Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит (прп. Амвросий, 6). Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние (прп. Амвросий, 13). Говорить сестрам на пользу – хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться – еще того лучше (прп. Анатолий, 18). Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…» (всю до конца), и тем самым избегать будешь многих грехов. Святые отцы учат так: кто тебя ни смущает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить, считай себя негожей и худшей всех на свете (прп. Иосиф, 19). Молчание, без которого никак нельзя жить, есть подвиг. Ибо когда кто молчит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это вовсе не так. Отсюда скорби. Поэтому кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорбям. Да и само оно не скоро и нелегко дается. А почему оно так высоко и необходимо, то это потому, что «молчание есть тайна жизни будущего века» 179 , кто молчит, тот прямо готовится к будущей жизни. Батюшка о. Макарий это часто говорил: «Посмотрите, все святые молчали: преподобный Серафим Саровский молчал, Арсений Великий молчал. Да потому он и Великий, что молчал. Когда его спросили, почему он все время молчит, он отвечал: «Поверьте, братия, что я вас всех люблю, да не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому я и убегаю от вас». И святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда я говорил даже о душеполезном, я часто раскаивался, а в том, что молчал, – никогда» (прп. Варсонофий, 20). Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида (прп. Варсонофий, 20). Помни монашеское правило – не начинать говорить самому, не быв спрошенным (прп. Никон, 21). Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как благотворно действует на душу! (прп. Никон, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ряд византийских икон из синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины представляют М. В. как инока. Он может быть средовеком в монашеских одеждах и головном уборе, напоминающем чалму, как на иконе «Преподобные Арсений Великий и Макарий» (XI-XII вв.). Его изображали и старцем в темном куколе, с седой курчавой недлинной бородой, как на иконе рядом с прп. Макарием Александрийским (1-я пол. XIII в.). На иконе «Прп. Макарий Египетский, прп. Максим Исповедник, прп. Макарий Римский» афонской мастерской (XVII в., мон-рь Пантократор, Св. Гора Афон) М. В. в монашеских одеждах, без куколя. Как старец с седой бородой до пояса, в одеждах преподобного, с непокрытой головой, с посохом и свитком, с пространной греческой надписью М. В. представлен на синайской иконе 1789 г., написанной, вероятно, критским мастером. Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Возможно, к-польский вариант иконографии М. В. основывался на египетских образцах, хотя не исключено и обратное влияние. Образ М. В. как преподобного опознаётся в плохо сохранившихся росписях XI-XII вв. церкви в бывшем мон-ре св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави. В росписи келии «А» в монастыре св. Иеремии в Саккаре М. В. изображен в ряду египетских подвижников, по правую руку от прп. Онуфрия Великого; облачение М. В. сходно с апостольским: на нем светлая туника и синий гиматий, в левой руке он держит кодекс, крышку которого прикрывает правой. У него короткие темные волосы, недлинная борода, в греческой надписи он назван «духоносный». На фреске XIII в. в правом восточном компартименте ц. во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун М. В. изображен как основатель монастыря в монашеском чине, в длинных одеждах, покрывающих плечи и голову, на нем аналав, левой рукой он держит кодекс. У него остроконечная борода средней длины. За правую руку святого держит херувим с «многоочитыми» крылами, что указывает на иллюстрирование чудесного преставления подвижника, которому, по тексту Жития, предстал херувим, чтобы сопровождать его душу на небо. Эта часть композиции была повторена в росписях часовни во имя ап. Матфея в мон-ре прп. Макария в Вади-эн-Натрун; М. В. облачен в красный хитон, в светлую схиму, куколь которой покрывает голову, а складки - плечи и руки; как и на послужившей образцом фреске, его правую руку сжимает рука херувима. Схожая композиция сохранилась частично в росписях XIII в. ц. прп. Антония в мон-ре Антония Великого; она известна также в произведениях иконописи визант. времени.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Ист.: Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57; Барсуков. Источники агиографии; Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих мон-рях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1895. 3; Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65; Зверинский. Т. 2. С. 103-104, 738; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467; Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251; Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий мон-рь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв.//Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2. М. Ю. Хрусталёв Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/77034.html

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий ВеликийВеликие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Очевидно, в К-поле на рубеже X и XI вв. использовался образ М. В.-инока в традиц. облачениях преподобного: рясе, мантии, аналаве. Об этом свидетельствует миниатюра из Минология имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334), где М. В. стоит справа рядом с прп. Макарием Римским (Μακαρου το Ρωμαου), также облаченным в иноческие одежды (в подписи М. В. поименован «другой» (τρου)). Одеяния преподобных составляют контраст роскоши архитектурных кулис, достойных имп. дворца. Над каждым из святых - треугольная арка с декоративным карнизом, украшенная велумом из шелковой ткани с пурпурным шитьем. На М. В. светло-коричневый хитон, темно-коричневый аналав, черная мантия; в правой руке перед собой он держит крест, левая обращена ладонью наружу. У него седые короткие волосы, зачесанные вперед, короткая борода из вьющихся прядей. Подобный облик М. В.- в мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.), где он представлен седовласым иноком с короткими, расчесанными на пробор волосами, с недлинной бородой из 3 прямых прядей. На нем черные мантия и аналав, охристый хитон. В надписи отмечено егип. происхождение святого. Он держит руки, обращенные ладонями наружу, прямо перед собой - жест принятия благодати, в дальнейшем этот жест будет встречаться в нек-рых вариантах образа М. В. как великого аскета и пустынника. Прп. Макарий Великий в молении Иисусу Христу. Миниатюра Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 98) Прп. Макарий Великий в молении Иисусу Христу. Миниатюра Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 98) Преподобные Арсений Великий и Макарий Великий. Икона. XI–XII вв. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Преподобные Арсений Великий и Макарий Великий. Икона. XI–XII вв. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Как преподобный М. В. изображался на миниатюрах-маргиналиях, напр. в лондонской Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 67v, 98), рядом с текстом Пс 54, 2-4 - в молении Христу в медальоне с золотым фоном; еще раз - рядом с текстом Пс 76, 2-11 в том же положении. В облике, близком к миниатюре Минология имп. Василия II,- на синайской минейной иконе на янв. XI-XII вв. В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 25v, 1322-1340) на листе на 18-21 янв. вместе с др. святыми полуфигура М. В. (с надписью: « πνυ Μακριος» - «досточтимейший Макарий») размещена на 2-м плане за горкой (на переднем плане - усекновение мечом мц. Евфрасии); преподобный изображен седым плешивым старцем в розовом плаще.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Апрель 12/25 Прп. Исаак Сирин (ум. ок. 550), подвизался в Месопотамии, аскет, писатель. 17/30 Сщмч. Симеон (ум. 341), епископ христиан Персии; погиб в Ктесифоне при царе Шапуре II. Прп. Зосима Соловецкий (ум. 1478), один из основателей Соловецкого монастыря на Белом море. 20/3 мая Прп. Анастасий Синаит (ум. 695), подвизался–на Синае, борец за Православие 29/6 мая Вмч. Георгий Победоносец. По преданию, пострадал при Диоклетиане в начале III в. 25/8 мая Ап. и ев. Марк, сподвижник ап. Петра и Павла, автор 2–го Евангелия 26/9 мая Свт. Стефан Пермский (1340–1396), уроженец г. Устюга, апостол народа коми. 30/13 мая Ап. Иаков Зеведеев, один из Двенадцати, брат ап. и ев. Иоанна Богослова. Казнен в 44 г. 1/14 Прор. Иеремия (VI в. до н.э.), пророк покаяния. Прп. Пафнутий Боровский (ум. 1478), потомок татарского рода, подвизался в Боровском монастыре. Беседы его записаны Досифеем Топорковым. 2/15 Блгв. кн. Борис и Глеб, погибли (1015) от руки заговорщиков, не желая возбуждать братоубийственной войны 3/16 Прп. Феодосии Печерский (ум. 1074), один из основателей русского монашества. 7/20 Прп. Нил Сорский (1433–1508), заволжский подвижник, автор «Устава», посвященного духовному деланию, выступал от лица «нестяжателей» против казней еретиков и монастырского землевладения. 8/21 Прп. Арсений Великий (354–412), уроженец Рима, подвизался в Египте; жизнь его описана св. Феодором Студитом. Ап. и ев. Иоанн Богослов (см. 26 сент.). 9/22 Прор. Исаия (VIII в. до н. э.), первый пророк, который ясно выразил мессианскую идею. Перенесение мощей свт. Николая. В 1087 г. итальянские моряки вывезли святыню из г. Мир в г. Бари, поскольку Малая Азия подверглась нападению сарацин. Мощи и сейчас находятся в Бари. 10/23 Ап. Симон Зилот, один из Двенадцати. 11/24 Равноапп. Кирилл и Мефодий (IX в.), апостолы .славян, создатели славянской азбуки. 15/28 Прп. Пахомии Великий (290–346), уроженец Египта, основатель монастырского общежития. 21/3 ин. Икона Владимирской Божией Матери (праздник установлен в память спасения Москвы от нашествия хана Мехмет–Гирея в 1521). Равноап. Константин (ум. 337) и его мать Елена (ум. 327). С правлением императора Константина кончился период гонений в Римской империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 31.05.1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского , строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыря . Сведения о Г. К. содержатся в Житии прп. Арсения («Сказание о житии и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашаго Арсения игумена, составшаго обитель Пресвятыя Богородицы на Комельском лесу, в Олонове концы»), составленном мон. Иоанном в 1-й пол. XVII в. на основе Жития 2-й пол. XVI в. Ок. 1539 г. прп. Арсений вернулся с р. Шингорь в Шилегодском лесу в основанный им в кон. 20-х гг. XVI в. в Комельском лесу (к юго-востоку от Вологды), близ р. Кохтыш, Арсениев Комельский мон-рь. В обители вместе с прп. Арсением подвизался Г. К., являвшийся, видимо, ее пострижеником и ближайшим учеником святого: «Святый... имея у себе брата именем Герасима, духовна и добродетелна старца». Прп. Арсений, очевидно вместе с учениками, трудился на монастырских послушаниях - «лесы сечаше и нивы насеваше». Возможно, с Г. К. связано одно из прижизненных чудес преподобного: когда на корову из монастырского стада напал медведь, святой «зверя аркуда молитвою связа» и повелел своему ученику наказать зверя «да впредь пакости не деет». Монах «взем лозу, бияше зверя», после этого нападения на монастырский скот прекратились ( Шамина. С. 114). По-видимому, незадолго до кончины прп. Арсения († 24 авг. 1550) Г. К. стал строителем в Комельском мон-ре. В приписке, сделанной 23 июня 1550 г. к выданной мон-рю в 1543 г. жалованной грамоте вел. кн. Иоанна IV Васильевича , говорится: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руссии по сей грамоте пожаловал строителя Герасима, что на Комельском лесу, с братьею честные обители Пречистые Риз Положенья, или в том монастыре хто игумен или строитель будет, сее у них грамоты рушить не велел никому ничем... А хто будет чего искати на самом строители на Герасиме, или на его прикащике, ино их сужу яз, царь и великий князь, или мой дворецкой, котораго будет дворецкого Рязанской дворец в приказе» (ИРИ. Ч. 3. С. 291). Г. К. в качестве строителя мон-ря упоминается во 2-й приписке к той же грамоте, сделанной 31 мая 1551 г., а также в приписке 17 мая 1551 г. к жалованной грамоте Арсениеву Комельскому мон-рю Василия III 1530 г. Дата смерти Г. К. неизвестна. В 1560 г. Арсениевым Комельским мон-рем уже управлял игум. Игнатий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 752).

http://pravenc.ru/text/164615.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст . под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина) , с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст . Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп. Моисеем (Путиловым) , проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г . А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь ), в курскую Молченскую Софрониеву пуст . и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора. Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/76302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

Таким образом, познание воли Божией открыло прп. Пахомию совершенный путь ко спасению, а именно: подражание Христу. По слову Евангелия: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:27–28 ). Предание сохранило правила Пахомиевых монастырей, где регламентируется порядок монашеской жизни в киновии. Согласно этим правилам, желающий вступить в число братии должен показать твердость в отречении от мира, приступить к заучиванию Св. Писания, усвоить правила монастыря и навыкнуть послушанию 267 . В этих условиях, для желающего поступить в монастырь, просматривается как единство взглядов прп. Антония и прп. Пахомия на путь следования за Христом – отречение от мира, познание Слова Божьего, духовное руководство, так и отличие – у прп. Пахомия поставлен акцент на послушании и служении ближним 268 . Подобное единство и разнообразие в учении святых подвижников вероятно может объясняться особым действием Святого Духа. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор.12:4–5 ). Обильно благодатные дары проявились и на подвижниках келиотах. Здесь стоит упомянуть таких глубоких богословов, как прп. Макарий Египетский и прп. Арсений Великий . Их личный пример и труды 269 , оказали существенное влияние на развитие монашеского учения о спасении. В трудах прп. Макария, как отмечают исследователи, получили глубокое изложение следующие сотериологические идеи монашеского подвижничества: обожение 270 , действие благодати, «синергия» Бога и человека в деле духовного преуспеяния 271 , восстановление «чистой природы человека», добродетель как источник «ненасытного» боговедения, борьба со страстями и безмолвие 272 . Идея необходимости хранения «исихии» подвижником заостряется в послании прп. Арсения Великого 273 . Стоит отметить, что монашество не было для Церкви явлением иноприродным 274 , это было естественным проявлением благодатных даров Святого Духа, которое сказалось в призвании верных на особый образ жизни – исполнение Евангельского идеала («кто может вместить, да вместит»).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010