37) Успенское-Вяземское, при р. Москве, в 15 вер. от Звенигорода, близ звенигородского тракта, с каменною церковью во имя Успения Божией Матери, построенной в 1760 году. Село древнее, упоминается еще в 1328 году. В 1504 году именуется «село Вяземск-Успенское». В 1704–1709 г. значится за окольничим Петром Матвеевичем Опраксиным, с деревянною церковью во имя Воздвижения Честного Креста Господня. В 1786 г. было за графом Федором Алексеевичем Апраксиным. 38) Юдино, при пруде, в 23 вер. от Звенигорода, близ смоленского тракта, с каменною церковью во имя Преображения Господня, построенною в 1720 году. В 1786 г. принадлежало княгине Варваре Николаевне Гагариной. 39) Федосьино, при колодце, в 33 вер. от Звенигорода, на новокалужском тракте, с каменною церковью во имя Благовещения Пр. Богородицы, построенной в 1854 году. Села и церкви 2-го стана Воскресенск, заштатный город, на реке Истре, в 20 вер. от Звенигорода, на шоссейной дороге из Москвы в Волоколамск, с каменною церковью во имя Вознесения Господня (с 2-мя приделами), построенною в 1805 году и обновленною в 1876 году усердием П. Г. Цурикова. В XVII столетии село Воскресенское (с деревнями) принадлежало боярину Роману Федоровичу Бобарыкину и было куплено у него в 1656 году святейшим патриархом Никоном , который в том же году положил здесь основание нынешнего Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Село Воскресенское, по устроении близ него монастыря, сделалось монастырскою слободою, в которой жили стрельцы, мастеровые и приказные люди. Деревянная церковь во имя Воскресения Христова была сломана в 1657 году, так как боярин Р. Ф. Бобарыкин обещал патриарху на месте оной построить в поминовение по себе и родителях своих женский монастырь; но за последовавшею вскоре ссорою с патриархом, сего не исполнил, а женский монастырь был построен самим патриархом близ Воскресенска, но на ином месте. По челобитью же боярина Бобарыкина святейшим патриархам на Соборе 1667 года о сломании приходской церкви, повелено было монастырским властям Воскресенского монастыря построить приходскую церковь на прежнем месте, каковая церковь и была построена и освящена в 1677 году мая 22-го дня, во имя Вознесения Господня, с двумя приделами. Она сгорела в начале текущего столетия, и на месте ее построена в 1805 году нынешняя каменная, по благословенной грамоте митрополита Платона 1799 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«... Кто верит, что Бог есть – поднимите руки...». Поднимаются – 3, 4, 7... две опять опускаются... – «Кто против Бога?» ... Быстро вырастает лес рук. Дружный крик: «Ура!», «Провалился Бог!» 242). В другом коммунистическом органе напечатана буквально следующая телеграмма: «Бежецк, 5 апреля. Дети и воспитатели первого детского дома постановили не праздновать Пасхи» 243). Аналогичных постановлений, вынесенных детьми, и голосований при их участии бесконечно много. Излишне пояснять, что для воспитания в подобном духе детей необходимы кадры подходящих воспитателей и педагогов. Устранив решительно и беспощадно ещё в первые годы своего господства старый педагогический состав, правительство Советов выдвинуло сразу свой идеал учителя и наставника. О том, каков этот идеал, можно легко судить по данным особого «конкурса на лучшего учителя», объявленного в средине марта 1923 года главным органом РКП под заголовком – «Какой учитель считается лучшим в Республике Советов?» В течение конкурса были выдвинуты и рекомендованы в ряду других следующие учителя: 1) В. С. Мицкевич – учитель Погорельской школы Минской губ. По словам «Правды» 83 от 17 апр. 1923 г.), обладает среди ряда других достоинств тем, что благодаря его воспитательной деятельности «... Дети не крестятся после еды и уже не снимают шапки перед святой иконой» 248). 2) П. С. Векшин – заведующий детским городком «Октябрьской революции» в Костроме. По анкетному листу, напечатанному в 87 от 21 апреля, среди прочих полезных дел развесил в городке антирелигиозные плакаты и учредил особый «красный уголок» из юных комсомольцев. В анкете дано следующее описание последнего (дословно): «... Входим. Несколько человек детей – мальчики и девочки читают. Другие спешно доучивают роли к готовящейся постановке антирелигиозного спектакля...» 249). 3) С. К. Орловский – учитель Красно-Крестьянской школы Смоленской губ. Вяземск. уезда. По анкетному ответу, напечатанному в 90 от 25 апреля: «Тов. Орловский устраивает часто для детей специальные популярные беседы на антирелигиозные темы». Беседы эти так удачны, что дети говорят: «Вырастем – будем настоящими безбожниками, как С. К...» 250).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Менее всего я был счастлив при розыскании литературных источников Слова о создании церкви Печерской: получился лишь тот отрицательный результат, что наше Слово стоит независимо от византийско-славянских сказаний о построении храма Софии Цареградской, а равно и от сказания о построении первой церкви в г. Лидде, известного с именем Иосифа Аримафейского 14 . Прибавлю еще, что не отмеченная нами в своем месте гипотеза Буслаева о происхождении Слова 15 – кажется мне лишенною всякой вероятности: конечно, Слово о создании цер. Печерск. составлено не ad majorem gloriam княжеского рода Всеволода Ярославича и Монамаховичей, а с тою же самою целью, что и Послание к Поликарпу. В заключение считаю долгом сказать, что без просвещенного содействия со стороны Совета Академии я не мог бы воспользоваться тем все-таки довольно значительным количеством рукописного материала, какой мне необходим был при моих научных занятиях. Изданием в свет настоящей книги я обязан Отделению русск. яз. и словесн. И. Акад. Наук, которому и проношу здесь свою глубокую благодарность. С чувством самой искренней признательности вспоминаю также о том неизменном участии, с каким всегда относился к моей работе академик Алексей Александрович Шахматов, начавший помогать мне своими ценными советами и указаниями еще в то время, когда я был на студенческой скамье. Д. Абрамович 14 февр. 1903 г. 1 «О Патерике Печерском». – Ж. Мин. Нар. Пр. 1838 г., окт., и Чтен. Общ. Ист. И Др. р. 1847 г., кн. 9; «О редакц. Патер. Печерск. Вообще, в ответе на ст: «Обзор ред. Киевопеч. Патер., преимущественно древних». – Чтения 1858 г., кн III. 2 «Обзор редакц. К.-Печ. Патер., преимущественно древних». – Известия II Отдел. И. Ак. Наук, 1856 г., т. V. 4 Ср. В. А. Чаговец. Пр. Феодосий Печерск., его жизнь и сочинения. К. 1901, стр. 5–18; Г. Н. Бельченко. Пр. Феод. Печ., его жизнь и сочин. По поводу книги В. А. Чаговца. Од. 1902, стр. 4–10. 9 См. рукоп. Водокол. 229, лл. 413 и 481 о. – 537; собр. гр. Уварова 968 (300); Тр.-Сергиев. Л. 792 и 805, лл. 108–135; М. Рум. и И. Муз. 306; собр. Григоров. 24 (1706); собр. Иискар. 155; Солов. б. 580 (991), 551 (182), 486 (705) и 474 (651); И. П. Б. Толст. III. 70; Кир. Бел. б. 115/1192; Ундол. 390, 391 и 642; И. Общ. Л. др. и Q. I. (1091); Воскр. Новоиерусал. м. 110, л. 145 и д.; собр. кн. Вяземск. F. СХ и Q. CLXXXI. и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Мне нужно много практических и положительных сведений, которые я думал вызвать этими статьями, — именно затем, чтобы быть так же ясну и просту в «М д », как неясен и загадочен в этой книге моей. Нужно взять из нашей же земли людей, из нашего же собственного тела так, чтобы читатель почувствовал, что это именно взято из того самого материала, из которого и он сам составлен Иначе не будут живы образы и не произведут благотворного действия. А потому, бог весть, может, по прочтении моей книги сплошь, придет князю Вяземскому благая мысль подарить и русскую литературу, и меня такими письмами, которые, разумеется, в несколько раз будут лучше моих, прямей и ближе к делу, и могут быть напечатаны отдельной книгой Может быть, и добрейший граф М. Ю. Вьельгорский снабдит меня такими замечаньями, за которые всю жизнь свою буду ему благодарен. Я не знаю, как перед ним извиняться, не смею даже и писать к нему. Я думаю, что я его слишком огорчил моими всеми докуками. Покажи им лучше это письмо мое, то есть и ему, и князю Вяземскому. Может быть, они, прочитавши его, сколько-нибудь извинят меня и простят меня. Мне кажется, что всё семейство его, мною нежно любимое, мною недовольно, потому что с появленья моей книги никто из них не писал ко мне. Скажи им, что все мои проступки, в которых видят и самонадеянность, и самолюбие, и самоослепление, происходят просто от глупости, от нетерпенья переждать немного, пока придешь в такое состояние, что сможешь заговорить просто и без напыщенности о том, что теперь выражается грубо, неотесанно и напыщенно. Так бывает со всяким юношей, который не созрел: он всегда хватит нотой ниже или выше того, чем нужно. Итак, желанье мое, чтобы граф М. Ю. Вьель , князь Вяземск и да В. А. Перовский, если захотят, были моими судьями, и для этого мне бы хотелось, чтобы вся книга была переписана сплошь, с включением всего (кроме двух статей — «К близорук приятелю» и «Страхи и ужасы», которые совсем не для печати и на место которых у меня готовились другие, под тем же заглавием).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Нужно, чтобы необходимо моя рукопись была прочитана вся сплошь и в связи внимательно граф М Ю В и кн Вяземск . Надежды Гоголя на петербургских друзей были напрасны. Они не собирались ни отстаивать запрещенные цензурой статьи, ни заниматься их переделкой. 10 июня н. ст. Гоголь просит Плетнева выслать ему «не медля статьи, снабженные… замечаниями, для переделки» (см. ). Однако Плетнев этого не сделал. В письме от 29 июля (10 августа), оправдываясь, он объясняет, что собраться вместе ему, Вяземскому, Вьельгорскому и Россету очень трудно, и советует Гоголю самому заняться исправлением текста своих статей («Русский Вестник» 1890, стр. 53–54). Наконец, 24 августа н. ст., т. е. после обмена письмами с Белинским, Гоголь заявляет Плетневу: «Оставим на время всё» (см. ). Так кончилась попытка Гоголя выпустить в свет свои «Выбранные места из переписки с друзьями» полностью, без цензурных урезок. …следует книгу тиснуть в другой раз в прежнем виде. Второе издание «Выбранных мест…» не состоялось. 122. М. А. КОНСТАНТИНОВСКОМУ. Печатается по копии, переданной Кулишу Н. П. Трушковским ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском — в «Записках», II, стр. 134; полностью — в «Письмах», III, стр. 457. Датируется приблизительно, январем — февралем н. ст. 1847 г., как написанное по выходе книги «Выбранные места из переписки с друзьями». Константиновский, Матвей Александрович (1792–1857) — ржевский протоиерей, рекомендованный Гоголю А. П. Толстым. Своим религиозным фанатизмом и мракобесием сыграл пагубную роль в последний период, жизни тогда уже душевно больного писателя. Отрицательно относясь к искусству и литературе, требовал от Гоголя отречения от театра, от Пушкина, как «грешника и язычника», от собственного творчества. Monsieur Nicolas Gogol à Naples en Italie, poste restante — господину Николаю Гоголю, в Неаполь (Италия), до востребования. ( Франц.) 123. В. А. ЖУКОВСКОМУ. Печатается по тексту «Русской Старины» (1895, стр. 213–215), где было впервые напечатано (по подлиннику, хранившемуся в Берлинской королевской библиотеке).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Нужно, чтобы необходимо моя рукопись была прочитана вся сплошь и в связи внимательно граф М Ю В и кн Вяземск . Мне бы хотелось также, чтобы и Васил Алекс Перовский на нее обратил вниманье и прочел бы всю с начала до конца. Князя Вяземского я прошу потом выправить в ней всё вследствие как их, так и своих замечаний и привести ее в такой вид, чтобы она могла поступить на рассмотрение. А до того времени, как я писал вам в прежнем письме, следует книгу тиснуть в другой раз в прежнем виде . Она разойдется. А если бы и не успела разойтись вся до настоящего и третьего издания, пустить ее можно будет подешевле, и ее раскупят на подарки тем, у которых нет денег на книгу. Прощайте, мой добрый Аркадий Осипович. Ради бога, не оставляйте меня вашими письмами; передайте при сем прилагаемое письмецо князю Вяземскому и напишите мне точный адрес его. Выписываю вам здесь порядок писем, какой должен быть в издании настоящем моей книги: Предисловие. I. Завещание. II. Женщина в свете. III. Значение болезней. IV. О том, что такое слово. V. Чтение русских поэтов перед публикою. VI. О помощи бедным. VII. Об «Одиссее», переводимой Жуковским. VIII. О нашей церкви и духовенстве, IX. О том же. X. О лиризме наших поэтов. XI. Споры. XII. Христианин идет вперед. XIII. Карамзин. XIV. О театре, об одностор взгляде на театр и вообще об односторонности. XV. Советы. XVI. Предметы для лирических поэтов. XVII. Просвещение. XVIII. Письма к разн лицам по поводу «М д ». XIX. Нужно любить Россию. XX. Нужно проездиться по России. XXI. Что такое губернаторша. XXII. Русский помещик. XXIII. Историческ живописец Иванов. XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту. XXVIII. Занимающему важное место. XXIX. Чей удел на земле выше. XXX. Напутствие. XXXI. В чем же существо русской поэзии и в чем ее особенность. XXXII. Светлое воскресение. На обороте: St. Pétersbourg. Russie. Его высокоблагородию Аркадию Осиповичу Россети. В С. Петербурге. У Пантелеймона. В доме Быкова. Константиновскому М. А., январь-февраль н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенское — старинное село, упоминаемое в документах XIV в. Место это было заселено в глубокой древности, о чем говорят курганы-могильники древних славян, расположенные близ села. Успенское находится в живописной местности на крутом берегу Москвы-реки. Начиная с XVII в. селом владели Апраксины, затем Н. Н. Бекетова и С. С. Бибикова, кн. Б. В. Святополк-Четвертинский. Последним владельцем был С. Т. Морозов, директор-распорядитель товарищества Никольской мануфактуры. В его поместье бывали А. П. Чехов, художники И. И. Левитан, В. И. Соколов и многие другие. Вблизи Успенского находится известный коневодческий совхоз «1-й конный завод», занимающийся разведением лошадей орловской породы и существующий уже более двухсот лет. В начале XVII в. здесь уже стояла деревянная Воздвиженская церковь. Церковную землю взял в оброк старший брат царицы Марфы Матвеевны, Петр Матвеевич Апраксин. В 1691 г. он построил здесь новую деревянную церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1726 г. действительный тайный советник П. М. Апраксин подал прошение о построении каменной церкви. В конце XVIII в. храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В советское время его закрыли, внутреннее убранство разорили. В 1992 г. храм передали общине верующих. Началось восстановление церкви. Под руководством искусствоведа Н. Овчинникова произведена роспись по сырой штукатурке в центральной ее части в стиле XVII в. Снаружи, в нишах стен, установлены мозаичные иконы. В 1998 г. из французских городов Дюравеля и Арли привезены частицы св. мощей древних святых: прпп. Антония Великого, Илариона Великого, Агафона Египетского, Памвы Нитрийского; в 2001 г. из Италии — частица мощей прп. Макария Египетского. Справочник-путеводитель " Подмоскоье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском-Вяземском. Село Успенское-Вяземское некогда было дворцовым приселком села Иславского под названием «Ирининский, Вяземск тож». В нем находился в начале XVII ст. храм во имя Воздвижения честного креста Господня. Когда и по какому случаю храм уничтожен – сведений не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=01180

2-й спис. Приложен, стр. 6. Шестой вопрос: «Кто научил Каина убить брата своего когда он не знал, что такое смерть? Отв. Диавол во сне показал ему камень, говоря: ударь им брата твоего и убьешь его; тот так и сделал». Вопрос этот не встречается в известных нам списках Беседы. Но он имеется, хотя не в буквально том же виде, в Ответах Афанасия. ( Ερ. 57. Migne-XXVIII 632). Седьмой вопрос: «Какия суть 7 отмщений Каину»? имеется в Ρσεις х α ρμηνεαι Ερ.62,, Migne, col. 757, хотя не в буквально том же виде, и в одном из списков Беседы, изд. у Пыпина, (III, стр. 172): «Которая 7 отмщений на Каина? О.Убивый Каин Авеля брата своего 1-е Бога разгнева, 2-е отца опечали, 3-е матерь безчадну сотвори, 4-е брата уби, 5-е кровь пролия, 6-е землю оскверни, 7-е адъ обнови». Восьмой вопрос: «Когда умерла четвертая часть мира? О. Когда Каин убил брата, своего», в греческих источниках не встречается, а в Беседе весьма часто. См. Тихонрав. II, 432 и Архангельского ук. соч. 199. сп. XV в. «Когда четвертая часть оумре мира? Отв. Егда оуби Каин Авеля». Тоже у Тихонрав. ib. 434, Вяземск. 99; Карпова 131, Буслаева 2-й спис. Прилож. стр. 8. Девятый вопрос: «Сколько лет было Ною, когда случился потоп? О. 500 лет», в греческих источниках указанных выше, т. е. в Ответах Афанасия и в Толковании евангельских притчей не встречается. Заметим, что в этих источниках не встречаются и все последующее вопросы нашей статьи. Из списков славяно-русской Беседы девятый вопрос имеется одном из Соловецких списков редакция однородной с редакциею XV в,, изданною Тихонравовым. (См. Оп. рук Сол библ. т. I стр. 738) и в таком же списке XV в., изданном Архангельским. Вопрос этот читается так: «Коликолетень бе Ное егда потоп бысть? См. Архангельска ук. соч. I-II, стр. 200. Десятый вопрос: «Сколько времени провел Ной в ковчеге? Отв. 7 месяцев» имеется только в нашей статье, но нет ничего невероятного, что он помещался и в Беседе. Вопрос одиннадцатый: «Когда возрадовался весь мир? Ответ. Когда Ной вышел из ковчега и бывшие с ним, и когда вообще (кроме них) не было никакого живого существа» встречается в славяно-русской Беседе неоднократно, напр. Тихонр. стр. 434. Арханг., 200. «Когда возрадовася весь мир? Василий рече. Егда изыде Ной из ковчега». Ср. Вяземск., стр. 98–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

334 Служ. с требн., ркп. Соф. библ. л. 117 об.–118 об. Устав, ркп. (XVI. в.) Импер. Публ. библ. (F. I.), л. 591 об.–592: об.; Ibid., л. 125–126 (гл. 96); Требн., ркп. Соф. библ. л. 30–32; Сборн., ркп., 16° (XVII в.) Кирилло-белоз. библ. л. 82 об.,–86 об. 335 Псалтырь ркп. Кирилло-Белоз. библ. л. 420 об.–421 об.; л. 578–579 об. л. 499–об.; л. 191–194 об.; Часосл., ркп. той же библ. Служ. с требн., ркп. (XVI в.) Соф. библ. Служ., ркп. той же библ. л. 165 об.–168 об. (См. прилож.отд. II). 336 Служ., ркп. Соф. библ. л. 165 об.–168 об.; иногда этому пропуску подлежало и все дальнейшее изложение предварительной заметки; в таковом случае, вместо всего пропущенного, ставилось только «Священник глаголет» (Служеб., ркп. (XVI) Соф. библ. л. 109–110 об.), или: «Сице да сотворит, г-лет стих За молитв святых. Таже, Трисвятое»... Псалт., ркп. Импер. Публ. библ. л 151 об.–152. 340 Ркпп. Соф. библ.: Служ. с требн. (XVII в.) (гл. 4), л. 289–243 об.; (XVII в.) л. 179–181 об.; (XVII в.) л. 260–263 (гл. 12); (XVI в.) л. 279–287 (гл. 4); л. 242 об.–245 об. (гл. 4); (XVII в.) л. 80–83 (гл. 17); Служ. (XVI в.) л. 156–158 (гл. 12); л. 136 об.–138 oб.;(XVII в) л. 147–149; (с требн. XVII в.), л. 179–181 об.; Требн. гл. 64; (XVII в.) л. 147 об.–149; Служ. ркп. (с изд. 1602 г.) Общ. Древн. письмен. (4°), л. 271–284 (гл. 4); Требн., ркп. (XVII в.) собр. кн. Вяземск. (Q.), л. 108–115 (гл. 4); Требн., ркп. Кирилло-Белоз. библ. л. 521–523; собр. Погод. л. 120–121 об. 342 Служ. с требн., ркп. Соф. библ. л. 494 об. и 500–501 (листы перепутаны). В отдельности от чина причащения Богоявленскою водою эта заметка приводится в более пространном изложение – именно: (И) се буди известно о св. воде богоявления, како достоять ю со страхом хранити. (Зри). [#коже (=иже) оубо#] [# стых богоявлении св.воды на раз взятие#] (sic.) [#освящевиа делма овии г-лют на три часы, а друзии на два часа, но понеже н8ужды ради и далечего#] (sic[#=далечайшего) расстоавиа пти, един ча с . по прехождении же того соблюдати ю честке, ко самых причастия стых таин. ащели оукакет, или пролиется, место то оуглием горящим да изжется или да истешется, и въвод вмещется или (аще) на ризи оуканет. вижь и слыши реченю млитв иерем о священней воде и да вси почерпающе ю и прьемлюще ю имеються на освещенье душам и телом и на исцеление вредом, и болезнью держимыя в иердане кплющеся. и на всяк потреб полезню на священие в дом приносима, всяк верный христианин того часа власть имать водою сею освященною причащатися и мазатися и кропити с #]. – Служ., ркп. (XVII в) Соф. библ. л. 287 об.; л. 190 об.–191 (=180 об.–181). (Ср. у К. Т. Никольского . Цит. соч. о службах Русской церкви, стр. 293–294.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003   004