В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых. Успенский собор Московского Кремля – одна из святынь русского православия. И хотя в нем работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения. Источник: http://www.msk-guide.ru/arkhangelskiy_sobor.htm Придел мученика Уара в Архангельском соборе Московского Кремля Изначально придел мученика Уара в Московском Кремле был устроен в XII веке при самом первом московском храме Рождества Иоанна Предтечи. Первое время эта церковь была соборной, и при ней находился митрополичий двор. Позже, когда сюда перенесли из Углича мощи царевича Димитрия, в народе церковь получила название мученика Уара. Дело в том, что будущий царевич Димитрий родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) в день памяти мученика Уара Египетского. И по обычаю того времени получил это имя при рождении. Через несколько дней он был крещен и уже при крещении получил имя Димитрий. После сноса храма в XIX столетии пристройку перенесли к северной стороне Архангельского собора. Придел мученика Уара в Архангельском соборе долгое время находился в запущенном состоянии. На протяжении последних лет в нем проводились восстановительные работы. Сейчас центральное место в приделе занимает рака с мощами преподобной Евфросинии Московской, перенесенная сюда 28 мая 2008 года. Главная святыня в приделе – чудотворная икона святого Уара начала XVIII века, одно из последних произведений мастеров Оружейной палаты. Уаровский придел был одним из самых посещаемых мест Кремля. Святой считается неустанным ходатаем перед Господом за некрещеных. Замечательна сама архитектура придела. Это единственный сохранившийся в Москве бесстолпный храм эпохи Ивана Грозного. Реставраторы максимально раскрыли кладку и первоначальную роспись. Придел, как и весь Архангельский собор, был расписан «под кирпич». В советские времена в приделе был сделан вход в камеру кондиционеров. http://rubooks.net/book.php?book=10642&page=7 Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1992 году в России была выпущена серия почтовых марок, посвященных соборам Московского кремля, на одной из этих марок изображен Архангельский собор. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03385

В Архангельському Московського Кремля звершено приурочену до руйнування Чудового та Вознесенського 18 грудня 2014 р. 15:18 17 декабря 2014 года, в день памяти святых великомученицы Варвары и мученицы Иулиании, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Богослужение было приурочено к 85-летней годовщине разрушения древних кремлевских святынь — Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей. По заамвонной молитве владыка Арсений совершил заупокойную литию в крипте Судной палаты над гробницами цариц и великих княгинь. В приделе св. мч. Уара был отслужен молебен у раки с мощами прп. Евфросинии, великой княгини Московской. По окончании молебного пения митрополит Арсений обратился к молившимся со словом приветствия и передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В зале Судной палаты была открыта выставка сохранившихся святынь и реликвий Вознесенского женского монастыря. Вознесенский женский монастырь Московского Кремля был разрушен в 1929 году. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения женщин — представительниц московского великокняжеского рода. По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой св. блгв. кн. Димитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 году. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева. В 1407 году Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы. По материалам сайта Центрального викариатства г. Москвы Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3881896...

Архив Пн В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля 29 апреля 2014 г. 13:17 29 апреля 2014 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Дмитровский Феофилакт , настоятель Андреевского ставропигиального монастыря ; протоиерей Николай Иноземцев, настоятель Казанского собора на Красной площади; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа г. Москвы, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; столичное духовенство. За богослужением пел хор московского храма преподобного Марона, пустынника Сирийского, на Якиманке (регент — Наталья Дурова). На сугубой ектении были вознесены особые молитвенные прошения о упокоении усопших. Проповедь перед причастием произнес священник Игорь Спартесный, клирик храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных». Совершив каждение у надгробий великих князей и царей Руси, Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Всех вас, дорогие мои, поздравляю со спасительной Пасхой Божией! 

http://patriarchia.ru/db/text/3639125.ht...

В соответствии с идеями эпохи царя Иоанна IV, прежде всего актуализацией темы святости государей и их родословия, изображения В. С. и его ближайших св. сродников стали обязательными в убранстве домовых храмов и палат Кремлевского дворца в Москве сер. XVI в., подчеркивая генеалогическую связь московских правителей со св. князьями киевского периода и избранность правящего рода Рюриковичей. В галерее изображений рус. князей на столпах Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) В. С. представлен вместе с кнг. Ольгой, их изображения сопоставлены с др. царственными поборниками Православия: имп. Константином и имп. Еленой, восстановителями иконопочитания имп. Михаилом и имп. Феодорой, а также с киевскими, владимирскими и московскими князьями-потомками В. С. ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторявшей программу 1564-1565 гг., напротив В. С. (отличительная черта этого образа - воздетые руки, символизирующие молитву князя о новообращенных людях и о всей Русской земле) - кнг. Ольга, по соседству находятся изображения Бориса и Глеба. Образы В. С., Ольги, Бориса и Глеба, открывающих историю рус. княжеской святости, присутствуют и в росписи лоджии Архангельского собора ( Самойлова. 2002), соседствуя с серией композиций, посвященных Крещению Руси. Сходный цикл, дополненный сценами получения царских регалий кн. Владимиром Мономахом, фигурой В. С. у царского места, присутствовал в несохранившейся росписи Золотой палаты Кремлевского дворца (50-е гг. XVI в.), известной по описанию 1672 г. (см.: Забелин. 2000. Т. 1. С. 175, 177). Традиция включения сцен из жизни В. С. в декор парадных дворцовых залов была продолжена при царе Феодоре Иоанновиче в росписи Грановитой палаты, где В. С. изображен раздающим города своим сыновьям (Там же. С. 183; композиция повторена в сохранившейся росписи 80-х гг. XIX в., выполненной палешанами Белоусовыми). Изображения В. С. неоднократно встречаются в произведениях, являвшихся личными вкладами царя Иоанна IV: полуфигура на кайме шитой катапетасмы для мон-ря Хиландар на Афоне, 1555 г. (в паре с имп. Константином); поясные изображения В. С., Бориса и Глеба на нижнем поле оклада Евангелия 1568 г. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), где также представлены почитавшиеся в царской семье прп. Никита Переяславский и вмц. Анастасия. В качестве небесного покровителя кн. Владимира Андреевича Старицкого В. С. изображен на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кн. Евфросинии (Евдокии) Старицкой (с 1812 находится в Успенском соборе Смоленска), без сыновей, в паре с прп. Евфросинией, покровительницей матери старицкого князя; на иконе, упомянутой в описи старицкого Успенского мон-ря (Описные книги старицкого Успенского монастыря 7111-1605 г. Старица, 1912. С. 16),- рядом с мч. Андреем Стратилатом, тезоименным кн. Андрею Старицкому.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Лицевые изображения могли заключать в рамки, вверху к-рых были представлены херувимы и серафимы. По материалу и художественному исполнению З., как правило, соответствовала комплекту литургических сосудов храма. С XVI в. известны З. из наборов, созданных по высочайшему заказу и предназначенных для вклада в особо чтимые церкви и мон-ри: золотые, с оформлением в технике черневой гравюры, с драгоценными камнями - вклад царя Феодора Иоанновича (1585; см.: Снегирев. 1842-1845. С. 36), вклад царя Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру (кон. XVI в., СПГИАХМЗ), вклад инокини Александры (в миру царица Ирина Годунова) в Архангельский собор Московского Кремля (1598, ГММК), З. из позолоченного серебра в составе вклада 1638 г. царя Михаила Феодоровича в Покровский собор на Рву (ГИМ). В позднем средневековье сложилась традиция создавать наборы служебных сосудов, принадлежавших священнослужителям - почитаемым святым. По акварели Ф. Г. Солнцева можно судить о золотых с эмалями З., к-рые хранились в Успенском соборе Московского Кремля и принадлежали, по преданию, прп. Антонию Римлянину (Там же. С. 35; О н же. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. 27) и свт. Петру Московскому (Там же. 38). На пересечении дуг З. прп. Антония Римлянина помещен крупный драгоценный камень, на поверхность дуг нанесена литургическая надпись (задостойник Великой субботы на греч. языке). З. митр. Петра имеет в центре мишень сложной формы с эмалевым орнаментом и драгоценным камнем, ее дуги сложных очертаний более характерны для вост. ювелирного искусства XVII в. Традиция богатого украшения литургических наборов, в т. ч. З., была унаследована рус. императорами: золотую З. в наборе, вложенном имп. Екатериной II в Успенский собор Московского Кремля, украшал топаз с бриллиантовым крестом ( Снегирев. 1842-1845. С. 37). В набор литургической утвари, вложенный в Архангельский собор Московского Кремля в связи с коронацией имп. Павла I свт. Платоном, митр. Московским, входила З. работы мастера Семена Кузова (1800, ГММК).

http://pravenc.ru/text/182741.html

Архив Пн В день Радоницы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и поминовение усопших в Архангельском соборе Кремля 24 апреля 2012 г. 12:31 24 апреля 2012 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: епископ Балтийский Серафим , викарий Калининградской епархии ;  епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ю.С. Шалимов, губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, губернатор Брянской области Н.В. Денин, председатель Центральной избирательной комиссии РФ В.Е. Чуров. За богослужением пел хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (регент — Владимир Горбик). По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных». Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2181040.ht...

В день Собора Архистратига Михаила митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2011 г. 13:11 21 ноября 2011 года, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , духовенство Московской областной епархии . По традиции за Божественной литургией в Архангельском соборе — храме-усыпальнице Московского великокняжеского и царского дома — были совершены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных . За богослужением пел молодежный хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент С. Соколовская). Среди молившихся были учащиеся и преподаватели факультета православной культуры Военной академии РВСН имени Петра Великого. По окончании Литургии митрополит Ювеналий совершил молитву у чтимого образа Архангела Михаила в местном ряду иконостаса Архангельского собора. Поздравляя духовенство и богомольцев с престольным праздником Архангельского собора, владыка митрополит, в частности, сказал: «Святейший Патриарх Кирилл благословил нам сегодня, в престольный день этого древнего собора, совершить здесь Божественную литургию. И мы с особым чувством молились о Его Святейшестве, который вчера отметил свое 65-летие. И молили Господа о том, чтобы Он дал здравие, спасение и во всем благое поспешение нашему Первосвятителю на благо и процветание нашей Святой Церкви и для благополучия и мира в Отечестве нашем. Милость Божия, что этот древнейший собор в Кремле находится сегодня в таком благолепном состоянии. Здесь покоятся князья, княгини, благоверные цари и с 1929 года царицы и великие княжны. Мы молились о всех правителях Руси, чтобы Господь упокоил их тех, которые в этом месте погребены и в других местах упокоил их в месте злачнем, в месте покойнем. И мы молились об Отечестве нашем, чтобы предстательством Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных Господь дал мир и благоденствие Отечеству нашему и народу нашему». Также по окончании богослужения Архангельский собор посетили Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1749838.ht...

К. В. изображен в составе нек-рых генеалогических серий портретов рус. государей: напр., на комплекте костяных рельефных портретов 90-х гг. XVIII в. (ЕИХМ), на гравюре пунктиром нач. XIX в. (под 25; ГЛМ) и др. Как правило, он показан оплечно, безбородым, в воинском шлеме и со щитом у плеча, иногда в княжеской шапке с городчатым венцом. Существовали книжные иллюстрации с сюжетами из жизни К. В., в т. ч. литографии П. Иванова по рис. Б. А. Чорикова «Вел. кн. Всеволод назначает наследником второго сына своего блгв. кн. Георгия, 1212 г.», «Добросердечие вел. кн. Константина, 1217 г.» (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 52, 54). Лит.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 134, 138; Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из колл. М. Н. Бардыгина, ныне собр. ЕИХМ. М., 2008. С. 230, 232-233. А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Члены делегации Русской Зарубежной Церкви молились за Патриаршим богослужением в Архангельском соборе Кремля 21 ноября 2003 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении епископов Дмитровского Александра и Южно-Сахалинского и Курильского Даниила совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. В богослужении приняли участие клирики столицы, декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже протопресвитер Борис Бобринский и профессор того же института протоиерей Николай Озолин. За Малым входом Святейший Патриарх Алексий возвел в сан протоиерея настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне священника Димитрия Медведева, клирика храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря священника Антония Малова и священника Александра Константинова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " при бывшей Старой Екатерининской больнице (ныне - Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф.Владимирского). По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх совершил молебен Архистратигу Божию Михаилу и всем Небесным Силам Бесплотным. Поздравив молившихся за богослужением с престольным праздником Архангельского собора Кремля, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: " Сегодня мы вознесли молитвы ко святому Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам. За каждым богослужением мы просим у Господа " Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших " , дабы Ангел-хранитель сопровождал нас на жизненном пути, ограждая своими молитвами от бед, скорбей и испытаний. Поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин, а сегодняшних именинников - с Днем Ангела " .

http://mospat.ru/ru/news/82678/

Архив Пн Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля 25 апреля 2023 г. 14:15 25 апреля 2023 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Христос Воскресе! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим особенным Пасхальным днем, когда мы вспоминаем почивших. Вспоминаем наших родных, близких, как и тех, кто особенно послужил для Церкви и для Отечества нашего, — Святейших Патриархов, Митрополитов всея Руси, а также наших царей и цариц, которые, будучи православными людьми, делали все для того, чтобы укреплялась вера православная в Церкви. Ведь мы знаем, что и среди царствующих лиц, несших самую высокую государственную ответственность в России, есть те, кто причислен к лику святых. Не потому, что они были хорошими управителями, а потому что они были и хорошими управителями, и святыми по жизни людьми. Эта удивительная способность соединять святость с честным исполнением долга, с высоким профессионализмом являет некий абсолютный пример и образец того, каким должен быть не только государственный деятель, но и каждый, кто несет ответственность за других, вне зависимости от того, на каком уровне власти он находится. Наши святые цари и царицы, великие князья и княгини должны быть примерами для всех, кто сегодня во власти. Что же это за особое служение, которое они несли? Это служение можно сравнить только с монашеством. Все они были людьми женатыми, замужними, потому что так полагалось, потому что от родителей к детям переходила царская власть. Но они, будучи людьми семейными, жили не для себя, а для Церкви, народа и государства, полностью отождествляя себя с судьбой народа и государства. Они не были политиками по найму или по некоему выбору — они были во главе государства по воле Божией и сознавали свое призвание, которое передавалось от родителей к детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6021846.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010