Арсений, епископ Белгородский и Обоянский (Берло) Происходил из незнатного дворянства. О времени пострижения и рукоположения его сведений не сохранилось. Известно, что он был в Киеве архидиаконом. С 1 июня 1722 года – архимандрит Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. 30 января 1730 года хиротонисан во епископа Могилевского. В Могилеве преосвященный Арсений терпел много неприятностей от врагов Православия, они писали на него пасквили и грозились убить. Тогда он слезно стал просить императрицу Анну Иоанновну освободить его от управления епархией. Эта просьба была исполнена лишь тогда, когда на Могилевскую кафедру, по желанию польской шляхты, был избран епископ из поляков. 28 января 1733 года преосвященный Арсений переведен на Переяславскую кафедру с обязанностью быть коадъютором (помощником, заместителем – прим. ред.) Киевской епархии. 31 августа того же года освобожден от обязанности коадъютора и утвержден епископом Переяславским и Бориспольским. 30 сентября 1735 года назначен на Белгородскую кафедру. В момент назначения его в Белгород епископ Арсений сильно заболел и приехать на новое место не смог. Однако находясь в Переяславле, он заочно управлял Белгородской епархией до назначения нового архипастыря. По сохранившейся переписке между епископом и правлением Белгородского архиерейского дома видно, что он доверил решать все дела на месте самостоятельно и, во избежание задержки исполнения, не пересылать их к нему. Скончался 6 июня 1744 года. Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. – С. 49–54. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1128, 1129, 1251–1253. Пархоменко В. А. Епископ Переяславский Арсений Берло, его личность и среда архипастырской деятельности. – Полтава, 1911. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1404, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 9, 25, 494, 634.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Курская (Белгородская) Учреждена в 1666 году Белгородская и Обоянская Кафедра в Белгороде Феодосий митрополит, бывший митр. Сербский и Архангельский с 17.05.1667 † в ночь 19/20.08.1671 Мисаил митрополит, бывший еп. Коломенский и Каширский с 14.09.1671 † 23.02.1684 Авраамий (Юхов) митрополит, рукоположен с 13.07.1684 † 6.08.1702 Иустин (Базилевич) митрополит, рукоположен с 23.01.1704 † 17.08.1709 Иларион (Властелинский) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 11.03.1711 †4.04.1720 Епифаний (Тихорский) епископ, рукоположен с 9.07.1722 † 2.07.1731 Досифей (Богданович- Любимский) епископ, рукоположен c 06 .08 .1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранен; † 23.03.1736 Арсений (Берло) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно † 6.06.1744 Петр (Смелич) архиепископ, рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; † 27.11.1744 Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Черниговский и Новгород-Северский с 6.09.1742 † 1.01.1748 Иоасаф (Горленко) епископ, свт., рукоположен со 2.06.1748 † 10.12.1754 Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Казанский и Свияжский с 9.10.1755 † 1.01.1758 Иоасаф (Миткевич) епископ, рукоположен с 26.04.1758 † 30.06.1763 Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 29.10.1763 † 7.07.1768 Самуил (Миславский) епископ, рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 en. Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский) епископ, рукоположен с 9.02.1774 по 28.11.1786 на покое; † 24.10.1792 Белгородская и Курская Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 9.02.1787 по 16.10.1799 переименован еп. Курский и Белгородский Курская и Белгородская С 16 октября 1799 года Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Белгородский и Курский, с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 † 30.04.1818 Евгений (Казанцев) епископ, рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 еп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Берло Андрей Иванович; 70-80-е гг. XVII в., с. Панфилы, территория Переяславского полка - 6.06.1744, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Сын полкового судьи. По фамильному преданию, один из предков А. спас кор. Владислава IV во время битвы от смерти, за что был награжден золотым берлом, т. е. скипетром. Получив образование в Львовской католич. академии и в правосл. Киевской академии, Берло принял постриг в Киево-Печерском мон-ре с именем А., нес послушание трапезного, неск. лет был учителем в грамматическом классе КДА. В 1717 г. состоял архидиаконом при Киевском митр. Иоасафе (Кроковском) , в 1722 г. сопровождал на хиротонию буд. архиеп. Киевского Варлаама (Ванатовича) . В том же году А. был рукоположен во иеромонаха, 1 июня возведен в сан архимандрита киевского Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . Добился разрешения Синода собирать милостыню на восстановление Межигорской обители, пострадавшей от пожара 1717 г. Активно защищал монастырские земли от незаконных посягательств как киевских мещан, так и Флоровского жен. мон-ря , обращаясь за покровительством даже к имп. Петру I . В 1724 г. указом Святейшего Синода ему было поручено проведение следствия по делу о жалобе свящ. Яновича на архиеп. Варлаама (Ванатовича). В 1726 г. А. получил разрешение Синода на постриг в мон-ре «ученых людей», одним из его пострижеников был Сильвестр (Кулябка) , впосл. архиеп. С.-Петербургский. В 1727 г. в Москве А. участвовал в церемонии коронации имп. Петра II . Арсений (Берло), еп. Переяславский Арсений (Берло), еп. Переяславский В дек. 1724 г. кандидатура А. рассматривалась Святейшим Синодом в качестве запасной для представления на одну из вакантных архиерейских кафедр. 8 сент. 1729 г. А. был назначен и 30 янв. следующего года хиротонисан во епископа Могилёвского и Мстиславского. В Варшаве А. был представлен польск. министрам, но королевского привилея на Могилёвскую кафедру не получил. Польск. правительство поддержало притязания на Могилёвскую кафедру униатского Полоцкого еп. Флориана (Гребницкого). Несмотря на неоднократные ходатайства российских властей, 29 июля 1730 г. кор. Август II отказался признать А. как рус. ставленника. Подвергаясь постоянным притеснениям со стороны польск. властей, А. получил из России неск. предписаний покинуть пределы Речи Посполитой, однако вынужден был оставаться там более 2 лет, ожидая исхода переговоров между Варшавой и С.-Петербургом. О своем положении А. сообщал в письме императрице Анне Иоанновне : «Шляхта белорусская продолжает отторгать церкви православные к унии; меня, бедного, нестерпимым ругательствам поносят и архиерейским вотчинам, в которых лишь 30 мужиков имеется, превеликую обиду и разорение чинят».

http://pravenc.ru/text/76216.html

Замечательно, что в царской грамоте 4 марта 1702 г., являющейся своего рода уставною для Переяславской кафедры, совсем не упоминается о наименовании епископа ее коадъютором Киевской митрополии. Тем не менее и Захария Корнилович (1700–1715 гг.), и его ближайшие преемники по Переяславской кафедре: Кирилл Шумлянский (1715–1726 г.г.: см. о нем «Энц.» X, где ошибочно напечатано: «Иоасафата» Кроковского вместо «Иоасафа»), Иоаким Струков (1727–1730 гг.) и Варлаам Леницкий (1730 г. 7 июня – 1731 г. 13 апр.), очевидно, не столько на основании положительного закона, сколько по установившейся практике именовались коадъюторами Киевской митрополии. Их коадъюторство выражалось не столько номинально, сколько реально – в том, что они (по крайней мере, некоторые из них) принимали хиротонию от киевского архипастыря и находились под его «послушанием и благословением», причем «о всех случающихся в Киевской епархии делах» они должны были с киевским архипастырем «иметь братолюбное согласие», как разъяснял Св. Синод 28 июля 1728 г. Переяславскому епископу Иоакиму Струкову. Некоторые из вышепоименованных переяславских епископов, в качестве коадъюторов Киевской митрополии, заступали место киевского архипастыря, в случае, напр., его отсутствия. Так, известно, что Кирилл Шумлянский, после смерти Киевского митрополита Иоасафа Кроковского († 1 июля 1718 г., см. о нем «Энц.» и X) и до прибытия в Киев архиепископа Варлаама Ванатовича (хирот. 14 мая 1722 г.; см. о нем «Энц.» X), проживал по временам в Киеве и рукополагал ставленников; но в управлении Киевской епархией он, кажется, совсем не участвовал и, по крайней мере, со времени учреждения Св. Синода указы синодальные присылались в Киев на имя «Киевской консистории управителей». Равным образом, и в 1730 г., после удаления с Киевской кафедры Варлаама Ванатовича, управление Киевской епархией Св. Синодом было поручено Киевской консистории, а рукоположение ставленников – греческому коринфскому митрополиту Митрофану, жившему в Киеве. Вскоре после того переяславское коадъюторство надолго прекратило свое существование. Назначенный 26 янв. 1733 г. из Могилева в Переяслав епископ Арсений Берло возбудил ходатайство пред Св. Синодом о том, чтобы ему не быть в «коадъюторах» киевского архипастыря и ведению его не подлежать. Св. Синод уважил это ходатайство Арсения Берло и 19 февраля 1733 г. повелел переяславскому епископу «подлежать токмо до главного и верховного правительства Св. Синода, а в коадъюторах архиепископа Киевского не быть». С того времени переяславское коадъюторство прекратилось надолго и епископы переяславские стали титуловаться Переяславскими и Бориспольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Первоначально к собору примыкали деревянные колокольня, архиерейский двор, кельи, трапезная, поварня, гостиница, сгоревшие при городском пожаре 18 июля 1748 г. Впосл. в мон-ре были выстроены деревянный архиерейский корпус с 5 кельями (1753; в 1800 перевезен в монастырскую усадьбу в с. Андруши) и возведены каменные 3-ярусная колокольня (1770-1776; колокола привезли из Москвы) с пристроенной в 1782 г. теплой каменной ц. вмц. Варвары, часовня-беседка, ограда (1782), торговые лавки (1828-1830; разобраны после пожара 1916), здание консистории. В 1825-1826 гг., когда был сооружен новый деревянный архиерейский корпус с теплой крестовой ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Варваринский храм был упразднен и в его помещении устроили консисторский архив, но 24 июля 1874 г. по инициативе еп. Полтавского Иоанна (Петина; † 1889) его возродили с посвящением прор. Иоанну Предтече и вмц. Варваре. В 1845 г. центральную часть обители запечатлел на рисунке поэт и художник Т. Г. Шевченко. 2 окт. 1738 г. по инициативе еп. Арсения (Берло) на территории П. В. м. был открыт Переяславский коллегиум, в котором было 6 классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика. В 1773 (?) г. с открытием богословского класса коллегиум был преобразован в семинарию (среди наставников - игум. Варлаам (Шишацкий) ), позднее также преподавались основы медицины, факультативно изучались нем. и франц. языки. В семинарии учительствовали: в 1782-1783 гг. Анастасий (Братановский-Романенко) , ок. 1783-1785 гг. игум. Варлаам (Шишацкий), в 1753-1754 гг. Г. С. Сковорода, И. В. Леванда (1734-1814), впосл. именитый киевский митрофорный протоиерей, проповедник. Обучение было доступно для всех сословий. Половина учеников были из малоимущих семей, они находились на содержании епархии и проживали в общежитии при коллегиуме. Первоначально коллегиум размещался в деревянном корпусе, собранном на территории П. В. м. из 4 хат, подаренных еп. Арсению (Берло) архимандритом Киево-Печерской лавры Иларионом (Негребецким; † 1740). Во время пожара 1748 г. этот корпус сгорел, и по инициативе еп. Никодима (Сребницкого) занятия перевели в частный двор С. Мировича. В 1753-1757 гг. на средства еп. Переяславского Иоанна (Козловича) к северо-востоку от собора близ монастырских ворот были построены кирпичный корпус учебного заведения (сохранился), а также 2 деревянных флигеля общежития, в к-рых проживало до 40 чел. (сгорели через 20 лет). В 1812 г. в зданиях семинарии размещали больных и раненых солдат. В 1814 г. из-за увеличения числа учеников каменный корпус был надстроен 2-м деревянным этажом. Решением Свящ. Синода (авг. 1861) в сент. 1862 г. семинарию перевели в Полтаву, а в ее помещении открылось ДУ.

http://pravenc.ru/text/2580018.html

В окт. 1715 г. епископом Переяславским, викарием (коадъютором) Киевской митрополии, был назначен Луцкий еп. Кирилл (Шумлянский) с сохранением за ним звания управляющего Луцкой епархией. Помимо территории Переяславского полка под управление Переяславского еп. Кирилла были отделены от митрополии храмы и мон-ри на территории Корсунского и Богуславского полков. 20 марта 1716 г. в письме Киевскому митр. Иоасафу (Кроковскому) Кирилл выступил за преобразование Переяславского коадъюторства в отдельную епархию. С 1 июля 1718 по 14 мая 1721 г., когда митрополичий престол вдовствовал после смерти митр. Иоасафа, еп. Кирилл управлял Киевской епархией, окормлял православные приходы и мон-ри в Речи Посполитой. Еп. Кирилл создал при Переяславском архиерейском доме архиерейский хор. При еп. Кирилле П. в. пришло в упадок. Следующий Переяславский епископ, Иоаким (Струков; 4 июня 1727 - 8 июня 1730), обвинял своего предшественника в симонии, а также в том, что он раздавал имения Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) в Речи Посполитой частным лицам. 7 июня 1730 г. на П. в. был назначен Варлаам (Леницкий) , но он отказался ехать, в частности, из-за крайнего разорения архиерейского дома в Переяславе. 28 янв. 1733 г. на П. в. был назначен еп. Арсений (Берло) с поручением быть коадъютором Киевской епархии. В 1735 г., ссылаясь на чрезвычайное оскудение Переяславского архиерейского дома, еп. Арсений просил Синод о пожаловании ему вотчин, принадлежавших ранее С. Мировичу. Уже в 1733 г. еп. Арсению удалось добиться фактической независимости от Киевского митрополита. П. в. было преобразовано в Переяславскую и Бориспольскую епархию, в состав к-рой вошли приходы Переяславского, Звенигородского, Черкасского, Чигиринского, Уманского и частично Каневского уездов Киевской губ. Духовенство заграничных приходов и мон-рей Киевской митрополии с тех пор обращалось по духовным делам в основном к Киевскому митрополиту, в отдельных случаях - к Переяславскому епископу. Так продолжалось до 60-х гг. XVIII в., когда приходы Правобережной Украины полностью перешли в ведение епископа Переяславского и Бориспольского и его наместника на Правобережье.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

В 1785-1793 г.г. центром епархии временно был правобережный г. Слуцк, в 1799 г. ее переименовали в Малороссийско-Переяславскую, в 1803 г. – в Полтавско-Переяславскую, в 1847 г. кафедру перенесли в Полтаву (до начала ХХ в. Переяслав оставался в составе Полтавщины). В 1816 г. штат братии монастыря перевели в г. Саратов, после чего Вознесенская обитель считалась внештатной, «с неопределенным количеством монашествующих», а в 1847 г. была приписана к Полтавскому Архиерейскому дому. В 1701 г. Мазепа подарил обители Пересопницкое Евангелие, перед которым приносят присягу Президенты Украины. Известная своим высоким художественным оформлением, эта рукописная книга содержит первый известный историкам перевод канонического Евангелия на украинский язык; книга создавалась на Волыни: одна часть рукописи выполнена в 1556 г. в женском Дворецком монастыре близ г. Изяслава на Хмельниччине, другая – в 1561 г. в мужском Пересопницком монастыре на Ровенщине; работа над книгой велась на средства княгини Анастасии Заславской-Ольшанской, которая, приняв монашество с именем Параскевы, была игуменией Дворецкой обители; в 1830-х г.г. книгу нашел в библиотеке Переяславской семинарии филолог Иосиф Бодянский, с публикаций которого начинается научная литература о Пересопницком Евангелии как выдающемся памятнике духовной книжности Украины; с переводом семинарии в Полтаву, книга покинула Переяслав; впоследствии она хранилась в Полтавском историко-краеведческом музее, после Великой Отечественной войны – в музее-заповеднике на территории Киево-Печерской Лавры, откуда передана в Национальную библиотеку Украины им. Владимира Вернадского. С 1738 г. при монастыре действовал Коллегиум – одна из высших школ Украины XVIII в. Его открыл Переяславский епископ Арсений Берло, отчего преподаватели называли Коллегиум Берлианским. Обучение в нем было доступно для выходцев из всех сословий, начиналось в 11 и продолжалось на протяжении 11-12 лет. Около половины учеников были из малоимущих семей: они находились на содержании епархии и жили в бурсе – общежитии при Коллегиуме; в низших классах – фаре, инфиме, грамматике, синтаксиме – поэтапно овладевали церковно-славянским, латинским и греческим языками, изучали катехизис (основы христианской веры), священную историю, арифметику и географию; затем следовали средние классы – поэтика и риторика; в 1773 и 1781 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=29717

28 янв. 1733 г. А. был перемещен на Переяславскую и Бориспольскую кафедру с поручением быть коадъютором Киевской епархии. Уже в первый год пребывания на Переяславской кафедре А. удалось добиться фактической независимости от Киевского митрополита. В 1735 г., сетуя на крайнее оскудение архиерейского дома, А. просил Синод о пожаловании ему вотчин, принадлежавших ранее С. Мировичу. Указом от 17 сент. 1735 г. А. был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В 1736 г. А. присоединился к просьбе малороссийского духовенства о разрешении мон-рям приобретать недвижимость по духовным завещаниям и куплям. Устроил по образцу Киевской академии Переяславскую ДС, в к-рой открыл шесть классов: фара, инфима, грамматика, синтаксима, поэтика и риторика, позднее классы философии и богословия. В семинарии преподавали Анастасий (Братановский-Романенко) , Варлаам (Шишацкий) , Г. Сковорода , И. Леванда . А. проявлял неустанную заботу об улучшении нравственного и материального положения своей паствы. Ист.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); ОДДС. Т. 4, 277, 547; Т. 5, 223, 284; Т. 6, 243; Т. 7, 318; Т. 8, 550; Т. 10, 6, 139, 352, 409; Т. 11, 6, 170, 336; Т. 14, 184, 319, 350; Т. 15, 68, 154, 160; Т. 16, 18, 307; Т. 18, 501, 521; Т. 19, 137, 185, 526; Здравомыслов. Словарь иерархов. Лит.: РБС. Т. 2. С. 310; Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 49-54; Арсений Берло, еп. Переяславский и Бориспольский: Биогр. очерк. К., 1904; Пархоменко В. Еп. Переяславский Арсений Берло, его личность и среда архипастырской деятельности. Полтава, 1911; Блажейовський Д. Киïвськой Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 380, 382. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76216.html

29 марта 1735 г. И. был переведен на Черниговскую кафедру. Учредил сбор пожертвований на содержание Черниговского коллегиума - «Собрание Девы Богородицы, попечительное о Черниговской семинарии». В этот период гос. органами управления осуществлялась начатая в 1728 г. кампания по запрещению укр. мон-рям покупать и принимать в дар земельные владения. В челобитной, поданной 8 нояб. 1735 г., И. вместе с Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) и Переяславским еп. Арсением (Берло) выступил против кампании. Возможно, именно И. был инициатором этого обращения, поскольку в письме от 23 сент. 1735 г. к архиеп. Рафаилу он предлагал послать совместную декларацию; из письма также видно, что он вел переговоры и с архимандритом Киево-Печерского монастыря. Архиереи считали, что имп. Анна Иоанновна должна вписать в «Кодекс малороссийского права» (работа над этим документом продолжалась с 1734 по 1743) без изменений те положения, к-рые были отображены в предыдущих нормативных сборниках. После этого 19 февр. 1736 г. адъютант императрицы ген.-лейтенант кн. А. И. Шаховской получил распоряжение вызвать архиереев в Глухов и сделать им выговор. В 1737-1738 гг. в Чернигове было возбуждено и рассматривалось дело в связи с некими «дерзостными словами», сказанными в церкви И. капитану Кобылину. Ген.-губернатор Малороссии кн. И. Ф. Барятинский произвел следствие и арестовал архиерея. 2 мая 1738 г. он был уволен на покой с проживанием в Киево-Печерской лавре. В продолжение расследования был вызван в С.-Петербург для дачи показаний, скончался по дороге в столицу и погребен в Отрочем в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Могила не сохранилась. После его смерти осталась значительная б-ка, книги из к-рой были распределены между мон-рями Черниговской епархии и Киево-Печерской лаврой. Арх.: НБУВ ИР. Ф. 2. 2001, 2002; ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 черн. Д. 6, 17. Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 312; Забелин И. Е. Ист. описание моск. ставропигиального Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Рогалевский.html

Н. инициировал учреждение крестного хода из Казанской церкви на Невском проспекте в Александро-Невский мон-рь 30 авг., в годовщину перенесения в столицу мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . В письме на имя А. Г. Разумовского от 29 авг. 1743 г. Н. просил его доложить императрице, не соизволит ли она повелеть «завтрашнего дня… быть крестному ходу». В тот же день императрица запросила Синод «о пристойности того дела». Синод дал положительное заключение, и 30 авг. состоялся первый в С.-Петербурге крестный ход в день памяти блгв. кн. Александра. В шествии участвовали императрица, а также «министры и кавалеры, генералитет и придворный обоего пола стат». 7 сент. того же года имп. Елизавета Петровна повелела совершать «оное крестное хождение» в мон-рь к литургии ежегодно. Указом Н. от 4 февр. 1744 г. статус собора получила Андреевская ц. на Васильевском о-ве. 30 янв. 1745 г. он благословил строительство каменной 2-этажной церкви в Славянской мызе гр. М. К. Скавронского (ныне в черте Пушкинского р-на С.-Петербурга). В Александро-Невской ДС, находившейся в распоряжении Н., начался самый важный период становления. Школа при Невском мон-ре лишь с кон. 30-х гг. XVIII в. получила «прочное устройство» как полноценная семинария. В 1743 г. в ней открылся богословский класс, 20 сент. того же года ректором утвержден иером. Гавриил (Кременецкий; буд. митрополит Киевский и Галицкий). Вслед за учреждением столичной епархии Сенат 10 сент. 1742 г. поручил архит. П. А. Трезини возглавить «строение» Александро-Невского мон-ря, где работы остановились. В 1744 г. был заложен фундамент юго-вост. Феодоровского корпуса. Тогда же выстроенный в 20-х гг. XVIII в. Троицкий собор был признан аварийным и предназначен к слому. С 1742 г. казначеем обители состоял иером. св. Софроний (Кристалевский), который был в 1734-1741 гг. казначеем Переяславского архиерейского дома (в 1735-1736 он находился по делам Переяславской епархии в С.-Петербурге, когда Н. служил там же). Очевидно, специфика пребывания на кафедре «царствующего града» тяготила Н.: заложив прочную основу епархии, он при первой возможности оставил С.-Петербург. В июне 1744 г. скончался еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло), и 2 февр. 1745 г. вышел Высочайший указ: «В Переяславской праздной епархии быть епархиальным архиереем преосвященному Никодиму, епископу Санкт-Петербургскому, по желанию его…» В Переяславскую епархию был переведен и наместник (с 1737) Александро-Невского мон-ря иером. Досифей (Лебедевич): в мае 1745 г. он стал настоятелем Золотоношского Красногорского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в сане игумена.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

  001     002    003    004    005    006    007