В сер. XI в. началась полемика между мон-рями Сен-Дени и Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Германия), которая касалась вопроса об обладании подлинными мощами Д. А. Регинвард, настоятель мон-ря Санкт-Эммерам (1049-1064), во время строительных работ в монастырской церкви обнаружил высеченную на камне надпись. В ней сообщалось, что в храме покоятся мощи Д. А., увезенные из Сен-Дени при герм. имп. Арнульфе (король вост. франков в 888-899), кор. зап. франков Одоне (888-898) и настоятеле монастыря Эбулоне. После обретения мощей Отлох Санкт-Эммерамский составил сказание о перенесении святыни в Регенсбург. В сказании сообщается, что законный кор. зап. франков Карл Простоватый был отстранен от власти герц. Одоном и прибыл в Кёльн к кор. Арнульфу, прося его помощи. Арнульф вторгся в королевство зап. франков и помирил противников. Он остановился недалеко от Парижа и посетил монастырь Сен-Дени. Настоятель Эбулон подарил ему кн. «О небесной иерархии», читая к-рую король изумился величию святого и пожелал получить его мощи. Один из приближенных Арнульфа и родственник Эбулона, Гислиберт, согласился помочь королю. Он вкрался в доверие к настоятелю и осмотрел крипту, где покоились мощи Д. А. Вечером, во время пира в мон-ре, Гислиберт подкупил хранителей святыни, похитил мощи и ночью бежал в стан Арнульфа. Наутро, узнав о пропаже, к королю прибыл Эбулон. Арнульф обещал найти и вернуть похищенную святыню. Во избежание скандала король посоветовал настоятелю положить на место мощей Д. А. останки др. святого, что, согласно Отлоху, и сделал Эбулон. Из благоговения перед Д. А. Арнульф всегда возил мощи святого с собой, а перед смертью передал их в мон-рь Санкт-Эммерам. Регенсбургский еп. Тутон (893-930) велел замуровать мощи в стену церкви, закрыв их каменными плитами с надписью, удостоверяющей подлинность святыни. В рассказе Отлоха есть ряд исторических несоответствий. Карл Простоватый был помазан на царство в 892 г., но не получил реальной власти в королевстве зап. франков и обратился за помощью к кор. Арнульфу (893). Арнульф признал королевское достоинство Карла, однако отказал ему в военной поддержке. В 895 г. Арнульф признал также королевское достоинство Одона. Соглашение между Карлом и Одоном было заключено в 897 г. без непосредственного вмешательства Арнульфа. Согласно Отлоху, мощи были похищены из Сен-Дени в 893 г. Настоятель Эбулон умер в том же году, однако еще в 892 г. он принял сторону Карла Простоватого, был изгнан Одоном из Сен-Дени и бежал в Аквитанию, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Он не ест и не пьет, потому что он один постится с дьяволом и жаждет крови душ. Ибо он принадлежит к тем, о которых Павел говорит, что они имеют вид богобоязненности, но силу ее отвергают, он волк в овечьей шкуре. Арнольд из Брешии, обращение которого мед, но учение которого яд, у которого голова голубя и хвост скорпиона, которого Брешия извергла, Рим отверг, Франция изгнала, которым гнушается Германия, и Италия не желает принять обратно, находится, говорят, у вас. (Имеется в виду епископ Герман Констанцский.) Остерегайтесь, прошу вас, чтобы, пользуясь вашим значением, он не причинил еще большего вреда. Ибо, раз у него есть и способность и желание вредить, он, пользуясь вашею благосклонностью, будет трижды опаснее и причинит тогда, я боюсь, неизмеримое зло. (Цитируется по кн.: А. Гаусрат. «Средневековые реформаторы». СПб., 1900 г., с. 267, 314, 315:322). 11 . Иоанн Салисберийский (писатель XII в.) об Арнольде. Арнольд, оставаясь, в Париже, толковал своим слушателям на холме святой Женевьевы Священное Писание у церкви святого Илария, где жил раньше вышеупомянутый Петр (Абеляр). Но у него были только бедные ученики и такие, которые открыто просили милостыни, переходя от одной двери к другой, и так влачили свое существование вместе со своим учителем... То, о чем учил Арнольд, вполне согласно с законом христианским, но не совместимо с действительной жизнью. Арнольд не щадил епископов за их скупость и постыдную наживу, так как они жили небезупречно и стремились кровью построить Церковь Божию... Святого Бернарда он обвинял в суетном славолюбии и упрекал его в зависти ко всем, кто стоял выше его в науке и Церкви и не примыкал к его знамени. (А. Гаусрат, с. 292−293). 12 . Арнольд во время римского восстания (свидетельство современников). Часто Арнольд держал речи на Капитолии и в общественных собраниях. Он уже открыто поносил кардиналов и говорил, что их коллегия по их высокомерию, скупости, лицемерию и порочности стала не домом Божиим, но домом торговли и вертепом разбойников; они сами занимают среди христиан места книжников и фарисеев. (Иоанн Салисберийский. Цит. по А. Гаусрату, с. 336).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Дело это разбиралось на Латеранском Соборе в 1139 г. Папа Иннокентий II отстранил Арнольда от священнического служения как злостного схизматика и изгнал его из Италии. В ереси он обвинен не был, т.к. за это полагалось пожизненное заточение. Арнольд отправился в Париж к своему учителю Абеляру, также переживавшему период вражды и преследований. Папа издал указ о заключении Арнольда и Абеляра в монастырь и повелел сжечь их книги. Абеляр подчинился указу, тогда как Арнольд продолжал свою пропаганду во Франции и приобрел столько приверженцев во всех слоях общества, что ни один из французских епископов не проявил желания исполнить указ папы, к негодованию св. Бернарда, обличавшего Абеляра и Арнольда в ереси. Только когда Бернард убедил молодого французского короля Людовика VII принять меры против Арнольда, тот покинул Францию, направившись в Германию и Швейцарию, где также быстро приобрел широкую популярность. После смерти Иннокентия II Арнольд предпринимает шаги к примирению с Римским Престолом. «Когда Арнольд, – пишет современный историк (Цит. по А. Гаусрату, «Средневековые реформаторы», с. 324), – вернулся в Италию по смерти папы Иннокентия, он обещал римской курии покаяние и подчинение и был принят вновь в лоно Церкви папой Евгением в Витербо. На него было наложено покаяние, пост, бдение и молитва в святых местах Рима, и он обещал выполнить его, сверх того он торжественно поклялся повиноваться с того времени Церкви». Однако, Арнольд не долго выдерживал послушание. В 1146 г. в Риме произошло народное восстание, сопровождавшееся террором, разграблением имущества патрициев, кардиналов, священников и изгнанием папы Евгения III. Арнольд в это время собрал вокруг себя кружок приверженцев аскетической жизни, известный как секта ломбардов, а затем стал фактически одним из возглавителей политического народного движения. С его участием движение приобретает церковно-реформистский характер, что особенно воодушевило свободолюбивых римлян и привлекло на сторону восставших часть низшего духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Это, как видим, какая то иеремиада, а вовсе не история церкви. Это, кажется, лучше всего чувствовал и сам Арнольд. Ему естественно должен был представляться вопрос: если церковь пребывала истинною только в век апостольский и в ближайшее к нему время, так неужели все остальное время церковь жила без истины? Нет, Арнольд отыскивает наследников и носителей истины евангельской и в последующее время, – но где же он находит их? в ересях и еретиках. Этот взгляд Арнольда составляет главную оригинальную особенность его сочинения. К такому странному выводу Арнольд приходит по следующим своеобразным рефлексиям. Если православная церковь действительно была так испорчена, как он был убежден в этом, то он полагал, что и суждения её об еретиках так же мало истинны сами в себе, как мало сама церковь была истинным христианством. И если церковь православная не истинна и извращена и составляет собою прямую противоположность истине, то следовательно за истинных христиан нужно считать тех, которых она в своем заблуждении в противоположность себе считает не истинными христианами – словом еретиков. Устанавливая подобный взгляд на ереси и еретиков, Арнольд перестраивает в своем духе всю историю ересей. И уже Симон волхв, первый еретик по времени, получает под пером Арнольда совершенно иной характер, чем с каким он является у прежних историков. Большая часть заблуждений, приписываемых историей Симону, снимается с него 336 . Сочувственно говорит он и о других еретиках древней церкви. Так еретиков Валентина и Маркиона он не только не хочет считать такими поборниками зла и людьми бесславными, какими они дотоле изображались, но утверждает, что их учение есть плод самостоятельного размышления о божественных вещах и что в их учении выражается, по Арнольду, лишь достойное всякой хвалы религиозное убеждение. Защищает он и манихеев от всего, что приписывалось им касательно их учения, он находит, что противники манихеев недостаточно понимали смысл их учения и умышленно старались выставить их в самых мрачных красках 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Для подавляющего большинства еретических учений на ранних и на более поздних стадиях характерно стремление следовать Евангелию. Одной из самых популярных идей в еретических кругах, взятой из Евангелия, были идея, или принцип, «апостольской бедности». Однако эта идея двумя основными еретическими направлениями трактовалась по-разному. Еретики-бюргеры декларировали стремление к простой, дешевой и чистой церкви. Именно в бюргерской ереси и следует искать истоки будущей Реформации. Еретики крестьянско-плебейского направления также стремились к апостольской бедности, но более радикальным образом. Они не ограничивались одной только этой идеей, а вводили в свое учение также идеи общности имущества и всеобщего равенства. Многим западно-европейским ересям были присущи мистические настроения. По-своему трактуя библейские тексты, еретики-мистики чаще всего обращались к Апокалипсису. Основываясь на Апокалипсисе, многие ересиархи (такие как Иоахим Флорский (Калабрийский), Дольчино и др.) предрекали скорое и неизбежное кардинальное изменение существующих порядков и даже предсказывали сроки этих изменений. Пророчества мистических ересиархов были связаны с «милленаристскими» или хилиастическими настроениями, присущими в первую очередь крестьянско-плебейской ереси. У бюргерской ереси также были свои мистические направления, особенно распространенные в немецких землях. Там еретики брали за основу некоторые мистические учения немецких теологов Эккарта, Таулера и др., которые считали, что «Божественная истина» заключена в самом человеке, поэтому человек и обладает свободной волей и творческой активностью. Бюргерским ересям были присущи также элементы пантеизма, что приводило к отрицанию необходимости Церкви. Для мистических настроений характерен уход во внутренний мир, погруженность в себя, отрицание мира и всяких отношений с ним. Такие настроения часто порождали у человека состояние религиозного экстаза, приводящее к разным формам мистических видений. Самые ранние еретические секты появились в XI в. во Франции, в Италии и в немецких землях. Одним из первых создателей самостоятельного еретического учения был Арнольд Брешианский (1100-1155), который к тому же являлся первым еретиком-политиком — он возглавил восстание против епископа в Брешии, антипапское восстание в Риме. Арнольд был учеником Петра Абеляра и поддержал своего учителя в борьбе с Бернардом Клервосским. В своем учении Арнольд Брешианский критиковал современную ему церковь, опираясь на Евангелие. Кроме того, он требовал передачи всей духовной власти светским лицам. Секта, созданная им, получила название арнольдистое . Это была одна из первых, ранних бюргерских ересей. Арнольд Брешианский требовал лишения духовенства собственности, ликвидации института епископов, обличал праздность священнослужителей, призывал вернуться к простоте апостольских времен. Он признавал институт папства, но расходился с официальным пониманием таинств евхаристии и крещения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441070/

В век Людовика XIV, который над всем в государстве и в Церкви хотел поставить свою личную волю, и сам опутан был сетями Иезуитов, возникло вблизи Парижа ученое и благочестивое братство, основанное аббатом Сенсиранским (Saint-Cyran) Дювержье, в монастыре Портройяль. Строгими правилами жизни, духовными стремленьями, самостоятельностью и твердостью своих убеждений, глубокими и разнообразными познаниями, которые все посвящены были делу веры, общество это скоро заявило себя в церкви Французской, как обладающее здоровыми силами. Оно не стеснялось ни папскими решениями, когда они издаваемы были под влиянием тех же Иезуитов, ни принудительным влиянием светского правительства, когда нужно было отстаивать свои крепкие убеждения. К нему принадлежали, или с ним состояли в тесной связи многие сильные умы: Арнольд, Николь Паскаль, Кенель, Тильмон и другие. Ему сочувствовали, хотя не многие, но лучшие из членов Иерархии французской, и между ними на первом месте Боссюэт. Враги этого братства старались заклеймить его позорным именем еретиков, янсенистов; но они, не признавая непогрешимости папской в осуждении Янсения, соглашались лучше скрываться в неизвестности, скитаться в чужих странах и действовать издали, нежели совсем отречься от своих убеждений, или прервать свою деятельность. Наконец Папа Климент IX даровал мир Янсенистам, которых преследовал его предшественник. Тогда деятельнейший из членов Портройяля, Арнольд, которого «золотое перо» Папский нунций вызывал к защите Церкви против протестантов, вместе с товарищем своим Николем, обратился к полемике против кальвинского пастора Клода. В то время между католиками и протестантами во Франции возбуждены были сильные споры о таинстве причащения. Защищая пресуществление видов Евхаристии, Арнольд с другом своим Николем особенную силу придавал свидетельствам Святых Отцев Греческих. Написанный им трактат о Евхаристии 1 , прежде, нежели появился в печати, уже вызвал возражения со стороны реформатского пастора в Шарантоне, на которые в свою очередь Арнольд и Николь почли долгом отвечать сперва кратким опровержением 2 , а потом, в соединении с другими еще учеными защитниками католичества, пространным, многотомным исследованием, в котором доказывалась непрерывность от начала Церкви до последнего времени той веры, что в таинстве Св. причащения преподается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа. Первый том этого апологетического сочинения появился в 1669г. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И. сыграл важную роль в споре о законности низложения кор. Франции Гуго Капетом Реймсского архиеп. Арнульфа (988-1021), принадлежавшего к боковой линии династии Каролингов. Он был возведен на кафедру при условии, что принесет клятву верности королю и пообещает не поддерживать своего дядю Карла Лотарингского, противника Гуго Капета. По просьбе короля и вопреки жалобам, полученным от епископов-суффраганов Реймсского архиепископа, И. утвердил Арнульфа в сане и послал ему паллий ( Jaff é . RPR. N 2932). Однако вскоре Реймс был занят войсками Карла Лотарингского. В апр. 991 г. Гуго Капету удалось восстановить власть в городе и пленить архиепископа. Уверенный в предательстве Арнульфа, король созвал для суда над ним провинциальный Собор в Верзи близ Реймса (17 июня 991, в источниках упом. как Реймсский Собор). По решению Собора Арнульф был низложен, вместо него архиепископом Реймсским поставлен Герберт Аврилакский (впосл. папа Римский Сильвестр II ) ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Remensis//MGH. SS. T. 3. P. 658-686). Низложение архиепископа провинциальным Собором без утверждения папой Римским противоречило канонам (впосл. т. н. Лжеисидоровым декреталиям ), согласно к-рым только папа Римский обладал правом суда над епископами. Воспользовавшись этим предлогом, Арнульф обратился за помощью в Рим. И. отказался поддержать решение Собора в Верзи и попытался созвать др. Собор за пределами владений Гуго Капета. Однако предложение папы не нашло поддержки у франц. епископата и короля: Собор в Шеле (близ Парижа) в 993/4 г., сославшись на каноны отцов Церкви, отверг притязания папы вмешиваться в дела франц. епископата. В то же время папская инициатива нашла поддержку у герм. епископов (вероятно, конфликт вокруг Реймсской кафедры стал предлогом для вмешательства герм. кор. Оттона III в дела Французского королевства). В герм. земли для пересмотра вопроса был направлен папский легат аббат Лев; оттуда он отправил епископам послание с предложением созвать Собор в Ахене или в Риме, однако те отказались. В качестве компромиссного варианта было решено провести Собор в Музоне, располагавшемся на территории Реймсского архиеп-ства, недалеко от границы владений кор. Оттона III. Собор прошел под председательством аббата Льва; примечательно, что на нем кроме Герберта Аврилакского не присутствовали др. франц. епископы. 2 июня 995 г. решением Собора Арнульф был восстановлен в должности, а Герберт низложен ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Mosomensis//MGH. SS. T. 3. P. 690-691). В 995 г. состоялся новый Собор в Реймсе, к-рый вынес окончательное решение о низложении Герберта (его избрание признавалось неканоническим) и о восстановлении в должности Арнульфа. В 997 г. решения Реймсского Собора подтвердил Собор в Павии.

http://pravenc.ru/text/469700.html

на Патриарший престол был избран пресв. Арнульф Малькорн де Шок, пользовавшийся поддержкой герц. Роберта III Нормандского, войско к-рого он сопровождал во время похода, а также правителя Иерусалима Готфрида Бульонского (1099-1100); известно, что Арнульф поддерживал стремление Готфрида, принявшего титул «защитник Гроба Господня» (advocatus Sancti Sepulchri), создать на завоеванной территории гос-во, подчинявшееся светскому правителю. Хотя Гвиберт Ножанский сообщает, что Арнульф был возведен в сан патриарха ( Guibert de Nogent. «Gesta Dei per Francos» et cinq autres textes/Ed. R. Huygens. Turnhout, 1996. P. 290-291. (CCCM; 127A)), согласно хронике Фульхерия Шартрского, избрание Арнульфа к этому времени еще не было утверждено папой Римским ( Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 33/Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 333). Вскоре архиеп. Пизы Даиберт , который после смерти одного из руководителей похода, Адемара, еп. Ле-Пюи (1 авг. 1098), был назначен папским легатом на Св. земле, обвинил Арнульфа в симонии и признал выборы патриарха незаконными. В дек. 1099 г. в Иерусалиме состоялся Собор, на к-ром под давлением гр. Боэмунда Тарентского и гр. Эдессы Балдуина Бульонского (буд. кор. Балдуин I ) Даиберт был избран патриархом. В 1100 г., после смерти Готфрида Бульонского, в Иерусалимском королевстве обострились дискуссии о юридическом статусе нового гос-ва. Даиберт, фактически управлявший Иерусалимом, был сторонником теократического гос-ва с вассальной зависимостью от папы Римского, но он не пользовался поддержкой со стороны духовенства и баронов. После провозглашения королем Балдуина Бульонского Даиберт был вынужден короновать его, т. о. отказавшись от идеи создания на Св. земле духовного гос-ва. Патриарх заставил христиан вост. обрядов покинуть Иерусалим; их права были восстановлены лишь после вмешательства кор. Балдуина I. После избрания правосл. Иерусалимского патриарха Иоанна VIII (1106/07) и его переезда на территорию Византийской империи К-поль на долгие годы стал местом пребывания правосл.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Отсюда догматизм времени вызывал у Арнольда громкие жалобы; догматический формализм и авторитет символов были для него жалким явлением, чуждым истинного христианства. В развитии подобного направления были виноваты, по Арнольду, и Лютер и Меланхтон. Это зло не уменьшилось и после этих вождей протестантства, но еще возрастало. Отсюда вся история двух веков реформации давала ему лишь повод к жалобам, что состояние церкви протестантской, чем далее, тем становилось хуже, печальнее. Так смотрел Арнольд на свое время, в таком решительном противодействии стоял он к догматизму своего времени. И это воззрение легло в основу всего его исторического труда, придавая ему характер не спокойного исторического исследования, а характер труда полемического по преимуществу. Насколько предубежден, насколько возмущен был историк догматизмом своего времени, настолько же он становится недоволен тем же догматизмом и тогда, когда встречается с ним во всей истории 330 . Арнольд, подобно центуриаторам, смотрит на историю церкви, как на доказательство, – что с постепенным утверждением её в мире, истинный её образ затмевался, христианство извращалось, вера все менее и менее стала служить истинным пользам человека. Причиною этого явления было не одно папство, которое в таких мрачных чертах изображалось центуриаторами и в еще более мрачных чертах – самим Арнольдом, но и клир, который Арнольд рассматривает, как силу враждебную для истинных успехов христианства. Та самая вина в испорченности церкви, которая у центуриаторов получает конкретный образ в лице папы, падает, по Арнольду, и на клир. Церковь , по суждению Арнольда, в её историческом бытии все более и более становилась царством антихриста, но растление её он относит не к началу папства, а еще ранее: к первому иерархическому устройству церковному и ко всему тому, что соединено с этим устройством. Отсюда, для Арнольда IV век церкви, в котором, по его словам, клир с своею мощью и притязаниями вполне выработал свой извращенный и нечестивый характер, есть время полного разложения церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Джеймс Бернстайн Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в православие В Избранное ( 29  голосов:  4.7 из  5) Арнольд Бернстайн рос в еврейских кварталах Нью-Йорка, в строгой ортодоксальной семье раввина. С ранних лет он горел желанием найти истину. В поисках ответов пытливый юноша тайно читал Евангелие под одеялом. Воодушевившись личностью Иисуса Христа, Арнольд наперекор родителям выбрал христианство. Пройдя через разные протестантские деноминации и даже побывав пастором, он нашел себя в православии и принял священство, став отцом Джеймсом Бернстайном. Свой невероятный путь, а также фундаментальные различия между иудаизмом, протестантизмом, католицизмом и православием необычный священник из США описал в книге «Удивленный Христом». Посвящаю эту книгу величайшему из евреев — Иисусу Христу и величайшей еврейской женщине — Деве Марии. А также всем тем, кто с ними «одной плоти», — еврейскому народу Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ) Предисловие Эта книга — автобиография, осмысление собственной истории автора и его обращения в христианство. В ней изложены духовные истины и богословские взгляды, которые могут оказаться близки и понятны людям с очень разным культурным багажом. В центре всего повествования — Бог живой, явивший себя в Иисусе Христе. Путь от Арнольда Бернстайна до отца Джеймса, от иудаизма до христианства был очень долгим и трудным. Опыт автора удивительно разнообразен, он отражает самые разные социальные и религиозные тенденции, сменявшие друг друга на протяжении всей второй половины ХХ века. Арнольд Бернстайн родился «в тени Холокоста» — сразу после страшной трагедии, постигшей еврейский народ во время Второй мировой войны, и вырос в Нью-Йорке, посещая школу в районе Квинс. Побывав в Израиле, он застал там Шестидневную войну. После возвращения в Америку участвовал в протестантском «Движении за Иисуса», близком коммунам хиппи, которые обосновались вокруг залива Сан-Франциско в начале 1970х. Позже Бернстайн вошел в объединение, отпочковавшееся от парацерковной организации Campus Crusade for Christ. Эта группа получила название Евангельская Православная Церковь. Впоследствии она присоединилась к традиционному православию. Однако наш герой несколькими годами раньше, чем его единомышленники, стал членом Православной Церкви в Америке и вскоре поступил в Свято-Владимирскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/fiction/udivlennyj-xris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010