Сперва мы хотели было пригласить на освещение церкви нашего дмитровского архимандрита из Борисоглебского монастыря, отца Досифея, по фамилии Голенищева-Кутузова, но почему-то дело не состоялось, и мы позвали только благочинного, который еще с одним соседним священником да с нашим отцом Варфоломеем и освятил придел святителя Димитрия в самый день праздника в день мужниных именин. Дьякона у нас не было, и мы пригласили из села Белый-Раст, в шести или семи верстах от нас. Ко всенощной приехали к нам наши милые Титовы, Неелова с сестрой, которые потом и остались у нас ночевать. На другой день к освящению съехалось премножество гостей: Бахметевы с дочерьми, Оболенские из Храброва, Лужины — Федор Сергеевич с сестрой, Голицыны, оба Обольяниновы; кажется, и Апраксины приехали к самому обеду. И так мы превесело пропировали этот день именины мужа, которые мы справляли уже в последний раз, сами того не предчувствуя. Лужин, когда к нам приезжал обедать, всегда бывало, привезет что-нибудь из своего сада: дыню, арбуз или корзину с яблоками. Он и в этот раз привез преогромный арбуз из своих парников. IV В Москву мы переехали в половине октября в наемный наш дом на Никитском бульваре. Внизу жил брат князь Владимир Волконский, а в этот год с ним жила и его невестка княгиня Марфа Никитична со своими двумя мальчиками и девочкой. В Анночкино рождение, ноября 11, у нас обедал кой-кто из родных, и после обеда все разъехались. Дмитрий Александрович пошел к себе в кабинет: «Я что-то себя не совсем хорошо чувствую, отдохну немного, а к чаю ты пришли меня разбудить». Собрались мы все в зале пить чай, пришел и Дмитрий Александрович, сидим всею семьей, говорим, смеемся, вдруг он ахнул и вскочил со стула и скорыми шагами пошел в гостиную к зеркалу. — Что с тобой? — спрашиваю я. Он идет, улыбается и ничего не говорит, и такой расстроенный… Так прошло минут пять, он не говорит и показывает, чтоб ему дали чем писать. Которая-то из девочек побежала, принесла бумаги и карандаш. «Пошли за доктором, у меня отнялся язык», — написал он.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

В чайной мы сняли пробу с наших пайков и сублимированной пищи – супы, второе. Очень недурственно и сытно для походной пищи! После перекуса принялись рассматривать чайную: на стенах висели портреты архимандритов монастыря и патриархов Всея Руси. Я отметил портрет Кирилла, и к сожалению, не увидел портрет Алексия II (возможно плохо искал). По одной из сторон в чайной висит во всю стену огромная карта Афона и Пантелеймонова монастыря . Рядом с окном регистрации архондарика висит объявление, что детям до 14 лет посещение монастыря запрещено. Интересно, если приедет паломник с маленьким сыном, не знающий о таком правиле, его действительно выставят за ворота? По завершении вечерни вернулся батюшка-архондаричный и мы смогли заселиться. Нас быстро нашли в листе бронирования и предоставили 2 кельи: двухместную и одноместную. Выпал жребий мне занять одноместную келью. Что сказать – великолепная келья: чистая, ухоженная, стол, стул, шкаф для одежды, свежее постельное белье, полотенца. В общем, от добротного гостиничного номера эту келью отличало разве что отсутствие Wi-Fi. Забегая вперед, скажу, что это был самый комфортный ночлег за все 4 ночи на Афоне . Бросив рюкзаки, мы пошли в храм на повечерие – довольно короткая служба, после которой сразу отправились на вечернюю трапезу. Огромный трапезный зал рядом с храмом – человек на 500. И людей было весьма много. Трапеза была очень вкусная: овсяная каша с изюмом, суп из чечевицы, вино, вода, а на десерт – арбуз. Едят все молча и быстро, при этом один из монахов постоянно читает молитву. Напротив меня сидел молодой монах, очень худой и бледный (очевидно малокровие от отсутствия мяса в рационе) – он смел свою еду минут за 5 и дальше просто сидел молча, глядя вниз. По окончании все поклонились и вслед за монахами вышли во двор. На выходе оказалось, что мы не досчитались Сашу – его монахи попросили помочь с посудой. Удивительно, но один из самых густонаселенных монахами монастырей активно пользуется услугами паломников, в отличие от остальных.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

Каждый из нас, христиан, переживает это в личном опыте своего сердца, которое, встретив Бога, меняется. Иногда это происходит в одно мгновение, как у евангельского разбойника на Кресте, которого коснулась благодать, он исповедал Христа и за свою веру первым попал в рай; иногда это происходит постепенно, но всегда – в живом опыте сердца, которое не обмануть. И тогда хоть все вокруг будут говорить, что солнца нет, ты будешь смотреть на него своими собственными глазами и греться в его любящих, теплых лучах. Плохое вокруг никуда не денется, люди, как раньше, будут порой обижать и делать больно, но с Богом все это будет уже неважным. На всякие беды и напасти, которые раньше тебя лишали покоя и сна, ты будешь глядеть через призму Христовой любви, и все вокруг тебя неведомым образом преобразится! Потому что Он – Свет, оживляющий самые мрачные, беспросветные обстоятельства, подающий надежду и указывающий путь в самой непроглядной темноте! С приходом в Церковь радостей вокруг становится невообразимо больше, чем раньше В деревне ночью к родителям в сад залезли подростки и обобрали половину яблони, что стояла возле забора. Узнав об этом, вместо того чтобы искать виновных, мама просто сказала: «Вот и хорошо! Нам меньше собирать!» А отец добавил: «Надо было собаку в огороде закрыть. Может, ее тоже украли бы!» Или вечером после работы мы с женой Аленой зашли в магазин купить арбуз и каких-нибудь фруктов. Видя, что я с девушкой, а за нами стоит приличная очередь, продавщица не моргнув глазом обсчитала меня. Ну откуда ей знать, что моя жена прекрасный бухгалтер и в банке работает? Алена все поняла, но не стала закатывать скандал, а посмотрела продавщице в глаза и молча направилась к выходу. А на улице сказала мне между прочим: «В магазине продавщица обсчитала нас где-то на 130 рублей». Я говорю: «Вернемся!» Она помотала головой: «Нет, не стоит! Знаешь, я в глаза ей посмотрела, а они какие-то затравленные, несчастные. Бог ей судья! Пусть ей хоть от наших денег легче станет!» На это кто-то пожмет плечами, а я радуюсь, что у меня такая жена, которая может понять и не осудить другого человека, даже когда он откровенно неправ. Потому что живет по заповеди: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12). Это сложно только с первого раза, но, встретив милость Божию там, где за какое-нибудь прегрешение тебе следовало бы получить суровое наказание, быстро начинаешь понимать, что к чему. И с приходом в Церковь радостей вокруг становится невообразимо больше, чем раньше.

http://pravoslavie.ru/107525.html

«Как раз и на Афон хватит», — само собой подумалось мне. — Вот и хорошо, — согласилась жена. С этого времени я уже точно знал, что попаду на Афон. И, что удивительно, я не предпринимал никаких особых усилий, всё шло своим чередом и устраивалось само собой. Мне только не надо было мешать плавному течению обстоятельств. Для начала я переговорил с теми, кто собирался ехать на Афон год назад. Трое всё-таки съездили в Грецию, но на сам Афон не попали, их прокатили вокруг полуострова, зато побывали в Бари и приложились к мощам святителя Николая. И слава Богу. Общее впечатление выразил один из путешественников: — Больше никуда не поеду. Уж лучше к отцу-настоятелю в деревню. Башка наутро болит так же, но денег затрачиваешь гораздо меньше. С самим отцом-настоятелем состоялся примерно следующий душевный разговор. Был август, братия монастыря качала недалече в хибарке мёд, а мы, сидя на терраске в тени «энтевешной» тарелки, любовались недавно поднятыми на новом храме куполами, лениво отгоняли мух от тарелки с нарезанным арбузом и предавались излюбленному русскому занятию — мечтали. Отец-настоятель сподобился-таки побывать на Афоне в составе официальной делегации с Владыкой и пытался делиться впечатлениями. Почему «пытался»? Потому что, о чём бы я его ни спросил, он умиротворённо зажмуривал глаза и становился похож на Саваофа, каким его изображают в детских книжках, в седьмой день творения, затем, будто это он создал и хибарку с качающей мёд братией, и арбуз, и этот августовский день, благостно отвечал: — Хорошо. — Так поедем… Отец-настоятель покосился на хибарку. Там кипела работа. — Денег надо. Мёд батюшка раздаёт бесплатно. Сначала — Владыке, потом — духовнику, потом — монастырям, потом — честным отцам, потом — своим отцам, потом — клиру, потом — прихожанам. Зная, сколько народа утешает батюшка, Господь посылает мёд в неимоверных количествах. — Найдём, — настаивал я (у самого-то уже были). — У Владыки отпрашиваться надо… А я храм ещё не достроил, — и он снова залюбовался сияющими новенькими куполами.

http://isihazm.ru/?id=2077

Когда враг пришёл к этому молодому человеку, то принёс тому не радость общения, как это бывает со светлыми силами. И не взял его под своё покровительство, а напротив, вошёл в него по добровольному согласию и превратил жизнь юноши в ад. Каждую ночь, ровно в три часа, у того начинали ломить суставы. Каждую мышцу тела в отдельности сводило судорогой. Несчастный кричал, пугая домочадцев, а те безуспешно возили его по врачам. Медики не могли найти причину болезни, тем более что, боли как начинались ночью сами по себе, так к утру без всяких таблеток и прекращались. Хорошо ещё, что парень сумел сделать правильный вывод и побежал в церковь, вернее, бес заставил его побежать. Батюшка, поговорив со страдальцем, сразу же поставил тому диагноз и прописал курс лечения: пост, молитва, исповедь и причастие. Зная о том, что принимать Святые Дары следует на голодный желудок, и даже воду нельзя пить после полуночи, молодой человек в ночь перед причастием испытал сильную жажду. Не выдержав, он попил святой воды. Но жажда не пропала, напротив, во рту у него ещё больше пересохло, да так, что даже слюну не мог проглотить. Не зная, что делать, он достал из холодильника арбуз, отрезал кусок и съел. Ощущение жажды мгновенно исчезло. Да и зачем было дальше мучить человека, если он нарушил пост перед причастием, и теперь не мог причаститься? Но юноше хватило решимости утром в воскресный день приехать в церковь на службу, и рассказал обо всём батюшке. Отец Арсений, несмотря на явное нарушение правила подготовки к причастию, велел ему причащаться. Интересуюсь: – Батюшка, и что же дальше было с этим парнем, ему полегчало, бес прекратил его мучить? Отец Арсений развёл руками: – Отче, это случилось только вчера. Он причастился, и я пока его не видел. Приезжай к нам снова, в следующий раз я обязательно расскажу о том, что было дальше. К слову, мой приятель, московский священник лет десять тому назад крестил девушку. Та тоже писала музыку, которую мы привыкли называть «тяжёлой», или чем-то вроде, я не очень в ней разбираюсь. Спустя некоторое время она пришла в храм, нашла батюшку и стала просить её «раскрестить»: – После крещения у меня случился затяжной творческий кризис, я совершенно потеряла способность писать музыку. Девушка тоже сделала «правильные выводы», поняла, кто является источником её творчества и в чём причина кризиса. Пишущие музыку, говорят, что они, на самом деле, её не сочиняют, а слышат. И получается, что сродное тянется к сродному.

http://pravoslavie.ru/42026.html

Много рассказывали о новой Вифанской церкви, устроенной внутри наподобие горы Фавор 290 : кто хвалил, а кому и не нравилась, и вот наконец довелось мне и самой ее видеть. Нам сказали, что обедня начнется в восемь часов, а мы встали пораньше, так что в семь часов были уже готовы ехать; проехали эти три версты от Троицы до Вифании и туда поспели еще до благовеста. В этот день я видела архиерейское служение все вполне, от начала до конца... В церкви было много народу, однако мы стали хорошо и все прекрасно видели. Я нашла в митрополите большую перемену: не видав его лет двадцать, я себе все представляла его довольно молодым, так лет под пятьдесят, и очень красивым собою, как я его помнила. Тут я увидала его очень постаревшим, весьма тучным, совсем седым, впрочем, довольно еще бодрым, хотя его и вели под руки; но это, я думаю, для пущей важности, по святительскому сану. Служение было очень торжественное и праздничное; торжество еще усугубилось посвящением нового архимандрита, Николо-Пешношского игумена Макария: владыка посвятил его в архимандрита в наш Дмитров и Борисоглебский монастырь. По окончании литургии было освящение плодов: посреди церкви поставили столик, как бывает для благословения хлебов, и два диакона принесли и поставили на него большое серебряное блюдо или, скорее, корзину, наполненную всякими плодами. Тут были: арбуз, дыня, яблоки, персики, сливы, вишни; посредине ананас, воткнутый совсем с зеленью; торчали разные колосья, кукуруза, были и всякие мелкие ягоды, истинно можно было сказать: благословение всех плодов земных. Потом, когда окончилась вся служба и владыка вышел всех благословлять, два иподиакона несли за ним благословенные плоды в покои. В служении с митрополитом в этот день были два архимандрита: Ливанский, он же вместе и наместник в Лавре – Симеон (который потом был в Москве, в Донском монастыре 291 , и новый архимандрит Борисоглебский и, кроме того, еще много почетных иеромонахов; может быть, в числе их были и какие игумены или строители. В начале одиннадцатого часа вся служба окончилась, мы сели в нашу линейку и поехали обратно...» 292

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

На самом деле на церковную землю можно входить как угодно, через те и другие ворота, просто одни из них для транспорта, другие – для пешеходов. Также в сознании церковных людей почему-то укоренилось, что Таинство Соборования, совершенное над больным – приготовление к смерти, а ведь во время его совершения звучат слова: Исцели его и оживотвори благодатию Твоею…», и часто после соборования даже самые тяжёлые больные выздоравливают. Обширный пласт суеверий связан с церковными праздниками. Например, считают, что на Усекновение главы Иоанна Предтечи ничего круглого резать нельзя, будь то дыня, арбуз или яблоко. Страшный грех – гадание по священным книгам: Ветхому и Новому Заветам, Псалтырю. Это не просто суеверие, но недопустимое святотатство. Страх и подсознание И всё же действия колдунов и гадалок рождают первобытный ужас, и многие задаются вопросом: как действуют бесы, как дьявол подаёт исцеление? Господь – источник благодати и наших сил, дьявол же не даёт силы, а, напротив, забирает. Чем же объяснить тот факт, что многим пациентам экстрасенсов, целителей и «бабушек» вскоре на самом деле становится лучше? Дьявол – сам творение Божие и понимает, как устроен человек, какие процессы идут в его организме. Добровольно доверяя ему свою энергию – благодать  (а именно это случается, когда человек приходит за помощью к бесовскому служителю), мы даём бесу полную свободу действий, и он просто перераспределяет наши ресурсы, заодно питаясь от нас. Из опыта Православной Церкви мы знаем, что такое «исцеление» длится недолго, очень часто после короткой ремиссии люди заболевают ещё серьёзнее или умирают. В прессе 90х годов было множество публикаций о жертвах Чумака и Кашпировского, не говоря о тех несчастных людях, чьему духовному и телесному здоровью нанесли урон гадалки-цыгане, провидцы и прочие целители. Нужно осознавать, насколько рискованно, да и вообще недопустимо обращаться за такой помощью, но при этом поддаваться подсознательному древнему страху темных сил тоже не стоит: Божья благодать даёт крепкую защиту, а вот сомнение в помощи Божией – открытая лазейка для беса.

http://sueverie.net/lechenie-u-celitelej...

Настал праздник Преображения Господня, или, как часто говорят в народе, Яблочный Спас. В этот день левый клирос нашего храма напоминал фруктовую лавку. На аналое стояло блюдо с фруктами, предназначенными для уборщиц и свечниц, посредине которого в окру жении румяных яблок и груш красовался полосатый арбуз. Рядом стояла миска с яблоками и янтарным кишмишем — для нас, певчих. А справа, на блюдечке с розами, среди крупного темного винограда возлежало зеленое яблоко размером с детскую головку, с этикеткой на блестящем боку — для Аллы Андреевны. Аромат всех этих плодов земных сливался с ароматом фруктов, принесенных многочисленными прихожанами, так что в храме пахло, как во фруктовом саду. Наконец настал самый желанный для нас момент праздничной литургии — освящение плодов. Прочитав положенные молитвы перед аналоем с фруктами и окропив их святой водой, отец Павел неожиданно обернулся к народу и заговорил. Это было удивительно — ведь все знали, что отец Павел не умеет говорить проповеди. К стыду своему скажу, мы почти не слушали его. Мы делили виноград и хрустели освященными яблоками. И в это время я вдруг услышала странные слова отца Павла, словно пронзившие меня насквозь: «...но путь на Фавор всегда лежит через Голгофу, и другого пути нет. Путь христианина — всегда крестный путь. И на этом пути так важно не потерять веру в Бога и не разучиться любить». В удивлении я обернулась и увидела... Знаете, бывает, что о человеке говорят: он словно весь сияет. Так вот, к отцу Павлу эти слова тогда подходили как нельзя лучше — он словно весь светился. Мне даже показалось, что на амвоне стоял не он, а какой-то совсем другой, лучезарный человек. Впрочем, это длилось лишь миг-другой. Потом отец Павел замолчал и широко осенил народ крестом, который держал в руках. После чего люди стали прикладываться ко кресту, а отец Павел кропил святой водой плоды в кульках и корзинках. Мы открыли Минею и запели праздничные тропарь, кондак и стихиры. Выходя на улицу, мы дожевывали освященные фрукты и оживленно болтали. Мимо нас — кто из храма, кто в храм — шли мужчины и женщины, тоже говорившие о чем-то своем, о жизни, детях, пенсиях и зарплатах, о последнем телесериале и последнем бедствии. До меня долетел обрывок разговора двух старушек с кульками в руках, где, судя по округлым очертаниям, находились яблоки:

http://pravoslavie.ru/42310.html

...Помню, в подобной ситуации у нас с собой оказался только арбуз, и мы спешно разломили его на части и принялись кормить двоих детей, упавших в голодный обморок... Сердце обливалось кровью, видя эту разруху... Поэтому миссия и была расширена. Только во время нынешней поездки в села было передано лекарств на 140 тысяч рублей. Малообеспеченным селянам предоставлено продовольствия, одежды, обуви на 226 тысяч рублей. В нынешнем году в миссии участвовал ансамбль казачьей песни " Росичи " , ансамбль " Гвардия " государственной филармонии. Артисты драматического театра " Красный факел " , государственного художественного музея. Очень часто мы стали брать в поездки хор собора во имя Александра Невского. Мы поняли, что людям хочется услышать настоящее церковное пение. – С какими чувствами люди на селе встречают вашу миссию? – Поначалу администрации населенных пунктов относились к нам настороженно. Их легко понять: еще совсем недавно религия была фактически под запретом. А вот народ, несмотря на отношение администрации, сотнями выходил креститься. У нас есть удивительная фотография. Отец Александр стоит в лодке, а рядом с ним сотни людей в реке принимают святое Крещение. – Отец Константин, вспомните наиболее поразившие вас случаи во время миссионерских поездок. – Практически все встречи в глубинке чем-нибудь поражают. Помню, в Колыванском районе, в администрации сомневались в необходимости нашей миссии. А потом они увидели, сколько людей вышло к нам на встречу. И сотрудники администрации были потрясены! Даже на демонстрации в безбожные советские годы выходило гораздо меньше людей! Встречают нас хлебом-солью. А в духовном плане меня более всего потрясали те люди, которые, будучи церковными людьми, долгие годы не имели возможности жить церковной жизнью. Когда-то они пели на клиросе, кто-то прислуживал в храмах. Им было по 70 – 80 лет, помню и 96-летнего человека. И вот мы через десятилетия вернулись к ним. Многие из них вскоре отошли в мир иной. Господь им позволил за их крепкую веру дождаться Церкви, чтобы они могли исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн и с миром отойти к Богу.

http://religare.ru/2_35657_1_21.html

Скверно пить молоко на ночь: едва не сделался блуд от ночной, нечистой грезы: нечистый дух в виде девы крайне усиливался лечь со мною. Благодарю Господа, давшего мне случай вовремя проснуться. Не пить молока на ночь никогда. Благодарю Господа, давшего мне благодать выговорить на великом входе имена царей, потом возглас после поминовения всех святых, усопших и живых; «В первых помяни, Господи... Святейший Синод и митрополита Исидора, ихже даруй святым Твоим церквам» и отпуст весь. 13 августа. Святого мученика Андрея Стратилата. Благодарю Господа, даровавшего мне великое избавление по молитве покаяния: во время утрени, в самом ее начале, меня взяла демонская печаль о частом пребывании в моей квартире просфирни свояченицы и о лишних расходах по столу: жало змииное палило меня нещадно, смущало, теснило, омрачало. Но когда я сознал свой грех, свою алчность, зависть и осудил себя искренно, предав себя, друг друга и весь живот Христу Богу, Господь тотчас помиловал меня, даровав мир душе моей. Утреню всю служил с великим дерзновением, мирным, бодрым, торжествующим духом. Слава милосердию Господню! Слава силе Его! Вечером. Благодарю Господа, сотворившего во мне во время литургии чудеса благости и силы Своей в оживотворении меня, мертвого грехами, в даровании бодрости и силы мне, немощнейшему, в чудном оживотворении и обновлении по причащении Святых Таин, в выговоре всех возгласов и молений. Благодарю Господа, укротившего бурю грехов моих, коими я был увлечен до вечерни дома и во время вечерни в церкви: дома из-за сестры свояченицы Анны Константиновны и ее шаловливых, буйных детей, коих она не хотела унимать, как бы назло мне; в церкви из-за дьячка Зрелова, бывшего несколько нетрезвым. Молитва искреннего покаяния и самоосуждения приклонила Господа на милость, и я исцелился от душевного недуга. Я сказал: Господи, помилуй и спаси меня, я знаю вину мою, я сам более всех их согрешил, не сохранив кротости и незлобия, а озлобившись на них и тем уподобившись диаволу; я сам стал как бы злым духом, оскорбив Духа Твоего Святого и Преблагого. Я должен был бы любовию долготерпеть им и покрыть грехи их, а между тем поступил сурово, неприязненно. Прости, уврачуй, очисти, Господи! И после того я исцелился. Слава Господу! (Был в гостях у Захара Ивановича: кушал яблоки и арбуз на здоровье, ватрушку хорошую, с морковью пирог; чай пил. Благодарю Господа за любовь ко мне духовных чад моих. Спаси их, Господи!)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010