В сснтябре 1754 г. сотник с. Ямного Николай Павлов донес преосвященному: «в с. Ямном у приходской церкви бывають доходы от доброхотных дателей, особо же в день храма Покрова Пресв. Богородицы прихожане, по обычаю, ставят мед, из которого мед, воск и денег по части в прибыли бывает повсегодно и другие подаяния случаются; токмо у сборов церковных сборщика при церкви священники Иван и Григорий Павловы не допускают никого и пономаря не держат и записной тетради и скрынки при церкви не имеют, а всякие церковные доходы берут в дом свой; особливо же жены их, из воску поделав свечи, до несколько крат из церквн свечи отбирают и перепродают и теми деньгами корыстуются, за которым непорядком при церкви ныне в сборе денег ничего нет, а церковь приходская в строении к обветшалости пришла». Архипастырь приказал немедленно произвесть строгое следствие, о чем и предписано было двумя указами Вольновскому духовному правлению. Что оказалось по следствию, неизвестно. По самому же доносу при сличени его с другими делами видим, что а.) в Ямной, как и в некоторых других местах в храмовый праздник выставлялся братский мед по заднепровскому обычаю. Вырученные деньги за проданный мед братство обращало в пользу церкви, и оно же заведывало всем этим делом: так обыкновенно бывало. Но в Ямной, как видно, заведывали продажею меда и деньгами священники, и это оскорбляло сотника. б.) В Ямной не было при храме цервовного старосты не только для заведывания продажею меда в храмовый праздник, но и по другим делам. Это и по тогдашнему порядку дел было беспорядком. в.) Что же касается до устроения свечей из воска и продажи их женами священничесикими, то по делам видно, что в других церквях предоставляли это занятие преимущественно вдовым попадьям, хотя и в храме продавались свечи. По ведомости генерального межевания 1785 г. в Ямной 849 муж. 853 жен. пола войсковых обывателей при 2177 дес. земли. По церковным ведомостям число прихожан: в 1830 г. 709 муж. 685 жен., в 1750 г. 763 муж. 750 жен., в 1770 г. 816 муж. 850 жен., в 1780 г. 865 муж. 902 жен., 1790 г. 955 муж. 996 жен., 1800 г. 1231 муж. 1326 жен., 1810 г. 1114 муж. 1225 жен., в 1830 г. 1263 муж. 1436 жен., 1850 г. 1294 муж. 1345 жен. ВОЛЬНЫЙ КУРГАН |
Богородицы (во Владимирском у., муж., основан не позднее сер. XV в., упразднен в 1764); во имя арх. Михаила (в Суздале, муж., основан не позднее 1462, упразднен в нач. XVI - нач. XVII в.); Золотоворотский в честь Преображения Господня (во Владимире, муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1764); любецкий в честь Успения Пресв. Богородицы (близ Коврова., муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1764); суздальский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя ап. Андрея Первозванного (в Суздале, муж., основан не позднее 1513, разорен поляками в нач. XVII в.), Евфимиев суздальский мон-рь в честь Преображения Господня. Фотография. 2003 г. Евфимиев суздальский мон-рь в честь Преображения Господня. Фотография. 2003 г. во имя свт. Иоанна Милостивого (у с. Татарова Суздальского у., основан не позднее 1521, разорен поляками в нач. XVII в.); Задеберьский во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздальском у., основан не позднее 1521, разорен в нач. XVII в.); Мерединский в Заводичах во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздальском у., основан не позднее 1521, разорен в нач. XVII в.); Куземский во имя св. Иоанна Предтечи (в Муромском у., жен., основан не позднее 1538, упразднен в 1-й трети XVIII в.); во имя святых Космы и Дамиана (в Муроме, жен., основан в сер. XVI в., упразднен в XVII - нач. XVIII в.); во имя вмч. Георгия Победоносца (у с. Турабьева Юрьев-Польского у., муж., основан не позднее 1564, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня (во Владимирском у. на р. Колокше, жен., основан не позднее 1567, разорен поляками в нач. XVII в.); бутылицкий во имя свт. Николая Чудотворца (в Муромском у., муж., основан не позднее 1573, упразднен в 1-й трети XVIII в.); дубровская во имя Св. Троицы пуст. (на р. Ушне в Муромском у., муж., основана не позднее 1592, упразднена в 1-й трети XVIII в.); Геронтиева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее 1599, разорена поляками в нач. |
1755 - 29 окт. 1763), Феодосий (Михайловский-Прокофьев; 28 дек. 1763 - 30 янв. 1787). Епископы Коломенские и Тульские: Феофилакт (Горский; 6 мая - 12 сент. 1788), Афанасий (Иванов; 12 нояб. 1788 - 10 апр. 1799), Мефодий (Смирнов; 10 апр.- 31 дек. 1799). Монастыри (в границах К. е. перед закрытием). Действующие: серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1360 как муж., с 1806 жен., закрыт в 1919, возрожден в 1995), Старо-Голутвин в честь Богоявления (в Коломне, основан до посл. четв. XIV в. (до 1389), закрыт в 1929, возобновлен в 1994), Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1374, муж., закрыт в 1928, возрожден в 1991), Белопесоцкий Троицкий (в совр. г. Ступино Московской обл., основан в кон. XV в. как муж., закрыт в 1918, возобновлен как жен. в 1993), Брусенский Успенский (в Коломне, основан ок. 1552-1554, жен., закрыт в 1922, возобновлен в 1997), Бобренёв Рождество-Богородичный (в совр. с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на Московской обл., муж., впервые упом. в 1577/78, упразднен в 1764, возобновлен в 1865, закрыт в 20-х гг. XX в., вновь возобновлен в 1991), Ново-Голутвин во имя Св. Троицы мон-рь (в Коломне, основан в 1800 как муж., закрыт в 1919, возобновлен как женский в 1989). Недействующие: Преображенский Спас-Ядринский (в Коломне, упом. с 1377, муж., упразднен после 1790), белёвский в честь Преображения Господня (в Белёве (совр. Тульская обл.), муж., основан ок. 1525, закрыт в 1921), Иоанно-Предтеченский (в Туле, основан в 1552, муж., упразднен в 1799 г.), Петропавловский (в Коломне, муж., упом. как запустевший в 1577/78), св. Жен-мироносиц (в Коломне, упом. в 1577/78 как обветшавший, жен., окончательно упразднен в XVIII в.), Гнилушская Николаевская пуст. (близ Коломны, основана ранее 1662, муж., упразднена вскоре после 1764), в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Туле, основан в 1587, жен., закрыт в 1921), Крестовоздвиженский (в Белёве, основан в 1625 г., жен., упразднен в 1764, восстановлен в 1768, закрыт в 20-х гг. XX в.). Ист.: Писцовые книги г. Коломны и уезда 1577/78 гг.//ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1 С. 291-611; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Рафаилу, еп. Коломенскому и Каширскому, 1627 г.//РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 437-445; ОДДС. 1879. Т. 2. Ч. 1. С. 516-520; Троицкий Н. И. Царские жалованные и патриаршие настольные грамоты, данные епископам Коломенским и Каширским//ЧОЛДП. 1882. Кн. 9. С. 233-260; ПСРЛ. Т. 13. С. 189, 346, 348, 353, 359, 489; Т. 14. С. 80-81, 99; Т. 18. С. 23, 98; Т. 19. Стб. 111; Т. 27. С. 297; Т. 22. Ч. 1. С. 464; Т. 25. С. 326; Кучкин В. А. Жалованная грамота 1538 г. на две слободки в Коломне//АЕ за 1959 г. М., 1959. С. 340-343; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. |
Екатерина 2015/06/11, 14:11:22 Дорогие Отцы и Братья горы Святой Афон. Помолитесь пожалуйста об исцелении р.б. Анастасии. Прошу Ваших молитв о спокойствии душевном и семейном счастье р.б. Ольги и р.б. Дмитрия.. Чтобы Господь дал терпение, оградил от всего пагубного... Прошу молитв о здоровье р.б. Надежды. ВЕРУЮ ВЕРУЮ ВЕРУЮ! СПАСИ ГОСПОДИ! 2015/06/11, 13:38:43 Здравия и добрыя деяния в Богослужении молитвою! Служителям Монастыря, Старцам и Жителям ГОРЫ АФОН! Брату Вадиму, Брату Дмитрию ( в молитве о скорбящих) В смирении и слезном прошении просим поставить две свечи и помолиться о скорбящих о здравии и избавлении от насильственного убиения и очищения в Вере. Праведен Господь Молитвою просим защиты от язвенных болезней.. болезней рака и в усмирении болящихся от ран груди, животов и головы, от скорбей. И просим об исцелении и милости Господней! Прости Господи души рабы божьей Ларисы, и рабы божьей Елизаветы, неоставь детей сирот скорбящих о недугах матерей своих о ранах гноящих. Молим во спасение жизни вечной и Благодарим Господа заступника нашего живого, Царящего как на земле так и на небесах! Исправь Господи пути ходящих во тьме и тени смертной и даруй увидеть и ходить во все дни во Свете твоем и с благодарением есмь хлеб твой и устами славить Имя твое и с радостным ликованием сердца воспевать молитвы и радоваться слову твоему. Во Истину! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Светлана светлая 2015/06/11, 13:34:23 святые отцы и старцы святой горы афон прошу ваших молитв о моих чадах артемие и сергие о прощении их грехов чтоб господь умножил в них веру чтоб они не огорчали родителей и уважали светлана 2015/06/11, 12:00:02 Дорогие братья Святой Горы!!! Помолитесь, пожалуйста, за мою семью! Муж Николай подает на развод!!! Помолитесь за него. За меня с дочкой Александру и Веру. И за мою маму Ирину, которая ненавидит меня!!! Александра 2015/06/11, 10:37:30 Дорогие братья! Прошу Ваших святых молитв о моих детях р.Б. Нины и р.Б. Федора, всем сердцем уповаю на милость Божью,да укрепит Господь их в вере Православной и соделает их истинными ревнителями по Богу. Спаси Господи! |
Все эти люди более или менее веровали в Него как Мессию, но видели в этом Мессии – царя земного, имеющего власть устроить на земле Царство, в которое войдут только потомки праведника Авраама, благословенного Богом, – евреи, исполняющие Закон Моисеев. Предстояло теперь Спасителю разрушить предрассудки людей, объяснить, что Царство Его далеко не похоже на царство земное, в него имеют право входа не одни только потомки Авраама по плоти, но все те, кто по своим душевным качествам похож на Авраама. И вот такие люди будут блаженны. Он утешал и вразумлял их, чтобы все поняли: осанна Сыну Давидову. Пред ними был истинный потомок и Господь Давида, ибо возвещал единое с ним учение. Блажен муж – это лишь тот, кто лице свое имеет обращенным к Богу. А ведь Бог всеблажен, по учению апостола Павла. Бог живет во Свете неприступном. Итак, когда слышим словосочетание блажен муж, то имеем в виду христианина. Ибо Всеблагаго Бога знает и имеет с Ним общение только тот, кто имеет со Христом общее имя. То есть тот, кто верует в Сына Божия, восставшего из мертвых. Муж блажен. Какая-нибудь из наших прекрасных слушательниц внутри себя скажет: а жена? Почему только муж блажен? Под этим словосочетанием Псалмопевец имеет в виду любого праведника, в том числе и жену. Блажен муж, который бежит от греха, отражает от себя грех , будь то беззаконный поступок, или помысл, или чувство, приносящее греховное наслаждение. Если с таким крепким мужеством слабая жена отражает от себя грех, то и она – блажен муж, воспетый Давидом. И вообще, скажу вам, речь идет о совершенном возрасте. О мере возраста Христова. Ибо одно дело – юнец, а другое – муж. Муж – это душа окрепшая и мужественная. И в этом смысле жены-мироносицы явили куда более мужества, чем апостолы, расточившиеся там и сям при первых угрозах со стороны неистового в злобе синедриона. Итак, мужем именуется душа, вошедшая в духовную зрелость, в духовный возраст. От младенчества перешедшая к твердому нравственному состоянию. Блажен муж. И если не хочет он лишить себя блаженства, то пусть не делает того-то и того-то. |
–934 муж., 1059 жен.; в 1850 г. – 881 муж., 970 жен. В архиве консисторском сохранилась метрическая запись родившихся в Островерховском Покровском приходе в 1703 г., потом следуют записи с 1725 г. На левом берегу реки Уды и на правой стороне дороги из бывшего слободского города Балаклеи в Харьков, на берегу озера Лимана, простирающегося в длину на версту. БЕЗЛЮДОВКА Безлюдовка с именем села упоминается уже в делах 1681–1690 гг. В деле 1685 г. показывается «села Безлюдовки Черкасской сотник Анисим Макаров». По записи 1684 г. села «Безлюдовки Покровский поп Иван Богданов» продал Куряжскому архимандриту Иоасафу сенные покосы на р. Куряже10. Потому нет сомнения, что первый безлюдовский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен не позже 1660 г. В 1741 г. священник Яков Михайлов и атаман Василий Буцкий, испрашивая благословение на построение нового храма, писали о тогдашнем храме: «В нем служилось более 50 лет». Метрики Безлюдовского прихода начинаются с 1725 г. От холеры умерло в 1830 г. – 70 человек, в 1848 г. – 120 человек. От цинги в начале 1849 г.– 10 человек. По ревизской переписи 1732 г. в Безлюдовке казаков 273 души муж. пола, подпомощников – 405, великороссийских казаков – 52, работников – 22, итого – 752 души муж. пола . По исповедным росписям в 1750 г. – 770 муж., 700 жен., в 1770 г. – 760 муж., 715 жен., в 1790 г. – 780 муж., 735 жен., в 1830 г. –678 муж., 679 жен., в 1850 г. – 698 муж., 696 жен. пола. ХОРОШЕВО Замечательно преимущественно по памятнику дотатарской древности, по городищу. Спишем это городище подробно и со всей точностью. Городищем в Хорошеве называется часть Хорошевской горы, на которой стоит монастырь и несколько хат, отделенная теперь с севера и юга глубокими обвалами, с востока – р. Удами, а с запада – проезжей дорогой. Длина его с востока на запад 30 саж., ширина 12 саж. Вал защищал не только это пространство, но начинается в значительной дали от городища на юге. Этот вал, окружая городище и весь нынешний монастырь, начинается от Красной горки, у большой дороги, что идет на Соколово. |
14, 16, 17), и служит его дополнением, и с ним составляет одно цельное пророчество. Прежде было открыто, что настанет время, когда Господь Бог , по величайшей ревности и любви к Иерусалиму, преисполнит его всякими благами, церковь Божия созиждется, землемерная вервь протянется по Иерусалиму; Господь снова помилует сей город и изберет в жилище Себе. Теперь новое видение дополняет, что Иерусалим распространится на такое пространство в длину и ширину, что не нужно, да и нельзя будет строить стен. Сам Господь Бог будет его огненной стеной и славой (ст. 5). «Я поднял глаза мои, – говорит св. Захария, – и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь (уже)». Поднял глаза, т. е. умственные, обратил внимание, ибо это было видение, ночью, символическое. Вот муж шел с землемерной веревкой, какую, обыкновенно, употребляли землемеры, для измерения участков, полей и т. п. Св. пророк пожелал узнать от сего мужа, куда он идет, что намерен делать? Муж отвечал, что он «идет размерять Иерусалим, дабы видеть, какая широта и какая длина его». Кто этот муж 22 ? По мнению бл. Иеронима, сей муж тот же, с льняной вервью и тростью измерения, которого видел и Иезекииль, а этот муж называется, то человеком, то Иеговой ( Иез. 40:3 сн. Иез. 43:6, 7; 44:5 ). Потому, некоторые думают, что у св. Захарии – сей муж есть Сам Иегова, или Ангел Иеговы, которого Захария видел в первом видении (1:9, 11, 12). Муж шел измерять широту и долготу Иерусалима. Это видение, конечно, имело целью удостоверить Захарию, что Иерусалим, о запустении которого скорбел пророк, непременно будет восстановлен, благоустроится, будет населен, вот, уже явился и землемер, для измерения участков земли жителям Иерусалима, Но, в духовном смысле, здесь нельзя не видеть по контексту, что речь идет о духовном Иерусалиме, или о церкви Божией, как показывают следующие стихи. Это продолжение предыдущего видения. Когда муж (землемер) ответил, что он идет измерять Иерусалим, тогда Ангел, приставленный к пророку для объяснения видений, отделился от него и встретился с другим Ангелом, который, можно думать, есть Ангел Иеговы; ибо он имеет власть давать приказания другим Ангелам. |
1722 года января 1 дня Алешенец Григорий Михайлов Звятик, с ведома отца своего, закладывая своё поместье под г. Алешнею Алешенцу Савве Харитонову в обеспечение занятых в 1710 году денег, одного рубля, пишет: «в прошлом 1710 году занял я, Григорий, у него денег рубль, ради скудости своей и построения сожжённого нашего дома от разорения Шведского». Холера похитила в Алешне в 1831 году 124 человека, в 1847 году 80 человек и в 1848 году до 220 человек. По межевой ведомомости 1786 года в Алешне показано 1166 муж., 1265 жен. Войсковых обывателей, при 5956 десятинах земли; в Преображенском приходе 789 душ муж., 622 жен. однодворцев, 66 муж., 61жен однодворческих крестьян и 47 муж., 40 жен. подданых черкасов, всего 902 души муж, 723 жен.; за однодворцами показывалось 996 десятин земли: так было вследствие того, что многие боярские дети алешенской службы продали свои участки панам и казакам и сами разошлись в разные стороны. По ведомости 1719 года в городе Алешне показано 204 двора. Остаток давности – три ярмарки: июля 27, сентября 6 и декабря 4. В 4 верстах от Алешни находится местечко Комаровка, чрез которое прежде шла большая дорога из Ахтырки в Лебедин. Здесь был Богородичный храм, при котором было прихожан в 1770 году 144 муж., 127 жен. пола, в 1790 270 муж, 244 жен., в 1800 году 226 муж., 227 жен. пола. Храм закрыт и прихожане причислены к Преображенской церкви города Алешни. Ещё был храм в Ландратовке, – храм Богородичный, при котором в 1770 году было прихожан 211 муж., 216 жен. СЕЛО ЧУПАХОВКА На правом берегу реки Груньки и образуемого ею озера. На левом берегу реки Груньки, насупротив черкасской Чупаховки, поныне живут, но не в большом числе, и уже много потерявшие из своего характера, вольные крестьяне. Это потомки боярских детей, которые высланы были сюда для царской службы на границе литовской. Их храмом был храм Воздвижения Креста Господня, почему и слобода их называлась Воздвиженской. В 1712 году черкасы Феодор Кашеба и Тимофей Ермоленко с товарищами писали в своей просьбе к Преосвященному: «пришли мы, и в слободе Воздвиженской вновь построились, всего дворов с 200, а церкви Божьей и священника у нас нет. И ныне обещались мы построить церковь во имя Казанской Богородицы». На благое предприятие просили и получили они архипастырское благословение. Ныне существующий Казанский храм построен 1762 года генералом Александром Неплюевым, а храм Креста пред тем закрыт был по ветхости. |
с. Покровское (Марий Эл), основана в 1607, с 1646 Покровская пуст., упразднена в 1764), Ново-Спасский Малоюнгинский монастырь (муж., в дер. М. Юнга (Марий Эл), основан между 1625 и 1627, упразднен в 1764), ядринский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь (муж., в г. Ядрин (Чувашия), основан не позднее 1646, упразднен в 1764), чебоксарский в честь Преображения Господня монастырь (Спасо-Геронтиева Подгородная пуст.) (муж., в Чебоксарах, основан в 1653, упразднен в 1838), козьмодемьянский в честь Вознесения Господня монастырь (жен., в Козьмодемьянске (Марий Эл), основан не позднее 1655, закрыт в 1764), прп. Михаила Малеина скит (муж., между совр. слободой Хмелёвка Нижегородской обл. и с. Барковка (Марий Эл), основан в 1671, упразднен в 1764, приписной к Хмелёвской Троицкой муж. пуст. на территории совр. пос. Васильсурск), цивильский Тихвинский (Вознесенский) монастырь (жен., в Цивильске (Чувашия), основан в 1675, закрыт в 20-х гг. XX в.), ядринский во имя арх. Михаила монастырь (жен., в г. Ядрин, основан не позднее 1677, закрыт в 1764), чебоксарский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь (жен., в Чебоксарах, основан в 1684, закрыт в 1764), Черноёзерская Ветлужская во имя Св. Троицы пуст. (муж., на р. Ветлуге на границе совр. Нижегородской обл. и Горномарийского р-на Марий Эл, известна с 1696, в 1710 приписана к Казанскому архиерейскому дому), Ильинская пуст. (муж., между совр. дер. Токари (Марий Эл) и с. Ильинка (Чувашия), основана не позднее 1720, упразднена в 1764, приписная к Малоюнгинскому монастырю), козьмодемьянский в честь Богоявления монастырь (муж., в Козьмодемьянске (Марий Эл), упразднен в 1764), царёвококшайский во имя Св. Троицы монастырь (жен., в Царёвококшайске, упразднен в 1764), Сурский во имя арх. Михаила мон-рь (муж., совр. дер. Нов. Слобода (Марий Эл), построен в 1868-1871, в 1921 закрыт, с 2008 возрождается), козьмодемьянский черемисский во имя Св. Троицы мон-рь (жен., в Козьмодемьянске, основан в 1887, закрыт в 20-х гг. XX в.), царёвококшайский Богородице-Сергиевский монастырь (жен. |
Храм, освящённый 1749 года, перестроен был на другом месте в 1796 году Романом Шидловским; он и ныне ещё цел, но стоит на кладбище. Нынешний храм каменный приходский освящён в 1827 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы; он построен владетельницею села Марией Шидловской. Храм сей, по громадности купола и по стройности всего здания, один из великолепных. Местные иконы в иконостасе – лучшей живописи, утварь и ризница – довольно богатая. Метрики прихода начинаются с 1732 года. Число прихожан: в 1730 году в Куньем 170 душ муж., 160 жен.; в Изюмце 306 муж., 250 жен.; всего 476 муж., 410 жен.; в 1750 году 250 муж., 217 жен.; в 1770 году 448 муж. 432 жен. в 1790 году 985 муж., 980 жен.; в 1810 году 1016 муж., 1002 жен.; в 1830 году 1208 муж., 1325 жен.; в 1850 году 1257 муж., 1344 жен. душ. III Изюмский Округ Третий округ самой большой частью состоит из поселений позднего времени. Достойны внимания: Спеваковка, Заводы, Чепель, Великая Камышеваха и Мечебилово. СПЕВАКОВКА Спеваковка – на левой стороне Донца, при озере, которое шириною до 40 сажень, в 17 верстах от Изюма. В грамоте царя Феодора Алексеевича, данной 17 февраля 1682 года на имя Харьковского полковника Григория Донца, сказано: «По указу Великого Государя и по твоему челобитью велено тебе, Полковнику, жить в новопостроенном городе Изюме – и в том городе и урочища, которые к тому городу смежны, её Спеваковку и Пришиб, призывать на вечное житьё неслужилых Черкас; и в Спеваковке и на Пришибе тем Черкасам города строить и селиться в тех городах собою и пашенные земли пахать и всякими угодьями владеть». По этой грамоте Спеваковка уже в 1682 году является знаменитым местечком; Полковнику даётся позволение построить здесь город, то есть крепость, и увеличить число жителей неслужащими Черкасами других мест. По Чугуевской переписке видим «Спеваковскую слободу» ещё за 10 лет ранее того времени, именно в 1673 году. Город действительно был построен здесь полковником Донцем, и в то же время по берегу Донца сделаны были береговые укрепления. «От Липового озера до Спеваковского брода устроены надолобы, а у того брода построен городок, а возле городка башня; от того городка устроены надолобы до Кривого озера, а от Кривого озера построены надолобы Креднянского брода 1450 саженей» Так говорит Чугуевская переписка 1682 года. По делам 1729 года известен «атаман горда Спеваковки». |
| |