Также в Н. хранились 2 деревянные иконы св. Нины. Вот как описал эти образы А. Гулисашвили: «На одной доске, длиной 14 вершков и шириной 11 вершков, св. Нино стоит на коленях. В одной руке она держит крест из виноградной лозы, во второй - сложенный пергаменный свиток. Края иконы окованы резьбой, позолоченной серебром». Икона подписана 1759 г. Вторая икона (12×10 вершков) - очевидно, более древняя - представляла собой житийный образ св. Нины с 24 клеймами. Основное изображение святой было помещено в центре, св. Нина держала в одной руке крест и раскрытый пергамен - в другой. Икона была опоясана позолоченной серебряной резной рамой. Были видны надписи, выполненные письмом хуцури ( Гулисашвили. 1902. С. 2-3). Мать царя Картли-Кахети Ираклия II царица Тамар пожертвовала храму покров из дорогой ткани, шитый золотом, с изображением посередине обвитого виноградной лозой креста. Сверху от креста помещалась шитая золотом надпись письмом хуцури: « , » (Иисус Христос, победа); снизу - «Я, дочь царя Грузии Вахтанга, невестка царя Кахети Давида, супруга батонишвили (царевича.- Авт.) Теймураза, батонишвили (царевна.- Авт.) Тамар, поручила сшить этот покров и пожертвовала в честь св. Нины и за поминовение наших душ» ( Гулисашвили. 1902. С. 3). После упразднения Ниноцминдской епархии в нач. XIX в. святыни Н. было решено перенести в тифлисский кафедральный собор Сиони. М. Ткемаладзе писал, что среди них было много золотых и серебряных предметов утвари, к наиболее ценным он относил крест, украшенный драгоценными камнями, и икону св. Нины. Большинство святынь Н. утрачены ( Ткемаладзе. 1904. С. 2). Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс включает кафоликон (VI в. и позже), колокольню (XVI в.), архиерейский дворец еп. Саввы (Тусисшвили) (1774-1777), жилые и хозяйственные постройки, окружен высокой оградой. Кафоликон Н., по мнению Г. Чубинашвили, является «переходной ступенью к высшему достижению грузинского зодчества» - мцхетскому Джвари ( Чубинашвили. 1936. Т. 1. С. 73, 74). Он представляет собой тетраконх: в плане это центрическая 8-лепестковая композиция, состоящая из круглого центрального пространства, окруженного 8 апсидами. Четыре крупные апсиды, расположенные по сторонам света, составляют в плане равносторонний крест. Четыре промежуточные апсиды меньше по размеру. Центральное пространство было перекрыто куполом, точнее т. н. соединенной аркой, как это было сделано в кафоликоне мон-ря Шиомгвиме ( Он же. 1926. С. 100, 101; Он же. 1959. С. 232).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Очевидно, никорцминдели Мануил, упомянутый в документах, и еп. Мануил (Чхетидзе), в 1529 г. возведенный на кафедру Хонской епархии,- одно лицо. Существует также предположение о том, что до того, как занять Хонскую кафедру, Мануил был епископом Кутаисским ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 233). После Никорцминдской кафедры еп. Мануил занял Ацкурскую: в одной из рукописей, хранящихся в мон-ре Никорцминда, указано: «Во славу Маноэла Чхетидзе Мацкуерского, да простит Господь им их прегрешения» ( Такаишвили. 1939. С. 5; Амвросий (Хелая). 2011. С. 181). Переход еп. Мануила в Ацкури произошел предположительно в период с 1538 по 1545 г. ( Гаприндашвили. 2015. С. 228). Есть мнение, что в Никорцминде церковная кафедра была основана в древности, позже упразднена, однако источники, свидетельствующие об этом, не сохранились ( Какабадзе. 1922. С. 29; Метревели. 2013. С. 63). Исп. Амвросий (Хелая) ссылался на сведения историка XIX в. П. Иоселиани о том, что из 2 епархий в Лихт-Имерети, основанных в V в. царем Картли св. Вахтангом Горгасали , одной была Н. е. ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 175). Однако следует отметить, что в соч. Иоселиани «Краткая история Грузинской Церкви» в списке епархий, основанных или восстановленных царем св. Вахтангом, Н. е. не упоминается; возможно, произошла путаница с названиями Н. е. и Ниноцминдской епархии ( Иоселиани. 1843. С. 36). Арх. Михаил. Роспись свода вимы алтаря ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Арх. Михаил. Роспись свода вимы алтаря ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Царь Имерети Баграт III и царица Елена с основанием Н. е. «пожелали вспомоществовать и усердствовали, и приложили руку к восстановлению ослабленного монастыря Никорцминда, и основали церковь» ( Какабадзе. 1912. С. 6). Кафедра была размещена в кафоликоне во имя свт. Николая, построенном царем единой Грузии Багратом III (978-1014) в 1010-1014 гг. ( Бердзенишвили. 1979. С. 21-22), поэтому в источниках правящих архиереев называли также николаосцминдели (Николаосцминдскими). Архиерейский дворец был выстроен на территории мон-ря близ кафоликона. По словам нем. путешественника И. А. Гюльденштедта, побывавшего в Грузии в 1771-1772 гг., мон-рь «расположен на вершине каменистой горы... У него есть крестовая церковь, выстроенная из тесаных камней, длиной 20 шагов и шириной - 15. Жилище епископа построено из дерева. Однако оно является, наверно, самым величественным и правильным строением в Имерети. Его длина 35 шагов, а ширина 25 шагов» ( Гюльденштедт. 1962. С. 131). Также на территории мон-ря действовало небольшое учебное заведение, к-рым руководил еп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе; 1793-1842). С его именем связано и основание типографии в дер. Цеси, входящей в состав Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

После установления в Г. советской власти положение лютеран осложнилось. В 1931 г. пастор Гейне (Катариненфельд) был обвинен в создании «сети антисоветской агитации», вместе с ним под следствием оказались пастор Ган и все кистеры Г.; в том же году был арестован пастор Майер. В 1933 г. под рук. пастора Венцеля из Еленендорфа собрался последний Синод Закавказской лютеранской церкви (28 общин); в 1936 г. в Закавказье остался только один пастор - Э. Ройш, через 2 года не было ни одного. С началом второй мировой войны немцы были выселены из Г. в Ср. Азию. Число лютеран значительно снизилось, были закрыты все церкви. Возрождение лютеранства в Г. связано с деятельностью нем. проф. Лютеранского ун-та в Саарбрюккене Г. Гуммеля. В 80-90-х гг. XX в. он содействовал выезду груз. молодежи на учебу в Германию. После переезда в Г. Гуммель был избран епископом, начал вести миссионерскую деятельность, объединил разбросанную по стране лютеран. паству и на вырученные от продажи собственного дома в Германии средства построил церковь на месте бывш. нем. кладбища. При церкви была образована воскресная школа. После кончины проф. Гуммеля (похоронен в Тбилиси) епископом был избран А. Штокль - немец из Гамбурга. В наст. время епископская кафедра вдовствует, паства сократилась вдвое. Лютеранство распространено в основном в Вост. Грузии: в Тбилиси, Гардабани, Болниси, Рустави, Боржоми, а также в Абхазии среди немцев и представителей смешанных семей. Церкви находятся в Тбилиси и Рустави. Сектантские религиозные объединения, чья деятельность была нежелательной для властей Российской империи, с 1825 г. переселялись из центра России. В 30-40-х гг. XIX в. десятки тысяч сектантов покинули Россию и направились в Г. Переселение проходило как насильственно, так и добровольно. Кроме крестьян, к-рые составляли большинство переселенцев, среди колонистов были также купцы, мещане и др. Ок. 300 скопцов переселили в Зап. Грузию (район р. Риони). Между 1841 и 1845 гг. в Г. были переселены ок. 5 тыс. духоборов. Правительство назначило для них местом пребывания Ахалкалакский у. (историческая обл. Джавахети), где и образовались деревни Гореловка, Орловка, Спасовка, Ефремовка, Тамбовка (ныне в составе Гореловского сельсовета Ниноцминдского р-на Г.). Уже в 1886 г. число духоборов в Ахалкалакском у. достигло 6,6 тыс. чел. и увеличилось до 8 тыс. в последние годы. В 1939 г. в Г. было 19 духоборских сел. В 2006 г. в Ниноцминдском р-не из 3162 духоборов, проживавших здесь в 1989 г., осталось ок. 700..

http://pravenc.ru/text/168205.html

В МИД РФ отмечают поддержку Грузии в вопросе возвращения духоборов на историческую родину 31 декабря 2008 г. 16:30 МИД РФ отмечает конструктивную поддержку Грузии в переселении русских духоборов в Россию, сообщается на сайте департамента информации и печати МИД РФ. Русская духоборческая община компактно проживала в Ниноцминдском районе на юге Грузии с XIX века. К началу 1990-х годов там насчитывалось около семи тысяч духоборов. После провозглашения независимости Грузии духоборы стали проявлять стремление вернуться на историческую родину, говорится в сообщении внешнеполитического ведомства. «Недавно в Россию вернулись еще 63 человека (31 семья). Для оказания помощи переселенцам в начале декабря 2008 года на основе неформальных договоренностей в Грузию была направлена российская межведомственная рабочая группа. Следует отметить конструктивную поддержку, предоставленную нашим специалистам грузинской стороной, что позволило оперативно решить практические вопросы переезда и отправки имущества духоборов», — отмечается в документе. Выезд осуществлялся через Армению, власти которой также оказали все необходимое содействие. Духоборы благополучно прибыли в Тамбовскую область, говорится в сообщении. По информации МИД РФ, всего в Россию самостоятельно выехали более шести тысяч человек. В связи с обращением остававшихся в Грузии членов общины в мае 2007 года президент РФ поручил федеральным органам исполнительной власти оказать необходимое содействие их добровольному переселению. Как отмечает МИД РФ, впоследствии в соответствии с этим поручением были организованно переселены в согласованный с ними район Тамбовской области более 150 духоборов, приняты меры по их обустройству на новом месте. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/518011.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Духоборы Грузии готовятся к массовому отъезду из страны 20.12.2007 Около 1500 духоборов из высокогорных районов Грузии готовятся к переселению в Тамбовскую область в России. На сегодняшний день в Грузии, преимущественно в Ниноцминдском районе, проживает несколько сот духоборов, потомков представителей преследуемой властями царской России секты, более 150 лет назад нашедших приют в Грузии. Первый поток переселенцев, 145 человек, отправится в Тамбовскую область в начале 2008 года, сообщает Кавказ-пресс. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.12.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4184.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Европейский центр по вопросам меньшинств просит власти Грузии списать долги кооператива духоборов 17.11.2006 Европейский центр по вопросам меньшинств просит власти Грузии списать налоговую задолженность с функционирующего в селе Гореловка Ниноцминдского района Грузии кооператива духоборов . Это " позволит сохранить их единственное компактное поселение в стране " . Об этом говорится в обнародованном 16 ноября сообщении тбилисского представительства международной экспертной организации. В сообщении отмечается, что с середины 90-х годов до сегодняшнего дня у функционирующего в селе Гореловка (здесь живет около 500 духоборов ) сельскохозяйственного кооператива накопилась налоговая задолженность в 4 млн. лари (2,3 млн. долл.), Это создает опасность упразднения кооператива, что поставит под вопрос дальнейшее компактное проживание духоборов. Несколько десятков секнантов-духоборов появились в Грузии в середине 19 века после того, как по решению правительства Российской империи они были выселены в Ниноцминдский район. К началу 90-х годов прошлого века в Грузии осталось около 4 тыс. духоборов. Сейчас в Ниноцминдском районе их всего 700, из которых 500 - в Гореловке. В годы экономического кризиса в Грузии в 90-х годах большинство духоборов переселилось в Россию. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 17.11.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/1812.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На юге Грузии возрождают средневековый храмовый комплекс 01.08.2014 В грузинском селении Сагамо (что переводится как «Вечер») Ниноцминдского района региона Самцхе-Джавахети начинается третий этап возрождения своеобразного храмового ансамбля времен позднего средневековья и грузинского Возрождения. Как сообщили редакции газеты «Ахали таоба» («Новое поколение») в Национальном агентстве защиты культурного наследия, вдоль сельского озера расположены три памятника грузинского церковного зодчества, а четвертый храм высится на близлежащей горе. Памятники архитектуры Сагамо датируются X-XIII вв. Выполненные на первом и втором этапе реставрационные работы осмотрел заместитель гендиректора НАЗКН Паата Гаприндашвили. Во время посещения Сагамо он также встретился с митрополитом Ахалкалакским и Кумурдским Николаем (Пачуашвили) и представителями рабочей группы строителей-реставраторов. На встрече были решены технические вопросы, связанные с дальнейшим ходом реставрационных работ и прочерчена их последовательность, вплоть до полной реабилитации памятников. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.08.2014 17:45:31

http://drevo-info.ru/news/17524.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Преподобный Арсений Ниноцминдский Принял монашеский постриг, а затем - архиерейскую хиротонию во епископа Ниноцминдского. Однако стремившийся к монашескому подвигу святой Арсений вскоре обратился с просьбой к царю Тао-Кларджетскому Давиду Куропалату разрешить ему сойти с кафедры и удалиться в монастырь в его владениях. Царь удовлетворил просьбу и направил его в монастырь Отхтаэклесиа (т.е. " Четыре церкви " ) в ущелье реки Чорох (ныне в пределах Турции). Там святой встретился с монахом Иоанном (Гр[...] Файл 35741.jpg:   Размер: 600x936, 0.56 MPix, 246 Kb. Дата: 2022-08-26, участник [ alikon ]. Рейтинг изображения: 3 (15) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3229-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епархии ДМАНИССКИЙ СИОНИ собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской и Дманисско-Агарак-Таширской епархий Грузинской Православной Церкви ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО [Эриванское] викариатство, Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинскогого Экзархата РПЦ РПЦ (1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван) ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (с 17 окт. 2002) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с временным кафедральным центром в ц. во имя св. царицы Тамары в Брюсселе КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви МАНГЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ (V - нач. XIX в., 1917-2013) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в церкви (позже мон-ре) Манглиси МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда

http://pravenc.ru/rubrics/121450.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010