Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Араповский мон-рь св. Недели [Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня. Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г.

http://pravenc.ru/text/75834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАМЕННОБРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Волгоградской митрополии), находится при с. Каменный Брод Ольховского р-на Волгоградской обл. Первоначально женский. К югу, западу и северу от К. м. расположен разветвленный комплекс меловых пещер - природных и рукотворных, изучение к-рых ведется с 1984 г. волгоградскими спелеологами, в частности К. Э. и Ю. В. Полевыми. Район бывш. владельческой слободы Каменный Брод Ольховской вол. Царицынского у. считается местом уединенного жительства монашествующих или членов сект. Предания относили начало проживания подвижников в пещерах к различному времени: от монголо-татар. нашествия в XIII в. до сер. XVIII в. Пещеры благодаря положению в достаточной степени были защищены от набегов неприятелей. К 2012 г. от входа, расположенного с вост. стороны, начинаются 3 основные галереи, ориентированные на стороны света, с нишами-«кельями». Верхний ярус представляет собой пещерный комплекс протяженностью ок. 200 м. Раскопан еще один ярус; по преданию, некогда существовал и нижний ярус. Считается, что пещеры по высоте и технике отделки (наличие следов острого орудия на стенах) близки к Дивногорским монастырским пещерам Ср. Дона ( Макаренко П. Е. Археологические исследования 1907-1909. Маяцкое городище//ИИАК. 1911. Вып. 43. С. 45-46). Имеются также общие черты в структуре и планиметрии пещер К. м. и Араповских пещер (Тульская обл.), пещерного городка в г. Рузе, Варяжских пещер в Киеве. Каменнобродский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2008 г. Каменнобродский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2008 г. В 1793 г. окрестные земли были переданы во владение поручика Ивана Персидского. В XVIII в. из малороссов, в т. ч. бывш. крепостных Персидских, сформировалась владельческая слобода Каменный Брод. В 2 верстах от слободы, между меловыми скалами, по благословению еп. Саратовского и Царицынского Иоанникия (Руднева) была основана жен. община в память посещения в 1863 г. г. Царицына (ныне Волгоград) наследником цесаревичем вел. кн. Николаем Александровичем († 12 апр. 1865). Часть имения пожертвовали надворный советник Петр Иванович Персидский и его супруга Серафима Петровна. Участок (445 дес.) на правом лесном нагорном берегу р. Иловли включал пахотные земли и дубовый лес. В 1863 г. в с. Каменный Брод Персидским была построена каменная приходская ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (разрушена в советское время). Вероятно, именно в ней молились насельницы (до 60 чел.), к-рые первое время проживали в частном доме в с. Каменный Брод.

http://pravenc.ru/text/1470095.html

Московский храм святителя Николая Японского получил часть мощей святого покровителя Епископ Серафим подает крест прихожанам храма По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 24  февраля епископ Сендайский Серафим (Японская Православная Церковь) и епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии, совершили совместное богослужение в храме святого равноапостольного Николая Японского на Северо-Востоке Москвы. После богослужения епископ Серафим передал общине храма на молитвенную память частицу мощей святителя Николая, просветителя Японии . На паруснике " Крузенштерн» будет действовать православная часовня Православная походная часовня установлена на российском паруснике " Крузенштерн», приписанном к порту Калининграда. " Необходимая для этого утварь, а также иконы получены в дар от Русской Православной Церкви», – сообщили  в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, являющейся владельцем судна. В монтаже часовни принимали участие представители Церкви. Планируется, что в каждом плавании на борту " Крузенштерна» будет находиться судовой батюшка, который будет духовно окормлять курсантов и команду. В свой первый рейс в этом году барк отправится в середине марта. Взяв на борт 120 курсантов, судно на два месяца уйдет в район Канарских островов. Барк " Крузенштерн» ( " Падуя») был построен в 1926 году в немецком Бремерхафене как грузовой парусник для перевозок на линиях Европа – Южная Америка. После окончания Второй мировой войты корабль был передан СССР. В конце 1960-х годов стал учебным судном . В Болгарии появятся православные летние лагеря для детей Ученики школ г. Пловдив смогут проводить лето в монастырях, расположенных недалеко от города. Идея принадлежит Пловдивскому митрополиту Николаю, который надеется с помощью такого начинания вернуть молодых людей к вере, дать им опыт жизни в соответствии с христианскими ценностями. Сначала возможность провести лето в  лагерях при монастырях будут иметь дети, которые посещают епархиальные кружки по вероучению, но постепенно они будут открыты для всех желающих. В качестве баз для таких православных лагерей рассматриваются Бачковский, Араповский и Кукленский монастыри епархии .

http://pravoslavie.ru/5076.html

В 1810 году Предтеченская теплая церковь, помещавшаяся в южном флигеле, заново переделана и освящена во имя Введения во  храм Пресвятой Богородицы, в то же время к ней пристроен придел с правой стороны во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Указом Святейшего Синода от 15 апреля 1811 года, с Высочайшего соизволения, Трегуляевский монастырь из общежительного переименован в штатный III класса. В том же году в ведение Трегуляевского монастыря перешло и подворье в гор. Тамбове, на Араповской улице, близ Тамбовского Казанского монастыря. В 1866 году приобретена монастырем по купчей крепости у Тамбовской палаты Государственных имуществ лесная Царевская дача, в количестве 26 десятин 661 кв. саж. В 1877 году водяная мельница с толчеею на реке Лесном Тамбове уничтожена. В 1892 году, при Архимандрите Геннадии, монастырь приобрел по дарственной записи участок пахотной земли в 23 десятины, прилегающей к лесной монастырской даче с восточной стороны. В настоящее время Трегуляевский монастырь по внешнему виду представляет правильный четырехугольник, огражденный с трех сторон – восточной, южной и западной – каменною стеною, а с северной – каменным корпусом. Соборный храм во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна занимает центр монастыря. В этом храме достойны внимания: 1) икона складень Неопалимой Купины, находящаяся по правую сторону амвона на особом резном аналогии в киоте, в серебряной позлащенной ризе, в средине ее крест с мощами: апостол. Андрея Первозванного, Преподобного Пимена великого, Анастасия, Иакова Перского, Сорока Мучеников Севастийских, преп. муч. Феодосии, муч. Сергия  Вакха, часть от Гроба Господня. 2) По левую сторону амвона на таком же аналогии в киоте: большого размера сребропозлащенный крест с св. мощами: Иоанна Предтечи, Федора Стратилата, муч. Мины, Ефимия, великомуч. Меркурия, два креста по бокам: первый кипарисовый, резной работы, в сребропозлащенном окладе и второй живописной работы, в таком же окладе; вверху два креста сребропозлащенных малого размера. 3) За левым клиросом в особом иконостасе помещается икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушницею», писанная на кипарисовой доске, большого размера, эта икон особо чтимая в монастыре, принесена из Афонской обители при настоятеле Архимандрите Никандре в 1867 г.

http://sobory.ru/article/?object=12707

Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г. Собор был расписан в 1864 г. худож. А. Атанасовым и, возможно, его учеником, активным участником болг. национального движения, худож. Г. Данчовым . Атрибуция основана на частично уцелевшей надписи: «...1864 юни 13 писа Георги». Поскольку Данчову в период росписи было всего 18 лет, нек-рые исследователи полагают, что речь может идти о др. мастере. Надпись над оконной нишей в алтарной апсиде сообщает, что украшению церкви содействовал «игумен Мулдавской обители архим. Софроний», впосл. игумен А. м. Среди росписей храма - житийные циклы св. Недели, вмц. Параскевы, св. Иоанна Предтечи; в апсиде - изображение Божией Матери «Ширшая Небес». На части фресок, датируемых 1870 г., изображены 10 сцен из жизни святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия : создание слав. азбуки, проповедь св. Кирилла народу, смерть и погребение св. Кирилла и др. Патриотическая тенденция, характерная для искусства периода болг. возрождения, нашла отражение в наличии среди образов храма изображений болг. святых: блгв. царя Бориса II, , свт. Илариона Мегленского, епископов Марко Преславского и Иеронима Пловдивского, Патриархов Иоакима и Евфимия II Тырновских, мч. Онуфрия Габровского и др., отдельно представлен житийный цикл прп. Иоанна Рыльского (10 сцен), в т. ч. изображение встречи святого с болг. царем Петром. В отличие от большинства обителей Пловдивского округа, где служили на греч., богослужение в мон-ре совершалось на болг. языке. В 1862 г. при мон-ре была открыта школа с преподаванием на болг. языке. В обители подвизались деятели болг. национального движения архимандриты Софроний и Сергий. В период игуменства архим. Софрония и при участии архим. Герасима была оборудована мастерская, выпускавшая эстампы патриотического содержания, распространяемые по всей стране. Широко известна литография, посвященная покровительнице мон-ря св. Неделе работы асеновградского мастера Димитра. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. мон-рь был сожжен отступавшими башибузуками и восстановлен после освобождения страны от османского ига. В наст. время в мон-ре 3 монаха. Монастырский комплекс объявлен памятником культуры национального значения.

http://pravenc.ru/text/75834.html

В иконописи К. обычно изображается в белом плате, с венцом на голове и крестом в правой руке (напр., на иконах: «Св. Кириакия», Балканы (XV в., ГИМ); «Марина, Фекла и Кириакия» (2-я пол. XVI в., музей монастыря Лимонос на о-ве Лесбос) или без венца (напр., на греч. иконе «Св. Варвара и Кириакия» (1-я пол. XVIII в., музей мон-ря Влатадон в Фессалонике). Мучения К. встречаются в цикле минология в нартексе ц. Печской Патриархии (Косово и Метохия), ок. 1337 г. Иногда изображение К. включалось в ряд святых в композиции «Торжество Православия», как, напр., на иконе 1722 г. из мон-ря Баламанд в Ливане (Icônes arabes. 2006. P. 70-71) - К. представлена в верхнем ряду, рядом с архангелом, поддерживающим икону. Наиболее раннее изображение К., особо почитаемой в Болгарии, представлено в росписи притвора Боянской ц. (1259) - в молении (оранта), в богатом одеянии, белом плате ( Мавродинов, Мавродинова. С. 28. Ил. 27). В императорской далматике и короне, с крестом в руке К. изображена в росписи в ц. св. Стефана в Несебыре (1599), в ц. Рождества Христова в Арбанаси (XVII в.). Среди большого числа болгарских икон с образом К. особо выделяются парные иконы с вмц. Параскевой (напр., икона нач. XVII в., НХМ(С)), также широко почитающейся в этом регионе. Иконография вмц. Параскевы могла оказать влияние на появление изображения К. с усеченной головой в руках (напр., икона XVII в., ЦИАМ). Во имя К. освящен кафедральный собор Софийской митрополии (1856-1863), собор Араповского мон-ря близ Асеновграда (1859), в к-ром хранится большая храмовая икона К. XIX в. Лит.: Мавродинов Н. П., Мавродинова Л. Н. Боянската църква. София, 1972; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. Р., 1991; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 315; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L " île de Cythère. Athènes, 1997; Icônes arabes: Mystères d " Orient/Présentation et commentaires de Mère Agnès-Mariam de la Croix. Mil., 2006.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

В 1852 г., лишившись и матери, Георгий вместе с одним хиландарским монахом отправился на Афон в хиландарский монастырь, где под строгим надзором и мудрым руководством опытного старца привыкал к монастырской жизни, упражнялся в славянском языке, переводе и толковании Св. Писания и в церковном пении. В 1858 г. пострижен в монашество с именем Гервасия и посвящённый в диакона послан был от монастырского начальства довершить своё образование в карейской богословской семинарии и здесь основательно изучить греческий язык. По окончании курса в 1862 г. рукоположен в иеромонаха и оставался в монастыре до 1866 г, когда назначен был проповедником и духовником в г. Станимак. В следующем году определён игуменом новоучреждённого болгарского монастыря «Св. недели» при селе Арапове близ Филиппополя (болг. Пловдив). Здесь игумен Гервасий развил ревностную деятельность по благоустроению нового монастыря, чем привлёк к нему внимание и любовь окрестного болгарского населения, и, что было особенно важно, устроил при монастыре болгарское училище, в которое сотнями стекались дети болгар из четырёх соседних округов (сразу записались в училище около 280 учеников). В этом училище получили первоначальное образование многие болгары, которые ныне занимают видные общественные должности. Вообще, араповский монастырь при игумене и потом архимандрите —84— Гервасии служил центром народного болгарского движения и просвещения. В 1873 г. хиротонисан в сан архиерея и назначен помощником филиппопольского митрополита Панарета, а по смерти сего последнего управляющим филиппопольской епархией, и, оставаясь в должности до 1886 г., оказал для сей епархии большие услуги и в административном, и в духовно-просветительном отношениях. Управлял кроме того соседними епархиями – германлийской, сливенской и старо-загорской и везде оставил по себе благодарную память. В течение тридцатидевятилетнего служения церкви высокопреосвященный Гервасий на деле показал добрый пример и в области благотворительности, покровительствуя и щедро помогая бедным и нуждающимся ученикам, многие из которых только благодаря ему и могли получить образование 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

вариантах иконографических схем. В ряде памятников особенно подчеркнута роль К. и Мефодия не только как просветителей, но и как крестителей болгар. На формирование подобных образов оказала влияние литография по рис. худож. В. Кацлера, напечатанная в 1864 г. в Вене по заказу издателя Х. Г. Данова и посвященная болг. революционеру Т. Райнову ( Божков. 1989. С. 171. Обр. 118). Она получила широкое распространение и стала популярным образцом для болг. иконописцев. Равноапостольные К. и Мефодий названы на гравюре болг. просветителями, представлены на фоне Преслава - древней столицы Первого Болгарского царства (893-972). В 1864 г. А. Керклисийский создал икону К. и Мефодия с 4 житийными сценами, повторяющими сюжеты росписи в ц. Успения Пресв. Богородицы в Вербице близ Преслава. В 4 углах в медальонах помещены сцены крещения язычников; обширная надпись сообщала о создании братьями азбуки в 855 г. В 1864 г. А. Атанасов и Г. Данчов-Зографина в росписи храма св. Недели Араповского мон-ря поместили житийный цикл К. и Мефодия со сценами «Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку», «Рукоположение Кирилла в священнослужителя», «Постриг Кирилла», «Кирилл крестит кн. Бориса, Мефодий проповедует», «Кирилл рукополагает первосвященника», «Кирилл проповедует Христово благовестие», «Рукоположение Мефодия в священнослужителя», «Постриг Мефодия», «Мефодий рукополагает священноинока», «Успение Мефодия», «Успение Кирилла». Неск. сцен из Жития в то же время украсили монастырскую часовню над источником: «Святые Седмочисленники», «Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку», «Крещение Преславского двора». В 1866 г. по образцу литографии 1864 г. тревненский иконописец Ц. Симеонов представил святых в архиерейских облачениях: св. Мефодия - со скипетром и раскрытой книгой, у К. свиток с азбукой и крест; между ними - река, по берегам стоят храмы и гражданские постройки (вероятно, изображение Преслава). В 1874 г. Симеонов воспроизвел эту композицию на иконе из ц. св. Архангелов в Трявне. Вариант подобного изображения представлен на иконе Х.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

на гравюре «Болгарские книжники» Н. Иванова из Пазарджика, отпечатанной в Белграде в 1858 г. ( Василиев. 1970. С. 114. Фиг. 15), на иконе 1860 г. тревненского иконописца Симеонова из ц. Св. Троицы в Свиштове. В 1863 г. иконописец Н. Тодорович изобразил К. молодым, а Мефодия - седым (Там же. С. 115. Фиг. 19). В росписи 1889 г. по сторонам входных ворот мон-ря св. Петки Мулдавской возле Асеновграда оба святых изображены пожилыми архиереями, над вратами - буквы кириллицы. Подобные изображения есть в соседних храмах: в Араповском мон-ре, в с. Хвойна, в с. Лесидрен близ Тетевена и др. Отличается образ 2-й пол. XIX в. из ц. К. и Мефодия в болг. г. Русе, на к-ром св. братья показаны в крещатых ризах и головных уборах с крестами, подобно изображениям свт. Кирилла Александрийского. На свитке в правой руке К. написана глаголица, а в раскрытой книге у Мефодия помещен кириллический текст. Подобная икона была создана Х. Молдау в 1902 г. для ц. К. и Мефодия в Зографском монастыре. На иконе 1861 г. Д. Зографа из ц. Пресв. Богородицы в Скопье К.- молодой, в монашеских одеждах, Мефодий - средовек в архиепископском облачении. Подобное изображение есть на гравюре 1867 г. из Хиландарского мон-ря, созданной по заказу проигум. Анфима Хиландарца из Тырнова. В небесном сегменте представлена Пресв. Богородица (Там же. С. 118. Фиг. 44). Монахом и архиереем соответственно изображены К. и Мефодий на фресках Н. И. Образописова в ц. вмч. Георгия в с. Долни-Лозен (ныне Лозен) близ Софии, на иконе 1886 г. Е. Попдимитрова в ц. Св. Троицы с. Горановци возле Кюстендила и на иконе 1886 г. Й. Недялкова в храме с. Байлово близ Софии. Вариантом парной композиции представляется иконография с аналоем (или столом) в центре, на к-ром лежит Свящ. Писание. На сев. стене Преображенской ц. часовой башни Зографского мон-ря в росписи 1869 г. К. и Мефодий показаны ровесниками, в одинаковых архиерейских облачениях, с митрами на головах, стоящими возле маленького столика, на к-ром лежит Евангелие, и держащими развернутый свиток с кириллицей; рядом св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Ещё одна была видная фигура в Тамбове – губернский предводитель дворянства владетельный князь Челокаев, гофмейстер и член Государственного Совета. Ещё 10 лет назад он был довольно прогрессивен и против губернатора. Но в 1907 крестьяне сожгли его имение – и он стал сторонник жёстких консервативных мер. Однако сегодня у него не было опорных сил для оппозиции, и шёл ему 77-й год, и наконец он приходился Юрию Васильевичу – родным дядей. Положение губернского комиссара равнялось прежнему губернатору, и Давыдов должен был бы занять губернаторскую канцелярию. Но он больше держался своего привычного кабинета на 2-м этаже земской управы – массивного каменного здания на углу Большой и Араповской, откуда и видна была ему вся центральная городская площадь перед собором и монастырём. Продолжая и дела земской управы, там принимал он большую часть посетителей – и туда же к нему пришёл сегодня и его шурин Александр Львович Вышеславцев, москвич. – Саша! Откуда? Сейчас приехал? с вокзала? В другое время, поспокойней и повнимательней, заметил бы Давыдов, что шурин его что-то слишком рассеян, даже расстроен. Но сейчас он сам был так возбуждён и переполнен деятельностью, да и не виделись от дня революции: – Ну, каково, а? Каково, голубчик, мы отмочили? – встретил его на середине кабинета, обнимал и тряс. – Дождались, а? Ещё при нашей жизни вдруг дождались! Вышеславцев виновато улыбнулся. По мягкому лицу его – со лба, через глаза и на щёки, как бы постоянно стекало тихое облачко осветлённости, как это нередко бывает на русских образованных лицах. А Давыдов, усадив его и рискуя оказаться неучтивым, расхаживал по ковру и с размахами рук рассказывал о себе, о своём – да потому что это было не своё, а Тамбов, а губерния, а вся Россия! Ослепительна была общественная победа, и каждое событие и известие пело об этом, и безграничны, бездонны развернувшиеся перспективы, но может быть самое затаённое, да, вот что чувствовала всякая душа болельца за народ, и конечно изгнанника брата Васи бы сейчас: происходит искупление столетней дворянской неправоты! – нашим участием в революции, и как доверчиво революция приняла нас в свой поток! – Но что в Москве? А в Москве как? Ты рассказывай! Нет, Вышеславцев не вскидывался из кресла, не разбегался размахивать руками, хотя был моложе зятя почти на десять лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006