Сербский преподобномученик диакон Аввакум «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего» Будущий святой мученик родился в 1794 году в Кнез-Поле под Козарой и в крещении получил имя Лепое. Отца его звали Гавриил, а мать Божаной. Первые уроки благочестия он получил в доме родителей, желавших всем сердцем, чтобы их единственный сын был посвящен на службу Богу. Когда мальчик подрос, мать повела его в монастырь Моштаницу. У ворот монастыря их встретил игумен обители отец Геннадий, приходившийся им родственником. Когда он был женат на тетке Лепое, но овдовев принял монашеский постриг и поселился в монастыре. С собой он привел и своего сына Стояна. Подивившись красоте и благородству юноши, напоминавшего прекрасного Иосифа, игумен сразу же принял его в обитель. Добрая мать-вдовица не хотела расставаться со своим единственным сыном и тоже осталась прислуживать при монастыре. Лепое быстро освоил грамоту и изучал божественные книги. Он научился церковному пению, и день и ночь славил Творца своим прекрасным голосом по слову псалмопевца: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс.25,8). Преуспевая в добродетелях и послушании, юноша вскоре сподобился ангельского чина, получив в постриге имя Аввакум. По достижении им 18 лет, митрополит Пакрацкий Иосифом Йованович-Шакабенда рукоположил его в сан диакона. Аввакум со слезами возблагодарил Бога за то, что Он удостоил его высокого служения и сподобил предстоять перед Святым Престолом. Так на нем сбывались слова апостола Павла: «Никто да не пренебрегает юностию твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12). Но мир и благоденствие в обители продлились совсем недолго, и вскоре пришли тяжелые испытания. В 1809 году сербы Боснийской Краины, где располагался их монастырь, под влиянием восстания Карагеоргия в Сербии, тоже поднялись на борьбу с турками. Произошел так называемый Янчичев мятеж, жестоко подавленный вскоре. Турецкие насилия вынуждали многих сербов скрываться в лесах и горах. Родной отец Аввакума был схвачен турками с другими восставшими и казнен.

http://pravoslavie.ru/40650.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ I [серб. Akcehmuje], митр. Захумско-Герцеговинский Печского Патриархата (1727-1736). Время его служения определяется по упоминаниям, сохранившимся в документах: впервые упоминается под 1727 г. в связи с посещением Житомисличского монастыря Печским Патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой), взявшим здесь Цветную Триодь для совершения богослужений Т. 2. 2510); в 1728 г. в приписке к Октоиху, сообщавшей о покупке книги у некоего Антония Довольца (Там же. 2519); в 1729 г. диак. Константином, поновлявшим ноябрьскую Минею в Плевлянском мон-ре Св. Троицы (Там же. Т. 2. 2534); вместе с именами Патриарха Арсения IV и митр. Дабро-Боснийского Мелетия в одной из приписок, извещающей о завершении строительства ц. святых архангелов Михаила и Гавриила в Сараеве (Там же. Т. 2. 2555). Последнее упоминание А. под 1736 г. помещено в поновлявшейся рукописной книге Плевлянского мон-ря Св. Троицы (Там же. Т. 2. 2681). Ист.: Записи. Т. 2. 2510, 2519, 2534, 2555, 2681. Лит.: Српски j ерарси. С. 9-10. Савва, еп. Шумадийский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62816.html

У поставци, овога пута дошло до измена у самом експоната, су овога пута у збирним витринама по природи. Тако читава прва соба сталне поставке и део друге приказу црквеног текстила. Одмах у витрини изложена Лонгинова плаштаница (темпера на платну) као припрема за златовез из XVI века. Затим следе руком цртани антиминси, плаштанице и аери XVI-XVII Уз су и врхунски примерци златовезених текстилних утвари XVIII – XIX века насталих из руку вредних су делале на Карловачке попут Ане и У посебном делу витрине са наруквицама изложен и примерак цариградских наруквица из XV Изложен и комплетни орнат од златотканог броката, са златовезеним у од новосадских радионица црквених утвари, а припадао архиепископу Стефану (1790-1836). У соби сталне поставке могу се видети врхунски примерци у златовезу из XV- XVII су припадали ризницама манастирима Дечани и Крка и Српске Православне Цркве. Уз збирку орара и XVI- XVIII, изложена су и жезла од метала, дрвета (жезло се инронира Српски у техници и у слоновачи припадало IV Шакабенти (осликан и на портрету). У збирци митри приказана од израдила (из рода у XVI веку, као и митра III – дар руских поклоника из Москве 1697. године. соба теми – црквеноуметнички предмети од метала. Ту збирка предмета у виду напрсних крстова од VII до XII века, од бронзе и сребра. Уз су ручни крстови за у техници дуборез-оков од сребрног па лима са бисерима, коралима и полудрагим XVI – XVIII века, су чувани у ризницама фрушкогорских манастира. техници и изложени, престони крстови су импозантни они припадали и манастиру Дечанима, и у себи носи крст цара Душана. Иста техника се као украс су изложене у витрини. У су изложена и два енколпиона из XII и други XIV века. Вотиви из XIX су се нашли експонатима на поставци. Иза овога се нижу путири, дискоси, кивоти, рипиде, дарохранилнице, кадионице, звездице, и кашичице, неки од настали из београдске радионице, затим оне у Смедереву, али и из руку даровитих и златара попут Павла Дмитра из Липове, и Луке из Николе из Кондо Вука и из

http://pravoslavie.ru/124615.html

После литургии викарий пригласил к патриаршему столу и меня. Это было довольно ощутительным контрастом – обедать в обстановке карловацкого патриарха по сравнению с мильковской нищетой и теми обетами, которые я только что произнес. Не могу не остановиться на обстановке патриаршего двора в Сремских Карловцах. До того я никогда не был внутри этого дворца, а только созерцал его извне. Дальше покоев митрополита Антония я не проходил. Во дворе усадьбы стояла «старая патриархия», гораздо более скромная и уютная. А большой дворец с его широчайшими коридорами, колоннадами, лестницами, скульптурными изображениями, покоями и пр. совсем не гармонировал с понятием об архиерейском доме. Не знаю, каковы были покои митрополита Санкт-Петербургского или Киевского в их лаврах, но с уверенностью предполагаю, что той мирской роскоши, бутафории и пышности там не было. Здесь Габсбурги решили польстить Православию, задобрить большую часть своих подданных, из коих очень многие спасались, как эмигранты в их владениях от зверства турок. Великое переселение сербов православных имело место, как известно, в XVII и XVIII вв. при печских патриархах Арсении III Чарноевиче и Арсении IV Шакабенте. Габсбурги отдали фрушскую гору в Среме для устройства на ней «Сербского Афона». Свыше 15 монастырей расположились в живописных равнинах и на склонах этой привлекательной, лесом и виноградниками покрытой горы, вернее невысокого, длинного (верст на 40) холма. Там цвели мужские монастыри, с богатыми угодьями, образцовым хозяйством, прекрасной обстановкой, богатыми библиотеками, в прочно построенных корпусах и сводчатых келиях. В наше время все это сохранилось. Не было только одного... монахов. Это была не пустыня, а пустые здания. В лучшем случае жили в этих трехэтажных монастырях игумен и один-два послушника, «искушеника». Это было жалкое свидетельство о былом богатстве и расцвете духовной культуры. Центом, вокруг которого эти монастыри процветали, была Патриархия в Карловцах. Там уже не богатство, а просто дворцовая роскошь бросалась в глаза. Патриаршие покои на втором этаже были переобременены роскошными и пышными украшениями. Покои отдельных митрополитов и архиереев, приезжавших на соборы, и трапезная также поражали своим убранством. В столовой стоял очень широкий обеденный стол, накрытый скатертью с ткаными гербами. Посуда и хрусталь с гербами патриархов. Лакеи в форме. Тонкие блюда, хорошее местное фрушкогорское вино. После обеда в соседней комнате подавалось кофе. Монастырского уклада, конечно, никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Народные юбилейные торжества перенесены были, по случаю трагической кончины итальянского короля Гумберта 973 , на 6 декабря, день именин юбиляра 974 . В этот день председатель государственного совета воевода Божо Петрович, окружённый представителями государственных учреждений, сановниками и дипломатическим корпусом, произнёс в народном зале дворца речь князю, прося его принять за свои заслуги по поводу сорокалетнего славного княжения титул королевского высочества, с распространением епископы ставились печскими патриархами и подпадали под их власть. В половине 1694 г. император Леопольд I признал и подтвердил своим указом всех сербских епископов в Венгрии, коих предложил ему в своём прошении патриарх Арсений III. А дипломом от 4 марта 1695 г. император Леопольд дал патриарху Арсению III в пользование целый пожежский и сремский округ с тем, чтобы он основал свою резиденцию в одном из монастырей: Ореховице или Берднике. Но он не имел постоянной резиденции, а проживал в различных местах (Св. Андрее, Ковине, Сирче, Опове и Сечуе) и скончался в Вене 27 октября 1706 г. 1708 года народный конгресс избрал в митрополита сербского Исаию Дьяковича, а митрополичьей резиденцией назначен был монастырь Крушедол. При митрополите Викентие Поповиче (1713–1725) резиденция митрополита перенесена в Карловицы, где находится и ныне. По пожаревацкому миру от 10 июля 1718 г. под власть императора Карла VI подпали не только нижний Срем и Банат, но и Сербия до Моравы и Валахия до реки Алуты. Тогдашний митрополит белградский Моисей Петрович утверждён архиепископом и митрополитом в Сербии, а после смерти митрополита Карловицкого Викентия Поповича (23 октября 1725) избран был на конгрессе 7 февраля 1726 г. Моисей и в архиепископа и митрополита Карловицкого и белградского, а равно после его смерти (27 июля 1730 г.) и его преемник Викентий Иоаннович 22 марта 1731 г. После смерти Викентия Иоанновича 6 июня 1737 г. управлял митрополией, перешедший из Печи патриарх Арсений IV Иоаннович Шакабента, которого Мария Терезия от 21 октября 1741 г. признала патриархом и митрополитом над всем духовенством и народом сербским в её землях. Его преемники не носили титул патриарха. Только 1 мая 1848 г. сербская скупщина в Карловцах избрала архиепископа и митрополита Иосифа Раячича сербским патриархом, и 3 декабря 1849 г. император Франц Иосиф I утвердил это избрание. IX-й статьёй венгерского закона от 1868 г. достоинство сербского патриарха было подтверждено, и с того времени архиепископы Карловицкие и митрополиты сербские называются и сербскими патриархами. Привилегией императора Леопольда I от 4 марта

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Софроний Подгоричанин, бывший епископ пакрачский. Избран 27 мая 1710 г., умер 19 сентября (по Мушицк., и кажется вернее, 7 января) 1711 г. 4) Викентий Попович, бывший епископ будимский или офенский. Избран 6 мая 1713 г., умер 23 (у Мушицк. – по одним 24, по другим 9) октября 1725 г. В 1724 г. была перенесена архиепископская кафедра из монастыря Крушедол в отнятый австрийцами у турок в 1717 г. нынешний престольный город сербского княжества Белград (Раича IV, 196, в Arkiv’e Сакцинского IV, 185). 5) Моисей Петрович, бывший митрополит белградский. Избран 6 марта 1727 г., умер 27 июля 1730 г. В самом начале его правления в 1727 г. австрийское правительство, желая принудить православных сербских епископов принять унию с Римом, отняло у них право собирать десятину с своих пасомых и отдало эту последнюю, католическим и униатским епископам (архим. Арсений ibid. стрр. 239 и 230). Архиепископ этот известен тем, что положил основание школьному делу между австрийскими сербами, основав школу в Белграде, учитель для которой был вызван из Москвы (некий Максим Суворов). Священникам сербским, которые дотоле одевались как и все миряне, он предписал носить рясу и вообще назначил для них форму (у Н. Попова ibid. стр. 283) 348 . 6) Викентий Иоаннович, бывший епископ арадский. Избран 7 марта 1731 г., умер 6 июня 1737 г. В 1733 г. он устроил в Карловце сремском гимназию для образования сербского юношенства, при чем некоторые из учителей были вызваны из нашего Киева (Эммануил Козачинский, сделанный префектом гимназии, магистр Иван Миницкий и другие), а также латинские школы в городах Карловце, Белграде, Осеке и Дале (у Чanлobuчa Slavonien II, 232, у Н. Попова  ibid. стр. 283, у архим. Apcehuя ibid. стр. 231). 7) Арсений Иоаннович Шакебент или Шакабент, бывший пекский патриарх, бежавший из Турции в Австрию в 1737 г. Согласно желанию народа, был назначен правительством в архиепископы, с удержанием лично титла патриарха, 1 октября 1741 г. (Раича IV, 212 fin. sqq); умер 7 февраля (у Мушицк. 6 января) 1748 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки. 18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет. В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты) . В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

     У манастиру се на мермерном трону, као и мошти Св. Никите, и мошти Св. Врача Козме и По речима игумана, не зна се тачно ком пару Св. Врача мошти, али он, сигуран да нису од оних су у манастиру Свети Врачи у Зочишту. -У кивоту, овде у Дубоком потоку, се чува кост од шаке до лакта, четири прста, и делови шаке Св. Врача Козме и На кивоту пише да поп Урош дао новац за душе оца, се са десет кнезова, у време сеобе под Шакабендом, да би убедили народ да остане, а нису имали други начин, утопили се у вир. То самоубиство, али они су до хтели да покажу верност и спрече народ да се одсели из ових и тако народ остао, се иселио. За душе, син, поп Урош дао новац, а израдио кивот за мошти Св. Врача 1819. године. То нам говори да су мошти и пре тога биле у манастиру. Иначе, ми пар Св. Врача. Не зна се тачно, од Св. Врача (пошто има три пара Св. Врача). се да су у Зочишту римских мученика, а ми смо узели да оне 30.октобра, дан пре Св. Луке - испричао нам отац Ромило.      Пресвета Богородица манастирска црква као и се мошти у овом манастиру, су на икони се налази у овоме манастиру, а пред улазном у порту манастира, окруженог брдима и шумом, налази се мала надстрешница, капела, на су зиду насликане фигуре Светих Врача, са великомучеником Никитом како у рукама држи икону Пресвете Богородице са малим Христом у Икона заправо посетиоцима манастира да се у цркви мошти Св Врача и Св Никите, а да црква Богородици.          Манастир Дубоки поток се налази на страни Ибра, три километра северно од Зубиног потока, села Доброшевине и Читлука, на самом изворишту потока по и сам добио назив. Са манастирском црквом, пресвете Богородице, комплекс манастира чини и манастирски конак из 19.века, и, од недавно велика манастирска О цркви се зна да подигнута у 14. веку, али да рушена и више пута: у 16.веку и у половини 18. века. У порти манастира била отворена и прва колашинска световна школа, што улогу манастира у писмености, културе и националне свести код становништва. У периоду манастир био напуштен. Монашко братство са игуманом, архимандритом у манастир дошло на Светог Острошког 2000.године. Од доласка се у манастиру много тога урадило, ал верницима долазе у манастир посебну привлачи иконопис 2012.године. Цркву осликао Милош Рашки, а помагали су му иконописац Горан као и студенти Никола и Манастир Дубоки Поток драгоцену збирку старих српских рукописних и штампаних Триод посни на пергаменту из 14.века; Зборник на папиру из 15.века или почетка из друге четвртине 16.века; Зборник (Панегирик) проповеди на празнике од септембра до новембра из четвртине 16.века. Од ту се чува и сребром оковано из прве половине 19.века и икона Св. Претече.

http://srpska.pravoslavie.ru/108962.html

«Позивамо народ: и сестре, идимо само путем правде и вере и врлине, и витештва, без и освете ма према коме, увек пред Богом, а никад пред па Он, Господ над Господар Бог и али праведни бити са нама. А буде ли Он са нама, кога да се Нека се умилни звуци звона са звоника наших храмова и манастира са молитвом Цркве Православне у срцима и на уснама свих нас: Господе сила, с нама буди, другог Помагача осим Тебе немамо: Господе сила, нас! Амин.» 101 У складу са начелима, на вере да после долази до се посебно прогнаницима. Тог августа 1995. године, готово сав српски народ у нашао се у избегличким колонама. Биле су то избегличке колоне у Европи после Другог светског рата. Страдалном народу Светост речи са речи пуне топлине, али прожете духовним поукама, да се и у тако према свима, па и према односе човечно. Порука Павла прогнанима из Српске 102 пример и витештва, на се Светост често позива, зато вреди у целини ишчитати: У овом часу велике и страдална наша вам се, са молитвом Богу и у вашим као и са речима утехе и Христова реч: «Благо прогнанима правде ради, царство небеско». На правди Бога, ви сте покренути са ваших вековних бруталном и нечовечном силом и кренули у непознато. вам се од нашег народа и од добре из света, драгоцена Но, знамо да то тек кап воде у односу на ваше и овим апелом сву православне Србе у и да учине све што у да вам ублаже бол и тегобни крст изгнанства, молим и све вас, од малог до великог, да не клонете духом, да не малакшете и не паднете у Из знамо, па и из целокупне мукотрпне нашег светосавског народа, да Бог пустити никад од оних могу поднети (1. Кор. 10:13). Наши преци, у време III (1690) и IV Шакабенте (1737), као и многих других наших прогонстава и сеоба кроз векове, бивали су у увек приликама, па су издржали и опстали, и увек изнова васкрсавали и све беде и сва Често им се да било брата у свету, да пожали а камоли да помогне. Данас, и поред све тако. Цео српски народ, а и многи честити у свету, са вама и сви се труде да вам ублаже губитак и Дубоко смо уверени да и правда коначно избити на видело и да Бог дати да се многи од вас врате на препуштена

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

   001    002   003