[Об основаниях и осуществлении апостольства мирян] (510/40, 4388) 3. Миряне принимают обязанность осуществлять апостольство и получают право на это в силу самого своего единения со Христом- Главой. Ибо, внедренные в мистическое Тело Христово через Крещение, укрепленные силой Святого Духа через Миропомазание, они Самим Господом предназначаются к апостольству. Они посвящаются в царское священство и народ святой (ср. 1Пет 2, 4–10 ), чтобы всеми своими делами приносить духовные жертвы и по всему миру свидетельствовать о Христе. А благодаря Таинствам, особенно Святейшей Евхаристии, передается и питается та любовь, которая выступает как душа всего апостольства [ХВ 510/21; ср. 510/7]. (4389) Апостольство осуществляется в вере, надежде и любви, которые Святой Дух изливает в сердца всех членов Церкви. Более того: заповедь любви, главное предписание Господне, побуждает всех христиан снискивать славу Божию через пришествие Его Царства, а также жизнь вечную для всех людей, чтобы они знали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср. Ин 17, 3 ). Потому на всех христиан возлагается славная задача: трудиться ради того, чтобы Божественную весть спасения познали и приняли все люди по всей земле. Ради осуществления этого апостольства Святой Дух, освящающий народ Божий через служение и таинства, также наделяет верных и особыми дарами (ср. 1Кор 12, 7 ), «разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор 12, 11 ), чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили, и были «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (ср. 1Пет 4, 10 ) ради созидания всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16 ). Приняв эти харизмы, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви – как в Церкви, так и в миру – в свободе Святого Духа, Который «дышит, где хочет» ( Ин 3, 8 ), и вместе с тем в общении с братьями во Христе, прежде всего со своими пастырями, задача которых – выносить суждение об их подлинной природе и о надлежащем их употреблении: не для угашения Духа, но ради того, чтобы все испытывать и хорошего держаться (ср. 1Фес 5, 12, 19, 21 ) [ХВ 510/8].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В полномочия этого ведомства входят вопросы апостольства мирян, т.е. их участия в жизни и миссии Церкви – как в качестве членов объединений, занятых апостольством, так и в качестве отдельных верующих. Этот Совет разрабатывает и принимает уставы объединений верующих-мирян, в том числе и объединений международного характера. В отношении «третьих орденов» он занимается лишь вопросами, касающимися апостольства мирян. – Папский Совет по содействию христианскому единству ( Consilium ad Christianorum Unionem Fovendam ) Раньше это ведомство называлось «Секретариатом по содействию христианскому единству». Этот Секретариат был создан Папой Иоанном 5 июля 1960 г. вместе с Комиссиями, в чью задачу входила подготовка Второго Вселенского Ватиканского Собора (в Motu Proprio Superno Dei nutu [«По вышней воле Божией»] от 5 июня 1960 г.). Он был утверждён в качестве одного из органов Собора в Motu Proprio Appropinquante Consilio [«С приближением Собора...»] от 6 августа 1962. 14 января 1963 г. в письме Кардиналу Статс-Секретарю Папа Иоанн указал, – «Секретариат по единству должен состоять из двух секций: западной и восточной». После Собора Секретариат по единству был снова утверждён Папой Павлом VI-м в Motu Proprio Finis Consilio [«Поскольку завершение Собора...»], гласившей: «Этот Секретариат будет состоять из тех же членов, из которых он состоял при проведении Собора» (Secretariaus iisdem viris constabit, quibus per celebrationem constabat). Папский Совет по содействию христианскому единству, как явствует из его названия, призван воплощать в жизнь Декрет Ватиканского Собора об экуменизме. Этот Совет поддерживает отношения с братьями и сестрами из других церковных общин; он занимается истолкованием и воплощением принципов экуменизма. Посредством своих наблюдателей Совет участвует в собраниях христиан иных конфессий и приглашает их на организуемые им встречи католиков. В вопросах веры он действует в тесном сотрудничестве с Конгрегацией вероучения; в том, что касается отношений с некатолическими Церквами Востока, он должен прислушиваться ко мнению Конгрегации по Восточным Церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

О благовестии мирян. Читая Вашу статью по этому поводу, поначалу думаешь, что Вы просто ломитесь в открытые двери. Ибо Вы не можете не знать, что изначала и даже до сего дня любой мирянин, а в нашей российской современности – любая верующая мама, бабушка, тетка, сестра (мужчины, увы, гораздо реже!) всегда несли проповедь о Христе, истины Слова и Закона Божия своим детям, внукам, племянникам, братьям, соседям, сослуживцам, знакомым... И это подлинное апостольство мирян как началось со дней земной жизни Христа, так по сей день и идет, не прекращаясь, и не прекратится до Второго Пришествия! И на такое апостольство не требуется никакого особого благословения; оно естественно, т.к. это – потребность души каждого подлинно верующего человека. В этом – одно из проявлений всеобщего священства верных (другое в том, что основополагающее таинство Крещения в Православной Церкви, в определенных случаях может совершить любой мирянин, даже женщина!). Даже в храме за богослужением отдельным искусным в слове мирянам священник или епископ может благословить проповедь. И Вам, как Вы пишите, наш Первоиерарх и иные епископы благословляли проповедь в Церкви. Тогда из-за чего Вы копья ломаете? Что Вам не нравится? А не нравится Вам то, что каноническая иерархия Церкви обязана надзирать за проповедью, так, чтобы учительство всех, в том числе и мирян, соответствовало православному учению. Прежде всего такая задача возлагается на епископа: он – первый учитель Церкви в том смысле, что и сам обязан постоянно учить, и обязан наблюдать за учительством священников и мирян, дабы не проникали в Церковь заблуждения и ереси. Насколько важно блюсти чистоту православного учения видно из того, что в случае, если сам епископ начнет отступать от него и проповедовать ересь, то и священники, и миряне обязаны выйти из послушания ему, даже прежде всякого соборного о нем определения (15-е правило Двукратного Собора). И в этом смысле хранителем веры в православии признается не только духовенство, но весь церковный народ в целом! Получается, что надзор обоюдный: епископы наблюдают за священниками и мирянами, а эти, в свою очередь, за епископами...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

Без таинства брака сама Церковь осталась бы невоплощенной, внеположенной историческому опыту человечества, где брак сохранил, хотя и не исключительным образом, центральное значение в домостроительстве творения. В результате Церковь превратилась бы в обычную суперструктуру по отношению к реальной истории человека, потому что ее Благодать не пронизывала бы действенным образом один из неотъемлемых конститутивных элементов этой истории» 566 . Очевидно, что proprium таинства брака – главный объект матримониального канонического права – неотделимо от его конституциональной роли в Церкви. Эта роль выявлена Вторым Ватиканским собором как в Догматической конституции о Церкви, так и в Декрете об апостольстве мирян. б) Таинство брака и его церковное измерение Говоря об апостольстве мирян, Второй Ватиканский собор называет семью «tanquam domesticum sanctuarium Ecclesiae» (как бы домашним святилищем Церкви, AA 11, 4). А в описании конституциональной структуры Народа Божьего тот же институт прямо именуется «velut Ecclesia domestica» (как бы домашней Церковью, LG 11, 2). Хотя установить точное теологическое значение обеих соборных формул, и особенно измерить их последствия для канонического права, – нелегкая задача, тем не менее, намерение отцов собора представляется очевидным: подчеркнуть церковное измерение супружеской общности, а через него – конституциональную роль таинства брака. Брак считается тождественным Церкви, только будучи осуществлен в качестве семьи, дома. Это подтверждается двумя фактами. Во-первых, в обоих соборных текстах термин ecclesia непосредственно прилагается к семье, а не к браку. Во-вторых, употребление слов tamquam и velut (как бы) дает понять, что речь идет лишь об аналогии. Потому что семья, хотя и основана на таинстве брака, через которое любовь Христа к Церкви присутствует в истории, тем не менее, сама по себе она не способна реализовать ни структуру communio hierarchica (иерархии общения), ни специфическое эсхатологическое измерение Евангельских советов 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Руси. Исправиться, измениться не так то легко. И первый шаг на этом пути — теоретическое осознание православного взгляда на важное и высокое положение мирян в церкви. Поправославному народ церковный это — живое тело церкви. Он хранитель самой веры, если и несознательный, то подсознательный, инстинктивный. Он мистический участник в совершении таинств церковных. Но в особенности и преимущественно народ церковный — миряне, как militia Christi, есть первейший исполнитель, осуществитель заветов церкви в жизни мирской, общественной. Специфическое призвание мирян, их миссия, их апостольство, в восполнение и усиление учительного и сакраментального апостольства иерархии- это христианизация культуры и оцерковление мира. На то нам и дано это высокое звание мирян, т. е. граждан мира сего по естеству, но одновременно и граждан не от мира сего, граждан церкви. Мир дал нас церкви, а церковь послала нас в мир, чтобы привели его в целом к порогу царства Божия. Это специфически наше служение. На то иерархия, клир и благословляет для нас и хлеб насущный, и жилище, и очаг семейный, и все наши частные добрые деловые предприятиями власть государственную, чтобы мы всем этим занялись во имя Царствия Божия, как и сама иерархия занята этим с другого мистического конца. А потому, взяв на свое попечение христианизацию всех мирских дел, мы не отрывали бы клир от алтаря и учительской кафедры. И, благословляемые и наставляемые нашими пастырями, дружно, соборно преображали бы в духе евангельском все выше перечисленные натуральные блага и средства нашего существования в благословенные орудия Царства Божия и жизни не только плотской, но и духовной. Метафорическая терминология «пастыри и овцы» не есть разрешение на бездеятельность мирян, на уравнение с безответственно пасущимися овцами. Писание называет нас «словесными» овцами, т. е. одаренными «словом — логосом — разумом», ответственными за реализацию в жизни того благодатного духовного питания, которое мы получаем от пастырей. Говоря о мирянском служении церкви, мы не закрываем глаз на настоящую почти поголовную к тому неподготовленность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Американские католики совершат паломничество к Казанской иконе Божией Матери, возвращенной в Россию Папой Иоанном Павлом II 15 мая 2007 г. 14:35 В июне этого года в столицу Татарстана приедет из США большая группа паломников к Казанской иконе Божией Матери, переданной в августе 2004 года Папой Римским Иоанном Павлом II Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Организатором поездки, в которой примут участие 60 человек, выступило американское отделение Всемирного Фатимского апостольства, сообщил президент апостольства священник Марк Моретти в понедельник на заседании «круглого стола» в Москве. «У нас всегда был план добиться большего взаимопонимания между католиками, православными и вообще всеми христианами, и мы надеемся на помощь в этом Божией Матери», — сказал он. В случае массового интереса к данному мероприятию такие паломничества станут регулярными, и к участию в них будут приглашаться уже не только жители США, но и люди из других стран, где существуют католические общины. Список Казанской иконы, к которому предполагается устраивать паломничества, 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был доставлен в Москву в 2004 году главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером . 28 августа 2004 года святой образ был передан Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по окончании литургии в Успенском соборе Кремля. Переданный образ — один из списков чудотворной Казанской иконы, обретенной в XVI веке, которая, как считается, помогла освободить Москву от польской интервенции. Во многих храмах по всему миру сегодня находятся копии той знаменитой иконы. В течение долгих лет икона, возвращенная в конце концов в Россию из Ватикана, находилась в частных руках в Соединенных Штатах. Православные верующие хотели выкупить ее, но собранных средств не хватило, и святыню приобрела католическая организация мирян «Голубая армия». Как показала экспертиза, список, хранившийся у папы, был создан в конце XVIII века в Москве или неподалеку от российской столицы. При этом до сих пор не установлено, где находился этот список до революции — в приходском храме или в частном доме. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/239950.htm...

Что означает создание церковного суда в Русской Православной Церкви? – комментарий секретаря Епархиального совета Санкт-Петербургской митрополии июня 2008 26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял историческое Положение о церковном суде. Специально для " Воды живой " это событие комментирует секретарь Епархиального совета, а также преподаватель канонического права в Санкт-Петербургских Духовных школах протоиерей Владимир Сорокин. 26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял историческое Положение о церковном суде. Предполагается, что судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Напомним, что до настоящего времени функции епархиального  суда в Санкт-Петербургской митрополии выполнял Епархиальный совет. О том, зачем нужен суд в Церкви, и что означает создание полноценного церковного суда для Русской Православной Церкви сегодня, мы попросили рассказать секретаря Епархиального совета, а также преподавателя канонического права в Санкт-Петербургских Духовных школах протоиерея Владимира Сорокина .   Отец Владимир отметил, что воссоздание полноценного церковного суда налагает большую ответственность на все нынешнее церковное сообщество: " При помощи института церковного суда можно будет повысить ответственность у наших клириков и мирян за единство, святость, соборность и апостольство Церкви. Суд нужен не для того, чтобы кого-то ранить и унижать, а для того, чтобы единство, святость, соборность и апостольство Церкви были защищены высоким нравственным авторитетом судей. Но создание суда сегодня может принести и ряд опасностей. Чтобы суд выполнял свое предназначение, нужны профессиональные судьи, нужен высокий уровень духовного образования в церковной среде и ответственное общество. А сегодня с этим есть определенные сложности. Особенно тревожна безответственность общества и журналистов. СМИ сегодня только и ищут незначительных фактов, из которых можно раздуть всероссийскую проблему. И при определенных обстоятельствах церковный суд может оказаться той " мусорной корзиной " , откуда журналисты будут вытаскивать подобный " мусор " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял историческое Положение о церковном суде. Предполагается, что судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Напомним, что до настоящего времени функции епархиального  суда в Санкт-Петербургской митрополии выполнял Епархиальный совет. О том, зачем нужен суд в Церкви, и что означает создание полноценного церковного суда для Русской Православной Церкви сегодня, мы попросили рассказать секретаря Епархиального совета, а также преподавателя канонического права в Санкт-Петербургских Духовных школах протоиерея Владимира Сорокина. Отец Владимир отметил, что воссоздание полноценного церковного суда налагает большую ответственность на все нынешнее церковное сообщество: «При помощи института церковного суда можно будет повысить ответственность у наших клириков и мирян за единство, святость, соборность и апостольство Церкви. Суд нужен не для того, чтобы кого-то ранить и унижать, а для того, чтобы единство, святость, соборность и апостольство Церкви были защищены высоким нравственным авторитетом судей. Но создание суда сегодня может принести и ряд опасностей. Чтобы суд выполнял свое предназначение, нужны профессиональные судьи, нужен высокий уровень духовного образования в церковной среде и ответственное общество. А сегодня с этим есть определенные сложности. Особенно тревожна безответственность общества и журналистов. СМИ сегодня только и ищут незначительных фактов, из которых можно раздуть всероссийскую проблему. И при определенных обстоятельствах церковный суд может оказаться той «мусорной корзиной», откуда журналисты будут вытаскивать подобный «мусор».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-27/8...

Церковь это не партия, это живой организм Богочеловека Христа. А поскольку все мы живые люди, то и подход должен быть как к живым людям, а не винтикам одного большого механизма. человек 2 ноября 2013, 00:58 Елене(Украина). Но Вы так и не ответили на вопрос, что же мешает таким молитвенным , таким благоговейным священникам исповедоваться перед каждым причастием? Как Вы пишите, они столько молятся, столько на себе несут, а вот исповедаться (как они требуют от мирян) -- для священника " запредельная " нагрузка? Так что ли? человек 2 ноября 2013, 00:40 Дионисию. Где вы взяли, что кто-то тут из мирян примеряет на себя священство? Просто необходимое для спасения состояние души одинаково[!] и для священников, и для мирян. Сан священный автоматически не делает праведным. Иуда Искариот был апостолом, и избрал Иуду апостолом Сам Господь Иисус Христос. И апостольство не помешало Иуде предать Господа. Почему же священники могут исповедоваться, когда им вздумается? Я никому не указываю, я просто спрашиваю. Таинство исповеди для всех, а не для мирян только. И вообще-то,если не ошибаюсь, именно миряне[!] должны говорить при хиротонии -- " аксиос " , если считают человека достойным. Слава 1 ноября 2013, 23:52 Дионисию: " В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. " Это католицизм, избранность есть конечно но особая балгодать которая разрешате делать то что мирянам не дозволе в плане покаяния. Раз священник то все грехи покрыты. Просто вы уставщики держитесь за устав. Заменили им Бога, по римскому обычаю Бога нет есть папа у вас священник которому дозволено то что не дозволено вам.

http://pravoslavie.ru/65243.html

Этот суд является «ординарным судом, учреждённым Римским Первосвященником для того, чтобы принимать апелляции» (кан. 1443) и ведёт дела, направленные на уровне апелляции ординарными судами на рассмотрение Святого Престола. Это единственный суд Св. Престола, уполномоченный рассматривать матримониальные вопросы, тогда как вопросы вероучения находятся в ведении Конгрегации вероучения. Это ординарный коллегиальный суд, состоящий из коллегии аудиторов, назначаемых Папой; во главе его стоит Декан в качестве первого среди равных (primus inter pares). Чтобы занять должность аудитора, необходимо быть священником, рождённым в законном браке, и получить учёную степень в каноническом и гражданском праве (in utroque iure). В отдельных случаях судейская коллегия формируется по турнам из троих аудиторов: каждый турн представляет собою самостоятельный судебный орган и может считаться секцией суда. Согласно кан. 1405, § 3, суд «Рота Романа» уполномочен вести спорные процессы Епископов, Аббатов и высших настоятелей монашеских институтов понтификального права, а также других церковных лиц (как физических, так и юридических), у которых нет иного настоятеля, кроме Римского Первосвященника. В первой инстанции он ведёт также дела, оставленные Римским Первосвященником на своё рассмотрение (см. кан. 1444, § 2) и доверенные суду «Рота Романа». При нём существует юридическая школа «Студио Ротале» (Studio Rotale), которая готовит церковных судей. Напротив, судейская коллегия складывается из всех аудиторов (videntibus omnibus), когда дело передаётся в суд «Рота Романа» судом Апостольской Сигнатуры, если при этом было допущено так называемое «восстановление в исходное состояние» (restitutio in integrum) в смысле кан. 1645 и слл. – Папские Советы – Папский Совет по делам Мирян ( Pontificium Consilium pro Laitis ) В Motu Proprio Папы Павла VI-ro Apostolatus Peragendi [«Осуществления апостольства...»] от 10 декабря 1976 г. Совет по делам мирян (Consilium de Laicis), учреждённый в порядке эксперимента тем же Верховным Первосвященником в Motu Proprio Catholicam Christi Ecclesiam [«Вселенскую Церковь Христа...»] от 6 января 1967 г., обрёл постоянную структуру, получив название «Папского Совета по делам мирян» (Pontificium Consilium pro Laicis).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010