Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8. Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне, епископе Владимирском. Монастырь был создан как оплот православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях. В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса. Не сумев завладеть самим городом, Пургас обрушил свой гнев на монастырь – до основания разорил его, предав огню все монастырские строения, бывшие на тот момент деревянными. Так, монастырь опустел более чем на сто лет. В середине XIV b., как гласит предание, Нижний Новгород посетил ближайший помощник князя Дмитрия Донского митрополит Московский и всея Руси Алексий, причисленный впоследствии к лику святых. По летописям известно, что в 1357 году он направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую и, согласно легенде, остановился в Нижнем Новгороде на отдых возле источника, близ разрушенной Богородицкой обители, дабы совершить скромную трапезу и утолить жажду. Печальное зрелище разоренного монастыря не оставило святителя Алексия равнодушным, и он дал обет Богу: в случае успешного своего возвращения восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Орды митрополит Алексий был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега. Исполнился, как только стало возможным, и данный святителем обет: заботами архипастыря возведена была церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре, а сама обитель стала возрождаться. Белокаменная церковь Благовещения была построена в 1370 и освящена в 1371 году. Простояла она до XVII b. В период своего устроения это был третий каменный храм в Нижнем Новгороде (после Спасского и Архангельского соборов в Нижегородском кремле). В XIV b. монастырь возводился фактически заново.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Рязань. Казанский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь занял усадьбу купца Ипатьева рядом с Вознесенской церковью. Эта церковь, выстроенная Ипатьевым, по просьбе архиепископа Симона, была отдана в собственность Казанской обители и стала монастырским храмом.здание Казанской церкви построено в конце 17 века Рязанским митрополитом Авраамием. Позже в Вознесенской церкви были устроены приделы в честь св. Харлампия и во имя иконы Казанской Богоматери. Над Святыми воротами монастыря была воздвигнута церковь в честь св. Варвары. Над надвратным храмом возвели одноярусную колокольню. В 1870 году Казанский храм был обновлен и перестроен. В нём существовали два придела – Харлампиевский и Сергиевский. С 1861 года при монастыре действовала больница, а с 1868 года открыто четырехклассное училище с бесплатным питанием для 60 девочек из бедных семей, построенные и содержащиеся на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго. http://www.ryazan-hram.ru/node/187 Казанский явленский женский монастырь основан в XVI ст. и находился близ архиерейского дома. Улица, ведущая к женскому монастырю между Архангельским собором и Спасским монастырем, в XVII ст. называлась «явленскою». Находившаяся в обители каменная церковь во имя иконы Божией Матери Казанской построена в конце XVII ст. рязанским митрополитом Авраамием на домовую сумму. При новом размежевании г. Рязани предположено было явленский монастырь перенести на иное место, и требование о перенесении его заявлено было наместником Михаилом Кречетниковым еще в 1781 г. В марте того же года требование об этом было повторено из наместнического правления с указанием на место, куда должен быть перенесен монастырь - в Ямскую слободу к церкви св. Николая. В июне на перенесение монастыря из наместнического правления выслана была необходимая для того сумма - в количестве 31 руб. В 1786 г. монастырь был переведен к Вознесенской церкви, устроенной купцом Ипатьевым и уступленной, по просьбе арх. Симона, для женской обители. В последствии, при Вознесенской церкви были устроены приделы Казанский и Харлампиевский, а над св. воротами воздвигнута церковь в честь св. вмц. Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=11722

Рясное. Димитриевский Ряснянский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1867. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Рясное, Урочище Монастырское, дом 1 Координаты: 50.679378, 35.39447 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рясное или в Рясное, выходить на остановке " Рясное " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Основан в 1867 г. помещиком Константином Дмитриевичем Хрущёвым. 14 сентября 1867 года получено императорское разрешение на учреждение двухклассного мужского монастыря в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В 1869 году началось строительство. На рубеже XIX-XX в.в. имел 3 храма: собор св. вмч. Димитрия Солунского (главный, 1881 г.), св. Архангела Михаила (трапезный), Преображения Господня (больничный). В советское время (1920 г.) почти целиком разрушен — остались лишь стены больничного храма и некоторые подвалы (официально в архитектурный комплекс входят Преображенская церковь с лечебницей, странноприимница, дворянская гостиница, дом Хрущёва, корпус бывшей монастырской водокачки). В 1867 г. царь Александр II разрешил помещику К. Д. Хрущеву учредить мужской монастырь. Константин Дмитриевич Хрущев был из давних помещиков, суровый хозяин, был для своих соседей образцом управления огромным поместьем. Был очень религиозным человеком, молился со слезами на глазах и клал много земных поклонов. Не имея прямых наследников, К. Д. Хрущев (1796-1876) задумал основать в своем селе Ряснянский мужской монастырь, завещав ему все свое наследство: 4434 десятин земли и 100 000 рублей в кредитных билетах. 14 сентября 1867 г. было дано императорское согласие на учреждение Свято-Димитриевского двухклассного Ряснянского мужского монастыря. Настоятель Святогорской Успенской пустоши архимандрит Герман уговорил Хрущева поставить монастырь подальше от мирской суеты. С 1869 г. монастырь начал строить свои сооружения и новые храмы.

http://sobory.ru/article/?object=47242

Токари. Сумской Успенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1658 и 1671. Год утраты:Не установлен. Адрес: Сумская область, Сумской район, территория села Токари Координаты: 50.926125, 34.939794 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Токари или в Токари, выходить на остановке " Токари " Изменить описание Храмы монастыря: 1.Церковь Успения Пресвятой Богородицы 2.Церковь Михаила Архангела (в трапезном корпусе) 3. Церковь Всех Святых (над Святыми вратами) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Малая Чернетчина ныне объедена с селом Токари и является самой удалённой, восточной окраиной Токарей. Название «Малая Чернетчина», как и второе название этого населённого пункта — Монастырёк (в других источниках — Монастырская), говорит о том, что в прошлом здесь обитали чернецы-монахи. Так оно и есть. Когда-то здесь находился мужской Успенский монастырь (называемый иногда также Сумским), просуществовавший почти полтораста лет и славившийся своим богатством. Возникновение этого монастыря неразрывно связано с основанием Сум и других окрестных населённых пунктов во второй половине XVII в. Появление Успенского монастыря историки связывают с именем первого полковника Сумского полка Герасима Кондратьева. Он много жертвовал на строительство храмов и другие нужды церкви. Наверное, он не только был религиозным человеком, но и заботился, чтобы в Сумы пришла цивилизация, основным носителем которой на тот момент была именно Церковь — под её эгидой развивались культура и образование. Считается, что строительство Успенского монастыря началось в 1658 г., вскоре после возведения Сумской крепости, хотя первые официальные бумаги на обитель датируются 1671 г., а село Малая Чернетчина отсчитывает свою историю с 1672 г. Местность для монастыря выбрали удобную и живописную — в окружении защищавших от непогоды холмов, с прудом и обширными лесными угодьями. Каким был Успенский монастырь, мы знаем благодаря дошедшему до нас описанию святителя Филарета, сделанному в 1859 г., когда монастыря уже не было. В своей работе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет пишет: «В округе поселений Сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба невдали от города Сум — Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женский монастырь. Успенский монастырь находился в 9 верстах от города Сумы. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружён был горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г.

http://sobory.ru/article/?object=58554

К.А. Докучаев-Басков Преподобный Диодор Юрьегорский и основанный им монастырь Бывший Юрьегорский Демьянов монастырь, теперь сельский приход, находится в архангельской губернии, близ границ пудожского и повенецкого уездов, олонецкой губернии). «Месяца ноября в 27 день, житие и подвиги Преподобного Отца нашего Диодора, новоявленного Чудотворца, составльшего пречестный монастырь Живоначальной Троицы, нарицаемый Юрьевы Горы». «Благослови отче»! «Сей убо раб Божий родися близ Студеного моря, каргопольского уезда (теперь онежского уезда, архангельской губернии), на Онеге реке, в Турчасовском селе», – по другим источникам, «родился в Городецкой веси, т. е. нынешнем селении Матвеевке» 5 , – «родителю христианину сын – отца именем Ерофея, а матери Марии, зовомый Диомид. Еще млад сый, лет яко пятинадесяти и, по благословению родитель своих прииде в Соловецкий монастырь помолится и не возвратился к родителем своим и зело возлюби монастырское житие: тружался в монастыре 3 лета в келарской и прочих службах и послушание имея нерассудне и любим всеми бысть. В церкви же Божией со смирением и со страхом стоя, послушая божественного пения и чтения, и сего ради вселися в него страх Божий; чистоту же телесную зело любляше, яко сия все иноческое житие украшает, на неимущих же чистоты зело гневашеся (!); и вельми желая во иноческий образ облещися и, в 19 лето от рождения своего приходит ко игумену Антонию (1605 – 1612 г.) 6 и молит со слезами и со смирением дабы его сподобил облещися во иноческий образ: игумен же Антоний видя его слезы и велие смирение повелевает его пострищи во иноческий образ», при чем Диомид переименован в Дамиана 7 ; по пострижении игумен «вдаде его мужу духовну и совершенну во иноческом житии, священноиноку Иосифу Новгородцу. Он же нача быти у старца с великим послушанием и ко всей братии нача имети любовь и послушание». Соловецкие пустынники 1605–1619 гг. и 1-е известие о них Дамиану «Егда же бывшу ему у того священноинока Иосифа под началом и нача ему (Иосиф) творити повесть о своем духовном (сыне) Василии Всенозерце: «Изволися ему (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1389. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Координаты: 57.17474, 39.392082 Проезд: Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удал ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ростова следует возле железнодорожного вокзала. По улице Луначарского нужно ехать до Ростовского кремля, далее по улице Ленина до пересечения с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря - Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху). Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом (см. 27 ноября). С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского (см.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Храм Архангела Михаила " что в бору " Карта и ближайшие объекты Архангельское во бору. Церковь зданием каменная, о двух этажах. Престолы: в верхнем летнем храме - во имя св. Архистратига Михаила, в нижнем теплом этаже - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Построена в 1787 г. тщанием прихожан, прочна. Наиболее чтимые святыни: храмовая икона св. Архистратига Михаила и Божией Матери Смоленской. Церковной земли 35 десятин. Церковные дома: для жительства священника, псаломщика и для Партусовской церковно-приходской школы, другая, существующая в приходе школа Архангельская помещается в собственном, принадлежащем ей доме. Церковного капитала 1925 руб., из них 1000 руб. - проценты на содержание Архангельской церковно-приходской школы. Прихожан в селе 665 муж. пола и 690 жен. Деревни находятся от села на расстоянии: из них две самые дальние в 4-5 верстах, все же остальные от 1 до 3 верст. Село расположено на равнине, среди леса, в полуверсте от реки Улеймы. В приходе две церковно-приходские школы, Архангельская содержится на проценты с капитала, пожертвованного на этот предмет. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала 9458 руб. 50 коп.; из них 5210 руб. внесены исключительно на содержание диакона совместно с учительскою должностью в Архангельской школе. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из храмоздателей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, " в бору " , появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возникла небольшая монашеская община. Случилось это в XV в., а двести лет спустя обитель была разорена поляками. На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился, однако былого процветания достигнуть не смог и в середине XVIII в. был упразднен властями. Монастырский храм стал обычной приходской церковью.

http://sobory.ru/article/?object=00489

Закрыть Епископ Лукиан: «Этот храм мы должны отдать христианам-католикам» В Благовещенске прошли переговоры по поводу передачи храма Гавриило-Архангельского монастыря папистам 28.11.2011 1484 Время на чтение 3 минуты Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан в интервью, размещенном на сайте Издательского дома «Дважды два» , говоря о судьбе храма Гавриило-Архангельского монастыря , заявил: «Это очень уютный и хороший храм. Но проблемный – только потому, что, как вы все знаете, это исторически католическая церковь. Она в свое время очень выручила Православие в нашем городе. Благодаря этому храму, у нас открылся первый – после советского времени – православный приход. Но надо быть честными – этот храм, костел в прошлом мы должны отдать христианам-католикам. Исторически, фактически это их храм. Вернуть его будет нормально и справедливо. Это будет не сразу – нас община католиков Благовещенска поставила в известность о том, что 11 ноября к нам приезжает католический епископ. Естественно, у нас состоится встреча – там и поднимем этот вопрос. Монастырь мы по этой же причине так же в ближайшее время переведем отсюда». 11 ноября, как и сообщил епископ Лукиан, в Благовещенск прилетел ординарий Римско-католической епархии Святого Иосифа епископ Кирилл Климович, сообщает информационное агентство « Порт Амур» . «Сегодня Кирилл Климович встречается с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом. Цель встречи – обсудить передачу амурским католикам Гавриило-Архангельского монастыря, главный храм которого изначально был построен поляками как католический костел. Решение о возвращении прихода тем, кому он исторически принадлежит, уже принято», - отмечает портал. Кирилл Климович в интервью ИА «Амур.инфо» подвел итоги своей встречи с епископом Лукианом: «Встреча состоялась сразу же, как только я приехал, в пятницу, в 15:30. Конечно, мы приветствовали друг друга. И потом мне он сообщил, что хочет отдать костёл как католическую церковь католикам». «Встреча была очень тёплой, душевной, - продолжает католический иерарх в интервью порталу «Газета-Свободный» . - Принял епископ Лукиан нашу делегацию очень гостеприимно. Мы решали вопрос о передаче католикам храма, расположенного в центре Благовещенска. Я очень благодарен Лукиану, ведь он объявил об этом намерении ещё до моего приезда, поэтому на встрече мы обсудили лишь детали передачи. В знак знакомства епископ Лукиан подарил мне икону Албазинской Божьей Матери, а я, в свою очередь, презентовал ему книгу иркутского издательства " Священный Байкал " и копчёного омуля».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/28/ep...

Игуменья Одесского Свято-Архангело-Мийловского монастыря Серафима (Шевчик) Свято-Архангело-Михайловская обитель на старинной Успенской улице – будто маленький цветущий оазис в центре Одессы, расположенный недалеко от живописного огромного городского парка над берегом Черного моря, заложенного еще при Императоре Александре ныне носящего имя Тараса Шевченко, и другого знаменитого парка – с пляжем Лонжерон и дельфинарием. Здесь же, неподалеку, на берегу моря, и Вечный огонь, и памятник Неизвестному матросу – безымянным морякам, погибшим при защите и освобождении города, и университет МВД, где готовят молодых стражей закона, и городская обсерватория, и музей Константина Паустовского, и множество других популярных мест. Собственно, каждый дом в старой Одессе – достопримечательность, как и необычные одесские дворики. Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь Когда попадаешь в обитель с шумной Успенской улицы, будто окунаешься в тихий, цветущий благодатный мир, где и ароматы клумб, цветущих деревьев, и мерные удары колокола, созывающие на службу, и таинственные монашеские силуэты на аллеях – создают впечатление, будто путешествуешь во времени в обратном порядке. Да и время здесь течет по-другому, размеренно и плавно, без шума и городской суеты… В рабочем кабинете Настоятельницу мы застали в ее рабочем кабинете, куда нас провела гостеприимная дежурная монахиня. В просторном кабинете игуменьи, который служит еще и запасником монастырского музея «Христианская Одесса», на стенах множество икон и других уникальных раритетов, древних церковных книг – также царит дух ушедших веков. Годами и десятилетиями игуменья Серафима собирала эти жемчужины истории Церкви, святыни Православия, путешествуя по Украине и всему миру. Многое из коллекций музея пожертвовано меценатами. Игуменью любят, люди стремятся встретиться с ней, потому что она сама носительница этой великой добродетели – любви Божией. Игуменью любят, люди стремятся встретиться с ней, потому что она сама носительница любви Божией

http://ruskline.ru/opp/2021/04/23/di_dit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ Прп. Нифонт Телеговский. Фрагмент иконы «Святые земли Красноборской». 2009 г. Иконописец С. А. Ширинкин (ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.) Прп. Нифонт Телеговский. Фрагмент иконы «Святые земли Красноборской». 2009 г. Иконописец С. А. Ширинкин (ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.) († после 1553), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Телеговский, Устюжский. Святой не упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых». Не указан он также в списке Вологодских святых, составленном в 1811 г. еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым , 1808-1813; впосл. митрополит). Однако он назван основателем в 1553 г. Троицкого Телегова мон-ря в Устюжском у. на р. Сев. Двине (ныне дер. Монастырская Пашня Красноборского р-на Архангельской обл.) в списке вологодских мон-рей еп. Евгения (Болховитинова) и в статье о Телегове мон-ре, помещенной в 6-м томе ИРИ (М., 1815) архим. Амвросия (Орнатского). В перечне Вологодских святых еп. Евгения значатся 73 святых ( Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. Приб. 1. С. 10-20). Преподобный Н. и блж. Кирилл Вельский под номерами 74 и 75 были добавлены в этот список позднее, вероятно при еп. Иннокентии (Борисове) (ВОКМ. 11914. Л. 17, XIX в.; опубл.: Верюжский. Вологодские святые. С. 8-16). Однако здесь Н. назван не основателем, а «поновителем» Телегова мон-ря. В справочнике П. М. Строева основателем Троицкого Телегова мон-ря и игуменом в 1555 и 1557 гг. указан Дионисий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 780. 55). Монастырь был разорен в 1613 г. польско-литов. отрядами, затем восстановлен. Согласно росписи 1657 г. казенных доходов Устюжского у., обитель платила в казну 11 р. 14 алтын (АЮБДР. Т. 3. 317. Стб. 175). В 1682 г. к монастырю было приписано 35 крестьянских «половничьих дворов» (ДАИ. Т. 10.

http://pravenc.ru/text/2577711.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010