Запрещения против чтения Св. Писания на народном языке издавались уже давно – с начала средних веков. Когда вальденсы во Франции старались распространять среди мирян отдельные книги Библии, переведенные на народный язык, то епископ мецкий возбудил сильное гонение против библейских обществ, образовавшихся в его диоцезе. Хотя Иннокентий Ш и признал, что ревностный епископ зашел слишком далеко, но все-таки и он находил, что миряне не должны заниматься Библией , ибо сам Бог, давая закон на Синае, повелел, чтобы скот, приближавшийся к горе, был побиваем камнями. Затем соборы, начиная от Тулузского 1229 до Тридентского в XVI веке, также издавали запрещения против свободного пользования Библией со стороны мирян; и эти запрещения возобновлялись всякий раз, как являлся какой-нибудь новый перевод на народный язык. Изречение ап. Петра о посланиях ап. Павла, что «в них есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, извращают, как и прочия Писания» ( 2Пет. 3:16 ), служило достаточным оправданием для подобных мероприятий. Через три месяца после Тридентского собора Лий IV издал список запрещенных книг, и между ними значились привезенные из-за границы библии. Позже, однако, мирянам было позволено читать католические переводы Библии, если им советовал это духовник и позволяли епископ и инквизитор; в противном случае, читающие подвергались аресту, и должны были выдавать Библию своему душепастырю. Впоследствии, когда в римской церкви прошел дух янсенизма, явились и новые запрещения: к заблуждениям янсенистов причислялось и то, что они рекомендовали и прилежно читали Св. Писание на народном языке. В числе положений Кеснеля, осужденных Климентом XI в булле Unigenitus (1713), находилось и такое: «Читать Св. Писание надлежит всем». Однако под влиянием янсенизма даже и в строго католических кружках образовался более снисходительный взгляд на чтение Библии. Бенедикт XIV позволял всем верным читать Св. Писание, если только они пользовались авторизованным переводом, который снабжен был примечаниями из отцов церкви или католических ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Аргументация папы, как бы не казалась она сильна, била мимо цели. 2798 Ср. письмо Николая к имп. Михаилу от 866 г. Mansi XV, 230 (Р. G. 1034). Справки папы, по замечанию Рихтериха, ничего не доказывают. Максим Циник (381 г.) никогда не признавался и со стороны епископов к-польской церкви. Письмо папы Дамаса (366–384) по делу Максима не оказало на ход дела никакого влияния (Cf. Langen, Geschichte d. römisch. Kirche bis zum Pontifikate Leo’s I. 1881. S. 558. Если папа Целестин (422–432) еще до созвания Ефесского собора объявил учение Нестория еретическим, то самый собор, низложивший Нестория, был созван императорами независимо от приговора папы и без его содействия. Осуждение папой Феликсом III (483–492) патриарха Акакия (471–489) не помешало последнему сохранить свое положение, как это признал сам Николай в другом письме к Михаилу от 866 г. (loc. cit.). Патриарх Анфим отрекся от престола сам (536). Монофелитствующие патриархи Сергий, Пирр, Павел и Петр были осуждены VI всел. собором, причем вместе с ними осужден и папа Гонорий, „поведение которого Николай благоразумно обходит молчанием“. Richterich (Revue Internat. de Théol. 1901) S. 753. 2799 К-поль мог бы ответить папе, что еще очень недавно, в 842 г., здесь судили патриарха Иоанна VII Грамматика, при чем в Рим не обращались за содействием. Некоторые примеры собраны самим Фотием, Συναγωγα κα ποδεξεις, ρτ. Βαλττα, σελ. 563. 2800 Папа любил сравнивать неугодные ему соборы с разбойничьим, напр., мецкий собор 863 г. Mansi XV, 651. 2801 Папа прав, что к Игнатию нужно было отнестись снисходительно, но правы были бы и греки, если бы указали, что в деле Игнатия не было ереси, и созывать собор с участием папы и патриархов для суда не было нужным. 2802 Здесь Николай разумеет собор 861 г., на заседаниях которого, хотя и не на всех, присутствовал Михаил. 2803 Собор 859 г. не был, конечно, безглавым, и игнатиане не жаловались, что дело Игнатия на нем разбиралось под давлением светского правительства (хотя акты и были подписаны Михаилом). Между тем, приговор 859 г. в Византии и считался окончательным. Что касается собора 861 г., то участие и роль Михаила на этом соборе дают папе известное право жаловаться на давление светской власти; но для Византии этот собор, в деле Игнатия, не имел особенного значения. В нем видели только выражение согласия со стороны Рима с к-польским решением 859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хартвиг, архиеп. гамбургско-бременский (1148–1168) 280, 280, 340, 340 Хартвик, фактор регенсбургского м-ря св Эммерама в Киеве (1170-е гг.) 274, 274–275 Хаттон, архиеп. майнцский (968–970) 42, 277 Хедвига, ж. французского герц. Хуго Великого, д. германского кор. Генриха I (ум. после 958 г.) II Хедвига, ж. зуплинбургского гр. Гебхарда, м. германского имп. Лотаря III 329, 329 Хельмольд из Бозау, немецкий хронист (ум. после 1177 г.) 28, 160, 267–273, 283, 327 Хельперих, гр. плёцкауский, мгр. Саксонской северной марки (1112–1117/8) 234, 234, 342 Херборд, немецкий агиограф (сер. XII в.) 253–257, 305 «Хер(е)фордская карта» (ок. 1290 г.) 259 Хериберт, еп. айхштеттский (1021/2–1042) 118 Херик, саксонский рыцарь в войске польского кн. Болеслава I 79, 79 Херманн фон Зальм, германский антикор. (1081–1088) 154, 161, 161 Херманн II, герц. швабский (997–1003) II, III Херманн, мгр. майсенский (1009–1032) IV, 67, 67 Херманн II из Винценбурга, лгр. тюрингенский (до 1130 г., ум. в 1152 г.) 339, 339, 342 Херманн, пгр. рейнский (1142–1155) 280, 280 Херманн, б. гр. Випрехта I 218 Херманн, еп. мюнстерский (1032–1042) 118 Херманн, еп. мецкий (1072/3–1090) 157 Херманн, еп. дерптский (1219/20 – после 1243) 343, 343 Херрманн И., см. Herrmann J. «Херсфельдские анналы», реконструируемый памятник (поел. четв. X в.) 106, 117 Хильдевард, еп. хальберштадтский (968–992) 42, 42, 277 Хильдегарда, ж. Генриха Лысого, родоначальника Штаденов (сер. X в.) 341 «Хильдесхаймские анналы» (XI в.) 97, 99, 105–108, 117, 228, 229, 327 Хильтин (Иоанн), еп. Бирки-Сигтуны (ок. 1071 г.) 150 Хольмфрид, д. шведского кор. Олафа I Шётконунга 131 Хольцманн Р, см. Holtzmann R. Хофмайстер А., см. Hofmeister А. Христиан, гр. кверфуртский (перв. пол. XI в.) 328 Христиан, аб. м-ря св. Иакова в Регенсбурге (втор. четв. XII в.) 287 Христина, ж. новгородского, затем переяславского кн. Мстислава Владимировича, д. шведского кор. Инге I (ум. в 1122 г.) VII, IXb Христофор, с. и соправитель византийского имп. Романа I Лакапина (ум. после 945 г.) VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По древнему обычаю, римский епископ был судим, как и всякий другой епископ; но Ложные Декреталии, без сомнения, уже стали распространяться. Ингельрамн Мецкий, первый воспользовавшийся ими во время своего процесса в Риме, был одним из первых советников Карла и домовым священником. И согласно с новым правом нового папства, апостольский престол, могший судить всех, не должен быть судим никем. Рим не пренебрегал никаким случаем укрепить этот основной принцип своего могущества, коего строгим последствием есть папская непогрешимость, и даже безгрешность. Вдруг из него не извлекали еще всех последствий; но принцип был ловко внушен при благоприятных обстоятельствах. Лев III оправдался посредством клятвы. Спустя несколько дней, в праздник Рождества Христова (800), когда Карл прибыл в Церковь св. Петра, папа возложил на его голову богатую корону, и народ восклицал: «Карлу, Августу, венчанному рукой Божией, великому и миролюбивому императору римскому, многая лета и победа над врагами!» Эти восклицания были повторены три раза с энтузиазмом. После этого папа повергся к стопам нового императора и помазал его освященным миром, его и сына его Пипина. Так восстановлена была западная римская империя. Рим, с завистью видевший перенесение правительственного престола в Константинополь, предавался теперь радости. Папство, польстивши его тайным желаниям, появилось облеченным властью, которой до сих пор никогда не обладало. Мысль Адриана была реализована его преемником. Современное папство, это смешанное, то есть политико-религиозное учреждение, было теперь установлено; новая эра открылась для Церкви Иисуса Христа; эра интриг и борьбы, деспотизма и возмущений, нововведений и соблазнов. VI. Папство, своими честолюбивыми притязаниями и новшествами, сделалось причиною разделения между Церквами Востока и Запада Мы обосновали: 1) что римские епископы не пользовались вселенскою властью в течение первых восьми церковных веков; 2) что они не были тогда признаваемы ни центром единства, ни источником юрисдикции; 3) что на них не смотрели как на облеченных по божественному праву какими-либо преимуществами, в силу преемства от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

История введения этих документов во Франции и в Риме будет изложена в следующей главе. Изданный в век, совершенно не знакомый с критикой, этот сборник декреталий мог рассчитывать на благоприятный прием уже потому, что стремился защитить различные классы от их тягостей и увеличить их привилегии; даже те, которым декреталии не благоприятствовали в одном каком-либо отношении, были рады пользоваться ими, где только это оказывалось удобным, как это и было с Гинкмаром Реймским. Поэтому они приняты были без всякого явного сомнения касательно их подлинности, хотя и возникали вопросы касательно их приложимости или обязательности. В следующем столетии на них делал ссылки в сборнике канонов Регино, аббат прюмский, и ими продолжали пользоваться составители подобных же произведений до XII-ro столетия, когда Грациан положил их в основу своего «Decretum», обширного свода церковных законов средних веков, и приспособлял к их началам все более подлинные материалы, которые он допускал. Хотя они иногда и подвергались сомнению в течение долгого промежутка, прошедшего до реформации, однако же продолжали непрерывно использоваться общественным доверием, и хотя самая основа их уже давно оставлена даже самыми крайними писателями римской церкви, однако же то, что построено на этой основе, остается и доселе 2989 . Глава 33. Франкская церковь и папство от смерти Людовика Благочестивого до низложения Карла Толстого (840–887 гг.) Расчленение Каролингской империи – Различие в языке – Разделение империи – Норманны и их опустошения – Сарацины – Состояние Италии – Состояние Франции – Гинкмар Реймский – Состояние папства – Папа Николай I -й – Вопрос об евхаристии – Пасхазий Ратберт – Ратрамн – Спор об евхаристии – Спор об учении св. Августина – Готтшалк и его учение – Признание Готтшалка – Спор о предопределении – Иоанн Скотт-Эриген – Продолжение спора о предопределении – Трактат Скотт-Эригена о предопределении – Определение собора Квиерсийского – Trina deitas – Смерть Готтшалка – Брак Лотаря II -го – Развод и второй брак Лотаря – Гинкмар о разводе Лотаря – Собор Мецкий – Папа Николай и Лотарь – Людовик II -ой в Риме – Гунтер и Теутгаут оставление их Лотарем – Посольство Арсения – Смерть папы – Адриан II -й и Лотарь – Лотарь в Италии – Смерть Лотаря – Эббо Реймский – Рукоположение Вульфада – Вопрос о рукоположениях Эббо – Николай I -й и франки – Ротад Суассонский – Дело Ротада – Принятие ложных декреталий в Риме – Гинкмар и Адриан II -й – Дело Гинкмара епископа Лаонского – Гинкмар о декреталиях – Императорская коронация Карла Лысого – Собор Понтийский – Сиуты в Италии – Смерть Карла Лысого – Собор Тройский – Папа Иоанн VIII -й – Смерть Uoahha VIII -го и Гинкмара – Карл Толстый

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

укрепляет исправлением, назиданием и утешением» (In Samuhelem Prophetam Prologus//PL. 91. Col. 499-500). Б. Д. приводит пространные духовные толкования ветхозаветной скинии, ее сосудов, священнических одежд (De tabernaculo. I 6-9; II 1-12; III 4-10); Соломонова Храма, к-рый «есть образ святой вселенской Церкви» (De templo. I); Песни Песней, где в образе Жениха и Невесты описываются «тайны Христа и Церкви, т. е. вечного Царя и Его Града» (In Cant. II Prooem.). Влияние Слава Б. Д. быстро распространилась из Британии по всему Западу, его сочинения вместе с сочинениями др. отцов и учителей Церкви утвердили влияние Б. Д. на протяжении ср. веков. Еще при жизни Б. Д. его соотечественники во главе с архиеп. Бонифацием Могунтинским (Ep. 38//PL. 89. Col. 736) считали его одним из проницательнейших экзегетов. После смерти Б. Д. его экзегетические труды оказали влияние на сочинения архиеп. Лулла Могунтинского (Ep. 25, 31), Алкуина (Ep. 14, 16, 85), Смарагда (Collectaneum. Praef.//PL. 102. Col. 13), Рабана Мавра (In Gen.//PL. 107. Col. 443 sq.; In Matth.//Ibid. Col. 728 sq.; In IV Reg. Praef.//PL. 109. Col. 1), Пасхазия Радберта (Exposit. In Matth. Prol.//PL. 120. Col. 350), Валафрида Страбона (Glossa ordinaria//PL. 113-114), Ноткера Заику (De interpretibus S. Script.//PL. 131. Col. 996) и др. авторов. Иона , еп. Орлеанский, отнес Б. Д. к числу отцов Церкви (De institutione laicali. I 13). В кон. X в. Адельфрид Мальмсберийский при составлении 2 первых сборников своих гомилий многое заимствовал у Б. Д. В XIII в. Фома Аквинский часто ссылался на комментарии и гомилии Б. Д. в своей «Catena Aurea» (Золотая Цепь). Комментарии и гомилии Б. Д. на Западе также использовались для чтения за вечерним богослужением. К Б. Д. обращались литургисты Амалар Симфозий Мецкий (De Ecclesiasticis officiis. I 1, 7, 8; IV 1, 3, 4, 7), для к-рого авторитет Б. Д. был непререкаемым, Флор Лионский (De expositione missae. 1); догматисты и канонисты Луп Феррарский (Ep. 128; Collectaneum//PL. 119. Col. 665), еп.

http://pravenc.ru/text/77776.html

14) писалось по-гречески TIH и толковалось как IH(σους) на T, т. е. «Иисус на кресте». Христиане усматривали мистический смысл и в названиях букв евр. алфавита (св. Амвросий Медиоланский (Комментарий на Пс. 68), блж. Иероним, Евсевий Кесарийский ). Отвечая на вопрос о смысле алфавита, который был положен в основу акростишных (см. Акростих ) частей псалмов и Плача Иеремии , блж. Иероним в 30-м послании написал небольшой трактат о евр. А. Лат. переводы названий евр. букв составляют, согласно Иерониму, 7 групп (conexiones), и каждая группа образует определенную фразу, которую он затем толкует назидательно. Так же поступает Евсевий Кесарийский (Praep. Ev. X 5). Толкования Иеронима и Евсевия соответствуют друг другу, напр. названия евр. букв «мем», «нун», «самех», составляющих одну из таких групп, в благочестивом духе истолковываются на греч. (Евсевий) и на лат. как «ipsis sempiternum adiuto-rium» (Иероним) (т. е. «вечная помощь от них»). Собранный в ранних комментариях материал позже использовали др. средневек. толкователи (Dornseiff. Das Alphabet. S. 27). Эта традиция отразилась в названиях букв кириллицы, представляющих собой древнейший слав. азбучный акростих. Существует много примеров символического толкования букв, составляющих свящ. имена, а также букв, начинающих сакральные тексты. Афонская книга образцов требует вписывать 3 греч. буквы «οων» в нимб Пантократора на иконах, фресках и мозаиках (Sachs u. a. 214) как обозначение Бога (Исх. 3. 14; Откр. 1. 4, 8). На лат. Западе буква I в средневековье была символом Иисуса Христа: littera minima in forma, sed maxima in sacramento (лат. буква, малейшая по форме, но величайшая по таинственному содержанию) — на что, возможно, повлияла фраза из слов Господа о действительности Закона: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5. 18). Альберт Великий понимал имя «Jesus» как «Jucunditas maerentium, Eternitas viventium, Sanitas languentium, Ubertas egentium, Satietas esurentium» (Радость скорбящих, Бессмертие живущих, Исцеление ослабленных, Изобилие нуждающихся, Насыщение голодающих) (Comp. theol. veritatis IV 12; Dornseiff. Das Alphabet. S. 138). Папа Иннокентий III считал, что 2 слога имени Иисуса символизируют 2 природы, 3 гласные — Божественную природу (представленную в Трех Лицах), 2 согласные — человеческую природу из плоти и крови, стоящая в середине буква S, которая встречается в имени дважды,— отношение Второго Лица Троицы к двум другим (Bardenhewer O. Der Name Marias. S. 104). Амалар Мецкий толковал имя «Адам» как символ 4 сторон света (PL 105. Col. 1002; Sauer. 64.).

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

   001   002