Постановление это огласить на ближайшем епархиальном собрании или на пленуме епархиального управления, а до этого сообщить духовенству епархии чрез уездные управления и о.о. благочинных». (Резолюция эта была предложена ещё на совещании 6 февраля, и тогда Епископ Максим заявил, что эта резолюция, может быть, будет для него приемлема, но прежде посоветуется с другими, потому совещание было прервано до 9 февраля). Вследствие указания Епископа Максима на то, что в приведённой резолюции есть указание на сношение с Синодом, что для него не приемлемо, члены епархиального управления решили выкинуть ту часть резолюции, в которой говорилось о бумагах, получаемых из Синода. Когда это было сделано, то Епископ Максим заявил, что он, вообще не имея ничего против личностей членов епархиального управления, не может работать в епархиальном управлении, так как в его уставе говорится о признании Синода, – устав же изменить сейчас нельзя. Тогда было указано на то, что до съезда Епископ Максим находил возможным работать с епархиальным управлением при том же уставе два месяца. Затем указывалось на то, что члены епарх. управления избраны съездом под председательством Епископа Максима, и им тогда не заявлено было протеста как против личностей членов епархиального управления, так и против епархиального управления вообще, и не заявлено было на епархиальном съезде об отказе председательствовать в епархиальном управлении избранного состава. Наконец, указывалось также на возможность частных совещаний по делам управления с доверенными лицами епархии, избранными съездом членами епарх. управления, но на это не было обращено внимания. Ввиду выяснившейся невозможности придти к какому-либо решению и категорического отказа Епископа Максима от совместной работы с избранным епархиальным съездом епархиальным управлением, епархиальное управление считать временно нефункционирующим и избранных епархиальным съездом членов епархиального управления свободными от ответственности по епархиальному управлению и вообще по делам управления епархией. О постановлении этом немедленно доложить Преосвященному Аверкию, Епископу Волынскому и Житомирскому, и в отдел культов при Вол. губ. адм. отделе. Сие постановление сообщить духовенству епархии чрез уездные управления и о. о. благочинных» 373 . В сводке губернского отдела ГПУ от 10 марта 1925 года сообщалось: «По словам братчиц [архимандрит] Аркадий задался целью отомстить тому духовенству, которое намерено перейти к обновленцам, и в этом направлении будет вести свою агитацию в проповедях. [Архимандрит] Аркадий сильно восстаёт против священников Поникарова, Иванова и Бурчака (настоятель Михайловской церкви протоиерей Николай Бурчак-Абрамович – сост. ). [Архимандрит] Аркадий называет их изменниками Христовой веры и пользуется поддержкой [Епископа] Максима. Посещаемость церквей теперь уменьшилась, посетителями являются главным образом старые бабы и братчицы…» 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Ответ: О своём отношении к соввласти никогда я не давал таких прямых, ясных и откровенных заявлений, как теперь. Действительно, раньше я был враждебен к соввласти, но последние десять лет пребывания в Соловках изменили меня. Я считаю себя сейчас не враждебным к соввласти. О том, что я намерен заниматься подпольной к.р. деятельностью, я никогда и никому не говорил, потому что я вернулся из Соловков с настроением служить честно соввласти и всего себя отдать служению Православной Церкви и религии. Больше показать ничего не имею. С моих слов записано верно. Протокол мною прочитан» 579 . 20 октября следователь допросил учительницу французского языка Надежду Александровну Гринвальд, которая раньше написала два стихотворения о владыке Аркадии. На допросе она была неустрашимой. Вопрос: Кто Ваши знакомые, их род занятий и место жительства? Ответ: Моими знакомыми являются: Маниевские Анна Гавриловна и Маргарита Гавриловна, проживающие ул. Петровка, дом 26; служащие: Щербачёва – моя бывшая квартирная хозяйка, где она сейчас, не знаю; Цветковы: Юлия Владимировна и Нина Владимировна, а также знаю их мать Марию Николаевну и тётку Ольгу Николаевну. Из духовенства мне знакомы: священник Пименовской церкви Бажанов Николай и Епископ Остальский Аркадий, с матерью Остальского я знакома очень давно. Знаю также Костомарову Веру Алексеевну и Пятницкую Наталию Константиновну. Все эти лица являются мне знакомыми по церкви, где я с ними и встречаюсь. Изредка мы ходим друг к другу в гости на квартиру. Вопрос: С какого времени Вы знаете Остальского Аркадия? Ответ: Я знаю его мать лет 11. Самого Остальского знаю также с этого времени. Его мать перед смертью просила меня, чтобы я не оставляла её сына и помогала ему как сосланному. За 9 лет пребывания его в Соловках я ему отправила три маленьких посылки с сухарями, сахаром и др. предметами. Других лиц в сбор средств не привлекала. От него за период ссылки я получила 2–3 открытки, я ему также написала за это время не больше. Вопрос: Когда и где Вы встречались с Остальским по возвращении его из ссылки?

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Также было ассигновано 15000 рублей на снабжение церквей Галиции утварью и облачениями. Все приходы в Галиции, открытые до указа Синода, были признаны учреждёнными со дня замещения их. Согласно с этим указом, всех священников, откомандированных в Галицию для замещения священнических вакансий с оставлением за ними приходов в Волынской епархии, надлежало отчислить от последних, так как уже нельзя было совмещать одновременно службу в Галиции и на штатном приходе в Волынской епархии, получая и там и там жалованье. Волынская духовная консистория в свою очередь представила Архиепископу Евлогию доклад, в котором отмечалось: «имея в виду, что быть может некоторые из священников отправились в командировку лишь под условием оставления за ними приходов по Волынской епархии от всех волынских священников, находящихся в командировке в Галиции, [нужно] предварительно затребовать отзыв – остаются ли они в Галиции или желают вернуться на свои прежние приходы» 125 . Только шестнадцать священников пожелали вернуться на свои прежние приходы в Волынской епархии 126 . Остальные решили остаться, в том числе и иерей Аркадий Остальский , хотя миссионерство его в Галиции считалось временным. Война продолжалась. И после взятия русскими войсками крепости Перемышль и приезда туда Государя Императора, началось отступление. Владыка Евлогий вспоминал: «В Петрограде я был в начале мая. Тогда же пришло грозное известие – мы сдали Перемышль. Первая мысль, которая у меня возникла, когда я об этом услыхал: надо спешить во Львов – готовиться к эвакуации. С тяжёлым чувством вернулся я в Галицию. Во Львове настроение было напряжённое, тревожное, близкое к смятению Надежды на восстановление нашего прежнего военного положения уже не было никакой. Во Львове я встретил генерала Брусилова. «Ну что? Как наши дела?» – спросил я. Брусилов только рукой махнул. «Надо собираться?» – «Надо, надо...» – подтвердил он. «А что же делать с галичанами? Австрийцы их перестреляют...– «Да, оставаться им нельзя». Я бросился к генерал-губернатору умолять его помочь мне спасти галичан.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В 1928 тяжело заболел и переехал в Киев, где жил на нелегальном положении. Великий Пост исповедник провел тайно в С.-Петербурге. Но Пасху 1928 г. он решил встретить открыто. Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы предварительно владыка запросил разрешение власти. Тогда еп. Аркадий принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его дело. В Москве еп. Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы прояснить свое положение. Арест 9 мая 1928 г. он явился в ОГПУ на Лубянку «для объяснений», там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован сразу, но и не был отпущен. 15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа. Ему вменили в вину его «Послание к Лубненской пастве». Содержался в Бутырской тюрьме. 23 июля 1928 года приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58–10 УК РСФСР к пяти годам заключения. 27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы. 12 августа преосвященный Аркадий прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу. 10 сентября епископа перевели в 12-ю роту и назначили сторожем, 16 сентября перевели в 6-ю роту. Сторожем епископ прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы – рытье дренажных колодцев. В июне 1929 года епископа Аркадия отправили на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер. В октябре 1930 года епископа Аркадия перевели во 2-ю роту поселка Савватиево, где он получил место сторожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Удалось мне заглянуть и в отдаленные пункты, м. Купель и село Зарудье. В Купеле провел четырехдневные курсы и удостоился два раза совершать литургию при пении прекрасного хора, организованного учителем Сиверским. В Зарудье же я был два раза: в первый раз совершал литургию (возвращаясь от Козац. могил), а во второй раз ездил нарочно на трехдневные курсы. В оба моих приезда являлись и сектанты, но после первой же беседы уходили. С Божией помощью я побывал два раза в Адомове Цвильского прихода, совершал литургию и проповедовал. Возвращаясь же из Цвили, посетил я м. Рогачев, Смолдырев и Майдан Лабунский. Во всех этих местах беседовал и раздавал обильно листики. Два раза мною было посещено село Конотоп Ничпальского прихода. В первый свой приезд я посетил проповедника баптизма Ковальчука, а во второй – беседовал при более чем тысячной аудитории. На беседу поприходили люди за десять-пятнадцать верст. Были и сектанты, вернее, полусектанты, которые робко возражали мне. Но Бог помог мне – и православные были очень довольны. В Решневке Изясл. уезда был один раз. Сектантство там почти что неизвестно (один случайный сектант), и потому там провел беседу догматико-нравственного характера. Священник Аркадий Остальский (Волынская епархиальные ведомости 1913. 4. С. 64-65). Эти скупые характеристики для нас важны тем, что с особенной ясностью свидетельствуют о епископе Аркадии как о человеке глубокой веры, пользовавшемся большим авторитетом среди духовенства и епископата, так что это было заметно и для тюремщиков. С.А. Орлик родился в 1891 году. За националистическую украинскую деятельность был в 1913 году арестован и осужден. Во время революции 1917 года получил освобождение и стал членом Украинской Рады. После большевистского переворота в октябре 1917 года стал председателем Рады. До 1918 года был настоятелем собора в Тифлисе. С 1918 по 1921 год – член партии большевиков. В 1919-1920 годах – дипломатический представитель Украины на Ближнем Востоке. С 1921 по 1929 год служил священником в автокефальных раскольничьих храмах в Киеве и Житомире. В 1929 году, вероятно как представитель националистического украинского правительства, был арестован и осужден на десять лет. Живя в Житомире, он знал, что бывший тогда священником Аркадий Остальский неустанно разъясняет народу пагубность и опасность самосвятского движения. Теперь в лагере он давал о владыке Аркадии показания.

http://fond.ru/kalendar/1516/arkadiy/

После литургии и акафиста, указав прихожанам, как вести дело, если они пожелают принять православие, я посетил, по приглашению, дом местного священника. Местный настоятель арестован австрийскими властями, жена его умерла ещё раньше, в доме же живут его тётя и сестра жены. Тут же я застал и наблюдающего сей приход Заболотцы священника села Чехи отца Корнилия Загайкевича. Приняли они все меня весьма враждебно. Загайкевич оказался ярым защитником унии, вплоть до готовности пострадать и умереть за неё, считая себя в то же время русским. Я же сказал, что все русские были, есть и будут православные, какими были наши отцы, деды и прадеды, и какими были и их деды и прадеды, и какими должны быть сих дедов внуки и правнуки. Беседа в таком духе у нас велась очень долго, но безрезультатно. Беседовать же мне с местными крестьянами больше не удалось, так как они были заняты, удовлетворяя нужды нашей армии. Взявши антиминс, я на другой день прибыл в Почаев» 119 . Архиепископ Евлогий назначил иерея Аверкия Барщевского с 1 ноября в село Борятин, а о. Аркадий Остальский с того же числа был откомандирован в приход села Заболотцы Бродского уезда 120 . Вскоре в Броды прибыл владыка Евлогий. «Волынские епархиальные ведомости» об этом посещении владыки сообщали: «От близких к Архиепископу Евлогию лиц мы узнали, что главной целью нынешнего, пока, к сожалению, только временного приезда владыки в Галичину, является завершение устройства здешней Православной Церкви, установление для неё причта и проч., а вместе с тем также предварительное ознакомление с местной православной паствой и с её настроениями, желаниями и нуждами. О предполагаемом приезде владыки в Галичину своевременно стало известно русскому населению и духовенству Бродщины, от имени которых затем и явился в Почаев к владыке настоятель православного прихода в г. Бродах о. Стефан Клубок с просьбой посетить и благословить по пути во Львов также и православную паству Бродщины. Так как Бродщина ныне уже почти вся присоединилась к Православной Церкви, то архиерей, вняв её просьбе, пожелал быть в молитвенном общении с дорогой его сердцу новообращённой паствой и прибыл с этой целью в Броды в субботу, пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Арест, заключение в Соловецком лагере Епископ Аркадий (Остальский). Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 год 9 мая 1928 г. он явился в ОГПУ на Лубянку " для объяснений " , там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован сразу, но и не был отпущен. 15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа. Ему вменили в вину его " Послание к Лубненской пастве " . Содержался в Бутырской тюрьме . 23 июля 1928 года приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам заключения. 27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь . Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы. 12 августа прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу. 10 сентября переведен в 12-ю роту и назначен сторожем, 16 сентября переведен в 6-ю роту. Сторожем прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы - рытье дренажных колодцев. В июне 1929 года отправлен на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер . В октябре 1930 года переведен во 2-ю роту поселка Савватиево на место сторожа. В марте 1931 года его снова перевели на общие работы на участок Овсянка, а затем на том же участке он работал сторожем. В лагере его помещали то в барак, где большей частью были уголовники, то туда, где было заключено лишь духовенство, но и на преступников, и на священнослужителей владыка оказывал благотворное влияние. Лагерному начальству это не нравилось, и потому оно часто переводило епископа с места на место. Находясь в лагере, владыка не только раздавал все, что получал сам от своих духовных детей. По мере возможности владыка совершал богослужения. В одной из его лагерных характеристик было сказано: «Лагерному распорядку не подчиняется… группировал вокруг себя служителей культа, ведя среди них агитацию против обновленческого направления… Среди служителей культа имеет большое влияние... Требует строгой изоляции и неуклонного наблюдения». В заключении проводил богослужения, в тяжелейших условиях продолжал проповедовать. Говорил, что «нужно благодарить Бога, что Он у нас не отнял еще возможность совершать моление здесь, как ранее в катакомбах».

http://drevo-info.ru/articles/4514.html

3) Толкование священником Остальским воззвания Патриарха вызвало ряд нежелательных явлений среди масс верующих, например, имело место в кладбищенской церкви, Покровской, как видно из материала комиссии по изъятию ценностей. и 4) Во время прихода священника Остальского в Губотдел ГПУ, приводя с собой организованную массу верующих прихожан своего прихода, способствовал спровоцировать мирное население на поднятие восстания в г. Житомире. Заключение. На основании изложенного нахожу, что виновность священника Остальского Аркадия Иосифовича, выразившаяся в агитации против изъятия ценностей в пользу голодающих среди верующих масс своего братства, чем способствовал распространению агитационной пропаганды своими прихожанами среди мирного населения, что имело место, как видно из материала комиссии по изъятию ценностей, и в своём показании не отрицал. Следствие продолжать и, принимая во внимание политический интерес к делу, для гласного слушания передать настоящее дело в ревтрибунал. Примечание: Дело заведено 6 мая 1922 года СО СОЧИ. Арестованный Остальский Аркадий Иосифович содержится под стражей в тюрьподе при госполитуправлении. При аресте отобрано серебряный крест с цепочкой, согласно квитанции» 263 . Между тем, верующие продолжали подавать в ГПУ свои ходатайства об освобождении священника. 12 мая на имя начальника госполитуправления написали заявление рабочие завода «Сельмаш»: «Мы, нижеподписавшиеся, просим отпустить на поруки священника Аркадия Иосифовича Остальского. Мы знаем его как доброго, отзывчивого человека и не вмешивающегося в политические дела страны. Во всех своих поучениях, обращённых к молящимся в храме, он всегда указывал и старался привить всем чувство любви и сострадания к ближним. Это с его стороны не были только красивые слова, но он сам всего себя посвятил этому делу. Не имея лично никакого имущества, он путём своих бесед в храме побуждал людей помогать бедным и неимущим. Не одна бедная семья на окраинах города обязана ему за ту поддержку, которую он совершал. К большой заслуге надо отнести его ровное отношение ко всем людям вообще. Различий в социальном положении он не делал, а шёл к каждому нуждающемуся для нравственной или материальной поддержки. Слабое здоровье священника Остальского побуждает нас просить теперь же освободить его на поруки до окончания разбора дела» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Ни один из диспутантов не упустит случая и гипнотического воздействия на слушателей. Каждая эпоха имеет своих божков, которым слепо доверяют. К этим то авторитетам и прибегает спорщик, чтобы восполнить собственную пустоту и обосновать свои доводы. «Так писал Маркс», «так говорил Ленин», – услышите вы теперь на каждом антирелигиозном диспуте. Этот приём рассчитан на гипнотическое действие всем известных имён. Но вы его не бойтесь, ибо у нас, в делах веры, есть иные и несравненно превосходящие их авторитеты. Каковы бы ни были выпады против вас вашего противника, вы не должны выходить из себя, браниться, допускать неприличные слова и презрительный тон. Следите всё время и за своим голосом, чтобы он не был криклив и резок. Наблюдайте также за своими жестами и мимикой. Неестественные и непонятные мины будут подхвачены слушателями и вас осмеют. Старайтесь сдерживать своё волнение, насколько это возможно. Волнение и появляющийся от него частый пот поставятся вам в минус. «Вот, как припёр его, – скажут о вас, – пот льёт из него, как из ведра», или: «ну и задал же попу баню». Заканчивая свою речь, не убегайте с кафедры, а нарочно задержитесь на ней, чтобы не оставить впечатления побеждённого. Вот то главное, что смогли мы посоветовать своим собратьям. Как всякое искусство развивается от упражнения, так и искусством вести споры может овладеть только тот, кто часто выступает на диспутах и на собственных ошибках и поражениях научается отражать нападения противника и в тоже время наступать на него. Никакие советы и никакие теории не научат вас вести диспуты, если вы этому не будете учиться на практике. Как нельзя научиться плаванию, не погружаясь в воду, так нельзя быть победителем в спорах и диспутах тому, кто не погружается в них, терпя не только неудачи, но и поражения. Посему, сам собою напрашивается вывод – или очень часто выступать на диспутах, или совершенно на них не выступать. Во всяком же случае, перед каждым выступлением молитесь усердно об умудрении и укреплении вас в том, чтобы вам «дано было в той час, что рещи» ( Мф. 10:19 ). 629 Название предположительно. Труд написан в 20-ые годы ХХ века. Семейный архив Вадима Игоревича Шмидта. Сохранилась только она глава машинописи. Стр. 300–331. Читать далее Источник: " Мы не должны бояться никаких страданий... " : творения : в 2 т./священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии ; [сост. диакон Игорь Кучерук]. - Житомир : издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви, 2007-2011. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви)/Т. 1. - 2007. - 543 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В начале мая 1928 года сотруднику ОГПУ Храмову был выдан ордер на арест епископа Аркадия за подписью Г. Ягоды. За «антисоветскую деятельность» владыку приговорили к пяти годам лагерей. Местом заключения на этот раз стали Соловки. Поселок Кремль. Соловки. 1931 год Барак на Поповом острове В лагере его положение осложнялось тем, что он встретил своих бывших «оппонентов» из числа украинских автокефалов и обновленцев. Неприязнь к владыке с их стороны была настолько сильной, что они не гнушались доносами, «информируя» о его жизни лагерное начальство. Невзирая на возможные последствия, владыка Аркадий организовал для священников, не имевших никакой поддержки от близких, кассу взаимопомощи. Иногда ему удавалось совершать у вольных монахов, остававшихся еще в монастыре, службу архиерейским чином. Уважение, которое он вызывал к себе, стало причиной того, что его переводили с места на место, пытаясь «ограничить влияние», и так он оказывался то в кругу священников, то среди уголовных преступников. Срок епископа заканчивался 9 мая 1933 года, и 18 мая 1931 года против него было выдвинуто обвинение по новому, внутрилагерному «делу», возбужденному на основании доноса. Инкриминировали ему на этот раз «исполнение обрядов с антисоветским оттенком», «антисоветскую агитацию» и «призывы к организации материальной поддержки нуждающихся заключенных верующих деньгами, продуктами и одеждой». Дело рассматривалось внесудебным порядком. По решению тройки ОГПУ владыке определил дополнительный срок – еще пять лет. После оглашения приговора епископа Аркадия поместили на некоторое время в «штрафную роту», представлявшую собой своего рода внутреннюю тюрьму – на Секирной горе. Из лагеря владыка вернулся совершенно седым… Стоять до конца Когда-то владыка Аркадий писал своей духовной дочери: «Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть noжuзhehhым»i. В его собственной жизни так и не было отдыха, передышки. Когда окончился десятилетний срок заключения в Соловецком лагере особого режима, его ожидало назначение на новую кафедру, в Бежецк. Но и в Тверской епархии ему служить не пришлось: место постоянного проживания для него было определено в Калуге. А через полгода, в сентябре 1937-го, он попал под «маховик ежовщины».

http://pravmir.ru/blagodaryu-boga-za-vse...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010