После Белградского мира (1739) Олтения вернулась в состав Валахии, а Рымникская епископия - в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. При этом правосл. население Страны Бырсы осталось в ведении Карловацкой митрополии, каноническое пространство к-рой также находилось в пределах Габсбургской монархии. В это время в Н. с. ц. служил сын прот. Василия Грида Евстафий (1721-1767). Первоначально он занимал должность учителя в школе Н. с. ц., 6 сент. 1721 г. в Бухаресте был рукоположен во иерея и служил в Н. с. ц. 24 февр. 1732 г. был назначен «исправником» Брашовского благочиния, что должно было послужить поддержкой престарелому прот. Флоре. В 1742 г. серб. патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) возвел его в сан протоиерея. Стараниями прот. Евстафия был воздвигнут 2-й этаж школы. В своей деятельности он опирался на поддержку валашского и молдав. господарей, также ему удалось добиться покровительства российской имп. Елизаветы Петровны . В 1744 г. он побывал в С.-Петербурге и просил у Елизаветы Петровны заступничества перед австр. имп. Марией Терезией, проводившей униат. политику. Российская императрица обещала помочь и одарила прот. Евстафия б-кой (Напрестольное Евангелие, Воскресное Евангелие, Типикон, Апостол, Требник, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, Толковая Псалтирь, годовой цикл Минеи и Пролога, том сочинений кард. Барония Цезаря, по 10 экз. Ирмология, Служебника, Катехизиса и Букваря; нек-рые из этих книг сохр. в архиве церкви Н. с. ц.), а также разрешила провести в С.-Петербурге и др. российских городах сбор денег в течение 3 месяцев (общая сумма сбора составила 13 тыс. флоринов). На 6-й странице подписного листа рукой императрицы было указано о пожертвовании ею 2500 р.; 200 р. пожаловал вел. кн. Петр Феодорович ( Dragomir. 1920. P. 205; Pervain. 1958. P. 28). На эти средства прот. Евстафий возвел над притвором Н. с. ц. башню с часами, в церкви был установлен новый иконостас и проведены др. работы, были куплены литургическая утварь и облачения. С 1 сент. 1748 г. по инициативе прот. Евстафия при Н. с. ц. стали проводить регистрацию рожденных, крещеных, венчанных и усопших, что впосл. позволило составить довольно точную статистику региона. Т. о., напр., стало известно, что во время посещения Н. с. ц. еп. Дионисием (Новаковичем) в 1761 г. в Шкеях проживали 1763 мужчины и 1893 женщины правосл. вероисповедания и ни одного униата. Однако давление со стороны местных и центральных властей усиливалось, это привело прот. Евстафия к болезни и смерти (3 мая 1767) ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Его именем в Шкеях названа ул. Подул-луй-Грид (Podul lui Grid - Мост Грида).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1341 г. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского , святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Г. манастира Леснова//ИЧ. 1977. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом . В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) . В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому . К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Другое тоже широкомасштабное переселение сербов из Косово и Метохии произошло в 1737 г. после второй Австро-турецкой войны, при Патриархе Арсении IV Йовановиче-Шакабенде. Приведем одно письменное свидетельство современника из Печи относящееся к 1737 г. в нем говорится: «Ох, лета Господня 1737 был великий мятеж, когда немцы взяли Ниш… Тогда бежал Патриарх Сербский господин Кир Арсений Червертый. Ох, как только все не пострадал тогда род христианский, какой мукой мучен не был. Невозможно в это время писать об этом, в страхе от турок. Тогда и Косово было пленено. Что еще скажу: не было такового во дни Диоклетиана/когда было страшное гонение на христиан/как сейчас, ибо Бог попустил за грехи наши. Писал, Петар Андрейич». Между тем, тогда Косово и Метохия от сербов очищены не были. Наряду с другими свидетельствами, сообщающими о дальнейшем страдании косовско-метохийских сербов в течение XVIII и XIX вв. мы имеем ясное доказательство и о том, что в катастихе монастыря Девича и похожем катастихе монастыря Святой Троицы под Мушутиште/Сува Река/записаны имена многочисленных сербов – благотворителей этих и других монастырей. Речь идет о десятках и сотнях сел, со священниками и приходами. В одном только Девичском катастихе насчитывается по крайней мере 200 сербских сел с приходами и священством, в качестве жертвователей этой особо почитаемой в народе великой православной святыни, в которой покоится святой Иоанникий Девичский. Но сколь сербский народ ни был жизнестойким и способным к сопротивлению и сколь он не выдерживал многие насилия и страдания, все же давление и бесчинства «диких арнаутов» и беззаконных измаильтян турок продолжались и усиливались, в виду чего имели место и единичные и групповые случаи бегства с территории Косово и Метохии, о чем писалось все больше потрясающих свидетельств. Одной из особенностей сербского существования в Косово и Метохии является постоянное восстановление своих христианских святынь, церквей и монастырей после их разорения. По подсчетам историков и других ученых, в XVIII - XIX вв. из Старой Сербии выселено на территорию Сербии к северу от Косово и Метохии в другие западные сербские области, около полумиллиона человек. Наиболее крупномасштабные переселения были связаны с войнами Сербии и Турции в начале XIX в. (восстания Карагеоргия и Милоша, 1804 и 1815 гг.) и войны 1876-1878 гг. Особенно после известного Берлинского конгресса 1878 г, когда страдание сербов в Косово и Метохии было во многом схоже с событиями сегодняшних дней.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Райович; ок. 1665, Тырговиште (ныне в Румынии) - 1726, мон-рь Печская Патриархия (ныне Косово и Метохия)), патриарх Печский в 1712-1725 гг. Монашество принял в монастыре Милешева . Был экклесиархом мон-ря Печская Патриархия, в 1704 г. патриархом Печским Каллиником I хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Рашской епархии (см. в ст. Рашско-Призренская епархия ). В 1709 г. участвовал в хиротонии Дабро-Босанского митр. Моисея (Петровича ; впосл. митрополит Белградский), с которым затем поддерживал дружеские отношения. 6 окт. 1712 г. избран Печским патриархом. Совершил каноническую визитацию Печской Патриархии, в т. ч. посетил Боснию и Герцеговину, Далмацию и г. Самоков. Добивался от османских властей разрешения на ремонт храмов и мон-рей, защитил от разбора на стройматериалы полуразрушенный мон-рь Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар. Помогал монахам из афонского мон-ря Хиландар, к-рые приходили для сбора милостыни. После заключения Пожаревацкого мира 1718 г. и присоединения Сев. Сербии с Белградом, области Банат и М. Валахии к Свящ. Римской империи в 1721 г. М. признал автономию Белградской митрополии (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ) во главе с митр. Моисеем (Петровичем). В 1718 г. насельник афонского монастыря Ивирон мон. Тимофей купил султанский берат на Печский Патриарший престол, но М. за неск. недель смог заручиться поддержкой ряда вост. патриархов. В результате на соборе в К-поле 21 июля 1718 г. мон. Тимофей был предан анафеме, а султан утвердил М. на Печском престоле. В 1725 г. М. передал престол Печской Патриархии митр. Рашскому Арсению (см. Арсений IV (Йованович-Шакабента) ), к-рого в 1716 или 1718 г. избрал своим преемником. Лит.: Руварац И. Рашки епископи и митрополити//ГСКА. 1901. 62. С. 1-46; Ucmopuja. 1991. 1. С. 351-353; Српски jepapcu. 1996. С. 332-333. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии

http://pravenc.ru/text/2563980.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (ЙОВАНОВИЧ-ШАКАБЕНТА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Сербский Арсений IV (Йованович-Шакабента) Редакция текста от: 13.09.2020 16:10:03 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679953.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19318@ Подпись к иллюстрации: Патриарх Сербский Арсений IV (Йованович-Шакабента) Размер файла: 84.14 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 13.09.2020 16:09:12 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/19318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Павлович; кон. XVII в.- 18.10.1756, Нови-Сад, Сербия), еп. Бачский. Принял монашество в Крушедольском мон-ре , в к-ром позже стал игуменом. В 1720 г. упоминается как духовный наставник мон-ря Хиландар на Афоне. В том же году стал помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) . В 1720-1730 гг. был посредником между Патриархом Моисеем и митр. Карловацким Викентием (Поповичем) . В нач. 1723 г. назначен патриаршим протосинкеллом, ок. 1730 г. возведен в сан архимандрита. В 1730 г. с одобрения Патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) перешел в клир Карловацкой митрополии . 17 мая 1731 г. в г. Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Бачского с определением резиденции в Петроварадински-Шанаце (совр. Нови-Сад). Был главой церковной оппозиции митр. Викентию (Йовановичу) , именовал себя «принцем Бачки и вице-митрополитом королевства Сербии и дуката Сремского». Австр. власти считали В. вдохновителем народных волнений 30-х гг. XVIII в., вызванных злоупотреблениями чиновников и ухудшением положения сербов. После введения в 1736 г. австр. войск в Бачку и Срем с согласия митр. Викентия В. был арестован и перевезен в Сегедин, но вскоре был отпущен. Выступал против проведения народно-церковных Соборов, к-рые считал губительными. Был щедрым благотворителем Хиландара. Дважды был Местоблюстителем престола Карловацкой митрополии: в 1748 г., после смерти Патриарха Арсения IV, и в 1749 г., после кончины митр. Исаии (Антоновича) . Заботился о просвещении, в сент. 1731 г. открыл лат. школу, префектом к-рой стал выпускник КДА иером. Дионисий (Новакович), в нач. 40-х гг. основал и содержал за свой счет т. н. Духовную коллегию, готовившую священников. Открыл также первую в Воеводине серб. гимназию. Среди выпускников этих школ был Ф. И. Янкович де Мириево, деятель серб. и рус. просвещения. В 1741 г. по инициативе В. в Нови-Саде была построена больница. Составил «Правила для священников и диаконов», был ктитором перевода с латыни на серб. язык сборника привилегий серб. народа в Венгрии. Оставил неск. стихотворных произведений на серб. языке. Лит.: Н. Српски историчар J. АН. друштв. наука. 204. Београд, 1952. 7. С. 45; Д. Срби у Bojboдuhu. Нови-Сад, 1959. 2. С. 326, 379, 391; Ucmopuja српског народа. Београд. 1986. 4. Т. 1. С. 174-175, 270-272, 357-358; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 125-126, 134-135, 162. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/158786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Бркич-Йованович [Йованович-Бркич]), патриарх Печский (1763-1765). Год и место рождения неизвестны, отец был учителем в Сремски-Карловци. Образование В. получил в школе Мануила, в монашестве Михаила (Козачинского), т. е. обучался в период с 1733 по 1739 г. Патриархом Печским Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) пострижен в монашество, служил протодиаконом при патриаршем дворе. В 1746 г. стал заказчиком гравюры Х. Жефаровича «Богоявление» (МСПЦ). С 1749 г. путешествовал по Сербии. В 1756 г. избран митрополитом Новобрдским и Косовским. 21 мая 1759 г. Патриархом Печским Кириллом II назначен митрополитом Сараевским. На кафедру прибыл только 12 дек. 1760 г. Возможно, участвовал в смещении с престола Патриарха Кирилла II. В 1763 г. избран Патриархом Печским, но в 1765 г. был оклеветан тур. властями, обвинен в измене и отправлен в заточение на Кипр. Стал последним патриархом-сербом перед упразднением Печской Патриархии. Бежал с Кипра в Юж. Далмацию, в 1767 г. перебрался в Черногорию, где жил в мон-ре Острог, составил житие и службу свт. Василию Острожскому . В марте 1768 г. признал самозванца Степана Малого рус. имп. Петром III, но позже изменил свое решение и в авг. 1769 г. благословил черногорцев на присягу имп. Екатерине II (см. ст. Черногория ). Из Черногории вместе с главой рус. миссии кн. Ю. В. Долгоруким уехал в Ливорно (Италия), где встретился с гр. А. Г. Орловым, для к-рого в марте 1771 г. составил «Описание турецких областей и проживающих в них христианских народов, особенно народа сербского». Затем отправился в Вену, где предложил свои услуги имп. двору в случае войны с Османской империей. В Вене в мае 1771 г. встретился с митр. Карловацким Иоанном (Джорджевичем) и еп. Бачским Моисеем ( Путником ; впосл. митрополит Карловацкий), у к-рых просил разрешения уехать в Россию. Вскоре получил разрешение и уехал, скончался в России 10 февр. 1772 г. Похоронен в усыпальнице Благовещенской ц. Александро-Невской лавры в С.-Петербурге рядом с могилой митр. Черногорского Василия (Петровича Негоша) . Лит.: Макушев В. В. Самозванец Степан Малый: по актам Венецианского архива//РВ. 1869. Т. 82. 7. С. 5-43; 8. С. 572-604; Т. 83. 9. С. 5-34; Ucmopuja. 1. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/150671.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР I [серб. Петар Први] (Петрович-Негош; 8.09.1748, с. Негуши - 18.10.1830), свт. (пам. 18 окт.), митр. Черногорский (1784-1830). П. (мирское имя неизвестно) род. в семье Марко Дамьянова из династии Петровичей-Негошей , племянника митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша) , и Ангелины Мартинович. О детстве П. сведений не сохранилось. В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество и поселен при пребывавшем на покое митр. Черногорском Савве (Петровиче-Негоше). Вместе с митр. Черногорским Василием (Петровичем-Негошем) в сер. 1765 г. прибыл в С.-Петербург для получения образования. Но после смерти митр. Черногорского Василия, в 1766 г. вернулся на родину. Во время повторного правления митр. Саввы, 24 июля 1775 г., в сане иеродиакона был направлен во главе делегации в Россию, но не получил в Вене паспорта и вернулся обратно. В кон. 1777 г. вновь направился в Россию. По дороге, в Вене, встретился с гр. Венцелем Кауницом, отвечавшим за внешнюю политику Свящ. Римской империи. П. был разочарован своим визитом в Россию, где полгода безуспешно просил о встрече с имп. Екатериной II и смог провести переговоры лишь с кн. Г. А. Потёмкиным. Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) После смерти митр. Черногорского Арсения (Пламенаца, 1781-1784) П., имевший уже сан архимандрита, стал кандидатом на Черногорскую кафедру. Его избрание митрополитом завершило период анархии в Черногории, к-рый начался с воцарением лже-царя Степана Малого (1767-1773). По приглашению митр. Карловацкого Моисея (Путника) в авг. 1784 г. П. направился в г. Сремски-Карловци для хиротонии, но в дороге сломал правую руку и задержался в Вене. 13 окт. 1784 г. в соборном храме свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци он был провозглашен митрополитом Черногории, Скендерии и Приморья: в хиротонии кроме митр. Моисея участвовали епископы Бачский Иосиф (Йованович-Шакабента), Вршацкий Викентий (Попович) и Карловацкий Иоанн (Йованович) .

http://pravenc.ru/text/2580350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иларион (Руварац). Фотография. Ок. 1900 г. (Руварац Йован; 1.09. 1832, Сремска-Митровица - 8.08. 1905, мон-рь Гргетег), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад. По окончании начальной школы учился в гимназиях в Сремски-Карловци и в Вене, в 1852-1856 гг. студент юридического фак-та Венского ун-та, в 1859 г. окончил Карловацкую ДА. 1 янв. 1861 г. принял монашеский постриг в мон-ре Крушедол . Благодаря блестящему образованию стал быстро продвигаться по службе: сначала был назначен на должность писаря церковного суда, в 1872 г. стал преподавателем ДА в Сремски-Карловци, в 1874 г. поставлен архимандритом мон-ря Гргетег , в 1875 г. вернулся в академию на должность ректора до 1882 г. После конфликта с патриархом Германом (Анджеличем) был уволен из академии. Отказался занять кафедру Темишварского епископа и до конца жизни был настоятелем Гргетега; под его рук. обитель стала важным центром Православия в Австро-Венгрии. Особое внимание он уделял монастырской б-ке, к-рую ему удалось увеличить почти в 2 раза. Еще во время учебы И. увлекся национальной и церковной историей, занимался изучением исторических источников и историографии на разных языках: он знал греческий, латынь, немецкий, читал по-итальянски и по-венгерски. Был австрофилом и последователем нем. историка Леопольда фон Ранке , к-рый призывал показывать события прошлого так, «как они в действительности происходили», без вымысла и приукрашивания. Страстно полемизировал с представителями господствовавшей тогда в серб. исторической науке романтической школы, став родоначальником научно-критического направления национальной историографии. Исследовал документальные источники, прежде всего по средневек. истории, и много сделал для их публикации и критического анализа. Немало трудов И. посвящено истории Сербской Православной Церкви. Он составил жизнеописание 1-го Сербского архиеп. Саввы , писал о Рашских епископах и митрополитах, Печских патриархах XVI-XVII вв., занимался историей Православия в Боснии и Герцеговине, опубликовал значительное количество источников о жизни серб. монастырей, особое внимание уделил Великому переселению сербов 1690 г. во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) , исследовал документы об истории бегства из Печи в Австрию Сербского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) и т. д. Его исследования оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Сербии и еще при жизни автора получили признание. В 1869 г. он был избран членом Сербского ученого об-ва, а в 1888 г. стал одним из первых действительных членов Сербской королевской академии.

http://pravenc.ru/text/389205.html

   001   002     003    004    005