Глава 11. Чудо святого о слепце Жил некий человек в селе Коровие Вяжищского монастыря, и случилось ему тяжко заболеть глазами, и ослеп он. Начал он тогда жить бобылем и просить милостыню Христа ради; водили его по миру, и тем он кормился. Так он и жил. Однажды ночью явился ему почтенный старец и сказал: «Если хочешь исцелиться, то иди к Пречистой на Коневец». Слепой же ответил ему: «Как мне дойти – не вижу ничего, а вести некому, ребенок мой мал еще». И сказал ему старец: «Иди, Бог поможет тебе». Слепой вопросил его: «Откуда ты, отче, что я тебя не знаю, не из нашего ты монастыря». И сказал ему тот почтенный старец: «Я иду в Новгород». Тогда он спросил его об имени. И сказал старец: «Имя мое Арсений». Я же пробудился от сна и пошел в Вяжищи, в монастырь, и поведал о видении старцам. Они же повелели ему идти на Коневец. Спросил он их: «Кто знает старца Арсения?» Они сказали: «Не основатель ли Коневский? Думаем, что это он посетил тебя. Иди, может быть, получишь обещанное тебе старцем». Слепой же, ничуть не промедлив, пошел, ведомый своей семилетней дочкой, и пришел на Коневец к Пречистой Богородице и к преподобному старцу Арсению, и к чудотворному его гробу приложился. Было же тогда святое богослужение, и пелась святая Литургия. И когда начали мы петь «Достойно есть», тотчас слепой прозрел и начал кричать громко и славить Бога и Пречистую Богородицу, и преподобного старца Арсения. И рассказал он всем нам о своем видении, как видел святого, мы же восславили Бога. Он же, выздоровев, пошел к себе домой, и никто его не вел, а он радовался и хвалил Бога. Глава 12. Чудо святого Арсения о иноке Леонтии Был в Коневской обители некий инок по имени Леонтий, человек богобоязненный и добродетельный, и случилось ему очень тяжело заболеть: разбил его паралич, и лицо перекосило, и языком говорить он не мог. Болел он так долгое время, и ничто не могло ему помочь. Очнувшись, начал он молить Господа Бога и Пречистую его Богородицу, и преподобного старца Арсения, угодника их, об избавлении от тяготившей его болезни. Пришел он ко гробу преподобного старца Арсения наставника и повелел петь панихиду, а также святую Литургию, ибо имел он крепкую веру в наставника преподобного Арсения. И так он благодаря молитвам святого получил исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Двадцатилетие возобновления монашеской жизни отметил Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Праздничное богослужение в соборе Рождества Пресвятой Богородицы 25 июня, в день, когда совершается память преподобного Арсения Коневского, возглавил епископ Выборгский Назарий. Ему сослужили настоятель монастыря игумен Александр (Арва) и секретарь Санкт-Петербургской епархии игумен Мстислав (Дячина), в прошлом также бывший настоятелем обители. Несколько сотен паломников, не испугавшись дождя, прошли крестным ходом с выносом мощей преподобного Арсения Коневского от собора до Казанского скита. В 1991 году архимандрит Назарий (Лавриненко), ныне наместник Александро-Невской лавры, впервые прибыл на остров Коневец, чтобы возрождать обитель, покинутую последними монахами более 50 лет назад. «Я был назначен наместником монастыря с окладом в 500 рублей. Эти деньги стали первыми средствами, с которых начались восстановительные работы. Все приходилось делать самим, а нас было семеро монахов. Я и окна мыл, и грядки полол, и масло взбивал. Но настоящим чудом было собственноручно извлекать из подпола храма святые мощи преподобного Арсения Коневского», — рассказал владыка Назарий. Первыми, кто пришел на помощь в деле восстановления монастыря, были финны. В декабре 2011 года 20-летие отметит финское общество «Коневец», принимающее участие в возрождении святыни с момента ее передачи Церкви. И сегодня среди трудников обители немало жителей Финляндии.

http://old.aquaviva.ru/news/2011-06-26/2...

Патриарх Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому на острове Коневец о. Коневец, 8 июля 2019 г.      7 июля 2019 года, по окончании Божественной литургии в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому, созданный к 625-летию обители и установленный у центрального причала острова Коневец, сообщает Патриархия.ru . Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил его освященной водой. В церемонии участвовали митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, священноархимандрит Коневского монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Затем Святейший Владыка посетил часовню преподобного Арсения Коневского, установленную на Конь-камне — месте древнего финно-угорского святилища. В часовне был пропет тропарь преподобному. После посещения часовни часовни Предстоятель Русской Православной Церкви пообщался с паломниками. Памятник преподобному Арсению создан российским скульптором Андреем Ковальчуком. Символика памятника включает крест и икону Богородицы, а пьедестал сделан в виде легендарного Конь-камня, находящегося на острове Коневец и давшего название острову. Основная тема в житии святого Арсения — Богородичная, поэтому в руках у него — икона Божией Матери. Святой Арсений изображен плывущим в лодке. Он держит на груди образ Богородицы с Младенцем, неся людям Евангелие. Крестообразная мачта с парусом, находящаяся за спиной преподобного Арсения читается не только как символ христианства, но и отсылает к сцене из жития преподобного — спасению застигнутых бурей рыбаков, когда они молились Господу, а явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Есть и другое соответствие житийной сцене. Когда святой вторично посещал Святую Гору, крайняя скудость провизии поставила братию Коневского монастыря на грань выживания. Тогда ученик преподобного Иоаким горячо молил Пресвятую Богородицу помочь инокам. Этому старцу и явилась Преблагая Царица и возвестила о возвращении преподобного, который на другой день прибыл на двух больших судах со множеством припасов. На горе, где произошло явление Божией Матери, иноки поставили крест и икону, а сама гора с тех пор называется Святою. Известно также, что самим преподобным Арсением в 1393 году на Коневце был сооружен крест на месте, куда во время бури был прибит его корабль и где он остался для дальнейшего монашеского подвижничества. 8 июля 2019 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 127 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/122269.html

Сохранились интересные материалы и зарисовки о посещении Коневского острова в июне 1785 года экспедицией по Ладожскому и Онежскому озерам, организованной Императорской Академией наук 57 . Описание Коневского монастыря 1785 года позволяет нам вступить на остров и оглянуться вокруг, как бы вместе с юным Захарией: «Коневский монастырь обнесен четвероугольной деревянной оградою, на которой по углам сделаны небольшие башенки. Внутри монастыря наделано несколько маленьких деревянных домиков, кои расположены близ ограды, а посредине стоит каменная церковь с деревянным сводом и главою. Другая церковь, вся деревянная и старая, лежит ближе к ограде на правой стороне от входа в монастырь с пристани. В полукаменной оной церкви сооружена гробница над телом преподобного Арсения, Коневского чудотворца. ...Берег против монастыря песчаный и отмелый; потому для подхода к монастырю проведен деревянный мост, отчасти на воде лежащий. По правую сторону моста находится пристань, но ныне сделалась мелка, и только небольшие соймы заходят и стоять в ней могут. ...На Коневце великое множество растет ельнику и соснягу, который не только на строение, но и на мачты очень годен. Владельцы острова весьма желают продавать оный лес на корню за самую умеренную цену, дабы чрез то больше очистить места для пашни и сенных покосов. На сей единственно конец вырубают они лес близ монастыря и выжигают сечи, чтобы сеять на них хлеб, который изрядно там родится. ...В обители сей монахов в бытность мою было только восемь человек. Ими управлял строитель, иеромонах 58 очень неглупый, которого, однако ж, неисправные монахи не очень любили, хотя он от них ни в чем себя не отличал: одежду носил такую же, как они, стол имел с ними общий, был к ним ласков и ничем монастырским один не пользовался. Да если бы в отрекшуюся от мира душу и вкралось корыстолюбие, то оно на Коневце не нашло бы себе пищи, которая бы насыщать его могла. Ибо монастырь сей заштатный, и братия никакого жалования не получает, а кормятся единственно от острова, на котором имеют пашню, сенные покосы и держат скот. Но главнейшая подпора в их содержании есть рыбная ловля, которую производят вокруг своего острова в Ладожском озере. От сих промыслов не только сами они всегда довольны, но еще угощают своею трапезою всех к ним приезжающих. Обыкновение сие ведется здесь со времен преподобного Арсения, который заповедал братии своей, чтоб они всех пришельцев ястием и питием бесплатно довольствовали» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Преосвященнейший Игнатий сердечно приветствовал владыку Мелетия, посетившего обитель в знаменательный день освящения Сретенского храма, а также архимандрита Сергия (Райаполви) и в его лице - братию и паломников, прибывших из Финляндии в Коневскую обитель. Архимандрит Исидор (Минаев) , в пришлом - настоятель Коневского монастыря, был удостоен ордена преподобного Арсения Коневского III степени. Во внимание к усердным трудам по возрождению Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Преосвященнейший Игнатий вручил Архиерейские награды ряду сотрудников ПАО " Роснефть " . Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий приветствовал Преосвященнейшего Игнатия, наместника, братию и паломников, поздравив молящихся с праздником и отметив знаменательность дня освящения Сретенского храма: " Это итог трудов и в то же время - побуждение к дальнейшей жизни по заветам преподобного Арсения, к трудам не только по возрождению обители, но и трудам на ниве молитве. Каждый приходящий сюда может и принести Богу покаяние, и присоединиться к единой православной молитве о мире. Пока молитва не угаснет, Господь будет хранить и этот мир. Желаю Вам, дорогой владыка Игнатий, чтобы Господь и дальше даровал Вам силы на молитвенное предстояние Ему и на управление обителью " Архимандрит Сергий (Райаполви), настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, поздравил Преосвященнейшего Игнатия от имени братии с праздником дня Коневской иконы, а также наместника монастыря игумена Александра (Арва) с возведением в сан архимандрита. Он отметил, что молитва во время освящения Сретенского храма стало большой духовной радостью для него и для паломников, приехавших из Финляндии на праздник. Отец Сергий выразил радость о братских отношениях, которые долгие годы продолжают связывать братию Коневской обители и Ново-Валаамского монастыря. На молитвенную память о.Сергий передал владыке Игнатию список иконы Божией Матери " Сладкое лобзание " . Многие паломники приехали в островную обитель, чтоб помолиться за архипастырским богослужением и поклониться чудотворной иконе. После богослужений для богомольцев была проведена праздничная трапеза.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Епископ Игнатий возглавил торжества дня памяти преподобного Арсения Коневского на Коневце июня 2017 Преосвященнейший Игнатий совершил Божественную литургию в сонме архиереев, совместно с епископом Кронштадтским Назарием (Лавриненко) , епископом Плесецким и Каргопольским Александром (Зайцевым) и гостем из Сербской Православной Церкви - епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием (Мичовичем) (Черногория). В богослужениях и крестном ходе также приняли участие благочинные округов Выборгской епархии, сонм духовенства Выборгской епархии и Санкт-Петербургской митрополии. Его Преосвященство совершил диаконскую хиротонию - в сан иеродиакона был рукоположен инок Коневской обители Илия (Демонов). После Божественной литургии Преосвященнейший Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, возглавил крестный ход из монастыря к скиту в честь Казанской иконы Божией Матери. В этот торжественный день по давней монастырской традиции на острове были совершены 12 Божественных литургий: во всех шести храмах и шести часовнях Коневца. За богослужениями праздника молились около четырехсот человек . В общей молитве принимала участие молодежь, которая традиционно находится на отдыхе в детских лагерях острова. В честь праздника для всех гостей обители братией было приготовлено угощение прямо под открытым небом . ВСЕ ФОТОГРАФИИ ССЫЛКА на БОЛЬШОЙ ФОТООТЧЕТ: Напомним, что 16 августа 2016 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в возрождении Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря между нефтегазовой компанией " Роснефть " , правительством Ленинградской области и Выборгской епархией. Накануне епископ Выборгский и Приозерский Игнатий встретился с главой " Роснефти " Игорем Ивановичем Сечиным на Коневце. Сечин посетил Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь с целью поддержки реставрационных работы в монастыре и по поручению Президента России, Владимира Владимировича Путина, посетившего остров 12 июля 2016 г. В текущем году реставрационные работы продолжаются. 3 июня 2017 года Преосвященнейший Игнатий встретился с представителями " РОСНЕФТИ " на Коневце на предмет обсуждения хода реставрационных работ в Коневской обители. Поделиться 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 2 апреля 2024 20 января 2024 29 декабря 2023 30 ноября 2023 22 ноября 2023 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Монастырь выстроен на ровном месте, значительно возвышающемся над уровнем озера. Сплошною линией келлий он образует большой четвероугольник, внутри которого двухэтажный собор. Монастырь западным своим фасом, в средине которого колокольня с святыми воротами, обращен к озеру; прочими своими фасами он углубился в чащу соснового леса. Все монастырские здания, за исключением собора и колокольни, крайне недостаточны и по проекту и по исполнению, а братские келлии нижнего этажа никуда не годны. Колокольня по крайней мере прочна. Собор задуман и выстроен очень хорошо. В верхнем этаже его помещается холодная церковь во имя Рождества Божией Матери, а в нижнем – теплая церковь Сретения Господня с приделом Коневской Божией Матери; здесь находится чудотворная икона Коневской Божией Матери, принесенная из Агронской Горы Преподобным Арсением, также серебряная рака сего Преподобного на том месте, где в земле почивают его мощи. На юго-восточном углу монастыря находится церковь во имя Святителя Николая, а на северо-восточном – церковь во имя Преподобного Арсения Коневского. В полуверсте от монастыря, на живописной горке, находится Скит, хотя и каменный, но выстроенный весьма плохо, с маленькою церковью во имя Казанской Божией Матери. Близ монастыря находится деревянная, значительного объема, гостиница; имеются за монастырем рабочие избы, конный и скотный дворы, удовлетворительные. Ризница монастыря удовлетворительная, но никак не может сравниться с ризницами Сергиевой Пустыни и Валаамского монастыря. Библиотека достаточна. Капитал Коневского монастыря в 1838 году простирался до 28 тысяч рублей серебром, к 1 августа 1856 года он возвысился до 55 тысяч 395 рублей серебром. Монастырь содержится: a) процентами с капитала; b) подаяниями богомольцев из Санкт-Петербурга, приезжающими в особенно значительном количестве в первую неделю святыя Четыредесятницы санным путем, и на 12 июня – день памяти Преподобного Арсения Коневского на пароходе и других судах; c) доходами с часовни, находящейся в Санкт-Петербурге недалеко от церкви Владимирской Божией Матери. Количество прихода за 1855 год простиралось до 11 тысяч рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Коневский монастырь — одну из старейших обителей Санкт-Петербургской епархии — назначен новый настоятель 29 декабря 2007 г. 11:50 Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года иеромонах Александр (Арва) назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Коневский монастырь — один из старейших на территории Санкт-Петербургской епархии . Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера, примерно в 6 км от берега. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного монастыря — конец XIV века. Основатель обители, преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, похоронен на территории монастыря, под папертью храма. Дважды, в 1580-м и в 1610-м годах, обитель уничтожалась в результате шведских набегов. После перехода острова в состав Шведского королевства, обитель была упразднена и возобновлена лишь в 1719 году, в результате возвращения этих территорий в состав России. С 1918 по 1940 год остров был в составе Финляндии, иноки покинули его только в 1940 году, с приходом Красной Армии. Часть утвари и колокола были вывезены на финскую территорию и сохранились, однако большая часть имущества была уничтожена коммунистами. При советской власти монастырское кладбище и часовня были снесены бульдозерами, каменные постройки были переданы военной части. В 1991 году, когда Коневский монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии, под полом нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения — главная святыня монастыря. В настоящее время обитель активно возрождается. Действует Казанский скит, где живет духовник монастыря иеросхимонах Варахиил, первый постриженник возродившегося Валаамского монастыря, впоследствии начальник Всехсвятского скита на Валааме. Освящен престол церкви во имя преподобного Арсения. Восстановлены все часовни монастыря (Никольская, Успенская, на Святой горе, на Конь-Камне). На монастырской ферме содержат коров, лошадь, кур, гусей. В 2001 году при монастыре создана паломническая служба, организующая поездки к святыням обители. Арва Алексей Олегович стал послушником Коневского монастыря в декабре 1999 года. 28 декабря 2002 года он был пострижен в мантию с наречением имени Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского. 6 февраля 2003 года рукоположен в иеродиакона, 15 февраля 2004 года — в иеромонаха. В обители нес послушания регента, благочинного, эконома, помощника настоятеля монастыря. С 1 ноября 2007 года был исполняющим обязанности настоятеля (после того, как постановлением Патриарха и Святейшего Синода настоятель обители игумен Исидор (Минаев) был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ). «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/344558.htm...

3 сент. 1799 г. К. и. достигла обители и была поставлена в ц. свт. Николая Чудотворца. На следующий день торжественно праздновали возвращение святыни, отсутствовавшей на Коневце 189 лет. С этого времени ежегодно 3 сент. отмечали в монастыре всенощным бдением. После окончания строительства нового собора в честь Рождества Богородицы К. и. была поставлена в нижней, Сретенской ц. с левой стороны от царских врат, возле клироса, т. е. на то же место, что она занимала в ц. Рождества Пресв. Богородицы Коневского мон-ря. Для нее стараниями игум. Дамаскина (Кононова), строителя Валаамского мон-ря, был сооружен деревянный резной позолоченный киот. Паломничество к чудотворной иконе и случаи исцелений ускорили общецерковное установление в ее честь ежегодного праздника 10 июля. В нач. XIX в. строитель мон-ря иером. Иларион (Кириллов) написал службу К. и., а в 1819 г. по его прошению (РГИА. Ф. 796. Оп. 100. Д. 1815) и указу Святейшего Синода 2247 от 24.10. 1819) после общерус. канонизации прп. Арсения Коневского (12 июня) обе даты празднования были внесены в церковный календарь. Коневская икона Божией Матери. Икона. 1-я треть XVII в. (ЯХМ) Коневская икона Божией Матери. Икона. 1-я треть XVII в. (ЯХМ) В 1889 г. К. и. была поновлена (записана) возглавлявшим иконописную мастерскую Валаамского монастыря иером. Алипием (Константинов Алексей, 1851 - 17.08.1901), к-рый отмечал плохую сохранность древней живописи. Были добавлены перекрещивающийся орнамент на нимбе Божией Матери, псевдослав. текст по краю и складкам мафория, в руке Богомладенца появилась 2-я птица, цвет верхних одежд Пресв. Богородицы (первоначально синий) стал темным, полностью переписан золотой фон. В 1893 г. с.-петербургской фирмой братьев Грачёвых на обе стороны иконы был сделан новый серебряный чеканный оклад, украшенный бриллиантами, камнями, жемчугом. На полях оклада было размещено 7 живописных (масло на цинке) дробниц: с изображением 4 евангелистов (по углам), свт. Николая Чудотворца (слева), прп. Арсения Коневского (справа), 3 святителей (внизу).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Быша же и ина многа чюдеса преподобнаго старца Арсения, но прежде сего не Быша писана ни от кого же. Мы же сия списахом памяти ради, еже сотворися пред очима нашима у гроба преподобнаго старца Арсения началника. 293 ...монастырь, зовомый Лисья гора... – Рождества Богородицы Лисицкий монастырь находился в 7 верстах от Новгорода по старой Московской дороге; впервые упоминается в 1389 г., но, видимо, существовал и ранее. 294 ...игумена Иоанна Святые горы... – Под 1396 г. среди братии монастыря Русика (Пантелеймонова) на Афоне упоминается «стары духовникъ Иоанникие». В 1366 г. он подписал Акт о передаче Русику келий Корнилия как «иеромонах и блюститель Святой горы», а в 1375 г. – Акт об уступке Алексеем Палеологом Русику своего имения – как «монах и бывший блюститель» ([Азария, монах]. Акты русского на Святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, 1873. С. 406, 115:187). Впрочем, среди братии Пантелеймонова монастыря в перечне 1396 г. упоминается также «духовник Иоан», а около 1420 г. – «еклесиархъ попъ Иоаннъ». (Там же. С. 406:408). 295 Дасть же ему икону Пресвятыя Богородица, иже и донын во обители блаженнаго всми зрима, Святогорская зватися обыче... – Чудотворная Коневская икона Богородицы, хранящаяся с 1940 г. в Финляндии (ныне – в Ново-Валаамском монастыре), датируется ее исследовательницей А. Яаскинен «самым концом XV в. или, скорее всего, XVI в.» (Jaaskinen A. The Icon of the Virgin of Konevitsa. Helsimki, 1971. P. 22). Э. С. Смирнова , видевшая икону в процессе ее реставрации, предлагает датировать ее началом–серединой XVI в. (пользуемся случаем поблагодарить Э. С. Смирнову за консультацию). Характерная особенность иконографии этого образа заключается в том, что Младенец держит в руке голубка. По мнению финской исследовательницы, эта икона – копия с более ранней (другие списки XVI в. находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и в Троице-Сергиевой Лавре) (Jaaskinen A. The Icon of the Virgin… Р. 189–200). Близость всех известных копий между собой указывает на то, что они восходят к одному протографу – итальяно-византийскому прототипу, попавшему на Русь или через Арсения Коневского, принесшего икону с Афона, либо благодаря общему влиянию византийской живописи на древнерусскую (Jaaskinen A. The Icon of the Virgin… Р. 216). В сохранившихся источниках нет никаких указаний на то, что случилось с оригиналом Коневской иконы Богородицы, однако Н. Троицкому была известна запись на Евангелии XVI в. из Тульского краеведческого музея, сообщающая о сильном пожаре в Коневском монастыре в 1527 г. ( Троицкий Н. Коневская икона Пресвятой Богородицы «с птичкой»//Светильник. 1913. 5–6. С. 25–32). Время замены оригинальной иконы копией может служить косвенным датирующим признаком для Жития Арсения, так как его автор не знает о гибели образа и о написании нового, и называет икону «Святогорской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010