Память его празднуется месяца июня в 23-й день и месяца октября в 20-й день † 1545 и Сведения о праведной отроковице Параскеве Пириминской 55 сестре святого Артемия Веркольского Память ее празднуется месяца июня в 23-й день † XVI Житие праведного сего отрока писано по благословению Макария, митрополита Новгородского, и память его, местно чтимая, совершается 20-го октября над ракою его мощей. Артемий родился в 1532 г. в Двинском округе, над рекою Пинегою в селении, называемом Веркола. Известны имена его родителей, Косьмы и Аполлинарии, которые воспитывали его во всяком благочестии. С пятилетнего возраста отрок начал уже чуждаться детских игр и, несмотря на слабые силы, приучался возделывать землю, как бы поспешая принести Богу плоды трудолюбия краткой своей жизни. В столь ранние годы он сделался помощником отцу своему, послушный ему как Исаак. Свободное же от трудов время посвящал на молитву, ибо возлюбил Господа Бога паче всего. Артемий был уже двенадцати лет. Однажды в поле помогал он родителям, бороня вспахиваемую землю. Внезапно, Божиим изволением, поднялся бурный ветер, и черная туча покрыла небо, прокатился гром над головою отрока, и мертвый пал он на землю, хотя и не коснулась его молния. Однако общее было поверие, что отрок убит громом, как бы назнаменованного судом Божиим. Его положили на пустом месте, в сосновом лесу, непогребенным и далеко от церкви. Но Господь, прославляющий своих угодников, прославил и сего отрока. Протекло 28 лет после его кончины. Случилось клирику церкви Святителя Николая, по имени Агафоник, идти лесом мимо того места, где лежало тело, всеми забытое. Внезапно воссиявший свет обратил внимание путника на отроческое тело, ничем не поврежденное через столько лет. По разнесшейся о том молве собрались окрестные поселяне; без всякого рассуждения и без молитв подняли они обретенное тело и положили его в паперти церкви Святителя Николая. В тот же год, по грехам людей, повальная болезнь свирепствовала в Двинском округе и много похитила жертв, особенно из числа жен и детей, ибо Господь часто посещает нас болезнями для нашего вразумления. Некто Каллиник, крестьянин Веркольского селения, имел сына, который сильно страдал лихорадкою. Много молился он об исцелении своего детища и, наконец, молитвенно обратился к блаженному Артемию, чтобы помог единолетнему с ним отроку. Отец снял с гробницы берестовой покров, положил его на грудь сына, и внезапно оставил больного долговременный недуг. Обрадованный отец объявил поселянам о чудном исцелении. Все начали притекать к блаженному отроку, и миновалась общая болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Прочитала, что в детских размещают образы святых покровителей детей, но в свидетельстве о крещении не указано имя святого. Сын Артемий (по церковному). Какой святой является покровителем Артемия и обязательно ли размещать образ святого в детской комнате? Прошу прощения за возможное неверное толкование выше написанного, так как не знаю церковных порядков. Похожие вопросы 3 Ответа Если Вы будете молиться святому и научите этому ребенка, то, конечно, стоит поместить икону в детскую комнату. Если же просто понимаете образ как некий оберег для ребенка, то лучше не стоит. Икона — это не оберег, а образ того, к кому обращаются с молитвой. От того, что икона просто будет висеть в комнате, никакого прока не будет. Определить, какой из святых Артемиев (их всего два) является святым покровителем ребенка Вам поможет Определитель именин на сайте-календаре. Обычай называть детей в честь своих выдающихся предков и ставить их в пример подражания, сродни тому, что при крещении выбирается святой, который является не только покровителем, но и примером своей праведной жизни. Иногда своего святого выбирают не по календарю, а по зову сердца. Прочитайте житя святых  – возможно и вам станет очевиден правильный выбор. Святитель Артемий (Артемон), епископ Солунский (Селевкийский); Праведный Артемий Веркольский , отрок; Великомученик Артемий Антиохийский , военачальник. Читая о святых невозможно не восхищаться их подвигами, и об этом конечно стоит рассказать ребенку. Хорошо ввести в семейную традицию — в день праздника святого, посещать храм, особенно, если есть возможность — храм с престолом святого, чтобы это было праздничное богослужение. Обязательно причаститься, получив Божий дар и заступничество тезоименитого покровителя. Такие события обязательно запечатлеваются в памяти ребенка, и в дальнейшей жизни эти воспоминания могут являться спасительными маяками в трудных ситуациях. Что касается присутствие иконы святого в комнате, то этот вопрос перестанет быть актуальным если вы проникнитесь к покровителю как члену своей семьи (он имеет духовное отношение к вашему ребенку), появиться естественное желание видеть его образ, как и фотографии в семейном альбоме, а так же всегда можно обратить к нему взор и помолиться о помощи и заступничестве.

http://azbyka.ru/vopros/objazatelno-razm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИЙ (Кузьмин Артём Андреевич; род. 12 мая 1883, с. Войница Локачинского района Волынской обл. (УССР)), епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии. Из семьи военнослужащего. В 2000 г. окончил среднюю школу в г. Остров Псковской области. С 13 лет нес послушание алтарника в Свято-Троицком храме в том же городе. В 2001—2009 гг. являлся старшим алтарником подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. В 2005 г. окончил экономический факультет Российского православного университет св. Иоанна Богослова, получив квалификацию «Экономист» по специальности «Национальная экономика». В 2005—2008 гг. обучался в аспирантуре Московского экономического института по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». В 2006—2009 гг. был руководителем отдела маркетинга в издательстве «Евразия Экс-пресс». В 2009—2012 гг. работал в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Одновременно в 2009—2011 гг. исполнял послушание иподиакона епископа Зарайского Меркурия (Иванова). 3 дек. 2011 г. в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону митр. Ростовским и Новочеркасским Меркурием пострижен в рясофор с именем Артемий в честь прав. Артемия Палестинского, 4 дек. рукоположён во диакона, 7 дек. во иерея и назначен настоятелем домовой церкви иконы Божией Матери «Знамение» архиерейского подворья г. Ростова-на-Дону. С 2011 г. являлся секретарем Епархиального управления Ростовской епархии. 17 марта 2012 г. в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря города Москвы митр. Ростовским Меркурием пострижен в мантию с именем Артемий в честь праведного Артемия Веркольского. 14 авг. 2015 г. освобождён от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» и назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону. В 2015 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию. В 2017 г. защитил выпускную квалификационную работу на тему «Становление церковной организации в северо-восточном Приазовье в XVII — первой трети XIX в.» с присуждением квалификации «Специалист в области церковно-практических дисциплин». В 2018 г. заочно окончил магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии. Защитил выпускную квалификационную работу на тему «Анализ основных положений редакции Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором 2000 г., в сравнении с Уставом об управлении Русской Православной Церкви 1988 г. и Положением об управлении Русской Православной Церкви 1945 г. (с изменениями 1971 г.)» с присуждением квалификации «Магистр богословия».

http://pravenc.ru/text/2709031.html

Артемий, епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии (Кузьмин Артем Андреевич) Дата рождения: 12 мая 1983 г. Дата хиротонии: 28 августа 2020 г. Дата пострига: 17 марта 2012 г. День ангела: 2 ноября Страна: Россия Биография: Родился 12 мая 1983 г. в с. Войница Локачинского района Волынской области Украины в семье военнослужащего. Крещен в 1988 г. в Воскресенском соборе г. Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия). В 2000 г. окончил среднюю общеобразовательную школу 1 г. Острова Псковской области. С 13 лет алтарничал в Свято-Троицком храме г. Острова. В 2001-2009 гг. — старший алтарник подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. В 2009-2011 гг. — иподиакон  епископа Зарайского Меркурия . В 2005 г. окончил экономический факультет Российского православного университет св. Иоанна Богослова (квалификация «Экономист» по специальности «Национальная экономика»). В 2005-2008 гг. обучался в аспирантуре Московского экономического института по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». В 2006-2009 гг. — руководитель отдела маркетинга в издательстве «Евразия Экс-пресс». В 2009-2012 гг. — сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации (занимаемые должности — главный делопроизводитель, заведующий канцелярией службы документооборота и информатизации, заместитель председателя отдела — руководитель службы документооборота и информатизации). 3 декабря 2011 г. в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием пострижен в рясофор с именем Артемий в честь прав. Артемия Палестинского, 4 декабря рукоположен в сан иеродиакона, 7 декабря — в сан иеромонаха с возложением наперсного креста. 7 декабря 2011 г. назначен настоятелем домовой церкви иконы Божией Матери «Знамение» Архиерейского подворья г. Ростова-на-Дону. С 2011 г. — секретарь Епархиального управления Ростовской епархии . 17 марта 2012 г. в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря г. Москвы митрополитом Ростовским Меркурием пострижен в мантию с именем Артемий в честь праведного Артемия Веркольского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5609344...

Автор сказания о нем «называет князя святым, мучеником, страстотерпцем», сравнивает его со святыми Борисом и Глебом, из жития которых делает заимствования. Он прославляет благочестие князя, его усердие к Церкви, построение храмов. Особо отмечается его милостыня – чертами, напоминающими князя Владимира: «веляше по вся дни возити по городу брашно и питие разноличное больным и нищим на потребу». Автор представляет своего князя, подобно Борису и Глебу, готовым на мученическую смерть: «вражное убийство слышав наперед... и ни во что же вмени». Правда, как видно из описания автора, князь геройски защищается от своих убийц, но недаром он перед смертью вспоминает Горясера, зарезавшего Глеба. Ночное нападение на безоружного, убийцы из числа его близких, им облагодетельствованных слуг, ужасная сцена борьбы, многочисленность ран, предсмертная молитва недобитого князя – все вызывает ужас и сострадание, как к закалаемому «агнцу». Плач верного Космы над нагим, брошенным телом вторит заплачкам Борисова жития» 340 . Можно предположить, что в церковном сознании кончина князя от рук предателей, прежде им облагодетельствованных, расценена как искупление и очищение прежде соделанных грехов. 6. Святые Гавриил Слуцкий и Артемий Веркольский 11/20 апреля 1690 г., когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей – арендатор, по прозвищу Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белый Сток, где младенца предали мучению. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец – мученик был распят на кресте, установленном в корыте, и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. В тропаре св. младенцу Гавриилу говорится: «Святый младенче Гаврииле, ты за Прободеннаго нас ради от иудей люте от онехже в ребра прободен был еси, и за Истощившаго кровь Свою за нас все тело твое на истощение крове в лютыя язвы предал еси, ныне же во славе вечней с Ним вселился еси». Артемий Веркольский (†1545) – крестьянский мальчик из Архангельской губернии, убитый молнией в двенадцатилетнем возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как правило, в жизни каждого такого ребенка существует особый пункт, такой мистический момент, который определяет его избранничество. В агиографической литературе часто обозначается 12-летний рубеж. Уже упомянутый нами святитель Иона в 12 лет постригается в монахи, иноком Иоасафом в 12 лет становится князь Андрей, в 17 лет умерший в обители. Княжна Евфросиния Полоцкая, отличающаяся редкостной красотой и благочестием, отвергая всех блестящих женихов, в 12 лет постригается в монахини, становясь невестой Христовой. Именно в 12 лет происходит нередко общение ребенка с высшими Божественными силами, определяющими и объявляющими ребенку о его предназначении. Это происходит обычно в особом психологическом состоянии сознания: в период тяжелой болезни, в забытьи или во сне и сопровождается чудесным видением или голосом. Двенадцатилетний боярский сын, раскинув сети для ловли птиц, внезапно уснул и вдруг слышит голос: «Зачем, Алексий, напрасно трудишься, я сделаю тебя ловцом человеков». Этот голос слышал будущий митрополит Московский Алексий. 12-летний рубеж представляет собой особый пункт в биографии будущих святых, когда ребенок призывается к служению, как бы оставляя свою прежнюю жизнь, и предуготавливается к новой. Это момент особого духовного преображения обусловливает и изменения в умственной, интеллектуальной сфере: доселе неспособному ребенку открывается премудрость Божья, как это случилось с отроком Варфоломеем, либо ребенок, отличающийся редкой понятливостью и бойкостью ума, вдруг утрачивает все свои способности, становясь «дурачком», подобно Иоанну Устюжскому, прославившемуся в 12 лет как Христа ради юродивый. Наконец, 12 лет – это момент особого избранничества, который отделяет жизнь обычного ребенка от жизни святого. Именно в 12 лет христианские мученицы Вера и Акилина приняли мученический венец. Именно в 12 лет принял страшную смерть от удара молнии русский отрок Артемий Веркольский. Как пишет автор жития, «в 12 лет спустился на него тот венец святости, который другие подвижники приобретали целой длинной жизнью неустанного труда». Сохранилась точная дата – 23 июня 1544 года: мальчик с отцом работал в поле. Внезапно началась страшная гроза, и молния на месте убила Артемия. Смерть от молнии, как Божия кара в представлении людей, не позволяла по обычаю предать тело земле: мальчика положили на лесной полянке, сделали деревянный сруб, накрыли его берестой и ушли. Как написано в житии, «Бог готовил русскому миру нового чудотворца в лице невинного отрока». Через 30 лет на этом месте стало появляться сияние: было обретено нетленное тело отрока Артемия, его захоронили в храме. От гроба отрока исходили чудеса: исцелялись больные, прозревали слепые. Позже на этом месте была основана Артемьевская обитель, в XVII в. Артемий Веркольский был канонизирован церковью.

http://pravoslavie.ru/67.html

74 В иконописном подлиннике не говорится о праведном Афанасии, и в святцах (Барсуков, стр. 64–65) нет, 75 В акафисте прав. Артемию Веркольскому Чудотворцу, это событие передано так (4 конд.): «Проповедник первый прославленного тела Твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, истленныя мощи твоя, праведно Артемие, чрез 33 лета неповрежденныя пременами стихий, и с благодарным·чувством преклони колена восклицание к Богу: Аллилуия» (см. служба и акафиет св. Правед. Артемию, Веркольскому чуд.», М., 1890 г., 22 л.). 77 Особенно характерно в атом отношении такое чудо. Человек, именем Иван безумием же своим посмеяся чудесен святого Артемия, мнев яко неистинна есть и абие слеп быв невидя ничто же и возопив горце: о святый праведный угодниче Христов дивный в чудесех Артемие, согреших убо пред тобою яко глаголах на та неподобно слово. Не даждь ми погибнути, ныне убо разумев яко не мечтанием в неложная чудеса твориши, и много ему молящуся святый Артемий услыши моление его дарует ему здравие и позрева человек той очима своима и бысть здрав славя Бога и святого Артемия, творящего неложные чюдеса. 79 Из паперти св. мощи праведного Артемия в 1584 году перенесены были в самый придел Св. Николая, о чем в житии говорится так: «В лето 7092 бе некто Павел, ему же обратней лице его назад, еже и очи ему затворишася, Не видя ни чтоже... и воспомяиу св. Артемия, скорый же на помощь св. Артемий дарует ему здравие: в той час отвратней лице его и отворишася очи его и поведа той христианам чудо бывшее. Христиане же похвалшпа Бога и св. Артемия и сотвориша придел особ близ церкви Св. Николы и приступльше с верою взята мощи его и внесоша в придел, и положити в новом гробе (ркп. 481). С этого времени, можно думать, стали писать и образа прав. Артемия, – на основании след. сказания. Чудеса же св. Артемия умножахуся, бе же убо священницы единому имя Иван, другому же Фома, повелеша надъсках старые гробницы прежней, писати образы святого праведного чюдотворца Артемия, и остася того святого праведного гробницы стружек. Священник же Иван собрав те стружки святого гробницы, и в сохранение положи и взимание убо с верою те стружки яко же персть, и оттого исцеление получаху. Бысть убо человек, именем Панкрат, преехав с Пинеги на великий Устюг, в лето зр и привес с собою образ святого Артемия гробницы. Егда и оттого образа многа исцеления быша, Бе убо некия жены две, единой имя Анна, другие же Улита, одержими бе трясаницею пять лет той же священник Иван взем стружек гробницы святого, и положи женам ко кресту и в том часе здравы быша, месяца Апреля в 1 день и благодарите Бога и святого Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Немногие имена святых мирян, остающиеся вне обоих списков, рельефно оттеняют некоторые черты русской народной религиозности. Симеон Верхотурский († 1642), родом из дворян, оставил в Смутное время свою родину и пришел в Верхотурье, сибирский городок будущей Пермской губернии. Он поселился в пятидесяти верстах от города в селе Меркушинском, вел странническую жизнь, зарабатывая себе хлеб шитьем шуб ( " с нашивками " ) и рыбной ловлей. Впоследствии старики вспоминали, что он, при бедности своей, старался кормить других и обращать в христианство язычников-вогуличей. Через пятьдесят лет после его кончины чудеса у могилы послужили основанием для местной канонизации. Св. Симеон не может считаться пустынножителем, хотя вероятно, что любовь к тишине и уединению привели его в сибирскую глушь. Основное содержание его подвига – социальное опрощение. Дворянин, добровольно ведущий крестьянскую жизнь, напоминает смоленского князя Андрея, ставшего пономарем в Переславле, отчасти московского боярина или князя, юродствовавшего в Клопском монастыре. Так подвизались многие неканонизованные праведники XVIII и XIX веков. Таков смысл жизни и великолепной легенды старца Федора Кузьмича. Артемий Веркольский († 1545) – крестьянский мальчик (Архангельская губерния), убитый молнией в двенадцатилетнем возрасте. Житие его, написанное в 20-х гг. XVII века, помнит только, что с пяти лет Артемий " начат лишатися детского обычая и возненавидел игры детские " . Эта стереотипная в русских житиях черта в данном случае получает свое полное значение. Мальчик уже участвует в сельских работах, и это его " земное дело " дает для автора жития повод к рассуждению о святости земледельческого труда, в сравнениях с ветхозаветными праведниками. Гроза, которая застала отрока в поле за бороньбой, изображается с такой стихийной мощью, что за ней, как в житиях юродивых, чувствуется явление силы Божией. " Блаженный ужасеся и от того великого ужаса и грому испустил дух " . Смерть от грозы, напрасная смерть, без покаяния, допускает различное религиозное толкование. Житие приводит слова писания: " Аще гнев Божий или молния и гром поразят человека, и Аз сам сужду рабу моему " . Веркольские жители похоронили Артемия в лесу, не на кладбище – очевидно, под влиянием этих религиозных сомнений. Но через тридцать пять лет, в следующем поколении, суд Божий решает в пользу святости Артемия. Над его могилой видят свет, переносят тело в церковь, и здесь совершаются чудеса. Теперь уже Артемий является как чистая жертва, угодная Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Артемий, митрополит Хабаровский и Приамурский (Снигур Александр Николаевич) Дата рождения: 5 сентября 1962 г. Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1996 г. День ангела: 6 июля Страна: Россия Биография: Родился 5 сентября 1962 г. в г. Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. В 1992-1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. В 1995 г. стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области. 17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона. 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы архиепископом Амвросием рукоположен во иерея. 31 марта 1996 г. в Казанском храме Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского (пам. 23 июня/6 июля). 4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области). 19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии. В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно). Нес послушания помощника управляющего епархией по общим вопросам; руководителя епархиального отдела по архитектуре, строительству и земельным вопросам; наместника мужского монастыря во имя Архистратига Михаила с. Козиха Ордынского района Новосибирской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1435223...

Название свое монастырь получил от близлежащего селения Верколы, где родился праведный отрок Артемий и где в приходском храме первоначально почивали его обретенные нетленными мощи. Основан монастырь в 1645 году мезенским и кеврольским воеводой Афанасием Пашковым. Тяжелая неизлечимая болезнь единственного сына побудила воеводу обратиться к усердной молитве пред мощами праведного отрока Артемия. Больной получил исцеление, и обрадованный отец, в благодарность за это чудесное благодеяние, выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу св. великомученика Артемия на том месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и келии для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь. Долгое время он находился в самом бедственном положении, посещаемый всевозможными несчастиями. Едва возникла в новоустроенной обители монашеская жизнь, как сгорела единственная его церковь , выстроенная воеводой, и остались лишь одни кельи с оградой. Через несколько времени была выстроена новая деревянная церковь , куда и были перенесены мощи Св. Артемия (17 ноября 1640 г.) из приходского Веркольского храма Николая Чудотворца. С этого времени св. мощи навсегда остались в обители и сделались ее достоянием. Царь Алексей Михайлович, по указу которого они были перенесены, прислал много церковной утвари: Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священные облачения и 4 колокола. Но все царские дары погибли во время второго страшного пожара в 1695 году, когда сгорела и недавно выстроенная вторая церковь . Уцелели лишь колокола, три из которых находятся в монастыре и по настоящее время. Мощи Св. Артемия были перенесены в ветхую теплую церковь . На месте сгоревшей была выстроена новая церковь, третья по счету, а в 1712 году обветшавшая теплая церковь была заменена новой во имя уже самого Св. отрока Артемия, в которой и были положены его св. мощи. Но и эти церкви существовали недолго: несчастья преследовали обитель, пожар вновь уничтожил их, и уцелели лишь св. мощи и церковная утварь. В начале прошлого столетия в обители была устроена большая каменная церковь с колокольней и настоятельские келии. А в 1842 году четвертый пожар снова уничтожил все до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010