Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

царевичами. В 1829 г. усмирил крестьянский мятеж в Сагареджо. Исследователь истории ГПЦ прот. исп. Полиевкт Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) упоминает его в связи с делом об устройстве временной церкви во дворце с. Ниноцминда. Экзарх Грузии архиеп. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , объезжавший Карталино-Кахетинскую епархию в 1833 г., получил от ниноцминдских жителей ходатайство об устройстве церкви и поручил вести дело Грузино-Имеретинской синодальной конторе, которая 13 янв. 1834 г. направила архит. Рокову запрос на составление сметы. Согласно подсчетам Рокова, устройство церкви должно было обойтись в сумму 13 069 р. 80 к. Дело было доверено архим. Феодосию, управляющему церковными землями бывш. Ниноцминдской епархии. Архим. Феодосий с минимальными затратами произвел восстановление храма, половину суммы заплатила синодальная контора, половину - 70 семей из числа паствы. 10 марта 1835 г. строительство было завершено (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 72-73; Иверия. Тифлис, 1886. 243. С. 3-4 (на груз. яз.)). Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси) Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси) Настоятель Н. архим. Иоанн (Джорджадзе Бидзина Зурабович) принадлежал к княжескому роду, отличался аскетичностью и особое внимание уделял сохранению монашеского делания в обители. Он был настоятелем Н. в течение 21 года (15 июля 1844 - 1865), занимал также должность управляющего церковными землями бывш. Алавердской, Марткопской и Ниноцминдской епархий и их мон-рей, собора Светицховели и Н. Сведения об Иоанне известны из его письма экзарху Грузии архиеп. Исидору (Никольскому) (16 окт. 1849). Будучи уже глубоко пожилым человеком, он писал, что 30 лет находится на церковной службе, подвизался на столпе в мон-ре Марткопи , по представлению митр. Горийского Стефана (Джорджадзе) 14 апр. 1822 г. награжден нагрудным золотым крестом, в 1839 г. назначен заведующим церковными землями; 30 апр.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Синод Грузинской Церкви прославил новых святых и учредил епархии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Благовест-инфо/Православие.Ru Синод Грузинской Церкви прославил новых святых и учредил епархии Синод причислил к лику святых трех подвижников ХХ века и мучеников, пострадавших за отказ принять ислам в XVII веке. Священный Синод также предписал священнослужителям «сохранять нейтралитет» до и во время парламентских выборов, назначенных на 2 ноября. Тбилиси, 21 августа 2003 г. Заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви состоялось в конце августа в селе Руиси Карельского района Грузии под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Иерархи собрались в этом небольшом селении, чтобы отметить 900-летие важнейшего события в истории Грузинской Церкви - Руисско-Урбнисского Поместного Собора. Руисско-Урбнисский Собор был созван в 1103 году святым царем Давидом Строителем для упорядочения церковной жизни в стране, возрождавшейся в тот период после нашествий мусульман – сначала арабов, а затем сельджуков. Собор объявил об изгнании из церкви «не по достоинству возвысившихся» священнослужителей, поставив на их место «истинных пастырей». Среди деяний нынешнего Синода – постановление об учреждении в Грузии пяти новых епархий, каковыми стали: Гурджаан-Велисцихская, Сагареджо-Ниноцминдская, Сенак-Чкороцкуйская, Пшав-Хевсуретская и Мтианетская, Дманисская. Таким образом, общее число православных епархий в Грузии составляет сегодня 36. Согласно решению Синода, после архиерейских хиротоний новые епархии возглавят соответственно: настоятель строящегося собора Святой Троицы в Тбилиси архимандрит Евфимий (Лежава), настоятель Давидо-Гареджийской лавры архимандрит Лука (Ломидзе), настоятель грузинской церкви св. Георгия в Москве игумен Шио (Муджири), настоятель Казбегской церкви игумен Мама (Иегудиели), настоятель Мцхетского кафедрального собора Светицховели архимандрит Зенон (Иараджули). Синод также причислил к лику святых трех подвижников ХХ века и мучеников, пострадавших за отказ принять ислам в XVII веке.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями. Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I , к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия). Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г.

http://pravenc.ru/text/62536.html

За смертью преосвященных двух последних епархий – митрополита Иоанна и епископа Григория, епархии их были присоединены к Чкондидской, коею управлял вышеозначенный митрополит Виссарион Чкондидели, происходивший из рода владетельных мингрельских князей и которая 23 июня 1829 года переименована в Мингрельскую, с кафедрою в мартвильском Успенском соборе, построенном в 1015 году. После смерти Виссариона в 1828 году, Мингрельскою епархией управляли следующие архипастыри: 1) митрополит Давид (князь Церетели), из митрополитов Ниноцминдских, с 30 мая 1829 года, уволен 8 июня 1834 года, а 7 августа 1843 года вновь назначен митрополитом Имеретинским. 2) Епископ Георгий (Кухалашвили), хиротонисанный из архимандритов Саирмского монастыря 19 мая 1835 года, скончался 2 апреля 1842 года. 3) Антоний (князь Дадиани), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 14 февраля 1843 года, умер 9 декабря 1852 года. 4) Захарий (князь Дгебуадзе), хиротонисанный из архимандритов Цаишского монастыря 4 октября 1854 года. 5) Феофан (Габуния), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 8 сентября 1854 года, скончался 1 июня 1859 года. 6) Геронтий (Папиташвили), из епископов Абхазских, с 16 апреля 1859 года; с 19 мая 1862 года епископ Горийский. 7) Виссарион (князь Чичуа), хиротонисанный из архимандритов Хобского монастыря 1 января 1863 года, умер 13 января 1865 года. 8) Тарами (Тариели Элиава), хиротонисанный из архимандритов Цагерского монастыря 30 августа 1865 г., скончался 4 января 1871 года. Затем, по высочайше утвержденному 16 мая 1874 года докладу Святейшего Синода, вследствие присоединения Мингрельского владения к Кутаисской губернии и незначительности его населения, самостоятельная архиерейская кафедра в Мингрелии упразднена и присоединена к Имеретинской кафедре и в то же время при последней учреждено викариатство с присвоением викарию наименования епископа Мингрельского и с назначением ему местопребывания в архиерейском помещении при мингрельском Успенском соборе. На содержание его назначено по 1500 р. в год из сумм мингрельского церковного казначейства, отпускавшихся раньше Мингрельскому преосвященному, а также предоставлено викарию пользоваться доходами с угодий, принадлежавших мингрельскому архиерейскому дому 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

С самого прибытия своего на Святую Гору блаженный старался тщательно и подробно расспросить братий обители и близких учеников преп. Евфимия об ангелоподобной жизни сего святого мужа, блаженного отца его Иоанна, Торникия и подвизавшихся вместе с ними в этой обители других святых отцов Иверской страны. Затем блаженный Георгий подробно узнал о начале построения святой Иверской обители, об обычаях ее и правилах, установленных святым Евфимием. Святой Георгий выведал в точности все, что только можно было, от знавших св. Евфимия и по оставшимся после него разным рукописям и составил его житие в назидание будущим поколениям. Над этим святой трудился, еще будучи благочинным. Став настоятелем, блаженный вновь воздвиг от основания соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Об этом свидетельствует и надпись, сделанная святым на медном кругу, лежащем на полу в центре собора под паникадилом: «Я утвердил столпы эти, и ввек не подвигнутся. Георгий, монах, ивериец и ктитор». Окончив построение собора, блаженный установил в нем драгоценную раку для мощей святого и богоносного отца нашего Евфимия, с великой честью перенес их из церкви Крестителя в собор, где они и почивают до сего дня. Десницу же Евфимиеву, богомудрыми писаниями просветившую народ иверский, положил в особенный ковчег, вместе с честными мощами святого первомученика и архидиакона Стефана, святого священномученика Игнатия Богоносца , святого мученика Иакова Персского, который был рассечен по суставам, святых мучеников Космы и Дамиана Аравийских, святых сорока мучеников Севастийских, святого великомученика Пантелеймона и многих других святых. И ковчег этот всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной славилось нераздельно с именами других великих угодников Божиих. Желая благоговейно почтить и мощи преподобного Иоанна, блаженный Георгий перенес их из церкви Всех Святых в соборный храм и положил вместе с мощами его сына, преподобного Евфимия. После сего стал он искать и мощи блаженных отцов, трудившихся вместе с Евфимием над переложением Священного Писания на грузинский язык: Арсения, епископа Ниноцминдского, ради безмолвия на Святой Горе оставившего свою кафедру в Кахетии, и святого, исполненного божественной мудрости монаха Иоанна Грдзелидзе. Их мощи почивали вне монастыря, близ церкви преподобного Симеона Столпника. Эти святые мужи в тесных кельях, у самой этой церкви, вели строгую аскетическую жизнь и там мирно скончались о Господе. По обычаю хоронить великих подвижников на местах их трудов они и погребены были близ храма, в их кельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Средние богословские учебные заведения HTML-koд для вставки на сайт или в блог: подготовил диакон Георгий Максимов Средние богословские учебные заведения Список средних богословских учебных заведений, а также православных школ и гимназий, и их ректоров Мцхета-Тбилисская епархия Тбилисская духовная семинария. Ректор: Католикос-патриарх Илия II. Тбилисская гимназия во имя св. Илии. Директор: г-жа Кахиани. Тбилисская гимназия во имя св. Георгия. Тбилисский центр приходских школ Руководитель: Лия Салахиа Мцхетская гимназия во имя Двенадцати апостолов. Диектор: архимандрит Илия (Насидзе) Ниноцминдское духовное училище. Ректор: епископ Спиридон (Абуладзе) Алавердская епархия Алавердская церковная средняя школа. Директор: г-н Махателашвили. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Ахалцихская духовная семинария во имя св. Григория Хандзойского Ректор: Архиепископ Феодор (Чуадзе) Батумская и Лазская епархия Батумская духовная семинария во имя св. Иоанна Богослова Ректор: иерей Иаков Банидзе Батумское духовное училище. Директор: архиепископ Димитрий (Шиолашвили) Батумская гимназия во имя св. царя Давида Директор: священник Арчил Чхартишвили Зугдидская и Цаишская епархия Зугдидская духовная гимназия во имя св. Георгия Директор: Манана Начкебиа Некресская и Еретская епархия Некресская гимназия во имя св. Илии Ректор: епископ Сергий (Чекуришвили) Руставско-Марнеульская епархия Руставийская школа св. Нино Директор: иерей Сергий Касрадзе. Самтависская и Горийская епархия Самтависская гимназия во имя св. Георгия Директор: епископ Андрей (Гвазава) Самтредская и Хонийская епархия Самтредское духовное училище имени священномученика Назария (Лежава). Директор: епископ Савва (Гигиберия) Сенакская и Чхороцкая епархия Сенакская монастырская школа для девочек. Директор: монахиня Анна (Муселиани) Стефанцмидская и Хевская епархия Гимназия во имя св. Илии Директор: Джиджия Пиранишвили Хулойская епархия Хулойское духовное училище и гимназия Ректор: иерей Мириан Самхарадзе Урбнисская и Руисская епархия Православная гимназия во имя св. Георгия. Директор: архимандрит Стефан (Коринтели) Потийская и Хобская епархия Потийская гимназия во имя св. Григория Богослова Ректор: диакон Авраам Соломнишвили Кутаисская и Гаенатская епархия Гелатская духовная семинария во имя святителя Гавриила (Кикодзе) Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Кутаисский Богословский институт имени св. царя Давида Строителя. Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Цхалтская православная школа " Святой Гавриил " Шемокмедская епархия Ланчхутская духовная гимназия во имя св. Иоанна Крестителя Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Озургетская духовная гимназия во имя св. Нины Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Цагерская и Лентехская епархия Цагерское духовное училище во имя св. Илии. Ректор: епископ Стефан (Калаишвили) Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

С избранием 8 сент. 1943 г. на вдовствующий Патриарший престол РПЦ Сергия (Страгородского) К. вновь поднял вопрос о признании РПЦ автокефалии ГПЦ. 14 сент. того же года он направил депешу Патриарху Московскому, в которой поздравил РПЦ с «ее возглавлением Патриархом Московским и всея Руси и избранием Священного при нем Синода» и выразил надежду, что «Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви, исполняя каждая свое призвание во славу Божию и ко благу великого Отечества». 21 сент. последовал ответ патриарха Сергия, «всегда болевшего душой и скорбевшего сердцем о молитвенном и каноническом разрыве между двумя соседними Православными Церквами и не перестававшего думать о возможностях и способах его ликвидации»: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 114. Л. 4). 28 окт. Тбилиси «для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва между Русской и Грузинской Церквами» посетил архиеп. Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский) , которому Патриарх Сергий поручил при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с католикосом-патриархом Грузии и груз. духовенством. Архиеп. Антоний провел ряд встреч с К. и груз. архиереями. По поручению Патриарха архиеп. Антоний должен был выяснить у грузинской стороны, состоит ли ГПЦ в молитвенном общении «с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера». К., отметив историческую «стойкость грузин в вере Христовой» и процитировав слова митр. Московского Филарета (Дроздова) , называвшего ГПЦ «верною хранительницею древнего Православия и свидетельницею Православия Русской Церкви», ответил: «Чем мы были в прошлом, тем же и остаемся в настоящем». После этого стороны приступили к переговорам. Архиеп. Антоний задал К. еще неск. вопросов: существует ли в ГПЦ практика женатого епископата и второбрачного духовенства и др. 31 окт. в Тбилисском Сиони состоялась литургия, на к-рой служили К., архиеп. Антоний, викарий католикоса-патриарха еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили), а также груз. и рус. духовенство. Этот день считается днем восстановления евхаристического общения между РПЦ и ГПЦ. После службы К. и архиеп. Антоний обратились к пастве и оповестили ее о факте восстановления общения. От лица патриарха Сергия архиеп. Антоний просил К. принять «в свое Патриаршее ведение и попечение всех православных верующих», живущих на территории ГПЦ. Был отслужен молебен о даровании победы в войне. К. и патриарх Сергий обменялись поздравительными телеграммами ( Антоний (Романовский), архиеп.//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010