Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери " Благодатное Небо " из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг. Икона Божией Матери " Благодатное Небо " из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг. [(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX - нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа. «Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/149309.html

Состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля 28 мая 2008 г. 15:42 В среду 28 мая после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля , которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении викариев Московской епархии , состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара. Мощи святой были заблаговременно перенесены из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора и во время Божественной литургии пребывали с левой стороны иконостаса. Святейший Патриарх в своем слове назвал сегодняшний день «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». «Сегодняшний день можно считать вторым обретением мощей преподобной, потому что они после долгого пребывания в Судной палате будут перенесены в придел мученика Уара, где православные будут иметь доступ к этим мощам и смогут вознести перед ними свои молитвы святой преподобной Евфросинии Московской», отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также подчеркнул, что заслуга сохранения мощей преподобной наравне с останками других великих княгинь Московских, почивавших в Вознесенском монастыре Кремля, принадлежит музейным работникам Московского Кремля, «которые хотели сохранить некрополь Московского Кремля и захоронение великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату под Архангельский собор». По словам Патриарха, в последнее время была создана комиссия в которой и духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия . В ходе работы комиссии были обретены мощи преподобной Евфросинии Московской. «Особенно важно, что на этом небосклоне святых земли Русской мы чтим великих женщин нашей страны, сонм которых открывает святая преподобная Евфросиния, которая приняла управление Русью и сохранила Русь, которая является молитвенницей за всех нас, кто прибегает к ее предстательству», сказал Святейший Патриарх перед перенесением мощей преподобной.

http://patriarchia.ru/db/text/412874.htm...

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Великого князя Московского Иоанна III поминали сегодня в Архангельском соборе Кремля 27 октября 2005 г. 14:11 Иоанн III Васильевич (1440-1505) — один из наиболее известных государственных деятелей русского Средневековья. Сын Великого князя Московского Василия II, он принял великокняжескую власть, будучи 22 лет от роду. Одним из главных итогов его правления стало формирование территориального ядра единого российского государства: к Великому княжеству Московскому были присоединены Ярославские, Новгородские, Тверские, Вятские, Пермские земли. При Иоанне III было окончательно свергнуто монголо-татарое иго. К этому периоду относится знаменитое «стояние на реке Угре» 1480 года, когда золотоордынские войска, находясь в виду русских дружин, так и не решились вступить с ними в сражение, видя превосходящую мощь и силу противника. По указу Великого князя из сердца МосквыКремля было выведено подворье ханских баскаков. Именно Иоанн III в 1479 году демонстративно растоптал басму хана Ахмата, требовавшего дань от русских, передав ханским послам, что то же самое будет и с самим ханом. Вслед за этим князь велел «разметать двор болванов» — место, где жили золотоордынские послы и где стояло изображение хана — «болван». На этом месте русский государь повелел соорудить церковь во имя Всемилостивого Спаса, известную ныне как храм Спаса Преображения на Болвановке. При Иоанне III развернулось большое строительство в Москве, отстраивался в камне Московский Кремль, воздвигнут Успенский собор, окончено строительство Благовещенского собора. Возводились храмы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и московском Сретенском монастыре. Значительно возрос международный авторитет Российского государства, правитель которого стал именоваться Великим князем Московским и всея Руси.    В год 500-летия кончины Великого князя группа общественности и ученых-историков, представляющая разные регионы России выступила с инициативой служения панихиды по Иоанну III. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия панихиду в Архангельском соборе Московского Кремля, в правом углу солеи которого находится гробница князя, совершил викарий Московской епархии, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий .  Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54744.html

Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах. В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828).

http://sobory.ru/article/?object=02525

Архив Пн В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и поминовение усопших в Архангельском соборе Кремля 3 мая 2011 г. 13:16 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; епископ Звенигородский Николай ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); московское духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной значению молитвенного поминовения усопших в жизни православных христиан. Как отметил Предстоятель Русской Церкви в слове по окончании Литургии, сегодня не только день памяти всех усопших, «христосование с теми, кто оставил земную жизнь», но и годовщина кончины  Святейшего Патриарха Пимена . Святейший Владыка попросил всех сугубо помолиться о приснопамятном Первосвятителе. Затем Святейший Патриарх совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных», а также помолился об упокоении души митрополита Никодима (Ротова) и почивших родных. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом. За богослужениями пел хор Николо-Угрешского монастыря и семинарии под управлением иеромонаха Александра (Богдана). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1468841.ht...

В день Радоницы Патриарх совершил литургию в Архангельском соборе Кремля Москва, 3 мая 2011 г. 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, передаёт пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр; епископ Звенигородский Николай; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев; ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); московское духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной значению молитвенного поминовения усопших в жизни православных христиан. Как отметил Предстоятель Русской Церкви в слове по окончании Литургии, сегодня не только день памяти всех усопших, «христосование с теми, кто оставил земную жизнь», но и годовщина кончины Святейшего Патриарха Пимена. Святейший Владыка попросил всех сугубо помолиться о приснопамятном Первосвятителе. Затем Святейший Патриарх совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных», а также помолился об упокоении души митрополита Никодима (Ротова) и почивших родных. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом. За богослужениями пел хор Николо-Угрешского монастыря и семинарии под управлением иеромонаха Александра (Богдана). 3 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46265.html

В день Собора Архистратига Михаила Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2010 г. 14:46 21 ноября 2010 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице и день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: иерархи Грузинской Православной Церкви митрополиты Ахалкалакский и Кумурдойский Николай, Самтависский и Горийский Андрей; епископы Солнечногорский Сергий , Подольский Тихон ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; протоиерей Николай Иноземцев , настоятель Казанского собора на Красной площади; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями ; архимандрит Флавиан (Осколков), настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в г. Сочи; духовенство Москвы. На богослужении присутствовали: генерал-полковник милиции В.Н.Кирьянов, начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России — главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации; руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов; ректор Московского государственного горного университета А.В. Корчак; начальник Военной академии РВСН имени Петра Великого генерал-майор В.А. Федоров; первый заместитель директора ФСО генерал-полковник А.Н. Беляков; президент ОАО «Спутниковая система " Гонец " » А.И. Галькевич; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; преподаватели и слушатели факультета православной культуры Военной академии РВСН имени Петра Великого; представители государственной власти и общественности. По традиции за Божественной литургией в Архангельском соборе — храме-усыпальнице Московского великокняжеского и царского дома — были совершены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных .

http://patriarchia.ru/db/text/1324196.ht...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Архангельском соборе Московского Кремля Москва, 19 марта 2009 г. 19 марта Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Серафим (Зализницкий), столичное духовенство. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил собравшихся богомольцев с праздником иконы Божией Матери «Благодатное Небо», сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что искони верующие называют Пречистую Деву Царицей Небесной, Царицей Неба. «Царица Небесная родила Солнце Правды, и потому совершенно справедливо в церковной гимнографии Ее называют Небом, ведь солнце – на небе. Небо благодатное, потому что любовь Божия и любовь Девы Марии к роду человеческому так сильны, что сила и благодать Божия, красота божественного неба передается людям в ответ на их молитву», – сказал Его Святейшество. «Господь и пришел в мир, чтобы соединить небесное и земное, – продолжил Святейший Владыка. – Как говорили отцы Церкви, начиная со святого Афанасия Великого, Бог стал человеком, чтобы человек обожествился. Бог пришел с Неба на землю, чтобы земля стала ближе Небу». Жертвой Сына Божия и Сына Человеческого, Его воплощением, Его жизнью и страданием Небо вошло в жизнь человеческого рода, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, добавив: «Для нас силой Божией, предстательством Царицы Небесной открыты двери Божественного. Мы прибегаем к чудотворному образу «Благодатное Небо», прославляя Царицу Небесную, созерцая здесь, на земле, перед Ее иконой, Ее славу в Царствии Божием». «Но человек так устроен, что только немногие могут удовлетворяться этой созерцательностью, – сказал далее Предстоятель Русской Православной Церкви. – Каждый, кто прикасается к святыне, непременно приносит к ней свои вопрошания, молитвы, скорбь, боль. Образ называется «Благодатное Небо», потому что Царица Небесная слышит нашу молитву и силой Божественной благодати осуществляет то, о чем мы Ее просим».

http://pravoslavie.ru/29701.html

Патриаршее слово за Божественной литургией в Архангельском соборе Московского Кремля 28 2009 р. 15:00 Во вторник второй седмицы по Пасхе, в день сугубого поминовения усопших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и литию  в Архангельском соборе Московского Кремля . По окончании заупокойного богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Сердечно поздравляю с днем поминовения усопших, которое совершаем мы после Светлого Христова Воскресения. Это день радости, потому что воспоминание и поминовение усопших соединяется в нашем сознании с Воскресением Христовым. От нас сокрыто и, наверное, никогда до скончания века никто не будет знать, что такое рай и что такое ад. Но из Священного Писания мы можем предугадывать нечто. Мы узнаем о том, что ветхозаветные праведники томились в аду даже будучи святыми людьми, потому что на них лежал нераскаянный и неискупленный грех — как прародителей, так и их собственный. Когда Церковь прославляет воскресение Спасителя, то она свидетельствует о том, что Христос, воскреснув, совоскресил с Собою Адама. И в Великую субботу мы воспоминаем великое и таинственное событие как Господь, снизойдя во ад, вывел из этого ада праведников, там томившихся. Вот это действие и называется Совоскресением. Каждый человек обладает бессмертной душой, и в этом смысле и до Христа души человеческие жили, но находились в аду. И если в Воскресение Христово обретается совоскресение Адама и всех праведников, то это значит, что ад это не жизнь. Ад это смерть. Мы не знаем, что означает эта смерть, от нас это сокрыто. Это жизнь и это смерть: жизнь в том смысле, что души существовали, и смерть в том смысле, что это существование нельзя назвать жизнью. Сила Воскресения и его особое значение для всех нас в том, что Господь совоскрешает с Собой и всех нас. Он разрушает тяготение, притяжение смерти. Вот почему и говорит святой Иоанн Златоуст, что смерти нет, — в том смысле, что совершена победа над злом, над дьяволом, и ад разрушен. Конечно, не каждый человек обретает эту жизнь во Христе, и грешный человек опять-таки наследует адские мучения, то существование, которое нельзя назвать жизнью. Но для тех, кто верит во Христа, для тех, кто исповедует свои грехи, для тех, кто привлекает в Таинствах благодать Божию и, опираясь на эту благодать, преодолевает грех, — для тех нет смерти, нет ада.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209054...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010