21 авг.), Ризкалла ибн Наба Триполийский († 1477, пам. 1 февр.), мч. Антоний-Равах Дамаскин († 799 или 805, пам. 19 янв.), Антиохийский патриарх Христофор († 967, пам. 21 мая) и др. 9 окт. 1993 г. Свящ. Синод Антиохийской Церкви принял решение о К. сщмч. Иосифа Дамаскина († 1860, пам. 10 июля). В 2002 г. в одной из рукописей Баламандского ун-та в Ливане (Balamand. 149) были обнаружены свидетельства церковного почитания (13 окт.) сщмч. Иакова, свящ. мон-ря Хаматура (кон. XIII в.). Очень скоро по благословению Синода Антиохийской Церкви ему была составлена служба, написана икона, его имя восстановлено в месяцеслове Антиохийской Церкви. В 2008 г. были обретены останки, предположительно принадлежавшие сщмч. Иакову. В новейший период Антиохийской Церковью были прославлены сщмч. Николай Хашех († 2 авг. 1917) и его сын сщмч. Авив (Хабиб) Хашех († 16 июля 1948). Свт. Савва и прп. Симеон Мироточивый. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны мон-ря Студеница, Сербия. 1313–1314 гг. Свт. Савва I Сербский стал почитаться святым практически сразу по преставлении. Поскольку первоначально он был похоронен в Болгарии, кор. Сербии св. Стефан Владислав I (1234-1242) и архиеп. свт. Арсений Сремац приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию. Перенесение мощей в 1237 г. из Тырнова в мон-рь Милешева сопровождалось многочисленными исцелениями; в честь этого события тогда же было установлено празднество 6 мая. Вначале мощи положили во гроб, но вскоре св. Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где они находились до 1594 г. Большинство источников утверждают, что 27 апр. 1594 г. великий везир Османской империи Синан-паша увез святыню в Белград и там сжег на холме Врачар. Др. источники называют более поздние даты сожжения мощей свт. Саввы: 1667, 1687, 1688, 1689, 1692 и 1697 гг. Офиц. К. святителя, точнее, ее каноническое оформление в СПЦ, состоялась только в 1774 г. ( Л. культова првих моштиу Светог Саве. Београд, 1997. С. 197; Ж. Свети Сава: мит у истории, историа у миту. Рача, 2004. С. 160). Прославление свт. Арсения Сремаца относится к 1285 г., когда в Сербию вторглось татар. войско и подошло к Печской обители, где был похоронен свт. Арсений. Чудесное явление огненного столпа над мон-рем и видение ангелов устрашили татар, и серб. войско, воодушевленное видением, одержало победу. Серб. короли Драгутин и Милутин и весь народ приписали чудо предстательству свт. Арсения и установили ежегодно совершать его память. Центром почитания свт. Саввы II первоначально был Печский мон-рь, где почивали его мощи. Житие свт. Саввы II было составлено до 1330 г. В Житии сообщается, что память преставления святителя совершается ежегодно 8 февр. Иконописные изображения свт. Саввы, сохранившиеся на фресках в мон-рях Студеница, Арилье, Сопочани и Ораховица, а также в Печском мон-ре над его гробницей (успение свт. Саввы), относятся к XIV в.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

II. «Блажени плачущии...» II-я ступенька ( Мф. 5:4 ). Откуда пришли слезы в мир?... «...вся добро зело...» ( Быт. 1:31 ). Грех – падение – слезы – плач об Отечестве небесном, родина, удаление от Бога – оскорбление Бога... † Плачь, христианин, о попрании Крови Христовой... † Эти слезы ублажает Господь... Примеры блаженного плача: Адам – ап. Петр – Давид-царь – прп. Ефрем Сирин – Арсений Великий – Феофил еп. Киев. Печ. – платок, смоченный слезами... † Что делают слезы? Омывают душу, угашают геенну, утешают, умилостивляют Бога... † Не все слезы служат во спасение. В гордости – плач от обиды, злобы и бессилия... † Как приобрести слезы ублажаемые Господом? а) размышление о грехах, удаляющих нас от Бога, б) Страшный Суд – Ефрем Сирин – оскорбляем Господа при Его благодеяниях к нам... Молитва о слезах: «Господи, даждь ми слезы, память смертную и умиление...» Братие! Будем плакать здесь, на земле, дабы не плакать нам вечно за гробом. † Принесем Господу слезы – и получим утешение. † Омоем ими душу – и чисты будем – омоем сердце и Бога узрим. † Угасим слезами геенну и блаженство наследим. «Блаженни плачущии, яко тии утешатся». Аминь. III-я заповедь: «Блажени кротцыи...» – III-я ступень лествицы духовного восхождения ( Мф. 5:5 ). † Кротость выражается в терпеливом перенесении обид... † Надо побороть в себе страсти: гордость, тщеславие, самолюбование, пьянство и другие. † Почему кротции «наследят землю»? Здесь наследницы Царства Божия... † Примеры кротости: ИИСУС ХРИСТОС – Св. Спиридон – Св. Тихон Задонский – прп. Серафим Саровский – прп. Макарий Ег. † Действие слова кроткого... «На кого посмотрю? На кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих...» ( Ис. 66:2 ). IV-я заповедь: «Блажени алчущии и жаждущии правды...» – IV-я ступенька ( Мф. 5:6 ). 1 . Аналогия: голод и жажда... 2 . Что есть " правда»? а) исполнение заповедей Господних... б) жизнь добродетельная... в) Захария и Елисавета... «...оба они были праведны пред Богом» ( Лк. 1:6 ). 3 . Праведность Адама... 4 . Раскаяние возбуждает чувство жажды праведности (оправдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

– Геройство не всегда бывает святым, ибо оно может быть вызвано порывом гнева и ненависти. А запреты – это лишь одно из многих средств для достижения святости. Преподобные, например, уходили в пустыню или неотлучно жили в монастыре, чтобы их ничто не отвлекало от молитвы. Но было много святых и из среды людей, которые жили в миру, в шумных городах и при этом имели богатство и власть. – Возможно ли жить свято в наши дни? – Дерзну утверждать, что и ныне многие люди неосознанно стремятся к святости. Ведь все хотят совершенствовать себя в различных областях жизнедеятельности. Кто из нас не хочет быть добрым, любящим, сильным, мужественным, мудрым? – Разве это тоже относится к святости? – Да, без мудрости, мужества и любви никто не может стать святым. Проблема современных людей лишь в том, что в силу своей греховности и действия до сих пор живучей атеистической пропаганды (лишь в другой форме – через СМИ), значительная часть людей желает совершенства, но без Бога. Многим кажется, что им их собственных интеллектуальных и физических сил для полноценной жизни достаточно, а если следовать заповедям Божиим, ходить в храм, поститься, то это сильно ограничит их свободу. Они боятся, что это не даст им возможности получать все радости жизни. Вот так незаметно для себя человек и отклоняется от цели – святости. – Но разве само духовенство не дает повода для ищущих его? Разве священно- и церковнослужители своим поведением не смущают и не отталкивают от церковной жизни многих сомневающихся людей? Взять хотя бы последние недавно нашумевшие в СМИ скандалы, в которых замешаны клирики. – Чего греха таить, если бы мы были все святые, то давно все люди покаялись бы и жили как в раю. Но даже среди апостолов оказался Иуда, а в первой идеально устроенной христианской общине смертным грехом согрешили Анания и Сапфира. И на протяжении всей истории Церкви со стороны ее служителей вносился и до сих пор вносится в среду мирян великий соблазн. Вспомните, какой великий соблазн внес в IV веке александрийский пресвитер Арий, затем Константинопольский патриарх Несторий. Задумайтесь, от кого пострадал (от православной царицы и своих же собратьев епископов) святитель Иоанн Златоуст, а позже прп. Максим Исповедник. А какие страшные искушения претерпели на Руси от православной царской и духовной власти прп. Максим Грек, свт. Филипп Московский, свт. Арсений Ростовский.

http://pravoslavie.ru/94906.html

Они обречены на вечное отчуждение и одиночество, и им некому даже поведать о своём страдании! 5. Спасённые, знают ли они один другого? Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители ( Лк.16:9 ), – говорит Господь. Сам Иисус Христос свидетельствует о том, что души в иной жизни знают друг друга, общаются, беседуют между собой. Это пережила и собственными глазами видела монахиня Софиана, побывавшая в том мире. «Там я увидела своего отца иерея Иоанна и свою мать Анастасию, как и свою сестру, умершую ранее» (Прп. Никодим Святогорец . Великий Синаксарист, Август, с. 112). Наши святые жили в радостном ожидании, что на небесах встретят любимых ими. Прп. Антоний при жизни хотел встретить своего сподвижника Пахомия, но не смог, но был уверен, что увидит его в иной жизни: «Поистине, много раз я хотел увидеть его лично, но, видимо, не был достоин. Однако в Царствии Небесном мы увидим один другого, как и прочих святых отцов». Помнят ли они о нас? В упомянутом в начале книги случае усопший просит своего друга адвоката помочь его жене получить наследство. Но прежде всего праведники в Раю (как и грешники в аду, т.е. все усопшие) заботятся, всей душой переживают о спасении своих близких, которых они оставили на земле. «Уходи, уходи отсюда! Кто тебя звал меня причащать? Я атеист и умру атеистом»! – сказал один умиравший русский священнику, пришедшему ночью его причастить. «Но я не сам пришёл к тебе! Меня привела сюда старушка, которая изображена на фотографии над твоей кроватью», – ответил священник. Это была мать умиравшего, почившая много лет назад! (Прот. Дмитрий Дудко. На перекрестье. М., 1994). А сколько других матерей заботятся о своих детях на Небе, молятся об их спасении! Усопшие не забывают добра, сделанного тобой им, когда они жили на земле ( Лк.16:9 ). И они молятся ко Господу! «Помоги своему ближнему, чтобы он молился о тебе, когда отойдёт ко Господу, – и будет тебе благо», – говорил преподобный Арсений Великий (Евергетин, гл. 39, 3). «Я и отсюда, где теперь нахожусь, буду посылать тебе свою молитву», – сказала в видении умершая мать своей дочери Анастасии З., которая с сердечным участием ухаживала за ней в старости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ростовские свв. Описания иконы Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патри[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2006.] Собор Ростовских святых. Полещук А. (выпускник Иконописной школы 2006 г.). Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Церковь Введения Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Ростов Великий. Файл 9678.jpg:   Размер: 779x1200, 0.93 MPix, 215 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (241) , (3) . Описание: [Ростов. XV.] Ростовские святые (свт. Леонтий, Исаия, Игнатий Ростовские, прпп. Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский с блж. Максимом Московским и Исидором Ростовским). Икона. Ростов. Конец XV - начало XVI века. 71 х 66. РЯХМЗ. Ростов Великий. Файл 9679.jpg:   Размер: 871x1200, 1.05 MPix, 240 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Боголюбская с припадающими Ростовскими святыми (слева направо/по диагоналям/: свтт. Леонтий, Исаия, Игнатий, блж. Исидор и свт. Иаков, прп. Авраамий, св. Иоанн, прп. Петр.). Икона. Русь. XVII в. Этой иконой встретили св. Димитрия Ростовского.

http://pravicon.com/icon-2799

Первое является необходимой подготовкой для второго (При. Иоанн Кассиан Римлянин . Творения. Собеседование XIV); последнее без умерщвления страстей невозможно. Удобнее всего такое освобождение от страстей достигается безмолвием и уединением, хранением сердца и блюдением ума, то есть непрестанным вниманием к внутренним душевным движениям с покаянным настроением, частыми слезами, памятью о Боге и частым повторением Иисусовой молитвы. Высоты созерцания достигали очень немногие, как, например, прпп. Антоний Великий , Арсений Великий , Иоанн Лествичник и т. д. В XIV в. главным центром созерцательного подвижничества был Афон, а высокими представителями созерцательной жизни – его подвижники: свв. Григорий Синаит , Григорий Палама и др. См.: Παπαμιχαλ Г. «Αγιος Γρηγριος ΥΙσλαμ,ας. Πετροπολη; ’Αλεξνδρει. 1911. Σ. κα – κρ, 44–48. – Примеч. пер. Афонские подвижники в древности на себе переносили тяжести, из подвижнических видов чуждаясь помощи животных. См.: Помяловский И. Житие прп. Афанасия Афонского . СПб., 1895. – Примеч. пер. В Древней Греции, в г. Олимпии в Элиде, в честь Зевса через каждые четыре года совершались разные состязания, известные под именем Олимпийских игр. Оказаться победителем на них и получить в награду лавровый венок для грека было верхом желаний. Выступлению на Олимпийских играх предшествовала долгая тренировка, приготовление, а перед самым выступлением борцы намащались. Святые отцы, следуя за апостолом Павлом ( 1Кор. 9:24 ), сравнивают с Олимпийскими играми подвижничество, борьбу с диаволом (см.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседование XIV). – Примеч. пер. Андроник II Палеолог родился в 1281 г., царствовал до 1328 г., скончался в 1332 г. См.: Введение. Римское царство – Византийская империя. В древности – страна на север от Македонии, в рассматриваемое время – особая византийская область (фема) к северу от Фессалоники, между Эгейским и Черным морями. – Примеч. пер. Ахемениды – собственно, древний персидский царский род, в переносном смысле – турки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

2001 г. (Успенский собор г. Ростова Великого) Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Икона, написанная к прославлению священномученика в Ярославской епархии. 2001 г. (Успенский собор г. Ростова Великого) В сент. 1767 г. по доносам мон. Филарета (Батогова) и иеродиак. Иоасафа (Лебедева) началось 2-е следствие по делу А. В числе пунктов обвинения на этот раз фигурировали высказывания А. о том, что императрица Екатерина II - «государыня неприродная», и о желательности ее брака с Иоанном Антоновичем ; о том, что в деле об убийстве Иоанна Антоновича замешаны влиятельные вельможи; о болезни наследника престола Павла Петровича (см. Павел I ) и о предсказании жития прп. Кирилла Новоезерского , что в России будут царствовать 2 юноши; о «брани» на членов Синода и уподоблении себя свт. Иоанну Златоусту . Большинство обвинений А. отверг. По результатам 1-го этапа следствия Архангельская губернская канцелярия составила отчет, к-рый был отослан в С.-Петербург. 8 окт. 1767 г. ген.-прокурор кн. А. А. Вяземский приказал Архангельской губернской канцелярии провести дополнительное расследование с целью добиться новых показаний. Под давлением следствия А. оговорили нек-рые из допрошенных насельников мон-ря, в т. ч. и настоятель. По получении 3 нояб. 1767 г. дополнительных материалов следствия Вяземский составил записку императрице. 20 дек. 1767 г. состоялся Высочайший указ, повторявший основные пункты ранее предъявленных обвинений и повелевавший расстричь А., переименовать в «Андрея Враля», переодеть в «мужичье платье» и сослать в крепость Ревеля. 29 дек. 1767 г. в Архангельской губернской канцелярии над А. совершили чин расстрижения, и уже 8 янв. следующего года он был помещен в специальный каземат Ревельской крепости, проделав за 12 дней 2000-верстный путь. Условия содержания А. в крепости были оговорены в специальной инструкции, предназначенной обер-коменданту крепости фон Тизенгаузену: не допускать никого на свидания с арестантом, «чтобы сей великий лицемер не привел и других к несчастью».

http://pravenc.ru/text/76190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Первые сведения о христианах в К. относятся лишь к IV в. В это время К. входил в церковную юрисдикцию епархии Менелаита и Схедии; епископы упоминаются в источниках 325 и 362 гг. ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 527-530; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 596). В IV в. в К. подвизался Аммоний, автор повести об избиении преподобных отцов на Синае и в Раифе (BHG, N 1300). Ок. 391 г., при Александрийском архиеп. Феофиле I , Серапеум в К. был разрушен и обращен в христ. ц. св. Апостолов ( Eunap. Vitae sophist. VI 11). После неудачной попытки создать в К. общину из иерусалимских монахов в городе был основан мон-рь Метанойя (Покаяния), братию к-рого составили монахи-пахомиане, призванные архиеп. Феофилом из Тавеннисийского мон-ря (Storia della Chiesa di Alessandria/Ed., trad., comment. T. Orlandi. Mil., 1970. Vol. 2. P. 61-62. (Testi e documenti per lo studio dell " antichità; 31)). Значительная часть насельников обители в нач. V в. была латиноязычная, и для них (а также для пахомиан Фиваиды) в 404 г. блж. Иероним Стридонский перевел с греч. языка «Правила» прп. Пахомия Великого (PL. 23. Col. 62-63). Ок. 444-447 гг. в К., вероятно в мон-ре Метанойя, подвизался прп. Арсений Великий (PG. 65. Col. 95-96; 99. Col. 859-860, 877-888). Сохранились 3 собрания писем на папирусах VI - нач. VII в., касающиеся адм. устройства и экономической жизни мон-ря (1-е собрание: папирусы Фуад 86-89 - см.: Gascou. 1976; 2-е и 3-е собрания - см.: R é mondon. 1971). По мнению некоторых исследователей (см.: Faivre. 1917. P. 30-31), о мон-ре Метанойя писал прп. Иоанн Лествичник как об обители кающихся под названием «Темница» ( Ioan. Climacus. Scala. V). Возможно, к мон-рю Метанойя относятся упоминания в хронике еп. Иоанна Никиуского об обители тавеннисиотов в Александрии, в частности сообщение, что в 641 г. Александрийский патриарх Кир перенес оттуда крест в большую базилику в Кесарионе (Chronique de Jean, é v ê que de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 515, 574); однако вопрос о количестве пахомианских обителей в Александрии ввиду неясных сведений источников остается открытым ( Gascou. 1991. P. 1610-1611).

http://pravenc.ru/text/1470265.html

Монастырь Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Название мон-ря (букв. с груз. и с тур. языков - Четыре церкви), согласно преданиям местных грузин, связано с тем, что О. был построен 4-м после мон-рей Ишхани , Ошки и Хахули . О. впервые упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (1042-1044), составленном прп. Георгием Святогорцем . Согласно источнику, О. был основан до 965 г.- очевидно, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. X в. В кон. 60-х гг. X в. сюда пришел прп. Иоанн Святогорец и от известных в то время местных старцев Моисея и Геласия принял постриг. Чуть позже здесь подвизались прп. Иоанн (Грдзелисдзе) и оставивший Ниноцминдскую кафедру свт. Арсений Ниноцминдский ( Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42-44; Idem. 2009. P. 55-56). Монастырские здания были построены между 961 и 978 гг. На это указывают надписи асомтаврули («И(и)с(ус) Х(ристос), в(озвеличь) Да(вида)») на антефиксах, вставленных между облицовочными камнями (сев. неф и юж. пастофорий кафоликона, вост. часть сев. стены интерьера семинарии): в них Давид III не назван Куропалатом (в 961 он стал полновластным правителем Имиер-Тао, в 978 получил титул куропалата). Ок. 980 г. Давид III возобновил храм (надпись на фронтоне вост. фасада: Такаишвили. 1952. С. 83-84; КГН. 1980. Т. 1. С. 288; Джобадзе. 2007. С. 185, 195, 200-201). По мнению нек-рых исследователей, Давид III изображен в алтарной части кафоликона: над входом в диаконник сохранились фрагменты полуфигуры овеянного ореолом венценосца, в надписях над входом в жертвенник и около алтарной триумфальной арки читается имя Давид ( Схиртладзе. 2009. С. 27-29). Еще 2 ктиторские надписи сохранились в эпиграфике фасадов кафоликона. В надписи (асомтаврули, смешанное с нусхури) на зап. фасаде прочитываются имена неких Баадура и Гаиане; в надписи вост. части юж. стены упоминается эристав эриставов Хурси (возможно, великий эристав Хурси, погибший в 1021 и часто упоминавшийся в источниках) ( Такаишвили. 1952. С. 85-86; Схиртладзе. 2009. С. 24-27). В 9-строчной надписи на сев. фасаде церкви, расположенной к западу от кафоликона, указано, что церковь была построена в 984 г. свт. Арсением Ниноцминдским ( Baumgartner. 1996. S. 536-541; Схиртладзе. 2009. С. 31-33).

http://pravenc.ru/text/2581749.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010