18 ноября на очередной публичной сессии состоялось окончательное голосование по догматической конституции о Божественном Откровении " Dei Verbum " (2344 голоса против 6) и по декрету об апостольстве мирян " Apostolicam actuositatem " (2340 против 2). После голосования оба документа были подписаны и провозглашены папой, обратившимся затем к Собору с речью, в которой он отметил задачи Церкви в послесоборный период, важность работ послесоборных комиссий и его согласие на проведение требуемой многими реформы Римской курии. 19 ноября Собором был принят " в целом " окончательный вариант декрета " О религиозной свободе " (1954 голоса против 249). 2 декабря были представлены окончательные варианты документов " О служении и жизни священников, " " О миссионерской деятельности Церкви, " " О Церкви в современном мире. " Первый, в котором по требованию " интегристов " была подчеркнута святость целибата, при голосовании по принятию " в целом " получил 2243 голоса против 11. Во втором в соответствии с пожеланием 265 консервативных членов Собора была особо подчеркнута роль Конгрегации по распространению веры как единственного полномочного ведомства для всех миссионеров. Окончательный вариант последнего документа опять вызвал бурные дискуссии. 4 декабря состоялось голосование по одной из самых спорных глав " О поддержании мира и о содействии международному сообществу " (1710 голосов против 483). 6 декабря, на последней 168-й генеральной конгрегации, была принята конституция " О Церкви в современном мире " (2111 против 251). 7 декабря, на последней публичной сессии Собора, состоялось голосование по всем оставшимся документам: декларации о религиозной свободе " Dignitatis humanae " (2308 против 70), декретам о миссионерской деятельности Церкви " Ad Gentes divinitus " (2394 против 5), о служении и жизни священников " Presbyterorum Ordinis " (2390 против 4). Внесенные исправления в наиболее спорные места пастырской конституции о Церкви в современном мире " Gaudium et spes, " а также открытое требование папы принять этот документ, способствовали снижению числа его противников при последнем голосовании (2307 против 75). По окончании процедуры голосования все документы были провозглашены папой принятыми. Затем было оглашено motu proprio " Integrae servandae, " которым упразднялась Конгрегация Sanctum Officium, замещенная Конгрегацией " pro doctrina fidei " (по вероучению), которая выносит обвинительные суждения лишь после консультаций с национальными епископскими конференциями.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Это есть хотя и не тайнодействие, но все же общая молитва. Наконец, и при совершении таинств, совершаемых только священством, в частности даже Евхаристии, миряне имеют свою долю участия, которая внешне выражается в их ответах на молитвы и возглашения священника, внутренно же она столь значительна, что священник, строго говоря, не должен совершать таинства один без народа. Иными словами, он совершает их вместе с народом, и миряне являются со-совершителями и таинства на своем месте. В духовном организме Церкви все совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого. Nonne et laci sacerdotes sumus — в известной степени, можно применить сюда эти слова Тертуллиана. Нельзя только отсюда делать того вывода, что на основании всеобщего христианского харизматизма не существует харизматизма особенного, принадлежащего только иерархии. Напротив, именно в силу этого харизматизма существует и иерархия, которая имеет свои степени, и есть грани, которые непереходимы для мирян. Таково есть совершение таинств и, прежде всего, божественной Евхаристии. И хотя в Новом Завете мы и не можем найти прямого установления нашего теперешнего трехстепенного священства в точности, т. е. в том виде, как оно установилось еще с древнейших времен, но мы видим и здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем — епископстве и пресвитерстве и в диаконстве. С другой стороны, нигде мы не найдем такого беспорядочного харизвуатизма, в силу которого все и каждый совершали бы «преломление хлеба» и другие таинства. Напротив, это явным образом составляет преимущество или самих апостолов или, во всяком случае, нарочито поставленных лиц (и пример Коринфской общины, в I Кор., представляет собой, как раз, отрицательную инстанцию). Идея иерархического равенства, равносильная отрицанию принципа иерархии, в качестве начала ветхозаветного, нигде не выражена в Слове Божием и совершенно отсутствует в церковном предании уже с 1-II bb. Но последнее есть, во всяком случае, лучший свидетель об апостольском учении, передающем заповеди Христовы, нежели проблематические реконструкции современных историков, оторвавшихся от живого предания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В соответствии с этими указаниями Собора были созданы т. н. «персональные прелатуры» (Praelaturae personales). Следует отметить, что они существенно отличаются от территориальных прелатур (см. кан. 370), представляющих собою подлинные отдельные Церкви, приравниваемые к диоцезам. Эти прелатуры состоят из священников и диаконов секулярного духовенства и учреждаются Апостольским Престолом (кан. 294). Они управляются уставами, составляемыми Апостольским Престолом, а во главе их ставится Прелат в качестве их Ординария (кан. 295). Миряне тоже могут посвящать себя апостольской деятельности в персональных прелатурах в соответствии с соглашениями, заключаемыми с прелатурой; однако они, как это было по необходимости отмечено, «не меняют своего личного положения», т.е. канонического статуса, рядовых верующих мирян и осуществляют свое апостольство именно в этом качестве (Декларация 50 Конгрегации по делам Епископов от 23.11.1984 г.). Самая известная из прелатур – это «Общество Священников Святого Креста» (Societas Sacerdotales Sanctae Crucis), более известная под названием «Дело Божие» (Opus Dei), официально учреждённая Апостольским Престолом в качестве персональной Прелатуры 23-го августа 1982 г. Раздел четвёртый. Объединения верующих 1. Общие положения и классификация Каноническим законодательством предусматривается право верующих создавать объединения. Основополагающим в этом отношении является кан. 298: 298 § 1. В Церкви имеются объединения верующих, отличные от институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни, в которых верующие – клирики, миряне, или клирики вместе с мирянами – совместными усилиями стремятся к более совершенной жизни, к содействию общенародному богопочитанию либо христианскому вероучению или же другим видам апостольства, а именно: трудам евангелизации, осуществлению деятельности благочестия или христианской благотворительности и оживотворению преходящего мира христианским духом. Кан. 300 гласит, что ни одно объединение не может называться «католическим» без согласия церковной власти, полномочия которой определяются в кан. 312. Объединения верующих делятся на две основные группы:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

«L " Univers Israélite», так широко снабжающий нас интересной и полезной информацией, отмечает: «Деятельность г-жи Гарранд. «Г-жи Гарранд, благородная христианка уже столько лет творящая истинное апостольство в пользу Иудеев, отправилась в турне по Чехословакии, Швеции и Норвегии, где она предполагает организовать лиги для борьбы с антисемитизмом. «Организация г-жи Гарранд подготовляет также к будущей зиме крупное благотворительное начинание, в пользу Иудеев, страдающих от ненависти»  136 . Или еще подобная выдержка: «Шулера». «Мы иногда указывали в этом журнале имя г-жи Гарранд. В Вене, где гнездится антисемитизм, г-жа Гарранд основала, если можно так выразиться, анти-анти-иудейское движение. Пером и словом эта женщина с неукротимой отвагой ведет борьбу за правду. И в своем журнале «Gerechtigkeit» она дерзает указывать сильным Третьего Рейха, ложью пришедшим к власти и ею же пользующимся для ея утверждения, на их действия. «Антисемитизм, пишет она, пользуется нечестным оружием, совершенно так же, как шулер в игре. Но шулер разсматривается, как преступник. Когда его хватают, его сажают в кутузку. Все же, вред принесенный им значительно меньше по сравнению с творимым антисемитами, самыми безчестными шулерами истории. Тот, который изо лжи кует свое политическое оружие, который смотрит на антисемитизм как на орудие, которым можно пользоваться в общественной жизни, тот мерзавец»  137 . Дезадер Корейн, венгерский иудей, так отзывается о г-же Гарранд: «Перед тем, как кончать, я хотел бы привести, несколько строк из одного еженедельного журнала, издаваемого с исключительной целью борьбы с антисемитизмом, одной старой дамой, христианской венской семьи (госпожа Ирина Гарранд). «Какой честный христианин не пожелает того, чтобы народ, которому весь нравственный мир обязан Заповедями Господними, Библией , нашим Спасителем, Апостолами, большим числом ученых, изобретениями и открытиями, обрел, наконец, и свой приют (heme), могущий взять на себя заботу о своих, в том случае, когда злодей, монарх или политикан будет охвачен мыслью унизить, притеснить, обидеть или даже подвергнуть смерти невинных людей, дабы отвратить внимание толпы от своей собственной злобы и неспособности. Знакомы ли вы со славной историей народа, называемого иудейским? Знаете ли вы, что в средние века женщины, дети, старики и больные умирали, предпочитая смерть отречению от своей веры? И если мы знаем, как иудеи привязаны к жизни, не является ли вдвойне восхитительным то, что они предпочитали костер своей жизни, не желая отречься от своей религии? Знакомы ли вы с жизнью иудеев в Гетто? Знаете ли вы все страдания перенесенныя иудеями до эмансипации, оскорбления, преследования и клевету? А кем? Всякий негодяй, не имеющий иной заслуги, кроме случайного факта своего не иудейского происхождения, мог угнетать, даже избивать, оскорблять людей, интеллектуальностью, духовностью и нравственностью на много его превосходящих»  138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объяснения срочной необходимости заключения перемирия даются братом Лантуан следующими вырезками: «Большевизм запрещает Франк-Масонство и как логичное последствие, он затыкает рот Церкви. Посмотрите на Хитлера. Правая пресса апплодировала его жесту, цукнувшему братьев и поставившему иудеев вне закона; завтра ваши священники направятся по дороге изгнания или искупят заслуженными обидами грех неумения найти пламенного пророческого слова, чтобы осудить эти глупости. Покушение на мысль есть уже насилие над совестью»  48 . «Вчера хитлеровцы кружились адским хороводом вокруг сжигаемых книг мысли, завтра вашими благочестивыми писаниями они будут поддерживать те же костры»  49 . «Хитлеризм, например, может только радоваться нашей обоюдной ненависти и некоторые ваши представители, это понявшие, мужественно поднялись против ограничений и оскорблений невинных жертв, которыми стали недавно в Германии иудеи»  50 . «Вот наступили ужасные времена, предсказанныя Писаниями, в кои варвары разсеятся по всей земле на подобие четвертого всадника из Апокалипсиса. Перед этим воскресением Инстинкта, гордые нашим двойственным апостольством перед нашествием одних лишь материальных вожделений, которыя распнут все наши грезы, должны ли мы – вы и мы – остаться противниками? Возможно. Возможно... в глубине нас самих, так как ваш Бог не простит Возставшего Ангела, а Возставший Ангел никогда не отречется. Должны ли мы оставаться врагами? Нет»  51 . «В тот день, когда Хирам еще раз не устоит против ударов злых подмастерьев, ваш Христос подвергнется вторичному поношению толпы. И одна и та же гробница на веки (ad aeternum) покроет останки нашего униженного величия  52 . Заканчивает свое длинное письмо брат Лантуан следующим разсуждением: «Тогда поняв, что их ненависть безполезна, Священники и Масоны заключат мир и в то время, как первые, раскрыв свои таинства, докажут Ученым, что современная наука и традиция говорят в общем на одном языке, вторые, увлеченные своей общественной грезой, попытаются сформировать народную душу и возстановить великий Храм Человечества, согласно неизменным законам Того, которого предки их назвали Великим Архитектором Вселенной»  53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В духовном организме Церкви все совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого; нельзя только делать отсюда вывод, что на основании всеобщего христианского харизматизма не существует особых харизм, принадлежащих только иерархии. Напротив, именно в силу этого харизматизма существует и иерархия, которая имеет свои степени, и есть грани, которые непереходимы для мирян. Сюда относится совершение Таинств и, прежде всего, Божественной Евхаристии. И хотя в Новом Завете мы не можем найти прямого установления нашего теперешнего трехстепенного священства в точности, то есть в том виде, как оно установилось в ближайшие послеапостольские времена, мы видим здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем – епископстве, пресвитерстве и диаконстве. С другой стороны, нигде мы не найдем такого беспорядочного харизматизма, в силу которого все и каждый совершал бы «преломление хлеба» и другие Таинства. Напротив, это явным образом составляет преимущество или самих апостолов, или, во всяком случае, нарочито поставленных лиц. Идея иерархического равенства, равносильная отрицанию принципа иерархии, нигде не выражена в Слове Божием и совершенно отсутствует в церковном Предании. Но последнее есть, во всяком случае, лучший свидетель об апостольском учении, передающем заповеди Христовы, нежели проблематические реконструкции современных историков, оторвавшихся от живого Предания. Иерархия, ведущая свое происхождение прямо от Христа, Первосвященника по чину Мельхиседекову, чрез апостольское преемство, есть Сам Христос, тайнодействующий в Церкви Своей. Эта иерархия любима Им и полна любовью к Нему, она есть радость и утешение Церкви от Святого Духа, который низводится на рукоположенного, она есть средоточие церковной жизни, установленное Самим Богом, и через нее действует Сам Бог на земле. Лишить себя иерархии значит обеднить, опустошить церковную жизнь, значит, в известном смысле, изгнать апостолов и Самого Пославшего их из Церкви, и не может быть большего церковного бедствия и большего заблуждения, нежели то, вследствие которого в начале XVI века некоторые церковные общества, охватывающие целые народы, лишили себя Священства и поныне остаются без Таинств, без благодатных даров, в них подаваемых. Конечно, Дух дышит, где хочет, и мы не можем сказать, что они совсем лишены Святого Духа, которым возрождаются при Крещении. Но это есть величайшая церковная скорбь наших дней, и любовь наша к братьям протестантам и молитва наша должна быть о том, чтобы они вновь взыскали иерархии апостольского преемства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Якоже пред потопом, развратися многое множество русских людей, сташа плотию и духа несть в них; но человеколюбия ради Твоего и по молитвам Богоматери и святых, пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и не токмо праведных, якоже Ноя, но и весь народ наш, огнем скорбей и страданий, яко водами потопными омыв и покаянными слезами убелив, человеколюбно и скоро помилуй. Аврааму праотцу обещавый пощадити и зело согрешившие Содом и Гоморру ради немногаго числа праведников, ради сущих и ныне в народе нашем сокровенных рабов Твоих, пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Езекиины слезы, Манассиино и ниневитян покаяние и Давидово исповедание приемый и скоро тех помиловавый, услыши, Многомилостиве, моление рабов Твоих, о своих согрешениях и о согрешениях народа русскаго слезы проливающих, и покаянные вопли их вменив яко покаяние всего народа нашего, пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Иеремии, о разорении Сиона рыдавшему, подражающе, ревнители Православия рыдают о разорении храмов и обителей, о осквернении святынь. Услыши, Милосерде, стенания их, возврати пленение наше, возврати нам уцелевшия еще святыни и тако пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Якоже древле евреи в Вавилоне, тако и мы, обесившие безмолвные органы, рыдаем о разорении Сионов наших, паче же о разорении храма души народа нашего, о его развращении, озлоблении, падении. Но, о Многомилостиве! Без Твоея помощи мы и помыслить что доброе не можем. Темже Ты и Сам подвигни всех русских людей, и архипастырей и пастырей, и монахов и мирян, и во власти сущих и подвластных, и мужей и жен, и старцев и юных: припасть к Тебе с покаянными слезами и положить начало исправления, и тако пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Не точию Петра, отвержение свое горько оплакивавшаго, на степени верховнаго апостольства возставивый, и разбойника, мал глас испустившаго во едином часе рая сподобивый, но и о распинателях Твоих моливый, и Павла, гонителя и хульника, к Себе призвавый и сосудом избранный Твоим соделавый, помилуй, Человеколюбче, всех русских людей, не токмо кающихся о своих согрешениях, но и сих, иже о покаянии не помышляют, иже враждуют на Тя и в злобе своей утверждаются. Призови и их всех к Себе и тако пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш, и добрых и злых, сих в добре укрепив, оных от зла к добру обратив, человеколюбно и скоро помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Ведь странно же думать, что мирянам позволено то, что не позволено священникам. Разве мы - миряне не священники? Но это пишет Тертуллиан - летописец. Когда же он был в лоне Церкви, то сам порицал еретиков, главным образом гностиков за тот беспорядок, который у них наблюдается в смешении священных и церковных должностей (о прескрипциях, с. 41). Апостолы, пророки и учители.    Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные» (1 Кор. 12:28). Вот первый ряд христианских служений и в хронологической последовательности и фактической важности. В послании же к Ефесянам (4:11) тем же апостолом несколько лет спустя дается более сложный перечень христианских служении: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых». Следовательно во главе христианских служений стоит триада - апостолы, пророки и учители, в последующее время осложнившаяся новыми иерархическими должностями.    Иудейство знает эти служения. Апостолами в иудействе назывались чиновники, которые занимались сбором денег после разрушения Иерусалимского Храма и учреждения палестинского патриархата; они вместе с тем поддерживали связь диаспоры с Иерусалимом. Евсевий указывает, как главную функцию их, перенесение писем из центра Иерусалима в диаспоры. Иудейские пророки несравненно древнее иудейского апостольства, они ведут свое начало от Самуила, лет 1500 до Р. Х. Еврейское учительство появилось после плена, особенно со времени Ездры. К времени жизни Иисуса Христа, они достигли необычайного почета и уважения. Хотя все упомянутые христианские служения встречаются в иудействе, однако производить христианское служение от иудейских и ставить в причинную зависимость - нет оснований, тем более иудейский апостолат хронологически явился позже. Конечно, известная связь была, однако была и независимость. Прежде всего, в иудействе эти три должности никогда не образовывали между собою какой-либо связной триады, и характер этих служении в христианской Церкви был значительно иной, особенно апостолата. Правильно сказал А. Гарнак: апостолат есть «ein originales Werk der christlichen Urgemeinde» (Mission 1, 320).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Роль митрополита Питирима в становлении и развитии ЖМП исключительно велика. Порой злые языки острословов, щеголяя «красным словцом», расшифровывали аббревиатуру журнала следующим образом: «Жалкие мысли Питирима». На самом же деле, вверенный его попечению в 1962 году журнал через несколько лет заметно эволюционировал в лучшую сторону. Появились глубокие богословские статьи, аналитические исследования в области церковной истории, архивные публикации. Расширился круг авторов, увеличился тираж. Произошло это еще при жизни патриарха Алексия I, который покровительствовал владыке Питириму и всячески его поддерживал. Улучшились оформление и полиграфическое исполнение журнала. Новые рубрики привнесли тематическое разнообразие. Журнал стал любимым детищем владыки и отвечал ему полной взаимностью. Главный редактор пользовался заслуженным и неоспоримым, можно сказать, непререкаемым авторитетом у всех сотрудников Издательского отдела. В конце 1980-х – начале 1990-х годов ЖМП не только перестал быть «официозом», но стал будить живую и пытливую мысль, достиг своего расцвета. В советскую эпоху это было единственное религиозное издание (официальный орган Московского Патриархата), выходившее на русском языке с регулярной периодичностью совершенно легально, хотя и сравнительно небольшим тиражом. Голос Русской Православной Церкви звучал в нем достаточно внятно, проникал до глубины сознания, вызывал повышенное внимание у читательской аудитории и весьма значительный, все усиливающийся резонанс. В то время как другие средства массовой информации содействовали распространению губительной для России идеологии воинствующего атеизма, ЖМП помогал формированию религиозного мировоззрения и христианской нравственности. Журнал был амвоном и кафедрой, вестником и провозвестником духовного обновления в современной России. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным», – эти слова Спасителя, обязывающие к исповедничеству, не переставали звучать со страниц журнала, напоминая об апостольстве мирян – драгоценном достоянии раннехристианской Церкви, когда каждый христианин был призван словом и делом свидетельствовать о том, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

http://pravoslavie.ru/43980.html

По крайней мере, в этом смысле можно расценивать общественное богослужение обществ, упразднивших священство. Это есть хотя и не тайнодействие, но все же общая молитва. Наконец, и при совершении таинств, совершаемых только священством, в частности даже Евхаристии, миряне имеют свою долю участия, которая внешне выражается в их ответах на молитвы и возглашения священника, внутренне же она столь значительна, что священник, строго говоря, не должен совершать таинства один без народа. Иными словами, он совершает их вместе с народом, и миряне являются со-совершителями и таинства на своем месте. В духовном организме Церкви все совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого. Nonne et laci sacerdotes sumus – в известной степени, можно применить сюда эти слова Тертуллиана . Нельзя только отсюда делать того вывода, что на основании всеобщего христианского харизматизма не существует харизматизма особенного, принадлежащего только иерархии. Напротив, именно в силу этого харизматизма существует и иерархия, которая имеет свои степени, и есть грани, которые непереходимы для мирян. Таково есть совершение таинств и, прежде всего, божественной Евхаристии. И хотя в Новом Завете мы и не можем найти прямого установления нашего теперешнего трехстепенного священства в точности, т. е. в том виде, как оно установилось еще с древнейших времен, но мы видим и здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем – епископстве и пресвитерстве и в диаконстве. С другой стороны, нигде мы не найдем такого беспорядочного харизматизма, в силу которого все и каждый совершали бы «преломление хлеба» и другие таинства. Напротив, это явным образом составляет преимущество или самих апостолов или, во всяком случае, нарочито поставленных лиц (и пример Коринфской общины, в 1Кор., представляет собой, как раз, отрицательную инстанцию). Идея иерархического равенства, равносильная отрицанию принципа иерархии, в качестве начала ветхозаветного, нигде не выражена в Слове Божием и совершенно отсутствует в церковном предании уже с I-II вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010