На следующий день, по предложению протоиерея Александра Поникарова, съезд послал следующую телеграмму Епископу Аверкию: «Москва. Донской монастырь, Митрополиту Петру, для передачи Епископу Аверкию: Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян приветствует Епископа Аверкия, считая его по-прежнему своим епархиальным архиереем. Съезд посылает своего делегата для доклада о постановлениях съезда» 364 . Делегатом был избран протоиерей Александр Поникаров, который сразу же после окончания съезда выехал в Москву к Епископу Аверкию 365 . На доклад протоиерея Александра Поникарова о постановлениях съезда Епископ Аверкий наложил следующую резолюцию: «Если Преосв. Максим и Е. У. найдут возможным совместную работу на основах положения дела in statu guo ante – то продолжение их деятельности на этих началах благословляется. Лично возвращусь, если благословит Господь, как только можно будет выехать отсюда» 366 . Кроме того, Владыка Аверкий написал Епископу Максиму личное письмо, которое передал через того же протоиерея Александра Поникарова 367 . В начале 1925 года в Житомир приезжает уже в сане архимандрита о. Аркадий (Остальский) . Он с сердечной болью узнаёт о случившемся. Архимандрит Аркадий и его единомышленники, священники и миряне, убеждают Епископа Максима ничего не иметь общего с обновленцами. 15 января о. Аркадий подарил свою фотографию с автографом протоиерею Иосифу Вацатко. Под фотографией архимандрит Аркадий написал: «Дорогому другу и сокурснику отцу Иосифу Вацатко на молитвенную память. «В мире скорбны будете; но дерзайте, ибо Я победил мир». С любовью Архимандрит Аркадий» 368 . 21 января архимандрит Аркадий такую же фотографию подарил Сергею Александровичу и Вере Тимофеевне Зыковым и Вере Глебовне Малевич (её называли – «Вавка»). Под этой фотографией о. Аркадий написал: " На молитвенную память Сергейке, Вере и Вавке. Пусть наши скорби велики, но награды, какие нам за них обещаны, несравненно больше. Неужели мы откажемся потерпеть малое, чтобы не получить большого?

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Но после соединения Молдавии и Валахии в одно княжество Румынское, положение раскольников изменилось к лучшему. Они открыто стали совершать свои церковные службы. Местные гражданские власти оказывали Аркадию архиерейские почести. В 1860 году Аркадий был даже утверждён правительством в звании архиепископа Молдавии. В 1851 г. открылась русско-турецкая война. В конце 1853 года войска наши готовились переправиться чрез Дунай и обрушиться на пограничные некрасовские селения. Некоторые из некрасовцев сочли необходимым удалиться подальше от места военных действий: но епископы их, Аркадий и Алимпий, остались на своих местах. Однако, чтобы не оставить свою паству во время странствия без верховного пастыря, Аркадий поставил для неё ещё епископа, по имени тоже Аркадия († 1868 г.). Этот Аркадий, в мире Андрей Родионов Шапошников, был родом из Черниговской губернии. Женившись на вдове, он почему-то оставил жену и принял иночество. В народе он слыл человеком «дюжесловным и начитанным», а по внешнему виду – «брадатым»; был великий ревнитель раскола и строгий блюститель обрядов, отличался твёрдым, настойчивым характером; но в то же время был горд, самолюбив и склонен к любостяжательности, почему и не пользовался симпатией австрийцев. Аркадий сначала затруднялся поставить его во епископа, как женатого на вдове, но потом, «ради трудных обстоятельств времени», согласился и в 1851 г. рукоположил его, наименовав «епископом странствующих христиан». Сделавшись епископом, Аркадий с несколькими семействами удалился на берега Босфора, где спокойно провёл время военных действий. Между тем Аркадий и Алимпий, как беглые русские подданные, были арестованы, отправлены в Россию и заключены в суздальский Спасо-евфимиев монастырь. По окончании военных действий, Аркадий возвратился с берегов Босфора в Славский скит и принял титул экзарха славскаго; на место же Алимпия в Тульчу был поставлен послушник Аркадия Дорофеева Иустин (из русских выходцев), человек добрый, общительный и довольно начитанный. Распространяясь за границей, белокриницкая иерархия скоро проникла и в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

145. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «О-во святителя Василия Великого », 2002. С. 43. 146. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд., доп. СПб., 2002. С. 43. Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович), епископ 147. Дело епископа Аркадия (Остальского) и ликвидация монашеской общины//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 223–229. 148. Доненко H., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 285–325. 149. Доненко, H., прот. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий: Жизнеописание. Духовное наследие: беседы, руководство для пастырей, проповеди , акафисты. Феодосия: Коктебель, 2008. 542 с.: ил. 150. Доненко, H., прот. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Лубненский//Вестник РСХД. 1998. 3/4(178). С. 223–250. 151. «Молитесь же о своих почивших»: священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 96. 152. Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий//Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века: календарь, 2007. М., 2006. С. 355. 153. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. «Мы не должны бояться никаких страданий...»: Творения: в 2 т./сост. диакон Игорь Кучерук. Житомир: Житомирская епархия УПЦ, 2011. 154. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии//Игумен Дамаскин (Орловский). Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Бежецк, 2014. С. 4–14. 155. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд. доп. СПб., 2002. С. 10. Гундяев Василий Степанович (1879–1969), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который продолжался несколько дней – с 7 по 10 июня 1922 г. Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и благотворителя о. Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям. Множество свидетелей говорили об о. Аркадии как о замечательном, прекрасном человеке, бессеребреннике, священнике, сумевшем всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям, приводилась масса примеров его исключительной доброты и самоотверженности. Но прокурор, доходчиво объяснил собравшимся, что все блестящие характеристики, не только не оправдывают, но, более того, усугубляют вину священника. И что идеи, проповеданные и проводимые в жизнь священником, не только не нужны молодому советскому государству, но и крайне вредны. О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о. Юлиана Красицкого: «После окончания следствия отец видел на спине Остальского следы пыток». (Сам исповедник никому об этом не говорил). Во время чтения приговора о. Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. «Ну что ж, – сказал о.Аркадий, – благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение». После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен на пять лет заключения. Находясь в заключении, о. Аркадий вместе с владыкой Аверкием трудились на лесоповале в Корабельной Роще. Во время заключения о. Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства. Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике, о. Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924 г. Иеромонах В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж, потребовав развода. Детей у них не было, о. Аркадий отдавал церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Выйдя из заключения, о. Аркадий поехал в Дивеевский монастырь и Саров помолиться. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». Там же , в Саровской Успенской пустыни, он был пострижен в мантию с тем же именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

«Соборно-епископцы» захватили Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь близ Лубен. В городе имелось 5 храмов. Иоанно-Предтеченскую ц. власти передали автокефалистам-липковцам, здесь служил автокефальный «архиепископ Лубенский» Иосиф Оксиюк. Троицкий собор и кладбищенский Всехсвятский храм были заняты «соборно-епископцами». В ведении РПЦ остались Рождество-Богородицкий собор и Николаевский храм. Однако «соборно-епископцы» поставили целью захватить в Лубнах все правосл. храмы. 1 апр. 1927 г. инициативная группа раскольников из 62 чел. подала в Лубенский окрисполком заявление о создании при Рождество-Богородицком соборе общины «для проведения в жизнь соборноправности, чего не дает нам славянское (тихоновское) течение». В целях противодействия усиливавшимся лубенским раскольникам 15 сент. 1926 г. в Москве заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) и еще неск. архиереев хиротонисали архим. Аркадия (Остальского) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В окт. 1926 г. еп. Аркадий был арестован и выслан в Харьков, выезд из города ему был запрещен. Неск. раз еп. Аркадий нелегально ездил на Полтавщину, встречался с местным духовенством, в т. ч. в Лубнах. Чтобы поднять дух прихожан, еп. Аркадий тайно приехал в Лубны в апр. 1927 г., на Пасху, и отслужил литургию в Рождество-Богородичном храме. После кончины 17 марта 1927 г. Полтавского архиеп. Григория еп. Аркадий периодически служил не только в Лубнах, но и в др. частях епархии в обход запрета ГПУ. Это привело к его высылке из Украинской ССР. Еп. Леонтий (Филиппович) сообщает: «[Еп. Аркадия] схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие». Находясь на полулегальном положении, еп. Аркадий в 1927-1928 гг. сохранял связи с укр. паствой, имел духовных чад в Киеве, в Полтаве и в других городах, периодически совершал богослужения в частных домах, за богослужением поминал митр. Сергия (Страгородского). Весной 1928 г. еп. Аркадий приехал в Ленинград, где митр. сщмч. Серафим (Чичагов) предложил ему стать своим викарием. В мае 1928 г. еп. Аркадий отправился в Москву для получения разрешения на служение в Ленинграде от ОГПУ и был арестован. Впосл. Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

. . – Расходитесь по домам – сказано было после окончания службы. Тут же было обещано, что на Пасху служба будет. Народу собралось еще больше – прошла она так же, вне храма. Больше не было служб до Троицы. За это время произошло «обновление» пятидесятки – каким-то чудом удалось выбросить из нее вредителей на общем собрании, на котором присутствовал представитель власти. Вопрос был теперь за священником: старый, после того, как объявил, что «по болезни» служить не может, исчез бесследно. Согласился пойти один священник, который служил счетоводом в колхозе. Долго тянули с его припиской, так что первая служба состоялась только на третий день Троицы. Хотя то был рабочий день – народу собралось опять масса. Но недолго пришлось ему послужить: он был мобилизован и взят в армию. До прихода немцев служб больше не было. А с их приходом открылось много церквей – жизнь стала другая. Глава 8. Епископ Аркадий, викарий Полтавской епархии Молодым священником о. Аркадий Остальский прибыл с фронта в Житомир в 1917 г., и получил маленькую церковь в центре города, при которой организовал братство. Ранее он был в г. Старо-Константинове. Несмотря на начавшиеся в эти годы (1917–1918) гонения на Церковь о. Аркадий со всем пылом молодой натуры устремляется на защиту веры православной, и привлекает своими проповедями огромное количество молящихся. Ежедневный утром и вечером Богослужения, совершаемые о. Аркадием и его пламенный проповеди и утешения вносили теплую струю радости в измученные сердца людей. Гонения на Церковь с каждым годом усиливались и работа Братства проходила в чрезвычайно трудных и опасных условиях. ЧК преследовало верующих, закрывались церкви, увольняли с работы за религиозные убеждения. О. Аркадий, всегда вдохновенный, горящий небесным огнем, все более и более привлекал к себе верующих и объединял их единой мыслью о Господе. Братство имело много забот: помогали бедным, больным, обучали детей Закону Божиему, хоронили умерших. Все члены Братства были полны энтузиазма, а горячие молитвы о. Аркадия всех воодушевляли. Популярность о. Аркадия все возрастала. Приток молящихся и прихожан вырос настолько, что о. Аркадий не в силах был выполнять требы, особенно исповедь. О. Аркадий вынужден был применять иногда общую исповедь, представлявшую собою умилительную картину. Все исповедники стояли на коленях, а очи их были направлены на стоявший впереди крест с. изображением Распятия. О. Аркадий, стоя на амвоне, призывал к покаянию в совершенных грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В.И. Марченко Священномученик Аркадий Остальский Скачать epub pdf Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность. Окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1910 году окончил Киевскую Духовную академию. С сентября 1910 года – учитель церковно-приходской школы в селе Цвиль Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. В это время он по настоянию родителей женился, хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. 14 сентября 1911 года в соборе города Староконстантинов Волынской губернии рукоположен во иерея. С этого дня служил в Староконстантинове священником на диаконском штате. Сразу после рукоположения отец Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчетах излагал свои впечатления от поездок. Суждения относительно сектантов на Волыни опубликованы впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа отца Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным миссионером. Проповедовал просто и ясно, так что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Аркадий Вяземский изображается молодым и в мирской одежде, но с зеленеющей веткой. Подводом к такому изображению св. Аркадия Вяземского было то, что в 1525 г. сей святой явился с зеленеющим древом в руке повару Вяземского воеводы Григория Бобрищева – Авдию, и на его вопрос объяснил, что зелёное деревцо в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое им место в Вязьме оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем он при жизни молился, охраняли». Св. Аркадий скончался в конце XV века (1492 г.). Память его в Вязьме совершается 11 июля. В 1832 г. в Вязьме был открыт женский монастырь (или вернее возобновлён вместо прежнего мужского монастыря в честь Всемилостивого Спаса); в этой обители сохраняется вышеуказанный камень. Что пр. Аркадий Новоторжский не одно лицо с Аркадием Вяземским, как усиливаются доказать некоторые (см. И. Виноградова , пр. Аркадий Новоторжский и Вяземский, Тверь. 1905 г.), видно из самых изображений их. Св. Аркадий Новоторжский кроме сказанного выше об изображении его, согласно «Иконописному Подлиннику» под 13 декабря (когда память совершается именно Аркадию Новоторжскому, а не Вяземскому) «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобнические». (Филимонов, стр. 41), а Аркадий Вяземский на иконе, написанной не по «Иконописному Подлиннику», (в котором и не упомянут Аркадий Вяземский), а согласно видению повара Авдия самоизмышленно в г. Вязьме (о чём ниже будет сказано), «подобием муж млад, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена, по колени ноги голы». Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе пр. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесение приходил к нам, – так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ), – в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесённая от «Спасской церкви Нижнего» (это, по замечанию г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Пока отец Аркадий лежал в больнице, сад был подготовлен к зиме и розы были прикрыты. А ко времени выписки его из больницы сад уже завалило снегом. В тот же день, когда отца Аркадия привезли домой, в монастырь, он на инвалидной коляске (ходить он еще не мог), с любимой большой иконой царя Николая II на коленях, громко и радостно распевая тропарь, был провезен большой группой семинаристов вокруг храма по его любимому саду. Началось ожидание весны, кропотливое восстановление после инсульта, первые шаткие шаги, которые отец Аркадий упорно пытался сделать самостоятельно. Работы в саду начинаются ранней весной, ходить отец Аркадий сам долго не мог, поэтому его, тепло одетого, вывозили на коляске руководить работами и греться на весеннем неярком солнце на любимое место, к розам, на «Царскую аллею». «Царская аллея» – это дорожка от входа на Лубянке к храму, прямо вдоль стены, где были высажены специально отобранные отцом Аркадием розы – он называл их в честь членов царской семьи и их приближенных, эти розы были его гордостью. На прогулку он собирался как на работу – в одно и то же время, в кармане неизменный секатор, летом к секатору присоединился распылитель для полива. В тот год отец Аркадий и я вместе не могли дождаться весны – по одной причине: как розы перенесли зиму? И как же мы радовались, когда увидели зеленые побеги и почки: все розы пережили зиму! Летом я стала помогать отцу Аркадию не только в саду, но и в келье, днем, вместе с Ириной и Натальей, а ночью ему помогала Галина Степанова. Между собой мы называли отца Аркадия «наш дедушка» или «дед», радовались, когда ему становилось лучше, а он иногда представлял нас своими «нянями». Ухаживая за отцом Аркадием, я воочию увидела его менеджерский талант, когда он с легкостью в любое время мог найти себе помощников. Обычно это выглядело так: он обращался к тем, кого он выбирал из приходящих в монастырь: «Мужчина, возьмите лопаточку, покидайте снег» или «Мужчина, возьмите лопаточку, выройте ямку», и те, к кому он обращался, безропотно брали лопату в руки и начинали старательно помогать, а потом приходили снова и снова, и не только к отцу Аркадию, но и в храм, и на службу. Один раз – эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами – летом было очень много работы в саду, отец Аркадий отправил меня за каким-то садовым инструментом. Я вернулась минут через десять и не могла поверить своим глазам: в саду копошились не меньше десяти матушек, а довольный отец Аркадий руководил процессом, удовлетворенно наблюдая за происходящим из своего кресла.

http://pravoslavie.ru/72844.html

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский родился в начале XI века в старинном русском Городе Вязьме (Смоленская область) в благочестивой семье. С детских лет воспитывая святого Аркадия в глубокой вере, родители научили его строгой молитве и послушанию. Кроткий, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Жил он где придется, питался подаянием. Он любил уединенную ночную молитву, за которой проводил многие часы, стоя на большом плоском камне посреди лесной поляны. Блаженный Аркадий почти все время пребывал в молитвенном молчании, когда же говорил, его немногословная речь была исполнена христианского смирения и любви. Юноша давал мудрые советы, предсказания его всегда сбывались. После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в верховья реки Тверцы. Там поселился он в странноприимном доме, устроенном его духовным наставником преподобным Ефремом (†1053; память 28 января и 11 июня) вблизи города Новый Торг (впоследствии г. Торжок Тверской, ныне Калининской, области). Блаженный Аркадий разделял труды преподобного Ефрема Новоторжского, помогал ему в сооружении первого на Руси храма во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015, общая память 2 мая). Храм стал соборной церковью новоустроенного Борисоглебского монастыря. Блаженный Аркадий принял иночество, остался в этом монастыре и жил в послушании своему духовному отцу – игумену новой обители. Преподобный Аркадий не пропускал ни одной Литургии, являясь к заутрени первым, вместе с преподобным Ефремом и во всем следуя его примеру. Он трудился в обители наравне с другими иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклоненных молитвах и слезах. После кончины преподобного Ефрема, преподобный Аркадий еще много лет подвизался в Борисоглебском монастыре, пребывая в молитве, посте и молчании. Точное время его кончины неизвестно (по некоторым данным 13 декабря 1077). Преподобный Аркадий был погребен в соборном храме монастыря, в деревянном гробе на правой стороне храма. Его святые мощи, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля 1677 года. Прославлению преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского предшествовали чудесные его явления в 1525 и 1661 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010