Книги древнего храма: минеи служебные 12 книг, Московско печати, 1724 года, служебник Московской печати 1739 года, пращица Питирима Московской печати 1756 года. Число прихожан: в 1730 году 410 муж., 382 жен.; в 1750 году 654 муж., 632 жен.; в 1770 году 698 муж., 690 жен.; в 1790 году 726 муж., 830 жен.; в 1810 году 1018 муж., 1071 жен.; в 1830 году 1462 муж., 1641 жен.; в 1850 году 1335 муж., 1320 жен. душ. В конце прошлого столетия в Петровском приходе росли самые дурные растения – последователи антихристианской духоборческой секты. В 1794 году июня 19, священник слободы Петровского Николай Валькович, который, стоит заметить, был из дворян, доносил духовному начальству, что в приходе его целые семьи заражены духоборческой ересью, причём поименовал самые лица. По бумагам Изюмского правления не видно, какие были последствия сего донесения: но по всей вероятности еретические семьи переселены были в Мелитопольский уезд. По крайней мере ныне, благодарение Господу, нет здесь этих вредных людей. В 1826 и 1827 годах, на полях Петровского появилась саранча: но, по принятому верующими сердцами обычаю, прогнана была верою и крестом. В 1831 году был весьма ощутительный голод. 1848 год был годом тяжких скорбей. Холера в приходе похитила до 50 человек. В то же время на полях и сенокосах почти всё погибло, и открылся падёж скота, которого погибло до 700 голов. От цинги 1849 года умерло до 150 человек. ЛОЗОВЕНЬКА В первый раз украсилась храмом во имя Св. Косьмы и Дамиана в 1772 году. Храм сей возобновлён в 1825 году. В прежнее время между Лозовскими жителями был раскол. В 1819 году было здесь открытых раскольников 26 душ муж., 27 жен.; в 1801 году считалось их до 50 душ. Число прихожан по исповедным записям: в 1790 году 666 муж., 710 жен.; в 1810 году 709 муж., 784 жен.; в 1830 году 833 муж., 899 жен.; в 1850 году 1028 муж., 1149 жен. душ. Андреевский Округ АНДРЕЕВКА (НОВО-БОРИСОГЛЕБСК) Андреевка – при озере Уступе и протоке из озера Сухого – Лимана в Уступ, в 68 верстах от Изюма и в 40 от Чугуева.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С 1822 г. утварь и все принадлежности закрытого в Закобылье храма пр. Сергия, которого метрики начинаются с 1760 г., перенесены в сыровицкий храм. По ведомости 1732 г. в Злодеевке 203 души муж., в хуторах – 143 муж., да в дер. Семенове (иначе Поповке) «пана Василия Семенова, поселенной лет тому с 50» (следовательно, 1682 г.) – 32 души муж. По исповедным росписям Покровской церкви с. Сыровицы показывалось в 1739 г. духовных – 11 муж., 6 жен., посполитых черкасов – 182 муж., 196 жен., подданных черкасов – 235 муж., 187 жен., а всего – 428 муж., 389 жен. пола. В 1745 г. было: духовных – 5 муж., 3 жен., подданных черкасов – 277 муж., 250 жен., а всего – 282 муж., 254 жен. В 1755 г. – 366 муж., 360 жен. пола. СЛОБОДА САМОТОЕВКА На р. Сыроватке и на старой дороге из Сум в Харьков. Это одна из слобод Сумского полка не старого времени. Метрики самотоевской Николаевской церкви начинаются с 1745 г., а исповедные росписи – с 1767 г. В 1784 г. построен был новый деревянный храм, но он сгорел в 1824 г. Тимофей Романович Подольский, которому принадлежит до 100 душ муж. пола в Самотоевке, вместо сгоревшего храма решился строить каменный храм в своей деревне Гречаниковке, принадлежавшей к Самотоевскому приходу. В Самотоевке построена была только часовня, но и та сгорела со всею утварью прежнего храма в 1839 г. Священник Иоанн Борисенков получил разрешение строить каменный храм в Самотоевке. Но средства были очень скудны. Надобно было иметь много усердия и веры, чтобы приблизить дело к концу. Но Господь близок ко всем призывающим Его искренно; Он готов подать помощь вере и подает, когда и откуда не ожидали. Самото-евский храм окончен и освящен во имя Святителя Николая в 1845 г. Помощь делу святому послана была особенным образом. Московский купец Бабашев умер в Самотоевке проездом из Сум в Москву. По просьбе священника Бори-сенкова родственники умершего пожертвовали на Самотоевский храм 1000 р. ассигнациями, железа на 2000 р. ассигнациями, на устроение иконостаса 2500 р. ассигнациями. Вот как вере подается помощь!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковной земли 66 десятин. В 1738 г. Нижний Салтов страдал от чумы, тогда умер Вознесенский священник его Андрей Жуковский. Холера действовала здесь только в 1848 г., тогда умерло от неё до 100 человек. Число прихожан Нижнего Салтова: в 1730 г. 1349 муж., 1198 жен.; в 1750 г. 1560 муж., 1415 жен.; в 1770 г. 1709 муж., 1576 жен.; в 1790 г. 1840 муж., 1750 жен.; в 1810 г. 1358 муж., 1456 жен.; в 1830 г. 1775 муж., 1785 жен.; в 1850 г. 1536 муж., 1550 жен. По ведомости 1785 г. в Салтовском имении показывалось: в Нижнем Салтове 1465 муж., 1458 жен.; в сл. Писаревке 989 муж., 940 жен.; в Николаевке 230 муж., 175 жен. черкасов и 98 русских; в сл. Федоровке 203 муж., 191 жен. Земли 15183 десятин, в том числе 1781 десятин лесу. Издавна на счет владельца Салтовского имения содержится богадельня на 49 душ муж. и 54 жен. Средства к жизни доставляют жителям хлебопашество и простые ремесла, сбываемые на ярмарках, которыя в Салтове бывают: 17 января, 23 апреля, 8 июля, 8 снтября и 1 нября. СЛОБОДА РУБЕЖНАЯ Слобода Рубежная – на левом берегу Донца. Заселение её черкасами, надобно полагать, было современно населению города Салтова. Ибо она так близко к городу Салтову, что составляет как бы часть бывшего важного города, она отделяется от него только валом, или рубежом, почему и называется Рубежной. По Чугуевским бумагам, Рубежная упоминается уже в 1660 г. В ней жили большей частью неслужащие казаки, доставлявшие содержание крепости Салтовской. Подаренная Шафирову и скоро опять взятая в казну, Рубежная пожалована была Екатериной I Гендрикову, и при графе Иване Симоновиче Гендрикове была уже так многолюдна, что в ней было три храма. Из них деревянный Петропавловский, в 1833 году, с переселением части жителей, перенесен в слободу Петропавловку; другой деревянный – Рождества Христова, с приделом Святителя Николая, за ветхостью разобран (из него сделана ограда около каменной церкви). Каменный храм, построенный графом Гендриковым, освящен в честь Успения Богоматери в 1769 году, а два придела – позже того.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В нём потир с дискосом в 130 рублей серебром – дар помещика Гавриила Влезкова, принесённый в память брата его майора Петра, убитого на войне; священническая риза – приношение помещицы Параскевы Бурой, в память двух сестёр её, утопших в реке Псле 17 мая 1828 года. В Чугуевской переписке 1650 года читаем: «пошли из Гадяча и из иных городов многие черкасы в Каменный, собираются в Полтаву к гетману Богдану Хмельницкому». Эта заметка говорит, что черкасы Каменного и по передаче Каменного Москве не прекращали связей своих с гетманом, не изменяя впрочем верности своей Царю. Во время изменника Выговского жители Каменного отличились геройскою стойкостью против Выговского. Выговский в 1658 году писал Царю, что он ходил к Каменному только для того, чтобы взять там булаву свою, отнятую полковником Пушкарём. – На деле же он отдал на разграбление Татарам и сжег Зеньков, Веприк, Миргород и другие верные Царю города казацкие, хотел овладеть Каменным, чтобы оставить в пограничном городе надёжную защиту против Царя: но это не удалось. «Ходил, говорит хроника, с казацким и татарским войском под Гадяч, а оттуда пошедши обложил пограничное место, которого он однако не взял». Это пограничное место был город Каменный. И во время бунта Брюховецкого Каменный город не оставлен был в покое. По Чугуевской переписке видим, что Каменцы ожидали тогда к себе Татар – союзников Брюховецкого, злодействовавших по слободам, и что «Каменский черкашенин Савка Михайлов» попался было в плен Татарам, но успел скрыться от них тайным бегством. Число прихожан: в 1730 году 480 муж., 390 жен., в 1750 году 436 муж., 416 жен., в 1770 году при Преображенской церкви 242 муж., 232 жен., при Покровской 226 муж., 201 жен., в 1790 году при первой 308 муж., 310 жен. однодворцев, то есть прежних боярских детей, при Покровской 270 муж., 271 жен. помещичьих черкасов, 135 муж., 136 жен. однодворческих подданных черкасов, в 1800 году при одной Покровской 605 муж., 603 жен. души, в 1810 году 653 муж., 641 жен., в 1830 году 796 муж., 819 жен., в 1850 году 863 муж., 870 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

C сайта монастыря Богоявленский Погост. Церковь старая, деревянная, теперь почти построена каменная, теплая, трехпрестольная - во имя Богоявления Господня, св. Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Дворов 527, душ муж. пола 2279, жен. пола 2333, великороссы и татары, последних более 5000, земледельцы, имеют полный душевой надел земли, а некоторые треть десятины надела. В приходе 14 деревень: Торопово, 104 двора, душ муж. пола 510, жен. пола 513. Рюмино, 39 дворов, душ муж. пола 180, жен. пола 196. Костино, 57 дворов, душ муж. пола 306, жен. пола 346. Березинка, 11 дворов, душ пола…, жен. пола 58. Теренино, 9 дворов, душ. муж. пола 43, жен. пола 55. Азеево, …, душ муж. пола 85, жен. 73. Новогеоргиевское, 5 дворов. Шанурово, 13 дворов, душ муж. пола 57, жен. пола 62. Концево, 30 дворов, душ муж. пола 131, жен. пола 128. Илемкино, 20 дворов, душ муж. пола 69, жен. пола 73. … Поляны, 8 дворов, душ муж. пола 42, жен. пола 39. Мухины Поляны, 39 дворов, душ муж. пола 180, жен. пола 173. Большое Ляхово, 79 дворов. Малое Ляхово, 10 дворов. Пруды с плохой водой, река Цна и лес в 5-7 верстах. Школ: церковно-приходских две и земских две, все одноклассные, смешанные, в последних законоучителю по 60 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1817 года, библиотека в 120 томов периодических изданий. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. У причта земли 1 десятина 828 кв. сажень усадебной, 331 десятина 568 кв. сажень полевой, 14 десятин 421 кв. сажень неудобной, 22 десятины 365 кв. сажень луговой. Полевая земля близ села, луговая в 12 верстах от церкви. Земля дает годового дохода 1000 руб., братский годовой доход 1300 руб. Причтовый капитал 150 руб., церковный капитал 100 руб. Дома у причта собственные. А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». - Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Елатомский уезд, стр. 773. Комментарии и обсуждение Храм приписан к Кадомскому Милостиво-Богородицкому монастырю. Просим, имеющим возможность оказать благотворительную финансовую помощь в возрождении храма.

http://sobory.ru/article/?object=13370

О положении монастырских черкасов недавно умерший старец Мафусаил, сам бывший из числа их, говорил, что они жили очень покойно, не чувствовали тягостей. Земли монастырь давал им весьма довольно, лишь имей охоту обрабатывать на монастырь, который имел хлебопашество, сенокосы, винокурни и мельницы, крестьяне работали третью неделю после двух, употреблённых в свою пользу. В 1831 году от холеры умерло в Студенке 10 душ. В 1833 году был сильный неурожай хлеба, и хлеб покупали по 10 рублей серебром за четверть. В 1847 году была также холера и померло от неё 27 человек. В 1848 году был опять неурожай хлеба, особенно трав, а от того сильный падёж скота. Число прихожан: в 1730 году 206 муж., 172 жен.; в 1750 году 351 муж., 336 жен.; в 1770 году 398 муж., 387 жен.; в 1790 году 168 муж., 163 жен.; в 1810 году 932 муж., 982 жен.; в 1830 году 879 муж., 875 жен.; в 1850 году 995 муж., 1082 жен. В селе Богородичном число прихожан: в 1790 году 465 муж., 415 жен.; в 1810 году 822 муж., 850 жен.; в 1830 году 1259 муж., 1479 жен.; в 1850 году 1396 муж., 1482 жен. душ. КОМАРОВКА На правой стороне реки Оскола. По крепостным бумагам помещиков Быстрицких видно, что Комаровские земли подарены были Петром Первым наказному Изюмскому полковнику Даниилу Быстрицкому. По ревизской сказке 1732 года, Комаровка населена в 1706 году, и вероятно тогда же построен был первый храм в Комаровке. По делам бывшего Изюмского Духовного Правления видно, что в 1722 году был в Комаровке священником Афанасий, и в 1739 году тот же Комаровский священник Афанасий, по храму, называется Успенским. Ведомость 1739 года о праздных местах говорит: « Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Комаровке неприятельским нахождением сожжена, священника не имеется, а приходских дворов 18». Истребление храма совершено Татарами в 1736 году. Новый храм построен был здесь уже в 1744 году; храмоздателем был Подпрапорный Изюмского полка Алексей Быстрицкий. Ныне существующий каменный довольно красивый храм, с каменною колокольнею, построен Владимиром Фесенковым и освящён в 1838 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Упраздненные: казанский Троице-Сергиевский мон-рь (муж., в Казани, основан в 1553, упразднен в 1764), свияжский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Свияжске, основан ок. 1553-1554, был приписан к казанскому Троице-Сергиевскому монастырю, упразднен в 1764), казанский Преображенский монастырь (муж., в Казани, основан в 1555, закрыт в 1918), тетюшский во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в 1589, сожжен в нач. XVII в.), тетюшский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в кон. XVI в., в 1646 приписан к Новоспасскому московскому муж. мон-рю ), казанский во имя Св. Троицы Феодоровский мон-рь (в Казани, открыт как мужской в кон. XVI - нач. XVII в., ранее 1607, с 1900 женский, закрыт, вероятно, в 1929), Боровецкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (муж., на месте с. Боровецкого, ныне в черте Набережных Челнов, основан в нач. XVII в., разорен в 60-х гг. XVII в.), Ураевский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в с. Урай (ныне Троицкий Урай) Рыбно-Слободского р-на, основан в нач. XVII в., упразднен в 1764), елабужский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., при устье р. Тойма, близ Елабуги, основан между 1616 и 1638, упразднен в 1764), Болгарский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на Эдемском о-ве близ г. Болгар, основан ок. 1620, упразднен в 1700), казанский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Казани, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на берегу оз. Ср. Кабан (ныне в черте Казани), основан в 1655, с 1764 заштатный, в 1789-1918 являлся загородным архиерейским домом, закрыт в 1919), казанский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Иерархия, или соподчиненность, есть во всем. Естественно, она существует и в семье. Традиционная иерархия, это Бог — муж — жена — ребенок. Муж подчинен Богу, жена подчинена мужу, ребенок — родителям. Апостол Павел говорил: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» ( 1 Кор. 11:3,8-9,11-12 ). Таким образом, православная иерархия устанавливает единение мужа и жены, не лишая при этом каждого из них своего особого пути, особого служения. В подчинении жены мужу нет ничего унизительного, постыдного, так как женщина и мужчина обладают изначально разной природой, «ибо прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1 Тим. 2:13 ). «Жена да боится мужа своего» ( Еф. 5:33 ), — сказано в Священном Писании. «Боится» — это значит не бояться, а, прежде всего, уважать, почитать. Именно почитание мужчины мы сейчас, к сожалению, практически утратили. Женщина берет на себя мужские функции, но в семье от этого, как правило, счастливее никто не становится: муж начинает выпивать, заводить внебрачные связи и часто совсем уходит из семьи. Как подчеркивает игумен Георгий (Шестун), «семья существует до тех пор, пока главой семьи является муж». Муж сам должен всегда помнить о том, что содержать и хранить семью — его прямая обязанность. Если он не является и не осознает себя главой, то бессознательно начинает страдать, а женщина, стремясь компенсировать супружеские проблемы достижениями, карьерой, искажает свою природу. Семейная иерархия заключается в том, что жена почитает и уважает мужа, а муж чтит Бога и «любит свою жену как самого себя» ( Еф. 5:33 ). В этом случае и дети слушают своих родителей. Это и есть спасение друг через друга; мы выполняем свою роль в семье и помогаем ближнему занять свое место. При этом проблема распределения власти супругов исключается: ни тот, ни другой не должны иметь друг над другом абсолютной власти, так как величайшая мудрость христианского брака — дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак — подобие Брака небесного — Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Троицкий собор Свято-Троицкого мон-ря в с. Тараскове (освящен в 1906). Фотография. 2007 г. Действующие: верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца (муж., в Верхотурье, впервые упом. в 1604, закрыт в 1925, возрожден в 1990), верхотурский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., в Верхотурье, основан в 1621, упразднен в 1764, возрожден в 1853 как община-богадельня, преобразованная в мон-рь в 1907, закрыт в 1924, возрожден в 1991), туринский во имя свт. Николая Чудотворца (жен., в Туринске, впервые упом. в 1624, первоначально муж., в 1822 преобразован в жен., закрыт в 1928, возрожден в 1994), Новотихвинский (жен., в Екатеринбурге, основан в 1796 как община-богадельня, преобразованная в мон-рь в 1809, закрыт в 1921, возрожден в 1994), каменск-уральский в честь Преображения Господня (муж., в Каменске-Уральском, основан в 1822 как жен. община, преобразованная в мон-рь в 1892, закрыт в 1921, возрожден в 1998 как муж.), нижнетагильский в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» (жен., в Н. Тагиле, основан в 1883 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыт в 1920, возрожден в 1998), екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса (муж., в микрорайоне Елизавет Екатеринбурга, основан в 1994, с 2007 подворье екатеринбургского Новотихвинского жен. мон-ря), алапаевский во имя Новомучеников и исповедников Российских (муж., в Алапаевске, учрежден в 1995), екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Екатеринбурге, основан в 1995), краснотурьинский во имя вмч. Пантелеимона (жен., в Краснотурьинске, основан в 1995), нижнетагильский в честь Казанской иконы Божией Матери (муж., в Н. Тагиле, основан в 1998), во имя Царственных страстотерпцев (муж., в урочище Ганина Яма, близ Екатеринбурга, основан в 2000), во имя Св. Троицы (муж., в с. Тараскове, основан 6 окт. 2003), во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (жен., в Алапаевске, учрежден в 2005), среднеуральский в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (жен., в Среднеуральске, учрежден в 2005), Свято-Косминская пуст. (муж., в дер. Костылёвой Верхотурского р-на, учреждена в 2007, в пустынь переселилась братия екатеринбургского мон-ря во имя Всемилостивого Спаса).

http://pravenc.ru/text/189617.html

Действующий: Свято-Троицкий (жен., близ пос. Сатанов Городокского р-на, основан к кон. XVI в. как православный, муж., в 1707 стал униатским, в 1793 вернулся в Православие, в 1899 преобразован в женский, закрыт в 1929, действовал в 1942-1962, передан правосл. Церкви в 1989, возрожден в 2002). Упраздненные: Бакотский Михайловский (муж., близ с. Гораевка ныне Каменец-Подольского р-на, упом. в 1362, в 1785 приписан в качестве скита к каменец-подольскому Троицкому униат. муж. мон-рю), смотричский Рождество-Богородицкий (муж., существовал на территории совр. пос. Смотрич Дунаевецкого р-на, предположительно действовал до 1374, затем доминиканский мон-рь), каменец-подольский Воскресенский (муж., в Каменце-Подольском, упом. в 1452), каменец-подольский Свято-Троицкий (муж., в Каменце-Подольском, основан как православный ранее 1641, прекратил существование в кон. XVII в., в 1722-1724 основан униат. мон-рь, с 1795 православный, упразднен в 20-х гг. XX в.), Малиевецкий (Малиевский) в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (муж., существовал в совр. с. Малиевцы Дунаевецкого р-на, основан в 1708 униатами на месте правосл. обители, упразднен в 1795), Ломачинецкий Покровский (муж., в совр. с. Ломачинцы Виньковецкого р-на, существовал в 20-х гг. XX в.), Скаржинецкий Николаевский (муж., действовал в с. Скаржинцы Яромолинецкого р-на, основан в 1909 как скит, с 1920 самостоятельный, упразднен в кон. 20-х гг. XX в.). Ранее входившие в Подольскую епархию: Преображения Господня (жен., в с. Головчинцы Хмельницкой обл., упом. с 1540 как мужской, стал униатским, с 1795 православный, в 1888 преобразован в женский, упразднен в 20-х гг. XX в., действовал в 1942-1962, возрожден в 1996), Снитовский (муж., в мест. Снитовка Летичевского у., ныне Хмельницкой обл., упом. в 1553-1654), Семенецкий Петропавловский (муж., в с. Семенки совр. Винницкой обл., основан в 1595 как православный, закрыт в XVII в., возобновлен в 1715 как униатский, с 1837 православный, в 1838 переведен в Бар), староконстантиновский Крестовоздвиженский (жен., известен до 1596, в 1730 упом.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010