Никандре (Сапрыкине; 1 мая 1919). К 1825 г. в К. м. проживали 80 чел. братии, в 1856 г.- 96, в 1868 г.- 124 (в т. ч. игумен, казначей, 14 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 20 монахов, 19 указных послушников), в янв. 1914 г.- 321 насельник (в т. ч. 2 архимандрита, 25 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 4 схимонаха и 34 монаха). Однако после начала первой мировой войны число насельников уменьшалось: в 1916 г.- 165 чел., в 1917 г.- 139 чел. Часовня прп. Арсения Коневского на Конь-камне. 1895 г. Фотография. Нач. ХХ в. Часовня прп. Арсения Коневского на Конь-камне. 1895 г. Фотография. Нач. ХХ в. В XIX - нач. XX в. К. м. посещало множество паломников, особенно 12 июня - в день памяти прп. Арсения и 10 июля - в праздник Коневской иконы Божией Матери. Корабли подходили к гавани, защищенной от волн бревенчатыми ряжами, заполненными камнями и укрепленными с берега гранитными блоками. В 1840-1841 гг. ее устроил настоятель (1839-1858) игум. Амфилохий. В 1843 г. началось регулярное движение колесного парохода «Валаам», следовавшего через Коневец. Пожертвования богомольцев, проценты с капитала и доходы от столичной часовни служили основными источниками благосостояния обители. 12 июня совершался крестный ход с пением молебна с чудотворным Коневским образом в Казанский скит. Пассажирские суда, следовавшие на Валаам, обычно прибывали на Коневец вечером, к службе, и оставались на причале до утра. С приходом судов открывалась часовня на пристани. Все посетители мон-ря по завету прп. Арсения 3 дня бесплатно пользовались кровом и трапезой. Бедным странникам давали одежду, обувь и хлеб. После неурожая в Финляндии в 1867-1868 гг. финны (большинство лютеране) обращались в К. м. за помощью. 14 мая 1844 г. К. м. неожиданно посетил 16-летний вел. кн. Константин Николаевич. Впосл. он прислал в обитель напрестольный позолоченный серебряный крест, украшенный бирюзой, финифтью и стразами (Музей Православной Церкви в Куопио). 28 июня 1858 г. К. м. посетил имп. Александр II в сопровождении вел. кн. Александра Александровича (впосл.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Коневец, остров. Рождества Пресвятой Богородицы Коневский монастырь. Часовня Арсения Коневского на Конь-Камне. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Достоверных сведения о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале обители. Затем, во времена запустения обители, часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при настоятеле игумене Иларионе. Часовня была высотой около 3 метров, с небольшой галереей. Внутри находились простой работы иконы и деревянное распятие. После возобновления монастыря в конце 20 века часовня была отреставрирована усилиями братии Ново-Валаамского монастыря. Часовня отреставрирована и освящена иерейским чином, совершаются требы в летнее время. Конь-камень - громадный валун, говорят, весит он больше 750 тонн, человек рядом с ним махонький, на вершине камня даже часовенка уместилась. В древности её построил сам Преподобный, здесь же и подвизался, на этом малом столпе, три года. Теперь к часовне ведет лесенка ступенек в двадцать, забираемся вверх помолиться. Внутри только две иконы – преподобного Арсения и Коневский образ Пресвятой Богородицы. У них служат молебны, и паломники прикладываясь, оставляют записочки с поминаниями. http://pravoslavie.ru/1737.html Комментарии и обсуждение Деревянная и по времени самая древняя часовня находится на Св. горе, подле скита, на южной стороне. В скиту живутъ 5 иноков, благочестивых старцев, занимающихся чтением псалтыря неусыпно день и ночь, с поминовением усопших по синодикам. Она построена около 1740 г., т. е. вскоре по возобновлении обители после шведского разорения, в память явления Божией Матери одному из учеников преп. Арсения, некоему благочестивому старцу Иоакиму. Часовня эта по форме своей четырехъугольная, с крытым навесом на передней стороне, шатровою деревянною крышею и небольшим чешуйчатым куполом, увенчанным крестом. Высота без крыши четыре аршина, ширина семь аршин без четверти, а длина шесть аршин четырнадцать вершков. Внутри часовни, на восточной стороне, находится древний иконостас, выкрашенный голубою краскою и усеянный золоченными арабесками, с пятью пилястрами и карнизом вызолоченными. Прочие стены также украшены иконами древней живописи, а подле южной стены находится большой деревянный, из толстых брусьев крест, основание коего утверждено под полом в земле. Есть признаки, что на этом кресте была какая-то древняя надпись, от которой уцелел только один " 1740 г. " , а прочее все обрезано посетителями часовни, уверяющими о целебностной силе креста от зубной болезни.

http://sobory.ru/article/?object=05261

Монастырь выстроен на ровном месте, значительно возвышающемся над уровнем озера. Сплошною линией келлий он образует большой четвероугольник, внутри которого двухэтажный собор. Монастырь западным своим фасом, в средине которого колокольня с святыми воротами, обращен к озеру; прочими своими фасами он углубился в чащу соснового леса. Все монастырские здания, за исключением собора и колокольни, крайне недостаточны и по проекту и по исполнению, а братские келлии нижнего этажа никуда не годны. Колокольня по крайней мере прочна. Собор задуман и выстроен очень хорошо. В верхнем этаже его помещается холодная церковь во имя Рождества Божией Матери, а в нижнем — теплая церковь Сретения Господня с приделом Коневской Божией Матери; здесь находится чудотворная икона Коневской Божией Матери, принесенная из Агронской Горы Преподобным Арсением, также серебряная рака сего Преподобного на том месте, где в земле почивают его мощи. На юго-восточном углу монастыря находится церковь во имя Святителя Николая, а на северо-восточном — церковь во имя Преподобного Арсения Коневского. В полуверсте от монастыря, на живописной горке, находится Скит, хотя и каменный, но выстроенный весьма плохо, с маленькою церковью во имя Казанской Божией Матери. Близ монастыря находится деревянная, значительного объема, гостиница; имеются за монастырем рабочие избы, конный и скотный дворы, удовлетворительные. Ризница монастыря удовлетворительная, но никак не может сравниться с ризницами Сергиевой Пустыни и Валаамского монастыря. Библиотека достаточна. Капитал Коневского монастыря в 1838 году простирался до 28 тысяч рублей серебром, к 1 августа 1856 года он возвысился до 55 тысяч 395 рублей серебром. Монастырь содержится: а) процентами с капитала; в) подаяниями богомольцев из Санкт-Петербурга, приезжающими в особенно значительном количестве в первую неделю святыя Четыредесятницы санным путем, и на 12 июня — день памяти Преподобного Арсения Коневского на пароходе и других судах; с) доходами с часовни, находящейся в Санкт-Петербурге недалеко от церкви Владимирской Божией Матери. Количество прихода за 1855 год простиралось до 11 тысяч рублей серебром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Почитание Свидетельства о почитании Арсения Коневского сохранились начиная с XVI века: в 1551 году в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель " Сказания о Валаамском монастыре " (конец 1550-х - 1560-е годы) упоминает " великого началника манастыря… святого Арсениа " . Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 году: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плавания по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсений Коневский, святой сказал: " Востаните и зрите на море, се бо змий сипит " . Разбуженные Афанасием люди увидели шведское судно и успели скрыться. Память преподобного Арсения внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сентября , его преставление отмечено под 12 июня   . В " Описании о российских святых " преставление преподобного отнесено к  9 сентября . Начиная с XVIII века известны тропарь, кондак и молитва Арсению Коневскому, в 1819 году по решению Святейшего Синода память прп. Арсения Коневского была внесена во все месяцесловы. Архим. коневский и валаамский  Пимен (Гаврилов)  (+ 1910), автор описания монастыря, сообщает, что мощи прп. Арсения были обретены в XVI веке, но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ западной стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 году. В 1577 году, после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь , взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресвятой Богородицы, покров на раку святого 1551 года, деревянный ковш, оправленный в серебро, который, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595  году, после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в монастырь. Однако вслед за подписанием в 1610 году русско-шведского договора, по которому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий монастырь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672 - 1673 годах Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей преподобного в Деревяницкий монастырь. Патриарх Московский и всея Руси Питирим в грамоте от 14 декабря 1672 года велел игум. Деревяницкого монастыря Иоасафу ехать " для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат " и принять их с подобающей честью . Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей прп. Арсения 9 сентября ; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII века кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого.

http://drevo-info.ru/articles/10845.html

В 1916 г. архим. Никандр (Сапрыкин) опубликовал свидетельства новых исцелений от иконы. В XVII-XIX вв. появилось много списков К. и., большая часть которых была написана с.-петербургскими иконописцами. На нижнем поле икон, сделанных в ее «меру и подобие», помещался текст: «Истинное изображение с самого чудотворного образа Богоматери Коневской, которой празднество бывает месяца июля в 10 день» (ГМИР) ( J ää skinen. 1971. Il. 89. Р. 207). Помимо точного списка в Деревяницком мон-ре (1799), особо чтимые из них находились в Москве (в ц. Благовещения на Бережках близ Дорогомилова моста (ок. 1800), «редкая икона Голубицкой Богоматери» - в московском Николаевском в честь Преображения Господня мон-ре); в С.-Петербурге (в часовне на Коневском подворье на Загородном проспекте в 1821-1822), на о-ве Коневец (где в честь иконы игум. Дамаскином была возведена часовня), на Валааме (1870, в построенном игум. Дамаскином скиту того же посвящения), в Торжке в Тверской губ. (в ц. Воскресения). От этих списков, как и от самой К. и., совершались исцеления. История иконы размещалась на чеканной раке прп. Арсения (1843, мастер Ф. А. Верховцев), на боковых сторонах к-рой иллюстрировалось Житие святого. В приделе в честь К. и. в правой стороне нижнего храма Сретения Коневского мон-ря за клиросом находился местный образ с изображением прп. Арсения, держащего в руках свой моленный образ (1839). В 1800 г. ярославский иконописец Л. И. Шустов для строителя Коневского мон-ря Аркадия «скомпоновал» лист, к-рый использовался как основа для печатания паломнической гравюры «Изображение Коневской пустыни во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Внизу на фоне Коневского мон-ря представлены свт. Николай Чудотворец, простирающий руку к коленопреклоненному прп. Арсению, вверху - ангелы, к-рые несут в облаках иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Коневская» (необычное разделение двусторонней иконы на 2 почитаемых образа) (гравюра из собрания Музея Православной Церкви в Куопио). Еще один тип изображения, возникший, видимо, на основе графического прототипа, представлен на иконе «Молитва Коневские Богородице» (XIX в., частное собрание): в верхней части - в облаках ангелы несут К.

http://pravenc.ru/text/1841920.html

В 1421 году разлив озера, уничтоживший монастырские постройки, вынудил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове. Прп. Арсений вторично посетил Афон . Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря старец Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл св. Арсений, доставив на двух кораблях " множество потребных " . Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впоследствии там поставили крест, в XIX веке устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря. Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Прп. Арсений скончался 12 июня 1447 года. Умирая, он завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, " трапезу держати равну " . Преподобный был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впоследствии над местом его погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого. Древнейший рассказ об Арсении Коневском содержит " Сказание об авве Арсении " , которое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 1530-ми годами (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII веком). Ключевский считал, что " Сказание " представляет собой отрывок из " простой первоначальной редакции " жития. Во второй половине XVI века Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого монастыря) составил новую редакцию жития , включающую в себя три недатированных посмертных чуда прп. Арсения. Ранние списки этой редакции жития  сообщают о кончине преподобного в 1447 году, в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII веке было составлено рукописное похвальное слово Арсению Коневскому. В начале XIX века появилась новая редакция жития , автором которой является, вероятно, коневский игум. Иларион , составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании Арсения Коневского в Валаамском монастыре, которые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление прп. Арсения указывается под 1444 годом, записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в конце XVIII века, житие сопровождается новым похвальным словом преподобному.

http://drevo-info.ru/articles/10845.html

Арсений осознает необходимость перенесения обители в другое, более возвышенное место, однако вопрос о месте устроения церкви и прочих монастырских зданий должен решаться исходя не из прагматических посылов, а там, где это было предначертано свыше. Преподобный усиленно молится Богородице, чтобы Та открыла ему Свою волю, и в скором времени видит во сне себя и своего давнего друга, рыбака Филиппа, ограждающими одну из возвышенных полян Коневского монастыря. Арсений замечает, что Филипп, заметив его, спешит удалиться, как бы опасаясь быть уличенным в своей сопричастности начинанию. Преподобный, однако, настигает Филиппа наяву и застает его врасплох неожиданным вопросом о том, где тот был прошедшей ночью. «В стану с товарыщи, честный отче», – отвечает смутившийся было Филипп, но когда Арсений вкрадчиво вопрошает того тихим голосом, что же он видел во сне сегодня ночью, тот сознается, что был занят огораживанием территории нового монастыря и скрылся из глаз преподобного, как только был им замечен. Его сподвижником становится простой рыбак, такой же бедняк, каким был и сам Арсений Удивительный эпизод, не знающий параллелей в сюжетах других житий! Товарищем и сотаинником Арсения становится не ангел, не преподобный предшественник, не кто-то из святых и даже не его облеченный в монашескую мантию ученик – его сподвижником становится простой рыбак, человек физического труда, такой же бедняк, каким некогда был и сам Арсений. Именно этому труженику моря (Ладожское озеро местные жители часто называли именно морем) суждено было открыть святое место, на котором окончательно устроится монастырь… Обращает на себя внимание и имя друга Арсения – Филипп, то есть «любящий коней». Слишком велик соблазн увидеть в образе этого Филиппа лишь символ всего местного крестьянства, да и в целом русского крестьянства со свойственной ему любовью к лошадям. Ведь именно в соработничестве трудолюбивого духовенства в лице игумена-мастерового Арсения и его учеников, с одной стороны, и благочестивых местных жителей в лице Филиппа и его товарищей – с другой, – рождается Коневская обитель, насельникам которой суждено преодолеть языческие предрассудки и освятить русскую землю светом православной веры, зажженным на Святой Горе.

http://pravoslavie.ru/113893.html

Озером, в водах которого решил Арсений искать благословенного уголка, становится Нево (именно так называли в начале XV века Ладожское озеро). Загрузив «всяческая потребная» в плоскодонный кораблик, Арсений «со товарищи» отправляется в плавание. Довольно скоро преподобный достигает Коневского острова, однако Арсения влекут другие страны, более отдаленные от больших селений, более уединенные, и он повелевает корабельщикам править на север: там, за горизонтом, в краю непуганых птиц, он сможет найти тихий приют для трудов и молитвы. Возвращение на остров преподобный воспринимает как проявление Промысла Однако непогода заставляет иноков пристать к берегу в устье Городецкой реки. Тучи застилают небосвод, и Арсений дает слово основать монастырь там, куда пристанет сразу после того, как буря стихнет, а суденышко сможет продолжить свой путь. Когда небо проясняется, Арсений вместе со своими спутниками отчаливает от берега: ему представляется, что его ждут северные острова, куда, быть может, и не ступала нога человека, и Коневский остров, оставшийся далеко позади, остров, ставший центром языческого культа, даже не приходит ему на память. Но Богом было суждено именно возвращение на Коневец: как только насад выходит на широкую воду, порывы сильнейшего ветра несут его не на север, как хотелось того Арсению, а на юг. Невольное возвращение на Коневский остров преподобный воспринимает как проявление Божественного Промысла. При приближении к острову путники отчетливо слышат звуки колокольного звона, и Арсений обращается к своим товарищам со словами: «се бо, яко на крилех единем часом Пречистая постави нас зде». Арсений прибывает на Коневский остров в сопровождении надежных людей, которые сопутствуют ему по велению владыки Иоанна, однако первое время проводит в пустыне один: устраивает хижину, ставит на возвышенном месте поклонный крест и живет в уединенном молитвенном подвиге в течение года. Надо полагать, что связь Арсения с большой землей не прерывалась никогда, и преподобный мог получать от новгородского архиепископа все необходимое для обеспечения нормальной жизнедеятельности зарождающейся общины. Монастырь вокруг хижины Арсения складывается не сразу, постепенно, в свое время. Однако в первые годы на Коневском острове Арсений близко сходится с местными жителями, его другом становится рыболов по имени Филипп, который приводит преподобного к идоложертвенному камню.

http://pravoslavie.ru/113893.html

В 30-х гг. XX в. К. м. стал интересовать финнов как объект паломничества и туризма. В основном приезжали из Кякисальми (Кексгольма, ранее Корела, ныне Приозёрск), из Виипури (Выборга) и с Карельского перешейка. Добраться до острова можно было на небольшом моторном катере на 20 чел. Бухта, в к-рой находилась пристань, была неглубокой, помещений для приезжих не хватало и они не имели необходимых удобств. Прибывавших размещали в скромном кирпичном здании (14 комнат) около пристани (главную гостиницу занимал армейский штаб). Поэтому количество посетителей ограничивалось 2-3 тыс. чел. в год, преимущественно во время 2 летних престольных праздников, когда совершались крестные ходы. В 1932 г. в Никольском храме и в соседнем с ним помещении устроили небольшой музей. Паломникам раздавали газету на фин. языке «Приветствие Коневского монастыря», издававшуюся с 1931 г. тиражом до 5 тыс. экз. В 1931-1932 гг. вышло и 3 вып. «Коневского листка» на рус. языке, который рассылали по рус. приходам в Эстонии. В соответствии с уставом Сортавальской ДС ученики старшего класса обязаны были проводить лето в мон-ре. Большинство отправлялось на Валаам, но нек-рые избирали Коневец. Осенью игумен выплачивал возвращавшимся на учебу юношам небольшое вознаграждение. В 1933 г. братия составляла 33 чел. В 30-х гг. служба начиналась в 4 часа, но работающие освобождались от ежедневного участия в богослужениях. Только по воскресеньям и в праздничные дни посещение всенощных бдений и литургий считалось для всех обязательным. Ежедневные службы совершали в нижнем Сретенском храме собора. В верхнем Рождество-Богородичном храме служили только летом. Богослужение совершалось на церковнославянском языке. По-фински служили лишь в исключительных случаях, когда в К. м. приезжали архиепископ, почетные гости или группы из фин. приходов. В др. храмах богослужения совершали только по престольным праздникам. 12 июня служили в церкви прп. Арсения, 8 июля и 22 окт.- в храме Казанского скита. В расположенной с юж. стороны Казанского скита часовне, освященной в память явления Божией Матери старцу Иоакиму, служили 11 июня, в храме Коневского скита - 10 июля; в Никольском храме, а также в часовне у пристани - 9 мая и 6 дек. В деревянной часовне на Конь-камне, освященной в честь прп. Арсения и Коневской иконы Божией Матери, служба совершалась 11 июня.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Этою иконою благословил Преподобного Арсения игумен Иоанн, в монастыре коего 15 Арсений подвизался в то время, как святой инок решился возвратиться в Россию. На одной стороне деки изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, на другой – Нерукотворенный Образ Спасителя. Дека имеет в вышину 3/4 аршина, в ширину 1/2 аршина; несмотря на древность, икона хорошо сохранилась и только от времени почернела. – На темно-синем фоне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, держащим в шуйце Своей два голубиных птенца. Это составляет отличие иконы от всех существующих изображений Божией Матери. – Птенцы голубиные, напоминая собою горлиц, принесенных в жертву в храме Иерусалимском Иосифом и Мариею, суть вместе символы чистоты, невинности и незлобия держащего их Младенца Господа Иисуса. – Икона сия, писанная в XIII столетии – в лучший период греческой церковной живописи – замечательна чистотою и скромностью форм, вполне соответствующих строгости иконописания Восточной Церкви, не дозволяющей произведений своевольного воображения. Икона с обеих сторон обложена серебряными, позлащенными ризами; одна из них на изображении Божией Матери – украшена жемчугом и драгоценными камнями, – значительной ценности. К венцу образа Спасителя привешен маленький золотой осьмиугольный медальон, сюда вкладывается другой еще меньший медальон, наполненный черной мастикой, которою залита часть Ризы Господней; на крышке из синего стекла вырезано изображение Спасителя, а на внешнем медальоне тонкими штрихами вырезаны Архангелы Михаил и Гавриил с надписью: «Часть Ризы Господней, данной вкладу Катериной Ивановной Савеловой строителю Коневской Пустыни отцу Андриану». Андриан был настоятелем с 1790 по 1798 год. Чудотворная икона Коневской Божией Матери поставлена в нижнем храме Сретения Господня, на отдельном месте, против северных дверей иконостаса в позлащенном киоте замечательной работы, утвержденном на довольно пространном и возвышенном пьедестале из красного дерева. В том же храме, на правой стороне, устроен особый придел во имя Коневской Божией Матери, и здесь же находятся мощи Преподобного Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010