Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович; ок. 1680 - ок. 1749), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.) ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.) ГАВРИИЛ АФОНСКИЙ (1849-1901), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне, прп. (пам. 9 июля и в Соборе преподобных отец русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_68.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) ВРАНИНА муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ВУЛКАНУ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, муж., действующий, принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович; ок. 1680 - ок. 1749), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_12.html

1.5. Образ Божий Одним их основных отличий библейской антропологии от представлений о человеке любой другой религии или философии является учение о том, что человек сотворен по образу Божию. Это Откровение, с одной стороны, отлично от пантеистических теорий, постулирующих единосущие человека Божеству, а с другой — от материализма, отождествляющего жизнь человека с жизнью животного. К последнему относятся и иеговисты, и адвентисты, для которых богообразность человека становится камнем преткновения. Но обратимся сперва к священному повествованию о сотворении нашей природы. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26–27). Итак, вспомним, что сотворение природы животных не сопровождалось каким-то совещанием Лиц Святой Троицы , а они были созданы одним словом Господним. Но, напротив, оно предваряет сотворение человека. Уже этим показывается глубинное превосходство человека над прочими живыми существами. В этих библейских словах содержится глубокая тайна существа человеческого, которое одновременно является и живым образом Творца и в чем-то сродно с животным царством. Как образ Божий, призванный стать Его подобием, человек владычествует над рыбами, птицами и зверями, и поэтому, конечно, не может быть отождествлен с ними по своей природе . А с другой стороны, мы видим из священного повествования, в самом разделении на два пола сродство человека с неразумными живыми созданиями. Дело в том, что «св. отцы, особенно св. Григорий Нисский, подчеркивали, что разделение на мужской и женский пол не является чертами образа Божия. Священный текст подтверждает это мнение. Слова «мужчину и женщину» в буквальном переводе с еврейского (захар у-нкева) и греческого (арсен кай тэлю) означают «самца и самку», показывая этим, что деление на полы роднит нас не с Богом, а с животным миром» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5. Сотворение Евы – матери всех живущих. Замысел Божий о сотворении женщины О сотворении женщины в Книге Бытия говорится три раза: в главах первой, второй и пятой, о соотношении которых и взаимосвязи мы уже говорили выше. В 1 главе о сотворении женщины говорится одновременно с сотворением человека вообще: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... " (ст. 26–28). В 5-ой главе, в которой дается Откровение о начале истории человечества, читаем: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, муж чину и ж енщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек в день сотворения их» ( Быт. 5:1–2 ). Следует отметить, что в 1-ой главе стоят слова: захар, означающее особь мужского пола, и нкева, означающее особь женского пола. Эти слова могут быть применены к любым существам мужского и женского пола. Буквально их можно перевести даже, как самец и самка. Но в смысловом переводе, поскольку речь идет о человеке, эти грубые слова должны быть заменены на мужеский пол и женский пол. Семьдесят толковников эти слова переведели, как арсен и фили, что также означает особей мужского и женского полов, то есть мужское и женское начало в природе. Славянский перевод, следуя греческому, также ставит муж и жена – но не в смысле супружеских отношений, а как обозначение особенностей природы, то есть именно в смысле сотворения мужского и женского полов. Это, между прочим, отразилось в тексте молитвы, творимой священником при бракосочетании: «Ты бо из начала создал ecu мужеский пол и женский, и от Тебе сочетавается мужу жена». Как видим, здесь различаются два понятия: понятие пола и понятие супружества. Смысл здесь тот, что создание мужского пола и женского идет от начала, а в человеческой жизни, уже на этой основе, сочетавается мужу жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Арсен много рассказывал мне о своей матери, об отце, особенно нежно о бабушке с дедом, как сейчас помню, где они жили: Сагурамойский район, село Ткварели, а быть может, память спутала, сколько лет прошло. У меня сохранился рисунок его головы, лицо в фас. Арсен Бадалашвили. Рисунок А. П. Арцыбушева И теперь он у меня. Арсен дни и ночи запоем писал стихи на грузинском. Он читал мне их. Языка я не знаю, но по музыкальности своей они трогали и были красивы. Мы долго были вместе, и все посылки я делил с ним. Все его боялись, и он на всех наводил страх и ужас. Единственным человеком, которого он подпускал к себе, был я. Часто бежали за мной, крича: «Арсен! Арсен!». Стоило мне появиться, он покорно шел за мной. Думается мне, что игра и необходимость перешли в болезнь. Конечно, я никогда не мог проверить истину его рассказа в лагере, тем более что я один знал «тайну». Прощаясь, он просил меня запомнить адрес его отца и матери в Тбилиси, я его помню, но, будучи в Тбилиси, я по этому адресу не пошел. В лагерях всякое расскажут, а где правда, где романтический вымысел, определить трудно. Разыскивая, можно невольно попасть в «непонятную». Я рассказывал эту историю грузинам, в частности одному из Чавчавадзе, они не посоветовали мне идти по адресу. Я и не пошел, а на этих страницах рассказал всю историю, как слышал. Арсена взяли на этап, и мы расстались, обняв друг друга. Настал день, когда по мерзлым колдобинам и подернутым льдом лужам повел меня конвоир в Воркуту на обследование, он шел рядом с автоматом, за который я держался рукой, ибо был слеп. Он вел меня, забавно предупреждая, где лужа или более серьезное препятствие. Я падал —он поднимал. Я, отпустив руку лез в кювет, он вытаскивал меня и приговаривал: — Куда ж ты, слепая тетеря, лезешь! Так мы с ним в обнимку дошли до поликлиники. Я вошел в кабинет, вертухай остался у дверей. У окна, в глубине кабинета, за столом сидела докторша, против нее - сестра. Справа и слева — стеклянные шкафы, посередине — стул. Войдя, выставив руку вперед, я твердым шагом направился прямо на шкаф, споткнувшись о стул, упал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

- Капканом, мосье Арсен, схватили капкан за пружину... Обхватив голову руками, он погружается в раздумье. - Капканом... А ведь верно, я ходил, чтобы капкан откопать, умница моя... Тут ты говоришь правду, девочка. Но вот насчет Матье... Помню, мы с ним выпили вместе, это уж точно. А потом... Потом... Кто знает, что потом было? Мы, красотка, оба сильно набрались. Вдруг он осекся, как бы пораженный внезапно налетевшей мыслью, которую он еще не способен выразить словами, и мысль эта так и замерла где-то внутри, даже не отразившись во взгляде. Он стоит, прислонясь к притолоке, и кажется, будто он перегораживает дверь широко раскинутыми руками. По крайней мере Мушетта уверена, что он преградил ей путь. Страх уже зреет где-то в душе. Одного этого жеста оказалось достаточно, чтобы страх вдруг овладел всем ее жалким, тощим тельцем. - Пропустите меня, мосье Арсен! - кричит она и в голосе ее звучит мольба. - Пропустить? А куда ты ночью пойдешь? - Домой, мосье Арсен, клянусь, прямо домой! Он смотрит на нее без гнева, но с каким-то особым спокойным вниманием, с тем непогрешимо уверенным вниманием, с каким выслеживает на опушке леса среди палой листвы след, ведомый лишь ему одному... " Чую дичь " , - обычно говорит он в таких случаях. В его задумчивом взгляде ни гнева, ни жалости. - Не бойтесь, я все-все вспомню, мосье Арсен. А завтра вы тоже все вспомните, сейчас вам хмель мешает, надо бы вам выспаться. Если они начнут меня спрашивать раньше, чем я вас увижу, я скажу, что... - Минуточку! - кричит он. - Чего ради ты-то в эту историю впутываешься? Если ты кому-нибудь хоть слово скажешь, я тебе шею сверну, ей-богу, сверну! Теперь его голос наводит на Мушетту ужас, такой он хриплый и низкий. Но ни за какие блага мира она не уйдет отсюда. Бежать уже поздно; она и побоев меньше боится. - Мосье Арсен, - прерывает она молчание, - лучше я себя убью, чем скажу что-нибудь вам во вред. Ей ни к чему продолжать. Тоненькое ее личико выражает такую чудесную решимость, что пьяница глядит на нее с изумлением. Наступает молчание, и ей кажется, будто в тишине она различает удары собственного сердца, готового выскочить из груди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Идет наискосок по равнине. Через пять минут вовсю разбушуется. Приложи-ка ухо к земле, услышишь, как он несется. Ей-богу, такая погодка кровь бодрит, погода для настоящих мужчин. Он берет с полу флягу, и губы его уже заранее складываются в лакомую гримаску, отчего он делается похож на маленького мальчугана. - Как бы вы не напились, мосье Арсен, - спокойно произносит Мушетта. - Нынче вечером мне в самый раз напиться, - отвечает он, - по самую что ни на есть завязочку, понятно? У меня неприятности. Протянув руку, он проводит длинными пальцами по плечу Мушетты, неуклюже-ласково касается ее спины, бока. - Высохла - ну вот и ладно, - говорит он. - С таким ветром пустяка достаточно, чтобы лачуга сразу со всех четырех сторон занялась и сгорели бы мы здесь с тобой, как крысы. Да было бы тебе известно, что у тебя под задом все мои патроны припрятаны. Вот так-то, красотка, взлетишь прямо к небесам! Он принужденно смеется. Мушетте надо бы ответить ему хоть что-нибудь, просто из вежливости ответить, но инстинкт более властный, чем воля, приказывает ей молчать. К тому же алкоголь мало-помалу испарился, веки тяжелеют, ей хочется прилечь, заснуть. - А ты не из разговорчивых, - замечает он, - впрочем, для девицы это, напротив, даже приличнее. Из кармана куртки, висящей на гвоздике, он вытаскивает огромные серебряные часы-луковицу. - Когда из школы ушла? - Не знаю точно, - на всякий случай осторожно отвечает Мушетта. Может, в половине седьмого. Я раньше всех убежала. - Одна, что ли? - Ясное дело. - Никто тебя не видел? - Откуда я знаю? А почему вы меня спрашиваете, мосье Арсен? Арсен морщит нос, ну чисто кошка. Мушетта пожимает плечами, еле-еле, так, для себя самой. Конечно, вечные побои не окончательно поработили ее сердечко, зато научили, что к гневным вспышкам мужчины следует относиться настороженно, со спокойным и глубоко запрятанным презрением. - Я через изгородь перелезла, мосье Арсен. - Хотела пастбищем пройти? - Так вот что, запомни хорошенько, что я тебе сейчас скажу. Через пастбища ты не шла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

А шла по Линьерской дороге, как и полагается при непогоде. А может, даже в Линьер заглянула, скажем, шарики себе купить. - Шарики? А на какие такие гроши? У меня же ничего нет, мосье Арсен. - Вот, держи, тут несколько су. Скажешь, что нашла на дороге. Значит, добралась до поселка и остановилась у болота, потому что погода сильно плохая. - Ладно, мосье Арсен, ладно, поняла. Она сует монеты в карман передника, греет их, сжимает в кулаке. Никогда еще не было у нее такого богатства. Деньги приятно трогать, как живую человеческую кожу. Мосье Арсен продолжает: - Значит, остановилась у болота. И видела, как я вышел из кабачка Дюплуи. Дюплуи, он свой человек. Я тебе сказал, что иду из Басомпьера, что я силки ходил проверять. - Силки? И жандармам тоже про силки говорить? - Нет, вы только посмотрите, какая она у нас хитрая! Он допивает бутылку, полощет рот последним глотком и сквозь зубы сплевывает на еще багровую золу. - Пусть лучше тебя обвинят в том, что ты спер яйцо на Бражелонском базаре, чем быка на Сен-Ваастской ярмарке. Мушетта смотрит, как пляшут на раскаленных головешках язычки горящего спирта, совсем как голубенькие мушки. На ее худенькой мордашке застыло теперь выражение покорности и лукавства. Сотни раз ей приходилось врать таможенникам! Раньше отец баловался контрабандой. Тогда они жили далеко отсюда, ближе к Верблооку - у самого края болота, и такое гибельное было это место, что ночью можно было там пробраться только за фландрским ученым псом, умевшим чуять под застывшей коркой окна, куда вершок за вершком засасывало человека в течение каких-нибудь десяти минут. В то время она была еще совсем-совсем маленькая. Теперь бы она, конечно, врала куда складнее. Каждое произнесенное мосье Арсеном слово уже врезалось ей в память, заняло положенное ему место. А сам мосье Арсен шагает по хижине взад и вперед. Плевать ему, что здесь теснота: есть в нем какая-то свободная непринужденность, как в хищниках, разгуливающих по клетке, она видела их в зверинце Беллока сквозь разошедшиеся доски ограды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Николаю II было доложено о Цебржинской. И он позволил своей смелой соотечественнице остаться в действующей армии. Елена была удостоена Георгиевского креста IV степени и стала первой женщиной, награжденной этим почетным боевым знаком в годы Первой мировой войны. Цебржинская продолжила военную службу уже не таясь, под своим настоящим именем, став фельдшерицей 3-го Кавказского передового отряда Красного Креста. Думаете, ее приключения на этом закончились? Ничуть! Они только начинались... В 1917 году Елена попала в германский плен, где томилась больше года. Когда в Германии вспыхнула революция, бывшие военнопленные не остались в стороне, вместе с немецкими рабочими сражались на баррикадах. Среди них была и Цебржинская… Елена пыталась вернуться в Россию, но – безуспешно. Ее муж Владислав, как оказалось, не погиб в 1914 году в Восточной Пруссии, а остался жив. Ничего не ведая о судьбе супруги, он завел новую семью. Елена осталась в Польше, снова вышла замуж, родила ночь Ирэн. В начале 1939 года ее сыновья Арсен и Виктор уехали во Францию и поступили в летную школу. Вскоре Германия напала на Польшу. Спокойная, размеренная жизнь Елены в Варшаве ушла в прошлое. Оккупанты начали устраивать облавы на улицах города, и однажды Ирэн угодила в их лапы. Девушку отправили в Германию. Но куда, неведомо… Однако мать не предалась отчаянию, а отправилась на поиски. В черном платье с русским знаком боевого отличия на груди она прошла по всей Германии, разыскивая дочь. Это кажется невероятным! Но все же Елена каким-то чудом нашла ее и вызволила из плена! Может быть, ей помог истертый Георгиевский крест... Судьбы сыновей Цебржинской были трагичными. После капитуляции Франции перед Гитлером Арсен и Виктор оказались в Лондоне и примкнули к движению генерала Шарля де Голля «Свободная Франция». Первым в воздушном бою погиб Арсен, а в самом конце Второй мировой войны – Виктор. Соболезнования де Голля передал матери военный, увечный боевой летчик. Опустившись на одно колено, он поцеловал ее руку. Месье был потрясен, узнав, что герои – не только выходцы из России Арсен и Виктор Цебржинские, но и их мать, Елена Цебржинская…

http://ruskline.ru/opp/2020/09/25/podvig...

После молебна на Владимирской горке состоится крестный ход в лавру 27 июля. ПРАВМИР. Накануне во время брифинга, посвященного освещению мер безопасности во время Всеукраинского крестного хода в Киеве, министр внутренних дел Арсен Аваков разъяснил ситуацию вокруг организации охраны участников молебна и праздничного шествия в центре города. В начале своего выступления министр отметил, что во вторник была достигнута договоренность с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием относительно организации участников Крестных ходов сегодня вечером. «Сейчас верующие остановят этот ход, сядут в автобусы и проследуют к месту ночевки», — отметил Арсен Аваков. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Он подчеркнул, что в полной координации с мэрией Киева и Национальной гвардией правоохранители в состоянии обеспечить порядок праздничных мероприятий на Владимирской горке и по маршруту следования Крестного хода до Киево-Печерской Лавры. «Всякий гражданин может прийти на этот молебен, и мы обеспечим его безопасность там. Доступ к Владимирской горке будет проводиться через соответствующий контроль безопасности, который будет включать в себя около 20 рамок металлоискателей. Кроме того, будет проводиться личный просмотр сумок и рюкзаков», — сказал министр МВД, объясняя меры предосторожности опасением, чтобы «из молебна сделали провокацию». Также Арсен Аваков рассказал, что после молебна состоится крестный ход в лавру и выразил надежду, что молитвенное шествие пройдет, как и в прошлом году «спокойно и без эксцессов». Начальник ГУ МВД в городе Киев Андрей Крищенко рассказал, что мэрия столицы выделила автобусы, которые завтра утром довезут всех паломников из Киевской области на Владимирскую горку. «Пешей ходы, которая изначально планировалась — не будет», — сказал он касательно объединения крестных ходов на Европейской площади, которое планировалось провести перед молебном. В свою очередь Арсен Аваков добавил, что транспортные средства будут сопровождаться полицией. «Полный контроль всех приезжающих автобусов — никаких там ни боевиков, ни сепоров, ни вооруженных головорезов — давайте мы все это отложим в сторону», — заявил министр МВД. Он также добавил: «Очень важно — я обращаюсь ко всем патриотам — не дать превратить этот религиозный ритуал в провокацию масштаба всей страны. Давайте дадим этой ситуации возможность пройти в русле нас».

http://pravmir.ru/mvd-ukrainyi-krestnogo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010