Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Ненадович), митр. Карловацкий. Портрет. До 1768 г. [Серб. Павле] (Ненадович Петр; 1699, Будим (ныне Будапешт) - 15.08.1768, г. Сремски-Карловци), митр. Карловацкий (1749-1768). Род. в местечке Табан близ г. Будим в семье Ненада (по его имени взял фамилию) и Елисаветы. В Табане учился в серб. и нем. школах, окончил неск. классов лат. школы, затем работал в магистратуре Будима. Благодаря хорошему образованию привлек внимание митр. Карловацкого Моисея (Петровича), к-рый постриг его в монашество с именем Павел, рукоположил во диакона, затем во иерея и назначил экзархом. При митр. Карловацком Викентии (Йовановиче) , в 1732 г., П. стал главным экзархом, а через 2 года был поставлен «уполномоченным, наместником и экономом в Карловцах и Белграде». После смерти митр. Викентия (1737) Карловацкую митрополию возглавил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , при к-ром в 1742 г. П. стал управлять Горно-Карловацкой епархией : имп. Мария Терезия подтвердила его избрание только в 1744 г. В епархии П. боролся против распространения униатства, особое внимание уделял просвещению духовных лиц и верующих. Вместе с еп. Костайницким Алексием (Андреевичем) в 1746 г. в Плашки открыл Центральное уч-ще Горно-Карловацкой и Костайницкой епархий, а в Залужнице - Учительско-богословскую школу. После смерти патриарха Арсения Карловацким митрополитом стал еп. Арадский Исаия (Антонович) . П. был переведен на освободившуюся Арадскую кафедру, но не успел на нее взойти из-за последовавшей кончины митр. Исаии. На соборе 16 июля 1749 г. П. избран митрополитом Карловацким. Главное внимание П. уделял финансовому обеспечению митрополии и развитию духовного образования, в 1749 г. он основал фонд, в к-рый сначала вложил 50 дукатов, а впосл. ежегодно переводил по 10 дукатов. Средства из этого фонда шли на содержание созданной П. Покровско-Богородичной школы (1749-1769), в которой обучались и дети, и священнослужители. Благодаря его усилиям открылось еще неск. школ, а для повышения уровня образования верующих в храмах стали проводиться обязательные уроки после богослужений. В этих школах часто преподавали рус. учителя по рус. учебникам, что вызвало даже смену сербско-слав. языка в богослужении на русско-славянский.

http://pravenc.ru/text/2578495.html

Женский монастырь Крушедол Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) — женский монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на склонах Фрушка-горы в общине Ириг Сремского округа Воеводины. Содержание История [ править править код ] На склонах Фрушка Горы близ села Ириг в спокойном месте находится древний монастырь, окруженный парком с каштановыми деревьями. Монастырская церковь Благовещения Богородицы была возведена в 16 веке, в период 1509-1512 г., Джорджем Бранковичем ( епископом Максимом ), сыном деспота Стефана Слепого и Ангелины Бранкович при содействии Влашского князя Басараба. Монастырь является резиденцией Сремской епархии. Первый большой ущерб монастырю был нанесен в 1690 г. Еще тяжелее пришлось монастырю в 1716 г., когда турки сожгли монастырь вместе с мощами Бранковичей. Монастырь был восстановлен в 1756 году. Храм имеет базис трилистника с полукруглой апсидой в стиле средневековой Моравской школы. Колокольная, которая не связана с церковью, была возведена в 1726 г. Над входом в храм, на наружней стене, располагаются фрески Страшного Суда. Одна из ценностей монастыря – его иконостас XV века. Он насчитывает 36 икон, которые являются прекрасным примером византийской иконописи. Под иконостасом находится реликварий, в котором хранятся остатки мощей Бранковичей (епископа Максима, Стефана, Йована и Ангелины). Их достают только во время больших праздников. В монастыре есть часовня Святого Максима 1722 года, а также ценная коллекция икон, картин, старых рукописей, книг, мебели и декоративных предметов. Монастырские помещения окружают церковь со всех четырех сторон. Сегодня монастырь привлекает внимание как мавзолей. Там похоронены рядом Бранкович и Патриарха Арсений III Чарноевич у порога церкви, а напротив входных врат в стену встроено надгробие. Там же упокоен митрополит Исаия Дакович, Патриарх Арсений IV Йованович Шакабента (в мраморном саркофаге в притворе справа), граф Джордже Бранкович (в полу с левой стороны), герцог Стефан Шипликац, княгиня Любица Обренович (в полу в середине притвора) и король Милан Обренович (в княжеской могиле). Слева от двери на стене надгробная плита короля Милана. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Месич Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Месич (серб. Манастир — женский монастырь Банатской епархии Сербской Православной Церкви в селе Месич общины Вршац Южно-Банатского округа Воеводины. Памятник культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Существует три легенды об основании монастыря. Согласно первой из них, обитель была основана в 1033 году учениками святых Кирилла и Мефодия . Согласно другой, монастырь основал в 1225 году хиландарский монах Арсений (Богданович), назначенный игуменом этого монастыря святым Саввой Сербским . Последняя гласит, что обитель основана деспотом Иоанном Бранковичем в конце XV века. Первым письменным упоминанием этого монастыря является катастих Печской патриархии за 1600-1666 года. В монастыре Месич находилась резиденция епископа Вршацкого Спиридона (Штибицы). В 1716 году турки разрушили монастырь и убили его насельников. После заключения Пожаревацкого мирного договора в 1718 году в Месич пришёл крушедольский иеромонах Моисей (Стефанович) и ещё несколько братьев. Ему удалось заручиться поддержкой российской императрицы Елизаветы Петровны, повелевшей выделять монастырю 300 рублей в год. Также он привёз из России множество книг, икон и богослужебной утвари. В 1738 во время очередной австро-турецкой войны монастырь снова был разрушен, но уже в 1743 году он восстановлен игуменом Моисеем (Стефановичем). Тогда же монастырский храм был расписан художниками Петаром, Андреем и Йованом. С 1777 года настоятель монастыря носил титул архимандрита, что свидетельствует о важности монастыря. Первым архимандритом был Иоанн (Фелдвери-Йованович) с 1777 по 1785 год. В 1788 году монастырь был опять разрушен турками. Братия во главе с архимандритом Моисеем (Валевичем) и помощью епископа Иосифа (Йовановича-Шакабенты) приступила к восстановлению обители в 1792 году, но уже в 1793 году архимандрит Моисей умер. Восстановление монастыря было закончено в 1798 году. С 1840 по 1846 год был построен новый братский корпус. В 1892 году монастырь пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1341 г. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского , святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Г. манастира Леснова//ИЧ. 1977. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом . В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) . В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому . К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений IV, Патриарх Печский (Йованович-Шакабента; 1698, Рашка, Сербия - 7.01. 1748, Сремски-Карловци), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. В 1718 г. стал митр. Рашским, экзархом и помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) , к-рый еще при жизни назначил А. преемником. Во время своего предстоятельства А. продолжил дело Патриарха Арсения III (Черноевича) - борьбу за освобождение серб. народа от тур. владычества: до начала австро-тур. войны в Вене вел с военными и политиками переговоры о восстании против Оттоманской Порты, во время военных действий призывал сербов к восстанию. После поражения австр. войск был вынужден покинуть Печскую Патриархию и эмигрировать в Австрию. Своей резиденцией А. выбрал Сремски-Карловци. В 1737 г., после кончины митр. Карловацкого Викентия (Йовановича) , стал администратором вдовствующей Карловацкой митрополии . Дипломом от 1 окт. 1741 г. австр. императрица Мария Терезия не только подтвердила Патриаршее достоинство А., но и поставила его духовным главой сербов в Габсбургской империи. Откликнувшись на просьбу А., имп. Мария Терезия 18 мая 1743 г. подтвердила привилегии, к-рые даровали серб. народу ее предшественники, но 1 дек. 1746 г. императрица уведомила Патриарха, что народно-церковные соборы не могут созываться без монаршего разрешения и в отсутствие имп. комиссара. А. построил в Сремски-Карловци новую Патриаршую резиденцию (сгорела в 1788), где разместились созданные им ДС и часовня св. Трифона. А. похоронен в Крушедолском мон-ре. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у XVIII веку//Гласник историског друштва у Новом Саду. Сремски Карловци, 1931; Српски jepapcu. 1996. С. 33-34. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Райович; ок. 1665, Тырговиште (ныне в Румынии) - 1726, мон-рь Печская Патриархия (ныне Косово и Метохия)), патриарх Печский в 1712-1725 гг. Монашество принял в монастыре Милешева . Был экклесиархом мон-ря Печская Патриархия, в 1704 г. патриархом Печским Каллиником I хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Рашской епархии (см. в ст. Рашско-Призренская епархия ). В 1709 г. участвовал в хиротонии Дабро-Босанского митр. Моисея (Петровича ; впосл. митрополит Белградский), с которым затем поддерживал дружеские отношения. 6 окт. 1712 г. избран Печским патриархом. Совершил каноническую визитацию Печской Патриархии, в т. ч. посетил Боснию и Герцеговину, Далмацию и г. Самоков. Добивался от османских властей разрешения на ремонт храмов и мон-рей, защитил от разбора на стройматериалы полуразрушенный мон-рь Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар. Помогал монахам из афонского мон-ря Хиландар, к-рые приходили для сбора милостыни. После заключения Пожаревацкого мира 1718 г. и присоединения Сев. Сербии с Белградом, области Банат и М. Валахии к Свящ. Римской империи в 1721 г. М. признал автономию Белградской митрополии (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ) во главе с митр. Моисеем (Петровичем). В 1718 г. насельник афонского монастыря Ивирон мон. Тимофей купил султанский берат на Печский Патриарший престол, но М. за неск. недель смог заручиться поддержкой ряда вост. патриархов. В результате на соборе в К-поле 21 июля 1718 г. мон. Тимофей был предан анафеме, а султан утвердил М. на Печском престоле. В 1725 г. М. передал престол Печской Патриархии митр. Рашскому Арсению (см. Арсений IV (Йованович-Шакабента) ), к-рого в 1716 или 1718 г. избрал своим преемником. Лит.: Руварац И. Рашки епископи и митрополити//ГСКА. 1901. 62. С. 1-46; Ucmopuja. 1991. 1. С. 351-353; Српски jepapcu. 1996. С. 332-333. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии

http://pravenc.ru/text/2563980.html

После Белградского мира (1739) Олтения вернулась в состав Валахии, а Рымникская епископия - в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии. При этом правосл. население Страны Бырсы осталось в ведении Карловацкой митрополии, каноническое пространство к-рой также находилось в пределах Габсбургской монархии. В это время в Н. с. ц. служил сын прот. Василия Грида Евстафий (1721-1767). Первоначально он занимал должность учителя в школе Н. с. ц., 6 сент. 1721 г. в Бухаресте был рукоположен во иерея и служил в Н. с. ц. 24 февр. 1732 г. был назначен «исправником» Брашовского благочиния, что должно было послужить поддержкой престарелому прот. Флоре. В 1742 г. серб. патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) возвел его в сан протоиерея. Стараниями прот. Евстафия был воздвигнут 2-й этаж школы. В своей деятельности он опирался на поддержку валашского и молдав. господарей, также ему удалось добиться покровительства российской имп. Елизаветы Петровны . В 1744 г. он побывал в С.-Петербурге и просил у Елизаветы Петровны заступничества перед австр. имп. Марией Терезией, проводившей униат. политику. Российская императрица обещала помочь и одарила прот. Евстафия б-кой (Напрестольное Евангелие, Воскресное Евангелие, Типикон, Апостол, Требник, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, Толковая Псалтирь, годовой цикл Минеи и Пролога, том сочинений кард. Барония Цезаря, по 10 экз. Ирмология, Служебника, Катехизиса и Букваря; нек-рые из этих книг сохр. в архиве церкви Н. с. ц.), а также разрешила провести в С.-Петербурге и др. российских городах сбор денег в течение 3 месяцев (общая сумма сбора составила 13 тыс. флоринов). На 6-й странице подписного листа рукой императрицы было указано о пожертвовании ею 2500 р.; 200 р. пожаловал вел. кн. Петр Феодорович ( Dragomir. 1920. P. 205; Pervain. 1958. P. 28). На эти средства прот. Евстафий возвел над притвором Н. с. ц. башню с часами, в церкви был установлен новый иконостас и проведены др. работы, были куплены литургическая утварь и облачения. С 1 сент. 1748 г. по инициативе прот. Евстафия при Н. с. ц. стали проводить регистрацию рожденных, крещеных, венчанных и усопших, что впосл. позволило составить довольно точную статистику региона. Т. о., напр., стало известно, что во время посещения Н. с. ц. еп. Дионисием (Новаковичем) в 1761 г. в Шкеях проживали 1763 мужчины и 1893 женщины правосл. вероисповедания и ни одного униата. Однако давление со стороны местных и центральных властей усиливалось, это привело прот. Евстафия к болезни и смерти (3 мая 1767) ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Его именем в Шкеях названа ул. Подул-луй-Грид (Podul lui Grid - Мост Грида).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

усташами и в 1942 г. увезены в Загреб; нек-рые реликвии были уничтожены, несколько было возвращено в К., но большинство попало в музеи, напр. в Музей СПЦ в Белграде. В К. была богатая б-ка и, возможно, скрипторий, но известно лишь о переписанных здесь 2 помянниках. В б-ке хранились Евангелие свт. Максима (1514), Евангелие в серебряном окладе (1543), Жития святых (1533) и 7 богослужебных печатных книг, подаренных в 1651 г. рус. царем Алексеем Михайловичем,- всего, согласно описи нач. ХХ в., 88 книг, большинство из них сейчас хранится в Музее СПЦ ( С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914; Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 145-146). После второй мировой войны К. был возобновлен как жен. мон-рь. В 1959-1963 гг. в нем под надзором органов гос. безопасности находился Варнава (Настич) , еп. Хвостанский. В 1969 г. в К. жили игумения, 3 монахини и 4 послушницы, в 1996 г.- 3 монахини и игумения. В нач. XXI в. К. стал муж. мон-рем. В 2009 г. в честь своего 500-летия мон-рь был награжден орденом СПЦ св. Саввы 1-й степени. Из братии К. вышли мн. иерархи СПЦ: патриарх Сербский Самуил(Маширевич ; 1864-1870), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович (; 1939-1941), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич ; 1938-1941) и др. После того как в 1706 г. в храме К. перезахоронили прах патриарха Арсения III (Черноевича) , а в 1708 г. похоронили митр. Крушедольского Исаию (Джаковича), он превратился в серб. национальный некрополь. Здесь похоронены патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , митрополиты Карловацкие Иоанн (Джорджевич) и Викентий (Попович) , Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) , еп. Горно-Карловацкий Петр (Йованович) , серб. кор. Милан Обренович, а также общественные деятели. Лит.: Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Д. Путеви српског барока. Београд, 1971; он же. Крушедол. Нови Сад, 2008; С. Фреске XVI в. у цркви манастира Крушедола. Београд, 2000; Штрасер П. Ктитори и приложници манастира Крушедол. Сремски Карловци; Београд, 2000; В. Манастир Крушедол. Нови Сад, 2007; М. Манастир Крушедол. Београд, 2008. 2 С., Ж. Царска лавра манастир Крушедол у Срему, 1509-2009. Београд, 2009. О. А. Кузеванов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462077.html

В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич ; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента) , в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен. Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв. С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами. Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямПершина Н. С. ИОАСАФ II//Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. http://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002