Нелегально прибыв в Полтаву, Епископ Аркадий сразу же направился к владыке Григорию (Лисовскому), предоставив ему свои архиерейские грамоты. С радостью встретил его управляющий Полтавской епархией. Епископ Аркадий привёз также указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя о возведении владыки Григория в сан Митрополита. Митрополит Григорий, которому, наоборот, – в отличие от владыки Аркадия, был запрещён выезд из Полтавы 496 , рассказал о положении дел в епархии, в том числе о стремлении некоторых благочинных, подталкиваемых на это ГПУ, легализоваться – зарегистрировать благочиния в органах гражданской власти, как самостоятельных единиц, что ведёт к разладу церковной жизни. Владыка Аркадий решил объехать таких священников и разъяснить им всю пагубность этого, на что получил согласие Митрополита Григория 497 . Господь посещением владыки Аркадия утешил Митрополита Григория в его скорбях за Церковь Христову. Владыке Григорию не суждено было носить белого клобука. Спустя несколько дней, 16 марта 1927 года, на 83 году жизни в мире он отошёл ко Господу. Похороны его носили грандиозный характер. Гроб с его телом от квартиры до Сретенской церкви, где происходило отпевание (так как в 1925 году кафедральный собор был передан обновленцам), и от церкви до могилы, в сопровождении десятков тысяч людей несли всё время на руках, несмотря на непроходимую грязь. Чин отпевания возглавил Епископ Кобелякский Николай (Пирский). Настоятель Николаевской церкви протоиерей Гавриил Коваленко произнёс надгробное слово. Похоронили Митрополита Григория на погосте Макарьевской церкви, согласно с его завещанием. Могила твёрдого исповедника православия бережно сохраняется верующими и поныне 498 . Епископ Аркадий объехал много приходов, в первую очередь наиболее отдалённых от Полтавы, служа и неустанно проповедуя. К организаторам автономных общин, подавшим властям соответствующие декларации, он применял строгие прещения, разъясняя при этом пагубность такого антиканонического действия, изобретённого ГПУ 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Прошло время пребывания Аркадия и Владимира Остальских в тесном семейном кругу. Настало время учёбы. Дети духовенства в то время, как правило, оканчивали духовные училище и семинарию. Не стали исключением и дети иерея Иосифа Остальского. Летом 1899 года десятилетний Аркадий с девятилетним Владимиром были приняты в приготовительный класс Житомирского духовного училища 22 . Прошли пять лет учёбы, и в 1904 году братья окончили курс обучения в духовном училище. Аркадий – по первому разряду, а Владимир – по второму 23 . В том же 1904 году Аркадий, после поверочных испытаний, продолжил обучение в Волынской духовной семинарии 24 . А Владимир поступил в семинарию в 1905 году 25 . Во время обучения в духовной семинарии Аркадий Остальский очень любил богословские беседы, которые устраивались по инициативе управляющего тогда епархией Епископа (с 1906 года Архиепископа) Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) в большом зале Епархиального дома, который помещался на Вильской улице (сейчас улица Победы) рядом с усадьбой духовной семинарии, и посещать эти беседы семинаристам было очень удобно. По воспоминаниям посещавших эти лекции «слушателей на всех беседах было так много, что многим за неимением места приходилось стоять в проходе и даже во дворе» 26 . И это притом, что вместимость зала была до 1000 человек. Слушателями были духовенство, семинаристы, которые принимали участие и в устройстве самих лекций, воспитанники церковно-учительской школы и городское население – представители интеллигенции и мещане. В собраниях также участвовали церковные хоры Преображенского кафедрального собора и городских церквей. Поднятые лектором вопросы, тут же, в зале, широко обсуждались слушателями. Темами бесед были лекции на религиозно-нравственные темы и диспуты по миссионерским вопросам. Лекторами были многие выдающие личности, из которых некоторые в последующем просияли в лике священномучеников. Иногда выступал и сам владыка Антоний. Более других по душе семинаристу Аркадию были лекции и диспуты по миссионерским вопросам, которые проводил епархиальный миссионер Николай Иванович Абрамов (в декабре 1907 года пострижен в монашество с именем Митрофан и рукоположен в сан иеромонаха, в сентябре 1910 года возведён во архимандрита). По окончании Аркадием Остальским семинарии он станет его мудрым наставником.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Собрание духовенства решило своих представителей в комиссию по изъятию ценностей не посылать, но вместе с тем и не препятствовать изъятию ценностей из церквей, т.к. духовенство не является лицом, имеющим право распоряжаться ценностями, находящимися в храме. Это право принадлежит общинам. Об этом был составлен акт иереем Орестом Бычковским, который вёл протокол собрания, и все присутствующие его подписали. Но этот акт был со временем утерян. Позже протоиерей Юлиан Красицкий так рассказывал об истории с текстом послания Патриарха: «26 апреля 1922 года я прибыл на собрание духовенства г. Житомира, бывшее в архиерейском доме. На собрании должен был обсуждаться вопрос о делегировании двух представителей от городского духовенства в комиссию по изъятию церковных ценностей. Я прибыл до открытия заседания, когда ещё не всё духовенство собралось. Мне сразу, когда я подошёл для приветствия к Епископу, пришлось услышать разговор о послании Патриарха Тихона, разговор происходил между Епископом Аверкием и протоиереем Остальским, выразившим желание ознакомиться с этим посланием. Я, читавший газетные выдержки из послания, также хотел его прочесть в подлиннике и в целом виде, и присоединился к просьбе прот. Остальского получить его для собственного ознакомления. Епископ Аверкий сказал, что он его даст для прочтения, но от оглашения его воздерживается и полагает, что пользование этим посланием может иметь нежелательные последствия. Протоиерей Остальский ушёл вскоре после открытия заседания на какое-то требоисполнение, и так как сидел рядом со мной, то, уходя, попросил по окончании заседания взять послание и передать ему. По окончании заседания я подошёл к Епископу Аверкию и напомнил ему просьбу протоиерея Остальского и, получив послание, на другой день или через день, не помню точно, отнёс в церковь , где служил протоиерей Остальский и лично передал в ризнице ему патриаршее послание » 229 . Епископ Аверкий свидетельствовал об этом так: «26 апреля ко мне обратился с просьбой о послании о. Аркадий Остальский . Так как о. Аркадий Остальский очень интересовался этим вопросом, я сказал ему и о полученном мною экземпляре. О. Аркадий просил дать ему для ознакомления, и так как он тогда очень спешил, то просил передать чрез священника о. Юлиана Красицкого, который имел скоро встретиться с о. протоиереем Аркадием Остальским . Передавая послание о. Юлиану Красицкому, я просил его предупредить о. Аркадия Остальского, что послание незаверенное, и, что доверчивое отношение к нему и пользование могут иметь нежелательные последствия. О. Аркадий Остальский, не получив моего благословения и разрешения, огласил послание в храме. И через несколько дней возвратил послание мне» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

После принятия монашества о. Аркадий с еще большей ревностью погрузился в молитву и аскетические труды, а все свободное время отдавал братству. Смысл и цель христианской жизни в этот период раскрылись перед ним как никогда ясно и определенно, исчерпывающе выраженные преподобным Серафимом Саровским. Стремление к святости, стяжание Святого Духа отныне стало его единственной и вожделенной целью. Чем больше и неотвратимее разрушался внешний мир под ногами у миллионов русских людей, тем крепче о. Аркадий держался за единственно несомненную твердыню церкви — опору и упование православных христиан. Желающим спасаться он говорил, что борьба с грехом не может быть прекращена до смерти. Кроме того, он боролся с обновленчеством, отстаивая Православную Церковь . Епископ Лубненский В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 15 сентября того же года в Москве был хиротонисан митрополитом Сергием (Страгородским) в сослужении с другими архиереями во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом возвращаться в свою епархию. Ссылка Из ссылки бежал. Тайно вернулся в город Лубны, провёл пасхальное богослужение, под угрозой нового ареста скрылся. Жил в Новом Афоне на Кавказе среди монахов. Понимая, что он находится в розыске и в любой момент может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию, чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи. Даже в таких обстоятельствах поддерживал переписку с духовенством Полтавской епархии. В конце 1927 г. после опубликования Декларации митрополита Сергия (Страгородского) один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом, в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту Сергию из-за декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию. В ответном письме, владыка высказал свою точку зрения на настоящие события. Владыка попытался убедить священника в ошибочности его взглядов. Это письмо, без разрешения владыки, было в несколько переделанном виде выпущено как послание еп. Аркадия к Лубненской пастве, получив широкое распространение на Украине, и было впоследствии поставлено ему в вину как «антисоветский документ».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Основными методами «разложения тихоновщины» у чекистов, как правило, были аресты видных священнослужителей и архиереев. В 1924 году епископ Аркадий был арестован местными органами ОГПУ и отправлен в Свердловск, где находился в тюрьме около месяца. Обвинение ему не предъявили и вскоре отпустили на свободу. Вернувшись в свою епархию, епископ Аркадий продолжил борьбу с обновленчеством. Для церковной жизни Урала, как и всей страны, в этот период было характерно, что один архиерей, занимая назначенную ему кафедру, становился одновременно управляющим одной или несколькими соседними епархиями. Такое тяжелое бремя пришлось нести и Кунгурскому епископу Аркадию. С 28 июля 1924 года он был назначен временно управляющим Екатеринбургской епархией, вскоре переименованной в Свердловскую, с 1925 года он стал самостоятельным епископом Кунгурским, а с февраля 1927 по 11 мая 1928 года вновь временно управлял Свердловской епархией. По свидетельству очевидцев, Преосвященный Аркадий был неутомимым проповедником – изъяснял Слово Божие, обличал обновленцев и атеистов. Он ввел совершение всенощного бдения по Афонскому уставу в дни памяти великомученицы Параскевы и мученика Мины. Эти святые считаются небесными покровителями Кунгура, так как первый городской храм был построен и освящен во имя великомученицы Параскевы, а святому мученику Мине посвящен один из храмов города, находившийся рядом с Успенским. На эти службы съезжались всегда по несколько десятков священнослужителей, приходило множество народа. Кроме того, Владыка ввел совершение в Великий пост пассий, которых раньше в Кунгуре не знали. Имя епископа Аркадия было хорошо известно среди верующих Урала. К нему приезжали с просьбой принять под духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов различных районов области. Владыка часто служил, несмотря на множество административных обязанностей. Из воспоминаний протодиакона Всехсвятской церкви Кунгура отца Арсения Пантелеймонова известно, что епископ Аркадий совершал богослужения не только в близлежащих к Кунгуру городах и селениях, но и в Перми, Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхотурье и других.

http://pravicon.com/info-1811

После объяснений владыка облачился, и началось пасхальное богослужение. Но ещё не закончилась служба, как в храме стали появляться представители властей, дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и сразу после богослужения он был вынужден скрыться» 506 . Другое свидетельство записано владыкой Феодосием (Процюком): «Протоиерей Иоанн Богданович был хорошо знаком с Епископом Аркадием. Встретившись с ним в Полтаве, куда Епископ Аркадий приехал по своим делам, о. Иоанн узнал от него о следующем интересном случае. Оказывается, на Пасху 1927 года Епископ Аркадий приехал в Лубны совершенно внезапно и, придя перед светлой заутреней в Троицкий собор [здесь ошибка, Троицкий собор был давно в руках раскольников – булдовцев, а владыка Аркадий служил в Рождество-Богородичном соборе – сост. ], предъявил свои архиерейские грамоты о том, что он хиротонисан во Епископа Лубенского. Духовенство приняло его, и он совершил пасхальную заутреню и литургию, а затем сразу же поехал на вокзал, сел в поезд и уехал из Лубен» 507 . Рождество-Богородичным собором «булдовцы» завладели только в июле. 7 июля Лубенский административный отдел объявил православной соборной общине о расторжении договора на право пользования храмом, 13 июля состоялась передача собора и его имущества группе соборно-епископцев 508 , а 27 июля православная община при Рождество-Богородичном соборе была ликвидирована, будто бы «за нарушение типового договора» 509 . Жалобы православных на незаконные действия властей услышаны не были 510 . После Пасхального богослужения в Лубнах владыка Аркадий приехал в Полтаву. Он стал широко известен в Полтавской епархии, где служил и проповедовал, заслужив любовь православных 511 . Как же реагировало ГПУ на смелого Епископа, пренебрегшего запретом появляться в вверенной ему епархии? Об этом мы имеем свидетельство владыки Леонтия (Филипповича), которое написано со слов Епископа Аркадия: «Как только он прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, его тотчас схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие» 512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

С несколькими семействами он удалился на берега Босфора, где и провел время военных действий. Оставшиеся на месте епископы Аркадий и Алимпий были между тем арестованы русскими войсками и, как беглые русские подданные, заключены в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. По окончании войны раскольники хлопотали об их возвращении через турецкое правительство, жаловались даже Наполеону III, но без всяких последствий. Возвратившийся с берегов Босфора Аркадий Шапошников, – хотя и не охотно, признан был епископом славским. На место Алимпия в Тульчу в 1861 г. был поставлен послушник Аркадия Иустин, родом из московской губернии волоколамского уезда, человек мягкосердечный и довольно начитанный. Таким образом, положение белокриницкой иерархии у турецких раскольников было упрочено. В Молдавии и Валахии старообрядцев насчитывалось до 20,000 человек; жили они во многих городах. Еще Амвросий поставил для живших в Яссах старообрядцев попа Никифора. Затем, наместник митрополии Онуфрий назван был епископом браиловским и заведывал делами молдо-влахийских раскольников. В 1853 г. к ним поставлен был особый епископ, тоже по имени Аркадий, названный васлуйским (Васлуя–город в Молдавии), – саратовский урожденец, человек полуграмотный и фанатичный. Он разъезжал по епархии и наставил очень много попов. Сначала правительство относилось к раскольникам, как и прежде, довольно строго. Аркадий должен был разъезжать секретным образом. Но после турецкой войны, когда Молдавия и Валахия были соединены в одно княжество Румынское, и правителем его сделан был князь Куза, покровительствуемый Наполеоном, положение раскольников значительно изменялось. Православное духовенство было стесняемо, а раскольники получали больше и больше свободы. Они открыто стали совершать свои церковныя службы. Местные гражданские власти оказывали Аркадию почести, присвоенные архиереям. На принесенную православным ясским митрополитом жалобу, министерство отвечало, что теперь всем верам свободно. Мало того; в 1860 году Аркадий был утвержден правительством в звании архиепископа Молдавии, и ему был выдан надлежащий вид на свободный проезд по всей Молдавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Владыка Аркадий успешно боролся не только против обновленчества, но и против возникшего в Православной Церкви григорианского раскола. Он называл григорьевцев «новыми врагами» Церкви Христовой, видя в их действиях проявление властолюбия. При активной внешней деятельности Владыка не забывал и о духовной жизни, которую он проводил под руководством бывшего насельника Белогорского монастыря иеромонаха Афанасия (Трушкова). Об отце Афанасии известно, что после того, как обитель была закрыта, он жил в уединении в лесу, множество верующих обращалось к нему за советом и назиданием. Иногда иеромонах Афанасий и сам приходил в Кунгур, где исповедовал людей. В 1927 году он был возведен владыкой Аркадием в сан игумена. Огромный авторитет епископа Аркадия, его непримиримость в борьбе с обновленцами вызывали зависть и ненависть у последних. Начались интриги, клевета. Одним из клеветников был соборный протоиерей Алексий Попов (впоследствии публично отрекшийся от веры в городе Кирове). На Владыку стали поступать в Патриархию жалобы и доносы, вследствие которых епископ Аркадий в январе 1929 года был удален из Кунгура и переведен в Омск. На Омскую кафедру епископ Аркадий заступил в марте. После его приезда в городе стали чаще совершаться богослужения. Владыка сумел добиться официального разрешения на совершение монашеских постригов. Часто на постригах он произносил поучения, которыми напутствовал постригаемых на несение монашеского подвига в миру. Так, на одном из мантийных постригов, происходивших после Пасхи 1930 года, епископ сказал новопостриженному: «В настоящее время, при неверии и развращенности народных масс, приобретают большое значение подвижники, на которых лежит обязанность спасти народ от этой развращенной жизни». В своих напутствиях тем, кто решался во время гонений встать на путь монашества, Владыка советовал «углубля[ться] в самого себя и принужда[ть] себя к удалению от мира, который, по слову апостола Иоанна Богослова, во зле лежит». Владыка часто говорил своим прихожанам о необходимости быть в ограде Церкви Христовой: «…от [мирского]… зла нас спасает Святая Церковь и зовет к соблюдению Закона Христова, удаление от которого влечет преступление заповедей Евангельских и крайнее развращение всего христианского общества». Епископ Аркадий благословлял своих духовных чад оказывать всевозможную помощь репрессированным священнослужителям.

http://pravicon.com/info-1811

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» находится в Москве, в церкви св. Николая, что на Пупышах; полагают, что принесена она в Москву казаками в царствование Алексея Михайловича, в 1640 г. Благоговейное почитание этой иконы особенно проявилось во время чумы, в 1771 г., в Москве. 26-е число Преподобные Ксенофонт и Мария с сыновьями своими: Иоанном и Аркадием, жили в V веке. Будучи сами благочестивыми людьми, Ксенофонт и Мария такими же благочестивыми воспитали и детей своих. Они не гордились своей знатностью и богатством, были просты и доступны для всех. Для образования отправили они детей своих в финикийский город Вирит. Случилось так, что корабль, на котором плыли Иоанн и Аркадий, разбила буря, но они спаслись: Иоанн был выброшен на берег в одном месте, а Аркадий в другом. Не зная о спасении, каждый из них скорбел о погибели другого. Спасшись от неминуемой гибели, Иоанн решился поступить в монастырь; то же сделал и Аркадий. Бог показал Иоанну во сне брата, который просил его не плакать о нем, потому что он жив. Когда Аркадий шел в монастырь, то встретил прозорливого старца, который предсказал ему, что он через некоторое время увидит брата. Ксенофонт и Мария, долго не получая известий от детей, послали одного из слуг в Вирит узнать, живы ли их дети. Слуга, случайно узнав, что Иоанн и Аркадий должны были погибнуть во время бури, не хотел было и возвращаться к своим господам, но знакомые убедили его вернуться. Ксенофонт и Мария приняли весть о погибели детей своих с покорностью воле Божией и обратились с молитвой к Богу, чтобы Господь во сне показал им детей. И Бог внял молитве праведных: оба они увидели во сне, что дети их предстоят пред престолом Божиим в великой славе. «Живы наши дети! – сказал Ксенофонт жене своей. – Мне думается, что они в Иерусалиме. Пойдем туда на поклонение святым местам. Быть может, увидим там милых детей наших». В Св. Земле, на Иордане, Ксенофонта и Марию встретил тот самый прозорливый муж, который предсказал Аркадию встречу с братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В управление делами вступил теперь наместник белокриницкой митрополии Кирилл. Из предосторожности, чтобы не оскудела иерархия, что в виду появления холеры было возможно, а главное – из желания стать „белокриницким митрополитом и верховным властителем всех древлеправославных христиан“, Кирилл созвал „духовный собор“ и решил поставить нового епископа. Общим согласием избран был священноинок Онуфрий (Иванов) и вскоре рукоположен Кириллом во епископа Браиловского, с званием наместника митрополии. Умножение и расширение славской „паствы“ требовало нового епископа для раскольников-некрасовцев. Пользуясь этим случаем, белокриницкие власти, чтобы оказать внимание Аркадию и вместе упрочить его зависимость от нового митрополита, решили возвести его в сан архиепископа и таким образом учредить в Славе архиепископию, а в епископа Майносского, место которого теперь было праздно, найти достойного кандидата. С этою целью епископ Онуфрий с иноком Павлом, снабженные доверительною грамоток. Кирилла, в 1850 году прибыли в Славский монастырь. Аркадий, конечно, не был против возведения его в сан архиепископа, поэтому к учреждению архиепископской кафедры препятствий не было. Однако будущего епископа нашли более удобным поставить не для Майноса, а для города Тульчи. Кандидатом на эту кафедру общим собранием раскольничьего духовенства и братии Славского монастыря избран был священноинок Алимпий (Вскринцев). 27 сентября в тульчинской церкви св. Иоанна Богослова, Аркадий, при участии Онуфрия, рукоположил Алимпия во епископа, а на следующий день в той-же церкви сам возведен был в сан архиепископа. Несколько позже (1854 г.) для молдо-влахийских раскольников поставлен особый епископ, с именем васлуйского (Васлуя – город в Молдавии). Этим епископом был Аркадий, родом из Саратова, человек полуграмотный, и фанатичный. В 1854 году, как известно, открылась война России с Турциею и русские войска стояли около Дуная. В виду этого, турецкое правительство предложило некрасовцам удалиться подальше от места военных действий. Некоторые из них не обнаружили большой готовности к переселению, другие-же изъявили на это согласие. Тогда, чтобы переселенцы во время странствия не остались без высшего духовного пастыря, Аркадий решился поставить для них особого архиерея с названием, епископа странствующих христиан“. Таким епископом был Аркадий (Шапошников), тот самый, которому Амвросий отказал в посвящении за то, что он женат был на вдове. За свою бороду он прозван был раскольниками „брадатым“ а по уму слыл у них „дюжесловесным и многоначитанным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010