Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. В Закавказье и в Карсской обл. остались представители «малой» и «средней» партий. События 90-х гг. XIX в. очень ослабили секту. Д. «малой партии» стояли на старой религ. платформе, Д. «средней партии» пытались увязать новое и старое. Вождем «средней партии» был оставшийся в России сын П. В. Веригина П. П. Веригин (1881-1939), но большинство Д. не оказывало ему тех почестей, какие полагалось оказывать вождю. В 1918 г. по его инициативе состоялось вторичное уничтожение оружия. В 1921 г. Карсская обл. по мирному договору Советской России с Турцией отошла последней. Карсские и ахалкалакские Д. обратились к советскому правительству с просьбой переселить их на юг России. Им выделили земли в Сальском окр. Донской обл., где в 1922-1924 гг. под рук. П. П. Веригина они основали села-общины и начали строить сектантский коммунизм. Небольшая часть закавк. Д. поселилась в Мелитопольском окр. В 1927 г. П. П. Веригин по приглашению канад. Д. уехал в Канаду. С началом коллективизации сектантские коммуны были разгромлены, сальские, мелитопольские и закавк. Д. подверглись репрессиям как кулаки и сектанты, многие были сосланы в Казахстан, на север Сибири. Борьба Советского гос-ва с религией, обязательное школьное обучение, смена поколений привели к секуляризации сознания Д. в России. Они быстро утрачивали остатки религ. знаний, продолжая держаться за обряд. Основной контингент участников молений составляли пожилые женщины, к-рые начинали ходить на молитвенные собрания и заучивать «псалмы» после выхода на пенсию. Сиротский дом восстановили, и с кон. 70-х гг. XX в. он опять стал местом поклонения всех Д., но подавляющее большинство сектантов содержание своей веры сводили к неприятию правосл. Церкви, ее священнослужителей и обрядности. В 1989 г. в Богдановском р-не Грузинской ССР (бывш. Ахалкалакский у., ныне Ниноцминдский р-н) оставалось 3,5 тыс. Д. в 5 селах. Из-за роста национализма в Грузии и угрозы разрастания карабахского кризиса более 2 тыс. Д. в 1989-1991 гг. уехали в Россию, большая их часть поселилась в Чернском р-не Тульской обл. В 1992 г. в с. Гореловка, сохранившем статус духоборческого центра, была создана общественная орг-ция «Община русских духоборцев». В 1998 г. уехавшую из Гореловки группу Д. поселили в Клетнянском р-не Брянской обл. У тульских и брянских Д. молитвенные собрания бывают очень редко, но обряд моления совершается на похоронах и поминках. В Целинском р-не Ростовской обл. мн. духоборческие селения опустели в 80-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Гореловке и еще 2 прежде духоборческих селениях, ныне почти полностью заселенных армянами, проживает ок. 350 Д. По воскресеньям и праздникам в Сиротском доме бывают моления, на к-рых обычно присутствуют неск. пожилых женщин.

http://pravenc.ru/text/180628.html

Какие были эти эпархии, не совсем теперь известно. Список Епископий, дошедший до нас и составленный в позднейшие века показывает следующей Иерархический порядок: 1 Католикос Мцхетский и всея Грузии 1. Католикос Абхазский 2 Архиепископ Сомхитский 2. Архиепископ Чкондидский 3 Архиепископ Мцхетский 3. Архиепископ Алавердский 4 Еп. Мацкурийский 4. Архиеп. Бодбийский 5 Еп. Кумурдийский 5. Еп. Ниноцминдский 6 Еп. Ишхнийский 6. Еп. Анчийский 7 Еп. Мтбевельский 7. Еп. Цурцкамийский 8 Епископ Цкарос-Тавский 8. Еп. Эрушинийский 9 Еп. Гангийский 9. Еп. Цин-цкарийский 10 Еп. Руставский 10. Еп. Урбнийский 11 Еп. Кацарийский 11. Еп. Самтавийский 12 Еп. Мровельский 12. Еп. Болнийский 13 Еп. Никозский 13. Еп. Анийский 14 Еп. Валашкиртский 14. Еп. Тифлисский 15 Еп. Крельский 15. Еп. Цалкийский 16 Еп. Харчашнийский 16. Еп. Дманийский 17 Еп. Банийский 17. Еп. Гишельсткий 18 Еп. Чермийский Епископства эти, учрежденные в воеводствах Грузинского царства были в зависимости от Католикоса, носившего титул Мцхетского и Иверского. Католикос управлял делами церкви, не давая ответа никому из 4-х Патриархов по крайней мере история не замечает; чтобы Греческие Патриархи имели какое-либо влияние на дела Грузинской церкви после в Парсмана III, отделившего ее от влияния Греков около 556 года. И этим отделением от зависимости Греческих Патриархов и – подчинением собственному Католикосу, которое впрочем совершенно, как пишут Историки, с одобрения Патриарха Константинопольского Евтихия, и самого Императора Юстиниана, устранены многие неудобства, встречавшиеся неизбежно в управлении церкви отдаленной от Константинополя и Антиохии, и разделенной владениями недружественных народов. Впрочем, в важных случаях Католикосы Иверии не редко относились к Патриархом церквей Греческих, и отдавали на суд Вселенской церкви все, что для единства веры и чистоты православия, требовало подтверждения Соборного. Глава 4 Прибытие в Иверию 13 отцов из Сирии; места, где останки их обретаются; обращение Лазов к Евангелию; построение церкви в Бичвинте (Питиунте) Греками; обращение Абхазцев к Евангелию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историк 1-й пол. XVIII в. царевич Вахушти Багратиони дал юрисдикционное описание грузинских епархий этого периода. По его сведениям, черемели (Черемский архиерей) был пастырем жителей Шигнит-Кахети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 546); руствели (Руставский) - христиан бывш. пров. Кухети: обл. Херки (Сагурамо) на правом берегу р. Арагви, между реками Тезами и Глданисхеви, мон-ря Марткопи и прилегающих к нему земель, окрестностей Рустави, до Гареджской горы, являющейся водоразделом между реками Иори и Мтквари и р. Мцарецкали (Аджису) (Там же. С. 331-332, 537-538). В сферу духовного управления ниноцминдели (Ниноцминдского архиерея) входили земли между р. Ниноцминдисхеви и пров. Кизики (Там же. С. 529), что в основном соответствовало раннесредневек. обл. Суджети; челетели (Челетского) - провинции Эрцо-Тианети, Пшав-Хевсурети и Херки (Там же. С. 531); гишели (Гишского) - провинции Цукети (согласно данным Вахушти, Цукети помимо верховьев р. Самур охватывала ущелья рек Лекитчай, Курмухчай и Киш на юж. склоне Б. Кавказского хребта) и Шакки (Там же. С. 539); бодбели (Бодбийского) - пров. Кизики (Камбечани) (Там же. С. 542), поэтому бодбели в источниках назван также и кизикели (Кизикским); кацарели (Кацаретского) - территории между р. Самебисхеви и пров. Эрцо (Там же. С. 530), т. е. Уджарма и его окрестности; некресели (Некресского) - провинции Гагмамхари и Дидоети (Там же. С. 545). Вахушти не называет Хорнабуджского архиерея - в его время эта кафедра была уже упразднена. Историки сходятся во мнении, что, поскольку Хорнабуджи являлся центром пров. Камбечани, Хорнабуджский архиерей окормлял часть жителей Камбечани, а другую - бодбели. В VI-XII вв. власть некресели распространялась на пров. Тушети, население к-рой было крещено сщмч. Авивом Некресским. Пуст. Гареджи (территория южнее Гареджской горы) до нач. XIII в. или немного позже входила в юрисдикцию руствели. Владения Челетской епархии изначально ограничивались лишь пров. Эрцо-Тианети. По описанию Вахушти, пров. Херки входила попеременно в состав Руставской и Челетской епархий.

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Николай Чуфаровский 08(21).05.1944–10(23).05.1944: Полтавская 10(23).05.1944–21.12(03.01).1944: Луцкая 21 .12(03.01).1944–17(30).10.1946: Ижевская Николай Шарай Нежинская (укр.) Николай Шеметило 1926–: Слуцкая Николай Шумовский 12(25).12.1926–08(21).09.1927: Рязанская (обн.) 08(21).09.1927–04(17).10.1927: Курганская (обн.) 04(17).10.1927–08(21).07.1928: Верхне-Камская (обн.), в. у. 08(21).07.1928–13(26).08.1933: Кустанайская (обн.) Николай Ярушевич 25 .03(07.04).1922–1939: Петергофская 04(17).09.1927–1927: Ленинградская, зам. в. у. 1936–1940: Псковская, в. у. 1936–1940: Новгородская, в. у. 1940–02(15) .07.1941: Луцкая 1940–02(15).07.1941: Ровненская и Волынская, в. у. –1941: Минская 15(28).07.1941–15(28).01.1944: Киевская 02 .1942–09.1943: Московская и Коломенская, в. у. 02(15).05.1944–19.09(02.10).1960: Московская Патриаршая область, в. y., паки Николай –1925: Молдавская (обн.) Николай 1938–1938: Тульская (обн.) Николай Череповецкая (григ.) Никон Бессонов 26 .01(08.02).1913–25.07(07.08). 1917: Красноярская и Енисейская Никон Дегтяренко 06(19).12.1924–05(18).10.1927: Могилёвская 1924–03.1925: Гомельская, в. у. 05(18).10.1927–03(16).02.1928: Красноярская и Енисейская Никон Петин 08(21).05.1944–1949: Луганская Никон Пурлевский 14(27).04.1920–1921: Рыльская 1921–1923: Белгородская 03 .1923–17(30).03.1924: Курская (обн.) 1924–1925: Белгородская, паки 03(16).04.1930–11(24).10.1930: Бакинская 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Ржевская 21 .03(03.04).1933–08.1933: Вяземская, в. у. 19 .10(01.11).1933–23.05(05.06).1937: Архангельская 23 .05(05.06).1937– 12.1937: Казанская Кузнецкая Никон Соловьёв 1919–1923: Оханская 13(26).03.1928–08(21).10.1928: Кузнецкая 13(26).03.1928–10(?).1928: Загорская, в. у (?) Никон Городнянская Нил Ушаков 05(18).10.1925–1925: Ниноцминдская (обн.) 1925–1926: Гудаутская (обн.) 28 .04(11.05).1926–28.04(11.05).1926: Тихвинская (обн.) 16(29).09.1926–16(29).10.1927: Осташковская (обн.) 16(29).09.1926–16(29).10.1927: Клинская (обн.), в. у. 16(29).10.1927–13(26).01.1928: Орловская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

32 Епархии эти были следующие: по Тифлисскому уезду – мцхетсекая, имевшая 615 дворов крестьян, Тифлисская – 21 двор; по Ггорийскому и Ананурскому уездам: самтаврская, имевшая 35 дворов, руисская – 96, цилканская – 20, самтависская – 30, урбнисская и никозская – 70 дворов; по Телавскому уезду: алавердская, имевшая 342 двор, ниноцминдская – 113, руставская – 58 и некресская – 86; по Сигнахскому уезду: бодбийская с 729 дворов крестьян. 33 В состав мцхетской и карталинской епархий, по проекту, должны были войти следующие епархии: мцхетская с приблизителным доходом, по дознанию преосвященного Варлаама, в 9560 рублей, Тифлисская – 2500 руб., самтаврская – 500 руб., руисская – 1500 руб., цилканская 1000 руб., самтависская – 600 руб., урбнисская – 900 руб. и никозская 300 руб. 34 В состав кахетинской и алавердской епархий предполагалось ввести следующие епархии: алавердскую с доходом в 5600 р., ниноцминдскую – 1500 р., руставскую – 1000 р., некресскую 1200 р. 35 Архимандрии эти следующие: По горийскому и ананурскому уездам: квабтахевская, имевшая 105 дворов крестьян, мгвимская – 27 двор, икортская – 16, по телавскому уезду: кахетинская – 122 двор, давидгареджийская – 153, иоаннокрестительская – 106 дворов, шуамтинская – 65, ларгвисская – 40 и тирская 3 двора. 36 По Сигнахскому уезду: бодбийскую, имевшую заменить собою епархию того же имени, с 729 дворов крестьян и 4374 рублей дохода в год; по карталинии – квабтахевскую и мовимскую (должны были быть соединены в одну архимандрию) с 132 дворами крестьян и 2200 руб. годового дохода; по Телавскому уезду – кахетинскую со 122 двор. и 1200 рублей годового дохода, давидгареджийскую со 153 дворами крестьян и 1600 рублей дохода, и иоаннокрестительскую и шуамтинскую (обе эти архимандрии должны были составить одну архимандрию) со 171 дворами крестьян и 2800 рублей годового дохода. Икортская же архимандрия, имевшая при 16 крестьянских дворах 600 рублей годового дохода, обращалась в приход; равным образом обращались в приход ларгвисская и тирская архимандрии, имевшие при 43 крестьянских дворах 450 рублей годового дохода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ниноцминдская, 3. Руставская, 4. Некреская, а 13-я, прежде бывшая Бодбийская Епархия, обращена в Архимандрию. Имянным Высочайшим Указом, данным Святейшему Правительствующему Синоду в 30 день Августа, 1814 года, повелено: в Грузии и Имеретии быть Екзарху Сиода, и именоваться Грузинским и Имеретинским, с титулом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; и учреждена в Грузии особая Епархия, под названием Осетинской, управление коею, а равно и учрежденною в Грузии Осетинскою Духовною Комиссией, поручено Горийскому Архиепископу Досифею, бывшему до того Викарием Грузинского Митрополита, с титулом Архиепископа Телавского и Грузино-Кавказского. Епархия сия составилась из одного уезда Телавского; а Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, повелено быть Митрополитом Сигнагским и Кизикским. Сверх того положен Викарий Грузинский; должность сия поручена была Преосвященному Гервасию, бывшему Епископу Цилканскому 13 , который именовался Епископом Горийским. С сего переменою в управлении духовными делами в Грузии, учреждена в Тифлисе Синодальная Контора, под названием Грузино-Имеретинской; Председательствующим в оной повелено быть Екзарху Грузинскому и Имеретинскому; Присутствующими: Архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому, двум Архимандритам и двум Протоиереям. С преобразованием духовных дел в Грузии по всем частям, во время управления юными Преосвященного Митрополита Феофилакта, Высочайше утвержденным – в 28 день Декабря, 1818 года, докладом Святейшого Правительствующого Снода, повелено: быть в Грузии одной только Епархии, с именованием Карталинскою и Кахетинскою; а в помощь Екзарху быть. Викарию, которого должность поручена Архиепископу Стефану Руставскому, не имеющему никакой Епархии, под прежним названием Епископа Горийского. Управление же Сигиагскою Епархиею, которая вошла уже в составе Карталинской и Кахетинской, поручено тамошнему Митрополиту Иоанну Бодбелю по смерть его, из уважения к летам его и службе, но с тем однако ж, чтоб он был в зависимости от Екзарха, и дела по сей Епархии, какия встретиться могут, представлял к нему для дальнейшого по ним действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 17.11.1917 09(22)12.1925 СВЕРДЛОВСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 25.02(10.03)1932 Гурий Апалько в/у НОВОГРУДСКАЯ 04(17)06.1996 22.07(04.08)1996 НОВОГРУДСКАЯ 22.07(04.08)1996 Гурий Буртасовский КАМЧАТСКАЯ 22.07.1885 24.10.1892 САМАРСКАЯ 24.10.1892 23.04.1904 СИМБИРСКАЯ 23.04.1904 05.01.1907 Гурий Егоров ТАШКЕНТСКАЯ 12(25)08.1946 13(26)01.1953 САРАТОВСКАЯ 13(26)01.1953 18(31)07.1954 в/у АСТРАХАНСКАЯ 25.05(07.06)1953 в/у ВОЛГОГРАДСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ 18(31)07.1954 06(19)10.1955 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06(19)10.1955 08(21)05.1959 МИНСКАЯ 08(21)05.1959 06(19)09.1960 в/у ГРОДНЕНСКАЯ 08(21)05.1959 06(19)09.1960 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 06(19)09.1960 01(14)11.1961 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 Гурий Заболотский СМОЛЕНСКАЯ 16.03.1539 03.1555 Гурий Карпов ЧЕБОКСАРСКАЯ 05.06.1866 28.11.1867 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 28.11.1867 17.03.1882 Гурий Кузьменко в/у ЖИТОМИРСКАЯ 06.1994 18(31)07.1994 ЖИТОМИРСКАЯ 18(31)07.1994 Гурий Лужецкий РЯЗАНСКАЯ 17.03.1554 Гурий Охотин СМОЛЕНСКАЯ 21.01.1890 27.01.1896 НОВГОРОДСКАЯ 13.10.1900 17.10.1910 Св. Гурий Руготин КАЗАНСКАЯ 03.02.1555 05.12.1563 Гурий Степанов АЛАТЫРСКАЯ 13(26)01.1920 07.1923 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 07.1923 07.1923(?) ИРКУТСКАЯ 02.1924 27.11(10.12)1925 КОСТРОМСКАЯ 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 СУЗДАЛЬСКАЯ 31.07(13.08)1930 25.04(08.05)1931 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 31.07(13.08)1930 25.04(08.05)1931 Гурий Шалимов в/у КОРСУНСКАЯ 09(22)12.1992 01(14)01.1993 КОРСУНСКАЯ 01(14)01.1993 18(31)03.1999 МАГАДАНСКАЯ 24.04(07.05)2003 КОЛОМЕНСКАЯ в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 05.06.1309 НОВГОРОДСКАЯ 05.06.1309 05.02.1325 РЯЗАНСКАЯ 01.02.1462 РЯЗАНСКАЯ ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1578 06.12.1582 Давид Качахидзе АЛАВЕРДСКАЯ 04.11.1907 17.04.1912 ПЯТИГОРСКАЯ 17.04.1912 14.02.1914 ВИННИЦКАЯ 14.02.1914 07.11.1917 Давид, кн. Церетели НИНОЦМИНДСКАЯ 30.06.1811 30.05.1829 МИНГРЕЛЬСКАЯ 29.05.1829 09.06.1834 ИМЕРЕТИНСКАЯ 07.08.1843 18.01.1853 Далмат в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 25.05.1251 НОВГОРОДСКАЯ 25.05.1251 21.10.1274

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо сего, помянутым выше решением Синода постановлено было, что если кто из епархиальных архиереев и монастырских настоятелей своим старанием и попечением, не касаясь епархиального и монастырского имущества, разведет вновь сады, устроит мельницы и другие заведения на пустопорожних епархиальных и монастырских землях, и тем доставит новые доходы, то таковые архиереи и настоятели во время управления их теми епархиями и монастырями имели право пользоваться, сверх положенного жалованья, половиною и из вновь приобретенных доходов, в случае же выбытия их в другие епархии и монастыри, Конторе Святейшего Синода за таковые их труды и попечения предоставлялось делать из тех доходов единовременное награждение по своему усмотрению, после чего доходы эти поступали уже сполна в общую массу. Тем же синодальным решением положено производить духовным и светским чинам жалованье серебром в следующем размере: 1) экзарху Грузинскому и Имеретинскому прежнее 5000 руб., 2) архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому 3000 руб., 3) архиерею Сигнахскому и Кизикскому, до выбытия состоявшего тогда на этой кафедре, прежнее 2500 руб., а будущим после него 2000 руб., 4) епископу Горийскому, викарию Грузинскому 1500 руб. В Синодальной конторе: 1) прокурору 1000 руб., 2) трем стряпчим по 250 руб. каждому, 3) двум секретарям по 400 руб. каждому, 4) двум столоначальникам по 200 руб., 5) двум переводчикам по 300 руб., двум писцам по 150 руб., 6) на канцелярские расходы 500 руб. А всего по Синодальной Конторе в смету расходов предназначалось отпускать ежегодно по 4350 руб. Открытие Грузино-имеретинской Святейшего Правительствующего Синода Конторы, в силу означенного выше именного Высочайшего указа, от 30 августа 1814 года, состоялось в Тифлисе 8 мая 1815 года, как это усматривается из доклада Синодальной Конторы Св. Синоду и рапорта первого прокурора оной Конторы, надворного советника Чиляева генералу Ртищеву за 33 50 . Накануне означенного открытия в Тифлисском Сионском кафедральном соборе совершено было всенощное бдение, а в самый день открытия там же литургия, совершенная членом Святейшего Синода, митрополитом Мцхетским, Тифлисским и Карталинским, экзархом Грузии и Имеретии, высокопреосвященным Варлаамом, произнесшим по поводу этого события слово. По окончании Божественной литургии отслужено было благодарственное молебствие о здравии Государя Императора Александра Павловича и всего царствующего Дома Его, в сослужении с преосвященными архиепископами – Досифеем Телавским и Грузино-Кавказским и Стефаном, бывшим Ниноцминдским и Руставским и с прочим городским духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Евангелие это, с разрешения экзарха Евсевия, было взято Кутаисским губернатором гр. Левашевым, который, сняв с него золотой оклад, заменил его малоценным серебряным, работы Сазикова. (!) Ныне богатый оклад с сего знаменитого евангелия сохраняется в музее гр. Строгонова, в Петербурге, куда поступил от гр. Панина. Англичане давали за оклад Евангелия сто тысяч фунтов стерлингов, 2) Патриаршее облачение имеретинских католикосов, из толстой шелковой материи, расшитое золотом и украшенное крупным жемчугом... «Богатое это облачение сделано было до падения Константинополя. Однако золота с него вытоплено 8 фунтов, а жемчуг, рубины употреблены на ожерелье 6 .. В расхищении и подмене сокровищ винили графа Панина и ген. Левашева, которые получили разрешение от экзарха Евсевия 7 ». «В то же время, не без ведома экзарха Евсевия, исчезли из Сионского собора многие драгоценности и целые пуды жемчуга, снятые с древних святительских омофоров и саккосов, вместе с драгоценными украшениями с Чудотворной Сионской иконы Божией Матери. Точно также исчезла многочисленная золотая утварь: сосуды, кресты и другие сокровища из кафедральных соборов 8 ): Мцхетского, Алавердского, Бодбийского, Ниноцминдского и других, а вслед за ними Иоанно-Крестителевой пустыни, Джуматского, Шемокмедского и других монастырей»… Еще недавно, по словам епископа Кириона, в ризнице Сионского собора хранились рукописи с миниатюрами. «Ее взял гр. Бобринский с разрешения экзарха; вырезал миниатюры, – пропали и миниатюры, и текст, помещенный на обороте их». (См. Церк. Вед. 1906. 47, стр. 16). О патриаршем облачении Имеретинских католикосов, о котором мы говорили на предшествующих стр., «расшитом крупным жемчугом», известно следующее: «На саккосе был вышит символ веры на греческом языке, так. образом: на правом рукаве – первый член символа веры , на передней половине саккоса (разделенной эпитрахилью с вышитыми 12-ю апостолами) следующие шесть, на левом рукаве – восьмой, девятый, десятый; на оборотной половине изображение Христа Спасителя, на престоле с книгою в руках; поверх вышитого изображения – слова одиннадцатого члена, а внизу двенадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1811 г., после упразднения автокефалии ГПЦ и включения ее в состав РПЦ в виде Грузинского Экзархата , епархии были укрупнены и территории Мцхетской, Тбилисской и др. епархий Картли вошли в состав Мцхетско-Карталинской (Мцхетско-Тифлисско-Карталинской) епархии Экзархата, 30 авг. 1814 г.- в состав Карталинской. 28 дек. 1818 г. все епархии Вост. Грузии были объединены в Карталино-Кахетинскую епархию , к-рой управлял экзарх Грузии. Восстановленные в 1917 г. Мцхетская и Тифлисская епархии заняли в церковной иерархии ГПЦ 1-е и 2-е места соответственно. Католикосы-патриархи Грузии управляли М.-Т. е. с помощью викариев (хорепископов). Первым викарием М.-Т. е. 28 мая 1922 г. был назначен еп. Манглисский Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), хиротонисанный во архиерея 18 марта 1922 г. (НА Грузии. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2). 13 июня 1922 г. он был назначен епископом Урбнисским; с 12 янв. 1923 г. по 23 февр. 1925 г. в связи с арестом католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) и др. членов Католикосского совета исполнял обязанности местоблюстителя главы Церкви ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх. 2001. С. 244). 23-26 февр. 1925 г. Католикосский совет постановил освободить митр. Христофора от должности временного заместителя католикоса-патриарха, дать ему месячный отпуск, а управление М.-Т. е. и Урбнисской епархией поручить еп. Цилканскому Павлу (Джапаридзе), к-рый управлял епархиями до конца апреля (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 34. Л. 48, 51, 55). 30 окт. 1925 г. на Католикосском совете постоянным преемником католикоса-патриарха был избран Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх), возведенный в сан митрополита и назначенный на Ниноцминдскую кафедру ( Гамахария. 2012. С. 223). В 1925-1927 гг., когда католикос-патриарх исп. Амвросий часто болел, выполнение своих обязанностей и управление М.-Т. е. он доверял митр. Каллистрату. 12 янв. 1927 г. митр. Каллистрат был освобожден от должности Ниноцминдского архиерея и преемника католикоса-патриарха ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010