Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами. Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямПершина Н. С. ИОАСАФ II//Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. http://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич ; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента) , в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен. Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв. С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений IV, Патриарх Печский (Йованович-Шакабента; 1698, Рашка, Сербия - 7.01. 1748, Сремски-Карловци), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. В 1718 г. стал митр. Рашским, экзархом и помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) , к-рый еще при жизни назначил А. преемником. Во время своего предстоятельства А. продолжил дело Патриарха Арсения III (Черноевича) - борьбу за освобождение серб. народа от тур. владычества: до начала австро-тур. войны в Вене вел с военными и политиками переговоры о восстании против Оттоманской Порты, во время военных действий призывал сербов к восстанию. После поражения австр. войск был вынужден покинуть Печскую Патриархию и эмигрировать в Австрию. Своей резиденцией А. выбрал Сремски-Карловци. В 1737 г., после кончины митр. Карловацкого Викентия (Йовановича) , стал администратором вдовствующей Карловацкой митрополии . Дипломом от 1 окт. 1741 г. австр. императрица Мария Терезия не только подтвердила Патриаршее достоинство А., но и поставила его духовным главой сербов в Габсбургской империи. Откликнувшись на просьбу А., имп. Мария Терезия 18 мая 1743 г. подтвердила привилегии, к-рые даровали серб. народу ее предшественники, но 1 дек. 1746 г. императрица уведомила Патриарха, что народно-церковные соборы не могут созываться без монаршего разрешения и в отсутствие имп. комиссара. А. построил в Сремски-Карловци новую Патриаршую резиденцию (сгорела в 1788), где разместились созданные им ДС и часовня св. Трифона. А. похоронен в Крушедолском мон-ре. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у XVIII веку//Гласник историског друштва у Новом Саду. Сремски Карловци, 1931; Српски jepapcu. 1996. С. 33-34. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76272.html

Женский монастырь Крушедол Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) — женский монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на склонах Фрушка-горы в общине Ириг Сремского округа Воеводины. Содержание История [ править править код ] На склонах Фрушка Горы близ села Ириг в спокойном месте находится древний монастырь, окруженный парком с каштановыми деревьями. Монастырская церковь Благовещения Богородицы была возведена в 16 веке, в период 1509-1512 г., Джорджем Бранковичем ( епископом Максимом ), сыном деспота Стефана Слепого и Ангелины Бранкович при содействии Влашского князя Басараба. Монастырь является резиденцией Сремской епархии. Первый большой ущерб монастырю был нанесен в 1690 г. Еще тяжелее пришлось монастырю в 1716 г., когда турки сожгли монастырь вместе с мощами Бранковичей. Монастырь был восстановлен в 1756 году. Храм имеет базис трилистника с полукруглой апсидой в стиле средневековой Моравской школы. Колокольная, которая не связана с церковью, была возведена в 1726 г. Над входом в храм, на наружней стене, располагаются фрески Страшного Суда. Одна из ценностей монастыря – его иконостас XV века. Он насчитывает 36 икон, которые являются прекрасным примером византийской иконописи. Под иконостасом находится реликварий, в котором хранятся остатки мощей Бранковичей (епископа Максима, Стефана, Йована и Ангелины). Их достают только во время больших праздников. В монастыре есть часовня Святого Максима 1722 года, а также ценная коллекция икон, картин, старых рукописей, книг, мебели и декоративных предметов. Монастырские помещения окружают церковь со всех четырех сторон. Сегодня монастырь привлекает внимание как мавзолей. Там похоронены рядом Бранкович и Патриарха Арсений III Чарноевич у порога церкви, а напротив входных врат в стену встроено надгробие. Там же упокоен митрополит Исаия Дакович, Патриарх Арсений IV Йованович Шакабента (в мраморном саркофаге в притворе справа), граф Джордже Бранкович (в полу с левой стороны), герцог Стефан Шипликац, княгиня Любица Обренович (в полу в середине притвора) и король Милан Обренович (в княжеской могиле). Слева от двери на стене надгробная плита короля Милана. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Сохранившаяся часть мощей преподобной Ангелины почивает сейчас в монастыре Крушедол, куда можно приехать и поклониться этой великой святой. 12 августа, когда Сербская Православная Церковь празднует память святой, в Крушедоле бывает значительное торжество, на которое стекается верующий православный народ. Память святой Ангелины совершается также 10/23 декабря вместе с другими святыми Бранковичами.  Деспот Георгий Бранкович, правитель Сербии, сын Вука Бранковича и внук царя Лазаря. Представитель династии Бранковичей и последний правитель независимой Сербской деспотовины (1427–1456).   Полувассальное сербское государство, занимавшее в XVI в. в основном Сремскую область.   В настоящее время село Купиново. Известно по храму св. апостола Луки, который является памятником культуры Сербии особого значения. Храм воздвигнут в 1450–1455 гг. деспотом Георгием Бранковичем, упоминается как место захоронения Стефана и Иоанна Бранковичей. В 1521 г. турки подвергли Купиново разорению, и церковь сильно пострадала и пришла в запустение. Храм был восстановлен в нач. XVIII в. В 1952 г. здание церкви частично реконструировано.   Срем   – историко-географическая область между реками Дунай и Сава. В настоящее время большая часть находится в Сербии (Сремский округ), а часть в Хорватии. Получила название от древнего города Сирмий (сейчас здесь расположен город Сремская Митровица). В XV в. управлялась сербскими правителями-деспотами из рода Бранковичей.   Монастырь посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Был основан в 1496 г., в 1564 г. закончилась роспись храма. Ктитором монастыря был архиепископ Максим (Бранкович), которому помогала его мать святая Ангелина, а также русские князья и валашские воеводы. Долгое время был центром восстановленной сербской Сремской епархии. В нем подвизалось многочисленное братство. В конце XVII–XVIII вв. был резиденцией Сербских патриархов, а затем митрополитов Крушедолской митрополии, ставшей церковным центром для сербов, поселившихся на южных границах Габсбургской монархии. В 1716 г. был сожжен и разорен турками. Монастырь дважды посещал патриарх Иерусалимский Паисий.   Монастырь стал усыпальницей сербской династии Бранковичей. Здесь были похоронены все святые Бранковичи: Стефан Слепой, его супруга прп. Ангелина и их сыновья свт. Максим и св. деспот Иоанн. Их мощи были сожжены турками и до нашего времени сохранились фрагментарно. В обители также похоронены и другие известные личности сербской истории: княгиня Любица Обренович, Сербские патриархи Арсений III (Чарноевич) и Арсений IV (Йованович-Шакабенда), митрополит Исаия (Джакович) и др. В настоящее время действующий мужской монастырь.

http://pravoslavie.ru/126609.html

Женский монастырь Месич Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Месич (серб. Манастир — женский монастырь Банатской епархии Сербской Православной Церкви в селе Месич общины Вршац Южно-Банатского округа Воеводины. Памятник культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Существует три легенды об основании монастыря. Согласно первой из них, обитель была основана в 1033 году учениками святых Кирилла и Мефодия . Согласно другой, монастырь основал в 1225 году хиландарский монах Арсений (Богданович), назначенный игуменом этого монастыря святым Саввой Сербским . Последняя гласит, что обитель основана деспотом Иоанном Бранковичем в конце XV века. Первым письменным упоминанием этого монастыря является катастих Печской патриархии за 1600-1666 года. В монастыре Месич находилась резиденция епископа Вршацкого Спиридона (Штибицы). В 1716 году турки разрушили монастырь и убили его насельников. После заключения Пожаревацкого мирного договора в 1718 году в Месич пришёл крушедольский иеромонах Моисей (Стефанович) и ещё несколько братьев. Ему удалось заручиться поддержкой российской императрицы Елизаветы Петровны, повелевшей выделять монастырю 300 рублей в год. Также он привёз из России множество книг, икон и богослужебной утвари. В 1738 во время очередной австро-турецкой войны монастырь снова был разрушен, но уже в 1743 году он восстановлен игуменом Моисеем (Стефановичем). Тогда же монастырский храм был расписан художниками Петаром, Андреем и Йованом. С 1777 года настоятель монастыря носил титул архимандрита, что свидетельствует о важности монастыря. Первым архимандритом был Иоанн (Фелдвери-Йованович) с 1777 по 1785 год. В 1788 году монастырь был опять разрушен турками. Братия во главе с архимандритом Моисеем (Валевичем) и помощью епископа Иосифа (Йовановича-Шакабенты) приступила к восстановлению обители в 1792 году, но уже в 1793 году архимандрит Моисей умер. Восстановление монастыря было закончено в 1798 году. С 1840 по 1846 год был построен новый братский корпус. В 1892 году монастырь пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Другое тоже широкомасштабное переселение сербов из Косово и Метохии произошло в 1737 г. после второй Австро-турецкой войны, при Патриархе Арсении IV Йовановиче-Шакабенде. Приведем одно письменное свидетельство современника из Печи относящееся к 1737 г. в нем говорится: «Ох, лета Господня 1737 был великий мятеж, когда немцы взяли Ниш… Тогда бежал Патриарх Сербский господин Кир Арсений Червертый. Ох, как только все не пострадал тогда род христианский, какой мукой мучен не был. Невозможно в это время писать об этом, в страхе от турок. Тогда и Косово было пленено. Что еще скажу: не было такового во дни Диоклетиана/когда было страшное гонение на христиан/как сейчас, ибо Бог попустил за грехи наши. Писал, Петар Андрейич». Между тем, тогда Косово и Метохия от сербов очищены не были. Наряду с другими свидетельствами, сообщающими о дальнейшем страдании косовско-метохийских сербов в течение XVIII и XIX вв. мы имеем ясное доказательство и о том, что в катастихе монастыря Девича и похожем катастихе монастыря Святой Троицы под Мушутиште/Сува Река/записаны имена многочисленных сербов – благотворителей этих и других монастырей. Речь идет о десятках и сотнях сел, со священниками и приходами. В одном только Девичском катастихе насчитывается по крайней мере 200 сербских сел с приходами и священством, в качестве жертвователей этой особо почитаемой в народе великой православной святыни, в которой покоится святой Иоанникий Девичский. Но сколь сербский народ ни был жизнестойким и способным к сопротивлению и сколь он не выдерживал многие насилия и страдания, все же давление и бесчинства «диких арнаутов» и беззаконных измаильтян турок продолжались и усиливались, в виду чего имели место и единичные и групповые случаи бегства с территории Косово и Метохии, о чем писалось все больше потрясающих свидетельств. Одной из особенностей сербского существования в Косово и Метохии является постоянное восстановление своих христианских святынь, церквей и монастырей после их разорения. По подсчетам историков и других ученых, в XVIII - XIX вв. из Старой Сербии выселено на территорию Сербии к северу от Косово и Метохии в другие западные сербские области, около полумиллиона человек. Наиболее крупномасштабные переселения были связаны с войнами Сербии и Турции в начале XIX в. (восстания Карагеоргия и Милоша, 1804 и 1815 гг.) и войны 1876-1878 гг. Особенно после известного Берлинского конгресса 1878 г, когда страдание сербов в Косово и Метохии было во многом схоже с событиями сегодняшних дней.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Ненадович), митр. Карловацкий. Портрет. До 1768 г. [Серб. Павле] (Ненадович Петр; 1699, Будим (ныне Будапешт) - 15.08.1768, г. Сремски-Карловци), митр. Карловацкий (1749-1768). Род. в местечке Табан близ г. Будим в семье Ненада (по его имени взял фамилию) и Елисаветы. В Табане учился в серб. и нем. школах, окончил неск. классов лат. школы, затем работал в магистратуре Будима. Благодаря хорошему образованию привлек внимание митр. Карловацкого Моисея (Петровича), к-рый постриг его в монашество с именем Павел, рукоположил во диакона, затем во иерея и назначил экзархом. При митр. Карловацком Викентии (Йовановиче) , в 1732 г., П. стал главным экзархом, а через 2 года был поставлен «уполномоченным, наместником и экономом в Карловцах и Белграде». После смерти митр. Викентия (1737) Карловацкую митрополию возглавил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , при к-ром в 1742 г. П. стал управлять Горно-Карловацкой епархией : имп. Мария Терезия подтвердила его избрание только в 1744 г. В епархии П. боролся против распространения униатства, особое внимание уделял просвещению духовных лиц и верующих. Вместе с еп. Костайницким Алексием (Андреевичем) в 1746 г. в Плашки открыл Центральное уч-ще Горно-Карловацкой и Костайницкой епархий, а в Залужнице - Учительско-богословскую школу. После смерти патриарха Арсения Карловацким митрополитом стал еп. Арадский Исаия (Антонович) . П. был переведен на освободившуюся Арадскую кафедру, но не успел на нее взойти из-за последовавшей кончины митр. Исаии. На соборе 16 июля 1749 г. П. избран митрополитом Карловацким. Главное внимание П. уделял финансовому обеспечению митрополии и развитию духовного образования, в 1749 г. он основал фонд, в к-рый сначала вложил 50 дукатов, а впосл. ежегодно переводил по 10 дукатов. Средства из этого фонда шли на содержание созданной П. Покровско-Богородичной школы (1749-1769), в которой обучались и дети, и священнослужители. Благодаря его усилиям открылось еще неск. школ, а для повышения уровня образования верующих в храмах стали проводиться обязательные уроки после богослужений. В этих школах часто преподавали рус. учителя по рус. учебникам, что вызвало даже смену сербско-слав. языка в богослужении на русско-славянский.

http://pravenc.ru/text/2578495.html

Митрополит Симеон Самоковский, начав свое служение, обнаружил, что единственный храм Самокова, не превращенный в мечеть, храм Рождества Богородицы — «Бельовая церковь», «храм господина Белы» — слишком мал для архиерейской службы. Поэтому своим кафедральным собором владыка Симеон сделал храм в Дупнице. Но истинным духовным центром епархии был Вознесенский монастырь Свети Спас на Лозенской горе, входящий в монастырский комплекс Мала-Света-Гора (Малая Святая гора или Софийский Афон ) из 14-ти монастырей. В монастыре наряду с религиозным воспитанием развивалась патриотическая деятельность, целью которой было освобождение от османского политического господства. Время от времени происходили народные восстания против турецкого ига. И в 1737 году сложилась, казалось бы, благоприятная ситуация для нового восстания. В июле этого года Турции , уже воевавшей с Россией , объявила войну Австрия . Совсем недавно в австро-турецкой войне 1716-1718 годов Австрия завоевала Темешский банат, Северную Сербию с Белградом, часть Боснии и Валахии. Еще раньше в войне Турции со Священной лигой в 1682-1699 годах Австрия завоевала Венгрию и Трансильванию. В этой кампании успех ожидался не меньший. Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698-1748) вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. В марте 1737 года восстание обсуждалось на тайной встрече патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен и рашских князей. Однако восстание было подавлено. В Софии Ахмед-паша правил суд и учинил расправу. Были приговорены к смерти около 350 священников, монахов и горожан Софии. Главой восстания в Болгарии следствием был определен митрополит Симеон Самоковский; 25 июля 1737 года он был арестован турками в Дупнице, митрополичий дом был разграблен и разрушен, а митрополит Симеон был скован цепями и брошен в темницу, где его истязали 23 дня, заставляя принять ислам. 18 августа митрополит Симеон, в цепях с железными ядрами, с вырванной бородой и волосами, в крови и ранах был доставлен в Софию для публичной казни. Три дня ему пришлось ожидать своего повешения в турецких казармах, провожая на казнь других осужденных.

http://drevo-info.ru/articles/13681063.h...

После Белградского мира (1739) Олтения вернулась в состав Валахии, а Рымникская епископия - в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. При этом правосл. население Страны Бырсы осталось в ведении Карловацкой митрополии, каноническое пространство к-рой также находилось в пределах Габсбургской монархии. В это время в Н. с. ц. служил сын прот. Василия Грида Евстафий (1721-1767). Первоначально он занимал должность учителя в школе Н. с. ц., 6 сент. 1721 г. в Бухаресте был рукоположен во иерея и служил в Н. с. ц. 24 февр. 1732 г. был назначен «исправником» Брашовского благочиния, что должно было послужить поддержкой престарелому прот. Флоре. В 1742 г. серб. патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) возвел его в сан протоиерея. Стараниями прот. Евстафия был воздвигнут 2-й этаж школы. В своей деятельности он опирался на поддержку валашского и молдав. господарей, также ему удалось добиться покровительства российской имп. Елизаветы Петровны . В 1744 г. он побывал в С.-Петербурге и просил у Елизаветы Петровны заступничества перед австр. имп. Марией Терезией, проводившей униат. политику. Российская императрица обещала помочь и одарила прот. Евстафия б-кой (Напрестольное Евангелие, Воскресное Евангелие, Типикон, Апостол, Требник, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, Толковая Псалтирь, годовой цикл Минеи и Пролога, том сочинений кард. Барония Цезаря, по 10 экз. Ирмология, Служебника, Катехизиса и Букваря; нек-рые из этих книг сохр. в архиве церкви Н. с. ц.), а также разрешила провести в С.-Петербурге и др. российских городах сбор денег в течение 3 месяцев (общая сумма сбора составила 13 тыс. флоринов). На 6-й странице подписного листа рукой императрицы было указано о пожертвовании ею 2500 р.; 200 р. пожаловал вел. кн. Петр Феодорович ( Dragomir. 1920. P. 205; Pervain. 1958. P. 28). На эти средства прот. Евстафий возвел над притвором Н. с. ц. башню с часами, в церкви был установлен новый иконостас и проведены др. работы, были куплены литургическая утварь и облачения. С 1 сент. 1748 г. по инициативе прот. Евстафия при Н. с. ц. стали проводить регистрацию рожденных, крещеных, венчанных и усопших, что впосл. позволило составить довольно точную статистику региона. Т. о., напр., стало известно, что во время посещения Н. с. ц. еп. Дионисием (Новаковичем) в 1761 г. в Шкеях проживали 1763 мужчины и 1893 женщины правосл. вероисповедания и ни одного униата. Однако давление со стороны местных и центральных властей усиливалось, это привело прот. Евстафия к болезни и смерти (3 мая 1767) ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Его именем в Шкеях названа ул. Подул-луй-Грид (Podul lui Grid - Мост Грида).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

  001     002    003