Зададимся этим вопросом и мы — в чем здесь дело? Ведь апостолы и вправду призывали: “Всегда радуйтесь” ( 1 Фес. 5, 16 ).   И Сам Господь Иисус Христос учил:”… когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры” ( Мф. 6,16 ). Критика чистой радости Давайте подумаем вот о чем. Если христиане призваны исключительно к радости, то почему Христос плакал о Иерусалиме(Лк. 19,41)?   Почему предрекал такие печальные, такие страшные события? “Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами: и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне ( Лк. 19,43–44 ). Причем сказано это было в момент радостного ликования, после того как Спасителя, въехавшего в Иерусалим, толпа встретила криками “Осанна!” И вот не побоялся испортить людям настроение, не побоялся, что Его упрекнут — не знаем, как это звучало по-древнееврейски — в “пессимизме” и “алармизме”. Да и грозные слова из Евангелия от Матфея рисуют нам картину, далекую от радостного семейного консенсуса. “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” ( Мф. 10,34–37 ). Так что, может, завет апостола Павла “всегда радуйтесь” (7 Фес. 5, 16)  — это о какой-то другой радости? Не о той, когда чуждые по духу родственники сообща смакуют вкусный обед? “Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения хотений своей плотской воли, — писала известная подвижница второй половины XIX века игумения Арсения. — Если любить его ради самого, надо исполнять его волю, его желания. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа” (Игумения Арсения. М., Издательство Сретенского монастыря, 2004. С.326).

http://azbyka.ru/deti/bomby-v-saharnoj-g...

Критика чистой радости (не по Канту). Часть 2 От социалистического реализма к глобалистическому Но если христиане призваны исключительно к радости, то почему Христос плакал о Иерусалиме (Лк. 19, 41)? И предрекал такие печальные, такие страшные события? «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами… и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне» (Лк. 19, 43–44). Причем сказано это было в момент радостного ликования, после того как Спасителя, въехавшего в Иерусалим, толпа встретила криками «Осанна!» И вот – не побоялся испортить людям настроение, не побоялся, что Его упрекнут – не знаем, как это звучало по-древнееврейски – в «пессимизме» и «алармизме». Да и грозные слова из Евангелия от Матфея рисуют нам картину, далекую от радостного семейного консенсуса. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 34–39). Так что, может, завет апостола Павла «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16) – это о какой-то другой радости? Не о той, когда чуждые по духу родственники сообща смакуют вкусный обед? «Если любить ближнего для себя, надо желать исполнения хотений своей плотской воли, – писала известная подвижница второй половины XIX века игумения Арсения. – Если любить его ради него самого, надо исполнять его волю, его желания. А если любить ближнего ради Господа, то надо стремиться и в отношении его исполнять волю Божию и ходить непорочно в оправданиях Его. Будем любить ближнего ради Господа» (Игумения Арсения. М., 2004. С. 326). Фактически, нынешние идеологи не омрачаемой конфликтами радости призывают ко второму виду любви (любить ближнего ради него самого). Но преподносится это как истинное христианство. А третий вариант (любить ближнего ради Господа) выдают за первый – «любить для себя» – и называют ханжеством, неофитством и эгоизмом. Дескать, с какой стати вы портите родственникам настроение? Почему они должны плясать под вашу дудку? У них свой путь, свой выбор (иногда еще говорят «свои отношения с Богом»). А вы ведете себя эгоистично.

http://pravoslavie.ru/696.html

«…Они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки» Люди изнывали под бременем грехов, неверия, отчаяния, они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки, а у него был дар взять твою душу, соединить ее со своей душой и обе их вознести к престолу Пресвятой Троицы. Поэтому множество архиереев, настоятелей и настоятельниц, священников, высокопоставленных лиц, интеллектуалов, людей состоятельных — цвет страны — непрерывной цепью, неостановимой лавиной друг за дружкой спешили к келье батюшки, чтобы излить там свою душу. Батюшка знал лишь одно: что он должен следовать святому Павлу, как святой Павел последовал Христу, сказавшему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28.). Отец Арсений следовал Христу, беря на себя бремя мира, потому что он имел на себе печать Христову, начертанную в его душе, ту печать, которая, по свидетельству святого Симеона Нового Богослова, означает — взять на себя грехи других, и считать их своими, и оплакивать их, как если бы они были твоими, отдавая даже душу свою за душу ближнего, — так ты несешь на себе печать Христову. Бог призвал к Себе отца Арсения. Он призвал его к Себе, и сегодня мы задаем себе вопрос: как стало возможно, чтобы столь прекрасный цветок произрос на нашей земле? Как мог родиться и вырасти человек столь мощный? Только милость Божия ведает глубину этой тайны. Мы же знаем только то, что он родился в благословенной семье и у него было семь лет, проведенных в родительском доме. Бог даровал его румынскому народу, чтобы он помог ему постигнуть моменты истины, ибо где истина, там Церковь, и Церковь там, где истина и Православие. Батюшка отошел на небеса, и многие скорбят, но он радуется, ибо исполнилось слово, которое он столько раз повторял: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»( Пс. 41: 2). Высокопреосвященный Феофан, митрополит Молдовы и Буковины Фрагмент из слова на кончину отца Арсения (Папачока) Он обладал чрезвычайным духовным и физическим динамизмом

http://pravoslavie.ru/47941.html

Основанные на этой почве соображения или скорее недоразумения, вовремя не разъясненные и не рассеянные, по-видимому и порешили вопрос о церковных имениях в том виде, как это произошло. Со стороны же Св. Синода, как я уже говорил выше, противодействий ожидать было нельзя. Вообще высшие иерархи, хотя и призванные быть первыми блюстителями интересов Церкви, все время держались самой пассивной роли и не решались обнаруживать вполне открыто свое недовольство, исключение составлял один митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Моцеевич, в лице которого, по-видимому, и сосредоточилось все то, что могло сделать и сказать русское духовенство того времени против реформы Екатерины II. Конечно, самый факт настойчивого протеста со стороны Арсения Моцеевича, когда другие иерархи, будучи недовольны распоряжениями правительства и считая их неправильными, молчали, свидетельствует о силе духа и твердости характера Ростовского митрополита. Но самые возражения Арсения Моцеевича едва ли можно признать удачными. Они совершенно игнорировали ясные для большинства недостатки в существовавшем положении церковных имений, опирались на формальный основания, свидетельствовали о недовольстве архиерея правительством и вообще не были достаточно целесообразны. В своем первом доношении Св. Синоду по поводу ре- тельство претерпеваем, от тех, которым надлежит веровати, яко мы аще и недостойные, аще и узники» однако к нам относятся слова Христовы: что вы свяжете на земли, то будет связано и на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. ( Мф.18:18 )… Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 )… а также и слова Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ибо они неусыпно пекутся о душах ваших ( Евр.13:17 )… По поводу же обязания архиереев заводить высшие школы митрополит Арсений высказывал следующие соображения: По какой причине возлагать на архиереев, чтобы они «всякая науки содержали и снабдевали, сиречь, философския, богословския, математическия и астрономическия»? Ведь им, как преемникам апостолов сказано только: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перевод данного слова иеромонаха Арсения (Боки) мы посвящаем 25-летию со дня кончины этого великого румынского духовника и исповедника веры Христовой. Само слово было произнесено 25 февраля 1942 года. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Иконографическое изображения отца Арсения (Боки) Очень часто вижу, как вы, проделав огромный путь, изнемогшие от усталости, с бедняцкой краюшкой хлеба в котомке, приходите в монастырь и остаетесь тут на несколько дней, чтобы услышать слово. Если бы кто-нибудь посмотрел на вас через страницы Священного Писания , то сказал бы то же, что и пророк Аггей иудеям, которые перестали ходить в церковь и не хотели восстанавливать Иерусалимский храм . Эти слова подходят и вам. По этой же причине происходит с вами то, о чем я говорил, что вы утруждаете себя, приходя с дальних сторон с бедняцкой едой в котомке. Где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви? Это происходит с вами из-за того, что долгое время вы не ходили в церковь, в вашу сельскую церковь, где то же самое слово могли возвестить вам еще в молодости. Слово возвещалось, но вы ленились и сидели дома, когда возвещалось слово. Ведь где бы ты мог научиться делать дело Божие, чтобы снизошло на тебя и на дом твой благословение Божие, если не был в церкви? Но вы не только не были в церкви и не заботились о доме Божием, вы не заботились и о храме Божием, который у нас внутри, ибо сказано, что наше тело – храм Духа Святого . А вы предоставили ему разрушаться. Вот слова Аггея, которые так хорошо подходят и нам. Ведь как словам Священного Писания не подходить всем?! Слова Божии всем подходят. И вот обличение Божие через одного из пророков, сделанное иудеям из-за того, что они не ходили в церковь. Вот как он просвещает и увещает их восстановить свой храм: «Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому! Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (ср.: Агг. 1: 9–11).

http://pravoslavie.ru/75890.html

Постучавшись у дверей, они вошли, и приветствовав старца, сели молча. Потом брат клирик сказал: я пойду, помолитесь обо мне. А брат странник, не смея говорить с старцем, сказал сему брату: и я пойду с тобою. И вышли вместе. После сего попросил он провожавшего брата: проводи меня и к Авве Моисею, который был разбойником. Когда пришли к Моисею, он принял их с радостью и отпустил весьма ласково. После сего провожавший брат сказал страннику: вот я водил тебя и к чужестранцу, и к Египтянину; который из них понравился тебе? Он отвечал: мне понравился Египтянин. Один отец, услышав об этом, помолился Богу так: Господи! открой мне дело сие: один ради имени Твоего убегает людей ; а другой ради Твоего же имени принимает их с отверстыми объятиями. И вот, показаны ему два большие корабля на реке. На одном видит он Авву Арсения и Духа Божия, плывущих в безмолвии, а на другом – Авву Моисея и Ангелов Божиих, которые питали его сотовым мёдом. 39 . Авва Даниил сказывал: Авва Арсений, приближаясь к смерти, завещал нам: не заботьтесь делать по мне вечери любви; ибо если я приготовил для себя сию вечерю, то найду ее. 40 . Когда приближалась кончина Аввы Арсения, ученики его пришли в смятение. А он говорит им: ещё не настал час; когда же настанет, скажу вам. Но я буду судиться с вами на страшном суде, если вы отдадите кому-либо останки мои. Они сказали: что же нам делать? Мы не знаем, как похоронить тебя. Старец отвечал им: ужели не знаете, как привязать к ноге моей верёвку, и тащить меня на гору? – Старец обыкновенно говаривал сам себе: Арсений, для чего ушёл ты из мира? – После бесед я часто раскаивался, – а после молчания – никогда. – Когда наступала кончина его, братия увидели, что он плачет, и говорят ему: правда ли, что и ты, отец, страшишься? Он отвечал им: правда, – настоящий страх всегда был со мною с того самого времени, как я сделался монахом. И таким образом он почил. 41 . Сказывали также, что во все время жизни своей, сидя за рукодельем, имел он платок на груди, по причине слёз, падавших из очей его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом и они спрашивали меня: " Каков мир? Приходит ли вода в свое время? И то же ли изобилие в мире? " . Я отвечал: " Все так же " . Я опять спросил их: " Как могу сделаться монахом? " . Они отвечали: " Если кто не отречется от всего мирского, то не может быть монахом " . Я сказал им: " Слаб я и не могу жить, как вы " . Они сказали мне: " Если не можешь жить, как мы, то сиди в своей келии и плачь о грехах своих " . Еще спросил я их: " Неужели вы не зябнете во время зимы и зной не сожигает тел ваших? " . Они отвечали: " Бог явил такое промышление о нас, что и зимой не зябнем мы, и летом зной не вредит нам " . Вот почему я сказал вам, что еще не сделался я монахом, но видел монахов. Простите мне, братия! " .Об одном брате, который пришел в Скит видеть авву Арсения, сказывали, что он, войдя в церковь, просил клириков проводить его к авве Арсению. Они сказали: " Подожди немного, брат, и увидишь его " . Но он сказал: " Я ничего не буду есть, пока не увижу его " . Тогда послали одного брата проводить его к авве Арсению, ибо келия его находилась далеко. Постучавшись у дверей, они вошли и, приветствовав старца, сели молча. Потом провожавший из церкви брат сказал: " Я пойду, помолитесь обо мне " . А брат странник, не смея говорить со старцем, сказал брату: " И я пойду с тобой " . И вышли вместе. После сего просил он провожавшего брата: " Проводи меня и к авве Моисею, который был разбойником " . Когда пришли к Моисею, он принял их с радостью и отпустил весьма ласково. После сего провожавший брат сказал страннику: " Вот я водил тебя и к чужестранцу, и к египтянину; который тебе из них понравился? " . Он отвечал: " Мне понравился египтянин " . Один отец, услышав об этом, помолился Богу так: " Господи! Открой мне дело сие,– один для имени Твоего убегает людей; а другой для Твоего же имени принимает их с отверстыми объятиями " . И вот, ему были показаны два больших корабля на реке. На одном он видит авву Арсения и Духа Божия, плывущих в безмолвии; а на другом авву Моисея и Ангелов Божиих, которые питали его сотовым медом.Однажды пришли к авве Арсению старцы и усиленно просились войти к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Сергий 18 февраля 2013, 23:45 Исповедовался отцу Арсению один раз. Он взял на себя мой грех - я обманул государство: отмазался от армии(хотя фактически получил отсрочку по учебе, т.к. поступил в аспирантуру) Отец Арсений, видя, что я переживаю из-за этого " ВСЕ-ТАКИ ОБМАНА " так спокойно мне говорит: " Этот грех я беру на себя и буду отвечать за него на Страшном Суде " . Короче, успокоил меня отче. Бог да простит ему вся согрешения и дарует Царство Свое. tatiana 18 февраля 2013, 22:26 ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ рабу Божьему Арсению Дмитрий 18 февраля 2013, 19:36 Светлая память. Спаси Господи! Исповедовался ему очень давно, раз, но запомнил на всю жизнь. Удивительно тёплый, добрый человек. Мир стал беднее. ВЕРА 18 февраля 2013, 18:45 УПОКОЙ,ГОСПОДИ,ДУШУ НОВОПРЕСТАВЛЕННОГО РАБА ТВОЕГО ИЕРОМОНАХА АРСЕНИЯ И ПРОСТИ ЕМУ ВСЯ СОГРЕШЕНИЯ ВОЛЬНЫЯ И НЕ ВОЛЬНЫЯ И ДАРУЙ ЕМУ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ! Наталия 18 февраля 2013, 18:20 Царство Небесное , вечный покой рабу Божьему Арсению! Ирина 18 февраля 2013, 17:44 О. Арсений, мне казалось, видел меня насквозь на исповеди. Когда я думала, что я в совершенно непростительном грехе, он находил слова утешения и облегчения для души, а когда, казалось, все формально " не так тяжко " , разносил в пух и прах - но уходила с облегчением и твердым напутствием. У него была эта твердость, от которой в душе рождалось бесконечное послушание. Как его будет нехватать! Упокой, Господи, душу его в Селеньях праведных.... раб Божий... 18 февраля 2013, 17:18 2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так,Я сказал бы вам:Я иду приготовить место вам. 3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе,чтобы и вы были где Я. (Иоанн 14:2,3) Мякшин Сергий 18 февраля 2013, 15:31 Упокой Господи Раба Твоего иеромонаха Арсения. Мы потеряли душевного,внимательного человека. ольга 18 февраля 2013, 14:19 Отец Арсений любил в ответ на вопрос отвечать какой-нибудь историей, рассказывает долго-долго, и думаешь, где же ответ и не видишь, и обижаешься, а через несколько дней вдруг вспоминаешь рассказанное и понимаешь как надо поступить, и что только так и можно было ответить...

http://pravoslavie.ru/59532.html

Узнав об этом, боярыня приказала приготовиться слугам своим к путешествию, сказав: — Я надеюсь на Бога, что Он сподобит меня увидать Арсения, потому что я пришла не для того, чтобы видеть простого человека (и в нашем городе много обыкновенных людей); нет, я хочу видеть пророка. Ради этого я и предприняла столь далекое путешествие. Сказав это, она направилась в скитскую пустыню. Когда боярыня приблизилась к келии преподобного, случилось, по усмотрению Божию, что старец был вне келии; неожиданно подойдя к нему, она припала к ногам его. Он же, приказав ей встать, с гневом сказал ей, смотря ей прямо в лицо: — Если ты хотела видеть мое лицо, — то вот оно — смотри. Но она от стыда не могла и очей поднять на него. Тогда старец сказал ей: — Если ты слышала о каких-либо добрых делах моих, то ты хорошо сделаешь, если будешь исполнять их. На лицо же мое тебе нечего смотреть. Для чего же ты предприняла столь далекий путь? Разве ты не знаешь, что ты женщина и что ты, поэтому, должна быть в доме своем и не выходить из него никуда? Неужели ты пришла сюда для того, чтобы, возвратившись в Рим, хвалиться перед другими женщинами в том, что ты видела Арсения? Если ты так сделаешь, то тогда все женщины городские пойдут ко мне. Она же отвечала: — Если Господь поможет мне возвратиться, то я никому не позволю идти к тебе, чтобы не препятствовать твоим подвигам. Но я прошу тебя — помолись за меня Богу и поминай меня в твоих молитвах. Старец же сказал ей: — Я буду молить Бога, чтобы Он изгладил из сердца моего память о тебе. Услышав это, боярыня отошла от преподобного с весьма смущенным сердцем. Придя в город Александрию, она впала в еще большую печаль. Архиепископу стало известно, что боярыня возвратилась от преподобного с великою печалью. Придя к ней, он спросил ее о причине ее скорби. Боярыня же отвечала ему: — Лучше было бы для меня, если бы я вовсе не приходила сюда. Я просила старца поминать меня в молитвах своих, но он сказал мне: «Я буду молить Бога, чтобы Он изгладил из сердца моего память о тебе». По этой причине я и скорблю смертельно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

16 Имя его при записке было сокрыто, потому что он еще был жив, но как его уже нет на свете, то можно сказать, что это был отец Василий, строитель Белобережской пустыни в Орловской епархии. Рукописное жизнеописание старца Василия Кишкина смотри: «Житие преподобного иеромонаха старца Василия, упокоившегося Орловской губернии в Площанской пустыне, бывшего прежде Строителя Белобережской пустыни и возобновителя» (ОР РГБ, ф 214, 285). Печатное жизнеописание: http://azbyka.ru/zhizn старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Издание Брянской Белобережской обители. 1887, с. 3–122. 17 Пример Екатерины Сиенской, инока и падавшего, и восстававшего, победы падениями и XXIX с примечанием сие подтверждают. 18 О свете в сердце пишет Добротолюбие, часть I. 19 Весьма опытное чувство и сознание, которое святые отцы полагают главным условием к предохранению от прелести и самообольщения, то есть чтобы не принимать и не отвергать видений при молитве, до времени ( Григорий Синаит ). 20 О приливе и отливе молитвенных восторжений и услаждений прекрасно рассуждает Слове 6, Глава 6. 22 Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что он восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (http://azbyka.ru/biblia/? 2Cor.12 23 Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашеской среде. Одно из свидетельств этому содержится в жизнеописании «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию. Кто-то и сказал, что-де вот у него уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой на устах. «Да, это очень может быть, – сказал батюшка. – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки». (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн. 2, с. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010