Тем не менее, типично церковное значение этого конституцио нального права верующего было бы очевиднее, если бы церковный законодатель 1983 г., устанавливая общие нормы для всех ассоциаций, уделил большее внимание праву на собственную духовность, признанную каноном 214 в соответствии с соборным учением о множест венности путей к святости, а также праву способствовать апостольс кой деятельности Церкви или поддерживать ее своими начинаниями. В частности, если бы это последнее право, зафиксированное в каноне 216, было объединено с первым, как основание общих норм относительно ассоциаций верующих, это позволило бы дать более точное законодательное выражение учению Второго Ватиканского собора. Действительно, в декрете об апостольстве мирян термин incepta apostolica (апостольские начинания) хотя и не относится к какой-то конкретной организационной форме, тем не менее, означает не просто opera (дела) 653 . Термином incepta отцы собора обозначают любую инициативу, личную или общинную, благодаря которой «missio Ecclesiae melius impleri potest» (может быть лучше исполнена миссия Церкви, AA 24, 3). Тесная связь между incepta apostolica и missio Ecclesiae была уловлена и самим церковным законодателем в первой из общих норм, относящихся к ассоциациям верующих. Имеется в виду канон 298 § 1, где среди нескольких форм объединения называются также начинания ad evangelizationis и ad ordinem temporalem christiano spiritu animandum (Евангелизации и оживотворения преходящего мира христианским духом) 654 . Теперь ничто не препятствует канонисту отнести новые церковные движения, возникшие из порождающей харизмы, именно к той категории церковных объединений, которые, согласно канона 216, могут быть названы католическими, не обязательно принимая при этом правовой статус ассоциации. Конечно, если бы церковный законодатель систематически развил эту интуицию, он сумел бы лучше выразить на нормативном уровне учение Собора о трех основных формах церковных объединений: ассоциациях, имеющих специальный mandatum от церковной власти; ассоциациях, которые хотя и получают recognitio (признание) со стороны власти, однако по существу опираются на стремление к объединению самих верующих; и наконец, так называемых incepta apostolica, которые, не будучи обязательно ассоциациями, благодаря своей порождающей харизме обладают большей способностью к миссионерскому проникновению 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Эти насильственныя обращения в пограничной области спутали все карты иезуитов, которые ведут наступление на Православие под флагом истинной любви Рима к Востоку, сохраняя восточный обряд и не покушаясь на национальность обращаемых. В политике Рима повидимому испортился какой то механизм, и одобрением мер насильственного обращения Рим зачеркивает и компрометирует все построение восточного обряда, которое, по словам папы, начинается и кончается любовью к «отделенным братьям». Идеолог и вместе с тем руководитель восточного обряда в Польше иезуит Я. Урбан вынужден был высказаться по вопросу о «волынских ревиндикациях», каковыми словами он озаглавил свою статью в номере «Oriens " а» за май-июнь 1938 г. Я. Урбан указывает прежде всего, что «о какой нибудь строго церковной миссии, организованной для этой цели, ничего не было слышно» и что «понятное дело, что при обращении такими способами идет речь о достижении политических успехов, хотя бы сам акт обращения совершался, как обряд религиозный». Далее, автор замечает: «одно обстоятельство дает некоторый материал для размышления в этом деле, а именно, что ревиндикационное движение прежде всего дает результаты в пограничной сфере, где действует исключительный закон об охране государственного порядка». Автор отводит от Католической церкви обвинение в насилии и замечает, что «если такие случаи и прозошли, то за них нужно винить другие органы, вне церковные, и такия происшествия надлежит сурово осудить и скорее, над ними скорбеть, чем радоваться». Он различает два метода действия – обращение и восточный  обряд – исходят они из двух различных точек и направляются различными, во всяком случае, частично различными побуждениями». Таким образом, активная группа иезуитов, ведущая дело восточного обряда, осуждает насильственное обращение, считая, что «такое апостольство есть весьма несовершенное». II Не успело пройти изумление и остыть возбуждение в связи с неожиданным насильственным обращением в католичество православного населения на Волыни, как стали поступать сведения еще более тревожного характера, из Холмщины и Подляшья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя понятия прихода и приходского настоятеля не были прямо определены отцами Собора, основное содержание такой дефиниции нетрудно вывести из следующих трех соборных текстов: 1) ст. 42 конституции Sacrosanctum Concilium о литургии, где приход рассматривается как coetus fidelium (объединение верующих), занимающее преимущественное положение среди разного рода общин, учреждаемых епископом в своем диоцезе; 2) ст. 30 декрета Christus Dominus о пастырском служении епископов в Церкви, где приход выступает в качестве determinata pars Diocesis (определенной части диоцеза), вверенной приходскому настоятелю как одному из главных помощников епископа; 3) ст. 10 декрета Apostolicam Actuositatem об апостольстве мирян, где приход называется exemplum praecipuum apostolatus communitarii (основным примером общинного апостольства). Одновременное применение трех экклезиологических принципов, лежащих в основании соборных тезисов 770 , позволяет выделить в соборном понятии прихода следующие три конститутивных элемента: общину верующих, главенство пресвитера и отношение принадлежности к некоторой отдельной Церкви через послушание пресвитера своему епископу. Эти три конститутивных элемента делают приход единым субъектом миссионерства, который выделяется и описывается в качестве отдельной церковной общины четвертым элементом – не конститутивным, но исключительно детерминативным: территорией, на которой утверждена эта congregatio fidelium. В такой экклезиологической перспективе конституциональное местоположение прихода явно релятивизируется. Приход здесь является лишь одной из возможных юридических форм евхаристической общины в отдельной Церкви. Подобная релятивизация прихода есть необходимое уточнение на уровне канонистики (уточнение, диктуемое соборной экклезиологией communio) пастырской потребности, о которой еще много лет назад говорил Карл Ранер. Это потребность заключается в том, чтобы ограничить строгость так называемого Pfarrprinzip (принципа приходской организации), справедливо учитывая также Standesprinzip (принцип корпоративной организации) и Freigruppenprinzip (принцип свободных объединений) 771 . Такое уточнение представляет собой более адекватный ответ права на социологическую эволюцию прихода. Конечно, приход все еще может оставаться церковной формой единства социо-культурной жизни, но, как правило, это единство уже не совпадает с единством территориальным 772 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОПТАТАМ ТОТИУС» Декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании (лат. de institutione sacerdotali). Утвержден 28 окт. 1965 г. папой Римским Павлом VI . По значению нередко сравнивается с декретом Тридентского Собора о семинариях «Cum adolescentium aetas» от 3 дек. 1563 г. ( Mansi. T. 33. Col. 146-149), 400-летие принятия которого совпало с 3-м периодом заседаний II Ватиканского Собора. Если для тридентского декрета определяющим являлся дух контрреформации , то «O. t.» должен был соответствовать духу открытости миру, «aggiornamento» , чтобы подготовленные т. о. священники отвечали нуждам совр. людей. Наряду с соборным декретом о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis» «O. t.» определил структуру и содержание всех документов, регламентирующих католическое духовно-пастырское образование во 2-й пол. XX в., став основой реформ в этой области. Главные его положения были развиты в документе Конгрегации католич. образования «Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis» (Основная программа подготовки священников) от 6 янв. 1970 г. История составления Вопрос о подготовке священников был одним из центральных на II Ватиканском Соборе и вызвал широкую дискуссию уже на этапе подготовки «O. t.». Мн. участники обсуждений высказывали обеспокоенность трудным положением, в к-ром оказались католич. священники в совр. мире, а также неспособностью существующей системы духовного образования предложить адекватные ответы на вызовы современности. Попытки найти решение отражены в разных документах Собора, в частности в декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» , содержащей новые для католической экклезиологии акценты. Доминирующей стала позиция группы иерархов и теологов, выступавших за миссионерскую концепцию священства и переосмысление церковных должностей, исходя из принципов евангелизации и открытости к совр. проблемам. Именно эти идеи лежат в основе семинарской реформы, обозначенной в «O. t.». Декрет обусловлен соборным учением о сущности священнического призвания и должен рассматриваться в контексте др. документов. Во введении сказано, что, поскольку «обновление (renovationem) всей Церкви в значительной мере зависит от служения священников, вдохновляемого духом Христовым», то на основе проверенных веками законов в основополагающие принципы духовного образования вводятся «определенные новшества, отвечающие конституциям и декретам настоящего святого Собора, а также изменившимся условиям времени» (CVatII. OT. Prooem.).

http://pravenc.ru/text/2581447.html

В декабре 1937 года в пограничных с Россией русских областях Польши началось насильственное обращение православных в католичество при содействии солдат пограничной стражи. Первою жертвою было село Гринки. Под угрозой выселения из пограничной сферы, террора, отбирания паспортов, воспрещения передвижений и прочих насилий, православные крестьяне вынуждены были выразит согласие на переход в католичество. «Государственно-правовым основанием было то, что их предки были поляками и католиками. За Гринками наступила очередь других сел. Предполагалось в короткий срок обратить 350.000 человек. Протесты православной иерархия и общества остаются без последствий. Православные священники изгоняются, миссионеры не допускаются. Пограничная стража, полиция, польские учителя, помещики и ксендзы, также, как и в XVI beke, все соединились в этом подвиге «апостольства». Параллельно, в Холмщине и Подляшьи закрываются православные храмы. Священников изгоняют, воспрещают их пребывание среди населения, штрафуют за совершение треб и богослужений. С трудом налаженная приходская жизнь разрушается. На 383 храма в этом многострадальном крае, которые были до войны, к настоящему времени  осталось 63. 111 закрыто, 59 разрушено, 150 обращено в костелы. Ныне стараются отобрать и оставшиеся, разрушают закрытыя, вместе с тем закрывая сооруженные молитвенные дома и каплицы  274 . И вот, на фоне всего этого происходит канонизация А. Боболы. Nuй XI принимает польских пилигримов, прибывших по этому поводу, и заявляет, что слова народного гимна «Будь поляком» нужно одновременно понимать «Будь католиком», и память Боболы возлагает на Польшу обязанность осуществить это призвание во всех областях частной и государственной жизни. Примас Польши, кард. А. Глонд по этому же поводу в своем послании к народу говорит: «По примеру св. Боболы мы должны поддерживать работу для единства костела среди потомков героических униатов всенародно, искренне, безстрашно. Фатальной ошибкой было бы создание польского православия на пепелище унии, орошенном кровью католических мучеников».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предписывается широкое развитие культа евхаристии, почитания сердца Иисусова, любви и привязанности к апостольскому престолу. Латинские епископы без согласия св. Престола не могут в чем-либо изменить восточного обряда или восточной дисциплины. При обращении православных нужно обращать особое внимание на искренность намерений. Подтверждено правило предыдущих инструкций, чтобы в каждой епархии был назначен генеральный викарий или чиновник епископской курии для установления однообразной дисциплины и лучшего удовлетворения потребностей духовенства восточного обряда. Состоятельных католиков, католическия общества и латинский клир должно привлекать к жертвам на содержание клира, святынь и восточного культа. К этому нужно привлекать и монашеские ордена. «Ни при каких условиях нельзя допускать, чтобы кто- либо из латинского духовенства словом или действием оказывал сопротивление апостольству среди десидентов или относился к этому легкомысленно». Необходимо постоянно подчеркивать, что дело идет не об отобрании у десидентов их обряда, а о том, чтобы сделать их добрыми католиками. Можно также пользоваться для этой работы женскими и мужскими монашескими орденами и латинскими клириками, переходящими для этого в восточный обряд. «Одновременная принадлежность к двум обрядам (биритуализм) допустима только с разрешения Св. Престола, получаемого в каждом отдельном случае. Миссионерки-францисканки в Харбине, ведущия интернат для православных детей, фактически пользуются двумя обрядами – восточным вместе с детьми и латинским – для себя. Необходимо в латинских костелах поучать народ о церковном единстве и о восточном обряди. Об этом  же нужно писать в журналах, предназначенных для католиков, и поддерживать общества, задачей которых является помощь унии. «Клир обоих обрядов должен быть в тесных между собою отношениях, участвовать в торжествах и процессиях друг у друга и т. д.». Не менее одного раза в году должны быть совещания епископов с папским нунцием по делам унии, и должны быть даваемы отчеты Св. Престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на разрешение «римского вопроса», корпоративная политика и тоталитарный характер фашистского режима вскоре привели к кризису во взаимоотношениях с Папским престолом. В энциклике «Rappresentanti in terra» о христ. воспитании (от 31 дек. 1929) папа Пий XI подчеркнул, что вопросы воспитания молодежи должны основываться на христ. вероучении, выступил с критикой молодежной политики фашизма, уделявшей чрезмерное внимание физической и военной подготовке. Рост католич. молодежных объединений вызывал недовольство у представителей юношеской фашистской орг-ции «Балилла» и Национальной фашистской студенческой группы. В авг. 1930 г. активисты НФП призвали прекратить деятельность «Католического действия», т. к. в его рядах находились бывшие деятели ИНП, в т. ч. те, кто открыто выражали антифашистские взгляды. В мае 1931 г. члены фашистских орг-ций разгромили офисы «Католического действия» по всей И., что сопровождалось антиклерикальными выступлениями. 29 мая правительство издало декрет о роспуске католич. орг-ций, в ответ на к-рый папа Пий XI выпустил энциклику «Non abbiamo bisogno» (29 июня 1931) с протестом против притеснения «Католического действия», осудив фашистский режим за тоталитаризм и «языческий культ» гос-ва. При посредничестве брата Муссолини Арнальдо состоялись переговоры с Папским престолом, в сент. 1931 г. по компромиссному решению «Католическое действие» было восстановлено как автономная неполитическая орг-ция, полностью подотчетная итал. епископату. Ее задачи ограничивались только апостольством мирян , благотворительностью и духовно-просветительской деятельностью; католич. молодежные орг-ции продолжили существование в «Католическом действии» в качестве ассоциаций. В 30-х гг. XX в. число членов орг-ции «Католическое действие», активно работавшей в социальной сфере в И., возросло (с 250 до 400 тыс. чел.). С упрочением фашистского строя внешняя политика И. приобрела экспансионистский и имперско-националистический характер. Правительство Муссолини постепенно расширяло итал. влияние на Балканах, поддерживая с 1926 г. диктаторский режим А. Зогу в Албании. В 1925 г. И. и Великобритания заключили соглашение о разделе сфер влияния в Эфиопии; ок. 200 тыс. итал. солдат были сосредоточены в колониях в Эритрее и Итальянском Сомали. Активно участвуя в европейской политике, Муссолини выступил инициатором подписания в Риме «Пакта четырех» (июль 1933) - соглашения между И., Великобританией, Германией и Францией о разрешении взаимных разногласий в европ. политике. Противодействуя стремлениям Германии аннексировать Австрию, Муссолини резко отреагировал на убийство герм. агентами австр. канцлера Э. Дольфуса и попытку нацистского путча (июль 1934). Ввиду сосредоточения итал. войск на итало-австр. границе рейхсканцлер Германии А. Гитлер был вынужден отказаться от попытки захвата Австрии. В том же году во внешней политике И. был взят курс на сближение с Францией для совместного противодействия росту герм. экспансии в Европе.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   Для Востока именно образ является достаточным источником божественного света в человеке. Это позволяет увидеть во Христе не заглаживание вины с точки зрения “богословия удовлетворения”, а природу, которая возрождается, и богословие восстановления: подобие воссоздано, и, таким образом, первоначальная природа восстановлена. Грех поразил единство человеческого существа, аскетизм и таинства исцеляют его, и в этом заключается все пророческое и нормативное значение монашества.    Для Запада апостольство Церкви выражается в священстве (вплоть до частого отождествления Церкви и священства) в его самом активном аспекте: в иерархической власти, в профессиональных проповедниках, в квалифицированных миссионерах и конгрегациях. Для Востока священство монахов ничуть не является элементом монашества; оно гораздо более в своей основе связано с харизматизмом мирян, с особым призванием. Именно харизматики (священники или простые монахи), прозорливые старцы, экзорцисты и анахореты-созерцатели обладают “апостольской душой” по преимуществу. “Совершенный становится равным апостолам”, – говорит святой Симеон. И, читая в душах с сердцеведением и различением, пророчествуя о Царстве Божьем и открывая его в настоящем, ограничивая власть бесов, они говорят о Боге и несут апостольское служение, делающее очевидным “совсем иное”, то, что из другого эона. Важно понять, что монашеское целомудрие, или “ангельское состояние”, совсем не противостоит супружеской жизни, а представляет в своем собственном значении явление пришествия Царствия Божьего. Речь идет о целомудрии души, об “очищении сердца”, которое находится в совершенно иной перспективе, чем лишь одно формальное физиологическое целомудрие.    133-я новелла Юстиниана гласит: “Монашеская жизнь как созерцание, которому в ней предаются, есть священная вещь”. Исихазм, просвещение и созерцание делают из монашеского состояния тайну новой твари, которая важнее всякой деятельности или юридического представления об обетах. Отсюда проистекает на Востоке отсутствие разнообразия религиозных орденов (все монахи живут по уставу святого Василия) и, напротив, разнообразие духовных состояний внутри монастырей: рясофорные монахи, монахи в малой схиме и в великой схиме. В противовес новому западному уставу, узы служения рассматриваются как нерасторжимые, и правила не содержат совершенно никакого послабления в их соблюдении в зависимости от деятельности в миру. Монашеское состояние является, таким образом, нормой для всякой души, оно есть в своем существе пришествие Царства Божия в глубину сердца и трепет души (смирение) перед вратами рая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соборные «интегристы», представленные в основном куриальными кардиналами и епископами Италии, Испании и Лат. Америки, не предпринимали попыток консолидации, полагаясь на возможность курии противостоять активным действиям «прогрессистов». Лишь после отклонения 3 проектов ряд консервативно настроенных участников Собора сделали совместное заявление, в к-ром поставили под сомнение объективность выражения соборного мнения в области вероучения. «Интегристы» выразили недовольство слишком большими уступками, внесенными в тексты соборных документов. 27 нояб. архиеп. Марсель Лефевр выступил с предложением о выработке 2 документов по каждому вопросу: догматического, предназначенного для теологов, и пастырского - для изложения мнения В. С. всем людям. Тем самым традиционалисты попытались предотвратить создание догматических документов либерального характера, предоставив «прогрессистам» выражать свои взгляды в недогматических пастырских документах, однако предложение архиеп. М. Лефевра было отклонено. Между 1-й и 2-й сессиями 17 дек. 1962 г. была учреждена комиссия по координации и управлению работами соборных комиссий. В ее состав вошли члены Совета президиума, генеральный секретарь В. С. архиеп. П. Феличи и госсекретарь Ватикана кард. А. Дж. Чиконьяни (председатель комиссии). 6 янв. 1963 г. в письме к Собору «Mirabilis ille» папа Иоанн XXIII изложил положения о проведении работы между сессиями, подчеркнув открытость В. С. к освещению аспектов совр. жизни и призвав к активному сотрудничеству с соборными комиссиями в подготовке текстов документов. Епископам предоставлялось право рекомендовать Генеральному секретариату теологов-специалистов в качестве соборных консультантов. Папа подверг критике имевшие в нек-рых местах на волне «обновления» случаи введения новых неутвержденных церковной властью форм богослужения, призвав епископов к осмотрительности в этом вопросе. В февр. 1963 г. соборные комиссии начали работу по переделке текстов проектов, объединив их в 17 документов. К 25 марта в координационную комиссию были представлены на рассмотрение проекты «О клире», «Об апостольстве мирян», «О епископах», «О катехизации», «О монашестве», «О Восточных католических Церквах», «О Божественном Откровении», «О Церкви», «Об экуменизме». Последним из представленных был проект «О присутствии Церкви в современном мире», разработанный комиссией богословия и комиссией по мирянам. К маю 1963 г. тексты документов были отредактированы и разосланы членам Собора и национальным епископским конференциям.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

Ведь странно же думать, что мирянам позволено то, что не позволено священникам. Разве мы – миряне не священники? Но это пишет Тертуллиан  – летописец. Когда же он был в лоне Церкви, то сам порицал еретиков, главным образом гностиков за тот беспорядок, который у них наблюдается в смешении священных и церковных должностей (о прескрипциях, с. 41). Апостолы, пророки и учители Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные» ( 1Кор. 12:28 ). Вот первый ряд христианских служений и в хронологической последовательности и фактической важности. В послании же к Ефесянам ( Еф.4:11 ) тем же апостолом несколько лет спустя дается более сложный перечень христианских служении: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых». Следовательно во главе христианских служений стоит триада – апостолы, пророки и учители, в последующее время осложнившаяся новыми иерархическими должностями. Иудейство знает эти служения. Апостолами в иудействе назывались чиновники, которые занимались сбором денег после разрушения Иерусалимского Храма и учреждения палестинского патриархата; они вместе с тем поддерживали связь диаспоры с Иерусалимом. Евсевий указывает, как главную функцию их, перенесение писем из центра Иерусалима в диаспоры. Иудейские пророки несравненно древнее иудейского апостольства, они ведут свое начало от Самуила, лет 1500 до Р. Х. Еврейское учительство появилось после плена, особенно со времени Ездры. К времени жизни Иисуса Христа, они достигли необычайного почета и уважения. Хотя все упомянутые христианские служения встречаются в иудействе, однако производить христианское служение от иудейских и ставить в причинную зависимость – нет оснований, тем более иудейский апостолат хронологически явился позже. Конечно, известная связь была, однако была и независимость. Прежде всего, в иудействе эти три должности никогда не образовывали между собою какой-либо связной триады, и характер этих служении в христианской Церкви был значительно иной, особенно апостолата. Правильно сказал А. Гарнак: апостолат есть «ein originales Werk der christlichen Urgemeinde» (Mission 1, 320).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010