О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Об этом так говорит св. Златоуст: " Отсюда очевидно вытекает, что Апостолы не все предали веруюшим чрез послания, но многое сообщили и без письмени; между тем и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание. " Есть предание, больше не ищи ничего " . " Многое " , говорит епископ Феофан, " из преподанного Апостолами устно и заведенного ими лично, вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими незаписанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как например, образ совершения таинств, по замечанию Кирилла Иерусалимского, ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собою видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании " . Третья глава содержит в себе часть нравоисправительную . Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нем Апостол просит Фессалоникийцев молиться об успехе своего проповеднического дела, вопреки козням окружавших Апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и по всюду. Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас " — здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намек на конкретное явление, которое обличает Апостол далее в 11 стихе: " слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся " . Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, или, по церковно-славянскому тексту, " лукавно обходящие " , то-есть праздношатающиеся и не любящие трудиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Об этом так говорит св. Златоуст: " Отсюда очевидно вытекает, что апостолы не все предали верующим через послания, но многое сообщили и без письмени, между тем, и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание " . " Есть предание, больше не ищи ничего " . " Многое, — говорит еп. Феофан, — из преподанного апостолами устно и заведенного ими лично, вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими не записанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как например, образ совершения таинств, по замечанию Кирилла Иерусалимского, ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собою видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании " . Третья глава содержит в себе часть нравоисправительную. Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нем св. апостол просит солунян молиться об успехе своего проповеднического дела вопреки козням окружавших апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и повсюду. Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: " завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас " — здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намек на конкретное явление, которое обличает св. апостол далее, в 11 стихе: " слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся " . Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, то есть праздношатающиеся и не любящие трудиться. В обличение таковых св. апостол приводит в пример самого себя, напоминая солунянам, как он во время пребывания своего у солунян " ни у кого не ел хлеб даром " , но " занимался трудом и работой день и ночь " (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430643/

Один замечательный богослов сказал, что в самом общем виде, Бог – это общение, а ад – это одиночество. И потому Церковь – это общение христиан в совместном служении Богу, а его оскудение губительно для церковного организма. Самые простые, самые будничные явления такой жизни, отдание Богу ее самой в делах и заботах по капле и изо дня в день – это и есть царский путь к лицезрению Христа и наслаждения Им. Но откуда людям, воспитанным и живущим в облаке секулярности, лишенным видимой альтернативы, взять волю к преодолению своего образа жизни, к покаянию и преображению себя? Полагаем, что ключом к преодолению отвлеченного понимания христианства является Священное Предание – опыт жизни в Духе Святом. Именно здесь, если остановиться и внимательно рассмотреть, вспыхивает неожиданный огонек в пугающем и мрачном тупике обмирщенного общества (то, с чего мы начинали). Всегда живой и ясный ориентир, конкретная альтернатива организации жизни человека и коллективов по отношению к тому, что нас окружило за прошедшее столетие. Неоспоримый аргумент за переориентацию жизненного уклада с дискретной парадигмы противопоставлений на деятельное единение в матери-Церкви. Божественный и апостольский источник Предания объясняет его священный характер. И потому приличный христианам образ жизни и ее обустройства, в общем-то, выходит за рамки «области частных мнений». К трепетному соблюдению Предания, выраженному в разных формах, призывал апостол Павел: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15), «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас » (2 Фес. 3: 6). В противоположность этому: «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу » (Кол. 2: 8). И далее: «подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Таким образом, погубление христианства путем превращения в умозрительную абстракцию не может состояться, пока не будет отвергнуто, унижено, поругано, обесценено и уничтожено Предание. Пока Предание Священное не будет заменено преданием человеческим (Мк. 7, 8).

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/18/...

Очевидно, что учение о церковной иерархии изложено у святого Игнатия шире, чем в канонических книгах Нового Завета, однако же он связывает это учение с соборным самосознанием Церкви, с Преданием, истоки которого восходят к Спасителю. И это вполне соответствует обетованию Богочеловека: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16:13–14 ). IV Необходимо помнить: не всякое предание, пусть даже оно и циркулирует среди православных христиан, можно воспринимать, как «Священное» : «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому , по стихиям мира, а не по Христу » ( Кол. 2:8 ); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). К сожалению, многое из того, что сегодня относят к Священному Преданию, в действительности ему не принадлежит. Это мнения и идеи, обычаи и обряды, зарождение которых связано как с древними, так и с позднейшими починами, но не общецерковными. К этой сфере можно отнести распространенные на сегодняшний день мнения: о неуместности крещения младенцев; о конечности адовых мук; о воипостазировании (без преложения сущности) хлеба и вина в Таинстве Евхаристии и др. Но что же такое Священное Предание? Возможно ли выявить, каков объём этого понятия? Дабы ответить на эти вопросы, необходимо учитывать: в рамках православной догматики Священное Предание имеет не одно, а несколько смежных значений. В узком смысле под Преданием понимается та часть апостольской проповеди, которая, будучи вверена на хранение памяти верующих, не была запечатлена в письменах, входящих в состав канонических книг Нового Завета. А в расширенном смысле под Священным Преданием понимается вся апостольская проповедь вообще, весь переданный ими Собранию верных спасительный опыт (в рамках этой трактовки Священное Писание признается составной частью Священного Предания). Каждое из представленных определений имеет основание в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Предание древнее Священного Писания : до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство в начале было распространяемо Апостолами устно, и только некоторые из Апостолов оставили писания, которые были написаны по поводу разных случайных обстоятельств. Апостол Лука писал Евангелие по преданию: «Как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1:2 ). Предание есть Слово Божие: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:11–12 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негоднаго пустословия и прекословий лжеименнаго знания» ( 1Тим. 6:20 ). Необходимость предания: Апостол Петр был очевидцем Преображения Господня и Вознесения, но подробностей об этих великих событиях не описывал, следовательно, передавал устно. Иоанн Богослов пишет: «Много имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Ин. 1:12 ). Не все записано в Евангелии для нашего спасения: «Много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин. 20:30 ). «Во всем показал я вам, – говорит Апостол Павел, – что так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать». Слова: «блаженнее давать»... нигде в Евангелии не значатся ( Деян. 20:35 ). Тот же Апостол говорит: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Итак, против баптистов, отвергающих предание, обличение ясно, как день; но они, по своему расчету, отвергают его, так как вся древняя церковная практика основана на предании, и тогда они должны невольно признать Апостольскую Церковь . Но, если исходная точка их учения есть ложь, то во всем изложении его, кроме лжи, ничего не может быть. О почитании Пресвятой Богородицы Баптисты не признают приснодевства Божией Матери и достойного Ее почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Сектант : Христиане не должны соблазняться никаким человеческим учением, отличным от Божественного, о чем напоминает им апостол: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому... а не по Христу ( Кол.2:8 ). Священник : Имеющие превратный ум не могут различать между преданием человеческим и преданием по Христу, то есть евангельским и апостольским. Ты привел слово Священного Писания, которое относится к суетному мудрованию века сего, но не к Преданию Церкви Христовой. Ибо Священное Предание не предание человеческое, не ложная философия, но слово Божие, переданное нам устно. Сам великий апостол Павел научает нас: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Вы же, сектанты, учите противоположному, не разумея, что и само Священное Писание плод Духа Святого, произросший из корня Священного Предания. Сектант : Чтобы спастись, истинным христианам довольно Священного Писания. Это подтверждают и слова апостола к Тимофею: ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:15–16 ). Итак, любые прибавления к слову Божию недопустимы. Священник : У апостола речь идет о ветхозаветном Писании, ибо Писания новозаветного христиане тогда еще не имели. Если же применить сюда ваше толкование, придем к мысли, что и книги Нового Завета незачем было принимать, как появившиеся позже и потому не включенные святым Павлом в понятие «Писание». Сектант : Мы не можем принять предание, в которое со временем вошло много ложного, так что теперь невозможно отличить, что в нем от апостолов, а что из иных источников. Священник : Послушай, человече! Не верь в этом деле ни уму своему, ни тем, у кого он подобным же образом помрачен. Усвой, что истины веры, запечатленные в Предании, Церковь закрепила в апостольских правилах, в правилах Вселенских и поместных соборов, в книгах исповеданий 41 , составленных святителями и чудотворцами. Этим установила она правило святой православной веры, оградив ее от множества еретических нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Составлялся он так долго в виду того обстоятельства, что имена авторов некоторых священных книг не были установлены с непререкаемой достоверностью. Относительно известных писаний весьма долго и весьма многие сомневались – действительно ли они принадлежат перу тех, именами которых они подписаны или же они подложны. И вот потребовалась напряжённая, продолжительная работа св. Отцов и учителей Церкви, которая закончилась только к началу четвёртого века. Отсюда видно, что определение канона новозаветных книг произошло благодаря данным Св. Предания. Так что если признавать существующий в настоящее время новозаветный канон, то нужно признавать и те материалы, которыми оправдывается этот канон. Говоря короче, если признать Св. Писание Нового Завета, то нужно признать и Св. Предание. Мы православные, так и поступаем. Признаем, как Св. Писание, так и Св. Предание. Сектанты же поступили в данном случае совсем неосновательно и непоследовательно. Писание признали, а Предание отвергли. Желудями питаются, а корни подрывают. Точь в точь, как свинья под дубом. Во всём этом велика неблагодарность наших сектантов, велика ошибка и огромное противоречие. Пойдём дальше. Сектанты пишут: „Мы можем гордиться тем, что от апостольских постановлений не уклонились ни на йоту. То, что апостолы заповедали нам, то мы свято храним и с точностью исполняем. Нас нельзя упрекнуть в извращении апостольского учения. Трудно, даже почти невозможно согласиться с только что приведёнными словами наших религиозных отщепенцев. Есть масса примеров, доказывающих совсем обратное, т. е. что сектанты так далеко ушли от апостольского учения, что оно в сектантской редакции совсем неузнаваемо. Возьмём хотя бы такой пример. Апостол Павел заповедал христианам: „жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” ( 1Кор. 14:34–35 ). И в другом месте: „учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, со всякой покорностью ( 1Тим. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет «о преданном изначала слове» 33 , а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов» 34 . Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин. 17:8 ). Согласно Тертуллиану , учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога» 35 . Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди 36 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе. 1.2. Божественное Откровение – принцип единства Священного Предания Хотя в Новом Завете ( 2Фес. 2:15 ) и в творениях свв. отцов 37 иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию. Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель – в том, чтобы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:31 ). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым ( Кол. 1:26 ), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства 38 . 1.3. Три уровня Священного Предания

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Что же до нерушимости Священного Предания, то она поддается испытанию. Ибо любое учение, заповедь или сказание, которые относятся к нему, имеет следующие признаки: – не противоречит Священному Писанию , и значит, исходит от Спасителя или божественных апостолов, учивших по внушению Духа Святого; – пребывает в совершенном согласии с учением всех или большинства отцов и учителей Церкви; – сохраняется апостольскими Церквами, как имеющее непрерывную преемственность до наших дней; – принимается к руководству Вселенской Церковью; Все, что не таково, не признается истинным и священным, а значит, ему нельзя и следовать. Сектант: Что бы ни предпринимала, как говорите вы, Православная Церковь с целью оградить свое Предание, мы доверяем исключительно Священному Писанию . Ибо первые христиане принимали только то, что записано там, о чем говорят и Деяния апостолов: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так ( Деян.17:11 ). А значит и нам следует держаться только того, что вошло в Священное Писание. Священник: Похвальбу вашу посрамляет божественный Павел. Ибо он одобряет коринфских христиан за то, что хранят учение, полученное от него изустно, или через Предание: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Итак, что лучше: гнушаться Преданием, как делаете вы, или следовать великому Павлу, который хвалит тех, кто сберег Предание? Ведь в проповеди апостолов много того, что открыл им Сам Господь и что не вошло, однако, в Писание. Вы хвалитесь своей верностью лишь записанному, апостолы же научают нас и тому, что оставалось незаписанным. Сектант: Но откуда следует, что апостолы проповедовали что-либо сверх имеющегося в Писании? Священник: Вот лишь несколько примеров. Святой апостол Иуда в своем Послании говорит: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Исследуй весь Ветхий Завет и посмотри, найдутся ли там еще где-нибудь эти слова Архангела. Но и далее в том же послании приводится пророчество Еноха, которого также не найти в ветхозаветных книгах Библии: се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники ( Иуд.1:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010