Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография праведных и бессеребреников АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская)

http://pravenc.ru/rubrics/123230.html

Когда переносили нетленные мощи из паперти в придел, женщина, имевшая расслабленного младенца, приложила его ко гробу блаженного Артемия, и младенческая рука в ту же минуту окрепла. Другая женщина и крестьянин, страдавшие глазами, тут же получили зрение от прикосновения к священной раке. И многие другие, отягченные различными недугами, исцелились. Более 50-ти чудес записано священнослужителями церкви Святителя Николая, при которой почивал блаженный Артемий. Они написали лик святого отрока на доске бывшей его гробницы и стружки от нее раздавали в благословение. Иногда являясь в сонных видениях, врачевал он недуги. Так явился Илариону, жителю Холмогор, который впал в отчаяние от постигшей его слепоты и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти Святителя Николая предстал страждущему отрок, в светлой одежде, держа в левой руке посох, а в правой крест, и, осенив его, сказал: «Восстань, исцеляет тебя Христос рукою раба своего Артемия, иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о том священнику и крестьянам». Исполнил его повеление, болящий и прозрел; это случилось в 1623 году. Далеко простиралась целебная сила новоявленного угодника Божия. Рыболов из Хевролы, по имени Харитон, занесенный по морю на остров Новую Землю, посреди Ледовитого моря, в течение целого лета лишен был движения руки, вывернутой в самом плече. И вот забытому людьми на море явился родич его, блаженный Артемий из пределов Хеврольских, обещая исцеление, если помолится над его гробом. И по его слову миновалась болезнь. Мощи блаженного Артемия свидетельствованы были по указу Макария, митрополита Новгородского, в 1610 г. и в день Святителя Николая перенесены из придела в главный храм. Тогда же была сочинена ему и служба. По случаю исцеления сына воеводы Мезенского Афанасия Пашкова при его гробе, признательный отец построил близ церкви Святителя другую церковь , во имя великомученика, соименного Артемию. Но через 30 лет обе сгорели, и над мощами поставлена была часовня. Еще десять лет спустя, по просьбе клириков и мирян Веркольских, царь Алексей Михайлович дозволил основать монастырь на том месте, где были обретены мощи, на берегу реки Пинеги. Их переложили в новую раку и перенесли из часовни в обитель. Но и она трижды пострадала от пожаров и была упразднена в исходе минувшего (XVIII) столетия. Наконец, усердием окрестных жителей сооружена каменная церковь во имя самого Артемия Веркольского, и в ней доныне почивают святые мощи блаженного отрока. Церковь совершает его память 23 июня и октября 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Thematic Bibliography of the Acts of Pilate: Addenda and Corrigenda//Apocrypha. 2001. Vol. 12. P. 259-292; Gounelle R., Furer C. Evangile de Nicodeme ou Actes de Pilate//Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 249-297; Minczew G., Skowronek M. The Gospel of Nicodemus in the Slavic Manuscript Tradition: Initial observations//Apocrypha. 2006. Vol. 17. P. 179-201; Ehrman B., Plese Z. The Apocryphal Gospels: Texts and Transl. Oxf., 2011. P. 635-749; Haynes J. New Perspectives on the Evangelium Nicodemi Latin C: A Consideration of the Manuscripts on the Way to a Modern Critical Edition//Apocrypha. 2011. Vol. 21. P. 103-112; Schä rtl M. «Nicht das ganze Volk will, dass es srerbe»: Die Pilatusakten als historische Qelle der Spätantike. Fr./M., 2011; eadem. Das Nikodemusevangelium, die Pilatusakten und die «Hollenfahrt Christi»//Antike christliche Apokryphen in deutscher Übersetzung/Hrsg. Ch. Markschies, J. Schröter. Tüb., 2012. Bd. 1. Tl. 1. S. 231-261; Gounelle R. Editing a Fluid and Unstable Text: The Example of the «Acts of Pilate» (or «Gospel of Nicodemus»)//Apocrypha. 2012. Bd. 23. S. 81-98; Fackler P. Adversus Adversus Iudaeos?: Countering Christian Anti-Jewish Polemics in the Gospel of Nicodemus//JECS. 2015. Vol. 23. N 3. P. 413-444. А. Е. Петров Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/2565550.html

Третьи детские Артемиевские чтения прошли в Верколе 11 августа 2016 г. 10:08 5-6 августа 2016 года в Верколе (Пинежский район Архангельской области) состоялись III детские Артемиевские чтения. На ежегодный форум собрались более 100 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Архангельской и Мурманской областей, а также Швеции. Участники представили доклады и видеоролики на тему «Святыни моей малой родины», посетили музей Федора Абрамова и побывали на вернисаже детских рисунков «Духовное возрождение Севера». В своих работах юные мастера запечатлели образы святых отроков и православные жемчужины северных земель. В день памяти праведного отрока Артемия гости и участники чтений посетили Веркольскую обитель, где после праздничной Литургии прошли с молитвенным пением до места преставления праведного отрока — деревни Ежемени. Молитвенное шествие возглавил священник Илия Еремеев. В проповеди он отметил: «Отрок Артемий жил праведно. Мы приглашаем детей на родину святого, чтобы научить их жить достойно — будем равняться на него, за ним идти». По возвращении в монастырь участники побывали в церкви святого отрока, а также Успенском и Казанском храмах. Насельник обители иеромонах Венедикт (Меньшиков) рассказал гостям о житии праведного Артемия. «Смерть отрока — это тайна. Наши проблемы заключаются в том, что мы мыслим узко. Надо смотреть в глаза вечности. Отрок Артемий был готов принять эту вечность. Односельчане сначала не приняли отрока за святого. Возможно, это было связано с тем, что детская простота не признается людьми. А нужно ее в себе сохранять. Духовное всегда дается с трудностями. Будем радоваться жизни, чтобы сохранить для себя что-то доброе и светлое», — сказал священник. Также участники чтений побывали на концерте детских фольклорных коллективов и творческого объединения «Под облаками» из Москвы. Желающие посетили мастер-классы по изготовлению традиционных русских поделок из бересты и дерева, плетению поясов и необычной технике рисования. Детские чтения посетила супруга губернатора Архангельской области, директор фонда социально-культурных и спортивных инициатив «Добрый мир» Татьяна Орлова. По ее словам, именно любовь местных жителей к своей малой родине, самобытность Пинежской земли и чистота привлекают многих: «Нас переполняют эмоции. Здесь чувствуется  русский дух и любовь к малой родине. Нам есть, чему у вас поучиться. Хотелось, чтобы милые детки продолжали ваше дело и после учебы возвращались домой».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

3 класса девичий. Находится в городе Вятке к восточной стороне близ земляного вала на берегу реки Вятки. Построен этот монастырь в 1624 году из Вятских таможенных доходов, и тогда же сооружена в нём церковь каменная во имя Благовещения Божьей Матери с приделом Пр. Михаила Малеина. Вятский Успенский Трифонов монастырь Вятской Епархии 2 класса мужской. См. Трифонов Вятский Успенский. 55 Вот слова Локцена: Quum de pace inter Suecos et Ruthenos regnique finibus iftic regundis ageretur; Rutbeni partem Careliæ loco limitum fibi etiam constituere conati sunt. Tandem ea lege pax inter regem Sueciæ Magnum et Georgium Nouogardiæ ducem conventa est, ut Careliam inter se dividerent, positis limitibus in Systerbeck et proximis versus boream istic locis. Vid. Iahannis Loccenii Historiae Suecanae edit. Francofurti et Lipsiae 1076 in. 4. pag. 104. «Далин именно означает уступленные тогда России округи Иескисскую и Эгрепескую купно с малым Саволаксом; а Систербек служил, де, порубежной границей между обеими державами. И посему-де, Швеция в первый раз потеряла владычество своё над рекой Невой и Ладожским озером, какое она с древнейших времён над ними имела. См. Далина Шведскую Государственную историю, часть 2, книгу I, главу 12, § 17 Российского перевода, напечатанную в СПб., в 1805 году, том, IV, стр. 614 и след. 56 Вероятно, на сей-то не у места вставке в Софийском летописце основываясь, Селлий в своей Иерархии поставил в числе Новгородских Преосвященных около 1156 года Иоанна, однако же, отметил его сомнительным. 57 См. рукописную книгу, содержащую ПРАВИЛА святых Апостол и семи Соборов, хранящуюся в Новгородской Софийской библиотеке в 4 листа, под 39. 60 Файл PDF стр. 64. Перед абзацем начало «АВРААМИЕВА РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ (положения пояса Пресвятой Богородицы)» 63 Праведный Артемий родился в лето 7040/1532, скончался в 7052/1544 году, Июля 23, на двенадцатом году от рождения своего. Мощи его обретены в 7085/1577 году, в 33 год после преставления его и положены были в паперти у приходской Веркольской церкви святого Николая Чудотворца; из паперти в придел перенесены в 7091/1583 году, и потом свидетельствованы были определёнными со стороны духовной и светской по Указу Макария, Митрополита Новгородского. Тогда же служба и житие сочинены, а мощи из придела в церковь святого Николая перенесены в лето 7118/1610, Декабря 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

крещение страны 397 . Строго говоря, нетленность никогда не являлась канонически обязательным условием для прославления того или иного святого. В летописи, как правило, оговаривается, в каком состоянии, – истлевшем или нетленном – обнаружено тело святого, однако его тленность не всегда служит препятствием для почитания: «Тогда Иону цела суща обретоша мая 29, Фотея ж(е) цела суща не всего, едины ноги толика в теле, а Кипреяна всего истлевша, едины мощи» 398 . Однако в ряде случаев на Руси отсутствие этого признака может служить поводом для отказа от почитания, а нетленность мощей иногда является основной или даже единственной причиной почитания святого. Выразителен пример народного почитания св. Артемия Веркольского. В 1545 г. во время работ на пашне был убит «громом» мальчик. Тело его положили на пустыре в лесу, не погребенным и вдали от церкви. Но спустя 28 лет тело было обретено нетленным и перенесено в церковь св. Николая. Артемий Веркольский был канонизирован русской церковью в 1639 г. Для сравнения приведем факт почитания Прокопия Усьянского, чье тело было обнаружено нетленным в корзине у церкви. Прокопий почитался местно, но в XIX в. празднования ему были прекращены епископом Арсением Тодорским, поскольку по освидетельствовании мощей «не оказалось многих на теле сего почитаемого за святого частей». Сходным образом, сохранность тела после смерти определяла отношение к почившему и в скандинавской традиции. Так, исландский священник Ингимунд, согласно саге о епископе Гудмунде Арасоне, погиб вместе со своими спутниками, после того как их корабль выбросило на берег в Гренландии. Спустя 14 лет их останки были найдены в пещере; тело Инги- мунда было целым и неистлевшим (heill ok ofuinn), тогда как останки его спутников представляли собой кости. Заканчивая свое повествование, составитель саги отмечает: «Это показалось людям великим знамением того, сколь угоден был Господу путь священника Ингимунда, ибо он так долго пролежал снаружи телом целый и невредимый». Более того, в Скандинавии нетленность, по-видимому, могла рассматриваться как атрибут святого, переходящий на принадлежащие ему предметы и сохраняющийся даже при переходе этих вещей в другие руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Жизнь святых Святые отроки и отроковицы Благоверный царевич Димитрий Угличский Память 15 (28) мая (по старому и новому стилю) Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного от его седьмого брака – с Марией Нагой. После смерти Иоанна Грозного в Государстве Российском многие, начиная с царя Феодора Иоанновича, признавали царевича Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквах. Искони ненавидящий доброе в человеке диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, вложил в сердца преступников, обольщаемых мечтами о власти, истребить царский род. Сначала были распущены слухи о том, что царевич Димитрий – незаконнорожденный, и имя его запретили поминать в церкви. Затем распространились новые вымыслы: будто бы царевич Димитрий с юных лет уже проявляет в себе наследственную жестокость отца. Попытка отравить царственного отрока не увенчалась успехом: смертоносное зелье не нанесло ему вреда. И тогда было решено его заколоть. Утром 15 мая 1591 года кормилица вывела девятилетнего отрока во двор, где уже поджидали его убийцы. Осип Волхов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, Государь?» Он же, кроткий ангел, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волхов кольнул его ножом в шею, но не до смерти. Тогда Данило Битяговский и Никита Качалов дорезали его и сбросили вниз с лестницы. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, и уже в царствование Бориса Годунова у его гробницы стали совершаться исцеления больных. Молитва О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученические твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злодейство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Праведный Артемий Веркольский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Такая икона, как святые Василий Блаженный и Артемий Веркольский в Третьяковской галерее, написанная, вероятно, в последние годы царствования Михаила Феодоровича, является во всем только великолепным каллиграфическим узором. Иконописец, написавший ее, был поглощен заботой об украшении и совершенно равнодушен к изображению. Художественный центр этого произведения – прекрасные звездчатые золотые травы, поднимающиеся над перистыми узорными горками. С течением времени придворные мастера строгановской традиции восприняли тот вкус к западным формам, который распространился в среде их именитых заказчиков. 1652-м г. помечено Благовещение Спиридона Тимофеева (в начале ХХ в. находилось в собрании Г.К. Рахманова в Москве). Прошло всего только 7 лет после кончины Михаила Феодоровича, а эта строгановская, по всем приемам украшения, икона уже выражала западное влияние в русской иконописи. Придворные строгановские живописцы середины XVII столетия легче всего поддались соблазну «фрязи», потому что «фрязь» давала им новые сложность и разнообразие мотивов украшения. Тот государев мастер, который обеспечил победу «фрязи» в русской иконописи, Симон Ушаков принадлежал по своему художественному воспитанию как раз к группе эпигонов строгановского письма. Ист.: Муратов П. Строгановская школа//Грабарь И. История русского искусства. Т. VI. М., 1913. С. 347–396. Годуновская живопись Условное название монументальной живописи и иконописи рубежа XVI–XVII вв., связанной с вкладами в храмы и монастыри Царской семьи Бориса Годунова (1598–1605гг.) и бояр его рода. Основы «годуновской живописи» заложили костромские художники. Они сразу задали высокий уровень мастерства и определили последующий расцвет своеобразной живописной манеры. Среди них в приходно-расходной книге Ипатьевского монастыря упоминаются иконописцы Бажен, Устин и Андрюша Новгородец, но самым ярким представителем стал Гурий Никитин Кинешемцев (†1691г.). Рождество Богородицы. Икона (без полей). Кон. XVI в. КМЗ «Ипатьевский монастырь». Происходит из Троицкого собора Ипатьевского монастыря Евангелист Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Почитание святых — великая польза и утешение для нас, не только потому что это помогает нам утвердиться в главных истинах, но и потому что святые — наши заступники и пример истинной жизни. Они — наши заступники. Святые небес, это множество, собранное от «всех народов, племен и языков» и наши близкие умершие, о которых мы молимся, не забывают нас. В этом неисчислимом множестве есть наши сродники и наши друзья. Они молятся за нас, и их молитва сильнее нашей. Но как часто обращаемся мы к ним с просьбой о помощи? И если и молимся, то о какой помощи прежде всего просим? Они заботятся об избавлении нас от нынешних бед, но более всего их заботит наша вечная участь. Потому что теперь они предельно ясно знают цену вечной жизни и желают видеть нас рядом с собой после нашей смерти. Они желают, чтобы мы следовали за ними, и готовы испросить для нас духовную помощь, если мы принесем им наши духовные скорби. Они — образ для всех нас. У детей есть пример молитвы и любви к Богу — отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий, отрок Елевферий, будущий митрополит Алексий, отрок Артемий Веркольский, убиенный царевич Димитрий и убиенный царевич Алексий, святые мученицы Вера, Надежда и Любовь. Юношей и девушек, ищущих чистоты, может воодушевить пример святых царевен-страстотерпиц Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. Супруги и родители могут обращаться за поддержкой к праведным Иоакиму и Анне, Захарии и Елизавете, к святым Петру и Февронии, к святым страстотерпцам царю Николаю и царице Александре. Если мы хотим научиться любви, правде, состраданию, верности, проповеди о Христе — святитель Иоанн Златоуст, святой праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета придут к нам на помощь. Если мы нуждаемся в покаянии — разбойник благоразумный, святая равноапостольная Мария Магдалина, преподобная Мария Египетская научат нас. Если мы страшимся гонений и смерти, у нас есть бесчисленный сонм новых мучеников и исповедников наших, которые вместе с древними мучениками, вместе с апостолом Павлом говорят нам: «Мы хвалимся скорбями. Для нас смерть — приобретение». Поистине земля — долина слез, а небо — жизнь с избытком, вечная радость.

http://moral.ru/слово-в-неделю-всех-свят...

Спасо-Кижского погоста, 1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи). Н. обычно предстает в виде средовека или старца в пророческих одеяниях. В памятниках на стыке западно-христианской и визант. традиций встречаются варианты его изображения с платом на голове (мозаики в соборах в Монреале, Сицилии и Сан-Марко в Венеции). Текст на свитках рус. икон воспроизводит фрагмент Пс 32. 13-15: «С небес призирает Господь, видит... сынов человеческих». Иконописный подлинник алфавитной редакции (в составе Сборника) XVII в. (РНБ. Q.XVII. 32. Ф. 550. Л. 217 об.) приписывает Н. пророчество Гада (2 Цар 24. 1-13): «Нафан рече: Гсдь отъят согрешение твое от тебе неимаше умерети. И рече: избери себе едину: три лета глад на землю твою или три мсцы бе быти пред враги твоими или три дни смерти быти в земли твоей». В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) изображение Н. описывается следующим образом: «Пророк Нафан, старец плешивый, с круглою бородою» (Ерминия ДФ. С. 83 25)). Также в Ерминии содержится описание 2 сцен: «Давид, обличенный Нафаном, покаялся в грехе Ерминия» («В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: «отьял Господь грех твой». Подле него ангел влагает меч свой в ножны (2 Цар. 12)» - Там же. С. 66 81)) и «Помазание Соломона на царство» («Давид сидит на престоле. Пред ним стоит Соломон, а один иерей помазывает его елеем из рога. В другом отделении этой картины Соломон сидит на златоубранном коне; позади него стоят священники и народ, играющий на разных инструментах, а впереди пророк Нафан (3 Цар. 1)» - Там же. С. 67 83)). М. И. Антыпко Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010