Во время пребывания в Вязьме на маневрах в 1827 году императора Николая I настоятельница богадельни добилась разрешения обратить Аркадьевскую женскую общину в монастырь. В те годы в богадельне жили, молились и трудились 34 сестры. Особое участие в делах обители принял городской голова Юдин. Всячески способствовали пожертвованиям и вяземские купцы Сабельниковы, Гайдуков, Горбачев, Зуев, Неронов, Колесников, Карелин и другие. В 1832 году Аркадьевский монастырь, вторая по счету женская обитель в Смоленской епархии, был торжественно открыт. Устроительница монастыря Наталия Павлова приняла постриг под именем Нимфодоры. Она управляла обителью до 1833 года. Следующей настоятельницей назначили монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала монастырю все свое состояние. На эти средства перестраивались некоторые здания, переделана колокольня и расширен храм. Тогда же поставили двухэтажный каменный дом с трапезной и кухней, житницу с погребом, скотный двор. В 1836 году Аркадьевскому монастырю была передана Спасская башня вяземской крепости. При игумении Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла монастырем до 1887 года. В 1863 году за алтарем храма, над камнем, на котором молился прп. Аркадий Вяземский, вместо обветшавшей древней часовни была построена церковь Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. Далее во главе обители с 1887 по 1909 гг. стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю 45 лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадьевской обители была игуменья Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадьевском монастыре с 1887 года. В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в мест. Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=41867

В 1832 году Аркадьевский монастырь, вторая по счету женская обитель в Смоленской епархии, был торжественно открыт. Устроительница монастыря Наталия Павлова приняла постриг под именем Нимфодоры. Она управляла обителью до 1833 года и, уйдя на покой, прожила до 109 лет. Следующей настоятельницей назначили монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала монастырю все свое состояние. На эти средства перестраивались некоторые здания, была переделана колокольня и расширен сам храм. Тогда же поставили двухэтажный каменный дом с трапезной и кухней, житницу с погребом, скотный двор. В 1836 году Аркадьевскому монастырю была передана Спасская башня вяземской крепости. При Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадьевской обители была игумения Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадьевском монастыре с 1887 года. Монастырь закрылся сразу после революции, но богослужения в его главном храме совершались до 1929 года. После этого в нем разместилась библиотека. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена. В электронной версии (http://pravenc.ru/) «Православной Энциклопедии» (под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II) об игумении Агнии и судьбе обители находим примерно ту же информацию: «С августа 1909 года монастырем управляла игум. Агния (Костина). К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=06317

В конце XVI столетия, в царствование Бориса Годунова, церковь Всемилостивого Спаса была исправлена и переименована в церковь Происхождения Честных Древ. В то же время усердием вязьмичей устроена была здесь другая церковь - в честь Владимирской иконы Божией Матери. В нашествие «ляхов» обе эти церкви были разграблены и во многом повреждены. С 1612 по 1660 г., находились в совершенном запустении и, в качестве приписных, принадлежали к собору. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Литовский пан Пац, не дойдя до города тридцати километров, остановился, чтобы отдохнуть и подготовить войско к нападению. Преподобный Аркадий в облике молодого юноши явился в литовском стане, побил многих людей мечом и строго возбранял им идти на Вязьму. Литовцы в страхе и смятении бежали. Спасенные вязьмичи в благодарность Преподобному на месте ветхих и поврежденных церквей захотели устроить здесь новую церковь во имя преподобного Аркадия. Но такое намерение не было благоугодно святому Аркадию и он, явившись в том же 1661 году на поле одному благочестивому и набожному пастуху, вязьмичу Сергию, заповедал ему возвестить всем жителям города: устроить церковь Всемилостивого Спаса на прежнем месте. По втором и третьем явлении святого Аркадия с тем же повелением, старец Сергий, оставив все сомнения свои, бросил стадо и, придя в город, поведал горожанам о явлении преподобного Аркадия и заповеданное им. Вязьмичи устроили на указанном месте церковь во славу Всемилостивого Спаса. Сергий же принял постриг с именем Спиридон и основал на том месте монастырь. Как долго просуществовал тот монастырь, неизвестно. Известно только, что в начале XVIII века монастыря этого здесь уже не было. По закрытии и упразднении в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь с позволения генерал-губернатора князя Николая Васильевича Репнина поселились при церкви Спаса Всемилостивого и выстроили здесь каменную богадельню. Летом 1783 года строительство было окончено. Таким образом на месте святых подвигов преподобного Аркадия образовалась женская община.

http://sobory.ru/article/?object=00816

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Наиболее интересны уцелевшие фрагменты кон. 17 в.: апсида, круглая снаружи, внутри имеет легко намеченные трехлопастные очертания, причем стыкам кривых снаружи соответствовали пары полуколонок с остроугольным ребром между ними. Над цоколем шел поребрик. На северной и южной стенах первоначальной трапезной видны остатки окон по трем осям. В три оси располагались, вероятно, и окна на стенах четверика. У всех проемов арочные перемычки и обрамления нарышкинского барокко. На северо-западном углу трапезной сохранилась часть орнаментального пояса вверху стены, напоминающего ряд ширинок. В древней части интерьер слагается из небольших сводчатых помещений: ядро храма под коробовым сводом с распалубками равно по площади квадратной трапезной с полусомкнутым сводом и немногим больше апсид перекрытых конхами. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. Спасский собор находится на территории бывшего Аркадиевского монастыря, памятник гражданской архитектуры конца XVIII века (1783 г.). Двухэтажное прямоугольное здание с оштукатуренными кирпичными стенами. Капитальные стены разбивают каждый этаж на 6 комнат. В этом месте трудился и подвизался на поприще святости благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря. 17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно. По всей вероятности, тогда же или вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славную богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом.

http://sobory.ru/article/?object=00816

Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

- Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». В центре Вязьмы, неподалёку от Свято-Троицкого собора, находятся разрозненные остатки строений Аркадиевского монастыря, основанного, по преданию, на месте молитвенных подвигов прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом прп. Аркадия, а рядом с ним - церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба храма были разорены и до 1640 года " стояли без пения " . Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили после того, как здесь собралась монашеская община. Однако что-то не задалось: в начале XVIII века монастыря уже не существовало, а в середине XVIII века Аркадьевский храм (так в обиходе называли вязьмичи церковь Всемилостивого Спаса) показан вовсе " бесприходным " . В 1780 году вокруг храма снова сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители. Они устроили здесь каменную богадельню, обнесли территорию оградой и занялись печением просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей. В 1783 году был выстроен в камне храм Всемилостивого Спаса с приделом прп. Аркадия. После разорения Вязьмы в 1812 году сёстры вынуждены были собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины оставалось шатким. Спасский храм был приписан к Троицкому собору, своего священника не имел. В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа (Величковского) рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. Только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в это же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (башня сильно пострадала в 1943 году. Реставрация производилась в 1974-1980 годах). Игуменья предлагала эту башню срыть, но Николай I приказал её " отнюдь не трогать " . С тех пор в ней находилась монастырская кладовая. В лучшую пору своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельников доходило до 150 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06317

Дальнейшие судьбы обители тоже чреваты разными невзгодами. Восстановленная игуменом Иосифом в 1658 г. она с 1724 по 1726 годы была приносной к Георгиевскому Мещовскому монастырю, а в 1777 г., вместе со своей слободкой была перенесена в уездный город. Так продолжалось до 1800 года, когда присутственные места были переведены за версту от обители, в специально выстроенные здания. Управляет игумен. Женские обители Аркадиевский монастырь в Вязьме. Эта весьма древняя обитель, теперь нештатная и общежительная, расположена в самом городе Вязьме, недалеко от городского Свято-Троицкого собора, на берегу реки того же наименования. Монастырь основан под именем общины в 1780 г. на месте упраздненного Ильинского монастыря, воздвигнутого там, где подвизался въ XI в. прп. Аркадий. Община переименована в монастырь 1832 г. после того, как была восстановлена на пожертвования. В настоящее время монастырь весьма многолюден и довольно благоустроен. Управление в нем игуменское. Бельский Богородице-Рождественский монастырь в Бельском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится при сельце Федоровском, на берегу реки Начи, и от уездного города своего отстоит на 23 версты. Основанный вдовой генерал-майора Гаузен, в девичестве Змеевой, он был открыт в 1865· году, как община, а в 1881 году – переименован в монастырь. Храмов в нем два: во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских и кладбищенский – в честь Рождества Христова. При обители существуют две шкоды: одноклассная и церковноприходская. Управление игуменское. Владимирско-Екатерининский монастырь в Гжатском уезде. Эта нештатная общежительная обитель стоит при селе Ново-Покровском, в 35 верстах от своего уездного города. Учреждена Владимирско-Екатерининская обитель первоначально в виде общины в 1895 году, а в 1907 году,      по определению Св. Синода, преобразована в монастырь. Управление игуменское. Свято-Троицкая община в Вяземском уезде. Община эта основана священником о. Павлом Троицким. В 1898 г. о. Троицкий познакомился с благотворителем, пожертвовавшим ему 100 десятин земли в Вяземском уезде, в 8 верстах от станции Касня Новоторжской ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С. 427–428). 10 Нилов Столобенский монастырь Тверской епархии, от Осташкова в семи верстах, основан преподобным Нилом († 7 декабря 1554 года и причтенным к лику святых в 1667 году) ( Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 463). 12 Борисоглебский второклассный монастырь в Торжке основан святым Ефремом в отдаленной древности. Арсений управлял Борисоглебским монастырем с 1831 по 1836 год (Там же. С. 455). 13 Успенский третьеклассный монастырь в городе Старице; монастырь основан в начале XVI века. Архимандрит Александр управлял монастырем до 1855 года (Там же. С. 462). 14 Иов 14 декабря 1568 года хиротонисан был в митрополита Московского; удален в начале июня 1605 года в Старицкий монастырь, где и умер 19 июня 1607 года. Тело Патриарха перенесено в Успенский собор в Москве (Там же. С. 6). 15 Сельцо Дерново Смоленской губ. Вяземского уезда, родина князя Сергия. В Дернове в рассматриваемое время жил самый младший брат Сергия Прохор Александрович Ширинский-Шихматов, здесь скончавшийся в 1863 году. 16 Приходский храм князей Шихматовых находился в пяти верстах от Дернова в с. Саловицах. Этот храм построен был отцом князя Сергия, князем Александром Прохоровичем Шихматовым, умершим в 1793 году и погребенном в созданном им самим храме. Тут же впоследствии погребена была и супруга строителя храма, княгиня Ольга Шихматова, умершая в 1820 году. 17 Аркадиевский Вяземский женский монастырь, переименованный из богадельни в монастырь в тридцатых годах настоящего столетия. Первой игуменией этого монастыря была Августа, в мире княжна Анна Александровна Ширинская-Шихматова, родная сестра князя Сергия Шихматова. Августа привела монастырь в цветущее состояние и умерла в 1859 году (Христианское чтение. 1891. 1–2). 18 Агафоклия, родная сестра князя Сергия, в мире княжна Александра Александровна Шихматова, постригшаяся вместе с другой своей сестрой в Смоленском женском монастыре и переехавшая вместе с ней в Вяземский монастырь, где она и скончалась от чахотки в 1833 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004