За днем Пятидесятницы последовало созидание церкви, ее организация, учреждение функций церковной жизни, т. е. в известном смысле приспособление к условиям жизни земной дела Христова в целях воссоздания всего мира. Одно из полученного от Христа Евангелия церковь выразила символом веры , как кратким, исповедованием Христова учения, необходимым для вступающих в общество верующих; другое церковь закрепила в таинствах, и прежде всего в таинстве крещения, как двери в Христову церковь; иное изложила в Свящ. Писании, как содержащем указание на исторические факты спасения и разъясняющее их учение, чтобы верующие знали твердое основание того учения, в котором были наставлены; другое церковь выразила в богослужении, песнопениях и молитвах; иное, наконец, воплотила в христианском устройстве жизни, в церковно-каноническом управлении, в обрядах, обычаях и т. д. Все эти как бы отдельные части Христова Евангелия были скреплены священным Преданием, т. е. частью устным словом, а главное тем неуловимым духом церковным, таинственным сознанием, христианским пониманием, которое унаследовала церковь от Христа и при содействии Св. Духа хранит верно и неповрежденным и передает из рода в род. Другими словами, тот факт, что церковь организовалась известным образом и выразила вовне предание Христа – вовсе не значит, чтобы церковь закрепила во внешних данных, в объективных памятниках все переданное ей Евангелие Христа, чтобы все Евангелие, так сказать, разложилось в них,– это не значит, выражаясь образно, чтобы великая река учения, истекающая от И. Христа, вся застыла, вся кристаллизовалась во внешней организации церкви, подобно тому, как степныя реки поглощаются, теряются в песках. Нет, великая река Христова Предания течет и доныне. Через внешнюю же организацию церкви св. Предание сделалось для нас как бы менее очевидным, более одухотворенным, утонченным, выделивши из себя значительные отложения в апостольском веке. Но оно отнюдь не улетучилось, или отнюдь не сделалось для церкви излишним, так чтобы церковь заимствовала из Христова Предания все нужное для себя, и ее жизнь была мыслима и понятна без предания, на основании лишь внешней организации, объективных памятников. Нет, единственно что одухотворяет все учреждения церкви, соединяет в одно целое все внешние выражения ее, как свои члены, или составныя части,-это Христово или Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Освещение миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного в российской церковно-исторической науке Святой апостол Андрей Первозванный Миссионерские труды святого апостола Андрея Первозванного традиционно привлекали пристальное внимание российских историков. И это вполне понятно. Ведь, по крайней мере, с конца XI века на Руси существует предание о посещении ее святым Андреем, благословившим Киевские горы и предсказавшим будущую славу христианства в Русской земле. Практически все российские ученые, оставившие систематические труды по истории Русской Православной Церкви, в той или иной мере занимались анализом указанного предания. При этом рассмотрение столь узкого и специального вопроса побудило исследователей тщательно изучить весь комплекс сохранившихся источников о миссионерской деятельности святого апостола. Мы попытаемся представить краткий обзор суждений по этому вопросу, высказывавшихся в российской церковной науке. Однако, прежде всего, следует напомнить само летописное сказание, породившее продолжающуюся и по сей день дискуссию. В составе «Повести временных лет» – древнейшего отечественного летописного памятника – сохранилось сказание о посещении Руси святым апостолом Андреем. Согласно этому сказанию святой апостол после проповеди в Синопе пришел в Корсунь (Херсонес), откуда решил идти в Рим. Он поднялся на север по Днепру и остановился на Киевских горах. Святой Андрей благословил место будущей столицы Руси и водрузил здесь крест. Затем он двинулся далее вверх по Днепру и достиг пределов Новгородской земли. В Новгороде он увидел местный обычай парится в бане и сечь при этом друг друга молодыми прутьями. Отсюда апостол Андрей пошел в землю варягов, а из нее в Рим, где и рассказал римлянам о чудных обычаях новгородцев . Первым церковным историком, попытавшимся осмыслить это сказание с научной точки зрения, был Московский митрополит Платон (Левшин). В своей «Краткой российской церковной истории» (1805), изложив летописное сказание, он ставит ряд вопросов, на которые надлежит ответить исследователям. Во-первых, митрополит Платон считал необходимым выяснить, существовал ли в апостольские времена обычай воздвигать кресты. Во-вторых, можно ли согласовать «с важностию и с богодухновенным апостолов просвещением» сообщение о новгородских банях. В-третьих, необходимо выяснить, из каких греческих источников могло быть заимствовано внесенное в русскую летопись предание. При этом сам митрополит Платон отмечал, что нигде в византийских источниках нет упоминания о тех событиях, которые описаны в «Повести временных лет» . Таким образом, владыка Платон, прямо не отвергая сказание о путешествии апостола Андрея в Русскую землю, высказал ряд соображений, ставящих это предание под сомнение.

http://pravoslavie.ru/2729.html

Ответ. Вера, – по словам блаженного Павла, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых: в сей бо свидетелствовани быша древнии ( Евр. 11:1–2 ). Или так: Вера Православная, Кафолическая и Апостольская состоит в веровании сердцем, и исповедании устами единого Триипостасного Бога, по учению того же Павла: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение ( Рим. 10:10 ). Кроме сего Православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (VI Собор., прав. 2), что все члены Веры Кафолической и Православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его Апостолов, изъяснены и утверждены Вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). И в другом месте: хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1Кор. 11:2 ). Из чего видно, что члены Веры получают важность и твердость свою частию от Священного Писания , частию от Церковного предания, и учения Соборов и Святых Отцев. Святой Дионисий, объясняя сие, говорит таким образом: «Сущность нашей Иерархии составляют данные Богом слова. Мы разумеем под сим как те драгоценнейшие слова, которые от Божественных наших Священносовершителей дарованы нам в Священных и Богословских книгах; так и те, которые от Священных оных мужей переняли наши Наставники чрез невещественное учение, сообщающееся непосредственно из ума в ум, подобно как в небесной Иерархии, хотя при содействии устного телесного слова, но однако ж менее вещественным образом, без писания» (Церк. Священнонач., гл. 1). Т.е. догматы суть двоякого рода: одни преданы письменно, и содержатся в Богословских книгах Священного Писания, другие преданы устно Апостолами; и сии-то были объяснены Соборами и Святыми Отцами. На сих двоякого рода догматах основывается наша вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать, и исповедывать без страха и сомнения, как говорит священный Псалмопевец: веровах, темже возглаголах, и мы веруем, тем же и глаголем ( Пс. 115:1 ; 2Кор. 4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пётр Заведеев История Русской Церкви Период I-ый (Киевский) 1. Распространение христианства. Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено, еще во времена апостольские, апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию, Самофракию и Сарматию, он доходил будто бы и до Днепровских гор, благословил их и предрек, что над ними воссияет благодать Божия. Но это предание представляется невероятным, ибо идти тою дорогою, о которой говорить предание, апостолу Андрею было не за чем, хотя вообще христианство на южных берегах Крыма и по югу России мы видим очень рано. В Крыму были христиане во время пребывания там Климента Римского , который был сослан сюда из Рима в 94 году; в IV веке упоминаются епархии Херсонская и Босфорская; в VII и VII вв. епархии Сурожская и Фульская. Из этих местностей семена христианства могли заноситься в Россию, но падали, так сказать, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в Европу разные азиатские орды. Вдова Игоря, Ольга, мудрейшая из всех люден, как ее называет летопись, сама пожелала креститься, и в 957 году, уже 67 лет от роду, крестилась в Константинополе. Крещение совершено было патриархом Полиевктом; с ней крестились многие из ее спутников. Возвратившись в Киев, Ольга, в крещении – Елена, стала уговаривать принять крещение сына своего Святослава, но он и слушать не хотел. Владимир, внук Ольги сначала был, как и отец, язычником. История его рисует очень ревностным язычником; он ставил и украшал кумиры в Киеве. Но может быть самая эта ревность к язычеству повела только к большему обнаружению его несостоятельности и ускорила переворот в убеждениях князя и лучших людей. Начался выбор новой веры. Этот выбор, подробно изображенный в летописном сказании о беседе Владимира с миссионерами разных религий, склонился на сторону греческого православия. Греческий миссионер, по этому сказанию, сильно подействовал на Владимира своим учением об искуплении и будущей жизни и, особенно, иконою страшного суда, которую показал князю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Пневматология святителя Григория Паламы и святоотеческая традиция Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 19 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 Введение Последние десятилетия нашего века характеризуются повышенным интересом к проявлениям духовности и свидетельствам о благодатных действованиях Бога в этом мире, в особенности свидетельствам, имеющим церковное признание и авторитет личной святости. Особую ценность в таких условиях приобретают свидетельства православных подвижников всех времен и Отцов Церкви, выявляющие глубину и неповрежденность Предания Церкви и позволяющие осознать веру сегодняшнего поколения христиан через ее догматическое осмысление. Догматы при этом не являются предметом отвлеченного богословствования, но исполняются жизни и “чистого смысла”, чтобы мы “помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими” (2 Пет 3:2). Для того, чтобы современные свидетельства Святого Духа и проявления Божественных действий могли быть адекватно принятыми и церковно осознанными (“хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам” (1 Кор 11:2)), полезно увидеть подобные свидетельства в историческом контексте и оценить отношение к ним святых Отцов и церковных писателей разного времени, начиная с апостольского века. Обращение к пневматологическому аспекту паламитского синтеза важно сейчас именно потому, что святитель Григорий, по его собственному свидетельству, не вносил ничего нового, до него неоткрытого, в веру Отцов, но в исторический момент, когда стала явной опасность искажения святоотеческого предания в вопросах об исхождении Святого Духа и о Его дарах, потребовалось четко выраженное и догматически осмысленное свидетельство миру из иноческой обители. Причем не столь важна была внешняя сторона проблемы Filioque и антилатинская направленность полемики, как необходимость православного ответа на это явление с учетом всех недомолвок и неясностей, бывших прежде, — ответа, исключающего всякое умствование о предметах непостижимых, но показывающего познаваемость в Его действованиях Того, Кто желает эти действования производить.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИУДЫ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Лжеучители: примеры Божия суда Архангел Михаил Пророчества Еноха и апостолов Введение 1. Писатель послания Писатель послания, известного под названием соборного послания Иудина, есть апостол из двенадцати Иуда, называемый Иаковлевым, а равно Леввеем и Фаддеем ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:16 ; Деян. 1:3 ; Ин. 14:21 ). Он был сын Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от первой, действительной его жены и брат родной упоминаемых в Евангелии детей Иосифа – Иакова (впоследствии епископа Иерусалимского, праведного; ср. Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ), Иосии и Симона, или Симеона (впоследствии также епископа Иерусалимского); ср. Мф. 13:55 и прим. По некоторому преданию, первое имя его было Иуда, обычное у евреев имя, имя же Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввея получил, вероятно, при избрании в апостольство Господом Иисусом Христом (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Евангельская история не сообщает об апостоле Иуде ничего, кроме только одного вопроса, предложенного им Господу при прощальной беседе Спасителя с учениками ( Ин. 14:22 ; см. прим.). Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем церковное предание говорит, что он проповедовал Евангелие Христово сперва во Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Едесе, где несколько прежде проповедал Евангелие другой апостол – Фаддей, из семидесяти, и «тамо аще что от оного Фаддея службы не доставаше, сей Иуда Фаддей добре исполни» (Четьи-Минеи. Июнь, 19). Предание о кончине святого апостола Иуды оразнообразилось. По некоторым сведениям он мирно скончался в Едесе, по иным – в Берите, или Бейруте, по другим – он скончался мученически в Армении, будучи повешен на дереве и потом пронзен стрелами. 2. Подлинность послания О подлинности происхождения соборного послания Иуды от сего апостола определительно и ясно свидетельствуют: Тертуллиан , Климент Александрийский (который написал толкование на все соборные послания, в числе их и на Иудино), древний так называемый Мураториев каталог и Ориген во многих местах своих творений (исключая одного места, где проглядывает сомнение о его подлинности).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Раздел III. Вероучение Глава I. Источники православного вероучения 1. Писание и Предание Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание – это вся Библия , то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях. Нередко под Преданием понимают всю совокупность письменных и устных источников, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколение. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» – письменное. Иногда же под Преданием понимают преимущественно устную передачу истин веры, в отличие от письменных источников вероучительного характера. Об устном Предании говорит святитель Василий Великий : «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... Ибо если отвергнем неписаные обычаи, как не имеющие большую силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах... Например, прежде всего упомяну о первом и самом обшем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались знаком креста – кто учил этому писанием? К востоку обращаться в молитве – какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба Евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим и другие, как имеющие великую силу в Таинстве, приняв их от неписаного учения. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания, еше же и самого крешаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еше? Самому помазанию елеем какое писаное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее, бывающее при крещении: отрицаться сатаны и ангелов его – из какого взято писания?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений Источник 1) О святой вере и Церкви вообще А) О святой вере а) Какая вера истинная? Несть иного благовещения, ни иные веры, кроме Апостолами проповеданныя, и Богоносными Отцы на различных Соборах извещенныя, и соборней Церкви преданныя. Не преложну сию, и непримесну всякия ереси храни даже до последнего издыхания. Вся же учения непорочней сей противляющаяся вере возненавиди, и чуждая вменяй быти от Бога, рече бо Апостол: яко аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже баговестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8 ) 1 . б) Источники сей веры 1) Их число. Из начала не точию Писании Евангельскими, Апостольскими, учительства великих Учителей, догматами Вселенских Соборов вера святая бе утверждаема: но и преданиями их законно полагаема. Еже видети есть от словес св. Апостола Павла, к Коринфянам глаголюща: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1Кор. 1:2 ), и к Фессалоникам глаголет: темже убо братие, стоите, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Сол.2:15 ). На кое место св. Златоуст пишет сице: отсюду явлено, яко не вся посланием предаша (Апостоли), но многая и без писания (Беседа 4), равне же оная, и сия достоверна суть. Тем же и предание церковное достоверно быти вменяем, то рек Златоуст святый возгласи: предание есть, ничтоже вящие ищи 2 . 2) Разделение и важность преданий. Предания суть сугуба, ова к догматам веры надлежащая, якоже о семи таинствах, и о благочестном святынь Божиих почитании: ова же, к чину и обрядам (церемониям) церковным, якоже о праздновании праздников, о хранении постов, о памяти усопших, и о прочих чинах и уставах церковных, еже аще и не суть писана во Святом Евангелии и во Апостольской книге, ниже суть сама собою вера якоже вера во единого невидимого Бога: обаче, понеже суть церковная предания, и известное знамение правыя веры правоверного человека, того ради хранити я должни есмы, по Златоустову увещанию: предание есть, ничтоже вящше ищи 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

священник П.Бубуруз Предисловие В русской богословской литературе до настоящего времени остается открытым, вопрос о литературной деятельности одного из крупнейших древних христианских писателей – святого Ипполита Римского . Мало кому известен и даже отсутствует в русском переводе его труд «Апостольское Предание». Между тем на Западе этот труд подвергнут глубоким исследованиям и ему придается большое значение в вопросе экуменического общения Церквей. Св. Ипполит, просвещенный муж, плодовитый писатель и замечательный богослов, является одним из выдающихся представителей христианства и одним из самых видных деятелей Церкви начала III в. Он был широко популярен как на Востоке, так и на Западе. По своей обширной литературной деятельности и по количеству произведений он уступает пальму первенства разве только своему выдающемуся современнику Оригену . Несмотря на это, жизнь св. Ипполита полна загадок, а исторические сведения о нем крайне скудны. Особый интерес к его личности появился только в XIX в. после открытия «Философумен», и особенно, после открытия «Апостольского Предания» в начале XX столетия. Первые сведения об Ипполите мы находим у Евсевия Кесарийского , который называет его предстоятелем какой-то Церкви 1 . Об этом свидетельствует блаженный Иероним 2 . Об Ипполите-пресвитере упоминает римский Хронограф от 354 г. и iber pontificalis, где говорится, что в 235 г. Ипполит-пресвитер был сослан вместе с папой Понтианом в Сардинию. Константинопольский патриарх Фотий называет Ипполита «учеником Иринея» 3 . Об Ипполите-епископе упоминают, вслед за Евсевием и Иеронимом, Феодорит, Леонтий Византийский , Иоанн Зонара, Георгий Синкелл, Никифор Каллист и др. 4 Новый луч света на таинственную судьбу Ипполита пролила найденная в Риме в 1551 г. его прекрасная статуя, которая, по мнению исследователей, относится к III или началу IV в. Ипполит сидит в кресле в положении, исполненном достоинства. Он облачен в широкий паллиум. По сторонам кресла выгравированы по-гречески пасхальный цикл на 112 лет и неполный перечень сочинений Ипполита. Среди них упоминается и «Апостольское Предание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010