В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек. Разорение монастыря В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря. В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов. Возрождение обители В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться. У монастыря оказалось много помощников, одни присылали деньги со всех уголков страны, другие приезжали и трудились здесь. В монастыре наладилась духовная жизнь. Со временем появилось свое хозяйство. Современное состояние [ править править код ] Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

http://azbyka.ru/palomnik/Артемиев-Верко...

Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В. (РГБ. Унд. 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба А. В. исцелился др. житель Верколы - Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В., к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В., к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощей А. В. продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет. В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц. в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В., а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А.

http://pravenc.ru/text/76384.html

«Отцы, не огорчайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). «Жезл и учение дают мудрость, а чадо, оставленное на свою волю, приносит бесчестие своей матери. Научи сына своего, и он утешит тебя и доставит радость душе твоей» ( Прит.29,15:17 ). Преставление преподобного Артемия веркольского Праведный Артемий родился в двинском округе, на р. Пинеге, в селении Верколе, в 1532 году. Родители его Козма и Аполлинария, воспитывали его в страхе Божием и с пяти лет он уже более, чем можно было ожидать от его возраста, чуждался всего обыкновенного в мирской, грешной, жизни, – был тих, кроток, богобоязлив, но к родителям был послушен; он делил с ними занятия земледелия, сколько мог, – по силам. Раз на 13 году был он вместе с отцом в поле. Неожиданно нашла туча, разразился гром, и Артемий пал мертвый, хотя и не коснулась его молния, как это дознано после. Тело его положили в пустом месте, в сосновом лесу, не погребенным и вдали от церкви: мнение простоты сочло его состоящим под судом Божиим. – Праведный отрок скончался 23 июня (1545 г.). Прошло 28 лет после того. Клирик села Агафоник шел лесом, мимо того места, где лежало тело, всеми забытое. Он увидел над тем местом свет, подошел и нашел нетленное тело отрока. По разнесшейся о том молве собрались крестьяне, перенесли тело и положили его в паперти церкви свят. Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. В тот год свирепствовала в двинском округе злокачественная лихорадка и очень многие умирали от нее, особенно дети. Сын селянина Каллиника сильно печалил отца своего болезнью; отец молился, потом пошел – взял лоскут бересты, покрывавший нетленного Артемия, положил его на грудь умиравшего сына, и больной стал здоров. Обрадованный отец рассказал о том в селении и начали притекать с мольбами к праведному отроку. При перенесении мощей из паперти в придел, женщина, имевшая расслабленного младенца, приложила его к гробу блаженного, и младенческая рука в туже минуту окрепла. Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в 1984 г. появились его изображения в композиции «Собор Сибирских святых». На 1-й иконе, созданной в иконописной мастерской Московской Патриархии под рук. Т. Я. Волковой, в правой группе подвижников вверху изображен П.- юноша в мирской одежде с поднятой для крестного знамения рукой ( Димитрий (Капалин), игум., Пивоваров Б., прот. Праздничные богослужения в Тобольске и Тюмени//ЖМП. 1984. 12. С. 26-27). Впосл. П. нередко изображали в ряду праведников вместе с прав. Феодором и блж. Домной Томскими (2008-2010, Е. Юрьева, дипломная работа в иконописной школе при Тобольской ДС). С этими святыми П. представлен на иконах, созданных в нач. XXI в. в Томске и Сергиевом Посаде. На ростовом образе 3 Томских подвижников (ок. 2002) П. изображен слева, в длинной красной рубахе с отложным воротником, ноги босы, руки перед грудью в жесте приятия благодати. Этот вариант иконографии встречается и на единоличных иконах святого (иногда волосы у П. более длинные и густые). На сени юж. диаконских дверей в главном иконостасе кафедрального Богоявленского собора в Томске помещен поясной образ П. с короткими русыми волосами, на нем коричневая одежда (из-под распахнутого ворота видно исхудавшее тело подвижника), руки сложены крестообразно на груди (2002, Л. Е. Вержбицкая, иконописная школа при МДА). Образ П. включается в композицию «Собор Кемеровских (Кузбасских) святых» (2011, М. В. Прошкин; 2014, кемеровская иконописная мастерская, дар А. Г. Тулеева собору в честь Рождества Христова в Новокузнецке). Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач.

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 37; Описание о российских святых. С. 148. Лит.: Попов А. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1865. С. 15; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258; Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 142; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 34-38. А. Н. Власов Иконография Подлинники так описывают облик И. и М. под 15 или под 25 мая: «Иоанн сед, брада Богослова, не плешив, ризы прос[ты] Иоакимовы» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 165; см. также: РНБ. СПбДА. A.II.546. Л. 28 об.), к тому же тексту может быть добавлено: «...киноварь, испод голубец. А инде аки Иоаким Богоотец, брадою надсед, в рубашке, а Мария аки Иулита» (БАН. Строг. 66. Л. 110). О М. говорится: «...риза празелень, испод бакан, в правой руке крест, другая молебна» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161). В 1683 г. в ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге находилось 2 иконы И. и М.: одна «на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске», другая была выполнена на листовом золоте, «в облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмяные золочены» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 51-52). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 128. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/471227.html

На воротах Валдайского монастыря помещены живописные композиции с историей Иверской иконы Божией Матери, в навершии в правой группе избранных святых - оглавный образ И. В препоясании, со сложенными крестообразно руками святой представлен на рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 49). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178; Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706), собр. архим. Леонидом//РИБ. СПб., 1878. Т. 4; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-236; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 55; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Иверского Святоезерского Богородицкого 1-кл. монастыря. Боровичи, 1912; Франц Д. Д. Кат. Никоновского музея в Иверском мон-ре близ г. Валдая. Новгород, 1920; Сидоров А. А. Древнерус. книжная гравюра. М., 1951. С. 205-206. Ил. 78; Большаков. Подлинник иконописный. С. 41; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279, 398-399, 460-461; Т. 2. С. 113; Секретарь Л. А. Боровичская святыня//Где Святая София, там и Новгород: Сб. мат-лов. СПб., 1998. С. 268-272; Никон, патриарх. Труды/Науч. исслед., подгот. док-тов к изд., сост. и общ. ред.: В. В. Шмидт. М., 2004. С. 543-580. А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/200241.html

Сын крестьянина, родился в Двинском круге, на р. Пинеге, в селении Верколе, в 1532 году и с пяти лет уже чуждался всего обыкновенного в мирской, грешной жизни – был тих, кроток, богобоязлив, к родителям послушен. Он работал с отцом в поле, как вдруг 23 июня 1545 года неожиданно нашла туча, разразился гром и Артемий пал мертвый, хотя и не коснулась его молния, как это дознано после. Тело его положили в пустом месте, в сосновом лесу, не погребенным и вдали от церкви: «понеже они тех убиенных громом или молниею гнушаются» (А.Ф. Бычков, «Опис. Сборн.», стр. 94). Спустя 28 лет, по необычному свету над лесом, обретено забытое всеми нетленное тело отрока. По разнесшеся о том молве, собрались крестьяне, перенесли тело и положили его в паперти церкви св. Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. В 1639 году мощи были свидетельствованы митрополитом Корнилием. Тогда же написана служба, а в 1645 году освящена во имя св. Артемия построенная Коврольским воеводою Афанасием Пашковым, на месте, где первоначально лежало тело праведного отрока, церковь , и устроен монастырь, в который перенесены мощи прав. Артемия, почивающие там под спудом в приделе его имени (Филарет, «Рус. Св.», июнь, стр. 110 и след. – А.Ф. Бычков «Опис. Сборн.», стр. 95). «Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемие Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария» (Ключевский, стр. 323). В «Иконописном Подлиннике»: «праведный отрок Артемий, иже со отцом сврим Козьмою земледельцем, изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» (Филимонов, стр. 175). Память празднуется 23 июня и 20 октября. Веркольский заштатный монастырь находится в 150 верстах от г. Пинеги (Ратшин, стр. 11). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Церковь на Ежемени В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи. 5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя. За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы. Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви. Часовня святого отрока Артемия Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии. Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом. http://www.verkola.ru/about/ Покровитель Артемиево-Веркольского монастыря да и всего Пинежского края является святой отрок Артемий. Жизнь его была коротка, но по замыслу Божиему удивительна. Он родился в простой крестьянской семье и рос обычным ребёнком, спокойным и тихим. Родителей даже пугало его послушание: он и с детьми мало играл, зато молитвы заучивал. Однажды помогал отцу на пашне: случилась гроза и молния с треском ударила в дерево под которым стоял Артемий.

http://sobory.ru/article/?object=10746

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Литургическая жизнь возобновилась еще в одном селе на Пинеге в Архангельской области 2 июля 2015 г. 13:03 Первая за 80 лет Божественная литургия состоялась в Покровском храме села Шотова (Пинежский район Архангельской области). Богослужение возглавил настоятель Карпогорского подворья Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Артемий (Котов), ему сослужили насельники обители и клирики Пинежского благочиния. На праздничном богослужении молилось более ста человек — местные жители и паломники из Архангельска, Верколы, Карпогор, Кушкопалы и Лавелы. На проповеди отец Артемий отметил, что у него было ощущение, будто службы в храме никогда не прекращались и он не стоял почти столетие полуразрушенный. Покровский храм закрыли в 1933 году: кресты сбросили, иконы вынесли. С годами он стал разрушаться, с потолка стали падать кирпичи, появились дыры, через которые внутрь попадал снег и лилась вода. Восстанавливать церковь начали в 2003 году, когда в деревне организовали территориальное общественное самоуправление «Шотова» и его председателем выбрали Михаила Суховерхова. Для участия в конкурсе «Сельская инициатива-2003» ТОС разработал проект «Дорога к храму». На протяжении нескольких лет три программы ТОСа становились победителями. В 2003 году закупили материалы, необходимые для ремонта. Основные реставрационные работы выполнили специалисты из архангельской организации «Стройиндустрия». Много потрудились и местные жители, причем зачастую во славу Божию. Очень помог в восстановлении церкви и жертвователь из Москвы Василий Киреев. В столетний юбилей освящения церкви, 27 июня 2009 года, жители Шотова первый раз отметили День деревни, с тех пор он проводится ежегодно. А вот что писал о храме в «Архангельском епархиальном вестнике» в 1909 году, когда церковь только освятили: «Каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы выстроен всецело на средства лесопромышленника Севериана Козьмича Кыркалова на его родине — Шотовой горе. Он однопрестольный, в два света. Построен по плану и чертежам чиновника Архангельского отделения Государственного банка Н.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010