Глава IV. О похоронах. Жены должны оплакивать мужей. Надгробные вопли. Об-ряды, совершаемые над мертвыми. Убитые или замерзшие предаются земле весною. О масленице и пьянстве. Пагубные последствия Глава V. Об иноках. Мена икон. Иконы, уцелевшие от пожаров. Русские очень уважают и украшают драгоценными каменьями. Наказание одной женщины, которая украла жемчуг иконы, хотя и из нужды. Наказание еретиков Глава VI. О Русской музыке. История одного из их посланников. Нищие в России поют, когда просят милостыни. Барабаны, трубы и охотничьи рога Глава VII. Их браки совершаются скоро. Женихи ищут невест через сватов. Прия-тельницы жениха видят невесту нагую. Как один молодой человек был обманут. Наказа-ние мужеубийц Глава VIII. О черкесах. Их религия, наружность, пьянство, пляска, правление, вой-ско и волшебство Глава IX. О русском правлении. О законах, обычаях и письменах. Как называются Секретари. Откуда Русские буквы заимствованы. Просьбы. Сравнение наружности и ха-рактера Царя с наружностью и характером отца его. Татарские нашествия довели госу-дарство до крайней бедности и малолюдства Глава X. Происхождение Царя. Предки его Князья Владимирские. Как называется дворец его. О Иване Васильевиче и его странностях. О чем он просил одного из своих Дьяков. Его завоевания. Как он был любим. Как он наложил пеню на Вологду. Что он сделал с женщинами, которые смеялись над ним. Ошибка Воеводы. Как другой Воевода был наказан за то, что взял гуся. Иоанн очень любит Королеву Елисавету. Что он сделал с Французским посланником. Как отделался Сир Иероним Боус. Как награжден был лапот-ник, подаривший Царю репу. Какое употребление Царь из нее сделал. Как угощал его один бедный человек. Как он приставал к ворам. Что с ним один из них сделал, и Как Иоанн обошелся с ним Глава XI. О ныне царствующем Императоре Или Великом Царе. Происхождение слова Царь. Его титла и гербы. Он избирает супругу из подданных. Его пища. Жилище. Увеселения. Выезды. Рождение Царевичей Глава XII. Доходы Императора. Важные льготы, продовольствие, торговля, жало-вание придворных. О дворце, высокой башне. О Боярах. О мужских и женских монасты-рях. Государственные чиновники. Уверенность Царя. Как он угощает дворянство. Про-исшествие, случившееся с Генералом Лессли

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1818 году по поводу пожертвования в пользу одной из церквей г. Архангельска дома с землей Св. Синод нашел нужным испросить на укрепление дара за церковью Высочайшее соизволение, считая, что закон 1810 г. 27 Мая должен распространяться и на случаи приобретения недвижимостей церквами, о чем и предписал подведомственным ему местам. Комитет Министров, куда Министром Духовных Дел и Народного Просвещения была внесена соответствующая записка, согласился с заключением Св. Синода и постановил на принятие церковью дара испросить Высочайшее соизволение и вместе с тем поручить Министру Юстиции предложить Сенату о повсеместном предписании, чтобы крепостные акты на приобретаемые монасты- —76— рями и церквами недвижимый имения без Высочайшего соизволения совершаемы не были. 4 Января 1819 года это положение Комитета Министров получило утверждение Государя. 2851 Чтобы окончить речь об отношении русского государства к вопросу о недвижимых церковных имениях, остановим внимание и на относящихся к этому законах, вошедших в действующий свод, не забывая, однако, сказанного в Приложении к 66 ст. Учреждения Сената в ст. 5. п. 4. т. I издания 1892 года, что узаконения, принадлежащие к управлению духовных дел православного вероисповедания должны быть приводимы не по Своду законов, а непосредственно. Законами, включенными в Свод, не исчерпывается разрешение всех вопросов, связанных с управлением делами православной Церкви, а для этого необходимо обращаться и к другим изданным узаконениям. По 432 ст. т. IX Св. Зак. издания 1899 года кн. I. Разд. II монастырям и архиерейским домам предоставлено право обладания на отводимые от казны загородные дворы, рыбные ловли и другие угодия в количестве межевыми узаконениями определенному сии земли примежевываются к ним на одинаковом основании с владельческими дачами. Отводимые на этом основании земли и угодья 433 ст. воспрещает им продавать или иначе отчуждать в посторонние руки. Право владения недвижимыми непоселенными имениями согласно 433 ст. предоставлено и церквам. (Срав. 698 ст. п. 5. т. X ч. I издания 1900 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Томск. Часовня Домны Томской. Часовня. Действует.   Год постройки:1996. Архитектор:С.Ю. Худяков, М.В. Артамонов Адрес: Россия, Томская область, г. Томск, ул. Вершинина, д. 39А стр. 1 Координаты: 56.460382, 84.961163 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня расположена на территории бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря, периметрально ограниченных ул. Учебная, Вершинина, Пирогова, Студенческая, и расположена в настоящее время на территории студенческого городка. Вокруг часовни разбит сквер, заложенный выпускниками, учеными и гостями Томского политехнического университета, общей площадью 30 х 30 м. Архитектурно-планировоч ное решение сквера имеет четко выраженную центричную композицию. Основные композиционные оси построения (Запад-Восток, Север-Юг) архитектурно-пространственной композиции сквера визуально раскрыты на здания бывшей трапезной, иконописных мастерских, являющихся неотъемлемой частью общей объемно-пространственной композиции всего ансамбля восстанавливаемого Иоанно-Предтеченского монастыря. Таким образом расположение часовни совпадает с пространственной моделью организации бывшего монастыря. Предложенный авторами композиционный прием позволяет органично, пространственно дополнить восстанавливаемый ансамбль монасты ря. Архитектурная стилистика часовни по-своему сдержанно, выполнена в классическом стиле. Объемно-пространственная композиция часовни представляет собой сопряжение разновеликих объемов, переходящих один в другой. Четверик 36 х 6 м переходит в восьмерик, завершающийся круглым объемом коло кольни с луковичной главкой. Общая высота часовни составляет 19,5 м. Пропорции часовни предопределены масштабом окружающей застройки, представленной как современными зданиями (общежитие, жилой дом), так и исторически сложившимися зданиями ансамбля Иоанно-Предтеченского монастыря. Материалы наружной отделки, цветовое решение, пропорции соответствуют кла ссическим православным канонам. Внутренняя отделка предполагает последующую роспись храма. В цокольной части установлены поминальные плиты. Авторы проекта: архитекторы Артомонов М.В., Худяков С.Ю.

http://sobory.ru/article/?object=30031

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с - единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, появился здесь - параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен двухэтажный корпус келлий с большим прекрасным - параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.       В настоящее время к скиту приписаны 3 монаха.             Пантократор - Кариес             Красным тропа Пантократор - Кариес Синяя тропа Пантократор - скит Ксилургу 206 -Ильинский скит       Подробнее:     Скит Богородицы Ксилургу - уди вительное место Святого Афона. " Местоположение и внешний вид обители со стороны моря от русского Ильинского скита, открытый и прекрас ный. Она находится... между обителя ми Пантократорской и Ватопедской, на горной выси, в лесистом месте, откуда стелется к морю узкая крутая дебрь с потоком-рекой внизу, впадающим в море близ Пантократорского монасты ря " , - таково свидетельство очевидца. Обитель Богородицы Ксилургу нахо дится в полутора часах ходьбы от Ватопедского монастыря, если идти по ав томобильной дороге Карея — Ватопед. Зта дорога - исторический путь, тяну щийся среди склонов, покрытых пышной афонской растительностью. Б течение многих веков прокладывали его тысячи подвижников и богомольцев, От Кареи до Ксилургу пешеходный путь с грузом занимает примерно три часа. Ориентиром на пути следования к скиту Богородицы является шлагбаум на доро ге, после которого через двадцать минут пешего хода по основному направлению пойдет от наезженной колеи ответвление вниз. Именно по этому спуску через двад цать - тридцать минут ходьбы паломники попадают в Богородичную обитель древних руссов - скит Ксилургу. Святогорскому поклоннику, наверное, будут небезынтересны строки известно го писателя Бориса Зайцева, посетившего Афон вскоре после революции в России, в которых он упоминает и обитель Богоро дицы:   " ...Утром два оседланных мула под пестрыми потниками ждали нас у главного входа. При светлом, еще нежарком солнце мы тронулись в гору по направлению Ста рого Руссика.

http://isihazm.ru/1/?id=370&c_pid=1

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Нарвская " Описания иконы Описание иконы Нарвская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Нарвская икона Пресвятой Богородицы прославилась в 1558 г., когда русские войска взяли приступом г. Нарву. В одном из домов, где раньше жили русские купцы, пьяные немцы заметили оставленную икону Матери Божией. Ругаясь над святыней, они бросили ее в огонь под котлы, где варилось пиво. Пламень отпрянул от котла и охватил кровлю дома. В ту же минуту налетела буря, и пожар распространился по всему городу. Воспользовавшись смятением, русские войска пошли на приступ и взяли город. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, а с нею и икона святителя Николая были найдены среди пепла невредимыми. Икона Нарвская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Нарвская икона является списком (копией) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Прославилась в 1558 году, когда во время Ливонской войны русские войска подступили к городу Нарва. В одном из домов, где раньше жили русские купцы, пьяные немцы заметили оставленную икону Божией Матери. Ругаясь над святыней, они бросили её в огонь под котлы, где варилось пиво. Пламя отпрянуло от котла и охватило кровлю дома. В ту же минуту налетела буря, и пожар распространился по всему городу. Воспользовавшись смятением, русские войска пошли на приступ и взяли город. Икона Пресвятой Богородицы, а с нею и икона Святителя Николая Чудотворца были найдены среди пепла невредимыми. До 1940 года образ находился в крепостном Успенском соборе. После его закрытия икону перенесли в храм Иверской монашеской общины близ Ивангорода, где она находилась в течение войны. Во время наступления советской армии в 1944 году церковные ценности Нарвы и Ивангорода, в том числе и Нарвскую икону, отправили в Пюхтицкий монасты[...] Описание иконы Нарвская из книги Е. Поселянина

http://pravicon.com/icon-203

  Икона Христа Вседержителя Мозаичная икона VII века, находится в алтаре монастырского собора. Христос на этой иконе изображен во весь рост. По краям иконы изображены апостолы, а снизу - мощевики с мощами неизвестных святых. Икона помещена в серебряный ковчег, сзади которого есть надпись «Помяни, Господи, раба твоего Григория Смарагды, родителей и детей его».           Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь   К обеду мы были в Есфигмене   К обеду мы были в Есфигмене. В отноше нии к России этот монастырь замечателен тем, что здесь полагал начатки иноческих подвигов преподобный Антоний, впоследствии отшель ник Киевский, пещера которого, невдалеке от монастыря на север, иссечена в набережной скале. «Есфигмен» в русском переводе значит «утесненный», потому что решительно со всех сторон, исключая восточной.   Он сжат соседственными высотами и выдвинут в море, которое с шумом и ревом бьется о хладную низменную скалу, на которой он красуется несокрушимы ми оплотами могучих своих стен. От Ватопеда Есфигмен отстоит на три, а от Карей на шесть часов ходу. При западной стене его расположен фруктовый сад; к этой же стороне монастыря направлены водопроводы из отдаленных гор ных ключей.     Есфигмен в аскетическом отношении прина длежит к первому классу афонских монасты рей, потому что общежительный. Ктиторы, или основатели его, - Феодосии младший, импера тор Греческий, и сестра его Пульхерия. Во всех частях своего внешнего расположения и уст ройства этот монастырь соответствует прочим.     Конфликт   С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Вселенского Патриарха (правящего епископа всех афонских монастырей), справедливо обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами), и не имеет своего представителя в Киноте (правительстве Афона). Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции» архиепископа Хризостома II (Киюсиса) «Афинского и всея Эллады». Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Вселенский престол официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь - это неправда: на Афоне дерутся только русские, а русских там не было... www.isihazm.ru.-   В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю... - по требованию Вселенского патриарха...Но один монах умер от голода во время блокады, и полиция благоразумно удалилась... www.isihazm.ru

http://isihazm.ru/1/?id=517&c_pid=1

Предстоятель Русской Церкви совершил освящение паломнического центра в Иоанно-Богословском Макаровском монастыре г. Саранска 20 июля 2011 г. 14:33 20 июля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в столицу Мордовии г. Саранск, где посетил Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь . У входа в собор св. апостола Иоанна Богослова Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали епископ Краснослободский и Темниковский Климент и братия монасты ря. В соборе Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий . Святейший Владыка обратился к братии с кратким словом о значении монашеского подвига. В дар обители Первосвятитель передал напрестольное Евангелие, а также благословил раздать верующим иконки святого праведного воина Феодора Ушакова с Патриаршим благословением. Митрополит Варсонофий преподнес Его Святейшеству резной образ апостола Иоанна Богослова. «Иоанн Богослов очень близок мне, потому что 10 лет я был ректором Санкт-Петербургских духовных школ , а Иоанн Богослов является покровителем всех школ. Поэтому, когда я слышу слова тропаря, я мысленно возвращаюсь в то время, которое было очень непростым, но вместе с тем радостным и созидательным. Дай Бог, чтобы молитвами святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Господь каждого из нас укреплял в боговедении, мудрости и способности жить в соответствии с этой мудростью», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, благодаря за преподнесенный образ. Затем Предстоятель возглавил церемонию открытия паломнического центра на территории монастыря. С вятейший Патриарх, митрополит Варсонофи й и глав а Республики Мордовия Н.И. Меркушкин перерезал и красную ленточку у входа в здание центра, после чего Предстоятель совершил молитву на освящение здания и окропил помещения центра освященной водой . Далее Святейший Патриарх и сопровождающие его лица ознакомились с фотовыставкой, посвященной подготовке к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, а также к 20-летию образования Саранской и Мордовской епархии . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1579874.ht...

Юрмала. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Дзинтари. Карта и ближайшие объекты В 2010 году финансовая группа BBG AS (Материнская компания Baltikums Bank) приняла решение о дарении Латвийской Православной Церкви своей доли участия в компании Baltikums Nams, владеющей участком в Юрмале по ул.Турайдас, и таким образом внесла вклад в воссоздание на этом месте православного храма Казанской Иконы Божией Матери. Строительный план был разработан на основании задания Синода ЛПЦ по проекти-рованию строительства храма на месте снесенного в 1962 году исторического храма, и заключением Отдела городского планирования Юрмальской городской думы за принят 3 апреля 2012 года. 21 июля 2010 года, в день празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы, Митрополит Рижский и всея Латвии Александр возглавил первое богослужение на этом месте. Молебен с акафистом совершался под открытым небом у Казанской иконы Божией Матери, которую специально доставили в Юрмалу из Рижского Кафедрального собора. Помолиться пришли сотни юрмальчан и рижан, священники и сестры Рижского монасты-ря, почтил своим присутствием богослужение и мэр Юрмалы, присоединились и отдыхаю-щие. По окончании молебна более 140 человек поставили подписи в официальных документах для регистрации самостоятельного прихода возрождающейся Казанской церкви. Владыка Александр благословил 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери на месте снесенного храма служить молебен с акафистом Казанской иконы Божией Матери еженедельно по воскресеньям в 16 часов. http://www.kazanskijhram.lv/ru/church/ Здание нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Дзинтари закончено строительством в конце декабря 2019 года. 6 июня 2020 года в новом храме совершено первое Всенощное бдение. Храм относится к Рижскому благочинию Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата. Подробнее о храме и приходе - на странице приходского сайта http://www.kazanskijhram.lv/ . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42018

– Господа мои и братья во Христе, болезнь мою сами видите. Года мои проходят, и день клонится к вечеру, и возвещает мне это не о чем ином, как о смерти. И теперь вам говорю: изберите себе игумена по мнению своему, а более того по обычаю монастырскому. Они же, это слышав, заплакали все, едва смогли ответить: – Ты, господин, отец наш и пастырь и духовный отец всем во Христе братьям и святой обители этой. Ты, господин, знаешь, кто к такому великому делу годится, кому такому братству отцом быть и иметь заботу о душах и телах. Ты, господин, всех знаешь, и разум, и способности, лучше же сказать – достоинство. И сказал им преподобный: – Так и есть, как вы говорите, но не хочу без вашего мнения поставить игумена, чтобы не стали вы говорить: «Не по нашему мнению поставил игумена» или чтобы он не начал пререкаться с вами, говоря: «Меня поставил Иосиф». Но вновь вам говорю: изберите себе игумена по обычаю монастыря этого и по мнению своему, чтобы вам безмятежно жить и в согласии, и обителью управлять. Они же к нему выводили одного и другого, говоря: этого или этого. И отвечал им преподобный: – Я всех знаю, но вы себе сами изберите из этих, кого хотите. И повелел им без него между собой совещаться. Они же без него, советуясь, предлагали один того, другой же иного. И полюбили, советуясь, старца, любящего нищету и пребывающего в трудах, и в постах, и в молитвах и не любящего празднословия, по имени Даниила, по прозванию Рязанца, о котором знали, что хочет в другой монастырь на игуменство. И сообщили о нем преподобному. Он же одобрил, чтобы так было. И призвал его и сказал: – Видишь, сын, немощь мою, вернее, уже и старость. И ныне тебе говорю, избрали тебя братья на мое место игуменом, и я тебя благословляю. Ты же, не нарушая обычая монасты ря этого, как братья живут, знаешь и потому советуйся с братьями во всем, как видел, что и я делаю. И заботься о душах и телах братьев, и храни обычай монастыря этого. И у других монастырей обычаев не перенимайте. Как я на писал и завещал вам, так и пребывайте. И если я получу от Бога милость, вам знамение будет: обитель эта ничем не оскудеет. Это же говорил не прямо от лица своего, но словно загадками, приводя в пример святого Кирилла и иных святых. Слышав это, старец Даниил не смел что-либо возражать, но сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Текст Апостольский всюду имеет позднейшие исправления, не только те, которые представляются в полных списках Библии, но и сделанные после них и принятые в печатное издание. На поле при тексте показываются параллельные и приводимые или упоминаемые места из других книг Ветхого и Нового Завета по главам нынешнего разделения. Между замечаниями на полях, по большей части относящимися к содержанию толкований, на л. 592 об. (толк. Тит. 2:9, 10 ) сказано: зрыте се мнихи приемлюще в монасты рабо бегуновъ. По всем изложенным замечаниям, рукопись сия в толковании на послания Ап. Павла представляет не только перевод готового свода отеческих толкований, но и собственный труд неизвестного нам учёного в составлении сего свода. Пространное изъяснение текста Апостольского, заимствованное из древних Отцов и учителей Церковных, вероятно, дошло до него уже готовое: но к нему он приложил довольно и своего, частью переводя с Латинского, частью выбирая из известных ему на Слав, языке писаний Отеческих. От сего и язык сей рукописи не имеет единства. Судя по языку перевод сделан в XVII в., в Малороссии. Правописание позднейшее, Малороссийское, с след. особенностями: 19 об. 20. и др. давы, 85 об. рызы, 89 и об. христовъ, 153. прыемлющаго и т.п., 221 и др. зры, 56. со собою, 48. во гоници, 67. во ва, 70 об. воскор, 534 об. вокп, 69 об. возеше, 54. воводща, 82. тило (тело), 176. бритаю, 215 об. проповидтъ, 214. и др. сиричъ, 48. и др. светы, 23. и др. светилище, 176. твор, 489 об. мр (в меру), 596. 434. и др. есмо (есмы). Имя Спасителя пишется вполне: ииссъ 25. 28 об. 44. 53. 58. 61 об. 63. 65. и др., но часто: иссъ. Вместо понедельник 12 и др. пишется: в понеделокъ. 103 (по преж. кат. 671) Соборные послания с толкованием , в 4. д., скорописью, 1697 г. 173 л. По листам, начиная с первого, идёт подпись: се г , в день написана кнга в казн стишаго преписана и справлена . Толкование тоже самое, и в том же переводе, какое и в 96. В тексте, кроме разнообразных чтений по прежним спискам, встречаются и свои объяснительные дополнения и перемены, напр. Иак. 1:23 . сей подобенъ есть мж размвающ, ил смотрющ лиц твари свое, ил своег; 26. ащ кто мнитс добродтеленъ быти– сег сетна есть добродтель ( θρσκος, θρησκεα). В 1-м послании Иоанна 5:7 . л. 146. читается так: к сть на нбс, оцъ, слово, и стый дхъ: и тр едино сть. Но в толковании на сии слова не указывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005   006