Казалось бы, вопрос, поставленный в заголовке статьи, является тривиальным, наподобие утверждения «переходите улицу на зеленый свет» или булгаковского — «Арбуз не нужно печь на мыле». Однако, увы, это далеко не так. К сожалению, некоторые наши единоверцы считают, что богослужение понимать незачем. Ведь в богослужении является Сам Бог. А если ты это понимаешь, то ты этим владеешь. А как можно владеть Владыкой всего? «То, что ты понимаешь, — не есть Бог», — сказал один из богословов. Ведь Бог непостижим. Соответственно, непостижимым должно быть и богослужение. Поэтому некоторые и не стремятся к пониманию, а упиваются пафосом неизреченности и непостижимости. Вспоминается старушка из рассказа Чехова, которая умилялась слову «дондеже», не понимая его значения. Для некоторых прихожан (и не только) понимание равно профанации. Но так ли это? В такой постановке проблемы чувствуется путаница между путем и его целью. Да, Бог непостижим, но путь к Нему должен быть понятным и определенным, если мы не хотим свалиться в яму ереси или прелести. Богослужение же еще не есть Сам Бог, иначе мы рискуем из символа сотворить идола. И самое главное: Бог непостижим только в Своей недоступной природе, но Он всецело явлен в Своих нетварных энергиях. Парадокс постижимости — непостижимости лежит в основе бытия Божия и, соответственно, нашего богопознания. Человек создан по образу Божию и сотворен разумным. Разум, по учению отцов Церкви, — одна из характеристик образа Божия. Поэтому всякая деятельность его призвана быть осмысленной, тем паче — высочайшая разновидность человеческой активности, именуемая богослужением. Высочайшей мы по праву ее именуем, поскольку распространяется она на только на этот, но и на грядущий век. И не случайно наша служба именуется «словесной», то есть разумной (λογικ — по гречески). Ведь в основе ее лежит Логос, Слово Божие. Земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского Там, в вечном Царстве Божием, многие земные вещи, такие, как знание или время, упразднятся (ср. 1 Кор. 13, 8; Откр. 10, 6). Богослужение же останется. Нынешнее, земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского, описание которого содержится, например, в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому вникать в его смысл — значит вникать в жизнь будущего века. Соответственно, и пренебрежение его смыслом есть пренебрежение собственным будущим.

http://pravoslavie.ru/100288.html

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. И.Репин ЖМП 8 август 2019 /  18 сентября 2019 г. 16:10 Правда жизни и правда веры К 175-летию Ильи Репина Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ Истоки творчества Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Васильевич, служил в уланском полку ремонтером, то есть занимался поставкой лошадей и держал посто­ялый двор. Мать, Татьяна Степановна Бочарова, занималась воспитанием детей, но не только своих. Она организовала небольшую школу, где могли учиться крестьянские дети. Она была весьма благочестивой женщиной, учила сына вере. «Однажды, — вспоминал впоследствии Репин, — наслушавшись чтения маменьки Жития святых, я долго не мог заснуть. Все неотступнее меня захватывало желание сделаться святым: скорее бежать в пустыню, там скалы, пропасти, львы, а я дрожу, весь в жару, и бегу все дальше»1. Илья часто ходил с матерью в церковь. Но в храме он постоянно отвлекался и с интересом рассматривал иконы и росписи, за что мать не раз журила его: «Ну что за срам, все люди, как люди, стоят, молятся, а ты, разинув рот, поворачиваешься даже к иконостасу задом и все зеваешь на большие картины»2. Рисовать начал рано. Как-то его двоюродный брат Трофим Чаплыгин принес акварельные краски и стал рисовать арбуз. Увидев, как появляется образ на бумаге, мальчик был пленен навсегда. С тех пор он уже не расставался с красками.

http://e-vestnik.ru/culture/iliya_repin_...

поиск:   разделы   рассылка Лариса Шорина " Царь " как диагноз русской истории Источник:  Интерфакс-Религия То, что фильм про столкновение царя-мучителя и митрополита-мученика появился сразу после небывалого успеха киноповествования о чудотворных возможностях глубокого покаяния и аскетически строгой монастырской жизни, совершенно логично. Показалось, что " Остров " сигнализировал о наличии воспаленного зрительского интереса к чуду: как возможно вопреки законам реальности проникнуть в самую сердцевину личности или события, исправить темное и запутанное? Во всяком случае, одной из центральных фигур последнего фильма Павла Лунгина " Царь " вновь оказался творящий чудеса святой. Вообще можно с некоторым удивлением отметить, что " чудо " в последнее время для российского кинематографа как-то незаметно стало приемом, при помощи которого удобно акцентировать позиции " положительных героев " . Разумеется, интерес к фильму " Царь " должны были подогреть " ковровые бомбардировки " рекламных роликов, имя " топ " -режиссера и " главный " конфликт русской истории – столкновение тирана и свободной личности. А если точнее, фигура Иоанна Грозного, споры об историческом значении которой никогда не прекратятся. Просто потому, что никогда не будет выработан объективный критерий оценки деяний любой исторической личности. Во всяком случае, в России, где непременно и всегда должен быть абсолютный выбор: " либо арбуз, либо свиной хрящик " . Но, вопреки ожиданиям, зрительского ажиотажа не последовало, хотя фильм и обзавелся в прокате вполне благополучной и даже респектабельной биографией. Естественно, он вызвал неминуемую яростную полемику по поводу трактовки образа царя Ивана, так как именно через отношение к этой символической фигуре привычно вербализуются оценки настоящего и будущего страны. Полемика изначально бессмысленная, потому как невозможно решать вопросы источниковедения истории на материале художественного фильма. А вот создавать в художественном пространстве фильма историософские концепции возможно и должно. И в фильме " Царь " такая концепция может быть выявлена, во всяком случае, художественная логика дает основание для некоторых выводов.

http://religare.ru/2_71113.html

«Зимой мы искали арбуз пациентке хосписа». Священник, медбрат и отец — о радости и любви в период испытаний Почему Бог никогда не наказывает и как избавиться от одиночества 16 декабря, 2020 Почему Бог никогда не наказывает и как избавиться от одиночества Священник Андрей Битюков из Петербурга каждый день отвечает на вопросы. Как бывший медбрат хосписа и настоятель храма при Институте детской онкологии, гематологии и трансплантологии — о том, за что дана болезнь и как выдержать испытания. Как основатель театра при школе средневековой музыки — может ли протоиерей играть на волынке. Как отец пятерых детей — как успеть все и стать ребенку другом. В субботу в восемь утра священник Андрей Битюков проходит через шлагбаум напротив НИИ детской гематологии и трансплантологии СПбГМУ им. Павлова, поднимается по ступенькам к приемному отделению и входит в темное углубление между корпусами, слева от главной двери. Этот «кармашек» похож на склад — в ряд стоят 15 детских колясок, на металлической серой двери висит файл с листом и надписью — «Вход в храм».  Храм во имя св. мученицы Раисы Александрийской — это комната в 17 квадратных метров на первом этаже приемного отделения — бывший инфекционный изолятор, освященный в 2008 году. Отец Андрей шутливо называет его «сборно-разборным»: субботним утром он выносит складные столы, шкаф и коробки с детскими игрушками в пустые по выходным коридоры. Вскоре на помощь приходит дьякон — с пятницы по понедельник сотрудник крупной компании. К 9:30 в храме и прихожей собираются почти 15 человек — одна семья приехала из Сестрорецка, другая — из Пушкина, придерживая капельницу, из отделения спустились мама с сыном восьми лет.  После службы при свечах они накроют столы в коридоре возле смотрового кабинета, нальют чай, кто-то достанет приготовленный дома салат, кто-то сбегает в соседнюю кофейню за булочками и пиццей. Иногда на такие посиделки отец Андрей приносит гусли или волынку и играет, а когда все расходятся, переодевается в сменную одежду, берет маску и идет в отделение — к самым тяжелым больным. И так уже 12 лет. Правда, некоторые сотрудники университета, говорит он, до сих пор воспринимают его как «антагониста медицине»: 

http://pravmir.ru/zimoj-my-iskali-arbuz-...

     В нашей непредсказуемой жизни часто происходят важные события, которые дарят нам радость, но с течением времени в какой-то мере они предаются забвению. Так было и со мной, если бы не вечер 13 июня 2018 года. В родной деревне старца Гавриила Какабети мы с друзьями сидели в виноградной беседке и вспоминали разные истории из жизни преподобного. В сердце играла такая радость, что мы все чувствовали: батюшка Гавриил с нами. Мой друг сказал, что нет, наверное, в Грузии верующего, который не ощущал бы помощь и поддержку от старца Гавриила. «Да», – произнес я непроизвольно и стал вспоминать и одновременно рассказывать историю, которая приключилась со мной несколько лет назад. Стояла осень 2004 года. Осень – праздник в Грузии и тем более в Кахетии, в колыбели лозы и вина. В деревне всегда много дел, и я старался помочь своему отцу, который радовался моему трудолюбию и заинтересованностью в виноделии. Мне тогда было 11 лет. Это были годы, когда всем жилось трудно и все старались чем-нибудь помочь своей семье и близким. И я старался: работал в виноградниках и в разных делах помогал людям. Той осенью я разгружал арбузы. В какой-то момент человек, который подавал нам арбузы из кузова грузовика, неудачно бросил вниз большой арбуз. Я его поймал, но секунды через три скорчился от боли. Боясь, что мои будут нервничать и отвезут меня в больницу, я скрыл от семьи происшедшее, но спустя несколько дней мои родители узнали обо всем. Как я помню, врачи обследовали меня, сказали, что у меня опущение почки, назначили лечение и отпустили домой. Проходили дни, но боль не отступала. В какой-то момент у икон я заметил бутылочку со святым маслом с могилы старца Гавриила и вспомнил, как мне на экскурсии рассказывали, что это масло творит чудеса, потому что оно с могилы святого человека по имени Гавриил. Потом, как я помню, нам показали могилу и фотографию того святого человека, о котором шла речь. Помню, я несколько минут смотрел на фотографию батюшки Гавриила и хотел его обнять. Вот и решил нанести масло на больное место. Это было вечером. Помню, я сразу лег спать. На следующее утро я не чувствовал никакой боли, но и по своей глупости даже не подумал, почему почки перестали болеть.

http://pravoslavie.ru/114908.html

В ДТП никто не пострадал, кроме Риты Пять лет назад семья Строевых попала в страшную аварию — машина перевернулась и слетела в кювет. Больше всех пострадала старшая дочка — Маргарита. Тогда ей было четыре с половиной года, сейчас — девять. И все это время родители борются за Риту, верят, что смогут вернуть ее к полноценной жизни.  «Она не уходит. Значит, есть надежда» Врачи разговаривали с Ольгой по-разному. Кто-то говорил сразу: «Прощайтесь с ребенком». Кто-то начинал будто издалека, но от этого становилось еще более жутко: «У вас это единственный ребенок? Нет? Это хорошо». Оптимистичных прогнозов не делал никто. Не было такого врача. В больнице маленького поселка городского типа Славянка ухода Маргариты из жизни ждали каждый день — ни врачи, ни медсестры не верили, что девочка выживет после такой страшной травмы. «По снимкам череп был расколот, как арбуз», — говорит Ольга. И только примерно на десятый день реанимации врачи сказали Ольге так: «Она не уходит. Значит, есть надежда. Отправляем во Владивосток». 24 апреля 2017 года они всей семьей возвращались из соседнего города. Ездили в гости. До дома не доехали буквально 20 километров. Машина попала колесом в яму, автомобиль занесло на скользкой дороге и вынесло в кювет. Машина перевернулась через крышу и ударилась о камень. В авто было четыре человека — Ольга с мужем Сергеем и две дочки. Маргарите было три с половиной года, Ксении восемь месяцев.  Но пострадал только один человек в машине — Маргарита. Тяжелая черепно-мозговая травма, мгновенная кома. Ольга вспоминает, как вылезала из машины, как муж босиком бежал на трассу ловить машину. Как на его призыв о помощи остановился молодой парень, который вообще ехал в другую сторону. Но развернулся и довез Маргариту до больницы. А дальше все как в тумане: дни сливались в один день тягучего, вязкого ожидания — выживет Маргарита или не выживет. «Дома вам будет лучше» Когда девочку перевели во Владивосток, местные врачи тоже долго не могли поверить, что Маргарите станет лучше. Но через месяц она вышла из комы. И, может быть, восстановление пошло бы довольно быстро, если бы не эпилепсия — приступы начались буквально сразу после выхода из комы, один за другим. Маргарита перешла из малого сознания в вегетативное состояние.

http://pravmir.ru/cherep-byl-raskolot-ka...

Глава десятая. Три дня в пути от Усейта до Суэса От Усейта до Суэса мы ехали прежней дорогой и ночевали в двух местах, в Уади Ярдан и у Аюн-Мусовских источников. 23, середа. Между Гаренделем и Ярданом встречались с нами синайские бедуины, возвращавшиеся из Каира с разной поклажей. Один из них отстал от сотоварищей и, связав веревкой согнутую ногу нагруженного верблюда своего, уклонился в сторону от дороги так далеко, что мы не могли видеть его. Вокруг сего животного в песке обведена была черта. На нее обратил мое внимание переводчик и сказал, что она означает проезжающим бедуинам отдаленное присутствие погонщика этого верблюда и что они, усмотрев сию черту, не только не уводят одинокое животное, но даже и не прикасаются к нему, хотя бы около него в черте находился поклонник или путешественник какой. Ибо по мнению их право собственности – священно. А воровства в своем обществе они не терпят, как величайшего зла. Услышав это, я мысленно превозносил учение, допускающее в невозрожденном благодатью человеке естественную способность делать добро и отвращаться от зла. 24, четверток. Когда мы остановились ночевать у сланых источников Аюн-Муса, местный садовник подарил нам два арбуза. После ужина я заметил, что переводчик в один из них воткнул нож и с ним оставил его на утро. Это не понравилось мне, и я велел Ивану вынуть нож. Но переводчик опять воткнул его в разрез арбуза, сказав домочадцу моему по-гречески: φεστσι:=«оставь так». Такое распоряжение Ибрагима показалось мне загадочным; и я спросил его: – Почему ты на ночь оставляешь нож в арбузе? – Отец мой! – отвечал он. – Здесь пустыня. А в пустыне много змей. Змеи же любят арбуз, но не любят ножа. И так понимаете? – Понимаю, что ты боишься змеиного яда, но не постигаю, почему змеи не любят ножа? – Они не терпят запаха трех вещей: нюхательного табаку, пороха и железа. – Втыкаете ли вы ножи в другие плоды, оставляя их на ночь? – Не втыкаем ни в какие, кроме арбуза, потому что змеи едят только этот овощ. Да они и открыли его людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Закрыть itemscope itemtype="" > С наступающим, или Он никто и звать его никак... Открытое письмо в Администрацию Гатчинского муниципального района Ленобласти. Часть 1 04.11.2018 1192 Время на чтение 9 минут Администрации ГМР от Елены Федотовой, жительницы дер. Малое Верево Гатчинского района Здравствуйте, уважаемые. Прошу отнестись к моему посланию внимательно и отреагировать, по возможности, не затягивая. Совсем не обязательно тянуть с ответом 30 (или сколько там сейчас?) рабочих дней. В электронном виде я отправлю своё письмо (его первую часть) на адрес администрации ГМР сегодня, а именно 03.11.2018, а в распечатанном виде оно будет у вас во вторник, 06.11.2018. Простите мне мою дотошность, но имея успешный опыт работы в качестве главного редактора литературно-художественного альманаха, считаю необходимым в рабочем порядке, то есть, сразу по тексту, давать расшифровку некоторых используемых в моих текстах терминов и понятий и включать в письмо небольшие литературные «вкрапления». Поскольку, письмо является открытым , то смею предположить, оно будет прочитано разными людьми с разным образованием и разной степенью образованности. Вот, я, например, - каждый, ведь, судит по себе?, - девушка деревенская, без высшего гуманитарного образования, простой техник-плановик машиностроительного производства. А писать я вам буду обо всём, опираясь исключительно на свою точку зрения и все мои заявление в этом письме только лично моя, так сказать, оценка того, о чём я изволю вам написать. Моё письмо будет включать в себя ещё несколько писем ещё нескольких авторов, по личной их просьбе. И уже первая часть моего послания содержит в себе письмо Вячеслава Петровича Вяйзенена, которое приводится без купюр. Все просьбы опубликовать какие-то сведения по каким-то конкретным персоналиям без указания «источника» или без подтверждающего документа отвергнуты мной сразу. Факультативно: «- Кому город нравится, кому деревня. У всякого свой вкус. Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик. - Откуда Вы столько пословиц знаете?

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Няни — говорящие и балакающие Иногда мне кажется, что если бы широкая общественность услышала, как говорит няня моего сына — добрая, говорливая и веселая 55-летняя женщина с Украины, меня немедленно потребовали бы лишить права писать о русском языке и преподавать стилистику. 24 октября, 2012 Иногда мне кажется, что если бы широкая общественность услышала, как говорит няня моего сына — добрая, говорливая и веселая 55-летняя женщина с Украины, меня немедленно потребовали бы лишить права писать о русском языке и преподавать стилистику. Няня — человек, с которым маленький ребенок общается часами. Обязательно ли ей говорить грамотно?  Иногда мне кажется, что если бы широкая общественность услышала, как говорит няня моего сына — добрая, говорливая и веселая 55-летняя женщина с Украины, меня немедленно потребовали бы лишить права писать о русском языке, преподавать стилистику и вообще обвинили бы в том, что я не настоящий кандидат филологических наук, а «просто маску надела», как в анекдоте. Наша няня Маша говорит неправильно. У нее полно украинизмов и просторечий, она называет арбуз «гарбузом», говорит «скучать за тобой» и предлагает моему сыну: «Давай ПРОВЕДЕМ маму на работу» (вместо «проводим»). Я эту няню очень люблю. И вообще так получилось, что она была первой и последней в моем списке претенденток: просто пришла и сразу понравилась. Кирилл, которому сейчас 2,8, при этом почему-то не воспроизводит в речи ни один из этих образцов и даже никогда не путает «одеть» и «надеть» (хотя няня о том, что там есть что путать, вообще не подозревает). Правда, в год-полтора он несколько месяцев упорно говорил «нема» вместо «нет», но это было очень забавно, и было даже жалко, что быстро прошло. Впрочем, иногда я думаю, что делаю что-то неправильно. Особенно когда натыкаюсь на объявления о поиске нянь. Критерий «грамотная речь» фигурирует везде, и даже попадаются истории о том, как няню выгоняли за недостаточную литературность стиля. Помню, как я рассказала о своем толерантном подходе за столом на какой-то вечеринке, и собравшиеся там молодые мамы пришли в ужас, сказав, что все это очень опасно, речь ребенка будет безвозвратно испорчена, и ничего поделать я уже с этим не смогу.

http://pravmir.ru/nyani-govoryashhie-i-b...

Первая новость — Бог действительно есть! Дмитрий Быков рассказал о своей болезни и выходе из искусственной комы 26 апреля, 2019 Дмитрий Быков рассказал о своей болезни и выходе из искусственной комы Писатель и поэт Дмитрий Быков записал двухчасовой эфир программы “Один” для “Эха Москвы” прямо из стационара. В ночь на 26 апреля в 200-м выпуске радиопередачи он рассказал о болезни и о том, что пережил, находясь между жизнью и смертью — в медикаментозной коме. “Правмир” публикует отрывок его выступления — о встрече с Богом и целительной силе стихов. Есть две новости. Обе хорошие. Во-первых, Бог есть. Я не могу списать на действие медикаментов все эти прекрасные приключения… Такого не было в моем подсознании, я бы такого не выдумал. Я такого не помнил. Бог есть, и Он занимается преимущественно украшением мира. Одним из самых ярких моих воспоминаний в этом путешествии между жизнью и смертью, в этом блуждании, был небольшой, примерно 40-летний человек с внешностью Дроссельмайера, который развешивал украшения посреди реанимации. Причем видеть зал этой реанимации я не мог — был еще под наркозом. Он в этом помещении развешивал золотистые ягоды и раскладывал невероятной красоты, с арбуз величиной, вкуснейшие сливы. А мне он протянул то, чего мне больше всего хотелось — стакан мокрой черной кислой свежей смородины. Когда выходишь из наркоза, ты уже видишь одновременно ту реальность и как-то еще и эту. Я видел сына, сидящего у моей кровати, и пытался его подтолкнуть, чтобы он передал мне этот стакан. В том-то и дело, что сын-то был, а стакана не было. В результате я очнулся в постели с большой резиновой грушей, которая служит для разработки руки. Я довольно быстро восстановился, без каких-либо проблем начал уже на второй день ходить. Вы себе не представляете, хотя, наверное, если у вас есть такой опыт — то представляете, как это удивительно — через час-два после пробуждения от тяжелого наркоза начать пить холодную воду. Холодная вода в горле — это главное блаженство, чудо и приключение.

http://pravmir.ru/pervaya-novost-bog-dej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010