— У Сербской Православной Церкви много проблем и в Черногории? — Черногория… Ее имя говорит: черная, но все же гора. Черногория явила в себе таких святых как Василий Острожский, Петр Цетиньский, святой Арсений, наследник святого Саввы, преподобный Стефан Пиперский и новый святитель, цетиньянин Симеон Дайбабский. Они перед престолом Божиим не забудут свой народ, свою землю… — Как народ реагирует на две Церкви в Черногории — непризнанную Черногорскую церковь ( Черногорская церковь объявила себя автокефальной, но не признана в этом статусе другими Православными Поместными Церквами — прим. ред.) и Сербскую Церковь? — Огромное количество народа буквально пробудилось. Одна маленькая группка, испорченная идеологическо-племенными распрями, из интереса пришли в эту так называемую Черногорскую православную церковь. Я хотел бы, чтобы среди этих так называемых священников оказался хотя бы один, кто перешел туда по убеждениям, по идейным соображениям. Боюсь, что все до одного перешли туда, чтобы заработать какие-то жалкие гроши, начиная с некоего Жики из Смедерева, потом какого-то расстриги из Теслича в Боснии и двух цыган из Баната. Грустно и печально от такой торговли душой. Не исключение и тот, что стоит у них во главе. Один единственный священник Сербской Православной Церкви перешел к ним из-за того, что пенсия, которую он получал в Сербской Церкви, показалась ему очень маленькой. — Это значит, что он получил деньги? — Именно так. За это время наша Сербская Православная Церковь в Черногории продвинулась вперед, слава Богу. Это касается и священства с монашеством, и храмов, и восстановления монастырей, и народа, который вернулся в Церковь. Особенно радует, что все больше молодежи. Это момент искушения, и, как говорит святой Василий Великий: «Облачно — распогодится». «Православие и мир» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/1654291.ht...

Некоторые из числа трехсот шестидесяти святых отцов (Седьмого Вселенского Собора) имели обычай три раза повторять молитву.  " О вселюбезный Иисусе, да будет воля Твоя " ! Прп. Иоанн Кассиан предлагает вопрос, что значит прошение в молитве Господней:  " да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли " ? – и решает этот вопрос так: прошение это означает не иное что, как то, чтобы люди были подобны Ангелам. И как воля Божья последними исполняется беспрекословно на небе, таким же образом и на земле живущие да выполняют не свою (личную) волю, но Божью. Означенное выше прошение молитвы Господней никто не может произносить от чистого, искреннего сердца пред Богом, кроме того только, кто сердцем верует и устами исповедует, что Бог Единый устрояет все в мире бываемое, как доставляющее нам благополучие, так поражающее нас многоразличными бедами, и что Он промышляет о спасении и благе каждого из нас заботливее, старательнее и больше, чем каждый из нас о себе самом. Ибо Он лучше знает о том, что для того или другого полезнее и спасительнее для его души. Потому находится у дверей небесных, по словам прп. Иоанна Кассиана, или  имеет,  по выражению Спасителя,  внутрь себя царствие Божие  (Лк. 17:21), тот, кто всецело отрекся от своей воли, если она противоречит воле Божьей, и через это согласует свою личную волю с Божественной в своих поступках. Действительно, на небе бесчисленные тысячи тысяч блаженных лиц имеют одну и ту же волю, т. е. согласную с Божественной волей. На основании этого прп. Арсений Великий на вопрос, заданный ему аввой Марком:  " почему, отче, не посещаешь нас " ? отвечал благоразумно:  " я имею лучшее и приятнейшее общество с горними жителями, которые все желают одного и того же, у коих одна и та же воля. Напротив, между людьми сколько находится вместе отдельных лиц, столько же и различных пожеланий (стремлений, воль). "  Тот, кто в счастье и в несчастье предает себя воле Божьей, отлично понимает смысл изречения пророка и царя Давида:   как хорошо и как прекрасно жить братьям всем вместе (Пс.

http://bogoslov.ru/article/6166589

Милостив Господь! В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову. А то при полном здоровье, особенно молодым, какая только пустошь не приходит в голову. (прп. Амвросий Оптинский) Болезнь избавляет от многих душевных страстей. Апостол Павел говорит: «…если внешний наш человек… тлеет, то внутренний… обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). (прп. Амвросий Оптинский) Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей. (блж. Иероним) Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы. (прп. Анатолий Оптинский) Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша — великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите — и спасена будет душа Ваша. (старец Арсений Афонский) Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим». (блж. Иероним) Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу. (св. Григорий Богослов) Авва Даниил говорил: по той мере, как цветет тело, истощается душа, и по мере истощения тела процветает душа. (Патерик Афонский) Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного преподобного Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают Высшие Силы.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

Scholia Platonica/ed. W. C. Greene. Haverford (PA): American Philological Association, 1938. Suidae Lexicon/ed. A. Adler. 4 vols. Leipzig: Teubner, 1.1:1928; 1.2:1931; 1.3:1933; 1.4:1935. (Lexicographi graeci; vol. 1.1–1.4). Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων/κδ. Γ. Α. λλης, Μ. Ποτλς. 6 τμοι. θναι: κδ. Γρηγρη, r1992. Theodorus Studites. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1813–1824. Vita Pauli Iunioris//Wiegand T. Milet: Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen seit dem Jahre 1899. Bd. 3, 1: Der Latmos. Berlin: Georg Reimer, 1913. S. 105–135. Антоний Великий , прп. Житие и послания. М.: Синтагма, 2010. Василий Великий , свт. Беседы. М.: Московское подворье СТСЛ, 2001. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1912. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и комм. В. Вениаминова. М.: Канон+, 1995. Диспут между латинским патриархом Иерусалима легатом Фомой и прп. Никифором Исихастом о православной вере/вступительная статья, перевод и примечания игум. Дионисия (Шлёнова)//Метафраст. 2019. 2 (2). С. 135–158. Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 3. СПб.: СПбДА, 1897. Иоанн Лествичник , прп. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 51898 (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, r1994). Никифор Григора. История Ромеев=Ρομακ στορα/пер. Р. В. Яшунского. В 3-х т. СПб.: Квадривиум, 1:2013; 2:2014; 3:2016. Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1905. (Записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского университета; ч. 76). Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломник; Патриаршее Подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе; Сибирская благозвонница, r2000. (М., 1877). Правила святых отец с толкованиями. М.: Изд. Московского общества любителей духовного просвещения, 1884. Литература Барабанов Н. Д. Арсений Авториан//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 424–425. Барабанов Н. Д., Л. О. В., В. О. В. Афанасий I//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 18–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5/18 Свт. Феодосий Черниговский (ум. 1696), выдающийся церк. деятель Украины. 12/25 Иверская икона Божией Матери. Свт. Мелетий Антиохийский (ум. 381), уроженец Армении, архиепископ Антиохии, борец против арианства. Свт. Алексий Московский (ум. 1378), глава Русской церкви в эпоху татарского ига, духовник Дмитрия Донского, просветитель, переводчик Евангелия, чудотворец. 17/2 мр. Сщмч. Ермоген, патриарх Московский (ум. 1612), замучен врагами в Смутное время. 18/3 мр. Свт. Лев, папа Римский (ум. 461), зап. Отец Церкви, богослов, борец за Православие; остановил Аттилу, угрожавшего Риму. 23/8 мр. Сщмч. Поликарп Смирнский (ум. 155), епископ, жил в Малой Азии, ученик апостолов; сожжен на костре. 28/13 мр. Прп. Кассиан Римлянин (ум. 435), уроженец Рима, борец за Православие, подвижник и писатель. 2/15 Икона Божией Матери «Державная» (1917). Свт. Арсений Тверской (ум. 1409), епископ, чудотворец. 6/19 Икона Божией Матери «Ченстоховская» (Польша), почитается как православными, так и католиками. 7/20 Сщмчч. Ефрем, Василий и др., пострадавшие в Хер–сонесе (начало IV в.) 9/22 Сорок мучеников, по преданию, пострадавшие на Севастийском озере в правление Лициния (320). 11/24 Свт. Софроний Иерусалимский (560–638), уроженец Сирии, патриарх, борец против монофелитов, писатель. 12/25 Свт. Григорий, папа Римский, Великий, или Двоес–лов (540–604), уроженец Рима, миссионер, богослов, литургист. Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022), уроженец Малой Азии, византийский подвижник, мистик и писатель. 14/27 Прп. Венедикт (480–547), уроженец Италии, основатель монашества на Западе. 18/31 Свт. Кирилл Иерусалимский (315–386), епископ Иерусалима, писатель, литургист, борец против арианства. 25/7 апр. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 30/12 апр. Прп. Иоанн Лествичник (VI в.), подвизался в Синайской пустыне. Автор книги по аскетике «Лестви–ца небесная». 31/13 апр. Свт. Иона Московский (ум. 1461), первый предстоятель Русской церкви с того времени, когда она стала автокефальной (1448). Свт. Иннокентий Московский (1797–1879), апостол алеутов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1. Василий Великий , свт. Творения. СПб., 1911. 2. Варсонофий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни. М., 1883. 3. Григорий Богослов , свт. Творения. СПб., 1911. 4. Григорий Двоеслов , свт. Беседы на Евангелия. СПб., 1860. 5. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1868. 6. Григорий Нисский, свт. Сборник отеческих изречений. М., 1899. 7. Авва Дорофей , прп. Душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1874. 8. Ефрем Сирианин, прп. Творения. М. — Т. 3, 1882; Т. 5, 1887. 9. Игнатий Богоносец , свт. Послание к смирнянам//В кн. “Писания мужей Апостольских”. Брюссель, 1978. 10. Иоанн Златоуст, свт.Творения. СПб., 1903. 11. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. М., 1899. 12. Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли христианина. СПб., 1906. 13. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 1862. 14. Киприан Карфагенский , свмч. Творения. Ч. 1–2. Киев, 1879. 15. Климент Александрийский , свт. Строматы. VI), 2//Цит. по: Макарий, архиеп. (см. 44). 16. Старец Силуан, прп. Жизнь и поучения. М., 1991. 17. Феофан, свт. Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппинцам и 1–2 Фессалоникийцам. М., 1895. 18. Феофилакт, блж. Толкование на Новый Завет. СПб., 1911. 19. Франциск Сальский, св. Руководством благочестивой жизни. Брюссель, 1967. 20. Арндт И. Об истинном христианстве. СПб., 1911. 21. Арсений Жадановский , еп. Воспоминания о замечательных московских протоиереях (машинопись). Шамордино, 1913. 22. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. СПб., 1893. 23. Беляев А. Любовь Божественная. М., 1884. 24. Бердяев Н. Экзистенциональная диалектика Божественного и человеческого. Париж, 1952. 25. Бердяев Н. Смысл истории. Париж, 1969. 26. Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж, 1933. 27. Булгаков С. , прот. Утешитель. Париж, 1936. 28. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Лондон, 1971. 29. Бэкон Ф. Опыты и наставления в нравственной и политической жизни. М” 1954. 30. Галузинская В. Десять путешествий в науку. Киев, 1980. 31. Голубинский Ф. А. Премудрость и Благость Божия. СПб., 1894.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Школа продолжала традиции книжных центров Тао-Кларджети, с к-рыми не прерывала связей на протяжении всего периода существования; практически все представители школы (прп. Иоанн Грузин и его сын Евфимий, преподобные Иоанн Торникий, Георгий (Варазваче), Иоанн (Грдзелисдзе), свт. Арсений Ниноцминдский, прп. Иоанн Хахульский, Окропири, диаконы Микаел и Георгий, Закариа (Мирдатисдзе), еп. Закариа Банели и др.) пришли на Афон из Тао-Кларджети. Е. Метревели предполагает, что и мон-рь Ивирон нек-рое время находился во владении Чордванели, рода из Тао, т. к. до 40-х гг. XI в. настоятелями мон-ря назначались представители именно этой фамилии. Преемственность тао-кларджетской традиции отражает антимонофизитская направленность обеих школ, поддержанная связью груз. царя Давида Куропалата с Ивироном, что характеризовало национальную политику ориентированного на Византию царя. Представители афонской школы заложили основу практики к-польского богослужения в Грузии, сменившей антиохийско-иерусалимскую. В 1985-1995 гг. во Франции на франц. языке с участием Метревели было предпринято издание Афонских (Ивиронских) актов, куда вошли юридические и др. документы (Actes d " Iviron. 1985-1995. Т. 1-4). Мн. памятники были опубликованы отдельно: напр., Поучения свт. Василия Кесарийского в переводе прп. Евфимия Святогорца (Ath. Iver. 32, Кекел. H 2251, Jer. 14, XI в.), изданные Ц. Курцикидзе (Тбилиси, 1983), Поучения Зосима (Кекел. А 1104, Ath. Iver. 79, XI в.), древнегруз. переводы Патериков (Кекел. A 35, Ath. Iver. 12, 17), изданные М. Двали (Тбилиси, 1966), и др. Прп. Евфимием Святогорцем с греч. на груз. язык было переведено свыше 160 произведений: это сочинения практически всех визант. писателей начиная с IV в. (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Синаит, Иоанн Дамаскин, прмч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

" Душа моя исполнилась печали, и как не воспомяну о нем - каждый раз обильная печаль изливается в мое сердце. Точно, как Вы пишете, он имел ко мне особеннейшие расположение и любовь, следствие коих постоянно в себе ощущаю: отклонясь телесно, я не отклонился в противное мудрование, но многие его изречения остались у меня в памяти и доселе меня руководствуют, особливо произнесенные в Свирском монастыре " . 48 Встретившись в Площанской пустыни с упомянутым иеромонахом Макарием (Ивановым), впоследствии старцем Оптинским, прославленным ныне в лике святых, он " нашел в о. Макарии человека, сочувствовавшего его стремлениям, близко с ним познакомился и до конца жизни состоял с ним в приязненных отношениях " . 49 Будучи изгнаны из Площанской пустыни заодно с учениками старца Леонида, Брянчанинов и Чихачев попросили приюта в Оптиной, но там, в отличие от Площанской, братия отнеслась к ним неблагосклонно. Для их здоровья оказалась губительной грубая пища, которую готовили в обители. Молодые подвижники настолько тяжело заболели, что были вынуждены воспользоваться приглашением родителей Брянчанинова уехать лечиться, а затем искать нового пристанища. Со временем Господь устроил их жительство в более благоприятных местах. Преподобный Варсонофий Оптинский, который в целом с большим уважением относился к свт. Игнатию, говорил, что он: " святой, а все же не Арсений Великий 50 ...У нас сохраняется предание, что батюшка о. Лев сказал про еп. Игнатия Брянчанинова: Если бы пошел иным путем, то он был бы второй Арсений Великий " . Однако я не сомневаюсь, что Димитрий Брянчанинов поступил вполне правильно, потому что другого выхода у него не было. Он умер бы молодым послушником Димитрием Брянчаниновым, а не стал бы Арсением Великим! Слабость его здоровья в Оптиной совершенно не учитывали. А ведь именно по этой причине неоднократно переходил из монастыря в монастырь прп. Паисий Величковский. Из изложенного выше непредвзятый читатель увидит, что свт. Игнатий нисколько не повинен в непослушании своему старцу. Расхождения между ними обусловлены, скорее, тем, что для послушника Брянчанинова со временем руководство старца Льва сделалось недостаточным. И в житиях древних святых описаны случаи, когда подвижник менял руководство одного святого на руководство другого святого, находя его более спасительным. Всю жизнь святитель Игнатий хранил в своем сердце благодарность старцу Льву за то, что тот привел его к Богу, своим словом и примером открыв красоту монашеской жизни. Тем не менее в свое время будущий святитель, все более преуспевая в добродетелях, закономерно был вынужден обратиться за руководством к святоотеческим писаниям, чему, собственно, всегда и учил его старец Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Амвросий. Мелиоланский св., 300. Амвросий Оптинский 348, 376–383. Алимпий (Алиппий), 52, 53. Андрей Боголюбский,  25.          Андрей Заозерский (в иноч. Иосиф),  67, 132. Андрей юродивый,  241, 244. Анна Кашинская св. блаж. кн., 253–254. Антоний Великий св., 33. Антоний Конс-ский патр., 154–155. Антоний Печерский преп, 31–34, 36, 43, 48, 50–51, 190 181, 228, 409. Антоний Путилов, прп., 365. Антоний Сийский, 233. Антоний Римлянин, 60. Арсений Комельский прп., 127. Афанасий Великий св., 34, 76, 219, 286, 300. Афанасий Русин, 109. Афанасий Затворник, 48. Борис и Глеб страстотерпцы Свв., 14, 21, 80–81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150. Бернард Клервосский св., 410. Бонавентура св., 295. Бригитта св., 89. Бруно св., 413. «Васенька» юрод. 248. Василий блаж. юродивый, 243, 245–246, 250. Василий Великий св., 14, 55, 82, 186, 191,219, 286,300, 358. Варвара Великомученица, 22. Варлааам Хутынский, 60, 190, 214 Варсонофий Тверской, 78, 198. Василий Мангозенский, 26. Василий, муч. св., 52. Василько кн. муч. св., 69. Вассиан Патрикеев, 189, 195, 206–207, 362. Владимир Мономах , 67–69. Владимир равнап. св., 14, 23, 30, 64, 67, 139. Вячеслав муч. св., 22, 25.. Гавриил Слуцкий, 27. Гедеон Киевский м-т, 271. Геннадий св., 232. Георгий Венгр, слуга св. Бориса, 22. Геннадий Новгородский архиеп., 78, 160, 162, 176, 227. Герасим св., 115, 223, 225. Герентий Мсков. м-т., 169. Герман Каз-ский, 78. Гликерия, 251. Григорий богосл., 14, 182, 145. 219 286.  Григорий Синаит , 191, 362. Григорий муч, св., 52. Григорий Нисский , 295, 300. Григорий Палама , 152, 171, 361. Григорий Лелшемский прп., 135. Григорий Чудотворец , 47. Гурий Казанский, 78, 79, 290. Даниил митр., 207. Даниил Переяславский, св., 223. Димитрий Прилуцкий св., 135. Димитрий Ростовский , 54, 267, 302, Димитрий Солунский св., 14, 295. Димитрий Угличский, 26. Дионисий Глушицюий, 131, 133, 226. Дионисий Игумен, 131, 135. Дионисий Суздальский святит., 78. Евсевий Самосатский св., 300. Евстатий пленник, 52. Евдоким Праведн., 64. Евфалий св. 33, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И понудься вопиять это внутри персей вместо всякой другой мысли. Когда же некоторое время будешь поступать таким образом, тогда, при посредстве этого, отверзется тебе, без всякого сомнения, и вход в сердце, как мы написали, узнав это из опыта. Придет же к тебе с многожелательным и сладостным вниманием и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и проч.; ими оно исполнит все прошения твои о Христе Иисусе, Господе нашем». К механизму, изложенному блаженным Никифором, святой Каллист и святой Игнатий Ксанфопулы присовокупляют, что при употреблении его должно иметь уста закрытыми. Они говорят, что новоначальный по отношению к безмолвной жизни должен заниматься молитвой Иисусовой по способу блаженного Никифора, непрестанно вводя ум в сердце тихо, при посредстве ноздренного дыхания, столько же тихо испускаемого, имея при том уста закрытыми. В молитвенном преуспеянии действуют сила и благодать Божия; они совершают все; пособия остаются пособиями, в которых нуждается наша немощь, и отвергаются как ненужные и лишние по стяжании преуспеяния. Ксанфопулы говорят, что подвиг умной и сердечной молитвы «исправляется умом от осенения его помощью Божественной благодати и от единопомысленного», сердечного, чистого, непарительного, с верой призывания Господа нашего Иисуса Христа, а не от одного простого вышеизложенного естественного художества через ноздренное дыхание или от сидения при упражнении молитвой в безмолвном и темном месте – да не будет! Это изобретено Божественными отцами не для чего иного, как в некоторое пособие к собранию мысли от обычного парения, к возвращению ее к самой себе и ко вниманию. Образ жительства и безмолвия, которым преподобный Арсений достиг преуспеяния, очень похваляется и предлагается к подражанию прп. Исааком Сириным как образ весьма удобный, мудрый и многоплодный. Преподобный Арсений Великий постоянно соблюдал молчание, вообще удалялся от всех сношений, могущих нарушить его внимание, имел целью жизни и всех действий сохранение внимания. Очень полезно научаться молитве Иисусовой, совершая ее с поклонами земными и поясными, полагая эти поклоны неспешно и с чувством покаяния. В церкви и вообще при упражнении молитвой Иисусовой полезно иметь глаза закрытыми и держать левую руку у персей, над левым сосцом груди, несколько повыше его; последний механизм способствует к ощущению силы словесности, находящейся в персях. Больные же и престарелые должны остерегаться излишнего телесного подвига, чтобы он не истощал силы их и не отнимал возможности заниматься подвигом душевным. Сущность делания – в Господе и имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010