27.11.1904 ВЛАДИМИРСКАЯ 27.11.1904 09.06.1906 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 09.06.1906 28.05.1908 Никон Фомичев ВЫБОРГСКАЯ 13(26)08.1962 03(16)11.1962 в/у РИЖСКАЯ 14(27)08.1962 21.07(03.08)1963 ЛУЖСКАЯ 03(16)11.1962 21.07(03.08)1963 РИЖСКАЯ 21.07(03.08)1963 14(27)01.1966 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 14(27)01.1966 29.05(11.06)1977 КАЛУЖСКАЯ 29.05(11.06)1977 03(16)07.1982 ПЕРМСКАЯ 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 Нил Грек ТВЕРСКАЯ 24.08.1509 03.04.1521 Нил Исакович ВЯТСКАЯ 08.12.1835 23.04.1838 ИРКУТСКАЯ 23.04.1838 24.12.1853 ЯРОСЛАВСКАЯ 24.12.1853 21.06.1874 Нил Ушаков НИНОЦМИНДСКАЯ, обн. 05(18)10.1925 ГУДАУТСКАЯ, обн. ТИХВИНСКАЯ, обн. 28.04(11.05)1926 КЛИНСКАЯ, обн. 28.04(11.05)1926 16(29)09.1926 ОСТАШКОВСКАЯ, обн. 16(29)09.1926 16(29)10.1927 в/у КЛИНСКАЯ, обн. 16(29)09.1926 16(29)10.1927 ОРЛОВСКАЯ, обн. 16(29)10.1927 13(26)01.1928 ПОЛОЦКАЯ, обн. 20.10(12.11)1928 06(19)12.1929 ВИТЕБСКАЯ, обн. 06(19)12.1929 21.12.1931 (03.01.1932) УРАЛЬСКАЯ, обн. 07(20)01.1932 21.01(03.02)1932 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1932 17(30)03.1932 РАННЕНБУРГСКАЯ, обн. 17(30)03.1932 25.09(07.10)1932 БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 25.09(07.10)1932 28.10(10.11). 1932 НИЖНЕ-ТАГИЛЬСКАЯ, обн. 19.11(02.12)1932 Нифонт ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 09.12.1484 08.03.1508 Нифонт ЛЬВОВСКАЯ Св. Нифонт НОВГОРОДСКАЯ 21.04.1156 Нифонт Кормилицын КРУТИЦКАЯ 11.03.1554 Нифонт Сапожков УМАНСКАЯ 01.1947 05(18)11.1948 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ УФИМСКАЯ 05(18)11.1948 04(17)03.1950 ЖИТОМИРСКАЯ 04(17)03.1950 24.09(07.10)1951 Нифонт Солодуха в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 07(20)03.1990 18(31)03.1990 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 18(31)03.1990 12(25)08.1992 ЛУЦКАЯ 12(25)08.1992 Нифонт Фомин БАЛАШОВСКАЯ 10(23)04.1918 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ ВОЛГОГРАДСКАЯ МОГИЛЕВСКАЯ 1924(?) ВОЛГОГРАДСКАЯ, паки 05.1927 ВЯЗНИКОВСКАЯ 05.1927 09.1927 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 05.1927 09.1927 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 09.1927 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, паки о. Олег Легкий, см. Онуфрий Легкий Сщмч. Онисим Пылаев КРАСНОБАКИНСКАЯ 02(15)03.1926 31.03(13.04)1926 ВОТКИНСКАЯ 31.03(13.04)1926 12.1927 в/у ВЯТСКАЯ 12.1927 ТУЛЬСКАЯ 09(22)11.1933

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Ростомашвили И. Село Ниноцминда и его руины//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. Вып. 6/7. C. 530-532 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Н. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 3: Документы XV-XVI вв.; Т. 4: Документы XVII в. (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1915. Вып. 5; Меликсет-Бег Л. Археологическое путешествие в Гаре-Кахети и Черемское ущелье, Сагареджо-Ниноцминда. Ч. 4//Сахалхо сакме (Народное дело). Тифлис, 1920. 964-974; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), еп. Путешествия/Ред., словарь: Е. Метревели. Тб., 1956 (на груз. яз.); Надписи ист. памятников Кахети: Сб./Сост., исслед.: Т. Барнавели. Тб., 1961 (на груз. яз.); Гюльденштедт. Путешествие Гюльденштедта по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Книга посланий (Liber epistolarum)/Сост., пер. с арм. яз., исслед.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 1999. Т. 1: Надписи Зап. Грузии; 2000. Т. 2: Надписи Вост. Грузии (на груз. яз.). Лит.: Ингороква П. Протоколы заседаний Историко-этногр. об-ва. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Ниноцминдский памятник//Бюллетень/Кавказский ист.-археол. ин-т. Тифлис, 1928. 4. С. 6-7 (на груз. яз.); Шанидзе А. Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки//Мацне (Вестник)/Ин-т языка, истории и материальной культуры. Тифлис, 1938. Вып. 4. Ч. 1. С. 2-68 (на груз. яз.); Климиашвили А. Еще один новый список «Картлис Цховреба» 1697 г.//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тб., 1960. Вып. 24. С. 371-376 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории груз. феод. отношений. Тб., 1966. Т. 1: Сеньории (на груз. яз.); Кератишвили Б. Грузинская надпись Ниноцминды//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1969. 7. С. 49-54 (на груз. яз.); Муравьё в С. Н. Три этюда о кавказско-албанской письменности//Ежег. иберийско-кавказского языкознания. Тб., 1981. Вып. 8. С. 222-322; Шаоршадзе М. Ниноцминдское епископство в XVI-XVIII вв. Тб., 2008 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинские архиереи, XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда в одноименном селе (ныне в муниципалитете Сагареджо). География В древности Н. е. включала территории груз. исторической провинции Гаре-Кахети в той ее части, где к середине Иорского ущелья с северо-запада прилегает Гомборский хребет и берут начало ущелья левых притоков р. Иори: Гомборское, Самебское, Патардзеульское, Ниноцминдское, Сагареджойское (Твалтхеви), Гиоргицминдское, Тохлиаурское, Манавское, Чаилурское и Шиблианское. В Н. е. входили селения, расположенные между с. Хашми и г. Сигнахи. В одном из документов 1654 г. сохранилось описание территории Н. е. ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 34). В 1758 г. в состав Н. е. были включены территории упраздненной Черемской епархии, в 1765 г.- часть упраздненной Кацаретской епархии (Самебской). В документе « » (Указы и гуджары) (НЦРГ. H 2110. Л. 16 об.- 17) сказано, что в 1767 г. царь Картли-Кахети Ираклий II восстановил для еп. Ниноцминдского Саввы (Тусисшвили) «старые пожертвования». В документе не только перечислены объекты пожертвований, но и дано описание территории Н. е., включавшей Оркошнское ущелье, Тушетское ущелье, Тавгочауру, Фару, Азнаурис-Шару, Нигозцкали, Меджутави, Сахохбис чалу, Наомари, Коду и др. (мн. топонимы не локализуются). По словам нем. путешественника И. А. Гюльденштедта, побывавшего здесь в 1772 г., «в Кахети Твалсагареджо занимает нижнее течение Иори и нижнюю часть Мтисцианети и ее равнины. Ему же принадлежат места, оснащенные стенами и крепостями: 1. Манави, самая крайняя восточная часть; 2. Натлуги; 3. Марткопи, который считается городом; 4. Нория; 5. Лочини; 6. Патардзеули; 7. Ниноцминдский монастырь; 8. Наниани; 9. Сагареджо, который также называется городом… на Иори: Сегурани-крепость, Оривская крепость, Патардзеульская крепость, Ниноцминдский монастырь, Манавская крепость… На Иори почти все уничтожено и опустело» ( Гюльденштедт. 1962. Т. 1. С. 261). В сочинении историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , опирающегося на ранние источники («Распорядок царского двора» XIV в., документы XVI в. и др.), было указано, что Н. е. «принадлежат все гареджийские пустыни (т. е. монастыри в пуст. Гареджи.- Авт.), и поэтому ниноцминдели и архимандрит, поскольку некоторые гареджийские пустыни архимандритские, а некоторые настоятельские» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). История

http://pravenc.ru/text/2577677.html

137-164 164-166 166-167 НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель 167-173 173-174 174-175 НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф 175-178 НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» 178-188 НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) 188-203 203-210 210-212 НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру 212-214 Мартин Фридрих Густав Эмиль (1892-1984), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968) 214-218 НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) 218-219 219-226 НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 226-227 227-230 НИНИАН [Ниния, Ниниав (Ниниау)] (V-VI вв.), св.пам. зап. 16 сент.), основатель церковного поселения Уитхорн (историческая обл. Галловей, Шотландия), почитается как просветитель юж. пиктов 230-240 НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 240-243 НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда

http://pravenc.ru/vol/LI.html

В XVII-XVIII вв. церковные кафедры часто сливались (Руставская и Самебская (Кацаретская) - в сер. XVII в.; Алавердская и Харчашнийская - в 1-й пол. XVIII в.; Руставская и Бодбийская - к кон. XVIII в.) или вдовствовали (Кацаретская, Некресская, Харчашнийская, Гишская - в 60-х гг. XVIII в.). В 1757 г. по указу царей Теймураза II и Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (Джандиери) (1755-1764) территории Черемской епархии были распределены между Алавердской, Бодбийской и Ниноцминдской епархиями. В 1765 г. царь Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) передали Кацаретскую епархию в управление Руставскому и Ниноцминдскому епископам. Историк царевич Иоанн Багратиони (1768-1830) упоминает в этот период бедели (Бедийского архиерея), пастыря христиан Энисели, Белакани (Белокан) и Чар ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Однако в других источниках сведений о нем нет. В документах XVIII в. архиереи Алавердский, Ниноцминдский и Некресский попеременно именовались архиепископами и митрополитами, епископ Бодбийский - митрополитом, епископ Руставский и Харчашнийский - архиепископом. Мон-рь Алаверди. Общий вид Мон-рь Алаверди. Общий вид В 1801 г., с присоединением Вост. Грузии к Российской империи, К. вошла в состав Тифлисской губ. России. Согласно ответу католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811) на запрос главноуправляющего Грузией ген. К. Ф. Кнорринга, в К. в это время существовали 6 епархий: Алавердская, «состоявшая под управлением католикоса», Бодбийская, Ниноцминдская, Руставская, Некресская и Харчашнийская (Отзыв католикоса Антония//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 529-530). Вскоре Харчашнийская епархия слилась с Алавердской (точная дата неизв.), Ниноцминдская - с Руставской (1803), архиерей Стефан стал именоваться митрополитом Ниноцминдским и архиепископом Руставским (Повеление католикоса Антония архиеп. Руставскому Стефану, 26 апр. 1803 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 264; Ответ на предыдущее//Там же. С. 265; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1095, 1097; 1977. Т. 6. С. 427). Согласно статистическим данным нач. XIX в., в Алавердской епархии насчитывалось 48 селений, 342 крестьянских двора и 113 церквей; в Бодбийской - 31 селение, 729 дворов, 100 церквей, проживали 28 князей; в Некресской - 14 селений, 86 дворов, 56 церквей, было 5 князей; в Ниноцминдской - 30 селений, 113 дворов, 67 церквей, жил князь; в Руставской - 8 селений, 58 дворов, 20 церквей, был князь (Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531; Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну, 18 февр. 1811 г., 28//Там же. 1870. Т. 4. С. 164-165).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_47.html

близ оной, с западной стороны, устроена палатка, в которой хранится ризница с утварью. По пребыванию прежде в оной пустыне Грузинских Преосвященных, имеются Архиерейские облачения, кресты, искусно сделанные с каменьями, и несколько икон со Св. Мощами; 3. с восточной стороны высечена пространная палатка для хранения монастырских вещей; 4. по обеим сторонам сих двух палаток высечены братские кельи. На самом хребте каменной горы возвышается Готической работы башня, вышиною 8 сажен, каменная, выстроенная иждивением и рачением Преосвященного Митрополита Иоанна Бодбеля. Всход на сию башню, с третьего возвышения, из ризничнои палатки, сквозь каменную гору, саженей 10. Оная башня выстроена на тот конец, что монастырские врата в утреннее время не прежде отпираются, доколе монастырский страж, взошед на оную, не осмотрит со всех сторон, не скрываются ли где хищные Лезгины.– Как пустыня сия состоит в безводном и уединенном месте; то в небольшом расстоянии от св. ворот, высечена в той же каменной горе глубокая и широкая с узким отверстием яма, в которую сверху скалы проведены небольшие протоки, во время дождя наполняющие оную водою, служащею на потребу братии, В сей пустыне Грузинские Цари имели по временам свое пребывание, как-то, во время св. постов и в летние жаркие дни. До 1711 года, по монастырской записи, находилось в оной пустыне более 200 братий; чему доказательством служат весьма многие обветшалые и разломанные кельи. Настоятель оной пустыни Ректор Тифлиской Семинарии, Архимандрит Евгений, родом из Великороссиян, Калужской Епархии; братии 14 человек, а именно: 5 Иеромонахов, 2 Иеродидкона. 7 Послушников. В ней погребены Преосвященные Грузинские: 1-й Зинон, Митрополит Алавердский, скончавшийся в 1779 году; 2-й Архиепископ Виссарион, в 1786; 3-й Савва, Митрополит Ниноцминдский, в 1788; Михаил, Митрополит Ниноцминдский, в 1807 годах. 4. Шуамтинскй монастырь, считающийся во втором классе. Монастырь сей состоит в Телавском уезде, близ дороги, с северной стороны, из Тифлиса в Телав, расстоянием от первого в 80-ти, а от последнего в 15-ти верстах, построен в 380 году по Рождестве Христове, блогочестивою супругою Кахетинского Царя Левана, Татианою, по-грузински Тинатиною, на полугоре, окруженный с восточной, южной и западной сторон высокими горами, покрытыми лесом. В оном церковь , во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, каменная, древней Греческой архитектуры. Первым настоятелем сего монастыря был Архимандрит Гавриил, при котором существовал оный до З0 лет; после того разорен и опустошен Горскими народами во время нашествия их на Кахетию; а восстановлен не более 80 лет Грузинским Царем Ираклием.– Означенная церковь длиною 6, шириною 4 саженей, – и колокольня каменная, которая приходит в ветхость. Монастырь сей обнесен каменною оградою, защищающею оный от набегов Лезгин. Ризницею и утварью церковною недостаточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таин. Страдальческие кости их, по чудесному видению, Грузинскими Царями в весьма великом множестве собраны и хранятся на месте избиения их, в Св. Отаре, за престолом сооруженной во имя Воскресения Христова церкви, в устроенном во всю восточную стену каменном ковчеге. Память сих Св. мучеников совершается Грузинскою Церковию во вторник Светлой недели. В сей пустыне был Настоятелем Преподобный Отец Иларион, происходивший из роду Кахетинских Князей Вачнадзевых, которого за многие добродетельные подвиги убеждали Царь и народ принять Епископство; но сей Святый, бегая славы человеческой, удалился в Грецию в 862 году по Рождестве Христове, и, обходя многие Св. места, прибыл в Фессалию, где и скончался в 882 году, на 98 году от рождения своего. Сверх сих Преподобных Отец Давидгареджийская пустыня породила и других многих Святых мужей, в горах устроивших монастыри, коих остатки, за всеми в разные времена неприятельскими опустошениями, еще и по ныне видны. В означенной пустыне погребены тела Грузинских Царей: и. Александра первого, скончавшегося в 1414. году и погребенного в церкви Воскресения Христова; 2. Багратиона, который по блогочестию своему, оставя престол Царский, посвятил себя Богоугодной монашеской жизни, и наречен был Афанасием; 3. сына его Димитрия, преемника престола, который, последуя блогочестивому примеру родителя своего, оставя также земное царство, постригся в монашество, и по многих подвигах своих, скончавшись в 1469 году, погребен при гробе его: 4. Супруги Грузинского Царя Георгия, Екатерины, по-грузински Кетеваны, скончавшейся в 1782 году: Преосвященных: 1. Иосифа Митрополита Ниноцминдского, скончавшегося в 1711 году; 2. Николая Ниноцминдского же; 3. Иоанна Мшпрополита Бодбийского; 4. Дометия Митрополита Руставского; 5. Давида Митрополита Бодбийского. Настоятель оной пустыни, Архимандрит Антоний Всликороссиянин, родом из Рязани. Братии: 4 Иеромонаха. 5 Иеродиаконов. 6 Послушников. 3 . Иоаннокрестительская пустыня, считающаяся в Грузии во втором классе. Пустыня сия состоит в Телавском уезде от Тифлиса на Юго-восток, расстоянием в 60 верстах от Тифлиса, между двух высоких гор, в каменном утесе, на полугоре; открытый её вид на Юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай (Пачуашвили). Мон-ри: Пока, св. Нины (ставропигиальный) (с. Пока, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 1992 при ц. св. Нины); Пока, св. Нины (ставропигиальный) (в 1,5 км от с. Пока, Ахалкалакский р-н, муж., основан в 1989); Ахалкалакский, Св. Троицы (г. Ахалкалаки, жен., основан в 1998); Ниноцминдский, св. Нины (г. Ниноцминда, жен., основан в 2002); Сагамо, св. царицы Тамары (с. Сагамо, Ниноцминдский р-н, жен., основан в 2004); Баралети, св. Нины (с. Баралети, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 2005). Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазская, митр. Феодор (Чуадзе). Мон-ри: Зарзма, Успения Пресв. Богородицы (с. Зарзма, Адигенский р-н, муж., основан в IX в. прп. Серапионом Зарзмским, возобновлен в 1989); Зеда-Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, жен., основан в 1-й пол. XI в. Липаритом Багваши, возобновлен в 1997); Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, муж., основан в XII в. груз. царем Георгием III и св. блгв. царицей Тамарой, закрыт в 1938, возобновлен в 1998); Сафара (Сапара), Успения Пресв. Богородицы (Уравельское ущелье, в 10 км от г. Ахалцихе, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 1989); Чуле, св. Георгия (Кваблианское ущелье, в 5 км от пос. Адигени, муж., основан во 2-й пол. XIV в., возобновлен в окт. 1999); Рабатский, св. Марины (г. Ахалцихе, жен., основан в 90-х гг. XX в. при ц. св. Марины; хранятся мощи св. Марины); Абастуманский, св. Пантелеимона (г. Абастумани, Адигенский р-н, жен., основан в 1995 на месте резиденции царей Романовых, построенной имп. Николаем II в кон. XIX в.; хранится частица черепа св. Пантелеимона); Ахалцихский, Успения Пресв. Богородицы (г. Ахалцихе, жен., основан в 1996; хранятся частицы мощей (пальцы) св. Евстафия Мцхетского и мощи Гареджийских преподобномучеников); Абастуманский, св. Георгия (г. Абастумани, Адигенский р-н, муж., основан в 2005). Батумско-Схалтская, архиеп. Димитрий (Шиолашвили). Мон-ри: Хино, св. Иоанна Крестителя (с. Хино, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010