В Грузии сюжет имел устойчивую иконографию: святого изображали натягивающим тетиву лука и готового выпустить стрелу в бегущего перед ним оленя с обращенной назад головой. Между ветвистыми рогами животного могло быть оплечное изображение Иисуса Христа в крещатом нимбе (Натлисмцемели), Его погрудное изображение (Цебельда, Сапара), поясной образ благословляющего Христа (Лагами). На ранних груз. рельефах сцена трактована условно и отмечена статичностью, фресковые композиции последующего времени наделены динамичностью. Обычно в правой части сцены изображали Е. П. на коне преследующим оленя. Исключениями служат рельеф постамента из мон-ря Натлисмцемели, форма к-рого (узкие грани) обусловила размещение сцены в 2 регистрах: изображение святого помещено в ниж. части, оленя - над ним, и плита из Цебельды: святой, представленный в профиль, обращен вправо, где находится изображение оленя. На рельефах из Цебельды и мон-ря Мартвили иконография сюжета дополнена изображением собаки. На плите из Цебельды представлен также летящий сокол. Е. П. обычно изображен в традиц. для рим. воина облачении, с развевающимся за спиной плащом (храмы в Мартвили, Лагами, Сапаре, Зенобани, Цкелари и т. д.). На рельефах из Гареджи и Цебельды одеяние Е. П., типичное для жителей этих мест, осложнено элементами сасанидского костюма. В рельефе из мон-ря Натлисмцемели одежда Е. П. напоминает костюм эристава Кобула, изображение к-рого высечено на юж. стене Джвари (586/7-604). Изменения в традиц. для груз. искусства схеме «Видения св. Евстафия Плакиды» наблюдаются на фасадном рельефе храма в мон-ре Мартвили (вместо лука Е. П. вооружен копьем), в рельефах из Цебельды и Натлисмцемели (Е. П. выпускает в оленя согнутую стрелу), в росписях церкви в Цкелари (стрелой с вильчатым наконечником он поражает лося). Своеобразный извод сцены - Е. П. охотится на оленя с Распятием между рогами - представлен в росписи вост. части юж. стены церкви в с. Чукули. Известна груз. икона Е. П. XVII в. из церкви в с. Карабулахи в Кахети (ныне в Национальном музее искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили). Иконография образа Е. П. была положена в основу изображения почитаемого в Абхазии мч. Евстафия Апсильского .

http://pravenc.ru/text/187479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАСТОЯНОВ Никола (ок. 1778, Самоков - 29.09.1874, там же), болг. книгопечатник и ксилограф, основатель 1-й болг. типографии. Обучился печатному делу в Рильском мон-ре. Был учителем в Самокове, Дупнице и Сапареве. В 20-х гг. XIX в. в Самокове открыл мастерскую по переплету церковных книг и учебников и книжный магазин. В 1828 г. из Белграда привез ставший первым в Болгарии ручной типографский пресс и в Самокове открыл типографию, но из-за отсутствия шрифтов печатал иконы, в т. ч. прп. Иоанна Рильского и др. святых. В 1833 г. в Сербской княжеской типографии в Белграде напечатал 1-ю книгу - Часослов, а в 1834 г. в Крагуеваце - «Букварь, или Начальное учение» и Житие св. вмч. Харалампия. В 1835 г. в Буде купил 150 «оки» (литер) церковнослав. букв и тайно вывез их в Самоков, где стал печатать без указания выходных данных малоформатные книги нравственно-поучительного содержания. В 1847 г. получил офиц. разрешение властей на издание церковных и «полезных» книг. К. издал ок. 30 книг, в т. ч. «Краткое описание святых двадцати мон-рей на Святой Горе» (1846), Часослов (1847), «Чудеса Пресвятой Богородицы» (1851), «Свиток, или Молитва Пресвятой Богородице» (1868), «Молитва св. вмч. Мине» (1872). Его издание «Службы с житием и страданием святого вмч. Георгия Нового» (1855) отличается очень высоким уровнем печати и художественного оформления. В Самокове К. установлен памятник. Из 3 сыновей К., к-рые продолжили и развили его дело, к религ. темам чаще обращался Атанас (1822-1880), один из лучших граверов Самоковской художественной школы. По собственным рисункам он изготовил гравюры «Святые царь Константин и царица Елена» (НБКМ), «Святые Косма и Дамиан» и «Вознесение Христово» (Болгарская национальная худож. галерея, София), «Пресвятая Богородица» (иллюстрация к изданию Часослова 1847), «Распятие Христово» (1849, Исторический музей г. Самокова), «Вмч. Димитрий Солунский» (1852), «Св. Георгий Новый» (1855). В 1848 г. Атанас издал Ерминию, в которой помимо основ иконописания были описаны технологии гравирования и приготовления красок. Лит.: Златарски В. Н. Даскал Николай Карастоянович и неговата печатница//Периодическо списание на Бълг. книжовно друштво. София, 1906. Кн. 66. С. 623-661; Атанасов П. Начало на бълг. книгопечатане. София, 1959. С. 213-214. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1680995.html

в значительной степени скрытая слоем позднейших записей, хорошо сохранилась. Краткие сведения о ней общего характера появляются в лит-ре во 2-й пол. XIX в. ( Brosset. 1851. P. 132-135; Загурский. 1873. С. 54; Бакрадзе. 1875. С. 70-71; Он же. 1878. С. 135; Уварова. 1894. С. 48-60). Реставрационные работы нач. XX в. привлекли к древним росписям З. внимание ученых: были попытки дать характеристику их художественного стиля ( Мацулевич. 1914. С. 100-101; Кондаков. 1915. С. 83-84. Рис. 18; Айналов. 1917. С. 208-211; Гордеев. 1923. С. 58-67), составить опись сцен с указанием сопровождающих надписей ( Такаишвили. 1905. С. 5-59). Живопись палеологовского стиля была датирована XIV в. Более поздние исследователи расходятся в датировке основного слоя, предполагая различные даты: не позднее 1308 г. ( Беридзе. 1955. С. 135), 1306-1345 гг. ( Толмачевская. 1931. С. 22-23), ок. 1340-1350 гг. ( Velmans. 1996. P. 146), сер. XIV в. ( Вирсаладзе. 1977. С. 21), 3-я четв. XIV в. ( Евсеева. 1977. С. 10). Снятие с Креста. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Снятие с Креста. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Реставрация 1903-1905 гг. была произведена по инициативе уже почившего к тому времени вел. кн. Георгия Александровича. Архитектурная часть работы была сделана в соответствии с историческим обликом здания (напр., во время покрытия храма использованы схожие с первоначальным покрытием каменные плиты), роспись храма пострадала от грубого вмешательства реставраторов. Местами поврежденные фрески были сняты, на их месте по свежей штукатурке созданы новые, некорректно воспроизводящие оригинал. Программа ранней росписи З. включала циклы земной жизни Христа и Богородицы и была насыщена сложными богословскими образами, редкими иконографическими сценами. Узкие купол и барабан храма целиком были заняты композицией «Вознесение Господне», в парусах расположены медальоны с фигурами евангелистов (как и в Сапаре, ок. 1330-1350 - Velmans. 1996. P. 146). В алтарной апсиде приведена цитата из Псалтири (98.

http://pravenc.ru/text/182627.html

ап. Иоанна Богослова Земенского мон-ря, Болгария 3-я четв. XIV в. К XV в. относится образ И. Р. из ц. арх. Михаила в с. Сапарево близ г. Кюстендил, где он впервые изображен вместе с 2 западно-болг. анахоретами. В ц. свт. Иоанна Богослова в Погановском мон-ре (ок. 1500) святой представлен на сев. стене наоса в ряду святых монахов: в рост, с непокрытой головой, с длинной раздвоенной на конце бородой. Сходное по иконографии изображение находится в юж. певнице (капелле) ц. свт. Николая в с. Вуково близ Кюстендила (XVI в.). В 1559-1560 гг. был создан фресковый образ И. Р. в нартексе ц. св. ап. Андрея на р. Треске (Македония). В ц. св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата в с. Добырско близ Самокова (1614) сохранились 2 изображения И. Р.: на фасаде и в юж. нефе он представлен в числе преподобных; на голове куколь, в руке свиток. В церкви Сеславского мон-ря (1616) И. Р. изображен на юж. стене притвора, в ряду святых, в рост, с седыми волосами и длинной раздвоенной бородой, на голове куколь. Также с длинной раздвоенной бородой, но непокрытой головой И. Р. изображен на юж. стене Спасской ц. Алинского мон-ря (1626). Возможно, тем же мастером выполнен и образ святого в ц. св. Петки в с. Селник в Македонии (20-е гг. XVII в.) на юж. стене справа от окна. В 1-й пол. XVII в. был создан образ И. Р. на фасаде «старой» Успенской ц. Драгалевского монастыря - седовласый монах с раздвоенной бородой, с крестом в правой руке. В ц. свт. Афанасия в с. Журче близ г. Дебар в Македонии (1622) святой изображен в притворе, на зап. стороне сев. арки. XVII-XVIII вв. датируются близкие по стилю и иконографической схеме, но с разным расположением 10 клейм иконы И. Р., хранящиеся в Национальном археологическом музее в Софии и в Музее Рильского мон-ря (см.: Болгарская живопись. 1976. С. 70-71. 93, 94; об иконографии клейм, по сюжетам совпадающих преимущественно с позднейшими гравюрами, см.: Прашков Л. Икони от Рилския ман-р. София, 1974). Образ И. Р. представлен в ряде серб. храмов: среди отшельников на зап.

http://pravenc.ru/text/471475.html

В четверг сырной недели празднуется память преподобного Шио Мгвимского . Его житие составил Арсений Сапарели , и оно представляет для нас удивительное назидание о действии благодати Божией в монашеском подвиге. Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии , в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына. Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения. Вместе с особо преданными и духовно опытными учениками он удалился в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь. Однако затем он вышел из уединения ради пользы верующих и пришел в Антиохию.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Халкидонский Собор. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XII в. В 604-609 гг. между Главами Картлийской и Армянской Церквей шла оживленная переписка по религ. и национальным вопросам (Книга посланий. 1968). Причиной открытого конфликта стало выступление в 605 г. Цуртавского еп. Моисея, армянина по происхождению, к-рый обличал знать и народ в дифизитстве. Потерпев неудачу, он бежал в Армению, а на Цуртавскую кафедру был рукоположен др. епископ, к-рому католикос Картли Кирион велел вести службу среди армяноязычного населения епархии на груз. языке. Моисей обратился с жалобой к наместнику Армянского католикоса Вртанесу Кердолу, началась полемика между картлийскими и арм. церковными властями. Согласие достигнуто не было, и Армянская Церковь прервала сношения с Грузинской и Албанской Церквами. В 608 г. Армянский католикос Авраам I Албатанеци издал «Всеобщее послание», в к-ром запретил армянам всякие, кроме торговых, сношения с грузинами и албанцами. Католикос Картли Кирион, твердо стоявший на позициях Православия, прилагал большие усилия для укрепления правосл. вероисповедания своей паствы. В VII в. еще дважды, сначала под давлением Персии, а затем Византии, были осуществлены попытки объединить Церкви Закавказья под одним вероисповеданием: персид. шах Хосров II Парвиз после взятия Иерусалима в 614 г. созвал Церковный Собор, на к-ром было постановлено всем арм. христианам под властью персид. шаха принять веру Армянских католикосов. В 30-х гг. VII в. визант. имп. Ираклию удалось склонить Армянского католикоса Езру I к воссоединению с правосл. Церковью. Эти процессы прервались в нач. VIII в. в связи с захватом Армении араб. войсками (см. ст. Армянская Апостольская Церковь , разд. «Вероучение»). Ист.: Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Алексидзе З. Мат-лы к истории Двинского церковного Собора 506 г.//Мацне (Вестн.) АН Грузии: Сер. истории, археологии, этнографии и истории искусства. Тбилиси, 1973. 3. С. 165-166; Ухтанес, еп. История отделения грузин от армян/Арм. текст с груз. пер., исслед., изд.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Uchtanes of Sebastia, bishop. History of the Severance of the Georgians from Armenians/Transl., introd. and comment. Fr. Z. Arzoumanian. Fort Lauderdale, 1985. P. 2; Арсений Сапарели. О разделении Грузии и Армении/Крит. текст, исслед. и коммент.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН САПАРЕЛИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 24 , С. 605 опубликовано: 20 июля 2015г. ИОАНН САПАРЕЛИ груз. каллиграф - см. в ст. Синайский Многоглав . Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Персоналии Ключевые слова: Каллиграфы Иоанн Сапарели, грузинский каллиграф - см. в ст. Синайский Многоглав См.также: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв. АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ († 1018), переводчик, каллиграф, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля) ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/471494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. Патриарший престол занял после смерти Католикоса-Патриарха Георгия III (приблизительно 50-60-е XI вв.), утвердил грамоту на обновление иммунитета, жалованную Шиомгвимскому мон-рю царем Георгием II в 1072 г. Ист.: . . . . , 1955. Т. 1. Лит.: -. . . , 2000. З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/161335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГРИГОРИЙ III Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742)

http://pravenc.ru/rubrics/121448.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010