Говоря о Предании (Священном Предании), мы, прежде всего, имеем в виду, не «предания старцев» и «учения, заповеди человеческие», а Предание апостольское и учение Церковное. В Новом Завете об апостольском Предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11, 2 ). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой тех, которые держатся Предания. Учение и традицию может создать и установить любой человек, в отличие от предания (греч. парадосис), которое принимается и передается далее. Пример этого – следующие слова апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11, 23 ). Святой Викентий Лиринский учил: «Предание – это то, что ты принял, а не то, что выдумал». Предание, по преимуществу и прежде всего, есть устное наставление. Сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). Как мы видим, на первом месте стоит слово, а послание следует за ним. Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого слова Божия: первым Писанием было Пятикнижие Моисея (евр. Тора). В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т.д. Однако из Книги Бытия мы узнаём, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их…» ( Быт. 4, 3–4 ). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости и особенности их приношения – «от плодов земли дар Господу… от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле» ( Быт. 7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ис.29:13 . «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих». Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9 . Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6 ; Мк.15:6 , но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; Ин.7:22 . Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13 . Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения Лк.9:11 . «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25 ; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13 . Ин. 20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25 ; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6 , а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3 ; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2 ; 1Ин.2:24 . 2Ин.1:12 . «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31 ; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14 ; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Исходя из всего этого, Православная Церковь учит, что Священное Предание является источником Божественного откровения наряду со Священным Писанием, что оно необходимо для правильного понимания Священного Писания, а также для совершения Таинств, для соблюдения обрядов в чистоте их первоначального установления. Однако, несмотря на столь ясные и многочисленные свидетельства, протестанты решительно отвергают необходимость Священного Предания для научения истинной вере. Они признают только Священное Писание как единственный авторитетный источник. Протестанты не хотят видеть в Предании Божественного откровения, считают его обычным человеческим вымыслом. А вот что пишет о необходимости и пользе Предания святый пророк Давид: «Что слышали мы и узнали и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он поставил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить Заповеди Его» ( Пс.77:3–7 ). Священное Предание, следовательно, есть то же слово Божие, те же заповеди Божии, то же свидетельство силы, славы и чудес Божиих, что и записаные в Священном Писании, с той только разницей, что они переданы Церкви устно. Слово Божие учит нас различать нечистое от чистого ( Лев.10:10 ). Если предание – от вымысла человеческого, если оно противоречит Священному Писанию , то, конечно, держаться его нельзя. Если же оно по духу своему Божеское, апостольское, то надо следовать ему, по словам Псалмопевца: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон твой люблю» ( Пс.118:113 ). Апостольское Предание, идущее непрерывно от времен апостольских, строго следует духу Священного Писания, потому ничего «неполезного» в нем быть не может. Протестанты сами в своей практике часто руководствуются не Священным Писанием, а преданием. Так они совершают обряд Крещения путем погружения в воду, празднуют Христовы праздники – Пасху, Рождество, Крещение, Вознесение Господне, хотя прямого указания на это в Священном Писании нет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Как тут не вспомнить довольно распространенное в наши дни (к сожалению, не только в среде протестантов, но и в широких массах) заблуждение, что апостолы и их последователи в первые века совершали Богослужение бесчинно и вне какой-либо традиции? Действительно, при поверхностном прочтении Нового Завета кажется, что ни Сам Спаситель, ни апостолы не следовали каким-то формальным правилам в своей молитвенной и Богослужебной жизни. Да и вообще, эта сторона их жизни будто находится «за кадром» Писания. Это может показаться весьма странным для протестантов, исповедующих ложный принцип «sola scriptura» (раз Писание – это единственное, что Бог нам дал в качестве руководства, то почему Он не объяснил нам там толком, как Ему служить и как Ему молиться?), но совершенно не должно удивлять православного читателя, знающего о Священном Предании. Священное Предание и «предание человеческое» Для поверхностного читателя Библии сама идея Священного Предания может показаться противоречащей новозаветному учению. Можно вспомнить огненные, клеймящие фарисеев слова Иисуса в Мф 15:»…Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?… Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» Или вот, уже апостол Павел в Кол 2:8 осуждает «предание человеческое»: «Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.» Но у апостола Павла есть и другие слова о предании (2Фес 2:15): «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом , или посланием нашим.» (курсив наш) Очевидно, что в Кол 2:8 и в 2Фес 2:15 речь идет о двух совершенно разных преданиях. Кроме предания человеческого есть еще и Предание Божественное, Священное. Последнее имеет две формы – «словом» и «посланием». Именно существование словесного Апостольского Предания проясняет, почему в Новом Завете почти не затронуты практические аспекты молитвы и Богослужения. Апостолы и их ученики прекрасно знали, что любой практической деятельности гораздо легче учиться под руководством опытного учителя, чем по книгам. Поэтому им не было нужды писать о том, как молиться или служить Богу — они это показывали своим личным примером.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Но гностики узурпировали этот мотив, извратив понимание знания, подчеркнув исключительность знания, сместив к нему все акценты. Против горделивого знания выступал еще апостол Павел: «знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор. 8:1 ). Любовь превыше знания. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). Подлинно, ценно то знание, которым движет любовь. Иоанн Богослов в Первом послании писал: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). Но гностикам было чуждо христианское понимание любви. Для них любовь – это одна из страстей, аффект, от которого необходимо избавляться. Любовь – проявление несовершенства, недостаточности, неполноты. Она происходит от нужды. Но христианская любовь – это любовь от избытка, любовь жертвенная, не ищущая своего. Именно через эту любовь человек может познать Бога. Борьба Церкви с гностицизмом Гностическая экспансия в Церковь способствовала тому, что Церковь четко определила источники истинного христианского знания, начала формулировать, систематизировать свое учение 70 . Источниками христианского знания являются Писание и Предание. Во многом благодаря гностикам, использовавшим различные апокрифические книги, начал складываться новозаветный канон священных книг. Кроме того, Церковь четко выразила свое отношение к Ветхому Завету: и Ветхий, и Новый Завет являются единым Священным Писанием, поскольку происходят от одного источника – от Единого Бога. Критикуя гностиков, христианские писатели обращали особое внимание на Предание. Предание Церкви не противоречит ее Писанию. Истинным является только Предание Церкви. Критерием истинности Предания является его общеизвестность, а не сокрытость. Подлинное учение известно всем Церквам во всем мире, а потому оно едино у всех. Разноголосица гностических учений сама собой свидетельствует об их неподлинности, ложности. Истинное церковное учение сохраняется в Церкви благодаря апостольскому преемству, которое можно проследить в каждой Церкви от самого ее основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переданное слово было принято от Господа: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор.11:23 ), и лишь живое и действенное слово Божие ведёт человека к спасению. Потому для человека важно не пренебрегать этим Преданием слова Божия, чтобы не уклониться от истины. К этому и призывает апостол: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ), – и хвалит тех, кто этого Предания держится: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Протоиерей Александр Сорокин о важности следования апостольскому Благовестию, переданному Господом, пишет так: «Важно держаться „здравого учения“, каким является первоначальное апостольское Благовестие, не превращая его в мёртвую букву, но актуализируя всегда новое звучание его духа» 198 . Через Священное Предание открывается наилучшее понимание Истины: никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). В данном контексте, по словам Владимира Лосского , Священное Предание объясняется как «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума» 199 . Вот ещё одно место, где апостол Павел восклицает в Послании к Тимофею о хранении Предания: О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ). Здесь подчёркивается то, что, оставив Священное Предание, человек продолжит свою жизнь, предавая её пагубному человеческому преданию. Это важная мысль: те, кто отрицает Священное Предание, уклонились в огромное количество различных сект, каждая из которых трактует ту или иную цитату Священного Писания на свой лад, вплоть до противоречий внутри и вне своей секты, пренебрегая опытом Церкви, которая дышит и живёт Духом Святым уже более двух тысяч лет (речь идёт о Новозаветной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писания их являлись по поводу разных случайных обстоятельств, были кратки, и в них не указаны чин богослужений, совершения таинств, содержание молитвословий и песнопений, правила церковного благочиния. Так в Священном Писании записано повеление Господа ο Святом Крещении ( Мф.28:19 ); а как совершать его, какие молитвы положены, это в Писании не показано. Равным образом не указан чин Святого Причащения, не указано, как благословлять, благодарить. Эти наставления и указания даны апостолами устно, показаны самим делом ( 1Кор.11:34 ; Флп.4:9 ) и сохранены в Церкви по преданию, через «верных людей» ( 2Тим.2:2 ). 6 Заповедь ο «держании» апостольских преданий. «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами» ( Флп.4:9 ). «О Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ). «Не уменьшай его», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его». 7 «Что значит храни преданное тебе? Значит, – пишет преподобный Викентий Лиринский , – «сторожи, – потому что есть воры, есть враги, – чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел ( Мф.13:37–39 ). Предание, говорит, сохрани. Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, – дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Преданное, говорит, храни, то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай». 8 – «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Отсюда очевидно», – учит святой Иоанн Златоуст , – «что апостолы не все передали через Послания, но многое сообщали и не письменно; между тем и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего». 9 Апостол хвалит за хранение его преданий «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ), т.е. в памяти своей держите переданное устно до написания этого (1-го) послания. «Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие (т.е. устно преподанное), вы приняли не как слово человеческое (которое по произнесении скоро замирает), но как слово Божие, каково оно есть поистине, которое и действует в вас верующих» ( 1Фес.2:13 ), по которому устрояется жизнь всей Церкви, почему оно не может затеряться или забыться. постол повелевает удаляться от нарушителей преданий

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Православная Церковь, согласно со словом Божиим, учит, что Св. Писание и Св. Предание есть одно и то же слово Божие. Св. Предание так же необходимо для нашего спасения, как и Св. Писание. А как нужно исполнять «предание», о том говорит ап. Павел: «Вы показываете собою, что вы письмо Христово чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 3:3 ). Для защиты христианского учения Апостолы не только пользовались преданием, т. е. словом Божиим, не записанным в книгах Св. Писания, но и словами языческих писателей. В Деяниях Апостольских говорится (17,28): «как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род.» Эти слова взяты ап. Павлом у языческих поэтов Клеанфа и Пиндара. «Из них же самих один стихотворец сказал: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» ( Тит. 1:12 ). Эти слова взяты у языческого поэта Эпименида. «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Петр. 2:22 ). Эту пословицу мы находим как у раввинов, напр., у Филона, так и у греческих писателей. Итак, сектанты, прежде всего, пусть осудят св. апостолов, что они «мудрствуют сверх написанного», когда приводят доказательства в защиту учения Христова не только предания, но и слова языческих писателей, но сектанты этого не сделают, а раз так, то не имеют никакого права обвинять Православную Церковь в том, что она мудрствует «сверх того, что написано». 7) Ап. Павел, наставляя епископа Тимофея, говорит ему, чтобы он увещевал некоторых людей, не заниматься баснями и не учил бы новому. Предание это есть басни, которые производят только соблазны ( 1Тим. 1:3 – 4 ), сектанты требуют знания только одного Св. Писания. " Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности: да будет совершен Божии человек ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Св. Апостолы проповедовали откровенное учение не в нескольких только местах, не перед многими только лицами, и отнюдь не тайно, напротив, они пронесли его по всем странам тогдашнего мира, возвестили во всех языках, со всею ясностью (Мф. 10:27), и как требовала самая их проповедь , старались предавать Божественные истины всем и каждому желающему спасения. При таких обстоятельствах затеряться или испортиться какому-либо Апостольскому, особенно важному, преданию, во всей Церкви, по всему христианскому миру, очевидно, было невозможно. Если бы, положим, известное предание Апостольское, например, о том, какой нужен хлеб для таинства евхаристии, затерялось или исказилось в одной местности, то оно могло сохраниться во всей целости в другой. Далее, нужно иметь в виду ту горячую приверженность всех христиан, особенно первых веков, к преданному Апостолами учению, – ревность, которую так хвалит апостол Павел, например, в Коринфянах: хвалю вас братие, – пишет он им, – что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам ( 1Кор. 11:2 ; 1Фес. 1:8 ; Кол. 1:4–6 ; Рим. 1:8 ). К такой заботливости о сохранении устно преданного Апостольского учения естественно располагали христиан: а) самое достоинство этого учения, в котором они видели слово Божие; б) внушения Святых Апостолов стоять и держаться преданий ( 2Фес. 2:15 ), и вместе строгие угрозы на противников: если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема, пишет Св. Павел Галатам; как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ), – так крепко ограждали свое учение Св. Апостолы от всякого искажения; оно столь высоко и необходимо для спасения человека, как слово Божие, что его не могут изменить ни сами Апостолы, ни даже Ангелы с неба. Итак, повторим, целость новозаветного Священного предания несомненна, и хранилище его составляет вся Церковь Христова, которой и вверено это предание. Труднее, по видимому, уяснить себе неповреждённость предания в Ветхом Завете, так как предание это пережило слишком много времени, и, как увидим ниже, в течение почти 4000 лет не имело той, очевидной для каждого, гарантии за свою неповреждённости, какую имеет за себя предание Новозаветной Церкви (разумеем по преимуществу отсутствие во все означенное время письменности в ветхом завете).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Свящ. Чтобы Предания, какие мы держим, назвать человеческими, как вы называете, и осудить их, как бесполезные, для этого надо прежде узнать их. Не так ли, православные? Разве можно осуждать то, чего не знаем. Прежде суда всегда бывает дознание. Собеседники наши не хотят даже и слышать, какие у нас в церкви Предания, человеческие или Божественные, а уже осуждают их. Мол. Ну, пожалуй, послушаем, что вы скажете о своих преданиях; только опять повторяем: доказывайте от Божьего писания, мудрований человеческих слушать не будем. Свящ. Мы начнём с тех, пророческих слов, сказанных Спасителем, которые вы к нам приложили. Тут надо обратить внимание на то, кого и за что обличал Христос, – нас, или ещё кого? Возьмём сначала эту главу и евангелие от Матфея; для ясности прочитаем по-русски: Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. – Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? – Знайте, – ни у Моисея и нигде в Библии нет запрещения брать хлеб неумытыми руками, а книжники и фарисеи иудейские, по Преданию своих старцев, считали это за грех. У нах были даже Предания, противные закону Божьему. Читайте дальше: Бог заповедал: почитай отца и мать; и злословящий отца или мать смертью да умрет ( Исх. 20:12, 21:16 ), А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или матерь свою. Таким образом, вы устранили заповедь Божью преданием вашим. Мол. Так ли? Тут что-то не понятно. Свящ. Извольте, я поясню. Книжники и фарисеи, под видом благочестия, учили юношей так: если отец или мать твоя попросит у тебя на пропитание себе овцу или тельца, или что другое, – ты скажи только: это я обрёк в дар Богу. Таким образом, можно ничего не давать отцу – матери, и за это Господь не взыщет. По этому-то случаю Христос и сказал им: вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далече отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. А мы разве так учим? Слышали ль и вы, православные, от нас подобное учение – против закона, против совести? Никогда не услышите. Предание в нашей православной церкви совсем не то, какое имели иудеи от старцев своих. Предание мы храним, говорю, апостольское, а св. апостолы получили его от Христа Спасителя. Значит Предание у нас не человеческое, а Божественное. На это есть доказательства в Св. Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010