Собор во имя арх. Михаила. 1743–1749 гг. Фото: azbyka.ru Сложился в сер. XVIII в. Собор во имя архангела Михаила, заложенный в камне 1 апр. 1743 г. по инициативе еп. Переяславского и Бориспольского Арсения (Берло) , стал его доминантой ( Житель города Переяслава. 1868. С. 512). В 1749 г. строительство собора было завершено, а в 1750 г. он был освящен еп. Никодимом (Сребницким) ( Юрченко. 2006. С. 133). Храм - прямоугольный в плане, с гранеными выступами на торцах - с вост. 3-гранной алтарной апсидой и зап. 5-гранным притвором. Достоверно неизвестно, каким было первоначальное завершение храма. К нач. XIX в. он имел деревянный купол, который в 1823 г. был заменен новым ( Стороженко. 1900. С. 59). В 1815 г. храм был расписан (Там же). Колокольня с келейным корпусом были возведены северо-восточнее собора в 1745-1747 гг. Комплекс представляет собой одноэтажный каменный корпус, вытянутый с севера на юг. В центре его сев. части находится сквозная проездная арка, над к-рой разместился 4-гранный квадратный в плане каменный ярус звона, завершавшийся 8-гранным деревянным шатровым куполом с маковкой. В корпусе находилась церковь во имя преподобномученика Макария Овручского (упразднена в 1786). Деревянные кельи Деревянные кельи и трапезная (Там же. С. 54-55) были построены благодаря усилиям игум. Германа (Прохоровича-Кукутовича) в 1734-1737 гг. В трапезной размещалась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (упразднена в 1786 - Житель города Переяслава. 1868. С. 521). По всей видимости, эти здания были разобраны до кон. XVIII в. ( Юрченко. 2006. С. 135). 1786-2011 гг После закрытия монастыря собор во имя арх. Михаила был обращен в городской, в 1864 г. утратил статус собора, затем действовал как приходская церковь ( Стороженко. 1900. С. 59; Юрченко. 2006. С. 135). Колокольня с келейным корпусом первоначально отошли в ведение казны и использовалась под различные учреждения, некоторое время там размещалось переяславское уездное казначейство. В 1790 г. колокольня, а позднее и келейный корпус были возвращены Русской Церкви ( Житель города Переяслава. 1868. С. 535). В 1795 г. храму во имя арх. Михаила было выделено 4 участка в окрестностях Переяслава общей площадью ок. 43 дес. (ок. 47 га) (Там же. С. 537). К 1845 г. была заложена проездная арка колокольни. В 1850 г. обновлен храм во имя арх. Михаила (в т. ч. вновь заменен купол), одновременно перестроено деревянное завершение колокольни (Там же. С. 515). В 1934 г. храм был закрыт, купол сломан, в здании размещены склады. В 50-х гг. XX в. в бывшем храме открыта этнографическая экспозиция (позднее - Музей народной одежды Ср. Поднепровья). При реставрации колокольни в 1951-1953 гг. были восстановлены 8-гранный шатровый купол с маковкой и проездная арка. В 1979 г. над сев. фундаментом домонг. собора был сооружен подземный павильон (в 1982 в нем открыт Музей архитектуры древнего Переяслава), юж. и вост. фундаменты были обозначены на поверхности бутом.

http://pravenc.ru/text/2580020.html

(ип. Викентий , ? 1751г.) 17 Сиф Гамалея в 1764–1767. Иаков Воронковский в 1767–1774, † 15 мар. Мельхиседек Значко , в 1774–84. Димитрий Устинович 12 янв. 1785 перев. из Гадячского Красногорского, и вскоре в Вознесенский Переяславльский мнтрь. Иероним Блонский , с 1786, а 9 сент. 1791 перев. в Киево-Михайловский Златоверхий мнтрь. Феодосий Стефановский в 1793 перев. из Козелецкого Георгиевского, а 1797, туда-же. Афанасий Корчанов 10 июня 1797 перев. из Козелецкого-Георгиевского; в 179. произв. в архим., а 21 мар. 1799 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Архимандриты Иероним Загоровский , в 1800–4; † 25 нояб. Иоиль –, в 1805–15. Мелетий Носков , с 1815, а 1817 перев. в Черниговский Домницкий мнтрь. Ириней –, в 1817–26. Кирилл Куницкий 30 нояб. 1826 перев. в Киево-Братский мнтрь. Смарагд Крыжановский , 1827 и 28, перев. в Московский Высокопетровский мнтрь. Иустин Михайлов , с 1828, а 1834 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Иеремия Соловьёв , с 1834, а 1838 перев. в Киево-Братский мнтрь. Димитрий Муретов , с 1838, а в 1841 перев. в Киево-Братский мнтрь. Евсевий Ильинский (?), в 1842–45. Парфений , в 1846–52. Лаврентий , в 1853 и 1854. Вениамин , в 1855–67. Феофил , 1869. 6 Межигорский Спасо-Преображенский, от Киева в 25 верстах; когда основан, неизвестно; возобновлён в начале XVII века. С 1687 г. ставропигиальный; в 1786 упразднён: здании обращены в казённую фаянсовую фабрику [II, 624]. Игумены Афанасий Святогорец , возобновитель монастыря, после 1610; † в 1613. Гедеон , в 1613–16; отставлен. Исаия Копинский , с 1616, а 6 окт. 1622 хирот. в еписк. Перемышльского. Гедеон (вторично), с дек. 1622. Коментарий , бывший игум. Густинский, упом. 1627. Варлаам , в янв. 1654. Варнава Лебедевич , 1655, 57, 1659, 63, 1666. Феодосий Васковский , в 1670–1703. Архимандриты Иродион Жураковский 6 янв. 1709 пожалован из игум. в архим.; а в мае 1722 хирот. в архиеп. Черниговского. Арсений Берло , из Киевских архидиак., с 1 июня 1722; 30 янв. 1730 назначен в еписк. Могилевского. Каллист Зеленский с 1730 по 1735; по суду лишён монашества и сослан в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Не зная на чем утвердиться, государственная коллегия, по сношению с Синодом, решилась отправить в Могилев доверенное лицо – полковника Якова Швайковского, поручивши ему разузнать дело на месте. Следствие привело к тому, что Каллиста потребовали в Москву для оправдания по жалобам могилевского братства. Каллист, по-видимому, оправдался и, так как в это время (30-го января 1730 г.) в белорусскую епархию епископом администратором назначен был архимандрит межигорского монастыря Арсений Берло, то Каллист, как бы желая избежать смут, выпросил себе его место – межигорскую архимандрию. Этим однако ж дело не кончилось и положение края не умирилось. Каллист продолжал из Киева возмущать белорусскую епархию, согласившись с игуменом минского монастыря, Гедеоном Шишкою, который величал себя генеральным наместником белорусской епархии. Несчастный Арсений, измученный враждебными действиями противной партии, должен был оставить белорусскую епархию; но не посчастливилось и Каллисту в его поисках и погонях за наместничеством. Следствие обнаружило все его проделки, между прочим и то, что он хотел перейти, а за собой увлечь всю епархию в униатскую веру. За это, после следствия о его деле в особой комиссии, по лишению архимандритского сана и священного чина, он бит был плетьми и простым монахом сослан в Сибирь, где и умер. 322 289 По указу Верховного Тайного Совета, 26-го июля 1727 г. запрещены были и отобраны повсюду манифесты, публикованные по делу несчастного царевича: Правда воли монаршей и печатный Священнические присяги, с объявлением про услышание на исповеди злаго и нераскаяннаго намерения на государя или на государство, где, между прочими примерами, было нечто и об отце императорского величества а). – По повелению Петра I сочинена была особая служба св. Александру Невскому, с намеком на отношения царевича к своему отцу. Верховный Тайный Совет 18-го сентября приказал отобрать ее повсюду в синод. канцелярию, а праздник 30-го августа отменить. Значительная часть книг петровского времени, касавшихся веры и церкви, напечатана в с.-петербургской и невской типографиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2 . ДОСИФЕЙ Ильин в 1798 году, Октября 26, переведён из Викариев Новгородских, Епископов Старо-русских, где и находится доныне. Глава XV. Епархия Полтавская и Переяславская Епархия сия учреждена в Переяславле при Великом Князе Всеволоде Ярославиче, и была сперва Викарной или Коадъюторской Киевского Митрополита; потом при нашествии Батыевом упразднилась; а восстановлена уже в начале XVIII века, и была также Викарной по 1733 год, потом местной по 1785 год, после того опять Викарной Киевской же Митрополии, а с 1799 году паки местной. А) Епископы Переяславские 1 . НИКОЛАЙ скончался в 1072 году. 2 Святой, хиротонисан в 1072 году, преставился в 1092 году. 3 . ЕФРЕМ, Святой, хиротонисан в 1092 году, преставился в 1105 году. 4 . ЛАЗАРЬ хиротонисан в 1108 году, Ноября 12. Скончался в 1118 году, Сентября 16. 5 . CUЛЬBECTP I хиротонисан в 1118 году, Января 1. Скончался в 1123 году. Правительствовал 5 лет. 6 . HUKOЛAЙ II упоминается в послании Симеона Епископа Владимирского к Поликарпу Архимандриту Печерскому. 7 . UOAHH I. С 1123 по 1126 годы. 8 . МАКАРИЙ, по Нестору Марк, хиротонисан в 1126 году, Октября 4, из Игуменов монастыря св. Иоанна. Правительствовал по 1134 год. 9 . МАРКЕЛЛ. С 1134 по 1141 годы. 10 . ЕВФИМИЙ, Святой. С 1141 по 1168 годы. 11 . АНТОНИЙ. С 1168 по 1198 годы. 12 . ПАВЕЛ хиротонисан в 1198 году и упоминается в 1230 году. 13 . СИМЕОН, Святой, убиенный от Татар Батыевых, был с 1239 года. 14 . ФЕОДОР. С 1239 по 1269 годы. Междуархиерейство 431 год. Б) Епископы Переяславские и Бориспольские и Викарии Киевской Митрополии 15 . ЗАХАРИЙ Корнилович хиротонисан в 1701 году из Игуменов Киево-Михайловского монастыря. Скончался в 1715 году, Августа 28. 16 . КИРИЛЛ Шумлянский хиротонисан в 1716 году. Скончался в 1724 году, Ноября 30. 17 . ИОАКИМ Струков хиротонисан в 1727 году, Июня 4 из Архимандритов Московского Донского монастыря. В 1730 году, Июня 8, переведён в Воронеж. Варлаам. Кроме Селлия нигде не значится. 18 . АРСЕНИЙ Берло в 1733 году, Января 28, переведён из Епископов Администраторов Могилёвской и Белорусской Епархии. Того же года, Августа 31, Указом св. Синода предписано не быть ему Коадъютором Киевской Митрополии и не подлежать до оной, а именоваться Переяславским и Бориспольским. В 1744 году, Июня 6, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пророки Западной Руси Однако, несмотря на титанические усилия по окатоличиванию, насаждению унии, расколу с остальной Русью, православная Западная Россия жила и выпестовала своих святых и пророков. Жизнь и дела наиболее выдающихся из них мы рассмотрим подробнее. Святой игумен Афанасий (Филиппович) - выходец из кругов западнорусской аристократии. Получил блестящее образование в иезуитской коллегии в Вильне. Затем был приглашен польским королем быть воспитателем, как потом оказалось, одного из Лжедмитриев. Узнав об этом, будущий игумен был потрясён. В знак покаяния в том, что он, хотя и по неведению, был использован против св. Православной Церкви и России, он принимает монашество и становится борцом за Православие. Афанасий избирается игуменом монастыря св. Симеона в Бресте. Это был бесстрашный человек, нелицеприятный. " ...Чтобы настоящая греческая вера всемерно почиталась, проклятая же уния была унижена и обращена в ничто " - вот его программа действий. 18 сентября 16 48 года после пыток св. Афанасий был расстрелян поляками. Он проклинал унию, даже стоя над своей могилой. Знамя св. Афанасия, несмотря ни на какие гонения, народ Белой Руси нес до победы - воссоединения с остальной Россией. Это знамя несли такие выдающиеся православные иерархи, как Климент Тризна, Сильвестр Волчанский, Гедеон и Сильвестр Четвертинские, Арсений Берло, епископ Виктор Садковский, проведший годы в польских застенках и освобождённый только под давлением России, святитель Георгий Конисский (уже канонизированный РПЦ). Но наиболее выдающимся борцом за православие на западе был архиепископ Иосиф Семашко. Этот человек, по сути, равен святому равноапостольному князю Владимиру и мы, православные христиане, просто обязаны ходатайствовать о его канонизации. Иосиф Семашко родился 25 декабря 17 98 года в семье униатского священника на Киевщине. В звании магистра закончил Главную униатскую семинарию при Виленском университете. В 1822 году Семашко назначается членом униатского департамента римо-католической коллегии при российском правительстве. Вскоре он стал играть там главную роль, и, благодаря его стараниям этот департамент, до того времени подчинённый католикам, обрёл полную самостоятельность и равноправие с римо-католической коллегией, что фактически выводило униатскую церковь из под непосредственной опеки римо-католиков.

http://pravoslavie.ru/5195.html

Москов.), VIII, Отд. 1, 2 (летопись м-ря Густынского); 1869 г , II, Отд. 2, 42 в примеч. (Иоасаф Горленко в 1725 г. надел здесь рясофор); 1870 г., II, Отд. 2, 66 в примеч. (в 1660 г. м-рю отведено в гор. Пе- реславле место убиения св. Бориса для постр. м-ря, но не было привед. в исполнение); 1884 г., II, Отд. 1, 28 (акты южно-русск. м-рей; архим. Гавриил 1788 г.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода”, I, 219 (прошен. 1721 г. архим. Иродиона о выдаче книги для сбора пожертвований на разоренную пожаром обитель), 537 (жалоба 1721 г. архим. Иродиона об именовании м-ря ставропигиею Св. Синода и о посвящении в оный во архим. Киев. кафедры архидиакона Арсения Берло), прилож. CXLII, XX (духовная 1721 г. Смолен. митроп. Варлаама, завещавшего м-рю шапку красною архиерейскую), XXXVIII (благослов. грамота 1721 г. патр. Иоакима на учрежд. в м-ре ставропигии при игум. Феодосие Васковском), CCCCXLII (царская грам. о том же); II, ч. 1, 1138 (прошение 1722 г. быв. архим. Иродиона, рукоположенного во еписк. Чернигов., о пользовании на год доходами с вотчин м-ря; на место Иродиона назначен Арсений); III, 1723 г.. 216 (донош. архиеп. Киевск. Варлаама на архим. м-ря о посвящении священн. в свои вотчины), 430 (дело о сборе денег в кошельки), прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. сказано: «Межигор. м-рь прежде Ставропигиальным был Свят. Патриаршего Престола, ныне же Свят. Правит. Синод как о нем устроит и утвердит?»); IV, прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 12 пушек 70 ружей, 25 ядер, 10 пуд. пороха); VI, 1726 г., 423 (доношение архим. Арсения о пострижении в монашество студентов Кулябки и Щернацкого); VII, 1727 г., 325 (архим. Арсений был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 62 (в грамоте патр. Иерусал. Феофана причислен к числу мест знаменито святых), 168 (в духовной митр. Киев. Петра Могилы 1646 г. показан в числе бездоходных м-рей); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 195 (Помянник м-ри, составленн. в 1689 г. игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

—168— 20 лет, и когда в бытность короля Яна Собесского в Могилеве православные горожане просили назначить им епископа, то король отвечал, что если они желают иметь униатского епископа, то он прикажет поставить такового, а православному епископу никогда в Могилеве быть не позволит, и что желательно королю, дабы они, Могилёвцы, были униатами, и к тому приступили-бы добровольно; в противном-же случае будут в унии и поневоле. 2427 С избранием в 1704 году князя Сергия Святополк-Четвертинского белорусским епископом, под именем Сильвестра, восстановился прерванный ряд белорусских епископов. 2428 – После смерти епископа Сильвестра в 1728 году в Могилеве белорусскую кафедру занимали епископы: Арсений Берло, Иосиф Волчанский, его брат Иероним Волчанский и, наконец, Георгий Кониский, при котором, как известно, несчастные белорусцы дождались лучших дней. Все эти епископы непрестанно вели борьбу с врагами православия и русской народности, подвергались тяжким оскорблениям и нападениям, терпели всякие беды и досаждения, и все поголовно просили у св. Синода, как милости, снять с них непосильное и несносное иго управления белорусской епархией, и отпустить их на покой. Мы не станем здесь подробно перечислять всех захватов церквей и монастырей и всех насилий, учиненных в Белоруссии поляками и униатами (разными шляхтичами и шляхтянками, их управителями, разными приорами, плебанами и ректорами-иезуитами) православному населению и православному духовенству за все время XVIII века, и укажем только, в виде примера, на следующие выдающиеся случаи: на нападение могилевских иезуитов со своими студентами в 1721 году на братскую церковь , сопровождавшееся побоями и кощунствами, 2429 – на отвратительную резню в Кричеве в 1744 году, 2430 – на избиение —169— 70-летнего священника Исидора Царыкевича в Могилеве в 1746 году, 2431 – на неистовства плебана Симона Гриневича в том же Могилеве в 1748 году, желавшего быть вторым Иосафатом Кунцевичем, 2432 – на разбойническое нападение иезуитов, униатов и помещиков-поляков на православных в г. Слуцке в праздничные дни в 1747 году, сопровождавшееся истязанием священников и отнятием церквей и на забрание в том же городе в 1750 году учителей православных школ в солдаты, 2433 – на нападение Минского плебана на религиозные процессии православных в г. Минске в 1753 году, 2434 и на сотню подобных возмутительных насилий, по своему изуверству и жестокости, нисколько не уступавшим тем фактам проявления злобы и вражды, которые омрачили западную Русь при введении унии. 2435

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно отметить, что до настоящего времени народ в селе Сенькивке отмечает два храмовых праздника: день памяти великомученика Харалампия и день Пресвятой Троицы. Во все времена не иссякал поток людской к великомученику Харалампию. Многие обращались к нему с молитвами об исцелениях, много чудес было явлено у святых мощей. Мы не можем точно указать время создания храма. Можно лишь отметить, что, согласно найденным нами документам, в 1741 году настоятель Харалампиевской церкви села Сенькивки, священник Иоанн Павлов, обращался к Арсению (Берло), епископу Переяславскому и Бориспольскому, испрашивая благословения на разборку упомянутой обветшавшей церкви и строительство на ее месте нового храма. Преосвященный благословил сие доброе дело, и новый храм был освящен в 1743 году. Многие замечательные пастыри окормляли прихожан Харалампиевской церкви; из них известны о. Иоанн Павлов (1741 — 1747 гг.), о. Григорий Федоров (1780 г.), о. Иоанн Мищенко (1783 г.), о. Николай Забиякин (1883–1901 гг), о. Павел Забиякин (1901 г.). Последним настоятелем Харалампиевской церкви был о. Никифор Кулик. Он и его сподвижники удостоились пострадать за Христа в годы гонений на Русскую Церковь. 13 марта 1885 года в семье бедного портного, проживавшего в Полтаве, Петра Кулика родился мальчик, которого, в честь св. Никифора, Патриарха Цареградского, нарекли Никифором. Обладая хорошим голосом, Никифор с малых лет пел в архиерейском хоре, исполнял обязанности псаломщика в Крестовой (домовой) церкви Полтавского архиерейского дома. В 1912 году Никифор сочетался браком с девушкой Евфросинией и был направлен на служение в Харалампиевскую церковь села Сенькивки псаломщиком. С приходом к власти безбожников, во время самых страшных гонений на Святую Церковь Христову, в 1922 году Никифор был рукоположен во диакона, а шесть лет спустя, в 1928 году, во священника. Недолгим было служение настоятелем храма о. Никифора, — уже зимой 1935 года церковь великомученика Харалампия власти закрыли. Отца Никифора вместе с семьей изгоняют из церковного дома…

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

В первую четверть XVIII века с унии также была сброшена маска и эта затея предстала в своем натуральном виде, т. е. как способ к окончательному совращению в латинство. В 1720 году был созван униатским митрополитом Львом Кишкой в г. Замостье поместный униатский собор, который провозгласил унию единственною законною церковью греческого обряда в Польше, при чем, как известно, допустил большие перемены в православных обрядах, а также нововведения —294— в храмах, с целью сблизить униатов с католиками. 1741 К этому времени, как было выше сказано, южнорусские епархии были уже униатскими и все гонения и преследования направлены были главным образом на области белорусские и литовские. Олатинившееся униатское духовенство, имея во главе шляхту и иезуитов, подвергало всяческим насилиям и оскорблениям не только низшее православное духовенство, но не щадило даже самих Белорусских православных епископов; так, униаты открыто нападали на епископа Сильвестра, князя Святополк-Четвертинского, и в схватке его ранили. Эти фанатики делали вооруженные наезды на русские церкви и имения, разоряли их, увечили священников, разгоняли паству, отнимали у русских имущество. Но все эти грустные подробности о всех обидах и насилиях, претерпевавшихся русским населением в Литве, Белоруссии, Подляшье и польской Украине, в течении почти всего XVIII века, мы опускаем, отсылая читателя к многочисленным актам и документам, опубликованным в Виленских, Витебских и Киевских сборниках и памятниках. Здесь укажем только, что белорусские епископы, как например – названный Сильвестр, Арсений Берло, Иосиф Волчанский, Иероним Волчанский и знаменитый Георгий Конисский вели постоянную войну с поляками и униатами, подробно доносили и русским посланникам при польском дворе, и св. Синоду, о всех несносных обидах и лишениях, претерпевавшихся православной паствой, которая к половине XVIII века лишилась свыше 150 церквей в одной только —295— белорусской епархии. 1742 Русское правительство при посредстве своих резидентов могло лишь эпизодически помогать своим несчастным единоверцам в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007