«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ». (К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.) ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, – тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes. Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы: Родился он – в миру Василий Димитриевич Быстров – 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf 14. Неделя 1 Великого поста. Торжество православия. За что мы любим Православие и Православную церковь (Ин. 1:43–51) «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». В дни своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо близко приблизил к Себе апостолов. Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов – первые руководители этой Церкви, её – пастыри и учителя. Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство , но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям надлежало быть ( 1Кор. 11:19 ), чтобы явились искусные, т. е. наиболее проверенные и стойкие из уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и поместных Соборов. С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский « символ веры », который мы слышим в наших храмах за каждой божественной литургией. Этот символ с 842 года святая Церковь особо торжественно провозглашает в день торжества православия, т. е. в сегодняшний, день в особом молебном чине словами: «сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется апостольской, что неповреждённо и нерушимо хранит в себе всё, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании. Эту веру свято чтили и защищали на церковных соборах и в своих творениях святые Отцы и учители Церкви. Ею они (святые Отцы) спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой. Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные силы «яже к животу и благочестию», она называется ещё правоверием или Православием. Как видим, братия и сестры, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов святых отцов, Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих, – мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Глава 42. Проблемы христианскою единства с православной точки зрения Православная Церковь , исповедуя себя Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, осознает себя истинной Церковью Христовой. Истина ее веры покоится на Священном Писании и Священном Предании и засвидетельствована не только древностью, но и неповрежденностью всего того догматического, литургического и духовного богатства, коим обладала Церковь в первое тысячелетие своего существования. Иными словами, Православие убеждено, что сохранило в себе единство, святость и кафоличность изначальной апостольской веры, что оно сумело отстоять ее и донести до нашего времени. Однако это не означает, что оно вечно должно оборонять свою истину или держать ее взаперти, подальше от посторонних глаз. Мы живем в эпоху, когда разделения становятся все более обременительны для человечества, когда Церкви не могут более замыкать свой слух от увещеваний Духа, призывающего их к единству. Какую же позицию следует занять Православной Церкви, наделенной сознанием единственности и неповрежденности своей веры и вместе с тем призванной искать пути согласия и единства с другими христианскими общинами? Но прежде всего, что такое христианское единство в богословском его понимании? Это не какой-то договор между двумя сторонами с перечислением всех пунктов, по которым им удалось прийти к общему решению. Христианское единство, и это главное в нем, – это богочеловеческая реальность. Сущность его пребывает в Боге, ибо оно есть само единство Воскресшего, Тело Которого и есть Церковь . Церковь едина по образу Пресвятой Троицы, ибо именно о таком единстве молился Христос: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино , – да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин. 17:21 ). Эта молитва говорит нам о том, что единство Церкви зиждется на тринитарной любви. В Теле Христовом и в Его молитве сохраняется нерушимое единство Церкви, и мы знаем, что врата адовы не одолеют ее. В этом смысле мы по существу не вправе говорить о многих Церквах, ибо согласно воле Божией может существовать лишь одна Церковь . Однако мы вправе говорить о разнообразии и различии внутри единой Церкви, ибо они существовали и среди самих апостолов, и апостол Павел говорил даже о необходимости разномыслий ( 1Кор. 11:19 ), ибо лучше, чем кто-либо из людей, он знал, что истина едина и неисчерпаема. В Древней Церкви, однако, разномыслия примирялись у единой евхаристической чаши, они украшали, а не разрывали Церковь Христову. Это положение, освященное древностью, должно и сегодня стать целью движения к христианскому единству, при котором обрядовые, календарные и даже богословские различия не должны служить препятствием к общению в молитвах и Таинствах и прежде всего в таинстве Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Учение о Святом Духе в Церкви Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог , а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой – Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? – Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13 ; 1Кор.2:4–16 ; Еф.3:5 ). Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело – Церковь , и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа ( Деян.2:1–47 ). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7–13, 15:26, 14:26 ), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим. День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44–48, 11:15–16, 15:8–9, 19:6 ). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо – Святая Пятидесятница – при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым – в Церкви и Церковь Духом Святым – в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос – Глава и Тело Церкви; Дух Святой – душа Церкви (см. 1Кор.12:1–28 ). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение – το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Этот памятник, приписывающий себя апостолам и св. Клименту Римскому , явно обнаруживает свое неапостольское происхождение: в нем встречаются такие странные и неправославные мысли, как, например, сравнение епископа, пресвитера и диакониссы с Богом Отцом, Сыном Божиим и Духом Святым, 343 или мнение, что обрядовый закон Моисеев дан евреям в наказание за поклонение золотому тельцу 344 . За позднейшее происхождение памятника говорят также такие термины в нем, как «новопросвещенные», «воплощение» ( νσωμτωσις). Но в нем ощутительно веет духом III в. – духом тогдашнего ригоризма, непосредственностью религиозного чувства; кроме того, в Апостольских Постановлениях говорится, как о существующем и частом явлении, об исповедничестве, о некоторых благодатных дарах и служениях апостольского времени и II в.; он отличается совершенною неустановленностью, зачаточностью богословской терминологии и т.п. Тем не менее по местам Апостольские Постановления носят следы иерархического и богослужебного строя IV в. (должности иподиакона, привратника храма; упоминается праздник Рождества Христова, появившийся на востоке в конце IV в.). Во всяком случае, позже начала V в. Апостольские Постановления не могли произойти: они не заключают в себе отголосков несторианских и евтихианских споров 345 . Автор их обнаруживает в себе сирийца (сирийские названия месяцев), по богословским (христологическим) воззрениям – полуарианина или аполлинариста 346 . Последнее обстоятельство, равно как и вышеуказанные странные мысли памятника , было причиною того, что Трульский собор, несмотря на известность этого памятника в некоторых по крайней мере частях древним отцам (например, св. Епифанию) и всегдашнее уважение к нему на востоке не решился признать за ним такого же авторитета, как за «85 Правилами св. апостолов» и постановил о нем: «поскольку же (хотя) в сих правилах (т.е. апостольских) 347 повелено нам приимати оных же св. апостолов Постановления, чрез Климента преданные, в которыя некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту божественнаго учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшия паствы, оныя Климентовы Постановления благоразсмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение» 348 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«Я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию; но благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна» ( 1Кор. 15:9, 10 ). Так характеризуется себя сам Апостол Павел! Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он воспитан и обучен был в строгих правилах фарисейских, и, по его же опять собственному отзыву, преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде своем, ибо был неумеренным ревнителем отеческих своих преданий ( Гал. 1:14 ). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал впоследствии к апостольскому служению; то всю энергию и все силы своего великого духа он перенес и посвятил на проповедь имени Христова среди языческого мира, а также и среди своих слепотсвующих и ожесточенных против Христа родичей. Изучая жизнь и апостольские труды Св. Ап. Павла по книге «Деяний Апостольских», по истине можно прийти в изумление от несокрушимой энергии великого Апостола языков. Трудно представить, чтобы человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами, как Святой Павел ( Гал. 4:13, 14 ), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести и перетерпеть их Апостолу Павлу ради славы имени Христова. Но по мере этих трудностей и опасностей в нем не только не умалялась его ревность и энергия, а напротив, возрастала и закалялась, как сталь. Вынужденные вспомнить для Коринфян о своих подвигах, он так их исчисляет. «Я гораздо более (моих соперников) быть в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе и проч.» ( 2Кор. 11:23–27 ). Так что сравнивая себя с прочими Апостолами и по смирению называя себя меньшим их, Св. Ап. Павел по всей справедливости мог заявить: «но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор. 15:10 ). Ибо, действительно, без благодатной помощи нельзя человеку совершить подвигов Павловых. Ту же силу духа, неизменную прямоту слова и непоколебимость в убеждениях, которую обнаруживал Св. Ап. Павел пред царями и владыками, равно как и пред целыми толпами своих противников и недругов, он проявлял также и в сношениях с своими собратьями Апостолами. Так, однажды, не усомнился он обличить в лице пред всеми самого Апостола Петра, когда тот оказался зазорен, т. е. дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества – Антиохии ( Гал. 2:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

ЯД МОДЕРНИЗМА. «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада:  и из вас самих возстанут люди, которые будут говорить превратно,  дабы увлечь учеников за собою. Посему  бодрствуйте!... » (Кн. Деян 20, 29–31 ). Эти предупреждающие слова великого Апостола языков, прошедшего с проповедью Евангелия всю вселенную, сразу же исполнились и не перестают исполняться до настоящего времени. Сколько за эти две почти тысячи лет появилось всевозможных лжеучений, которые, как хищные волки, похищали овец Христова стада; сколько и внутри самой Церкви Христовой возставало таких, которые «говорили превратно», искажая Христово учение и «увлекая за собою учеников»! Нет числа им! Первые века христианства в особенности ознаменовались проявлением целого ряда зловредных ересей, пытавшихся в корне извратить Христово учение, но они были изобличены и решительно осуждены Вселенскими Соборами, установившими на вечные времена, в полном согласии со Словом Божиим и Преданием Церкви, формулировку всех основных истин, или догматов христианской веры. Правым исповеданием этих истин признавалось то,  «во что веровали все, во что веровали повсюду, во что веровали всегда». Это правое, или православное учение христианской веры и благочестия установлено вполне и окончательно и не подлежит с тех пор никаким переменам или видоизменениям, до скончания века, что было на Соборах торжественно провозглашено и закреплено апостольской анафемой, изреченной еще св. Апостолом Павлом, который писал пошатнувшимся в вере Галатам:  «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»   ( Галат. 1, 8–9 ). А как часто в наше злокозненное и шаткое время можно встретить людей, которые, называя себя «христианами», позволяют себе возмущаться этой апостольской анафемой или кощунственно насмехаются над ней, не признавая за ней никакой силы и значения! Между тем, в наше время, хотя почти не осталось тех ересей, которые когда-то так волновали Церковь и были осуждены Вселенскими Соборами, или они утратили свою остроту и не ищут более с прежней напористостью адептов, все же появляются разного рода новые разновидности их. Да и внутри самой Церкви возникают «веяния» или «движения», которые не всегда можно в полном смысле слова назвать ересями, поскольку они не выступают прямо против догматического учения Церкви, но которые, под предлогом якобы необходимых «реформ», подрывают самые основы христианского учения о вере и благочестии, стремясь сделать его «солью обуявшей» – бесплодным для христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

144. Слово по освящении храма Живоначальныя 587 Троицы в Московском Данилове монастыре (Говорено Сентября 13; напечатано в Хр. Чт. 1838 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1838 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите. ( 1Кор. 11:2 ). Святый Апостол Павел, преподавая Коринфским Христианам спасительныя наставления, хвалит их за то, что верно сохраняют предания. Какия это предания? – Сие можно усмотреть 588 из тех его изречений, которыми он напоминает и дополняет предания. Он говорит, что «муж не должен есть покрывати главу» ( 1Кор.11:7 ) во время молитвы: вот дополнение предания, которое показывает, что сему предшествовало предание о церковной молитве. Далее говорит он: «еда домов не имате, во еже ясти и пити? Или о Церкви Божией нерадите?» ( 1Кор.11:22 ) Сие обличение случайнаго безпорядка и неблагочиния в Церкви показывает, что сему предшествовало предание о святости Церкви, по которой она совсем не то, что простой дом, и требует благоговейнаго внимания. С особенною же ясностию, как на предмет предания, указывает Апостол на таинство Тела и Крови Христовы, когда говорит о сем: «аз приях от Господа... и предах вам» ( 1Кор.11:23 ). Таким образом оказывается, что Апостол хвалит Коринфских Христиан за соблюдение преданий о церковной молитве, о святости храма, о Божественной литургии. Взирая на сей храм, благолепно устроенный, и ныне благодатию Божиею освященный, помышляя, что сие сделано не по какому либо требованию, или необходимости, но по свободному усердию к Богу и святыне Его, по желанию, чтобы здесь непрерывно совершались церковныя молитвы, и приносима была безкровная жертва о душах живущих и преставльшихся, и чтобы место печальных воспоминаний превратилось в сокровищницу благодатных и спасительных утешений, – хвалю в душе моей предпринявших и совершивших сие Богоугодное дело. Но поелику похвала моей мерности не была бы для них наградою, какой им желаю: то призываю на помощь святаго Апостола Павла, показую ему дело, подобное тому, что похвалил он в Коринфянах, и молю его преподать свою Апостольскую похвалу и благословение и здешним братиям. «Хвалю вы, братие, яко вся Апостольская помните, и якоже предаша нам Богоноснии Отцы, «предания держите» ( 1Кор.11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

18. В неделю Православия, 1-ую Великого поста. О предании анафеме Принадлежа к истинной православной Апостольской Церкви, большинство из нас растет и воспитывается в сознании своей духовной правоты и силы. Поэтому, мы снисходительно относимся к другим религиям и верованиям, т.е. мы веротерпимы. Но этот религиозно-нравственный покой с другой стороны, развивает в нас и некоторые недостатки; так многие совсем не изучают и не исследует священного писания, творений святых отцов и не имея основательных знаний, чрез это делаются способными к заблуждениям, к подпаданию под влияние сектантов и еретиков, которые завлекают своими исследованиями писаний и ложными их объяснениями в свою пользу. По этой же причине наше образованное общество относится с нерасположением и осуждением к совершаемому на первой неделе Великого поста, в соборах, обряду предания анафеме богоотступников и врагов Божиих, так как святая Церковь празднует победу Православия над всеми ересями. Эти, образованные светски, но не духовно, порицатели наши считают церковное постановление отжившим, лишним, не согласным с христианской религией, которая основана на любви. А в народе слово анафема сделалось бранным и ненавистным. Удивительно еще то, что смысл этого духовного суда столько раз был объяснен современным христианам и образованному обществу самыми выдающимися богословами и святителями – проповедниками, столько об этом писалось и печаталось, но осуждения и заблуждения все таки продолжаются и знания не приобретаются. Постараемся вкратце еще раз изложить суть дела. Прежде всего надо себе выяснить: почему и когда установлен этот праздник, а также, что означает оглашение анафемы? Праздник установлен в 9-м веке по Рождестве Христовом, после победы Церкви православной над ересью иконоборцев, отвергавшей святые иконы. Греческая царица Феодора окончательно восстановила почитание св. икон в своей Империи и в 842-м году, в первое воскресение Великого поста, был совершен праздник Православия, в ознаменование победы над всеми ересями, осужденными на прежних вселенских соборах и вообще над всеми нечестивыми учениями, противными учению Господа Иисуса Христа и святых Апостолов. Возглашение анафемы означает отлучение от Церкви, т.е. от общества верующих и лишение благословения Божия, благ Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

22. 1860 г. Перевод с греческого письма к царю Алексею Михайловичу о праве греко-российской церкви, по низложению Никона, избрать нового патриарха, с тем, чтобы он вполне соблюдал православие, а жизнью своей был достоин сего сана, и о первенстве, пред ним четырёх восточных патриархов, с изъяснением причин, на коих основано сие первенство, и о том, что не подобает избрать нового патриарха по жребию, как то делалось прежде в России, и о разрешении царю из трёх избранных собором лиц утверждать достойнейшего Благочестивейшему и тишайшему царю и великому государю, господу господу Алексею Михайловичу живот и победу от Бога. Владыко святый и самодержче, великий царю и великий князю московский и всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, поклоняемся великому твоему царствию, мы, богомольцы твои, архиереи Грецы, надеющеся на благие утробы святого твоего царствия, молим прилежно благочестивейшия и благие твоя утробы, именем Господа нашего Иисуса Христа, иже излия пречистую свою кровь от животочного своего ребра, да искупит и свободит человеческий род от мучительства злоначальника врага дьявола, да будущий изрещися и рукополагатися новый патриарх прежде повеления святого твоего, царства, да искусится зело от святого твоего царствия и священного собора выбираться и изрещися единому не токмо человеком угождающу, но и паче Богу благоугодно быти, по Апостолу: подобает бо епископу, яко Божию строителю быти, и прочая, которы(й) Божиим благоволением изречется, подобает, да будет зело благочестивейший во всех апостольских и отеческих догматах и да будет по Богу ревнитель и следователь во всех, елико святые Апостолы и святые отцы святых и вселенских семи соборов, и во елико от них повелено и предано во святой Восточной Христовой церкви писаным и неписаным преданием, она да почтёт, она да приемлет, оным да следует и да держит твёрдо от всея души и сердца, она да испытывает; да не почтёт и следует неких юродивых человеков юродивым преданием и басням. Зане, аще сице будет имать быти мирное постояние, тишина же и единомыслие во святой Христовой церкви, яже обретаются во стране святого твоего царствия, и сицевым образом прославится Бог и упокоится Дух Святой в человецех, якоже в ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010