправить несколько комплектов церк. сосудов (через верных людей), но дальнейшую посылку пришлось прекратить, так как у нас нет лишних сосудов. Нужда, конечно, большая. Несколько дней тому назад я получил просьбы о посылке церк. утвари из Курска и других центральных областей. Но возможность отправки церк. утвари есть так как из Берлина отправляются очень часто наши люди на восток и снабжают священников нашими пожертвованиями. Слава Богу, до сих пор еще не пропала ни одна посылка, ибо мы получаем множество благодарственных писем. Очень часто просят присылать служебники и требники. Во всяком случае, возможность снабжения нуждающегося духовенства всем необходимым есть, и я могу взять на себя посредничество между Вашим Комитетом и духовенством на востоке. Испрашивая Вашего Высокопреосвященства святых молитв, Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга и усердный богомолец М. Серафим СА, д. 17/41, л, 21–22. Подлинник. Сообщение митр. Анастасия архиеп. Серафиму об отправке новой партии священных предметов Белград, 22 августа 1942 г. Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Ваше письмо от 12 августа с. г. за 91 мною получено, и я благодарю Вас за сообщенные в нем сведения. В ближайшее время я пришлю Вам 30 неосвященных анти-минсовых платов. Они уже отпечатаны, но надо их еще подшить, что, по-видимому, в данное время легче сделать здесь, чем у Вас, ибо мы имеем возможность достать нитки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион назначен председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии (ХОЗУ). 2. Протопресвитер М. Стаднюк назначается помощником председателя ХОЗУ. – 1984, 9, 3. 1424. ПАТРИАРШИЙ Указ. 1. Архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона освободить от должности председателя ХОЗУ. 2. Назначить епископа Воронежского Мефодия с возведением в сан архиепископа на эту должность. – 1985, 10, 3. 1425. А. М. Выставка изделий церковных мастерских Московской Патриархии. – 1986, 3, 19. 1426. В СОФРИНСКИХ мастерских. – 1987, 7, 26. 1427. ГРУЗДЕВ В. Посещением Святейшим Патриархом Пименом мастерских Московской Патриархии. – 1987, 9, 6. 1428. СЕДОВ В. Встречая славный юбилей. – 1988, 3, 22. 1429. СИТНИКОВ В., работник Софринских мастерских. – 1988, 6, 31. 1430. ТАЛАНТ доброты. (Работники Софринских мастерских). – 1988, 6, 39. 1431. ПАТРИАРШИЕ Указы: 1. Освободить от должности председателя ХОЗУ митрополита Воронежского Мефодия. 2. Назначить на эту должность наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Алексия (Кутепова). – 1989, 2, 8. 1432. В. О. Посещение журналистами мастерских Московской Патриархии. – 1989, 7, 20. 1433. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 3 октября 1989 года: 1. Об именовании мастерских Московской Патриархии 2. “Художественно-производственное объединение РПЦ”. 3. Об утверждении эскиза товарного знака и товарной марки изделий этого объединения. – 1990, 1, 33. 1434. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16 октября 1989 года: Поручить ХОЗУ обеспечить предметами церковного обихода приходы западных епархий Украинского Экзархата, а также вновь открывающиеся обители и приходы Московского Патриархата. – 1990, 1, 33. 1435. АЛЕКСИЙ, архиеп. О хозяйственной деятельности Московской Патриархии. – 1990, 2, 42. 1436. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16, 19и 20 июля 1990 года: 1. Освободить от должности председателя ХОЗУ архиеп. Зарайского Алексия, викария Московской епархии. 2. Назначить на эту должность еп. Подольского Виктора, викария Московской епархии. – 1990, 10, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010