И епископ Некресей говорил им: ...А попов у меня нет, а которые попы и есть, и им недосужно, ходят ныне за пашнею, и мне послать к вам неково. И начал часы говорить у себя в кибитке и вечерню пел один; и оне дожидались отпуску» (Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений. 1937. С. 385). По документам известен еще один некресели 1-й пол. XVII в.- еп. Роман, он засвидетельствовал сделку между неким Моисеем и католикосом-патриархом Вост. Грузии Иоанном IX (Авалишвили ; 1612-1617) ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 9). С XVIII в. сведения о некресели умножаются. В 1709 г. еп. Некресский Николай утвердил грамоту архиеп. Ниноцминдского Иосифа (Вачнадзе) о дарении виноградников мон-рю Додо (Ист. док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 216). Весьма важной является грамота царя Кахети Константина II (Махмад Кули-хана) (1722-1733) от 10 июня 1724 г., согласно к-рой некоему Авиву, сыну Шермазана Русисшвили, была пожалована должность некресели, ставшая к тому времени наследственной привилегией этого рода. Там же сказано, что если среди потомков Русисшвили не будет монахов, они имеют право передавать должность по своему усмотрению. Пожалование было сделано за верную службу, особенно проявленную во время набегов лезгин ( Какабадзе. 1967. С. 142). Однако наследственные права Русисшвили на Некресскую кафедру вскоре были отменены. Ок. 1739-1740 гг. Некресским архиереем был поставлен настоятель Давидгареджи Иоанн (Джорджадзе), сын моурави Енисели (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 331, 339). Изменения произошли в статусе некресели. В 1740 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Доментий IV (Багратиони ; 1705-1741) по просьбе царя Кахети Теймураза II (1733-1744; царь Картли в 1744-1762) посвятил епископа Некресского Иоанна (Джорджадзе), сына моурави Енисели, во митрополита. После него всех некресели должны были возводить в сан митрополита (ПГП. 1970. Т. 3. С. 754), однако в источниках этого периода некресели иногда именовали архиепископами (Список архиереев Картли и Кахети, 1770-е гг.//ПГП. 1970.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Но тогда не учреждены еще были вновь униатские епархии, и уже в 1808 г. Высочайшим указом возобновлено архиепископство Полотское для униатов, в Белорусской губернии находящихся, Брестское епископство в Литовской и Минской, а для других епархий епископство Луцкое. Первая епархия поручена архиепископу Ираклию Лисовскому; Брестская епископу Арсению Гловневскому, а Луцкая по-прежнему епископу Стефану Левинскому; а указом 14 февраля 1809 г. повелено по-прежнему восстановить униатскую Литовскую митрополичью епархию, причислив к ней от Брестской 300 церквей, Супряльскую в Белостотском округе упразднить и церкви причислить к Брестской; вкладные от панов Виленской кафедральной и Соборной Новогродской церкви имения, после называвшихся столовыми митрополичьими, отдать паки возобновляемой Литовской митрополичьей епархии, для управления сей епархии учредить в Вильне под ведением митрополита консисторию и суффрагана и проч. Все сии достопамятные перемены по бывшей Киевской епархии начались и происходили во время правления Преосвященного митрополита Самуила, хотя кончились уже после него. (Ибо он преставился 5 января 1796 г. от рождения на 66 году и погребен Преосвященным Амфилохием, викарием епископом Киевской митрополии, в Софийском Соборе). В его время пребывание имели в Киеве на пенсии: греческой Проиловской епархии митрополит Кирилл, Грузинский Руйский митрополит Иона, в 1795 г. въехавший в Москву для излечения; Максим католикос Грузинский, скончавшийся в Лавре 30 мая 1795 г., Кирилл, бывший епископ Севский, скончавшийся в Михайловском монастыре 24 сентября 1793 г. В 1786 г. указом Св. Синода сентября 28 назначено было здесь, пребывание и грузинскому Ниноцминдскому архиепископу царевичу Антонию; но он не прибыл. 64 . ИОРОФЕЙ Малицкий родился в городе Чернигове 1727 г. и в тамошней семинарии обучался наукам. Преосвященный Кирилл Ляшевецкий, бывший епископ Воронежский, вызвал его в 1758 г. в Воронеж к учительскому званию и в том же году постриг в монашество. Там обучал он юношество поэзии и риторике и был префектом семинарии, по временам исправляя и проповедническую должность, так же присутствуя и в тамошней консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Некоторое время спустя Иоанн Святогорец заболел подагрой " и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли " . Как сказано в Житии, он принял болезнь с радостью, как " сокровище весьма великое и дар царский " , и передал управление делами монастыря сыну, который, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, " покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего " . В Житии цитируется письмо Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа грузинским монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелидзе) . Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп. Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 ноября 996 года, которую на имя Иоанна Святогорца дал его духовный сын, бывший мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на острове Лемнос : ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот . Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000 ) назначил Иоанна Святогорца эпитропом   Великой Лавры   . К 1005 году братия монастыря насчитывала свыше 200 чел. Прп. Иоанн Святогорец скончался 14 июня 1005 года. Погребен в кафоликоне Иверского монастыря: над его могилой прп. Евфимий выстроил церковь во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). По письменному завещанию преподобного (не сохр.), которое цитируется в Житии, настоятелем Иверского монастыря должен был стать прп. Евфимий , а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. Почитание В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея  прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни Иоанна Святогорца книг. Среди названий Иверского монастыря долгое время употреблялось и " Лавра Ивера " (Λαρα το Ιβηρος), т. е. Иоанна Святогорца Иверского.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 429-430 НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ утвердившееся название для подвесного креста (на шнуре и т. п.) небольших размеров из металла, дерева, камня и др. материалов, носимого на груди под одеждой (на теле), являющегося для его носителя зримым символом христ. веры НАТЛИСМЦЕМЕЛИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 430-438 438-451 НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 451-452 НАУМ (Шавианидзе Наум Григорьевич; 1889 - 1969) митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 452-453 НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви 456-459 НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель 459-460 НАУМ ОХРИДСКИЙ (ок. 830 - 23.12.910), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в болгарских просветителей) 453-456 НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви 460-462 НАУРУ [Республика Науру], гос-во в зап. приэкваториальной части Тихого океана, на одноименном острове; входит в историко-культурную обл. Микронезия 462-465 НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) 465-468 468-470 НАФАНАИЛ [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 1818 (по др. (по др. данным, 1820) - 1906), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик 470-475 472-743 473-475 475-476

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями. Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I , к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия). Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г.

http://pravenc.ru/text/62536.html

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Средние богословские учебные заведения HTML-koд для вставки на сайт или в блог: подготовил диакон Георгий Максимов Средние богословские учебные заведения Список средних богословских учебных заведений, а также православных школ и гимназий, и их ректоров Мцхета-Тбилисская епархия Тбилисская духовная семинария. Ректор: Католикос-патриарх Илия II. Тбилисская гимназия во имя св. Илии. Директор: г-жа Кахиани. Тбилисская гимназия во имя св. Георгия. Тбилисский центр приходских школ Руководитель: Лия Салахиа Мцхетская гимназия во имя Двенадцати апостолов. Диектор: архимандрит Илия (Насидзе) Ниноцминдское духовное училище. Ректор: епископ Спиридон (Абуладзе) Алавердская епархия Алавердская церковная средняя школа. Директор: г-н Махателашвили. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Ахалцихская духовная семинария во имя св. Григория Хандзойского Ректор: Архиепископ Феодор (Чуадзе) Батумская и Лазская епархия Батумская духовная семинария во имя св. Иоанна Богослова Ректор: иерей Иаков Банидзе Батумское духовное училище. Директор: архиепископ Димитрий (Шиолашвили) Батумская гимназия во имя св. царя Давида Директор: священник Арчил Чхартишвили Зугдидская и Цаишская епархия Зугдидская духовная гимназия во имя св. Георгия Директор: Манана Начкебиа Некресская и Еретская епархия Некресская гимназия во имя св. Илии Ректор: епископ Сергий (Чекуришвили) Руставско-Марнеульская епархия Руставийская школа св. Нино Директор: иерей Сергий Касрадзе. Самтависская и Горийская епархия Самтависская гимназия во имя св. Георгия Директор: епископ Андрей (Гвазава) Самтредская и Хонийская епархия Самтредское духовное училище имени священномученика Назария (Лежава). Директор: епископ Савва (Гигиберия) Сенакская и Чхороцкая епархия Сенакская монастырская школа для девочек. Директор: монахиня Анна (Муселиани) Стефанцмидская и Хевская епархия Гимназия во имя св. Илии Директор: Джиджия Пиранишвили Хулойская епархия Хулойское духовное училище и гимназия Ректор: иерей Мириан Самхарадзе Урбнисская и Руисская епархия Православная гимназия во имя св. Георгия. Директор: архимандрит Стефан (Коринтели) Потийская и Хобская епархия Потийская гимназия во имя св. Григория Богослова Ректор: диакон Авраам Соломнишвили Кутаисская и Гаенатская епархия Гелатская духовная семинария во имя святителя Гавриила (Кикодзе) Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Кутаисский Богословский институт имени св. царя Давида Строителя. Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Цхалтская православная школа " Святой Гавриил " Шемокмедская епархия Ланчхутская духовная гимназия во имя св. Иоанна Крестителя Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Озургетская духовная гимназия во имя св. Нины Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Цагерская и Лентехская епархия Цагерское духовное училище во имя св. Илии. Ректор: епископ Стефан (Калаишвили) Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Как первоиерарх Грузинской Церкви, экзарх должен знать грузинский язык, главный национальный язык экзархата», но о. Т. Буткевич находит, что без этого знания можно обойтись. Странная логика нетерпимого и братоненавистнического папаса, а еще христианина! Не напрасно один из епископов в Предсоборной Коммиссии указал, что многоученый о. прот. Т. Буткевич получил докторскую степень за то, что «книгу протестантского богослова проф. Зайделя присвоил и издал ее под своим именем в 1888 г.». Хотел было владыка указать «о. грузинофобу» и на другие его сочинения, но остановился... Проф. И. Бердников «подчиненность» Грузинской Церкви Русскому Синоду основывает на том, что, «сын царя Ираклия, Антоний, посвящен в сан католикоса в Царском Селе», но это указание ложное. В Царском Селе в 1786 г. июня 10 Антоний был хиротонисан в митрополита Ниноцминдского, с разрешения патриарха Католикоса Антония 1-го. Г. Бердникову не мешало бы к истории относиться внимательнее и на лжи не основывать истину. Проф. Цагарели о сочинении прот. Буткевича отозвался так: «Сочинение о. Б–ча об автокефалии Грузинской Церкви «свидетельствует о глубоком невежестве ее автора в истории Церквей Русской и Грузинской, равно и Русской гражданской, но и большую наклонность его «кормчемствовати истинною» (2 кан. 6 Всел. соб.). Полное незнание предмета, неразборчивость средств, «научная неподготовленность, явно негодные средства» характеризуют работу о. Буткевича, а еще более его невежественного единомышленника, под гипнозом которого он находится». Как экзарх Евсевий заботился о сохранении древних грузинских рукописей, видно из того, что «один архимандрит, в ожидании приезда экзарха, жадного к грузинским древностям, из страха закопал ценные древние книги в яму, благодаря чему они навсегда погибли». Много вывез за границу древних грузинских книг и рукописей барон де-Бай, и, конечно, лучше им было быть в заграничных музеях и библиотеках, нежели быть сожженными в печах, чем именно занимался экзарх Павел в Кишиневе и отчасти в Тифлисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда патриарх садился на кафедру, то оборотная половина откидывалась. Свидетельство веры, т. о. всегда у всех было на виду. Митра, усыпанная жемчугом, украшалась бриллиантовым крестом, некогда венчавшим корону царя Вахтанга (446–489), который добыл этот крупный бриллиант во время походов в Персию. Крест, предносимый перед католикосом Имеретии, был из цельного рубина, замененного ныне сердоликовым». «При экзархе Павле исчезла из Метехской церкви чудотворная икона Метехской Богоматери (Вифлеемской), в золотом окладе, стоившем 50 тыс. рубл. В нем было вложено множество св. мощей. Св. икона была под тремя замками. В 1891 г., при экзархе Палладие, она найдена на чердаке в той же церкви, без оклада. При экзархе Павле из ризницы Сионского собора исчезла чудотворная икона Ниноцминдской Божией Матери, на которой был многоценный оклад, из чистого золота». Не лучше стояло дело и при экзархе Палладие. Он «предоставил своему любезному художнику, армянину Сабингусу, взять из монастырей: Мингрелии и Гурии лучшие и драгоценные украшения с древних икон, под видом изготовления новых риз. Сабингус взял из монастырей Мартвильского, Хобского, Джуматского и Шемокмедского эмалевые образа замечательной работы и высокой стоимости, а до того он «поснимал» замечательные малиолики с икон Гелатского монастыря. Все взятые сокровища Сабингус предоставил экзарху Палладию и тот дозволил ему все это продать». Часть эмалей приобрел известный любитель древностей г. Звенигородский. В настоящее время лучшие и богатейшие грузинские манускрипты находятся в библиотеках: Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Рима, куда они охотно сбывались при деньголюбивом экзархе Евсевие. За то в Тифлисском музее можно видеть целые манускрипты с вырезанными миниатюрами и листами, чем занимались многие русские высокопоставленные лица». «Святыни наши, – говорит д-р Эрнстов-Шервашидзе в кн. «Памятная записка о нуждах Грузинского народа», – которые грузинский народ в былые времена всем своим существом берег и защищал, ныне среди белого дня расхищаются, наши храмы, видевшие течение веков, сделались достоянием грабителей, и монастыри приходят в мрак запустения или невежественными (русскими афонскими) монахами оскверняются». И кто же были главными расхитителями? Русские экзархи! При экзархе Евсевие разграблены почти что все монастыри – в Грузии. «Из них, – говорит ревнитель Грузинской церкви, выше названный автор, – похищены святыни, уцелевшие от нашествия турок-османов. Но этим одним не ограничил своей деятельности внутренний враг и он, как воплощение безверия и атеизма, стал распространять среди грузинского народа семена неуважения к самой идее церкви, и, в своих агрессивно настроенных действиях, стал настолько дерзким, что открыто воспретил народу посещать храмы и монастыри дедовских времен».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили) († ок. 1805), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи , гимнограф. Царевич Иоанн Багратиони (Батонишвили) в соч. «Калмасоба» характеризует Е. М. как замечательного деятеля своего времени, знатока и ценителя литературы, преподававшего философию и богословие в монастырской школе ( Иоанн Багратиони [Батонишвили]. С. 197). Е. М. упоминается в колофонах различных рукописей, первые сведения сохранились под 9 июня 1776 г. 8 июня 1778 г. Е. М. попал в плен к дагестанцам ( Сулхан-Саба Орбелиани. Груз. словарь//НЦРГ. A 1157); преподобный был освобожден царевичем Георгием (впосл. груз. царь Георгий XII (1798-1800)). В 80-х гг., в период настоятельства Е. М. в Натлисмцемели, обитель окрепла. В ее скриптории были переписаны мн. рукописи, среди к-рых: НЦРГ. H 1684, 1777 г., H 891, 1784 г., сочинения прп. Максима Исповедника (НЦРГ. S 367, 1781 г.), «Риторика» (НЦРГ. H 256, 1782 г.) и др. Е. М. принадлежит акафист просветительнице Грузии св. Нине (НЦРГ. H 1283. Л. 216-223), созданный по благословению еп. Ниноцминдского Саввы (Тусишвили) и написанный с учетом характерных для груз. гимнографии способов стихосложения. Поэтическая фактура в основном опирается на метафрастическую редакцию Жития св. Нины, выделяется риторический стиль песнопения. Во всех изданиях ( Сабинин. Рай. С. 156-165; в публикациях Тифлисского церковного музея, а также в Календаре ГПЦ за 1977 г. (С. 13-32)) его автором ошибочно назван еп. Савва (Тусишвили). Е. М. был знаком или состоял в дружеских отношениях со мн. общественными и духовными деятелями Грузии, в частности с еп. Некресским Амвросием (Микадзе) (НЦРГ. H 1684). Его ученики, подвизаясь в разных уголках Грузии, не забывали своего учителя. Так, служивший в мон-ре Икорта прот. Антоний навещал Е. М. несколько раз в год.

http://pravenc.ru/text/187783.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010