Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). Афонский песнописец: Схимонах Аркадий (Любовиков). День памяти — 3 ноября Старец Аркадий, несмотря на активную деятельность, тем не менее вел самую тихую и скромную жизнь. В течение всей своей многолетней жизни в обители он остался в скромном звании простого инока, отказываясь от рукоположения в иеромонахи, не раз ему предлагаемого старцами обители. Схимонах Аркадий (в миру Алексей Алексеевич Любовиков) родился в 1830 году в селении Святополье Глазовского уезда Вятской губернии, в семье священника Алексея Любовикова и супруги его Ирины. Мальчик получил в святом крещении имя Алексея в честь святителя Алексия, митрополита Московского. По некоему утвердившемуся святому обыкновению, широко распространенному в тогдашней России, отец его, священник, готовил и сына своего к духовному званию. Отрок Алексей именно с этой целью, окончив Глазовское духовное училище, поступил в Вятскую духовную семинарию, где несколько лет готовился к принятию священства, предполагая стать преемником своему отцу. Но, как верно говорит нам пословица, «человек предполагает, а Бог располагает». То же мы находим и у святого царя и пророка Давида, изрекшего жившим в нем и глаголавшим через него Духом Святым, что от Господа стопы (пути жизни) человеку исправляются (направляются) (Пс. 36, 23). Отроку Алексею свыше назначен был не тот путь жизни, на который задумал поставить его благочестивый сельский батюшка и к которому он уже и сам направлялся, а другой. В 1847 году по благословению старцев обители, игумена Герасима и духовника иеросхимонаха Иеронима, в Россию отправился с Афона известный потом всем Святогорец, тогда еще иеромонах Серафим, а впоследствии иеросхимонах Сергий (Веснин). Ехал он для напечатания своих литературных трудов. Будучи уроженцем Орловского уезда Вятской губернии и воспитанником Вятской духовной семинарии, отец Сергий прежде всего заехал на свою родину. Там он находился то в Вятке, на даче архиерейского дома, то в Орлове, в Спасском монастыре, где до отбытия на Афон был казначеем, то в селе Пищальском, в кругу своих родственников. Проживая в Вятке, бывал он, конечно, в тамошней своей родной духовной семинарии. И вот здесь в одном из учеников-семинаристов он заронил желание последовать за ним на Святую Гору Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2725

На закрытом судебном заседании Специальной судебной коллегии Свердловского областного суда в городе Кунгуре, проходившем 8–14 июня 1936 года, Владыка Аркадий еще раз категорично заявил: «Виновным себя ни в чем не признаю». Тем не менее в обвинительном заключении было сказано: «Спецколлегия установила: привлеченные по настоящему делу подсудимые… …Открыто выступили против пункта декларации признания советской власти, обвиняя митрополита Сергия в измене и предательстве, продавшегося антихристовой власти, отказались от его поминовения и примкнули к монархическому течению истинно-православной церкви. Подсудимый Трушков, имея связи с другими подсудимыми, разделял мнение и примыкал к течению ИПЦ, высказывал лично сам настроение против декларации митрополита Сергия. Будучи по убеждениям монархистом, поминал в церкви бывшую Царскую семью Романова. Подсудимый Ершов, будучи епископом Кунгурским… …А также зная о наличии контрреволюционного церковно-монархического течения в Юговской группе, мер никаких не принял и органам советской власти не сообщил». Специальной судебной коллегией Свердловского областного суда Владыка Аркадий был приговорен по статье 58–12 УК РСФСР к лишению свободы сроком на 3 года. Против этого решения Судебной коллегии он подал кассационную жалобу в Верховный суд РСФСР. Рассмотрев материалы дела, Специальная коллегия Верховного суда РСФСР 20 июля 1936 года вынесла определение об отмене приговора и отправила дело на новое рассмотрение. После пересмотра дела обвинение уже звучало так: епископ Аркадий (Ершов) виновен в том, что, «будучи правящим епископом, знал о существовании контрреволюционной организации, деятельности ее участников, предупреждал их действовать осторожно». Но и этим определением дело не закончилось. Материалы следственного дела рассматривались на Особом совещании при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР, на котором 21 января 1937 года «Ершов Александр (Аркадий) Павлович за участие в контрреволюционной группе церковников был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет».

http://pravicon.com/info-1811

Возможно, он всю жизнь прослужил бы на Владимирской земле, ибо любовь к прихожанам и богослужению всегда встречали взаимное отношение паствы, однако коррективы в жизнь внесло внезапно постигшее семью горе: утонул старший, 10-летний сын Виктор. Скорбь от тяжелой утраты усугублялась после каждого разговора с окружающими, которые, утешая, всегда говорили, как можно было бы поступить, чтобы избежать трагедии. По совету супруги матушки Милицы отец Аркадий решает продолжить свое духовное образование и поступает в 1965 году в аспирантуру при Московской духовной академии, которую оканчивает в 1968 году. Несмотря на то что во время учебы в аспирантуре за отцом Аркадием сохранялось место настоятеля Успенского собора во Владимире, Господу было угодно направить его служение в другое русло. Работа с 1966 по 1969 год референтом в Отделе внешних церковных сношений стала хорошим базисом для будущих загранкомандировок протоиерея Аркадия Тыщука, в которые он был направляем священноначалием в последующие 20 лет. С 1969 по 1971-й, а также с 1987 по 1991 год протоиерей Аркадий — настоятель подворья Русской Православной Церкви в Токио (Япония), с 1973 по 1975 год — Никольского храма, подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария), с 1975 по 1982 год — представительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке (США). Исполняя эти поручения священноначалия Церкви в нелегкие советские годы, протоиерей Аркадий зарекомендовал себя как ответственный эрудированный пастырь, умеющий достойно представлять Русскую Православную Церковь за рубежом. Он всегда стремился учиться, никогда не останавливался в самообразовании, много читал, старался идти в ногу со временем. В последние годы служения много внимания уделял овладению компьтерной техникой и Интернетом. За ревностное служение Святой Церкви протоиерей Аркадий Тыщук был отмечен многими церковными наградами не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Церквей, среди которых орден святителя Иннокентия III степени, орден Преподобного Сергия Радонежского II и III степени и другие. За многолетние труды по окормлению личного состава военной Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого ему было присвоено звание почетного профессора факультета православной культуры ВА РВСН. Как священнослужитель он был награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до молитвы " Отче наш " и правом ношения второго креста.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

В Москве ему жить было запрещено, и он ездил, куда только мог, проповедуя слово Божие. Епископ Леонтий Филиппович о владыке Аркадии вспоминал: «После отбытия своей ссылки, я его ещё раз в своей жизни встретил в г. Киеве, у Схиархиепископа Антония. Это было зимой. Он был в простом полушубке. Вспоминали Александро-Невскую Лавру и его поездку к московским тиранам, у которых он надеялся найти великодушие и справедливость. После этого он долго нигде не задерживался, продолжая ездить по России и благовествовать Евангелие» 568 . В Киеве Епископ Аркадий посетил Веру Васильевну Скачкову, которая когда-то жила в Житомире и, имея свой дом, предоставляла его для нужд Свято-Николаевского братства. Уезжая в Житомир, владыка попросил, чтобы она предупредила его духовную дочь и её мать, которые выходили его, когда он был болен, что на обратном пути он посетит их. Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал 569 . Житомир Епископ Аркадий посетил для того, чтобы помолиться на могиле матери и встретиться с членами Свято-Николаевского братства. О его посещении сохранилось свидетельство протоиерея Ореста Бычковского, которое он дал во время своего допроса органам НКВД в июне 1937 года: «В начале 1937 г. у меня на квартире остановился, оговариваюсь, был Епископ Аркадий Остальский , который возвращался из ссылки, где отбывал наказание за контрреволюционную деятельность. Тогда ко мне на квартиру явились священники Николаев Илья и Серов Иоанн. Остальский рассказывал нам о том, что он делал в ссылке, и что думает в будущем получить где-либо приход. Никаких антисоветских разговоров между нами не было. Цель приезда его заключалась в том, что он хотел повидаться с бывшими членами братства, во главе которого он стоял» 570 . На обратном пути, в Киеве он посетил тех самых духовную дочь и её мать, о которых шла речь чуть выше. Поскольку посещения таких городов, как Москва, Киев и целый ряд других, ему были запрещены, владыка держался чрезвычайно осторожно, стараясь, чтобы его не узнали. На пороге квартиры, где он прожил когда-то три недели, он появился в пальто с поднятым воротником и в тёмных очках. Владыка пришёл поздравить именинницу с днём Ангела. Всего несколько дней пробыл Преосвященный Епископ Аркадий в Киеве 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   23 березня 2010 р. 20:09 Архимандрит Тихон (Шевкунов): Совет по культуре займется прояснением утраченных смыслов [Ihmepb " ю] 5 марта 2010 года Священный Синод принял решение о создании Патриаршего совета по культуре. Ответственным секретарем Совета был назначен наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Свое первое интервью в качестве секретаря новой церковной структуры отец Тихон дал интернет-изданию «Татьянин день». 16 березня 2010 р. 14:57 Протоиерей Аркадий Шатов: «Восстановление нравственных традиций нашей медицины важнейший вклад, который Церковь может внести в организацию новой системы здравоохранения» [Ihmepb " ю] В интервью сайту Милосердие.ru председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Аркадий Шатов рассказал о сотрудничестве Церкви и государства в области медицины и социального служения. 9 березня 2010 р. 16:21 Протоиерей Аркадий Шатов: Церковная социальная деятельность — это есть служение любви [Ihmepb " ю] Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал 9) новым председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению назначен клирик Московской епархии протоиерей Аркадий Шатов. В интервью сайту Милосердие.ру отец Аркадий рассказал о перспективах развития социального служения Церкви на современном этапе. 9 березня 2010 р. 15:07 Митрополит Волоколамский Иларион: «Без Церкви культура рискует стать антикультурой» [Ihmepb " ю] О задачах, которые призван решать новосозданный Патриарший совет по культуре, в интервью корреспонденту РИА «Новости» Ольге Липич рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Владыка трудился с полным самоотречением. На нем лежали обязанности по управлению епархией, необходимо было разбирать жалобы, которых приходило в то время особенно много. Решение административных вопросов отнимало большую часть времени, но несмотря на это, епископ Аркадий находил возможность часто служить. Весной 1930 года Владыка серьезно заболел плевритом, начались осложнения, но он продолжал участвовать в богослужениях, хотя его молитвы нередко прерывались сильным кашлем. Вскоре епископа Аркадия перевели на другую кафедру. С 23 октября 1930 года он был назначен епископом в город Чебоксары, где прослужил до мая 1931 года. По болезни Владыка вынужден был выйти на покой, и до конца октября он жил в поселке Балмошная, расположенном около Перми. В конце октября епископа Аркадия вызвали в Москву для назначения на Пензенскую кафедру, но митрополит Сергий (Страгородский) отменил это назначение и направил Владыку на Свердловскую кафедру. Из Москвы епископ Аркадий прибыл в Невьянск, который он собирался сделать кафедральным городом, но не успел осуществить свое намерение. Он был официальным правящим архиереем Свердловской епархии всего две недели: 15 декабря 1931 года Владыка был арестован в Невьянске и под спецконвоем направлен в распоряжение оперсектора Омского ОГПУ. Хотя владыка Аркадий покинул Омскую кафедру еще в 1930 году, это не помешало местным чекистам уже после его отъезда, начать следствие, в ходе которого ими якобы «была вскрыта и ликвидирована к[онтр]р[еволюционная] повстанческая организация, объединявшая собой наиболее реакционную часть местного духовенства, церковников и буржуазно-нэпмановский элемент…». В этой «организации» главную роль они отвели епископу Аркадию. Под «контрреволюционной» и «повстанческой» деятельностью обвинители подразумевали следующее: весной 1930 года верующие Омска воспротивились попыткам властей закрыть кафедральный собор. Омский городской совет собирался закрыть Илиинский храм под предлогом того, что церковный совет якобы нарушал договор на использование общиной культовых зданий. Члены церковного совета написали жалобу во ВЦИК на действия местных властей и одновременно составили особую записку о гонениях на верующих в Советском Союзе и отправили ее в Москву в одно из иностранных консульств. Примерно в то же время владыка Аркадий послал письмо митрополиту Сергию, в котором упрекнул его за то, что он «…не принимает никаких мер по поводу массового закрытия церквей…».

http://pravicon.com/info-1811

– Ну да, как поет Высоцкий, «если в кране нет воды, значит выпили жиды», – улыбнулся Игорь. На службе в церкви Михаил, читая на клиросе, сердито косился на стоящего в сторонке Игоря, но поделать ничего не мог, не убегать же со службы. Игорь причащался за каждой Божественной литургией. После службы они с отцом Аркадием вычитывали акафист перед иконой Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша». В свободное время Игорь колол дрова на зиму и складывал их в поленницу под навесом. Вечерами перед ужином они с отцом Аркадием частенько посиживали за шахматной партией. Лето незаметно закончилось, и началась осень с ее затяжными дождями, носа на улицу не покажешь. Но наших затворников это не пугало, они находили себе занятие и дома. Михаил, у которого вначале было много дел по огороду, теперь, запертый погодой в четырех стенах, заскучал. Наконец он не выдержал и пошел к отцу Аркадию под предлогом вернуть ему книгу, взятую еще в прошлом году. Отец Аркадий с Игорем как раз сидели за шахматной партией. – Заходите, Михаил, – обрадовался отец Аркадий, – а книгу, пожалуйста, положите на полку. – Перехватив взгляд Михаила, который тот устремил на шахматную доску, тут же добродушно добавил: – Помогите мне, Михаил, а то меня Игорь прямо к стенке припер, не знаю, что и делать. – Как это не знаешь?! – засмеялся Игорь. – Сдавайся на милость победителя, и все тут. – Погодите, отец Аркадий, не сдавайтесь, надо подумать, – сказал Михаил с внутренним волнением, которое никак не отражалось на его внешности. Он внимательно изучил позиции обоих игроков; действительно, для отца Аркадия ситуация была почти безнадежная. Еще, как нарочно, Игорь сидел и самодовольно улыбался. Нет, решил Михаил, ни за что он не даст сейчас восторжествовать этому потомку Сима . Он весь напрягся, обдумывая возможные комбинации, так что ему показалось, будто мозги у него в голове зашевелились. И когда отец Аркадий было взялся за коня, Михаил воскликнул: – Постойте, батюшка, давайте пожертвуем ладьей! Отец Аркадий послушался, и уже дальше Михаил взял всю инициативу в свои руки. С него буквально ручьем шел пот. Но все же он вывел партию на ничью. В данной ситуации это почти равнялось победе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицу (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону пр. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону пр. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с той же иконой». Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честного Креста пристроить и придел ( церковь ) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского: см. История г. Вязьмы И. Виноградова , стр. 48). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом пр. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города (Вязьмы) в 1661 г. от разорения Литвы. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сёк мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причём запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «я Аркадий, град этот моё отечество» (там же, стр. 57). Но, несмотря на всё это, пр. Аркадий не был канонизован, и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе пр. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы пр. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего пр. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке. На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Аркадий Новоторжский изображён юношей, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого послушнического подрясника). Мощи пр. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребён пр. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В прежнее время на полемическом поприще более плодотворно трудились Аркадий – архиепископ Олонецкий († 1870), Филарет – митрополит Московский († 1867), Игнатий – архиепископ Воронежский († 1850), Григорий – митрополит Петербургский († 1860) и московский купец Адриан Озерский. Преосвященный Аркадий оставил благодарную память о себе. Его учено-литературная деятельность была обширна и плодотворна. В необходимости вести борьбу с расколом на научной почве он убедился самым опытом, когда стал лицом к лицу с расколом. Одна за другой возникали у него в голове мысли о составлении «Обличительного богословия против раскола», «Краткой истории русской Церкви против раскола», «Истории «богослужебных книг против раскола» и пр. В осуществлении этих мыслей он старался заинтересовать митрополитов петербургского Серафима и московского Филарета, деятельно собирал отовсюду материалы, составлял программы... Но ни одному из этих широких научных предприятий, к сожалению, не суждено было осуществиться, потому что у самого его не хватало времени и самоуверенности, а те лица, на которых возлагалось их осуществление, оказывались ниже своей задачи. За то тем с большею энергией преосвященный Аркадий занимался составлением небольших трактатов, то в диалогической, то в монологической форме, в которых кратко и ясно разрешались главнейшие возражения раскольников против Церкви. Успех этих маленьких трактатцев, которые Аркадий называл скромным именем тетрадок, превзошел ожидания автора. Они оказались весьма практичными так что Св. Синод рекомендовал их преосвященным других епархий. И однако из всех своих письменных трудов Аркадий, по крайней своей скромности, не напечатал ни одной строки. 1241 Только уже в наше время некоторые из сочинений преосв. Аркадия увидели свет, – напр. «Нечто о расколе», 1242 «Есть ли правда?», 1243 " Нужда», 1244 «Замечания на иргизский чиноприем», 1245 «Увещание ко всем христианам», 1246 «Разговоры отца с детьми», 1247 «Глас книги о вере» 1248 и др. Знаменитый иерарх русской Церкви Филарет написал знаменитые «Беседы к глаголемому старообрядцу» об обрядовых вопросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Братство. Скит принадлежит Малороссиянам, потому что большая часть иноков его Малороссияне, и все настоятели до нынешнего, избирались из Малороссиян же. Иноков в нем около 30 человек. Источники доходов. Главный и существенный источник продовольствия скита состоит в богатых рыбных ловлях на Дунае. Он имеет, кроме того, дачи близ Солуня и в Бессарабии. 8. Ватопед Сей монастырь – один из древнейших, богатейших и обширнейших монастырей на св. горе Афонской. Местоположение Ватопеда. Он лежит на северо-восточном склоне св. горы, на восточном побережье, на берегу залива Контессо, омывающего его с северной стороны, на ровном месте, среди цветущих нив, фруктовых садов и виноградников; с трех сторон окружен горами, покрытыми густым и прекрасным лесом. От Пантократора он отстоит в двух часах пути, от Кареи – в трех. Название его. Ватопед в Русском переводе имеет двойное значение: дитя в кустарнике, или колючие кустарники. Святогорцы усвояют ему первое значение и объясняют это значение следующей повестью ( Письма Святогорца, Ч. 11-я. Стр. 205–206.): «Феодосий великий имел двух сынов от царицы Плакиллы: Аркадия и Гонория и дочь Плакидию. Раз Аркадий возвращался в Константинополь из Рима, где тогда оставались соцарственниками Феодосию зять его Константин и Гонорий. После благополучного плавания нескольких дней, когда корабль, на котором плыл Аркадий, поравнялся с островом Имвро, соседственным св. горе, вдруг поднялась сильная буря, так что Аркадий опасался за жизнь свою. В грустном предчувствии и страхе, он взад и вперед ходил по кораблю, непрестанно взывая: «Пресвятая Богородица, помози мне!» Тогда как он был близ борта, налетевший вихрь тряхнул мачтой, корабль перекачнуло с необыкновенной силой в наклонность той самой стороны, где был Аркадий... Чтобы предупредить опасность, Аркадий хотел прыгнуть на противоположный, возвышенный край корабля, но запнулся за лежавшие веревки, упал и бурная волна унесла его с собой в бездну. Спутники Аркадия, которым он был поручен для охранения, вне себя от страха боязни царского гнева и в сетовании о погибшем царевиче, вскоре пристали к Ватопедской обители. По выходе на сушу, некоторые из них случайно вернулись в прибрежные кустарники, и что же? Под тенью одного терновника они видят измокшего царевича в глубоком и тихом сне; удивленные такой нечаянностью, вельможи удалились от спящего Аркадия, и в невыразимой радости и благодарности прославили Бога и Царицу небесную. Царевич, когда проснулся, сам разсказал всем о своем избавлении Божьей Матерью от погибели. Место, где найден был спящий и чудом спасенный от потопления царевич, ныне занято алтарем главной соборной церкви. Феодосий великий, благодарный Пресвятой Богородице за спасение сына его Аркадия, воздвиг обитель в новом и прекрасном виде.» Обитель, с тех пор, стала именоваться Ватопедом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010